Весомый вклад идеями, подготовкой кад-ров в процессе становления молдавской исторической школы внеслисоветские, в т.ч. российские, а позднее и молдавские ученые. У ееистоков стояли академики АН СССР Л.В. Черепнин, М.П. Ким,И.И. Минц, академики АН МССР Я.С. Гросул, А.М. Лазарев, чл.-корр. АН МССР Н.А. Мохов, Е.М. Руссев и др.За послевоенный период вплоть до конца 80-х гг. историки Молдавиисумели глубоко и масштабно осмыслить в своих трудах весь сложныйи тернистый путь истории народа нашего края. Их многочисленныеисследования посвящены периодам наиболее ранней истории1, сред-невековью, новому и новейшему времени и составляют солиднуюисториографию. Огромная работа в послевоенные годы проведенатакже по изданию многотомного корпуса документов по всем перио-дам истории Молдавии.
О роли российских ученых в становлении исторической школы в Молдавии.pdf Каждая цивилизованная страна, ее народ имеют свою историю и, какправило, свою научную историческую школу, которая концептуальноосмысливает и выражает сложившиеся на протяжении минувших сто-летий исторический опыт развития народа, его национальные ценнос-ти, характерные формационные и цивилизационные закономерности иособенности их проявления. Творцами и хранителями таких школ яв-ляются наиболее яркие и талантливые ученые, мыслители, которыене только аккумулируют и систематизируют уже известные, но и до-бавляют к ним добытые ими самими новые знания, составляя карти-ну прошлого человеческого бытия.В Молдавии историческая наука имеет давние традиции, их зарож-дение восходит ко времени средневековья. Первые попытки анализаисторических фактов и событий с позиции бытовавших тогда пред-ставлений о развитии человеческого общества содержатся в произве-дениях молдавских летописцев XVII в. Г. Уреке, М. Костина, Н. Ми-леску Спэтару, И. Некулче и др. Подлинным же зачинателем истори-ческой науки в Молдавии явился, как известно, Дмитрий Кантемир(1673-1723) - выдающийся ученый-энциклопедист и политический де-ятель Молдавского княжества, видный деятель культуры Молдавии иРоссии. Вышеперечисленные историки и мыслители положили началосвоеобразной исторической школы в средневековой Молдавии, отли-чившейся высоким для своего времени уровнем анализа и надлежа-щими выводами. Позднее, в XIX - начале XX в., в молдавской истори-ографии появились также имена историков и писателей Г. Асаки,Б.П. Хашдеу, А. Защука, М. Когэлничану, А. Накко, И. Суручану,А. Кассо, Шт. Чобану и других, внесших свой вклад в изучение исто-рии края.После вхождения Бессарабии в состав России традиция средневеко-вой исторической школы на этой территории сохранилась. Однако вусловиях становления новых, капиталистических отношений ученыеэтой школы стали анализировать развитие исторического процесса ужес учетом новых знаний о человеческом обществе, социальных и дру-гих реалий, сложившихся в Бессарабии и левобережном Приднестро-вье, где позднее сформировалась молдавская буржуазная нация. Междутем, организационные, кадровые, материальные и другие возможнос-ти, а главное - методологические подходы и приемы анализа истори-ческого материала были ограничены для более углубленного и все-стороннего исследования местной истории.По-настоящему систематически и более глубоко, на базе массовыхисторических источников, с диалектико-материалистических позицийэта отрасль знаний стала развиваться лишь после Великой Октябрьс-кой революции. Становление исторической науки на территории ны-нешней левобережной части республики в этот период, тесно связан-ное с масштабными преобразованиями всей жизни бывшей большойстраны на социалистической основе, началось с создания в 1926 г. приНародном комиссариате просвещения Молдавской АССР Молдавс-кого научного комитета, в составе которого была историческая сек-ция. В ней развернулась работа по накоплению, систематизации и ос-мыслению документов и материалов по новейшему периоду историикрая - борьбе за установление власти Советов, началу строительстванового общества и др. Это были первые шаги, проба сил развернутогоизучения истории молдавского народа в рамках МАССР.Важное значение для развития исторической науки имела подготовкакадров историков для республики. Большую роль в этом деле сыграливысшие учебные заведения крупных научных центров страны - Мос-квы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов, а также Тирас-польский педагогический институт, где в 1937 г. состоялся первыйвыпуск специалистов-историков. С целью дальнейшего расширениянаучных исследований Молдавский научный комитет в 1935 г. былпреобразован в Научно-исследовательский институт молдавской куль-туры, а в 1939 г. - в Молдавский научно-исследовательский институтистории, экономики, языка и литературы при правительстве Молдавс-кой АССР, ставший центром по изучению истории республики. Срединаиболее важных его публикаций того времени следует назвать сбор-ник статей «Советская Молдавия (1924-1939)» (Тирасполь, 1939); «Мол-давия в великой семье республик Советского Союза» (Кишинев, 1941).Эти сборники содержали материалы как по современной истории, таки по более ранним ее периодам. В них, главным образом, в научно-популярной форме освещалось прошлое и настоящее края.После воссоединения молдавского народа и образования союзнойМолдавской ССР (1940) возможности для развития исторических ис-следований в республике значительно возросли. Однако война противфашистских захватчиков и временная оккупация ими Молдавии раз-рушили планы и нанесли большой урон Молдавской ССР, в т. ч. и вобласти культуры, науки и др. Особенно быстро упомянутые возмож-ности стали реализовываться в послевоенные годы. Опираясь на все-стороннюю помощь государства, а также на учение исторического8 2008, № 1-2 (11-12)материализма и законы диалектического развития человеческого об-щества, на накопленный практический опыт, прежде всего, советскойисторической наукой, молдавские исследователи приступили к изуче-нию большого круга проблем истории Молдавии с древнейших вре-мен до современности.Неоценимую помощь им в это трудное время оказало Советское го-сударство. Оно реэвакуировало в Кишинев педагогический институт,открыло в 1946 г. Кишиневский государственный университет (с исто-рическим факультетом), направило в республику квалифицированныхвузовских преподавателей и исследователей по истории, которые не-замедлительно включились в работу. Среди них кандидаты истори-ческих наук, в т.ч. занимавшиеся древней и средневековой историей, -Н.А. Мохов, Н.Б. Бреговская, Р.Ю. Энгельгардт, Б.Л. Модель, новойисторией -А.М. Мальков, Н.В. Королев, новейшей историей -С.К. Брысякин, А.В. Симонов и др. Они вели преподавательскую ра-боту в Кишиневском госуниверситете и Кишиневском пединституте,а также занимались научными исследованиями. Многие из них затемзащитили докторские диссертации, приобщая к исследовательскойработе своих молодых коллег и студентов.Уже в первое послевоенное десятилетие заметно возросло число под-готовленных кадров по истории, в т. ч. исследователей. Они проходи-ли обучение в Кишиневском госуниверситете и Кишиневском педин-ституте, а также в вузах за пределами республики. Большое значениев развитии научных исследований по истории имели созданные в Мол-давии академические научные учреждения -Молдавская база АНСССР (1946 г.), с 1949 г. - Молдавский филиал АН СССР.В этот ответственный и важный период становления и развития ис-торической науки в Молдавской ССР большую роль сыграла помощьведущих научных центров страны, многих известных корифеев совет-ской исторической науки: академиков В.П. Волгина, Б.Д. Грекова,В.И. Пичеты, позже -академиков М.П. Кима, И.И. Минца, А.В. Че-репнина и многих других. Они внесли ценный вклад в формированиенаучных направлений исторических исследований, подготовку высо-коквалифицированных кадров историков для республики, в рецензиро-вание и редактирование их трудов и проч.Эффективной формой подготовки кадров историков высшей квали-фикации для научных учреждений Молдавии, как, впрочем, и для дру-гих республик, была аспирантура или соискательство в головных ака-демических научных учреждениях АН СССР. Систематическое нача-ло этому было положено в первые послевоенные годы и протекало онопо нарастающей. Так, археологи проходили подготовку в Институтеархеологии АН СССР у академика Б.А. Рыбакова, докторов истори-ческих наук Г.Б.Федорова, А.И. Мелюковой, Т.С. Пассек и других.Там же защитили свои кандидатские диссертации представители изМолдавии П.П. Бырня (позже доктор наук), В. А. Дергачев (позжедоктор наук), В.С. Бейлекчи, И.А. Борзияк, И.Г. Хынку, И.А. Рафало-вич, Г.Ф. Чеботаренко, Н.А. Кетрару, В.И. Маркевич и др.Многие представители Молдавии в разные годы прошли высокуюпрофессиональную школу в Институте истории АН СССР. По пробле-мам средневековой истории это происходило у акад. А.В. Черепнина,чл.-корр. В.Т. Пашуто, а также у д.и.н. В.Д. Королюка и др. У нихпополняли свои знания Е.М. Руссев (позже чл.-корр. и директор Ин-ститута истории АН МССР), д.и.н. Ф.А. Грекул, чл.-корр. АН МССРП.В. Советов, чл.-корр. АН МССР Д.М. Драгнев и др. Благотворноевлияние на формирование молдавских ученых по проблемам новойистории оказали акад. Н.М. Дружинин, акад. А.М. Панкратова, акад.М.В. Нечкина, акад. И.Д. Ковальченко, проф. К.В. Сивков и др. Онибыли научными руководителями, кураторами, наставниками молдавс-ких ученых: Я.С. Гросула (впоследствии чл.-корр. АН СССР, акад.АН МССР, первого президента АН Молдавии), докторов историчес-ких наук В.Я. Гросула, И.Ф. Иоввы и др. Академики И.И. Минц, П.В.Волобуев и другие постоянно оказывали ценную поддержку нашей рес-публике в подготовке высококвалифицированных специалистов (док-тора исторических наук А.С. Есауленко, А.Ю. Скворцова и др.) по воп-росам истории борьбы трудящихся нашего края за установление Со-ветской власти, участвовали в редактировании ряда трудов по этойпроблематике и др.Огромное влияние на подготовку ученых-историков высокой квали-фикации для республики по проблемам истории советского общества,а также на формирование актуальных научных направлений оказалиакад. М.П. Ким и его научная школа, акад. Ю.А. Поляков, д.и.н.В.П. Данилов и многие другие. Они не только работали с аспирантамии соискателями, но и постоянно участвовали в редактировании многихнаучных публикаций молдавских коллег. Среди их учеников и последо-вателей можно назвать чл.-корр. АН МССР В.И. Царанова, д.и.н.Л.Е. Репиду, кандидатов исторических наук Л.Е. Бульмагу,Б.Г. Бомешко, чл.-корр. АНМ В.И. Пасата и многих других.В Институте этнографии АН СССР у академика Ю.В. Бромлея, к.и.н.М.Я. Салманович и других прошли в свое время научную подготовкуизвестные в Молдавии специалисты-этнографы чл.-корр. АНМВ.С. Зеленчук, д.и.н. Н.А. Демченко, к.и.н. С.Л.Нестерова и др.Целый отряд высокого уровня историков-исследователей по пробле-мам истории некоторых балканских стран был подготовлен академи-ками Н.С. Державиным и Ю.А.Писаревым, докторами историческихнаук В.Н. Виноградовым, С.К. Никитиным, И.С. Достян, В.Н. Коно-беевым и другими в Институте славяноведения и балканистики АН10 2008, № 1-2 (11-12)СССР. Среди их учеников и последователей молдавские исследовате-ли доктора исторических наук Е.Е. Чертан, Н.Н Червенков, кандида-ты наук И.И. Мещерюк, К.А. Поглубко, Л.И. Степанова, И.Д. Забу-нов, К.Л. Жигня и др.Формирование корпуса исследовательских кадров историков высшейквалификации в вышеупомянутых научных учреждениях корифеямисоветской исторической науки происходило разными путями, в разноевремя и в разнообразных формах. Это, прежде всего, как указывалосьвыше, традиционно осуществлялось через аспирантуру, когда моло-дые соискатели ученой степени сдавали конкурсные вступительныеэкзамены, утверждали темы своих диссертационных работ, слушалиуглубленные лекции наиболее опытных коллег и участвовали в науч-ных семинарах по истории, философии, приобретали знания, как мини-мум, по двум иностранным языкам, готовили научные рефераты, сда-вали кандидатские экзамены, участвовали в обсуждении научной про-дукции членов подразделений, к которым они были прикреплены , ит.п. Необходимые научные познания и навыки соискатели получалитакже на заседаниях при обсуждении рукописей завершенных иссле-дований, научной продукции на различных институтских уровнях, в т.ч.на ученых советах.В головных научных институтах ежегодно проходило, как правило, понесколько научных конференций. Для многих сотрудников и аспиран-тов это были настоящие праздники знаний. На них выступали преждевсего наиболее яркие и известные историки большой страны. Знаком-ство с их докладами, выступлениями в дискуссиях, узнавание наибо-лее видных из них в лицо не проходило бесследно, положительно влия-ло на профессиональную подготовку молодых.Немаловажную роль в становлении молодых ученых нашей респуб-лики сыграло личное общение их с ведущими учеными головных ин-ститутов страны. Общение, консультации с ними, обсуждение своихпервых результатов на научном поприще, поддержка или дружескаяоценка ими лучших начинаний молодого исследователя оставляли глу-бокий след в его сознании. Весь этот процесс обучения и общения состаршими и более опытными коллегами сообщал соискателю новыезнания по научным проблемам, учил их новым подходам к изучению ивсестороннему анализу конкретного исторического фактажа, умениюделать надлежащие объективные выводы, свободно, предметно и убе-дительно вести научные дискуссии, излагать свои научные мысли ианализируемый материал в научных публикациях. В результате аспи-рантского обучения соискатель научной степени был всесторонне под-готовлен и, как правило, успешно осуществлял написание своей науч-ной диссертации. Затем нередко он готовил докторскую диссертацию,а также свою научную смену.С течением времени, причем в сравнительно короткий историческийсрок, с помощью Советского государства в республике сформирова-лось достаточное количество хорошо подготовленных специалистовпо основным научным направлениям истории. Это позволило им пло-дотворно заниматься научными исследованиями, в том числе генери-ровать новые научные идеи. Своими глубокими разработками с при-влечением научной молодежи они восстановили, а точнее, сформиро-вали заново, на другом, более высоком научно-методологическом уров-не молдавскую историческую школу, научные достижения которой ох-ватили все основные периоды истории Молдавии, а также историюнекоторых балканских стран. Это было большим завоеванием мол-давской исторической науки. Весомый вклад идеями, подготовкой кад-ров в процессе становления молдавской исторической школы внеслисоветские, в т.ч. российские, а позднее и молдавские ученые. У ееистоков стояли академики АН СССР Л.В. Черепнин, М.П. Ким,И.И. Минц, академики АН МССР Я.С. Гросул, А.М. Лазарев, чл.-корр. АН МССР Н.А. Мохов, Е.М. Руссев и др.За послевоенный период вплоть до конца 80-х гг. историки Молдавиисумели глубоко и масштабно осмыслить в своих трудах весь сложныйи тернистый путь истории народа нашего края. Их многочисленныеисследования посвящены периодам наиболее ранней истории1, сред-невековью2, новому3 и новейшему4 времени и составляют солиднуюисториографию. Огромная работа в послевоенные годы проведенатакже по изданию многотомного корпуса документов по всем перио-дам истории Молдавии.Успешный научно-исследовательский процесс неизбежно сопровож-дался нарастающим количеством публикаций исторической литера-туры. К примеру, в 1950 г. Молдавский академический институт, объе-динявший историков, издал лишь один тематический сборник статей«Феодальные отношения в Молдавии в период XIV-XVIII веков».В то время это было большим событием в научной жизни коллектива.В 1976-1980 гг. Институтом истории АН Молдавии были опубликова-ны и сданы в издательства уже 94 работы общим объемом более 1,5тыс. авторских листов, в т.ч. 54 монографии, 18 сборников статей идокументов, 22 брошюры. Все это позволило ученым подготовить ииздать на высоком научном уровне ряд обобщающих трудов, такихкак «История Молдавии (с древнейших времен до наших дней)» в двухи одном томе, выдержавших несколько изданий, первый том шести-томной истории республики, четырехтомная «История народного хо-зяйства (с древнейших времен до 1975 г.)», «История Кишинева» идругих городов Молдавии, многочисленные школьные учебники, се-рии научно-популярной литературы и т. д.Исследования молдавских историков были известны не только в сво-ей республике, но и во всем Советском Союзе, а также далеко за егопределами. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, по-ложительные рецензии на их труды, цитируемость их работ зарубеж-ными специалистами, отклики на их выступления на различных авто-ритетных зарубежных научных форумах, запросы зарубежных биб-лиотек и авторов на публикации молдавских историков и др. Результа-ты научных изысканий историков Молдавии нашли отражение в мно-готомной «Истории СССР», других обобщающих и специальных ра-ботах по отечественной истории, а также некоторых стран Юго-Вос-точной Европы.Итак, основы научных исследований по истории Молдавии планомернои в достаточно широких масштабах в соответствии с возникшими ре-альными возможностями стали закладываться лишь после ВеликойОктябрьской революции, сначала в рамках автономной, затем союз-ной Молдавской республики. Главная работа в этом направлении былапроделана в трудные послевоенные годы, когда советский народ зале-чивал раны от недавно прошедшей тяжелой и кровопролитной войны,развязанной фашистской Германией против СССР, преодолевал послед-ствия временной, но разрушительной оккупации агрессорами террито-рии нашего края.Именно благодаря огромной помощи Советского государства мате-риально-финансовым и средствами, преподавательскими кадрами вы-сокой квалификации, необходимой учебной и научно-методической ли-тературой в Молдавии уже в первые послевоенные годы была органи-зована подготовка специалистов-историков. Благодаря этой помощиреспублика смогла в короткий срок своими силами, а также силамиведущих высших учебных заведений большой страны подготовитьнеобходимое количество нужных ей преподавательских и научно-ис-следовательских кадров высшей квалификации, которые обеспечилиосуществление широким фронтом научных изысканий, создание мол-давской научной исторической школы, труды которой получили широ-кое признание в стране и за ее пределами.В последние годы историческая наука подверглась суровым и небы-валым испытаниям, понесла огромный урон -утеряны большинствопрофессионально зрелых кадров среди исследователей, многие науч-ные направления, и, что самое прискорбное, разрушена творческая на-учная среда, создававшаяся годами, практически разгромлена мол-давская историческая школа. Под влиянием внешних и некоторых внут-ренних политических сил многие исследователи стали заниматься изу-чением не реальной картины исторического прошлого нашего края, амифотворчеством, «разоблачительством» истории прошлого. К сожа-лению, этим заняты многие молодые исследователи, воспитываясь,тем самым, на ложных принципах разрушения, а не созидания. К ещебольшему сожалению, мифотворчество проникло в школьные учебни-ки, студенческие аудитории, принося труднооценимый ущерб и вредучебному процессу и воспитанию молодежи и общества в целом.В связи с этим впереди предстоит большая работа истинных ученых,государственных структур и всего общества по преодолению пагуб-ных последствий так называемых реформ в исторической науке, воз-вращению былой известности трудам молдавских историков, восста-новлению доброго имени молдавской исторической школы.
Бырня П.П. Молдавский средневековый город в Днестровско-Прутском междуречье. Кишинев, 1984.;
Дергачев В.А. Молдавия и соседние территории в эпоху бронзы. Кишинев, 1986;
Полевой Л.Л. Раннефеодальная Молдавия. Ки шинев, 1985; и др.
Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964;
Он же. Очерки истории формирования молдавского народа. Кишинев, 1980;
Советов П.В. Исследования по истории феодализма в Молдавии. Кишинев,1972;
Он же. Развитие феодализма и крестьяне Молдавии. Кишинев, 1980;
Руссев Е.М. Молдавское летописание - памятник феодальной идеологии. Кишинев,1982; и др.
Гросул Я.С. Крестьяне Бессарабии (1812-1861 гг.). Кишинев, 1956;
Гросул Я.С., Будак И.Г. Крестьянская реформа 60-70-х годов XIX в. в Бессарабии. Кишинев, 1956;
Будак И.Г. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. в Бессарабии. Кишинев,1956;
Мунтян М.П. Экономическое развитие дорефор- менной Бессарабии. Кишинев,1972;
Анцупов И.А. Сельскохозяйственный рынок Бессарабии в XIX в. Кишинев,1981;
Жуков В.И. Города Бессарабии (1861- 1900). Кишинев,1975.
Победа Советской власти в Молдавии. Коллектив авторов. М., 1978;
Грекул А.В. Формирование и развитие молдавской социалистической нации. Киши нев, 1955;
Лазарев А.М. Воссоединение молдавского народа в единое Советс- кое государство. Кишинев,1965;
Он же. Молдавская советская государствен- ность и бессарабский вопрос. Кишинев, 1974;
Стратиевский К.В. Социалистическая реконструкция и развитие промышленности и сельского хозяйства
МАССР. Кишинев,1974; Царанов В.И. По пути индустриализации. Кишинев, 1975;
Он же. Очерки советской цивилизации. Кишинев, 2007; Афтенюк С.,
Елин Д., Коренев А., Левит И. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. Кишинев,1970;
Антонюк Д.И. Наука и культура Советской Молдавии. Кишинев,1974;
Братский союз - основа расцвета советс- ких республик. Сборник статей. Кишинев,1982;
Гросул Я.С., Мохов Н.А. Исто- рическая наука Молдавской ССР. М., 1970; и др.