Карпато-Днестровские земли с первых веков новой эры входили взону первичного славянского этногенеза. Славянское присутствие врегионе в VI-XIII вв. было непрерывным. Тиверцы и уличи были рус-скими племенами, с Х в. вошедшие в состав древнерусской народно-сти. С этого времени их потомков называли «русские люди», русины.Берладники, бродники, галицкие выгонцы - это территориальные наи-212 2008, № 1-2 (11-12)менования древнерусского населения региона, связанные с родом ихзанятий. В
«? а уличи и тиверцы седяху по Днестру?». Этнический состав населенияКарпато-Днестровских земель в VI-XIII вв..pdf Наверное, нельзя прожить жизнь и не задуматься о том, кто жил наэтой земле раньше - сто, триста, тысячу лет назад. О том, что в пер-вом тысячелетии до нашей эры в Карпато-Днестровских землях жилискифы, напоминают могилы их царей и других знатных людей - курга-ны. В Белгороде-Днестровском идут раскопки древней Тиры. В 375 г.нашей эры близ Днестра состоялась битва готов и гуннов. Но какиенароды и племена обитали здесь после готов и гуннов - до возникно-вения в 1359 г. Молдавского государства? Прежде в учебниках по ис-тории Молдавии признавалось, что в VI-XIII вв. Карпато-Днестровс-кие земли населяли славяне. Но с 90-х г. ХХ в., отметил в 2005 г.кишиневский публицист Евгений Ткачук, «тема поднестровского сла-вянства стала своеобразной «персоной нон грата» в истории страны.Монопольное право на торжество получила так называемая концепциявосточнороманского континуитета. Суть ее проста, как выеденное яйцо:нынешний титульный этнос обитал в Пруто-Днестровском междуре-чье всегда»1. Так ли это?Анты, тиверцы, уличиНа картах археологов от современной Чехии через юг Польши изапад Украины тянется до Молдавии широкая дуга. Это территорияПражско-Корчакской культуры II-V в., зона первичного славянскогоэтногенеза. О славянах на Нижнем Дунае сообщают и письменныеисточники. Один из первых документов такого рода - римская дорож-ная карта III-IV в. - Певтингеровы таблицы. О предках славян, вене-дах, упоминал в VI в. историк готов Иордан. А автор книги «Война сготами» византиец Прокопий Кесарийский cообщал о живших в нашемрегионе славянских племенах - склавинах и антах. Они говорили наодном языке, у них были одинаковые виды поселений, характер веде-ния хозяйства, религиозные верования, типы одежды, образ жизни, нра-вы, формы управления, способы ведения войны. Склавины и анты, от-мечал Прокопий, издревле живут в народовластии, и поэтому счастьеи несчастье в жизни считается у них делом общим. Вся жизнь и зако-ны у обоих племен одинаковы. Они вместе вторгались за Дунай. «Антыи склавины, - отметил далее писатель, - творили ромеям ужасноедело», но в 540 г. византийцы спровоцировали столкновение междуними2.К IX в. племенной союз антов распался. В этот период по Днеструдо Дуная проживало племя тиверцев. Оно было многочисленно, а го-рода тиверцев стояли и в XII в., когда монах Нестор составлял первуюрусскую летопись - «Повесть временных лет». В ней сказано:« а уличи и тиверцы седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бемножество их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и досего дне». О размещении на этой же территории тиверцев говорит ианонимный баварский географ. В летописи они названы «толковины».Исследователи долго трактовали это слово как «переводчики». Но в2005 г. историк Сергей Суляк обосновал другой перевод: «пастухи».Толока -пастбище, выгон для скота3.Проходили через Карпато-Днестровские земли кочевники. В 678-680 гг. близ Дуная стояли тюрки-болгары хана Аспаруха. Затем болеесотни лет эти земли находились в составе Первого Болгарского цар-ства. Но в 882 г. новгородский воевода Олег взял Киев и основал объе-диненное Русское государство. По землям тиверцев и по Русскомуморю пролегал торговый и военный путь «из варяг в греки», поэтомукиевские князья попытались подчинить тиверцев. В «Повести времен-ных лет» рассказывается, что князь Олег в 885 г. « с уличи и тивер-цы имяше рать». Но тиверцам и уличам удалось отстоять независи-мость. Возможно, в этом им помогли венгры. В 896 г. венгерские пле-мена под предводительством Арпада прошли по Карпато-Днестровс-ким землям на запад. В походе Олега на Константинополь в 907 г.тиверцы участвовали как его союзники, а не данники.Уличи, в то время проживавшие в Поднепровье, летописцем не упо-мянуты, видимо, потому, что в походе не участвовали. То есть остава-лись независимыми от Киева. В отличие от большинства русских пле-208 2008, № 1-2 (11-12)мен, они так и не подчинились Олегу. Его преемник, киевский князьИгорь, сообщил Нестор, около 940 г. « с уличи и древляне имяшерать». Воевода Игоря Свенельд после двухлетней осады взял их глав-ный город Пересечен, но уличи, чтобы не платить Киеву дань, пересе-лились на территорию между Бугом и Днестром. Далее Нестор сооб-щил: «И бяше седяше уличи по Днестру вниз, и по семь перейдошамежью Буг и Днестр, и седоша тамо»4. Но вскоре уличи все же вошлив состав Древнерусского государства. Во время похода Игоря на Царь-град в 944 г. летопись упоминает их уже в составе войска киевскогокнязя. Видимо, после уличей вошли в состав Древнерусского государ-ства и тиверцы5. В дальнейшем имена тиверцев и уличей из летописейисчезают. Как и прочих жителей Руси, русские летописцы cтали назы-вать их русинами, с ударением на первом слоге, «руськими людьми».В IX-XI вв. в Придунавье кочевали печенеги. В 1054 г. в эти земливторглись половцы. Отношения с русскими у них бывали разными, нов низовьях Дуная и на севере региона русское население сохранилось.Более того, ссылаясь на сведения древних арабских авторов, утверж-дает кишиневский историк Роман Рабинович, в конце XIXIIв. на южной кромке Карпато-Днестровских земель и в причерно-морской береговой полосе между устьями Днестра и Дуная также про-живало оседлое русское население6. В 1116 г. великий князь Руси Вла-димир Мономах, читаем в летописи, направил сюда своего воеводуИвана Войтишича, который «посажа посадники по Дунаю»7. Однаков 1132 г., после смерти князя Мстислава Великого, Русь распалась накняжества, и контроль Киева над Карпато-Днестровскими землямибыл потерян. Здесь возникла региональная государственность.Берладь и берладникиБольшинство русских ученых видят в берладниках русских людей ипредшественников казачества. Румынские исследователи подозрева-ют берладников в принадлежности к восточнороманскому этносу ивозражают против отождествления Берлади русских летописей с мол-давским городом Бырладом8. Кто прав? Ответ можно отыскать в пись-менных источниках и данных археологии.Берладь, «пиратская республика», действительно напоминает За-порожскую Сечь. В русских летописях берладники упомянуты два раза.Один раз упоминается Берладь. Но много раз упомянут Иван Рости-славович Берладник, бывший князь Звенигородский, претендент на Га-лицкое княжение. Согласно грамоте 1134 г., он - уже князь Берладс-кий. В грамоте упомянуты города Берладь, Малый Галич, Текуч. Че-рез десять лет, предприняв вторжение в Галицкую землю, Иван Бер-ладник терпит поражение под стенами Галича и бежит на Дунай. Укнязя имелся выбор. Его верным союзником был великий князь киев-ский Изяслав Давыдович. Но в Берлади князь Иван мог найти не толькоукрытие, но и военные силы для продолжения борьбы за галицкий«стол». Значит, на Дунае имелся военный контингент, который смогбы выступить в его защиту. И берладники его поддержали. Но такой«центр силы» не мог существовать без наличия достаточно много-численного населения. В помощь князю Ивану берладники выставили6-тысячное войско9. Даже если исходить из того, что воевать пошливсе мужчины, способные носить оружие, то численность населенияБерлади была, по крайней мере, в десять раз больше и составляла 60тыс. чел.В действительности, как можно предположить, население княже-ства было более многочисленным. Берладская земля включала нетолько будущую Добруджу и левобережное Подунавье, где находи-лись города Берладь, Дичин, Текуч и Новый Галич, но и всю террито-рию между Карпатами и Днестром. Город Берладь, полагают ученые,находился не в районе нынешнего Бырлада, а на правом берегу Дуная,в местности Ески-Бырлат. Названы летописцами и другие города кня-жества - Белгород, Дерстр. Формально княжество подчинялось ви-зантийским императорам10, поэтому великий князь киевский не счи-тал Берладь частью Руси. Но княжество располагало достаточнымнаселением и военной силой для того, чтобы предпринять в 1159 г.вторжение в пределы Галицкой земли и захватить пограничный городУшицу.О военной силе Берлади можно судить также по тому факту, чтоона не зависела от половцев. При осаде пограничного галицкого горо-да Кучелмина, жители которого ему сочувствовали и перебегали че-рез городские стены в его лагерь, Иван Берладник не побоялся отка-зать кочевникам в их желании «взять город», то есть разграбить его.Конечно, разгром русского города лишил бы князя союзников в Галиц-кой земле. Но можно ли отказать Ивану и, главное, берладскому вой-ску также в благородных родовых мотивах? Князь не мог не пони-мать, что в одиночку Берладь противостоять Галичу не могла. И дей-ствительно, уход половцев ослабил силы берладников перед лицомнаступающего галицкого войска, и им пришлось прекратить поход11.Но берладники были «люди руськие», и Иван - конечно, с учетом мне-ния своего войска, а может быть, и под его давлением - принял труд-ное решение.Несмотря на конфликт под Кучелмином, Иван Берладник сохранилдобрые отношения с половцами и находил у них укрытие. Он служил уЮрия Долгорукого и других русских князей. Но его соперником ока-зался могучий галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187 гг.). Этоо его железных полках, подпирающих горы Угорские, сказано в «Сло-ве о полку Игореве». Требуя выдачи Ивана Берладника, он даже объя-вил войну киевскому князю Изяславу и нанес поражение его войску.Иван был вынужден уехать в Византию и в 1162 г. умер в одном изАфонских монастырей. Согласно одной из версий историков, он былотравлен. Ярослав оказался не только хорошим полководцем, но и «дол-горуким» правителем.Берладь была необычным княжеством, она напоминает Запорож-скую Сечь или Донское, Терское или Яицкое казачьи войска в первыедесятилетия их существования. Берладники оказались способны орга-низовать военный набег и в отсутствие в князя. Вскоре после отъездаИвана Ростиславича в Киев они захватили и разграбили Олешье, ки-евский таможенный пункт в устье Днепра. Войско киевского князянастигло берладников уже на Дунае, у города Дичин, и отобрало добы-чу. Но решающий удар по Берладской государственности нанес Яро-слав Осмомысл. Именно галицкий князь, узнаем из «Слова о полкуИгореве», «затворил врата Дунаю», то есть включил Берладь в составсвоего княжества. В конце XII в. земли между Карпатами и Днестромстали называться Галицким Понизьем.Бродники и галицкие выгонцыВ начале XIII в. в Галиче обострился конфликт между боярами икняжеской властью. Пользуясь внутренним раздором, Галицко-Волын-ское княжество фактически поделили между собой короли Польши иВенгрии12. Население Понизья - бродники и галицкие выгонцы - имне подчинилось. О дунайских бродниках в исторической науке бытуетпредставление как о вольнице, полукочевом воинственном населении,еще одном прообразе казачества.Бродники жили и в других областях на границах Дикого поля. Дон-ские бродники селились на русском пограничье со степью, так же, каки так называемые дикие половцы. По мнению московского историкаС.А.Плетневой, дикие половцы были изгоями половецких кочевий, абродники - изгоями русских земель13. Впервые русские летописи со-общают о бродниках в 1146 или 1147 г. как о союзниках черниговскогокнязя Святослава Олеговича в его борьбе с киевским князем Изясла-вом Мстиславичем. В 1216 г. бродники участвуют в междоусобнойбитве русских князей при Липице, а в 1223 г. - в сражении русских статарами на Калке. Воевали бродники и на стороне половецких ханов.Известие об участии донских бродников в битве на Калке указываетна их христианство. По крайней мере, перед сражением их воеводаПлоскыня, клянясь в верности, целовал крест князю Мстиславу Рома-новичу14. Бродники пережили даже монголо-татарское нашествие.Другой известный ученый, Г.В. Вернадский, указывает, что в районахНижнего Днестра и Нижнего Дуная и в конце XIII в. было много рус-ских, в том числе бродников15.Галицкие выгонцы - единственная из всех названных этническаягруппа, которая не вызвала у исследователей особых споров ни по по-воду ее археологической и этнической идентификации, ни по поводулокализации. Вот что сообщает о них Ипатьевская летопись в расска-зе о сборе русских войск перед битвой на Калке в 1223 г.: «А выгон-ци Галичькыя приидоша по Днеcтроу и воиидоша в море. Бе бо лодейтысяща. И воидоша во Днепрь. И возведоша порогы и сташа оу рекиХорьтице. На бродоу оу Протолчи. Бе бо с ними Домамеричь Юрьгiи иДержикрай. Володиславичь пришедши же вести во станы»16. Об этомэпизоде сообщают также Воскресенская и Тверская летописи, Московс-кий летописный свод конца XV в. и другие источники. Все исследователиполагают, что выгонцы жили в Галицком Понизье, на землях по Днеструна юг от Галицкого княжества, с долинами рек Прут и Сирет.В числе выгонцев были знатные боярские роды Домажиричей иКормиличей, а также другие боярские роды, видимо, изгнанные изГалицкой земли при осуществлении мер княжеской власти, направлен-ных на ограничение боярского влияния. В 1227 г. в Понизье, в городТорческ, по политическим причинам перебрался и сам галицкий князьМстислав Удалой17. Вместе с тем основную массу выгонцев состав-ляли простолюдины. Вначале это, видимо, были люди, которые под-держивали Ивана Берладника в его походах на Галич. Можно предпо-ложить, что они вступали в политические союзы, дабы вернуть своеположение на родине18 - отсюда и их готовность участвовать в войне.На тысяче лодий, способных ходить по морю, можно было, наверное,вывезти и 20-тысячное войско, но из всех известных историкам дан-ных о соотношении сил в битве при Калке можно заключить, что га-лицких выгонцев было гораздо меньше. В конце XII - первой половинеXIII в. население Карпато-Днестровских земель было более редким,чем во времена Ивана Ростиславича.А галицкие выгонцы, возможно, были не политическими изгнанни-ками, а пастухами. Ведь выгон, как уже отмечено в случае с тиверца-ми, - это место для выпаса скота близ деревни. Выгонцы галицкие,отметил на научной конференции в 2005 г. журналист Евгений Ткачук,были жители Галицкого княжества, выпасавшие скот на выгоне19.Упоминание о понизовском городе Торческе, точное расположениекоторого остается неизвестным, дает основания полагать, что частьнаселения Галицкого Понизья в это время составляли кочевники-тор-ки. Если город находился восточнее Днестра, следует пересмотретьимеющиеся представления о пределах Понизовской земли.Карпато-Днестровские земли с первых веков новой эры входили взону первичного славянского этногенеза. Славянское присутствие врегионе в VI-XIII вв. было непрерывным. Тиверцы и уличи были рус-скими племенами, с Х в. вошедшие в состав древнерусской народно-сти. С этого времени их потомков называли «русские люди», русины.Берладники, бродники, галицкие выгонцы - это территориальные наи-менования древнерусского населения региона, связанные с родом ихзанятий. В Карпато-Днестровских землях периодически кочевали такжетюрки-болгары, венгры, печенеги, половцы, торки. Древнерусские стра-ницы истории нашего края заслуживают дальнейшего изучения.
Ткачук Е. Что ищем мы во дне вчерашнем? // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. 107.
Тельнов Н., Степанов В., Русев Н., Рабинович Р. «Иразошлись славяне по земле». Кишинев, 2002. С. 72.
Суляк С. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. 41.
Цит. по: «Иразошлись славяне по земле». С. 56.
История Молдавской ССР. Т. I. Кишинев, 1965. С. 68.
Рабинович Р. Проблема присутствия Галицкой Руси в Карпато-Днестровских землях в 1140-1240 гг. // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 2 (2). С. 74.
Слово о полку Игореве. М., 1978. С. 83.
См.: Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 81-82.
ПСРЛ. 1962. С.496-497. Цит. по: «Иразошлись славяне по земле». С. 137.
«Иразошлись славяне по земле». С.139, 192.
Там же. С. 138.
Суляк С. Указ. соч. С. 14,15.
Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества Х-XIII вв. М., Наука, 1975. С. 281.
«И разошлись славяне по земле». С.196.
Суляк С. Указ. соч. С. 36.
Цит.по: . «И разошлись славяне по земле». С. 203.
Суляк С. Указ. соч. С. 18.
«И разошлись славяне по земле». С. 209.
Суляк С. Указ. соч. С. 35.