Страницы кинематографического братства
В стаье рассказывается об истории русско-молдавских кинематографических связей.
Страницы кинематографического братства.pdf История русско-молдавских кинематографических связей насчиты-вает не одно десятилетие. Еще в начале минувшего века на экранахкишиневских кинотеатров блистали любимцы публики - первые звез-ды российского кино Иван Мозжухин, Вера Холодная, Владимир Мак-симов, а картины, созданные русским режиссером Яковым Протаза-новым, «Отец Сергий» по одноименной повести Л.Н. Толстого и «Пи-ковая дама» по А.С. Пушкину неделями не сходили с экранов киноте-атров Бессарабии.Даже в период румынской оккупации в Бессарабии на экраны Ки-шинева, Белгород-Днестровского, Бендер, Сорок и Бельц прорывалиськартины уже советского русского кинематографа, такие как «Веселыеребята», «Новые путешествия Гулливера» и даже знаменитый «Чапаев».Иван Мозжухин, уже будучи в эмиграции, задумал создать новуюверсию «Отца Сергия», соединив судьбу толстовского персонажа кня-зя Касатского с судьбой пушкинского Алеко. В личном архиве ИванаМозжухина в Центральном архиве литературы и искусства (нынеРГАЛИ) мною был обнаружен сценарий этого будущего фильма. Од-нако в те трудные времена не нашлось спонсора, чтобы финансиро-вать эту картину.Попытки наладить производство документальных и игровых кар-тин на территории Молдавии (в районах левобережья) стали предпри-ниматься с помощью русских деятелей кино уже начиная с 1924 г.,когда была образована Молдавская Автономная Советская Социали-стическая Республика, входившая в ту пору в состав братской Украи-ны. Этому способствовала близость к Молдавии Одесской киносту-дии, а также то обстоятельство, что в Одессе в 1924 г. открылся Госу-дарственный техникум кинематографии, где получали свое первое ки-нематографическое образование студенты из Бессарабии и ле-вобережных районов МАССР. Подробно об этом можно прочитать вмоей книге «Рождение молдавского кино» (Кишинев, Штиинца,1986).Среди первых молдавских студентов - будущих операторов и ре-жиссеров были Владимир Горицын из Кишинева, Георгий Химченко изИзмаила, Евгений Викол, Анна Жумати и Таисия Бучушкану из лево-бережных районов МАССР. Кроме того, в кино пришли и некоторыерусские театральные деятели, бежавшие после оккупациикоролевской Румынией Бессарабии, - актер и режиссер Карл Томский,актриса К. Домбровская и актер Г. Асланов, сценарист из Каушан Вла-димир Березинский.Вместе с окончившим операторский курс кинотехникума Владими-ром Горицыным они организовали на Одесской киностудии творчес-кую группу и создали там в 1930 г. художественный фильм «От Прутадо Днестра - все "спокойно"» о бесчинствах румынских оккупантов натерритории Бессарабии. Это была первая игровая лента о нашем крае,созданная практически профессиональными кинемато-графистами -выходцами из БессарабииВ 1932 г. уже на Киевской киностудии был создан еще один фильм оБессарабии, незаконно оккупированной королевской Румынией. В немтакже была показана борьба бессарабских крестьян против оккупан-тов. Картина эта называлась "Праздник Унири". Сама "униря" - вос-соединение румынских земель в единое государство Ромыния Марепревратилась в фарс, поскольку ни Советская Россия, ни образован-ный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик никогдане признавали законность захвата Румынией Бессарабии.Еще до создания на территории Молдавии собственной киностудиив России уже готовились кадры для будущей молдавской кинематог-рафии. На операторском факультете Ленинградского института кино-инженеров учились два молдавских студента - Ефим Учитель из Ти-располя и Филипп Печул из села Ташлык Григориопольского района.Впоследствии Е. Учитель создал немало шедевров как кинодокумен-талист и стал Народным артистом СССР. Сейчас его дело продолжа-ет сын Алексей, ставший видным режиссером российского кино, по-лучивший мировую известность.Коллега Е. Учителя по операторскому факультету ЛИКИ ФилиппПечул после окончания института работал на ленинградской студиикинохроники. В качестве фронтового оператора он участвовал в съем-ках фильма «Линия Маннергейма» о советско-финском военном конф-ликте 1939 г. Вместе с другими создателями этого фильма он в марте1941 г. стал лауреатом Сталинской (Государственной) премии СССР.В годы Великой Отечественной войны Ф.И. Печул вновь стал фрон-товым кинооператором и погиб, снимая боевые действия на Карельс-ком перешейке в ноябре 1941 г. Его коллега тираспольчанин ЕфимУчитель всю блокаду провел в Ленинграде, снимал все события тойпоры. Его съемки, как и съемки Филиппа Печула, стали бесценнымвкладом в кинолетопись Великой Отечественной и впоследствии ши-роко пользовались в различных лентах о войне, в том числе и в кино-эпопее из 20 серий «Великая Отечественная», шедшей на Западе подназванием «Неизвестная война».Другой уроженец Молдавии - Петр Петрович Вершигора, окончив-ший режиссерский факультет ВГИКа в 1938 г., снял на Киевской кино-студии большой документально-художественный фильм «СоветскаяМолдавия», где с большой полнотой и достоверностью осветил жизньМАССР. В этом фильме П.Вершигора снял своих воспитанников - сту-дентов Одесского театрального училища Домнику Дариенко, КириллаШтирбу, Екатерину Казимирову, Константина Константинова и других,чем способствовал формированию актерской школы в будущем мол-давском кино.На новый этап сотрудничества в киноискусстве Молдавия вышла в1940 г., после освобождения Бессарабии и образования МолдавскойССР.В июне, июле, августе на территории Бессарабии и Северной Буко-вины работали несколько киногрупп, снимавших хронику о нашем крае.Среди них, как свидетельствует пресса тех времен, были такие вид-ные московские кинематографисты, как режиссер Есфирь Шуб, сце-нарист Всеволод Вишневский, оператор Эдуард Тиссе, начавшие ра-боту над монументальным документальным фильмом «Земля Бесса-рабская». Другая съемочная группа, состоявшая из русских и украин-ских кинодокументалистов, работала над другим полнометражнымдокументальным фильмом «На Дунае». Картина эта вышла на экра-ны СССР в августе 1940 г. и охватывала все этапы освобождения Бес-сарабии и Северной Буковины в июне 1940 г., а также рассказывала опервых днях мирной жизни на этой земле. Руководили съемками ре-жиссер Центральной студии документальных фильмов в Москве ИльяКопалин и киевский режиссер Иосиф Посельский, а коллектив опера-торов из Москвы и Киева насчитывал около 20 человек. Со многимииз них мне в свое время довелось беседовать, записывать их воспо-минания. Часть этих материалов опубликована мною в книге «Рожде-ние молдавского кино», вышедшей в свет в академическом издатель-стве «Штиинца» в 1986 г.В 1940 г. в Кишиневе был открыт кинокорреспондентский пунктЦентральной студии документальных фильмов, который наладил вы-пуск киножурнала «Советская Молдавия», а также дубляж на мол-давский язык лучших фильмов советского кино: «Великий гражданин»,«Трилогия о Максиме», «Чапаев», «Волга-Волга» и ряда других. Нобольшинство советских картин шли в кинотеатрах в оригинале - нарусском языке, поскольку абсолютное большинство кишиневцев ижителей других городов Бессарабии хорошо знали русский язык. Апервые две недели после освобождения Бессарабии картины в кино-театрах показывали бесплатно для всех жителей.В начале 1941 г. в Кишинев приехала съемочная группа в составережиссера А. Файнциммера, оператора М. Гиндина, директора группыМ. Биязи для подготовки к съемкам фильма «Котовский». Через газе-ту «Советская Молдавия» группа обратилась к населению республи-ки с просьбой помочь ей в сборе материалов о легендарном комбриге- герое гражданской войны. Съемки должны были состояться в Киши-неве и на родине Котовского в Хынчештах, однако начавшаяся вскоревойна помешала реализации этого замысла на территории Молдавии.«Мосфильм» был эвакуирован в Алма-Ату, и картина о Котовскомснималась уже там. Подробно ход работы над этим фильмом осве-щен в дневниках актера Николая Мордвинова, снимавшегося в ролиКотовского в этом фильме.Вклад российских кинематографистов, особенно в первый периодсоздания молдавской национальной кинематографии, поистине бесце-нен. Те немногие творческие кадры, подготовленные в Одесском ки-нотехникуме, в Ленинграде, Москве и Киеве, в годы войны растеря-лись по другим киностудиям страны и не могли стать основой дляначала строительства собственной кинематографии на высоком про-фессиональном уровне. Поэтому практически приходилось все начи-нать с нуля: готовить новые творческие кадры, соответствующие со-временным требованиям. А пока приходилось опираться на професси-оналов, приглашенных в Молдавию с других киностудий страны. По-этому пионерами молдавского кино по праву считаются режиссерОльга Улицкая из Одессы, операторы Леонид Проскуров, Иван Гряз-нов, Иван Шерстюков, заложившие фундамент будущего молдавскогокино.Поначалу в Одессе уже существовала надежная съемочная база ввиде филиала кинохроники Одесской Черноморской кинофабрики, ра-ботавшая только на Молдавию и выпускавшая киножурналы «Молдо-ва советикэ», киноочерки и осуществлявшая дубляж кинофильмов намолдавский язык, а 1 июля 1952 г. весь филиал кинохроники из Одессыперебрался в Кишинев, и здесь на его базе была основана Кишиневс-кая студия кинохроники, которая продолжила съемки киножурналов,спецвыпусков и документальных лент.Здесь с помощью опытных, уже зарекомендовавших себя кинема-тографистов из России и Украины, поначалу методом ученичествастали готовить и местные творческие кадры для молдавской кинема-тографии. У О. Улицкой, И. Грязнова, Л. Проскурова, И. Шерстюковапоявились ассистенты, которые перенимали опыт старших товарищейи становились профессионалами. Многие из них потом прошли черезВГИК, где получили высшее кинематографическое образование. Так,школу операторского факультета ВГИКа в мастерской Эдуарда Тис-се прошел ассистент операторов П. Тодоровского и Р. ВасилевскогоИон Болбочану, впоследствии ставший одним из ведущих операторовмолдавского кино. Ассистент оператора И. Шерстюкова Влад Чурятакже прошел школу ВГИКа и вернулся в Молдавию профессиональ-ным кинооператором, одним из лучших мастеров молдавского экрана.Сейчас он как педагог готовит операторскую смену в Академии му-зыки, театра и изобразительных искусств.Благодаря высокому профессионализму русской операторской шко-лы в Молдавии выросла и воспиталась целая плеяда высокопрофесси-ональных операторов. Школу таких видных мастеров, как Петр Тодо-ровский и Радомир Василевский, снявших в Молдавии свой первыйполнометражный фильм «Молдавские напевы», школу Вадима Дер-бенева, снявшего такие известные картины, как «Человек идет за солн-цем», «Колыбельная», «Атаман кодр», а в качестве режиссера и кар-тину «Последний месяц осени» - одну из лучших работ молдавскихкинематографистов, трудно переоценить.Мастерство приглашенных из Москвы режиссеров Михаила Кали-ка, Бориса Рыцарева, Вадима Лысенко оказало огромное влияние нарост профессионализма в молдавском кино. Свой большой вклад вмолдавское киноискусство внесли и такие режиссеры и операторы,как Ольга Улицкая, Михаил Израилев, Виталий Калашников, ВадимЯковлев, Николай Харин и многие другие.Первое поколение молдавских кинематографистов, как, впрочем, ипоследующие, пройдя школу ВГИКа у лучших мастеров российскогокино, вернулось на родную киностудию настоящими профессионала-ми, высококвалифицированными специалистами своего дела.Режиссер Эмиль Лотяну воспитывался в режиссерской мастерскойво ВГИКе у Григория Рошаля, что позволило ему освоить высокийпрофессионализм и отточенное мастерство. В знаменитой актерско-режиссерской мастерской Сергея Герасимова прошли школу мастер-ства молдавские режиссеры Роллан Виеру и Штефан Буликану. УМихаила Ромма учились Василе Брескану и Ион Скутельник. Хоро-шую вгиковскую школу в сценарной мастерской А. Юнаковского про-шел Валериу Гажиу, ставший впоследствии не только классным сце-наристом, но и режиссером ряда значительных картин молдавскогокино.Мне самому посчастливилось учиться у таких видных мастеровкиноведения, как Николай Алексеевич Лебедев и Ростислав Николае-вич Юренев, слушать лекции Сергея Герасимова, Михаила Ромма иАлексея Каплера.Молдавская актерская школа также многим обязана русским педа-гогам. Целым курсом из ленинградского театрального институтаим. А.Н. Островского в Молдавский театр пришли наши ведущие те-атральные актеры, впоследствии много снимавшиеся в молдавскихкартинах: Валериу Купча, Вера Брееру, Констанца Тырцэу, Петря Ба-ракчи и др.Другой курс молдавской театральной молодежи из Щукинского учи-лища основал в Кишиневе молодежный театр «Лучафэрул». Актерыэтого театра сделали для молдавского кино еще больше. Имена ИонаШкури, Иона Унгуряну, Думитру Карачобану, Екатерины Малкоч, Ев-гении Тудорашку, Валентины Избещук и др. запечатлены в титрахмногих молдавских фильмов.Многие молдавские актеры стали пользоваться популярностью нетолько у себя на родине, но и за пределами Молдавии, что свидетель-ствует об их высоком профессионализме.Особенно часто снимались наши актеры Григоре Григориу, ИонУнгуряну, Михай Волонтир, Светлана Тома, Мария Сагайдак, братьяВойническу-Соцки на «Мосфильме», студии им. М. Горького, студииим. А. Довженко, на центральном телевидении и даже в зарубежныхстранах. Сегодня на другие студиистран СНГ приглашают не только мол-давских актеров, но и операторов, зву-кооператоров, гримеров и даже специ-алистов второго звена - ассистентовпо всем кинематографическим специ-альностям.За годы существования киностудии«Молдова-филм», особенно в первыегоды ее деятельности, в молдавскихфильмах снимались сотни актеров изРоссии, Украины, Прибалтики, создавнемало интересных, значительных ро-лей в картинах нашей киностудии.Многие из ныне известных русскихактеров начинали свою карьеру у насв Молдавии в картинах молдавскихрежиссеров. Так, в фильме режиссераВасиле Паскару «Мосты» свою пер-вую роль в кино - Гицу - создалМ. Боярский.Для известного ныне актера Алек-сандра Ширвиндта роль штабс-капи-тана Богдеску в фильме «Атаманкодр» была второй ролью на экране.Актера Центрального театра Советской Армии Льва Полякова ки-нозритель по-настоящему узнал и полюбил по роли гайдука ТодораТобултока в фильме «Атаман кодр». Впоследствии он снялся еще водном фильме молдавской киностудии - «Бегство из рая», где сыгралроль румынского офицера.Настоящую славу молдавскому кино принес русский актер ЕвгенийЛебедев, исполнив роль отца в фильме «Последний месяц осени», зачто получил главный приз «За лучшую мужскую роль» на Междуна-родном кинофестивале в Мар-дель-Плато (Аргентина). Впоследствиион еще два раза снимался в молдавских картинах «Ночной блокнот» и«Я готов принять вызов».В молдавских фильмах многократно снимались такие видные акте-ры русского кино, как Евгений Евстигнеев, Николай Караченцов, ОлегЯнковский, Вячеслав Шалевич, Зоя Федорова, Сергей Филиппов, Кла-ра Лучко, Тамара Семина, Лариса Лужина, Светлана Светличная, Вла-димир Ивашов, Николай Тимофеев, Майя Булгакова, Петр Глебов,Юрий Саранцев, Изольда Извицкая, Микаэлла Дроздовская, СветланаДружинина, Федор Никитин и др.Работая с русскими коллегами над ролями в период съемок на на-турных площадках и в павильонах студии, молдавские актеры учи-лись у них мастерству и тонкостям работы над той или иной ролью,перенимали все ценное и полезное для своих будущих ролей.Немало ценного опыта обретали молдавские актеры во время дуб-ляжа советских картин на молдавский язык. Синхронный перевод тре-бует особого мастерства. Во время озвучивания с одного языка надругой кольцо крутится на экране порой 15-20 раз. За это время необ-ходимо точно уложиться и в метраж, и в синхронизацию текста, а этоне так просто. Здесь нужна не только точная языковая характеристи-ка - совпадение и артикуляция, но и необходимо сделать все, чтобы небыло потерь драматургического и настроенческого характера,К сожалению, за последние 15 лет бывшие тесные связи русскогокино с молдавским значительно ослаблены. Но будем надеяться налучшее.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 315
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки

Страницы кинематографического братства | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 4347