Организаторы гимназического образования в Бессарабии
В статье рассказывается о основателях гимназического образования в Бессарабии. Первая мужскаягимназия приняла первых учащихся 12 сентября 1833 г.
Организаторы гимназического образования в Бессарабии.pdf Единственное светское среднее учебное заведение в Бессарабии -Кишиневская областная, впоследствии губернская, первая мужскаягимназия приняла первых учащихся 12 сентября 1833 г. Оглядываяболее чем столетний период существования этого учебного заведе-ния, можно без преувеличения сказать, что оно сыграло выдающуюсяроль в духовной жизни Бессарабии. Многие десятилетия все лучшее вкультурном отношении в крае группировалось вокруг нее. Питомцыгимназии положили начало многим просветительным и благотворитель-ным учреждениям, были главными проводниками благородных началв жизни местного общества, а иные заявили о себе с наилучшей сто-роны далеко за пределами Бессарабии1.Первым, кто непосредственно ходатайствовал (не без настоятель-ной просьбы родителей будущих учащихся) перед начальством об от-крытии в областном центре гимназии, был управляющий Дирекциинародных училищ Бессарабской области, магистр словесных наук,профессор Ришельевского лицея (в г. Одессе) Илья Гриневич. Темболее, что именно при нем (в 1828 г.) предписанием из Министерстванародного просвещения правление Харьковского университета (какпопечитель учебных заведений нашего края) открылись уездные граж-данские училища в городах Кишиневе, Бельцах, Хотине, Аккермане,Бендерах, Измаиле, Рени и Килии. Более того, по инициативе Гриневи-ча при Кишиневском уездном училище были организованы два специ-альных класса, в которых обучались наиболее способные учащиеся,готовившиеся к поступлению в гимназию. Да и в других уездных учи-лищах было достаточно перспективных учеников. Дело Гриневича про-должил также профессор Ришельевского лицея П.В. Архангельский,который добился выделения из казны необходимых денежных средств(37 тыс. руб.) на содержание будущей гимназии, позаботился о выпис-ке учебников, учебных пособий и инструментов, о создании библиоте-ки, приспособил, насколько это было можно, учебную программу к ме-стным обстоятельствам. Наконец, решился вопрос о наеме дома, бо-лее-менее удобного для размещения четырех-пяти классов гимназии,библиотеки, книжного магазина, квартиры для проживания директора,кабинетов для канцелярии и инспектора, оборудовании гимназическихпомещений «приличной мебелью».Профессор П.В. Архангельский лично подобрал штат преподавате-лей (большинство из них закончили Московский и Харьковский уни-верситеты и Ришельевский лицей), «привел их к присяге», «отобрал»обязательную для того времени подписку о непринадлежности к ма-сонским ложам и противоправительственным обществам, лично далпервый толчок школьной жизни гимназии2. Открыты были первые трикласса, учеников поступило сорок два. И, как часто это бывает, мавр,сделав свое дело, должен был уйти. Ожидали нового директора.После ухода профессора П.В. Архангельского и последовавшей заэтим череды сменявших друг друга директоров учебно-воспитатель-ная жизнь гимназии стала налаживаться благодаря твердой руке но-вого директора И.А. Нелидова, ставшего у руля гимназии в 1838 г. иостававшегося на «капитанском мостике» без малого целых пятнад-цать лет. Иван Александрович Нелидов происходил из дворян Смо-ленской губернии. Обучался в кадетском корпусе, служил в артилле-рии, затем в лейб-гвардии. Уволился со службы в чине штабс-капита-на (1827 г.). Состоял попечителем, был предводителем дворянства од-ного из уездов на Смоленщине. В 1838 г. назначен директором училищХерсонской губернии, а с августа того же года утвержден в той жедолжности по Бессарабской области, одновременно возглавив Киши-невскую первую гимназию.Для наведения порядка в гимназии требовалась твердая рука. Какбывший военный, имевший к тому же немалый жизненный опыт,И.А. Нелидов подходил для этой роли как никто другой. Он обратилвнимание на внешнюю выправку и опрят-ность учащихся, обязательное ношениеофициально утвержденной гимназическойформы (на первых порах нестриженныхучащихся и без формы не допускали кзанятиям и даже подвергали взысканиям).Особое внимание директор уделял стаби-лизации преподавательского состава, бла-годаря чему со временем удалось добить-ся значительного снижения пропуска за-нятий, особенно по неуважительным при-чинам как со стороны учителей, так и уча-щихся. Особенно решительно И.А. Нели-дов использовал предоставленное «высо-чайшим повелением» по МинистерствуИ.А. Нелидов народного просвещения право увольнятьпо своему усмотрению, без согласования с высоким начальством, «не-способных к исправлению возложенных на них должностей во вся-кое время года без объяснения причин»3.В лице И.А. Нелидова тогдашний попечитель Одесского учебногоокруга Княжевич нашел верного единомышленника в искоренении «цар-ствовавшего» на уроках многих преподавателей «нелепого зубрежа»,случаев часто неконтролируемого/несдержанного грубого обращенияпреподавателей с нерадивыми учениками, во внедрении обновленныхучебных программ, повышении роли педагогического совета в учеб-но-воспитательной жизни гимназии, привлечении учителей к научнымисследованиям, поиске эффективных мер по улучшению преподава-ния русского языка и словесности. Много сил и старания вложил ди-ректор в преобразование учебно-воспитательного процесса в соответ-ствии с новым уставом гимназий 1849 г., потребовавшего разделениягимназического обучения на общее (с I по III классы) и специальное (сIV по VII классы). Кишиневская гимназия стала одной из первых вРоссии, где преподавался курс законоведения (с подачи тогдашнегоБессарабского военного губернатора П.И. Федорова).При И.А. Нелидове руководимая им гимназия находилась на непло-хом счету. По крайней мере, посетивший это учебное заведение в1847 г. попечитель одесского учебного округа Бугайский «выразил Не-лидову благодарность за хороший порядок, найденный им»4. Будучисам трудолюбивым и участливым ко всему происходящему вокруг, онсумел сплотить дружный коллектив преподавателей, достойно и одоб-рительно отзывался в ежегодных отчетах о их деятельности, аккурат-но представлял подчиненных «либо к наградам денежным, либо к на-граде чином или орденом». Он настойчиво ходатайствовал об увели-чении окладов учителей и служащих гимназии «в виду большой доро-говизны местной жизни».В целом деятельность Ивана Александровича Нелидова была весь-ма плодотворна для гимназии, несмотря на трудности, связанные спереустройством учебно-воспитательного процесса согласно новымуставам, принятым в 1844 и 1849 гг. При нем состоялись первый ипоследующие четырнадцать выпусков. Многие годы спустя, после тра-гической смерти И.А. Нелидова от холеры, преподаватели и учащиеся«времени Нелидова» вспоминали добрым словом своего наставника.Преемником И.А. Нелидова оказался Кирилл Петрович Яновский,уроженец Черниговской губернии, выпускник Черниговской гимназиии Киевского университета, кандидат физико-математического факуль-тета. До перевода в 1852 г. в Кишиневскую гимназию старшим препо-давателем математики К.П. Яновский учительствовал в Ровенской иВторой Одесской гимназиях. В Кишиневе он преподавал космогра-фию, математику и физику в старших классах. Не удовлетворяясьоснащением физического кабинета, он добился от Бессарабского дво-рянского собрания немалых средств на покупку необходимых совре-менных приборов, за которыми лично поехал в Париж. Физическийкабинет Кишиневской гимназии по праву считался лучшим в Одес-ском учебном округе. Удовлетворяли ревизоров и знания экзаменую-щихся воспитанников по физике и математике.Не без особого доверия тогдашнего попечителя Одесского учебно-го округа Н.И. Пирогова, К.П. Яновский как лучший педагог назнача-ется инспектором Кишиневской гимназии (1857). Про нового назна-ченца говорили, что он поражал окружающих своими глубокими зна-ниями, самостоятельностью суждения и слыл, что называется, «педа-гогом от Бога». Прогрессивным для своего времени было кредоК.П. Яновского в педагогической работе, не утратившее значения исегодня: нравственные качества человека составляют лучшее его до-стояние и могут сделать человека истинно полезным членом обще-ства. Он постоянно общался с учащимися, вникал в их интересы изапросы, знал сильные и слабые стороны характера практически каж-дого в отдельности гимназиста, личным примером увлекал на добрыедела. Как никто другой, по воспоминаниям выпускников, он умел воз-будить работу мысли, «направить ум и сердце» воспитуемых.Много пришлось потрудиться К.П. Яновскому в сфере повышениядисциплины и качества преподавания самих педагогов. Для учениковустроили библиотеку с еженедельной выдачей книг для внеклассногочтения. Причем учителя русского языка требовали от гимназистовотчета о прочитанном. Практиковались занятия лучших учеников сослабейшими, наставничество и даже соревнование в добрых поступ-ках. Поощрялось ведение ученических дневников о событиях в гим-назической жизни, публичная, доселе по-чти забытая похвала добрых дел и поступ-ков. Наказание учащихся розгами, какправило, заменялось более щадящими и,как оказалось на практике, более эффек-тивными воспитательными мерами воз-действия (замечание, выговор, внесениеимени виновного в «штрафной» журнал,лишение отпуска и т.д.). Словом, КириллПетрович Яновский представлял, говорясовременным языком, педагога новой фор-мации, развивая, в первую очередь, нрав-ственные и умственные способности вос-питанников, К.П. Яновский используя для этого различ-ные педагогические приемы. К примеру, большим успехом у учащих-ся пользовались так называемые «вечера у Яновского», проводивши-еся у него на квартире (при гимназии), а также кружок самообразова-ния, где сгруппировались молодые учителя, которые со временем удач-но заменили вышедших в отставку ветеранов или убывших по службепреподавателей.Не случайно в 1863 г. на должность директора ставшей ему роднойгимназии получил назначение инспектор К.П. Яновский. Ему не при-шлось все начинать заново. Укреплению взаимной профессиональнойсвязи между учителями и развитию самообразования способствовалопроведение по инициативе нового директора «педагогических вече-ров», на которых заинтересованно обсуждались различные насущныевопросы гимназической жизни, а также проходило знакомство с но-винками педагогической (отечественной и зарубежной) литературы.Для улучшения воспитания и обучения по инициативе К.П. Яновскогопо примеру германских гимназий был учрежден институт классныхнаставников. Показательно, что это исключительно ценное новшествополучило прописку в России именно в Кишиневе за семь лет до вводав действие нового, считавшегося наиболее радикальным устава гим-назий образца 1871 г. Классное наставничество сыграло серьезнуюроль в повышении эффективности всего учебно-воспитательного про-цесса и «особенно успешности учеников гимназии» 5.Одновременно удалось повысить авторитет и результативность де-ятельности педагогического совета гимназии, сделать его решениядоступными для всего коллектива учебного заведения. Не счестьмногих других ценных мер по улучшению перспективности обучения,в частности, по усилению подготовки учеников для поступления в уни-верситеты и другие высшие учебные заведения. Держа руку на пуль-се времени, директор старался все лучшее, что накапливалось в оте-чественных и зарубежных гимназиях, использовать на месте.Особо следует сказать о вкладе К.П. Яновского в физическое иособенно эстетическое развитие учащихся. Для занятий гимнастикойактивно использовались «гимнастические снаряды». В гимназии былиорганизованы духовой и струнный оркестры, руководимые преподава-телями-специалистами. Такие оркестры были в то время большойредкостью. Регулярно проводились литературно-музыкальные вече-ра, благотворительные спектакли. С директорством К.П. Яновскогосвязано упорядочение религиозного воспитания учащихся, обустрой-ство бывшей госпитальной церкви.Когда под руководством нового министра народного просвещенияграфа Д.А. Толстого, решительного сторонника классического обра-зования, заканчивалась подготовительная работа по самой серьезной72 2008, № 1-2 (11-12)реформе гимназий и потребовались преданные педагогическому делутворцы-исполнители, выбор пал на Кирилла Петровича Яновского.В 1871 г. «высочайшим приказом» он был назначен помощником по-печителя Санкт-Петербургского учебного округа. Сослуживцы его поКишиневской гимназии и учащиеся искренне сожалели о его уходе и вто же самое время гордились высоким назначением своего директорана столь ответственный пост в российской столице. В гимназии былаучреждена именная К.П. Яновского стипендия, а возбужденное руко-водством ходатайство об установке портрета К.П. Яновского в акто-вом зале гимназии было удовлетворено «высочайшим повелением» 6.О масштабе личности К.П. Яновского красноречиво свидетельству-ют такие факты. Двадцать лет он являлся попечителем Кавказскогоучебного округа, после чего назначается членом ГосударственногоСовета и одновременно председателем одной из важных комиссий повопросу реформирования школы. Служебную карьеру обладателя мно-гих высоких наград достойно венчал чин действительного тайногосоветника. Настоящими кладезями педагогической мудрости являютсяего книга «Мысли о воспитании и обучении», а также серия статей подобщим названием «Воспоминания и мысли» 7.Как показало время, педагогическому и ученическому коллективамКишиневской первой мужской гимназии, несомненно, повезло с назна-чением нового директора (1881 г.). Им оказался выпускник «главногопедагогического института» страны, уже более четверти века учи-тельствовавшего в различных гимназиях и свыше пяти лет возглав-лявшего Екатеринбургскую женскую гимназию. Именно с ВасилиемЛьвовичем Соловьевым, возглавлявшим гимназию почти двадцать тригода, связано превращение ее в одно из лучших учебных заведенийОдесского учебного округа.С первых дней управления гимназиейВ.Л. Соловьев приступил к устранениюнедостатков, отмеченных в отчете реви-зовавшего ее окружного инспектора, слихвой накопленных преемникамиК.П. Яновского. Конечно, не обошлось безсущественного обновления преподава-тельского состава и помощников классныхнаставников. Почти полностью изменил-ся состав служащих, особенно в хозяй-ственно-финансовой службе. В течениепервых трех лет управления гимназиейВ.Л. Соловьеву удалось невозможное до-В.Л. Соловьев селе - снизить переполненность классовсверх нормы (закрытие двух параллельных классов, усиление требо-вательности к экзаменующимся при переводе из класса в класс и припоступлении в гимназию).Повышению уровня воспитательного дела способствовал ряд мер,реализованных по замыслу Министерства народного просвещения:запрещение учащимся перехода из одного учебного заведения в дру-гое, запрет гимназистам посещать театры, концерты и цирковые пред-ставления накануне церковных праздников, прекращение преподава-телями необоснованного репетиторства, усиление внимания классныхнаставников к внешкольной жизни учащихся, улучшение условий со-держания гимназистов на частных квартирах, правильное распреде-ление занятий и т. д. Расположенность В.Л. Соловьева к строгомупорядку позволила снизить пропуски занятий по неуважительным при-чинам, повысить внутриклассную дисциплину, что положительно от-разилось на успеваемости по основным предметам обучения. Следу-ет подчеркнуть, что многие посетители гимназии из числа высокопо-ставленных чинов и ревизующих, как правило, выражали свое одобре-ние общим состоянием дел в гимназии.Наконец, как преподавателям, так и воспитанникам гимназии импо-нировали такие «сближающие» качества характера директора, какдушевная доброта, заботливость, бескорыстие и справедливость. Онмного читал, следил за новейшей педагогической литературой, однаконе разделял модных увлечений в области педагогики. Как истинныйпедагог он считал неправильным, по его выражению, «играть в лю-бовь к детям», кричать и шуметь об этом. Но все знали, что своихучеников он любит искренне и горячо и не даст их в обиду.Имеются все основания считать В.Л. Соловьева настоящим строи-телем Кишиневской первой мужской гимназии. В свое время здание, вкотором располагалось это учебное заведение, строилось для военно-го ведомства и служило для размещения лазарета. Это казарменноготипа строение В.Л. Соловьев решил перестроить по новому проекту,соответствовавшему современным требованиям, предъявляемым кшкольным помещениям. Перестройка главного здания гимназии (внастоящее время - здание Национального исторического музея), егофлигелей и служб производилась в течение почти двадцати лет за счет-трудно в это поверить -сделанных им же сбережений из специаль-ных средств гимназии, на что потребовалась огромная по тем време-нам сумма -около двухсот тысяч рублей. По непосредственной ини-циативе директора была фактически полностью перестроена из гос-питальной и превращена в гимназическую освященная во имя святогоапостола Андрея Первозванного церковь.Долгие годы Кишиневская первая мужская гимназия по праву оста-валась главной кузницей кадров для Бессарабии. Только за первыесемьдесят пять лет своего существования свидетельства («аттеста-ты зрелости») об окончании этого учебного заведения получили 1430выпускников, а всего за это время в ее стенах обучалось более четы-рех с половиной тысяч юношей. Состав учащихся Кишиневской пер-вой гимназии, впрочем, как и преподавательский состав, представлялпрактически все проживающие в крае этносы. Кишиневская мужскаягимназия может гордиться своими выпускниками, среди которых не-мало выдающихся личностей (например, бывший председатель Сове-та министров России С.Ю. Витте, послы из рода Крупенских в Япониии Норвегии, посол России во Франции А.И. Нелидов, архитекторА.В. Щусев и др.). В высшие учебные заведения России, не считаязарубежных, поступили более девятисот пятидесяти выпускников гим-назии, плодотворно трудившихся затем в различных сферах жизни го-сударства и общества. Среди них крупные военачальники (П.А. Гейс-ман и Э.А. Матиас), профессора университетов (Гордон, К. Донич,Дурдуфи, Коцовский, Лагорио, Лункевич), кандидаты и магистры наук,судебные деятели, доктора медицины, общественные деятели, препо-даватели вузов, высокие государственные чиновники, директора иучителя средних учебных заведений. Многие из последних внесли ве-сомый вклад в развитие народного просвещения, в том числе и гимна-зического образования в Бессарабской губернии.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 379
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
См.: Кишиневская областная, впоследствии губернская первая гимназия: Историко-статистический очерк (1833-1908 гг.). Кишинев, 1908.
Там же. С. 13.
Там же. С. 27, 28.
Там же. С. 35.
Там же. С. 69.
Журнал Министерства народного просвещения. 1875, № 4. С. 52-53;
Там же. 1868, № 11. С. 30, 31.
См.: Русская школа, 1898, апрель и др.; Русский вестник, 1902, №№ 6-11; 1903, №№ 3, 4, 5, 10.

Организаторы гимназического образования в Бессарабии | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 4347