Апологет православия перед Австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассияна Дмит. Богатырца (1868-1968) | Русин. 2009. № 1 (15).

Апологет православия перед Австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассияна Дмит. Богатырца (1868-1968)

В статье дана биография известного деятеля русинского Возрождения Буковины Кассияна Богатырца. ба

Апологет православия перед Австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассиян.pdf По австрийскому конституционному закону православному вероисповеданию признавались равные права с прочими вероисповеданиями австрийских граждан. Но это было только на бумаге, в самом же деле было совсем иначе. Когда только австрийским и мадьярским империалистам это было на руку, они подтасовывали православное вероисповедание под понятие государственной измены, приверженцев же православия за их мнимое стремление к воссоединению с великим русским народом за границей клеймили как государственных изменников и возбуждали против них политические процессы о государственной измене.Так было в процессе против свящ. Иоанна Григорьевича Наумовича 1882 г., известном как процесс против Ольги Грабарь и тов.; так было в 1913 г. в процессе в Мараморошском Сиготе, затеянном мадьярскими империалистами против иеромонаха Алексея Кабалюка и 94-х русских крестьян; так было в инспирированном накануне Первой мировой войны львовском процессе против журналиста Семена Юрьевича Бендасюка и тов. тоже о государственной измене, в котором обвинялись два православных священника - Максим Тимофеевич Сандович и Игнатий Филиппович Гудима; так было и в политическом процессе о государственной измене против священ. д-ра Кассияна Дм. Богатырца и тов., проведенном уже во время войны (4.09.1916-17.02.1917), в котором из 23-х обжалованных общественных и культурных деятелей Галичины и Буковины 16 были приговорены к смертной казни, в том числе и свящ. Богатырец.Следует обратить внимание на разницу между приговорами в таких процессах в мирное время и в военное. Когда в мирное время действовали еще конституционные законы об охране гражданской свободы, тогда процессы перед судом присяжных заседателей кончались приговором, освобождающим от обвинения в государственной измене. Но не так было во время военной суматохи, когда после отмены конституционных законов, гражданских прав действовал суровый террор, разжигаемый военным психозом. Поэтому и приговор в военное время можно было предвидеть: смертная казнь. В таких обстоятельствах пришлось действовать в процессе перед венским дивизионным судом краевой обороны д-ру Богатырцу, который мужественно и бесстрашно выступил в защиту прав православной церкви.Из опубликованных до сих пор в печати материалов известна защита прав восточной церкви, т. е. Православия, с которой выступил в свое время «просветитель Галицкой Руси» свящ. Иоанн Гр. Наумович, как перед австрийским судом в названном выше процессе, так и после, перед самым римским престолом в своей аппеляции к папе Льву XIII. Об этом можно узнать обстоятельно из «Стенографического протокола по делу Ольги Грабарь и тов.» (Львов, 1882) и «Аппеляции к папе Льву XIII свящ. Иоанна Наумовича», опубликованной в львовской газете «Слово» за 1883 г. (нр. 119-137) и отдельной перепечаткой, и из других публикаций того и последующего времен.Нигде, однако, не отмечалось в печати о заслуживающем особого внимания апологетическом выступлении д-ра Богатырца в упомянутом процессе, о чем следует сказать в связи со 100-летней годовщиной со дня рождения этого заслуженного на народном и церковном поприще деятеля, которая совпадает с днем 5 ноября 1968 г.Для полноты приводим несколько данных из его биографии.Уроженец села Кабино Вашковецкого уезда на Буковине 5.11.1868 г., происходил из семьи малоземельного крестьянина. Прошедши начальную школу в родном селе, поступил в немецкую гимназию в Черновцах, которую закончил с отличием в 1890 г. Богословский факультет Черновицкого университета закончил тоже с отличным успехом в 1894 г., и его профессора, отметив большие способности выпускника, советовали ему продолжать научную подготовку для занятия свободной университетской кафедры.Кассиян Дмитриевич защитил степень доктора богословских наук в 1896 г., но кафедры так и не получил, ибо кандидат не подходил под рецепт австрийских империалистов. Заняв место деревенского священника, он при ревностном исполнении своих пастырских обязанностей трудился над повышением культурного и экономического уровня крестьян, основывая читальни и кооперативные общества и редактируя популярные издания для народа. Эту плодотворную деятельность д-ра Богатырца, преследуемую административными властями - в частности, со стороны краевого президента барона фон Блейлебена - прервала Первая мировая война, когда по приказу директора черновицкой полиции Тарангула д-р Богатырец был сослан в город Линц, а затем, как политический узник, переведен в венскую гарнизонную тюрьму, чтобы предстать перед дивизионным судом краевой обороны по обвинению в государственной измене.На основании оставленного пок. д-ром Богатырцем очерка его защитительной речи на этом процессе приводим вкратце содержание части этой речи, которая касается православного вероисповедания, названного военным прокурором в обвинительном акте обидным термином «шизма». На этой именно точке д-р Богатырец развивает свое выступление.- Нас обвиняют, - сказал д-р Богатырец, - в пропаганде «шизмы». Так называет обвинительный акт нашу православную, признанную австрийскими законами церковь. Наш обвинительный акт будет для будущих поколений историческим документом, как австрийские государственные власти относились к православной, ими же признанной церкви.Ссылаясь на цитированные из обвинительного акта места, д-р Богатырец отстаивает, вопреки сопротивлению военного прокурора, свое утверждение и заявляет: - Наши власти не церемонятся, когда говорят о нашей православной церкви и называют ее «шизматической», не взирая на то, что эта церковь признана законом. Это имело место во всех процессах. Это повторяется и в нашем процессе, и я как член и священник православной церкви заявляю решительный протест против такого ненавистного и обидного официального отношения к православной церкви, как со стороны властей, так и со стороны прокурора, и прошу для вечной памяти зафиксировать в протоколе следующее: «Ввиду того, что православная церковь принадлежит к законно признанным в Австрии церквям, я, ссылаясь на 15 статью основного государственного закона от 1867 г. и на межконфессиональный закон 1868 г., как тоже на распоряжение Галицкой краевой губернии 1792 г., которым запрещено называть нашу православную церковь «шизматической», ссылаясь, наконец, на мнение министерства культов от 6.05.1915 г., находящееся в делах нашего процесса, заявляю торжественный и решительный протест против называния православной церкви «шизматической».- В делах нашего процесса, - продолжает д-р Богатырец, - встречается путаница относительно православной церкви. По мнению галицкого наместничества, православная церковь в Австрии не признана, поскольку эта церковь тождественна с российской государственной церковью, в другом же месте опять сказано, что эта церковь отличается от русской православной церкви. Министерство культов на запрос следственного судьи для Гайта ответило, что русская православная церковь такая же, как православная церковь в Австрии, а российский царь не глава церкви, а ее защитник, как и у нас в Австрии, где император имеет даже больше прав в православной церкви, чем российский царь. Ввиду того и того, что обвинительный акт считает переход на православное вероисповедание просто государственной изменой, я постараюсь (говорит д-р Богатырец) представить дело в подлинном свете и доказать необоснованность обвинительного акта.В дальнейших своих рассуждениях оратор на основании неоспоримых исторических фактов доказал, что до последнего Вселенского собора все догмы, учение и вообще устройство были общие для всей Христианской церкви. Со временем, однако, начались расхождения между Востоком и Западом, и римский епископ (папа) присвоил себе авторитативную власть, причем не постеснялся даже опереться на фальсифицированные так называемые «Псевдоисидоровские декреталии», пытался подчинить себе всю Христианскую церковь, и таким образом пришло к окончательному расколу в 1054 г. Римские латиняне утверждают, что православная церковь откололась от римской, и называют ее обидчиво «шизмою», в то время как в самом деле православная церковь осталась такой, какой была первичная церковь Христова, без нововведений отколовшегося Запада. Следовательно, характер «шизмы» имеет римско-католическая церковь и никоем образом не православная.Латинянам удавалось иногда перетянуть на свою сторону часть православных в виде унии, как это имело, например, место в шляхетской Польше в 1596 г., когда польская шляхта с иезуитами насильственно перевела часть православного народа в унию. Однако народ этот оставался в своих сердцах православным и при благоприятствующих обстоятельствах возвращался к вере отцов, и в этом естественном явлении прокуроры видят государственную измену, и австрийские власти устраивают фальшивые процессы.В законодательной части своего выступления высказал д-р Богатырец вещее предсказание в адрес австрийского государства: «Относительно обвинения в православии - «шизме» - могу только сказать следующее: пусть гонители церкви помнят, что и раньше бывали государства, которые преследовали веру, но по ним уже и след простыл, и сейчас только история упоминает о них, как о гонителях, погубивших бесчисленное число мучеников за веру и церковь. А церковь и до сегодня выполняет свою высокую просветительную задачу».Смелая, продуманная и логически научными и историческими аргументами обоснованная речь подсудимого д-ра Богатырца была беспристрастно оценена даже самим военным трибуналом, который в обосновании приговора охарактеризовал его личность следующим образом: «Обвиняемый д-р Богатырец - это просто могущественная, импонирующая личность, которая всесторонним образованием, решительным спокойным выступлением может заставить прислушиваться к нему. Когда он говорит, его слова - не пустые фразы…». Такая оценка врагов говорит сама за себя.Суровый смертный приговор не был приведен в исполнение, так как по объявленной амнистии последнего австрийского императора Карла I приговоренные к смертной казни вышли на свободу и пережили Австро-Венгерскую империю, как это тоже предвидел и предсказал в этом процессе д-р К.Д. Богатырец.После развала Австро-Венгрии д-р Богатырец продолжал свою многогранную деятельность. Новые румынские власти назначили его настоятелем прихода в Кицмань и благочинным районов Кицмань и Заставна. О. Кассиян положил между прочим после войны очень много труда совместно с сербским епископом Досифеем из Ниша над воссоединением униатов Закарпатской Руси с православной церковью.Пастырскую деятельность продолжал он до 1940 г., когда ушел на пенсию и переселился в Черновцы, где с 1944 по 1953 гг. занимал должность духовника Свято-Введенского женского монастыря.В последние годы жизни занимался научным трудом. На основании собранного богатого материала по истории Буковинской православной епархии составил труд, который ждет своего появления в свет.Упокоился в Черновцах 25 июля 1960 г. и там же похоронен 28 июля 1960 г. при участии многих тысяч почитателей.Источник: Свободное слово Карпатской Руси. № 3-4. 1969. Newark, N.J. USA.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 Апологет православия перед Австрийским военным судом. К 100-летию со  дня  рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассияна Дмит. Богатырца (1868-1968) | Русин. 2009. № 1 (15).

Апологет православия перед Австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассияна Дмит. Богатырца (1868-1968) | Русин. 2009. № 1 (15).