В 20-30-е годы репрессии против священнослужителей в МАССР носили целенаправленный характер. Они выну-дили подавляющее большинство священников покинуть свои приходы и спасаться бегством в другие области, чаще на Украину, переходитьк иным занятиям, скрывая свою былую принадлежность к духовенству. К концу 30-х гг. антицерковная политика практически привела вМолдавской АССР к исчезновению священнослужителей как социальной группы. Но, как показало время, гонения на церковь не обеспечи-ли уменьшения религиозности населения.
Судьбы священников и церковных активистов в Молдавской АССР.pdf 18 января 1919 г. Временным Рабоче-крестьянским правительствомУкраины был принят Декрет «Об отделении церкви от государства ишколы от церкви». Это означало переход к политике маргинализациицеркви как общественного института. Но шла гражданская война, и кначалу 20-х гг. на территории современных Каменского, Рыбницкого,Дубоссарского, Григориопольского, Слободзейского районов и г. Ти-располя действовало не менее 124 православных церквей. Ситуацияначинает меняться после установления Советской власти. В 1921 г. вструктуре Народного комиссариата юстиции УССР были учрежденыспециальные отделы, которым вменялось в обязанности заняться наместах реализацией декрета. В сентябре 1922 г. постановлением Все-украинского Центрального исполнительного комитета «О передаче От-дела по отделению церкви от государства и его местных органов изНаркомюста в Наркомвнудел» все полномочия «по осуществлениюДекрета по отделению церкви от государства» передавались в Народ-ному комиссариату внутренних дел1. После образования в октябре1924 г. Молдавской автономии исполнение Декрета было возложенона НКВД МАССР.Задачей церковной политики Советской власти являлось преодоле-ние религиозности населения. Среди советских и партийных функцио-неров, проводивших борьбу на «религиозном фронте», господствовалоубеждение, что для уничтожения церкви и веры в Бога достаточнобудет закрыть все храмы, церкви, молитвенные дома и запретить ду-ховенству служение. Антирелигиозной пропагандой власти не ограни-чивались. Борьба с религиозностью изначально вылилась в гоненияпротив священнослужителей и верующих, закрытие церквей и упразд-нение священно- и церковнослужителей как социального слоя. В лево-бережном Поднестровье положение верующих и духовенства ухудша-ется после 1922 г. В ходе обязательной регистрации религиозных об-щин не все они регистрировались властями. Были случаи, когда общи-ны, в которых выявлялись политически неблагонадежные лица, не по-лучали регистрацию и, соответственно, право функционировать на за-конных основаниях2.Церковных активистов, особенно членов руководства православ-ных общин и приходских советов, местные власти ограничивали в граж-данских правах. Вопреки закону их лишали избирательных прав, уволь-няли с работы, исключали из профсоюзных организаций, т.н. «комите-тов незаможных селян» (КНС), облагали повышенным земельнымналогом. Перед выборами в местные Советы избирательные комис-сии отслеживали кандидатов -членов «пятидесяток» и правлений цер-ковных общин и включали их в «черные списки»; вышедшие из соста-ва правления могли быть «восстановлены в правах» при условии, чтоони докажут «лояльное отношение к Советской власти». Если пред-ставители церковного актива все же оказывались избранными в мест-ные Советы, предписывалось им «не доверять видных заданий и ос-торожно проводить принцип их постепенной замены»3.Несмотря на административный нажим и атеистическую пропаган-ду, к моменту создания Молдавской АССР (октябрь 1924 г.) массово-го «отхода» населения от церкви и православной веры не произошло.Значительная часть верующих, особенно в селах, по-прежнему посе-щала богослужения, участвовала в совершении обрядов и таинств.Среди них, признавали в своих отчетах представители местных орга-нов власти, были не только кулаки, как принято было утверждать вантирелигиозной пропаганде тех лет, но и середняки и бедняки. Назаседании центральной антирелигиозной комиссии при Молдавскомобластном комитете РКП(б) 26 февраля 1925 г. было признано, что«наблюдается сильная тяга крестьян в религиозные общины» и «мас-совые вступления членов КНС в религиозные общины». Была прове-дена кампания исключений представителей церковного актива и вооб-ще верующих из КНС. Но чистка приняла такой масштаб, что осла-била эти структуры. 9 марта 1925 г. Бюро Молдавского обкома партиипостановило «считать ненормальным наличие большого числа исклю-чений их КНС и не допускать массовые чистки (за религиозныеубеждения..)»4. Незаможников или комсомольцев, состоящих в рели-гиозных общинах, «прорабатывали» на собраниях КНС и в комсомоль-ских организациях, с ними «беседовали» представители органов влас-ти, «убеждая» отказаться от «религиозных предрассудков»5.Дабы ограничить влияние священнослужителей на население, ду-ховенству было запрещено осуществлять «бракоразводные и иныефункции» (церковные обряды) без предварительной регистрации вЗАГСе актов гражданского состояния. Местные власти брали со свя-щенников «подписки о прекращении» исполнения этих функций. Нару-шивших постановление привлекали к судебной ответственности (ст.123 УК УССР)6. Запрещено было и преподавание религиозных веро-учений в учебных заведениях. Обучать религии допускалось «в част-ном порядке». Впоследствии священникам и вовсе было запрещеноорганизовывать группы для изучения религии. 5 июня 1925 г. Цент-ральный исполнительный комитет МАССР утвердил Постановление«О порядке ведения частных занятий с детьми» с такой формулиров-кой7.Формой устрашения священно- и церковнослужителей стала их обя-зательная регистрация в органах НКВД. Целью властей было «полу-чение полной характеристики каждого служителя культа, его прошло-го, политической и церковной ориентировки», осуществление «посто-янного, непрерывного надзора в области переездов служителей куль-та, препятствуя их скоплению и агитационной деятельности» - регист-рация8. В апреле 1925 г. НКВД МАССР издал постановление об учетеслужителей культов. К июню на учет были взяты 35 протоиереев, 213священников и пятеро священнослужителей, прибывших из разныхместностей, 44 дьякона, а также двое ксендзов, 15 раввинов и пятьчтецов Торы, 11 сектантских проповедников. Двое священнослужите-лей были осуждены «за нарушение правил взятия на учет» и «присво-ение функций общины»9. В 1924 г. в Балтском, Рыбницком и Крутян-ском районах имели место случаи выселения священников из зани-маемых помещений в административном порядке, без решения суда.В Рыбнице в доме, отобранном у священника, разместили погранич-ный пост10. Уже в 20-х гг. начинаются аресты священнослужителей занарушения предписаний органов власти, касающихся запретов прово-дить религиозные обряды без предварительной регистрации ЗАГСом,правил разъездов, регистрации и учета духовенства. Были случаи аре-ста священников за фальсификацию «чудес».Работа по изучению судеб священников, диаконов, псаломщиков,служивших в приходах сел и городов МАССР, организованная Тирас-польско-Дубоссарской епархией Молдавской митрополии, уже даланекоторые результаты. Имена ряда священников, церковнослужите-лей и прихожан возвращены из небытия. Назовем некоторые из них.Тихонов Дмитрий Яковлевич. С августа 1913 по май 1914 г. слу-жил псаломщиком Архангело-Михайловской церкви с. Парканы, с маяпо ноябрь 1914 г. - диаконом в той же церкви, с ноября 1914 г. доареста 18 мая 1929 г. - священником. Был арестован по политическиммотивам (за «контрреволюционную» деятельность); 3 ноября 1929 г.Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден к 3 годам лише-ния свободы. 9 августа 1932 г. из мест заключения был освобожден ипереведен на спецпоселение в Северный край на 3 года.Гончаров Леонид Федорович. В 1917-1926 гг. - священник вместечке Дубоссары, с 1926 г. - в селе Делакеу. 18 марта 1931 г. быларестован «за контрреволюционную агитацию, направленную к срывумероприятий Советской власти на селе». Особым Совещанием приКоллегии ГПУ УССР 17 июля 1931 г. приговорен к 3 годам лишениясвободы. Освобожден досрочно 1 сентября 1933 г., после чего направленна спецпоселение в г. Архангельск сроком на 3 года.28 марта 1932 г. Одесским областным отделом Государственногополитического управления УССР был арестован Мельников Вла-димир Исидорович, в 1914-1930 гг. служивший псаломщиком По-кровской церкви села Коротное. Ему предъявили обвинение в антисо-ветской агитации и пропаганде (ст. 54-10 УК УССР). 22 мая 1932 г.Особым Совещением при коллегии ГПУ УССР приговорен к высылкеиз пограничной полосы сроком на 3 года.Лавров Дмитрий Алексеевич. В 1932 - 1934 гг. - священник Ни-кольского собора в Тирасполе. Арестован 21 декабря 1934 г. Долгонаходился под следствием. 21 сентября 1935 г. Особым СовещаниемНКВД СССР осужден на 5 лет лишения свободы.Колесниченко Сергей Федорович. Уроженец и житель Григо-риополя. Служил регентом, псаломщиком. Одновременно работалсчетоводом на ферме, а затем бухгалтером местного колхоза. В фев-рале 1935 г. арестован за то, что силой вывел из помещения бухгалте-рии не в меру расшумевшуюся комсомолку - заведующую фермой.Явно желая запугать верующих, власти устроили над бывшим дьяч-ком публичное судилище, созвав весь колхоз. Осудили на 5 лет лише-ния свободы. Наказание отбывал в Тирасполе. В тюрьме стеклил окнаи выполнял другие работы. После 3-х месяцев заключения досрочноосвобожден. Устроился бухгалтером на нефтебазе. В колхозе же былдопущен только руководить самодеятельностью. Организовал и воз-главил колхозный хор и духовой оркестр11.С конца 20-х гг. административное давление на церковь, духовен-ство и верующих усиливается. 8 апреля 1929 г. было принято новоепостановление «О религиозных объединениях», подтверждавшее по-рядок организации и регистрации религиозных общин, получения ими вбесплатное пользование зданий церквей или молитвенных домов и куль-тового имущества. Новая редакция законодательства о религиозныхобъединениях ужесточала условия функционирования религиозныхобщин. Общие собрания прихожан могли проводиться только с разре-шения органов власти, которым было предоставлено право контроли-ровать состав руководящих органов религиозных общин. Запрещаласьблаготворительная, просветительная, миссионерско-проповедническаядеятельность церкви. Религиозным общинам было запрещено созда-вать кассы взаимопомощи и оказывать материальную поддержку своимчленам. Церкви, как не имеющей прав юридического лица, запрещенобыло покупать или арендовать культовое имущество, заключать лю-бые договоры и сделки. Приобретать какое-либо имущество как юри-дические лица могли прихожане, но в таком случае их действия расце-нивались как частные коммерческие сделки и соответственно обла-гались налогом как частные предприятия. Фактически деятельностьдуховенства и верующих ограничивалась пределами здания церкви имолитвенного дома. По оценке российского историка М.И. Одинцова,«религиозные общества превращались в «резервации» для исповеду-ющих те или иные религиозные убеждения граждан»12.Начался новый этап гонений на церковь. Уже в 1929 г. власти МАССРактивизируют «работу» по закрытию церквей. До 1931 г. в автономиибыли закрыты 26 храмов и молитвенных домов, в 1932 г. - 6, в 1933 г.- 10, в 1934 г. - 20, в 1935 г. - 134, в 1936 г. - 70. Пик закрытий прихо-дится, таким образом, на 1935 г.13. Из 293 молитвенных зданий, имев-шихся на территории МАССР до революции, с 1920 г. по апрель 1936 г.было закрыто 223. Всего в 14 районах МАССР к этому времени ис-пользовались по назначению только 40 молитвенных зданий14. По дан-ным НКВД МАССР, из 248 священников, имевшихся в автономии ле-том 1925 г., к апрелю 1936 г. в этих районах осталось всего 1815. Об-щее число «служителей культа» составляло 73 чел.В конце 30-х гг. в МАССР, как и в СССР в целом, были проведенымассовые аресты по политическим обвинениям. В отличие от арестов20-х - первой половины 30-х гг., которые, как правило, заканчивалисьприговорами к заключению в исправительно-трудовые лагеря, теперьсуды часто выносили смертные приговоры. Выносили такие пригово-ры и священникам.15 марта 1938 г. Рыбницким районным отделом НКВД как членантисоветской организации церковников был арестован священникИоанно-Богословской церкви села Попенки Балтского уезда АлексейФилиппович Давидович. Был допрошен один раз. 23 апреля 1938 г.Особой тройкой НКВД МАССР приговорен к высшей мере наказания.Расстрелян в Тирасполе 25 апреля 1938 г.Уроженец села Слободзея священник Дмитрий Илларионович Иг-натьев к концу 30-х гг. не имел определенного места жительства. 10сентября 1937 г. был арестован Управлением НКВД по Одесской об-ласти по обвинению в контрреволюционной деятельности. 29 декабря1937 г. тройкой при УНКВД по Одесской области приговорен к рас-стрелу. Приговор приведен в исполнение 2 января 1938 г.Семен Терентьевич Иванов, уроженец села Дороцкое, являлсяпредседателем церковной общины. В 1930 г., во время коллективиза-ции, был арестован по обвинению в антиколхозной агитации и осужденна ссылку в Нарымский край, в поселок Знаменка Кривошеинскогорайона Томской области. Находясь в ссылке, работал плотником-кус-тарем. В 1930 по 1937 гг. был также председателем церковной общи-ны. В 1937 г. арестован вторично как «активный церковник». Осужденк высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 8 де-кабря 1937 г. в Томске. В 1959 г. С.Т. Иванов посмертно реабилитиро-ван; при пересмотре дела в связи с реабилитацией многие «свидетелиобвинения», якобы дававшие показания в 1937 г., заявили, что на доп-росы их вообще не вызывали, или что они «ничего подобного не гово-рили и обо всех осужденных говорили только хорошее».Костогрыз Стефан Григорьевич. Служил священником в селеСлободзея. 28 августа 1935 г. арестован по обвинению в том, что «...про-живая около румынской границы, пытался перейти последнюю и одно-временно проводил к/р (контрреволюционную -Т.Ц.) агитацию». 7декабря 1935 г. специальной коллегией Одесского областного судаприговорен к семилетнему заключению в исправительно-трудовыхлагерях. Однако вначале наказание отбывал в Одесской тюрьме, от-куда 10 февраля 1936 г. был переведен в Карлаг НКВД (Карагандинс-кая область, Казахстан). 5 сентября 1937 г., находясь в лагере, былвновь арестован и 20 сентября 1937 г. судим «тройкой» при УНКВД поКарагандинской области по обвинению в «систематической агитациисреди заключенных, восхвалении царского строя». По статье 58-10 УКРСФСР (контрреволюционная деятельность) приговорен к расстрелу.26 сентября 1937 г. приговор был приведен в исполнение16.Обвинения священников в проведении «контрреволюционной» ра-боты, вероятно, не всегда были безосновательными. Многие действияСоветской власти осуждали самые широкие круги населения, и свя-щеннослужители не были исключением. И все же репрессии противсвященнослужителей носили целенаправленный характер. Они выну-дили подавляющее большинство священников покинуть свои приходыи спасаться бегством в другие области, чаще на Украину, переходитьк иным занятиям, скрывая свою былую принадлежность к духовен-ству. К концу 30-х гг. антицерковная политика практически привела вМолдавской АССР к исчезновению священнослужителей как социаль-ной группы. Но, как показало время, гонения на церковь не обеспечи-ли уменьшения религиозности населения.
Центральный Государственный архив высших органов власти Украины (Далее - ЦГАВОВУ). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1218. Л. 198; Ф .5. Оп. 1. Д. 1085. Л. 2.
ЦГАВОВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1085. Л. 108.
Государственный архив Одесской области (Далее - ГАОО). Ф. Р-1915. Оп. 1. Д. 38. Л. 85.
4. ГАОО. Оп. 2. Д. 196. Л. 135.
Там же. Ф. Р-966. Оп. 6. Д. 20. Л. 97 об.
Центральный Государственный архив общественных объединений Украины (ЦГАООУ). Ф. 1. Оп. 20. Д. 2144. Л. 79; ЦГАВОВУ. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1217. Л. 203- 204.
ЦГАВОВУ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 197. Л. 23-32.
ГАОО. Ф. Р-1915. Оп. 1. Д. 38. Л. 31.
ЦГАВОВУ. Ф. 8. Оп. 1. Д. 261. Л. 2.
Там же. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2050. Л. 172.
Текущий архив Тираспольско-Дубоссарской епархии.
Государство и церковь. История взаимоотношений. 1917-1938 гг. М., Знание, 1991. С. 37.
Архив общественно-политических организаций РМ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 3759. Л. 40.
Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 2 1. Л. 3.
Текущий архив Тираспольско-Дубоссарской епархии.
ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 2. Д. 21. Л .3.