История и идентичность в романах Иона Друцэ | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

История и идентичность в романах Иона Друцэ

В статье анализируется историческая тематика в романах И. Друцэ.

История и идентичность в романах Иона Друцэ.pdf Предисловие переводчика3 сентября у Иона Друцэ, человека, волею судеб ставшему живыммостом, связующим молдавскую и русскую культуры, юбилей - 80лет. Не найдя понимания и поддержки в родной Молдавии, писательобрел новый дом в Москве, где его печатали, ставили его пьесы, имизумлялись и восхищались. Мне было вдвойне приятно переводитьстатью замечательного американского ученого и человека Кита Хит-чинса о его творчестве, потому что во время учебы в московской ас-пирантуре и командировок в Москву я, с трудом доставая билеты, ко-нечно же, принимала участие во всеобщем паломничестве на спек-такли по его пьесам в театр Советской Армии или на «Хория» («Запахспелой айвы», «Колокольня») - в Ленком. И когда я говорила москви-чам и людям из разных уголков нашей бывшей страны и других соц-стран, что я из Молдавии, мне отвечали: «Я ходил/a на Друцу», «Ячитал/а, смотрел/а "Каса маре", "Святая святых", "Птицы нашей мо-лодости" и другие». Эти слова звучали как пароль, как знак принад-лежности к сообществу интеллигентных людей.В турбулентный период конца 80-х - начала 90-х, когда многие ме-няли веру и обличья, Ион Друцэ не предал ни родной молдавский, нисвой второй русский дом, не забывая Родину, но в основном продол-жая жить и творить в Москве. Устояв перед искушением национализ-мом, маэстро еще раз подтвердил заслуженность своей репутации уни-версального художника, понятного и любимого во всем мире.Я посвящаю этот перевод всем гражданам Республики Молдова,независимо от их этнического происхождения, с надеждой на то, чтосовместным творческим трудом мы сумеем возродить традиции кол-лективизма, исконно присущие восточноевропейскому сообществу, - имолдавскому, и русскому, - о которых напоминают нам Ион Друцэ иКит Хитчинс.Русский перевод статьи одобрен автором и публикуется с его со-гласия.Татьяна Земба, доктор историиМоя главная цель в этой статье- изучить определение молдава-нина, предложенное современныммолдавским писателем ИономДруцэ, то есть постараться по-нять, какие ответы он дает на рядвопросов, которые неизбежно при-ходят на ум при исследовании иобсуждении этнической или наци-ональной идентичности. Какие от-личительные качества и черты ха-рактеризуют молдаванина? Былили они извечными или менялись современем? Какие ценности, ду-ховные и материальные, объединяли молдавское сообщество? Пре-бывали ли они в состоянии постоянного изменения, моральной адапта-ции к быстротекущему времени, или определенные ценности являлисьпостоянными, можно сказать, заложенными от природы? Чтобы пред-ложить ответы на эти вопросы, я использую четыре романа Друцэ:«Листья грусти» -«Frunze de dor» (1957) -трагическая история люб-ви с постоянным, хотя и отдаленным присутствием Второй мировойвойны; «Бремя нашей доброты» -«Povara bunataţi noastre» (1970) -повествование о влиянии войны и мира, о волнении, брожении умов ибурном развитии в молдавском селе в первой половине двадцатоговека; «Колокольня» -«Clopotniţ» (1972) -анализ использования ис-тории и защиты духовных ценностей с позиций школьного учителя; и«Белая церковь» -«Biserica albă» (1982) -размышление об идентич-ности и вере в Молдавии в контексте русско-турецкой войны 1787-1792 гг.Я подхожу к теме моего исследования как историк и поэтому за-даю те вопросы, которые обычно задают историки, и использую мето-ды, которые они обычно используют. Я читал романы Друцэ как, визвестном смысле, документы или оригинальные первоисточники сцелью их анализа и сравнения, и затем на базе этого исследования яделал обобщения и выводы. Я также преследовал мои собственныенаучные интересы, так как происхождение современных наций и фор-мирование национальных идентичностей давно увлекают меня. В этихи других вопросах меня захватывает и даже пленяет континуитет ис-торического развития народов на протяжении длительных периодов.И я постоянно спрашиваю себя и других: в какой мере прошлое сохра-няется в настоящем, и, тем самым, в какой степени мы обязаны про-шлому за наш сегодняшний образ жизни и за те ценности, которыенаправляют нас? В таком расположении духа и с такими замыслами яобратился к романам Иона Друцэ.Я знаю, что он не историк, по крайней мере, в строгом смысле этогослова. Он художник, преследующий свои собственные творческие целии использующий собственные средства их достижения. Как беллет-рист он озабочен такими предметами, как тема, сюжет, структура,характер и язык. Я также понимаю, что при написании своих романовон не намеревался создать документы для профессиональных истори-ков, которые исследовали бы их и извлекали из них данные для науч-ных монографий и докладов на конференциях. Но я уверен, что он хо-тел, чтобы все его читатели задумались над важными для него вопро-сами, которые он мучительно пытается поставить перед ними в зах-ватывающей форме яркой, живой прозы.Хотя Ион Друцэ, быть может, и не подходит к истории таким жеобразом как профессиональный историк, тем не менее, он демонстри-рует глубокое понимание того, как история влияет на общество в це-лом и на отдельных людей в частности. Его страстный интерес к ис-тории заразителен; он - Хория Холбан, сельский учитель в «Колоколь-не», который чтит историю как хранительницу памяти, моральногонаставника и проводника. Но метод Друцэ отличается от метода про-фессионального историка. Он не описывает баталии и другие событиянепосредственно и детально, но показывает, как войны и высокая по-литика отражаются на повседневной жизни, внутреннем мире и чув-ствах его героев. Таков его метод определения общего социальногопрогресса и личной моральной стойкости каждого отдельного челове-ка.Ион Друцэ обладает широким знанием молдавской истории, и егоразмышления о ее значении для молдавского народа глубоки. Поэто-му он сумел поместить героев своих романов, крестьян и их сельскиеобщины, в соответствующий исторический контекст. Он придает осо-бый колорит поворотам истории в «Бремени нашей доброты», а в «Бе-лой церкви» его владение материалом и реализм в понимании событийи изображении центральных образов просто превосходны. В обоих ро-манах, и в «Листьях грусти», и в «Колокольне» история выступает какактивная сила; на протяжении многих столетий она формирует харак-теры и усиливает, если не создает, ценности. В конце концов, Друцэговорит нам, что каждый народ должен знать свою историю; иначе онне будет знать себя и окажется неспособным прокладывать свой путьсквозь изменчивое и нестабильное настоящее к неопределенному итруднодостижимому будущему.В своих романах Ион Друцэ, возможно, неосознанно участвует вважной и продолжительной научной дискуссии о происхождении и при-роде современной этнической нации (modern ethnic nation), которая ин-тенсифицировалась с середины прошлого века. Участники этих деба-тов, теоретики нации, делятся на три основные категории. Это: при-мордиалисты, которые утверждают, что нации являются естествен-ными социальными явлениями, живыми организмами, которые суще-ствуют с древних времен; модернисты, которые настаивают, что на-ции являются продуктами капиталистического индустриального об-щества и, в сущности, создаются элитами; и, наконец, историческиеэтно-символисты, подчеркивающие континуитет формирования нациймежду прошлым и настоящим, но также признающие мощное влияниесоциальных и экономических изменений в возникновении наций. Я скло-нен относить Иона Друцэ к историческим этно-символистам в силуего уважения к истории и традиции и его веры в глубинные корни наци-онального характера, с одной стороны, а с другой стороны, признанияим социальных и экономических сил как мощных «формовщиков» об-щественной солидарности и индивидуальной психологии.Среди жителей сельской Молдавии Ион Друцэ явно чувствует себядома. Он родился в селе Городиште в 1928 г., так что он не тольконаблюдал молдавское село изнутри, но и участвовал в его жизни, впи-тывая его атмосферу, традиции и речь, его чувство судьбы и чувствоюмора. Многие действующие лица его романов «списаны» с членовего семьи или других односельчан. Их повседневная жизнь и их внут-ренняя борьба для него особенно привлекательны, и он описывает их вметкой и проницательной прозе. Первоначально он осваивал и оттачи-вал свое мастерство в многочисленных новеллах, первый сборник егорассказов «У нас в селе» - «La noi î sat» был опубликован в 1953 году,прежде, чем он приступил к первому роману «Листья грусти». Неуди-вительно, что среди писателей он больше всего восхищается Буни-ным, Чеховым, Толстым, Ионом Крянгэ - этим тонким знатоком мол-давского села изнутри, занимающим главное место в его творчестве.Что касается вопросов идентичности, то для Друцэ наиболее типич-ным молдаванином был крестьянин. Он показывает это снова и сноваи даже не старается скрыть свое восхищение молдавскими крестья-нами. Для него они подлинные творцы истории, поскольку они несутосновное бремя общества и объединяют общество из века в век, со-храняя свою веру и ценности и передавая их будущим поколениям.Самым замечательным выражением его веры в эту миссию крестья-нина является контраст, проведенный им в «Белой церкви» между рос-сийской императрицей Екатериной Великой, ее двором и придворнымии крестьянкой «Екатериной малой», ее селом и соседями. Дела и пред-рассудки российского двора в Санкт-Петербурге, их сплетни и мелоч-ное соперничество так далеки от каждодневной борьбы за выжива-ние, от реальной жизни крестьян в селе Околина. В изображении Дру-цэ императорский двор и его обитатели - это продукты цивилизации,космополитический мир, утративший свои корни, тогда как крестьянеформируют культуру, сохраняют близость с природой и тем самымостаются верными себе. Итак, центральными персонажами всех че-тырех романов являются крестьяне. Они и коллективные общности,деревни, в которых они живут, воплощают дух Молдавии в любой мо-мент ее истории.Друцэ избегает идеализации своих крестьян или трактовки села какне изменяющейся модели сообщества, как это обычно делали многиепопулистские писатели в Румынии и других странах в конце девятнад-цатого - начале двадцатого века. Он не утверждает, что крестьянскоеобщество должно оставаться неизменным. Он также не рассматри-вает изменения, приходящие извне, как угрозу этому сообществу ипоэтому как что-то, чему следует сопротивляться любой ценой. На-пример, в «Листьях грусти» и «Белой церкви» он показывает, что кре-стьяне отнюдь не живут изолированной жизнью в патриархальных се-лах, и с необычайным артистизмом изображает, как отдаленные со-бытия влияют на отдельные умы и коллективное сознание.Несмотря на непрерывные изменения, Друцэ показывает нам какновое встречает в селе смешанное отношение. Один из героев романа«Бремя нашей доброты» Мирча Морариу в конце Второй мировой вой-ны сравнительно легко интегрировался в новый социалистический по-рядок. Приобретенный на войне опыт научил его по-иному думать оземле, о которой он всегда мечтал, и, возвратившись в родное село, онстал председателем колхоза. Но Друцэ наводит на мысль о том, чтотрансформация Морариу произошла слишком быстро, поскольку он ещене полностью воспринял моральные ценности новой эры. Другие одно-сельчане сопротивлялись современным нововведениям. Его тесть вмежвоенный период был видной фигурой в селе, и для Друцэ он явля-ется более типичным крестьянином. Он был глубоко предан земле,сельским традициям и ритуалам, но его жизненный опыт, опыт войныи тяготы межвоенных лет привели его к кризису, который он, в концеконцов, разрешил поисками баланса между старым и новым. Нечтоподобное происходило и с одним из героев романа «Листья грусти»Георге Дойнару, который хотел следовать по стопам отца и деда, носама природа жизни и истории непрерывно расстраивала его и его пла-ны. В конечном счете, он доверился своему нравственному чувству,что спасло его от мук морального выбора и направило к новой жизни.Тем самым Друцэ говорит нам, что изменения отнюдь не являютсячем-то экстраординарным в крестьянском сообществе. Крестьянемогли освобождаться от вековых обычаев, даже от своей любви кземле. Они могли приобретать новые профессии и становиться интел-лектуалами, как сделал это Хория Холбан, учитель истории в «Коло-кольне». «Бремя нашей доброты» может быть прочтено как рассказ овсесторонней трансформации села, политической, экономической иморальной, в первой половине двадцатого века, когда семьи героевромана и их соседей переживали войны, коллективизацию и неопреде-ленности будущего. Друцэ добросовестно и скрупулезно помещаетсобытия и людей в историческую перспективу. Он не рассматриваетизменения в молдавском селе как представляющие резкий разрывмежду прошлым и настоящим. Он охотно признает, что с коллективи-зацией сельского хозяйства экономическая и социальная жизнь изме-нилась, но в «Бремени нашей доброты» предлагает мысль о том, чтокорни коллективизации могут быть обнаружены в традиционном сель-ском образе жизни, или, другими словами, что коллективизация сельс-кого хозяйства сочеталась с вековым коллективным духом села. Врезультате возможность существования такого смешения старого инового представляется ему естественной. Но он идет далее в иссле-довании процесса и задается вопросом о том, каков именно механизм,обеспечивающий непрерывность, постоянство и стабильность жизнив селе, невзирая на искусственно созданные человеком и естествен-ные бедствия, и даже бремя истории. Ответ, как он обнаруживает,заключается в духовных ценностях сообщества, в ценностях, которыеопределяют характер, дающий крестьянам способность сохранятьсвою идентичность и в то же время адаптироваться к новым обстоя-тельствам и, в конце концов, вновь достигать социального мира и со-гласия. Эти духовные основы крестьянского сообщества, убеждаетДруцэ, исподволь проходят через опыт многих поколений, даже веков.Существует искушение видеть перемены как происходящие лишь вовнешних, материальных формах жизни, в экономических структурах исоциальной организации. Но Друцэ вновь и вновь показывает, как внут-ренняя жизнь крестьян и то, что и как они думают о действительнос-ти, прошлой и настоящей, медленно видоизменяется в ответ на пере-мены в их окружении -процесс, отразившийся в личных кризисах егогероев.В первых трех романах Друцэ анализирует различные черты мол-давского характера, определяющие крестьянина, а для него, следова-тельно, и молдаванина - любовь к земле, творческий труд, верностьтрадициям, непокорность перед лицом перемен и поиск баланса меж-ду конкурирующими силами. Вместе с ними он борется с природой ивоздействием изменений, которые являются постоянными спутника-ми его крестьян. И он упорно старается устоять во всех этих усилиях,делая это с превосходным артистизмом и тонким пониманием кресть-янской психологии. Да, я не могу избавиться от ощущения, что он неполностью удовлетворен результатами своего исследования, что онвсе еще должен прояснить для себя, что же именно сохраняло мол-давское крестьянское сообщество как совместный коллектив.Я думаю, что длительный поиск Ионом Друцэ определяющей осо-бенности молдавского крестьянина находит осуществление в его чет-вертом романе «Белая церковь», опубликованном в 1982 г. Он находитее в религиозной вере крестьян, в их христианстве. В целом романчитается как эссе о крестьянской духовности и месте религии в жизнисельских молдаван. Можно сказать, что теологом Друцэ, человеком,который представляет их идеи и верования, является Паисий Велич-ковский, монах, известный в христианском мире своим благочестиеми богоугодными делами, который, будучи духовным лидером монас-тыря Нямц с 1779 до самой своей смерти в 1794 году, оказывал огром-ное моральное влияние в Молдавии. Он толковал доктрины восточно-го христианства как глубоко противоречащие материализму земногомира и вместо этого обращенные к вечным духовным ценностям мираиного. Екатерина из Околины показывает, как его учение может при-меняться в повседневной жизни. Твердость ее веры является комби-нацией простых христианских представлений, смешанных с попытка-ми крестьянки объяснить тайны бытия доступными ей средствами,включая мифы. Ее решимость восстановить сельскую церковь, разру-шенную во время войны, и ее настойчивое желание, чтобы церковьбыла белой, как прежде, воплощает непоколебимую веру этой мол-давской женщины.Сама белая церковь символизирует святые ценности, которые на-правляют эту молдавскую деревню и молдаван в их опасном путеше-ствии во времени. В конечном счете, Друцэ говорит нам, что основасообщества лежит в народе, который сохраняет свою духовность цель-ной и чистой, пронося ее через века. Именно это глубокое чувствоидентичности, это знание себя, настаивает он, формирует сущностьнации и дает силы крестьянину, а значит, и молдаванину, выдерживатьиспытание временем и продолжать жить.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 История и идентичность в романах Иона Друцэ | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

История и идентичность в романах Иона Друцэ | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).