ВУ статье рассказывается о композиторе, регенте, певце и художнике бессарбце Михаиле Березовском.
Многоликий пастырь. К 140-летию композитора, регента, певца и художникаМихаила Березовского.pdf «Отдадим дать уважения этой высокойдуше, доброму человеку, самородку, ху-дожнику в самых разнообразных искусст-вах: талантливому изобразителю природы,композитору и несравненному регенту на-шего архиерейского хора, которого мы, ки-шиневцы, все знаем и любим, которого зна-ет и почитает вся Бессарабия», - писала впервой трети минувшего века местнаяпресса о Михаиле Березовском1. Передним преклонялись не только за редкуюмногогранность дарования, считавшуюсянормой разве что в далекую эпоху Ренес-санса, но и за мудрость и скромность, заоткрытый и покладистый характер, соче-тавший в себе принципиальность и неустанный труд.Он родился 20 февраля 1868 г. в селе Казань недалеко от городаАккермана (ныне село Байрамча Белгород-Днестровского районаОдесской области) в семье священника. Все его трое сыновей впос-ледствии тоже посвятили себя Храму: Владимир Андреевич стал пса-ломщиком в Ильинской церкви в Кишиневе, Павел Андреевич служилв селе Мэнойлешть (ныне Унгенского района), Михаил Андреевич - вКафедральном соборе. С раннего детства они пели в церкви, а Мишаеще и обучался игре на фортепиано. Переехав по настоянию родите-лей в Кишинев, он и там остался верен двум главным своим страстям:любви к Богу и к искусству во всех его проявлениях.Талантливый юноша поначалу усердно учится в семинарии (1878-1888), окончив ее со званием регента первого разряда и учителя пе-ния. «Духовная семинария дала мне все: моральные принципы, жиз-ненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систе-матически, привила мне священную любовь к труду», - отмечал онпозднее2. 1893-1895 гг. отданы постижению основ музыки в первой вкрае частной музыкальной школе Василия Гутора, весьма крепкой поподбору кадров. Став одним из первенцев среди видных ее выпускни-ков, он подрабатывает помощником регента в церкви св. АрхангеловМихаила и Гавриила, в Кафедральном соборе, преподает музыку вмужской гимназии имени М. Эминеску.Обучение продолжено в 1898-1901 гг. в знаменитой ПетербургскойПевческой капелле, которую на четверть века раньше закончил еговеликий предшественник и кумир Гавриил Музическу, чьи эстетичес-кие заветы он станет последовательно исповедовать в своем искус-стве3. Именно от него, смелого реформатора хора, унаследована идеяобновления всей национальной духовной музыки на твердой основедревних традиций.Помимо дирижирования хором, разносторонне талантливый моло-дой человек занимается в вузе композицией с Анатолием Константи-новичем Лядовым, общается с другими русскими классиками. Саммаэстро Эдуард Направник отмечает его на редкость красивый, глу-бокий бас, приглашая попробовать силы на главной оперной сцене Се-верной Пальмиры. Появилось даже искушение начать карьеру про-фессионального артиста, что вызвало недовольство духовенства. Запопытку выступить в роли Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуноего строго предупреждают и временно лишают сана священника. Темне менее, впоследствии он не раз выходил к широкой аудитории в каче-стве солиста, покоряя ее мастерством и вдохновением.Одержимый благородной целью развивать культуру в родном крае,подхваченной от Г. Музическу и В. Гутора4, делая музыку достояни-ем как можно более широкого круга слушателей, Михаил Андреевичвозвращается в Кишинев. Здесь продолжает службу в Кафедральномсоборе. Общий ее стаж к концу жизни составил почти полвека.В его популярнейший хор приходили не только простые люди, но икупцы, чиновники, видные дамы и девицы. В нем числилось, как пра-вило, около 300 (!) певчих, но в особо торжественных случаях желаю-щих собиралось гораздо больше. Так, на празднествах по случаю 100-летия со дня рождения писателя Н.В. Гоголя он дирижировал капел-лой сразу из 800 человек!В такой вот общей массе голосов, звучавших под куполом собора,отец Михаил заприметил неповторимый талант бедной девочки Ма-рии Чиботари, которую начал обучать бесплатно по индивидуальнойпрограмме. Обладательница уникального колоратурного сопрано пре-вратилась вскоре в одну из недосягаемых звезд мировой оперы. Необойдены вниманием и дружные сестры Таратанские - впоследствииэто знаменитые Тамара Чебан и Валентина Савицкая, приходившиена службу, держась за руки. Младшенькую он уже тогда пророческиназывал «соловушка»5.Вовлечение в ряды своей капеллы сотни новых лиц являлось длянего нормой. Как только успевал разучивать с ними, зачастую совер-шенно безграмотными, неизвестные им произведения - остается за-гадкой. Хотя основное время забирала служба, выступления на светс-ких вечерах, особенно с русской музыкой, являлось для него нормой.С присоединением Бессарабии к Румынии, когда все российское зап-рещалось новой властью, приоритет отдается уже западноевропейс-кой классике.Не оставляет Березовский и преподавательскую деятельность: ве-дет вокал, хор, теорию музыки в Певческой школе при епархии, в Тео-логической семинарии, наконец, в престижной консерватории «Униря».Им выпестовано множество известных вокалистов, среди которыхпомимо уже упомянутых -Александр Фрунзе, Сергей Павленко, Зи-наида Одобеску и Георгий Борщ, Ион Мадан и Александр Шуровский,Николая Щербаков, Ион Валуцэ.Как истинный христианин, отец Михаил немало внимания уделял ивоспитанию собственных троих детей, которыми тоже могут гордить-ся потомки. Чудный голос сына Дмитрия украшал первые доморо-щенные оперные спектакли, в том числе студии оперы, драмы и бале-та, организованной Николаем Нагачевским6. Елена Березовская-Бас-сараб доросла до статуса примадонны Бухарестской и Клужской трупп.А вот вторая дочь, Мария Березовская-Юдина, став ученицей знаме-нитого Константина Коровина, выбрала стезю театральной художни-цы.Особое место в неустанной деятельности Михаила Андреевича за-нимало сочинение музыки. Член Ассоциации румынских композито-ров, он известен своими духовыми песнопениями, до сих пор широкоисполняемыми не только в молдавских церквах. Прежде всего назо-вем его «Вечерние и утренние духовные гимны» в двух тетрадях, вклю-чающие соответственно 60 и 119 номеров из епархиального канонаКишинева и Хотина, охватившие весь годичный обиход. Не менее ценна«Литургия», где помимо собственных хоровых миниатюр щедро ис-пользованы транскрипции произведений Д. Бортнянского, А. Львова,А. Архангельского, С. Воротников, А. Кастальского, А. Веделя и про-чих русских авторов, которые протоирей практиковал в своих служ-бах7.В его «Херувимской» (молдавского распева), «Ирмосах на праздни-ке», «Тебя, Бога, хвалим», хоровых концертах и других оригинальныхопусах, по описанию историка искусств Р. Арабаджиу, «уже нет гос-подства гармонии и ее законов, нет и стереотипных имитационных формнаследия европейского контрапункта. Но есть такие особенности пись-ма и изложения, которыми характеризуется молдавская народная песняи также древнецерковные напевы. Эти особенности, взятые вместе, вобщей сложности дают право говорить о зарождении того, что М.А.Березовский называл молдавской «контрапунктикой». «Контрапункти-ка» - это смешение элементов гармонии и собственно контрапункта,причем, как гармония, так и контрапункт являются в формах обнов-ленных и пересозданных»8. Частая смена полной четырехголоснойфактуры менее типичным двух- и трехголосием идет от традиционнойнародной манеры, когда унисон подхватывается хором.Вот фрагменты откликов на его авторскую программу, приведен-ные в разных номерах газеты «Бессарабец» за февраль 1920 г.Сначала анонс: «В лице отца Березовского мы наблюдаем счастли-вое сочетание природного дарования с широкой эрудицией. Неуклоннопридерживаясь незыблемых основ своей сферы искусства - строгоцерковного творчества, отец Березовский умеет вносить в свои произ-ведения столько свежести и новизны, что его композиции представля-ются во всякой степени интересными для оценки и интерпретации.Душою преданный любимому делу отец Березовский старательноискал в различных уголках родной Бессарабии церковные напевы, пред-ставляющие интерес в смысле стиля нетронутой красоты первоздан-ного примитива. Поиски увенчались блестящим успехом, многие на-циональные церковные мелодии были любовно аранжированы отцомБерезовским, приспособлены к могущественным средствам большо-го хора и предстанут перед нами в концерте»9.Теперь рецензия: «Концерт протоиерея М. Березовского прошел сбольшим успехом. Были исполнены оригинальные сочинения компози-тора, гармонизации и аранжировки. Из числа первых отметим трога-тельную мелодию «Плотью уснувшие» - единственный минорный на-пев.Среди радостных гимнов пасхальной службы и проникновенное«Отче наш». В обоих произведениях автор выказал большую компо-зиторскую технику и красивый благородный стиль, из гармонизацийинтересны в особенности «Блажен муж» и «Отче наш». Хор, испол-нявший сочинения отца Березовского, стоит выше всяких похвал. По-винуясь малейшему движению руки своего талантливого дирижера,он с поразительной верностью и с большим пониманием передает всеоттенки, требуемые характером произведения»10.Михаил Андреевич является создателем первых кантат, написан-ных в Кишиневе: «К 100-летию основания Кишиневской семинарии»,«Русь-Болгария», посвященной очередной годовщине окончания рус-ско-турецких войн, «Юбилейной кантаты» - к 100-летию присоедине-ния Бессарабии к Российской империи. Подлинный интернационалист,он вообще немалый интерес проявлял к истории и фольклору разныхстран. Им выполнены также обработки для смешанного хора русских,украинских, греческих, сербских, болгарских и конечно же молдавс-ких народных песен. Особым успехом пользовались его романсы настихи русских и румынских поэтов, которые сам автор представлялширокой публике выразительно и с глубоким чувством.О его певческом даре сохранилось немало отзывов современников.Так, газета «Бессарабия» в рецензии на один из первых вечеров в кон-серватории «Униря» писала: «Из всех выступавших 27 мая в зале епар-хиального дома профессоров нашей консерватории наибольшего вни-мания, наиживейшего интереса заслуживает протоиерей М.А. Бере-зовский В отчетном концерте М.А. Березовский выступал как пе-вец и композитор. Бас М.А. Березовского исключителен по своей силеи огромности диапазона. От верхнего «соль» до нижнего «до». Тембрбархатистый и ровный во всех регистрах, что придает голосу неопису-емую прелесть и благородство. Серьезная школа, упражнения и му-зыкальность позволяют обладателю этого редкого голоса делать сним все, что угодно.Необходимо прибавить сюда красивую, аристократическую манерудержаться на эстраде. Все это вместе взятое производит на очаро-ванного слушателя неизгладимое впечатление.Публика устроила артисту вполне заслуженную овацию. Артиствынужден был много раз бисировать.М.А. Березовский выступил со своей композицией, музыкой на«Cantec-poesis» поэмы Гога. Это вполне удавшийся интересный ро-манс, построенный на хроматизмах и прекрасно гармонизированный.Фраза в нем законченная и форма соблюдена безукоризненно. Хрома-тизмы этой композиции представляют неимоверную трудность длявокального исполнения, что автор преодолел вполне.О чувстве и выражении исполнения и не говорю: они были вышевсякой похвалы. Счастливый композитор, могущий точно исполнятьсвои произведения! Большую силу драматизма и эстетического подъе-ма дал М.А. Березовский в романсе «Якорь» Добровольского. Какхотелось бы почаще слушать такого высококультурного и бесподоб-ного артиста и певца. Считаем своим долгом поздравить молодуюконсерваторию с приобретением такого драгоценного клада, каковымявляется протоирей М.А. Березовский»11.Разговор о маэстро оказался бы совершенно неполным, кабы небыла затронута еще одна важнейшая область его духовного насле-дия. Он участвовал в основании в Кишиневе на рубеже веков Кружкалюбителей изящных искусств, позже - Общества бессарабских ху-дожников, сразу заняв позицию лидера. Ведь на протяжении всей сво-ей жизни Березовский много и с увлечением рисовал. Особенно ярко иубедительно получались у него картины, запечатлевшие первоздан-ное благолепие края. «Пейзажи родной нам Бессарабии полны очаро-вания, грациозности и настроения, - отмечал его коллега по кистиВ. Юлинов. - Все они привлекают наш взор, умиляют душу и говорятнам о красоте природы, которой мы часто не замечаем. И какое раз-нообразие в сюжетах: все времена года нашей живописной Бессара-бии нашли отражение в произведениях маститого художника. В техни-ческом отношении работы исполнены рукою большого мастера, мане-рой смелой и кистью сочной В воспитательном отношении они дол-жны иметь еще большее значение. Какой пример для молодого поко-ления! Какой призыв учиться труду, усидчивости в том высоком и бла-городном искусстве, которое может направить горячие сердца бога-того силами молодежи края на путь правды и добра и предохранить отсоблазна улицы и грубых наслаждений. Мне кажется, что отец прото-ирей М.А. Березовский, этот добрый пастырь, художник, изобразительприроды, устраивая свою выставку в дни светлого праздника, хотелдоставить нам своими произведениями не только одно эстетическоеудовольствие, но и сказать: «Зачем вы живете, враждуя друг с дру-гом, разве мало места на свете каждому из вас? Посмотрите, какаякрасота вас окружает, наслаждайтесь этой красотой, живите мирно, аесли можете -любите искусство и занимайтесь им: оно дает вам воз-можность испытать высший эстетический восторг, который пережи-ваю я»12.В свое время известностью пользовались картины «Осень. Дере-во», «Весна», «Цветущие деревья», «Морской пейзаж в лунном све-те», «Сельский пейзаж» - красочные, написанные сочным мазком иодновременно утонченные, импрессионистически зыбкие. Мастерствои щедрая фантазия Березовского были высоко оценены на многочис-ленных мировых выставках. Одна из них, открытая в мае 1935 г. вкишиневском Епархиальном доме, предлагала посетителям сразу 82оригинальные работы, выполненные преимущественно акварелью ичастично пастелью. Спустя два года новым триумфом сопровождал-ся бухарестский вернисаж, принесший художнику золотую медаль13.Он умер в зените славы 4 ноября 1940 г. в Кишиневе из-за случай-ной нелепости - новые туфли натерли кровавый мозоль, вызвавшийсепсис. Похоронен с почестями на Центральном (Армянском) клад-бище.Почему же столь славное имя незаслуженно предано забвению?Лишь сравнительно недавно оно присвоено одному из столичных ли-цеев гуманитарного профиля в столичном секторе Чокана. Недавно, вдень 140-летия маэстро, здесь состоялся праздник, в котором участво-вало высшее духовенство страны во главе с митрополитом Владими-ром, известные деятели культуры, учащиеся и коллективы музыкаль-ной студии, действующие при этом учебном заведении14. Поразитель-ный факт: руководит им тоже музыкант с фамилией Березовский, толькопо имени Валентин. Вместе с дружным педагогическим составом онпытается исправить вопиющую несправедливость в отношении лич-ности, воспитавшей много талантов и оказавшей существенное влия-ние на развитие разных сфер искусства в Республике Молдова.
Юлинов В. О выставке картин художника протоиерея М.А. Березовского // Бессарабская почта. 1936. 6 апреля.
См.: Арабаджиу Р. Музыка в храме // Колумна. 1999. № 12.
Пожар С. Все сущее он почерпнул в России. К 150-летию Гавриила Музическу // Кодры. Молдова литературная, 1997. №№ 11-12.
Пожар С. Литургия Г.Музическу: связь времен и культур // Советская музыка. 1991. № 11.
Котляров Б. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины, России. К., 1982.
Dănilă A. Cociarova Kalentina Saviţcaia. Chişinău, 2007.
Dănilă A. Opera din Chişinău. Chişinău, 2005.
Nagacevschi E. Mihail Berezovschi - dirijor de cor şi compozitor. Chişinău, 2002.
Арабаджиу Р. Указ. соч.
Андантино. Концерт из произведений протоиерея М. Березовского // Бессарабия. 1920. 2 февраля.
Бессарабия. 1920. 22 февраля. 11. Бессарабия. 1919. 31 мая.
Юлинов В. Указ. соч.
Пожар С. Многогранный талант М. Березовского (К 140-летию со дня рождения) // Молдова. 2008. № 1.
Пожар С. Аристократ в рясе // Кишиневские новости. 2008. 14 марта.