Русинская тематика в изданиях последних лет | Русин. 2009. № 4 (18).

Русинская тематика в изданиях последних лет

Русинская тематика в изданиях последних лет.pdf УкраинаЗакарпатская областьББК Ф7 (4 УКР - 4 Зак) 6 Б 27УДК 329.71 (477.87) «1980/1990»ISBN 978-966-224-3Басараб М.М., Токар М.Ю. Громадські організації Закарпаття в боротьбі за державність України (кінець 80-х - початок 90-х років XX століття): Монографія / Серія «Studia Regionalistica»; НДІ політичної регіоналістики; ДВНЗ «Ужгородський національний університет». - Ужгород: Видавництво «Карпати», 2009. - 336 с.В монографии ужгородских исследователей анализируется процесс создания и деятельности первых общественных организаций Закарпатья в новейшую эпоху борьбы за государственную независимость Украины. Авторами осуществлен анализ формирования общественно-политического массового движения, создания общественно-политических, культурно-просветительских, патриотических организаций, обществ, объединений. Исследованы условия их функционирования, проблемы структурного развития, аспекты сотрудничества. Показаны причины противостояния партийным институтам власти. Определен вклад закарпатцев в процесс развития Украинского государства. Издание рассчитано на широкий круг читателей.Х55ISBN 978-966-8760-47-1Хланта І., Мельник С. Копашнівський Свято-Іоанно-Богословський жіночий монастир. - Ужгород: ВАТ «Патент», 2008. - 32 с.В брошюре в краткой форме изложены история и сегодняшнее положение православного женского монастыря в с. Кошашнево Хустского района Закарпатской области. Авторами собраны биографии настоятельницы и священников монастыря. ISBN 966-8279-23-2Архімандрит Василій (Петьовка). При восковій свічці. Духовні вірші. Упорядкування та передмови Ю.Данильця та П.Мідянки. - Мукачево: Карпатська вежа, 2008. - 60 с.В книге впервые печатаются духовные стихи архимандрита Василия (Петьовки) (1949-2002). Стихи собрали и подготовили к печати к.и.н. Ю. Данилец и поэт П. Мидянка. Книга начинается предисловием «Висока печать духа» П. Мидянки. В нем автор анализирует духовное наследие архимандрита. Далее представлен биографический очерк Ю. Данильца о жизни архимандрита Василия. В книге также есть фотографии из личных архивов родственников архимандрита Василия.Диякон Олександр Монич. Свалявський Свято-Тройце-Кирило-Мефо-діївський жіночий монастир. (Короткий історичний нарис). - Ужгород, 2009. - 48 с.В брошюре представлен краткий исторический очерк о женском монастыре в Сваляве. Условно работа делится на две части. В первой дается краткая справка по истории монастыря, во второй - биографии основателей, настоятельницы и священников. Книга предназначена для широкого круга читателей.ББК 83.3 (4 УКР) С 58ISBN 978-966-8924-7Світлинець А., Канайло С. Свято-Архангело-Михайлівський монастир у селі Драгово-Забрід. - Ужгород: Ґражда, 2009. - 224 с. + 8 с. кол. іл. Как известно, центрами православной идентичности и аскетизма были монастыри. Одной из таких обителей на Хустщине, а именно Свято-Архангело-Михайловскому женскому монастырю в селе Драгово-Забродь, посвящена новая книга краеведов Андрея Свитлинца и Сергея Канайло. В прошлом из-под их пера вышел труд об истории Свято-Серафимовского монастыря в селе Приборжавское Иршавского района. Новый проект осуществлен по благословению Марка, архиепископа Хустского и Виноградовского, и при финансовой поддержке настоятельницы обители игуменьи Митродоры (Поп). Общий тираж книги - 400 экземпляров, что чрезвычайно мало для такого рода работ. Надеемся, что в будущем найдутся благотворители, которые помогут напечатать второе издание. Структура книги основывается на сочетании хронологического и тематического принципов. Это четыре главы, рассматривающие историю монастыря с начала ХVIII в. до современности. Отдельно выделен материал о священниках и настоятельницах монастыря. В конце книги представлены интересные дополнения: грамоты, справки, письма, таблицы. Данная форма подачи материала, по нашему мнению, дает возможность проследить все этапы развития обители и подчеркнуть главные аспекты деятельности монашества. Предисловие к книге подготовил Юрий Данилец, а послесловие написал член Союза писателей Украины Петр Мидянка.Чтобы раскрыть поставленную проблему, авторам пришлось хорошо поработать в различных архивных учреждениях. Большинство документов из древней истории монастыря А. Свитлинец и С. Канайло обнаружили в фондах Государственного архива Закарпатской области. Не менее важные факты были найдены в текущих архивах Мукачевской и Хустской православных епархий, архиве Драговского монастыря, частных коллекциях. В книге можно прочесть воспоминания монахинь, их близких, жителей окрестных сел.Исследователи проанализировали и соответствующую научную литературу. Это труды историков М. Лучкая, Ю. Жатковича, И. Панькевича, о. Василия (Пронина), Ю. Данильца, В. Фенича. Украшением книги являются многочисленные фотоиллюстрации, запечатлевшие праздники и будни монастыря в Драгово. Следует отметить, что данное издание является первым комплексным исследованием истории Драговского монастыря с XVIII в. до нашего времени. Авторы рассматривали деятельность монастыря на фоне политического развития края. Это дало им возможность выявить особенности государственно-церковных отношений и отношение различных режимов к православной монашеской святыни. Новая книга А. Свитлинца и С. Канайло раскрывает перед читателем широкие пласты закарпатской церковной истории. Она побуждает к продолжению работы как самих авторов, так и всех исследователей истории православия на Закарпатье.ISBN 966-9178-4Рубіш Ф., Довганич О. Закарпатці під пресом сталінського свавілля. - Мукачево: Карпатська вежа, 2009. - 440 с.Книга биографических очерков об участниках движения против тоталитарного режима, о борьбе за сохранение своего народа, его самобытности, культуры, государственных атрибутов. Из использованных архивных документов и воспоминаний очевидцев читатель может узнать о зверствах сталинского режима против закарпатской молодежи, как борцы не сломались и как в лагерях и после них продолжали свою деятельность. Книга вышла к 80-летию со дня рождения авторов.ISBN 966-8964-30-3Пагиря В. Серце диктує перу. Нариси, статті, рецензії, есеї. - Мукачево: Карпатська вежа, 2009. - 104 с.В книге представлены газетные материалы и статьи автора, которые раньше не печатались. Книга выходит как научно-методическое пособие для учителей школ с преподаванием творчества писателя Василия Пагири на уроках украинского языка и литературы.ББК 83(4УКР) Д58 ISBN 978-966-8924-94-1Довганич О. До Бузулука через табори Гулагу. - Ужгород: Ґражда, 2009. - 268 с. Население Закарпатья крайне негативно встретило оккупацию в 1939 г. этой территории Венгрией. Спасаясь от возможных расправ за малейшее неповиновение, нежелание служить в венгерской армии и невероятной безработицы, закарпатцы начали в массовом порядке покидать родные дома и нелегально переходить через границу в СССР. Там их никто не ждал, их судили за нарушение границы и отправляли в исправительно-трудовые лагеря. И только с образованием на территории СССР чехословацких военных частей эти люди были амнистированы, освобождены из лагерей и как бывшие граждане Чехословакии отправлены в Бузулук, где эти части формировались. С 1943 г. до конца войны закарпатцы прошли боевой путь до Праги, где встретили Победу. 70-летию начала вышеупомянутого события, характерного только для Закарпатья периода Второй мировой войны, посвящено это издание.ББК 83 (4УКР) Д58ISBN 978-966-176-005-8Довганич О. Голгофа жертв політичних репресій. - Ужгород: Ґражда, 2009. -304 с. В новой книге известного автора собрана серия биографических очерков о государственных и общественных деятелях, мастерах литературы и искусства, ученых, отдельных гражданах Закарпатской области, осужденных в 1939-1955 гг. особыми совещаниями при Министерстве государственной безопасности СССР, военными трибуналами, спецсудами Закарпатской Украины и Закарпатским областным судом за так называемый украинский буржуазный национализм, антисоветскую деятельность в организациях ОУН Карпатской Украины, «Карпатской Сечи», различных политических партиях, подпольных молодежных националистических организациях и группах, за нелегальный переход границы и религиозные взгляды. Книга издается к 15-летию бессменного пребывания автора в должности руководителя научно-редакционного отдела областного тома «Реабилитированные историей».ББК Т3(4Укр-4Зак)47Д18УДК 94(477.87) «17/18»ISBN 978-966-332-054-7Данилюк Д. Історична думка на Закар-патті епохи національного відродження (кінець XVІІІ - середина ХІХ ст.). - Ужгород, 2009. - 400 с. История Закарпатья XVIII-XIX вв. не перестает интересовать как местных, так и зарубежных исследователей. Недавно вышла в свет монография доктора исторических наук профессора заведующего кафедрой истории Украины Ужгородского национального университета Дмитрия Данилюка под названием «Историческая мысль на Закарпатье эпохи национального возрождения (конец XVIII - середина XIX века)». Д. Данилюк - известный в крае и далеко за его пределами ученый. Он - автор и составитель 12 отдельных изданий, вступительных статей к I и IV томам «Истории карпатских русинов» М. Лучкая, соавтор «Очерков истории Закарпатья» в трех томах. На основании обработки рукописных произведений, публикаций конца XVIII-ХIХ в. Д. Данилюк вернул немало забытых имен закарпатских ученых, деятелей национального возрождения, а их научное наследие вывел на всеукраинский уровень. Исследования о них опубликованы в таких изданиях, как «Украинский исторический журнал», «Историческая наука на пороге XXI века: итоги и перспективы», «Историографические исследования в Украине» и др. На его труды ссылаются ведущие историографы Киева, Харькова, Черкасс, Каменец-Подольского. Результаты исследований помогут по-новому оценить научный и культурно-образовательный уровень Закарпатья в прошлом. За плодотворную и многолетнюю педагогическую работу, значительный вклад в развитие исторической науки, в частности, историографии и карпатоведения, профессор Д. Данилюк награжден орденом «За заслуги» III степени и Почетной грамотой Министерства образования Украины. Новая монография продолжает исследуемую автором тему становления и развития исторической мысли на Закарпатье с древнейших времен до наших дней. В книге с новых позиций оценен важный период в истории Закарпатья конца XVIII - первой половины XIX в. Работа написана на основе рукописей, редких публикаций ХVIII-ХIХ вв. Д. Данилюк знакомит с научным и творческим наследием закарпатских общественно-политических и церковных деятелей и ученых: А. Коцака, И. Пастелия, Д. Бабиля. Широко проанализирован первый печатный труд И. Базиловича, который уже в конце XVIII в. представил историю Закарпатья в тесной связи с историей восточных славян, в частности, Киевской Руси. Впервые опубликованы переписка И. Базиловича с цензором Г. Тарковичем, письма епископа А. Бачинского к императрице Марии-Терезии с просьбой покупать книги в Галиции, письмо Е. Шенборна об открытии типографии в Закарпатье. Представлены документы о деятельности епископа Бачинского, направленной на расширение сферы употребления родного языка и внедрение всеобщего обязательного обучения. Всесторонне проанализировано научное наследие М. Лучкая, ставящее его в ряд историков демократического направления в европейской историографии. Исследована активная деятельность А. Духновича по обоснованию необходимости воссоединения Закарпатья с сопредельными украинскими землями. Последний отмечал, что «русины угорские давнейше с галицкими случены были». Завершается монография анализом труда А. Балудянського «История церковная Новаго Завета». Автор отмечает, что в этой работе было поднято немало проблем, в частности, автохтонности русинов, миссионерской деятельности равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, прихода венгров. Значительную часть книги занимает научное наследие вышеупомянутых историков. Кроме того, представлены отдельные научные труды И. Орлая, Ю.Гуцы-Венелина, А. Духновича, обнаруженные в библиотеках и архивах Украины и за ее пределами. Таким образом, в новой книге Д. Данилюка по-новому оценен период второй половины XVIII - первой половины XIX в. В частности, доказано, что национальное возрождение началось не с приходом русской армии в 1848-1849 гг., его составляющие имели место уже в конце XVIII в.Надо отметить научный аппарат книги, который включает архивные и рукописные материалы, периодику XIX в., зарубежную историографию Закарпатья. Подготовлен обширный именной указатель. Об авторе как исследователе рассказано в послесловии профессора М. Вегеша. Книга станет хорошим подарком для учащихся, студентов, учителей и всех, кто интересуется историей Закарпатья.ББК 86.372(4Укр-4Зак)Д77УДК 281.96(477.87)ISBN 978-966-8760-65-5Монич Олександр, диякон. Заневський монастир на Полонинах: нариси з історії Угольського та Углянського монастирів. - Ужгород: ВАТ «Патент», 328 с., іл. История святого православия на Закарпатье уходит в глубокую древность. Большинство исследователей связывают распространение христианства греческого обряда с именами св. Кирилла и Мефодия или, по крайней мере, их учеников. Есть также версия, что первые монахи на Закарпатье появились во времена Киевской Руси. Они могли прийти в Венгрию с дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и основать обитель в Мукачеве. По мнению известного церковного историка архимандрита Василия (Пронина), ученики св. Кирилла и Мефодия, которые были вынуждены оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало основанию Угольского монастыря. Таким образом, мы видим, что древнее монашество на Закарпатье возникло в тесной связи с другими центрами православного мира. Изучение деятельности святых обителей началось на Закарпатье достаточно давно. Конечно, эта тема неисчерпаемая и требует все новых и новых подходов. Одним из первых, кто серьезно занимался церковной историей Закарпатья, был М. Лучкай. Потом его миссию продолжили А. Кралицкий, Ю. Жаткович, А. Петров, И. Кондратович, А. Дехтерев и др. В последнее время в связи с возрождением православных монастырей на Закарпатье появилось множество трудов, посвященных миссионерской и социально-экономической истории монашеских обителей. Первой ласточкой стала в 1994 г. книга мукачевского краеведа Василия Пагири «Монастыри Закарпатья». Этой проблеме посвятили свои труды Андрей Свитлинец и Сергей Канайло, Степан Чопик, Григорий Рачук и автор этих строк. Недавно этот ряд исследователей пополнил историк с богословским образованием протодьякон Александр Монич. В 2008 г. он издал книгу об истории Грушевского монастыря, а совсем недавно из-под его пера вышла книга с довольно интригующим названием «Заневский монастырь в Полонинах: очерки истории Угольского и Углянского монастырей».История Угольского монастыря начинается в начале XIII в. Автор книги приводит важное свидетельство из «Списания обителей Мараморошских древле бывших»: «Сія обитель когда ся начала знати не мож. Повідают люде, иж разом из селом роздана єсть. Село місто под него дало обширное под полонинами, майже на милю земли отстоит». В Ипатьевской летописи под 1262 г. есть первое упоминание о монастыре в Полонинах. Летописец сообщает, что «Войшелк крести Юрия Львовича; тот же потом идее в Полонину ко Григорьеви в монастырь, и пострижеся в черньце, и бысть в монастыри у Григорья 3 лета, оттоле же пойде Святую Гору, прием благословение от Григорья». По словам о.Александра, версию о том, что в летописи упоминают именно Угольский монастырь, поддерживали Я. Головацкий, митрополит Макарий (Булгаков), архимандрит Василий (Пронин). О том, что монастырь в Полонинах играл важную роль в жизни Западной Руси, говорит тот факт, что в 1552 г. его посетили послы московского государя Иоанна IV Грозного (1530-1584). Информацию о поездке посольства московского царя мы находим в «Хронографе» начала ХVII в. Впервые записку «О Занове Угорском» опубликовал известный российский филолог-славист Александр Востоков в 1842 г. В научный оборот «Карпатской истории», как утверждает о. А. Монич, записку ввел Алексей Петров в 1906 г. Здесь мы должны сделать небольшое уточнение. Заслуги А. Петрова в исследовании истории Закарпатья, бесспорно, значительные. Однако следует отметить, что впервые информация из «Хронографа» на Закарпатье была опубликована еще в 1856 г. на страницах «Церковной газеты», которая выходила в Будине. Это периодическое издание было основано о. Иоанном Раковским и выходило в 1856-1858 гг. После закрытия газеты австрийскими властями некоторое время он издавал «Церковный Вестникъ» (1858 г.). Несмотря на то, что о. Иоанн был униатским священником, он исповедовал русофильские взгляды и тайно поддерживал православие. Его деятельность также привела к возрождению православного движения в с. Иза на Закарпатье в начале ХХ в. Интересен тот факт, что после публикации в газете ее редактор Иоанн Раковский обратился к читателям с просьбой помочь в сборе информации о древнем монастыре. Книга имеет интересную структуру. А. Монич разделил материал на 15 глав, которым предшествует небольшое предисловие кандидата исторических наук директора Закарпатского государственного архива Михаила Делегана. Потом во вступлении автор проанализировал главные источники и научную литературу, которая относится к теме книги. Фактически большей своей частью книга написана с использованием документов вышеупомянутого архива, архивной коллекции Закарпатского краеведческого музея и других заведений. Научный тандем Мукачевская епархия - Государственный архив Закарпатской области, как и раньше, дал хорошие результаты. При помощи руководства архива и других работников о. А.Моничу удалось обнаружить уникальные неопубликованные источники и донести их до общественности. В первой главе, которая называется «Заневские антитезисы», автор рассуждает о нестыковках в давней истории Угольского монастыря. Проанализировав документы XIII-XVIII вв., он приходит к выводу, что, возможно, древний монастырь находился в Полонинах (современное село Малая Уголька), а в XVIII в. был перенесен монахами в село Угля. Какие факты приводятся в подтверждение этой гипотезы? В первую очередь, автор утверждает, что до XVIII в. в архивных источниках фигурирует название монастыря как «Угольський», а с XVIII в. - «Углянский». Во-вторых, обнаружена грамота 1776 г., написанная жителями с. Угля, с просьбой об основании монастырского храма в их селе. Здесь надо отметить, что после смерти последнего православного епископа Досифея Феодоровича в 1734/1735 гг. в восточной части Закарпатья - Мараморощине начинает распространяться уния. Православные обители, которые были основаны для защиты православия, начинают терпеть разные притеснения. Следует также отметить, что большинство населения Закарпатья не знало о подписании унии с Римом в Ужгороде (1646 г.). Униатская литургия мало чем отличалась от православной, священники на приходах остались прежние (хотя они и приняли Символ Веры, население об этом факте не ведало). Таким образом, даже в начале ХХ в. множество закарпатских униатов считали себя православными. Можно привести примеры из документов, когда в начале ХХ в. закарпатских русинов не пускали в православные обители, а они даже не ведали, что они униаты. Наверное, в связи с таким же неведением связано и обращение жителей с. Угля в 1776 г. к руководству униатской епархии. В связи с этими фактами утверждение, что монастырь в Угле могли основать униаты, не имеет под собой фактов. Православная традиция Угольского монастыря не была прекращена, она продолжилась в новом монастыре в Угле. Во второй главе «Первые исторические известия о Заневском монастыре в Полонинах» собраны все источники по истории Угольского монастыря раннего периода. Следующие главы имеют названия «Посольство московского царя Иоанна IV Грозного в Заневском монастыре», «Деятельность последнего православного епископа Досифея Феодоровича Угольского», «Судьба Заневского (Угольського) монастыря после смерти епископа Досифея». Раскрывая историю монастыря в Угольке, автор не мог не сказать о деятельности преп. Иова Кундри. Этот святой земли Карпатской трудился на ниве церкви Христовой в ХХ в. Для написания главы о. А. Монич широко использует ранее опубликованные материалы, в том числе и статьи автора этих строк. Следующие главы книги не менее интересны - «Смена юрисдикции Заневского (Угольского) монастыря», «История основания нового монастыря в с.Угля в ХVІІІ веке». Это увлекательное повествование об истории монастыря в ХХ в. Благодаря деятельности иеромонаха Викентия (Ороса) и сельских жителей обитель смогла возродиться в 1933 г. В это время православные общины Закарпатья (Подкарпатской Руси) относились к юрисдикции Сербской православной церкви. Владыка Дамаскин (Грданичка) много времени уделял возрожденному скиту. Монашеская обитель возродилась как женский скит. Первой настоятельницей была назначена монахиня Рафаила (Рыбарь). В советское время скит подвергли гонениям, а в 1959 г. ликвидировали. Поучительна биография обновителя монастыря архимандрита Викентия (Ороса). В 1952 г. по надуманным обвинениям он был арестован и осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Немного позже вышла книга краеведов Андрея Свитлинца и Сергея Канайло о Драговском монастыре, где биография о. Викентия изложена более подробно.Далее раскрыто современное положение монашеской жизни в Угле, приводятся биографии настоятельниц монастыря и его духовников. В приложениях к книге автор разместил около 30 документов. Это, в первую очередь, копии документов, их расшифровка, списки монахинь и т.д. Отдельно следует отметить высокое полиграфическое качество книги и множество иллюстраций. Считаем, что книга о. Александра Монича не ставит точку на проблеме изучения истории Угольского монастыря, она приглашает ученых к дискуссии и дальнейшему исследованию русской истории. ББК 86.372(4Укр-43Зак)Х89УДК 281.93 (477.87)ISBN 978-966-2921-01-4Храм Покрова Божої Матері /упор. Прот. М.Кабацій, І.Ладжун. - Ужгород, 2007. - 64 с.В книге собрана информация о деятельности храма-памятника русским воинам, погибшим в годы Первой мировой войны в Ужгороде. Издание хорошо проиллюстрировано фрагментами иконописи и фотографиями.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Данилец Наталия ЯрославовнаЗакарпатский этнографический музей народной архитектуры и бытанаучный сотрудник Закарпатского этнографического музея народной архитектуры и бытаnataliadanilec@rambler.ru
Данилец Юрий ВасильевичУжгородский национальный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины Ужгородского национального университета, заместитель главного редактора международного исторического журнала «Русин»jurijdanilec@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

 Русинская тематика в изданиях последних лет | Русин. 2009. № 4 (18).

Русинская тематика в изданиях последних лет | Русин. 2009. № 4 (18).