Н.В. Гоголь и писатели Закарпатья | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

Н.В. Гоголь и писатели Закарпатья

В статье рассказывается о влиянии творчества Н.В. Гоголя на писателей Закарпатья.

Н.В. Гоголь и писатели Закарпатья.pdf Тема моей статьи - Н.В.Гоголь и писате-ли Закарпатья. Но подобных тем в болеешироком аспекте мы можем назвать несколь-ко: Д. Фонвизин и А. Духнович, Г. Державини А. Духнович, А. Пушкин и Ю. Ставров-ский-Попрадов, М. Салтыков-Щедрин иИ. Сильвай, А. Радищев и А. Митрак («Пу-тешествие из Петербурга в Москву», «Путе-вые впечатления на Верховин» ), Н. Карам-зин и А. Митрак («Записки русского путе-шественника», «Путевые впечатления наВерховине»), А. Пушкин и Е. Фенцик, Н. Некрасов и А. Павлович .Есть и более глубокие корни закарпато-российских живых связей.IX век. Многим известна история братьев Угриных - Георгия, Ефремаи Моисея, каждый из которых оставил свой след в истории КиевскойРуси и Новгородской земли.Вспомним конец XVII - начало XVIII в., пребывание в ПетербургеИвана Зейкана, его службу при царском дворе, служение Петру I.Конец XVIII - начало XIX века связаны с именами В. Кукольника,М. Балудянского, И. Орлая, П. Лодия, Ю. Гуцу-Венелина, А. Дудрови-ча и многих других, внесших большой вклад в русскую науку, образо-вание, экономику, юриспруденцию, медицину.С другой стороны, кому незнакомы Ф. Аристов, А. Попов, А. Пет-ров, М. Раевский, А.Флоровский, А. Фатеев, Р. Плетнев и многиедругие, посвятившие свою научную деятельность Закарпатью.Имя Н.В. Гоголя известно в нашем крае уже с середины XIX в.Замечательно живое соприкосновение Н. Гоголя с лучшим предста-вителем карпаторусинской (тогда: карпаторусской) интеллигенцииИ.С. Орлаем, под педагогическим и вольнолюбивым крылом которо-го юный Гоголь находился с 1821 по 1827 гг. Дух демократии, свободо-Впервые данная тема прозвучала в выступления автора на откры-тии Года Н. Гоголя в Закарпатском филиале Киевского славистичес-кого университета 19 февраля 2008 г.мыслия и творчества витал в стенах Нежинской гимназии, директо-ром которой был И.С. Орлай. В этой благоприятной обстановке фор-мировалось мировоззрение молодого Гоголя, складывались его обще-ственно-политические и литературные интересы, были написаны пер-вые его ученические произведения.«К моменту окончания нежинской Гимназии высших наук у девят-надцатилетнего Гоголя не только сформировались основные черты егопрогрессивного мировоззрения, но и наметились некоторые особенно-сти его будущего сатирического обличительного стиля, критическогоотношения к действительности, особенности его реализма и роман-тизма», - писал профессор Иофанов о формировании личности Гоголяпод влиянием И.С. Орлая в Нежинской гимназии, где царил прогрес-сивно-демократический дух. Неслучайно на Орлая было заведено такназываемое «Дело о вольнодумстве».В литературу Закарпатья Гоголь вошел как писатель-реалист. Оннаучил русинских писателей критически смотреть на окружающуюдействительность, на мрачный мир насилия, угнетения, унижения че-ловеческого достоинства.Актуальность разработки данной проблемы заключается еще и втом, что в в марте 2008 г. отмечалось 170-летие рождения закарпатс-кого русскоязычного писателя-реалиста, сатирика И.А. Сильвая, ко-торый, несомненно, находился под сильным влиянием Николая Васи-льевича Гоголя.Закарпатские писатели, подобно Гоголю, выбирали типы и образыиз реальной жизни. Иван Сильвай был знаком с произведениями Гого-ля (о чем читаем в его «Автобиографии») и Салтыкова-Щедрина ипод их влиянием создал несколько реалистических произведений. Од-нако, если Гоголь открыто говорил о событиях, происходящих в Рос-сии, то Сильваю приходилось говорить о жизни угорских русинов инос-казательно. Это относится к таким произведениям, как «Крайцаровакомедия», «Однодневное царство», «Люди в железных шляпах», «Ше-стак» и др. Социальные мотивы приобретают в них особенную остро-ту, в которой нельзя не заметить духа гоголевской сатиры и обличе-ния.В характеристике действующих лиц, например, «Крайцаровой коме-дии», можно распознать гоголевские типы из «Ревизора». Гоголь былмастером изображения человеческого характера средствами языка.Вспомним, с каким удивлением читал Чичиков записки помещиков освоих крестьянах: «Когда взглянул он на эти листки, на мужиков, кото-рые точно были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали,извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошимимужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство ов-ладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенныйхарактер, и через то как будто бы самые мужики получали свой соб-ственный характер». Подражая Гоголю, Сильвай придумывает осо-бые имена, выражающие основные черты характера своих героев:Плутон, Сатанелла, Прозерпина и др.В повести «Шестак» Сильвай резко выступает против помещиков,венгерских феодалов и разных блюстителей «порядка». Эта повестьнаписана под непосредственным впечатлением от чтения «Мертвыхдуш» Гоголя, с которой Сильвай мог познакомиться в «Кратком сбор-нике избранных произведений в прозе и стихах для упражнениях в рус-ском языке» К. Сабова (Ужгород, 1868). Подобно Гоголю И. Сильвайв «Шестаке» особенно заостряет социальные и антикрепостничниемотивы.«Панщина, панщина в каком грустном воспоминании живет этослово у угрорусского простонародья, ужасно и упомянуть». Автор рас-сказывает о том, какими варварскими методами помещики управля-ют крестьянами, точнее - издеваются над крестьянами. «Крепак былраб, скот, ниже скота», - говорит Сильвай. Даже последний писарь-чиновник и тот имел право отчислить бедному крепаку 25 ударов, а тои больше.«Панщина, панщина! О ней нечего и говорить. Голод, кровавый пот,удары, вопли, воздыхания, насилия, мука, проклятие...Появившись наработу скоро: беда. Опоздать четверть часа из какой-нибудь пятой-шестой деревни: беда. У тебя умерла жена или родители, и опоздал:беда. Работаешь целый день, как вол, а писарь не хочет записать толькоосьмую долю дня. Работаешь вечно без отдыха, без надежды, безконца».Паны обращались с крестьянами, как со скотом. Мужики обраба-тывали огромные пространства земель, строили дороги, мосты, и чтотолько не вздумалось божествам (господам).«На работе приставники и гайдуки наблюдали за прилежанием ра-ботников с палкою в руках. Эти надзиратели назначали время обеда ипосле обеда гнали к какому-там ручью на попойку, от попойки опять кработе».А вот как божества развлекались от нечего делать: «Иной делалтакую шуточку, что колодезь, где пригоняли скот на попойку, велелналить тайком вина, а потом в обществе товарищей забавлялся набешенстве опьяненного скота».Сильвай резко выступает против коррупции, продажности и взяточ-ничества. «Между тем божества изволили принимать разные подар-ки. Из подарков, разумеется, на первом месте стояли деньги, но лас-ково приняты и теленок, баран, поросенок, гусь, утка, курица, орехи,сушеные фрукты, даже и грибы».Сильвай резко выступает против такого типа дворян, каким в пове-сти выступает Самуил Наддужанский. В сравнении с другими он был«гуманным» человеком. Он разрешал мужикам напиться воды в лю-бое время, разрешал молодежи петь. Иногда ему хотелось «пошутить».Его шутка заключалась в том, что он давал крестьянам цыганское«причастие», т.е клал им под язык недокуренный мокрый табак вмес-те с золой и добродушно хохотал.«Или закричит: "Нюхать табак!" Сбегаются, а он собственноручнораздает каждому по щепотке нюхательного табаку, от которого заво-дится такая всеобщая чихота, что глаза у его благородия заливаютсяслезами от смеха». Наддужанский специально готовил для этой целикакую-то смесь табака. Бедному мужику и это праздник, а внутри,несомненно, сердце плачет.Сильвай сочувствует бедным, которые в руках господ, подобныхНаддужанскому, являются игрушкой, средством развлечения, объек-том насмешек.Жизнь простых людей, в особенности крестьянства, противопостав-ление ее господской праздной жизни - вот лейтмотив реалистическихпроизведений Сильвая.Чрезвычайно показательна разоблачительная сила сатиры Сильваяи в других произведениях. На пути к наметившемуся прогрессу в раз-витии русинской культуры, литературы, общественной мысли встаетренегат епископ Степан Панкович. Его действия превращаются в ко-медию, очень дешевую, унизительную для самого «почтенного», глав-ного пастыря честных христиан. Епископ Панкович, поддержанныйшовинистическими кругами Будапешта, сам того не замечая, разыг-рывает роль комедианта - налево-направо раздает награды, титулыканоников, аббатов несуществующих аббатств, красные пояса, фио-летовые коллары (ошейники), а священнику, управляющему церков-ным хором, пожаловал шляпу... с капральским шнурком.Этим самым Вичпур (епископ) спровоцировал чиноманию, страш-ное соперничество, что в свою очередь повлекло за собой доносы,интриги, коррупцию, пышные торжественные выходы епископа, зван-ные обеды, шествия с факелами, праздничные фейерверки...Ярко вы-разилось пренебрежение к народной массе и поход против народолюб-цев. Чтобы замаскировать цель и место действия повести, Сильвайприменяет иносказание. Действие происходит в Индии. Действующиелица: Вичпур (это комбинация окончания фамилии -вич (Панкович) + п(пан) + ур (венгерское: пан). Каким на самом деле предстает переднами Панкович в изображении Сильвая? Действующий епископ нена-видит паству, постов не соблюдает, в богослужении ленив, покрови-тельствует родственникам, пьет шампанское и мадеру, устраиваетноголизания. Против таких акций Восточно-Индийско-Английское об-щество (надо понимать: общество св.Василия Великого) протестует.В ответ на протест епископ издает манифест, целый свод законов -запретов и «благих» рекомендаций, среди которых назовем только одну,самую характерную, но жестокую: «Посылать на улицу ораторов, при-глашающих проповедовать спасение для тех, кто дает отрезать себеязык».Знакомство с творчеством Н. Гоголя стало переломным моментомв жизни и творчестве И. Сильвая, в чем он сам признается в своей«Автобиографии» (Ужгород, 1938). Говоря о том, как он искал для себяподходящую литературу, как отбирал нужное, самое для него близкоепо духу и настроениям, он замечает: «Меж тем попались мне в рукитворения русских поэтов и сочинения Гоголя. Разумеется, это былодля меня неоцененным приобретением, я читал и перечитывал их сдушевным наслаждением, и с тем началась во мне пламенная крис-таллизация» (с.118). Все помыслы Сильвая о судьбе русинского наро-да, выраженные в его художественных произведениях, отображены вдовольно пессимистических тонах: «Народ, не имеющий ни земли, нискота, судьба которого находится в руках ростовщиков, от произвола иусмотрения которых он всецело зависит, народ, систематически спаи-ваемый, которому никто не в состоянии помочь - ни священник, нистароста, - народ, который эксплуатируется и обижается любым чи-новником, народ, которому никто в мире не желает помочь - такойнарод должен постоянно падать все ниже и ниже и материально и ду-ховно, пока не погибнет окончательно». И это не удивительно. Другоедело у Гоголя. Он оптимистически смотрит в будущее России и рус-ского народа. Вспомним замечательное лирическое отступление в«Мертвых душах» о Руси-тройке: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моегочудного, прекрасного далека тебя вижу:...Здесь ли не быть богатырю,когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объем-лет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глуби-не моей; неестественной властью осветились мои очи: у! Какая свер-кающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»К счастью, пессимистический прогноз Сильвая не осуществился.Несмотря ни на какую скрытую и открытую ассимиляторскую поли-тику всех господствовавших в крае государств, русины выжили, воз-рождаются, и надо верить, что и на их улице будет праздник.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 Н.В. Гоголь и писатели Закарпатья | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

Н.В. Гоголь и писатели Закарпатья | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).