Борис Несведов (1903-1963) | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

Борис Несведов (1903-1963)

В статье рассказывается о известном молдавском живописце, графике, декораторе-сце-нографе, мастере фресковой росписи, костюма для театра, кино, танцевальных ансамблей, книжном иллюстраторе Борисе Несведове.

Борис Несведов (1903-1963).pdf Несведов Борис Георгиевич - живописец, график, декоратор-сце-нограф, мастер фресковой росписи, костюма для театра, кино, танце-вальных ансамблей, книжный иллюстратор. Родился 2 февраля 1903 г.в с. Митьки Золотоношского уезда Полтавской губернии в многодет-ной семье потомственного художника-иконописца и реставратора Ге-оргия Евфимовича и Улианы Ивановны (урожденной Левченко). С ма-лых лет проходил школу художественного мастерства у отца. В 1911 г.семья переехала на жительство в Бессарабию, где Борис окончил Ху-дожественную школу (1923) вместе с известными впоследствии ху-дожниками Ф. Кирияковым и М. Гамбурдом (студия А. Бальера).Окончив студию, Б. Несведов работает вместе с Ф. Кирияковым вНациональном театре художником-декоратором, куда они были при-глашены главными художником А. Бальером. Там Б. Несведов офор-мил около двухсот спектаклей, среди которых «Овидий» В. Александ-ри, «Аким» В. Евтимиу, «Среди волков» А. Бота, «Разбойники» Ф. Шил-лера, «На дне» М. Горького, ряд опер и оперетт.В этот период художник активно работает также над созданиемпортретов («Автопортрет» и др., 1933), экспонирует на выставке-про-даже (1933) целую серию марин. О них критик Р. в газете «ViataВasarabiei» писал: «В наиболее удачных полотнах с большим мастер-ством воплощена безграничная даль моря, впечатления дали усилива-ются и от громады берегов, высящихся к небу. Десять вариаций на туже тему свидетельствуют о напряженности искания и взыскательнос-ти художника к себе» (НАРМ. Фонд Бальера, д. 84).В этих маринах чувствуется тяга к масштабу и глубине изображе-ния загадочных водных просторов, характерных для И. Айвазовского,не раз выставлявшегося в Кишиневе и написавшего две картины, свя-занные с нашим краем («Днестр» и «Угощение солдат на Кишинев-ском вокзале в 1887 г.»).Однако наибольшим успехом пользуются работы Б. Несведова вобласти декоративного искусства. Об этом свидетельствует выстав-ка того же года, о которой писал критик Л.А. Берн в статье «Художе-ственная жизнь Кишинева» в «Бессарабском слове» (1933, 15 апреля):«Борис Несведов молодой художник. Он обладает большой творчес-кой фантазией, он колоритен, хорошо знает краски и умеет ими пользо-ваться Б. Несведов выставил много эскизов декораций. В них при-влекают особенное внимание декорация к инсценировке стихотворе-ния Бялика и эскизы к «Руслану и Людмиле».Бессарабская пресса не раз высоко оценит труд Б. Несведова-де-коратора. По поводу выставки его работ в Благородном собрании кри-тик Н. Садко отмечал: «Б. Несведов в длинной серии своих экспона-тов показал гибкий подход зрелого мэтра к разного рода театральнымзадачам. Б. Несведов владеет стилем, а не стиль владеет им. Этобольшая заслуга» (Садко Н. Выставка в Благородном собрании // Нашевремя, 1933).Другой критик, подписавшийся инициалами С.С.Д., оценивая выс-тавку в Жокей-клубе, замечает: «Б. Несведов -молодой декоратор сбольшим будущим. Он многогранен, ярок, размашист, свободен в при-емах, он в своей стихии и ничего не боится» (НАРМ. Фонд А.И. Баль-ера. Оп. 1, д. 1. С. 2). Работа художника была отмечена наградами(1926), он становится главным художником Национального театра.В 1938 г. его избирают председателем Общества изящных искусствБессарабии. В эти годы он выполняет ряд фресковых росписей в раз-ных городах Румынии (в основном, в частных домах), его работы эк-спонируются в Официальном салоне Бухареста.В 1940 г. Б. Г. Несведова назначают главным художником Киши-невского русского драматического театра. Он оформляет ряд спек-таклей, среди которых «Овод», «Ревизор», «Анна Каренина» и др.В 1941 г. художник вместе с семьей эвакуируется на Северный Кав-каз, где создает ру-кописную сказкудля детей («Сказкао Ваньке Безмезин-ном», 1941). Он пи-шет ее для племян-ника Константина ивпервые оформляеткнижку (см.: Шиш-кан К. В мастерскойчудодея. Борис Не-сведов -человек ихудожник. Кишинев,Штиинца, 1995.Приложение. С. 56-62).В составе Пер-вого БелорусскогоВстреча Петра Iс Дмитрием Кантемиром в Яссах.Художник Б. Несведов.фронта Б.Г. Несведов -художник, певец, фронтовой разведчик - прой-дет с боями от Великих Лук до стен рейхстага в Берлине, будет отме-чен медалями, среди которых - «За боевые заслуги». На полях сраже-ний он создает ряд набросков, рисунков, этюдов, эскизов (этюды «Вар-шава», «Дрезден», «Берлин -мост на Шпрее», «Александерплац»,«Рейхстаг», эскиз «Взятие рейхстага» и др.), пишет ряд портретов ге-роев-солдат (большая их часть хранится в музее Вооруженных силРоссии). Работал художник также в области призывного плаката. Одиниз них - «Освободи Украину» - найден нами в фондах московскогомузея. Там же обнаружен «Проект оформления Трибуны объединен-ных наций в г. Берлине» (акварельный эскиз 6х84 см поступил в музейиз Главного Политического Управления Красной Армии 13 июля 1945г.). Б.Г. Несведов в числе двухсот фронтовых художников участвовалв конкурсе на создание проекта Трибуны Победы в Берлине и, выдер-жав его, был вызван к Сталину, в ставку Верховного командования, наутверждение. Однако умер Рузвельт, и парад не состоялся, он прошелв Москве. Об этой огромной работе художник сообщил в письме ксестрам Марии Георгиевне и Анне Георгиевне (предположительно 9-10 мая 1945 г.): «Как вам известно, я был в Москве ездил туда наутверждение проектов на оформление гор. Берлина. Проекты мои былиутверждены Трибуна получилась грандиозной и красивой, арки тожеполучились хорошо, хотя сроки были настолько сжаты, что я не верилв исполнение ко времени. Работало несколько тысяч человек. За всемнадо было уследить и все проверить. Такого масштаба работы я ещене знал. Расстояние четыре километра между Бранденбургскими во-ротами и Колонной победы было сплошь оформлено флагами, плака-тами и трибуной, которая по величине не уступала Бранденбургскимворотам. Работало более двухсот квалифицированных художников.Главные магистрали города, тянущиеся на десятки километров, былитакже оформлены арками и т. д.».На Трибуне Победы фотографировались победители, перед ней про-ходиои воинские части.В 1946 г. Б. Несведов возвращается в Кишинев, работает художни-ком-постановщиком, а затем главным художником Русского драмати-ческого театра, активно способствуя налаживанию театральной жиз-ни Кишинева (1946-1949). Среди поставленных им спектаклей выде-ляются «Софья Ковалевская» братьев Тур, «Мачеха» О. де Бальзака,«Дама-невидимка» Л. Кольдерона, «Глубокие корни» Гоу и Юссо и др.Для эскизов Несведова характерна подчеркнутая декоративность ко-лористических решений. Мысля всей сценой, а не ее эпицентром, ди-намикой меняющегося пространства, свободно оперируя объемами,он добивается живописно-ритмического строя оформления, в которыйискусно вкрапляется цвет костюмов артистов, и создает в целом звучно-колористический образ спектакля. Кроме работ в русском театре оноформляет спектакли в Кишиневском театре кукол («Дюймовочка»Г.Х. Андерсена, 1946; «Снежная королева» Е. Шварца, 1947), соз-даетэскизы костюмов для Молдавской филармонии (1947).В 1950-1957 гг. Б. Несведов -главный художник павильона МССРна ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке) в Москве, гдедостойно представляет нашу республику. Вернувшись, он продолжаеттрудиться в области театрального искусства (костюмы для оперыД. Гершфельда «Грозован», 1959; костюмы для кинофильмов «Ата-ман Кодр», 1957; «Серебряная свадьба», 1957); пишет маслом многоэскизов и этюдов; заметное место занимает в его творчестве истори-ческая тема («Штефан Великий прощается с дочерью Еленой»;«Смерть Штефана Великого»; «Встреча Петра I с Дмитрием Канте-миром в Яссах»; «Пушкин навещает в кишиневской тюрьме гайдукаУрсула»; «Казнь гайдука Тобултока в Кишиневе» и др.).Однако вскоре все его внимание сосредоточивается на книжнойиллюстрации. Им оформлено «Сказание об Андриеше» Ем. Букова(1947-1962); «Плывет мельница по Сирету» М. Садовяну (1955); «Сказ-ки» И. Славича (1956); «Молдавские народные сказки» (1956); «Сказ-ка о двух женах» М. Опри (1957); «Сказки» И. Крянгэ (1957); «Сказки»М. Эминеску (1952); сборники стихов К. Шишкана «День в лесу» (1958)и «Живая дверь» (1959); рассказы «Что мне сказал котенок» К. Конд-ри (1959); «Два утенка и петух» В. Рошки и др. «Для каждого автора,- пишет художникБ. Брынзей, - Не-сведов находитособый, внутреннез а к о н о м е р н ы йизобразительныйприем: от свобод-ной живописностиакварельных лис-тов до строгого,плоскостного силу-эта или острого кон-турного рисунка»(Несведов Б. Ката-лог. С. 9).Широко исполь-зуя опыт декораци-онного театрально-Штефан Великийпрощается с дочерью Еленой.Художник Б. Несведов.го искусства, Б. Несведов никогда не забывает о приемах, которымипользовались древние оформители молдавских рукописных книг, об ихумении добиться максимального декоративного эффекта. Он присталь-но всматривается в старинные рукописи. В чем секрет их глубокогоэмоционального воздействия? И отмечает про себя, как часто контра-стируют тут красные, синие, коричневые и белые тона, как золото фонапридает цветовому строю приподнятый характер. И вот уже в его ил-люстрациях, откровенно соперничая, играют эти чистые, свежие тона,сообщая листам высокую цветовую интенсивность. Подобно древнимкнижным мастерам, художник большое внимание уделяет детали, ибоона также работает на декоративный эффект. Тут и богато расшитаяодежда, и экзотические кусты, и отдельные элементы архитектурысказочных городов. Но строго учитывая в своем творчестве тради-ции лучших мастеров молдавского народного творчества, Б. Несве-дов не выступает в роли копииста, не списывает с натуры растения иодежды своих героев. Рисуя, он снабжает их выдумкой, богатой фан-тазией, неповторимым сказочным видением. В его творчестве орга-нично сочетаются условности пластического языка с достоверностьюизображаемой бытовой сцены. Если в цветных полосных иллюстраци-ях Несведов еще весь погружен в театр с его декорационными прин-ципами постановки зрелища, то в графических листах, заставках, шмуц-титулах, виньетках и концовках он уже уверенно проявляет себя какподлинный книжный оформитель, продолжающий лучшие традиции ма-стеров древней самобытной мол-давской рукописной книги и раз-вивающий опыт русского худож-ника И. Билибина, чье искусствовысоко ценил. Художник хорошознает народное искусство Бесса-рабии -керамику, костюм, ков-роделие, лозоплетение. Плетен-ки геометрического орнамента унего естественно контактируютсо вставками иллюстративногоплана, виноградная лоза с гроз-дьями искусно сочетается с пля-шущими фигурками крестьян(узорчато-орнаментальный по-ясок). О высоком мастерстве визображении национального кос-тюма можно судить по многимграфическим листам. Для иллю-страций к «Сказанию об Андриеше»Ем. Букова характерны необычайно бо-гатые на выдумку аксессуары, изобрета-тельная архитектоника его композицион-ных построений заставок, снабженныхплодами, гирляндами цветов, еловымиветками с шишками, гроздьями виногра-да; концовок, представляющих собой че-тырехугольники с вписанными в них цве-тами, плодами груш, снежинками, затей-ливой вязью янтарного шрифта.Один из основоположников молдавскойкнижной графики, традиции которого ис-пользовали, развивали и обогащалиИ. Богдеско, И. Кырму, И. Виеру,Б. Брынзей, Б. Несведов стремился, опи-раясь на глубокие национальные тради-ции молдавского искусства, создаватьтакие произведения, которые по артистич-ности исполнения не уступали бы его луч-шим образцам. Только на этом пути виделись ему вершины западно-европейского и российского художественного опыта. К ним он упорноподнимался всю жизнь. И, думается, сумел подняться.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

НАРМ. Фонд Б.Г. Несведова. Р-31-29. Оп. 1. Д. 1.
Берн Л.А. Художественная жизнь Кишинева. Бессарабское слово. 1933, 15 апр.
Садко Н. Выставка в Благородном собрании. Наше время, 1933.
Лившиц М., Чезза Л. Изобразительное искусство Молдавии. Кишинев, 1958.
Гришин Е. Разносторонний мастер. Славянская газета. 1993, № 3 .
Stăvilă T. Arta plastică din Basarabia. Chişinău, 1990. P. 130. Выставка произведений Б.Г. Несведова (60 лет со дня рождения и 40 лет творческой деятельности). Каталог (сост. К.Д. Роднин). Кишинев, 1963.
Брынзей Б.И. Несведов Б. Каталог. Сост. Г. Кабачный, Г. Потоцкий. Кишинев, 1982.
Шишкан К.Б. В мастерской чудодес. Борис Несведов - человек и художник. Кишинев, Штиинца, 1995.
 Борис Несведов (1903-1963) | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

Борис Несведов (1903-1963) | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).