Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв. | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв.

Участие крестьян земли Молдавской и Галицкой Руси в общих вос-станиях, симпатии к православной Молдавии, проявляемые также рус-ской шляхтой Галицкой земли, общая позиция православного духовен-ства Молдавии и русских земель Польско-Литовского государства даютоснования утверждать, что в XIV-XV вв. раздел Западной Руси меж-ду различными государствами еще не привел древнерусскую народ-ность к этнокультурному расколу.

Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв..pdf Молдавское государство возникло в период поглощения южнорус-ских земель Литовским княжеством и Польшей. Поскольку Русь былаÊîíôåðåíöèÿ «Ìîëäàâèÿ - Ðîññèÿ - ñëàâÿíñêèé ìèð»» 213ослаблена монголо-татарским нашествием, особого сопротивлениярусских князей эта политика не встречала. Маленькая Литва присо-единила почти половину территории Руси. В 40-50-е гг. XIV в. Польскоекоролевство и Литва после многолетней войны поделили территориюГалицко-Волынского княжества. Литва получила Волынь, а Польша зах-ватила Галицкую Русь. Как сказались эти события на этнокультурныхпроцессах в Молдавском княжестве, возникшем в 1359 г.?В Литве русские люди составили около 90 процентов населения, иЛитовское государство даже официально стало называться Великимкняжеством Литовским и Русским. Литовской письменности еще несуществовало, и русский язык стал также официальным языком госу-дарства. Именно на русском языке велись дебаты в виленском сеймеи официальное делопроизводство1. Будучи до начала XV в. язычника-ми, литовские князья не навязывали свою веру православным поддан-ным. Несколько иную политику уже в этот период проводили в Галиц-кой Руси короли Польши. В 1385 г. Литва и Польша оказались пододним скипетром. И все же политические перемены не изменили эт-нического облика бывшей территории Древней Руси.Создание Молдавского государства также не повлекло смены этни-ческого состава населения Карпато-Днестровских земель. В XIVXVIIвв. территорию, ограниченную с севера и востока Днестром, а сюго-востока - в основном линией Тягина-Яссы-Сучава - населялирусины, потомки древнерусского населения этих земель. В 1500 г. онисоставляли почти 40 процентов населения Молдавии2. За следующиеполтора века часть русинов была ассимилирована молдаванами, и всеже, отмечал во второй половине XVII столетия летописец ГригореУреке, треть жителей говорила на русском языке3.Что это был за язык? Как известно, Павел Берында - составитель«Словаря славянорусского» (1637 г.), возможно, уроженец Молдавии,- положил начало общерусскому литературному языку. Его родной язык,видимо, стал основой создаваемого им общерусского языка. «В осно-ву [книжного русского] языка Молдавии XIV-XVII вв., - утверждалзнаток славянской письменности А.И. Яцимирский, - был положенрусский: с одной стороны официальный западнорусский, а с другой -устный галицко-волынский говор»4. Языковая общность свидетельству-ет о том, что до середины XIV в. на территории между Днестром иКарпатами проживала часть населения Галицкой Руси.На русском книжном языке того времени - молдавские летописцыназывали его славянским или сербским - в Молдавии проводилосьбогослужение. На нем же велось государственное делопроизводство,молдаване пользовались им в частной переписке. Это дает основанияполагать, что русским языком владела очень большая часть молда-ван. И, конечно, знание русского языка упрощало молдаванам связи с214 2008, № 1-2 (11-12)Галицкой Русью. Другим фактором, облегчавшим населению Молда-вии связи с Галицкой Русью, являлась общность православной веры.В XIV в. Молдавская церковь подчинялась митрополиту Галича. В1387 г. молдавский господарь Петр Мушат сам поставил главу мол-давской церкви - епископа (до этого священники назначались из со-седних стран). Это вызвало резкое противодействие константинополь-ского патриарха. Дело дошло до того, что патриарх предал Молдавиюпроклятию5. Для урегулирования конфликта в 1401 г. из Константино-поля в Молдавию был направлен специальный патриарший посол, уче-ный-богослов, болгарин по происхождению Григорий Цамблак. Отимени константинопольского патриарха Григорий Цамблак утвердилставленника молдавского господаря6.С деятельностью Григория Цамблака связана яркая страница исто-рии культурных связей Молдавии и Галицкой Руси. Это был человекразносторонних талантов и большой образованности. Григорий Цам-блак родился в 1364 г. в Болгарии. В историю он вошел как болгарскийписатель, церковный деятель, иерарх Византии, Болгарии, Сербии,Молдавии, Белоруссии и Украины, автор многочисленных проповедей,имевших широкий отклик. После урегулирования конфликта междуцерковной и светской властью он по просьбе господаря АлександраДоброго взялся за написание жития молдавского святого Иоанна Но-вого. До 1406 г. служил в соборной церкви Сучавы, руководил перепис-кой богослужебных книг. Церковные связи между Молдавией и рус-скими землями были достаточно интенсивными. В 1409 г. ГригорийЦамблак переехал в Киев и вскоре стал участником борьбы междуМосквой и Литвой, распространившейся и на дела церкви. В 1415 г.Цамблак был избран митрополитом Киевским7.В силу политических причин Григорий Цамблак выступил за дости-жение унии с католической церковью. Во главе большой группы пра-вославного духовенства он прибыл на собор и вел с Римским папойпереговоры, но в Киеве эта инициатива не нашла поддержки. Несмот-ря на церковно-политические разногласия с митрополитом Киевским,в Москве сохранилось уважительное к нему отношение. О его смертив 1419 г. в Никоновской летописи сказано: «Той же зимой умер Григо-рий митрополит Цамблак в Киеве, родом болгарин, книжный очень,обучен был книжной мудрости всякой с детства и много писаний, со-творив, оставил». За всю свою жизнь он составил и переписал около30 книг и проповедей8. Характерно, что в вопросе об унии с католика-ми молдаване заняли ту же позицию неприятия, как и православноедуховенство Киевской митрополии. Митрополит Молдавии, под дав-лением патриарха Константинопольского поддержавший унию на Фло-рентийском соборе, не посмел возвратиться в княжество9.Êîíôåðåíöèÿ «Ìîëäàâèÿ - Ðîññèÿ - ñëàâÿíñêèé ìèð»» 215Самому существованию Молдавского государства угрожали тур-ки и татары. Много раз вторгались в княжество также войска сосед-ней Валахии. Галицкая Русь в этих условиях была прибежищем мол-даван, где они находили спасение. Господари Молдавии были вынуж-дены искать поддержки у королей Польши. В Галицкой Руси разыгры-вались немаловажные события молдавской истории. В 1415 г. госпо-дарь Александр Добрый прибыл в город Снятин, где королю, «сидя-щему на возвышении и с короной на голове, принес вместе со всемибоярами валашской земли торжественную присягу подданства и клятвуверности, бросая под ноги короля свои знамена»10. 29 сентября 1436 г.ленную присягу на верность польскому королю Владиславу принес воЛьвове господарь Илияш. Владислав, отмечено в летописи, «во всемвеличии восседал на городской площади на специально сооруженномвозвышении, прекрасно убранном». Илияш и 35 бояр, «упав на коленив знак верности и послушания, ломали древки хоругвей и бросали ихпод ноги королю»11.Однако вассалитет Молдавии во многом был формальным. В XV -XVI вв. земли Западной Руси, особенно Буковина, Щепеницкая земляи Покутье, были объектом борьбы между Молдавией и Польшей. По-кутье господарь Петр Мушат получил в 1388 г. от польского короляпод залог одолженных ему 3000 рублей серебром. Деньги возвраще-ны не были, тем не менее, польские короли требовали возврата этойобласти. Но ее население, православные русские люди, предпочиталовласть православных молдавских воевод, а не королей-католиков. Вконце 1456 г. на севере Молдавии произошло крестьянское восстаниепод предводительством Льва. Начавшись в Молдавии, оно перекину-лось в польские владения, и «дружина» Льва дошла до Снятина. ПетрАрон договорился с польскими панами о совместных действиях про-тив повстанцев. Но вскоре, в апреле 1457 г., он был свергнут новымпретендентом на молдавский престол - Стефаном III12. О Льве ника-ких упоминаний в документах больше нет13. Можно предположить, чтоон был сторонником Стефана, а целью его действий в Галицкой Русибыло лишить Петра Арона поддержки польского короля.О том, что Стефан III мог применить такой метод борьбы, можносудить и по другому эпизоду польско-молдавских отношений. Привстрече с польским королем в Коломые в 1485 г. Стефан был обманутв своих ожиданиях и унижен. Отношения между монархами ухудша-лись год от года. Молдавский господарь принял участие в формирова-нии антиягеллонской коалиции14, а в «Молдавско-немецкой летописи»времен Стефана Великого под 1488 г. находим невероятный рассказ.В этом году «послал воевода Стефан одного боярина в землю русинови [он] занял ей вплоть до Галича, а на четвертый год пришел пан Ни-216 2008, № 1-2 (11-12)колай Галицкий и разбил его войско у Рогатина». Далее сказано, чтотот самый боярин бежал в Белгород. Стефан, узнавши об этом, тайнопослал за ним погоню, и его схватили под Белгородом с его 36 конны-ми слугами. Боярина доставили в Сучаву, там он просидел год в зак-лючении. Затем Стефан выпустил его и послал опять в Галицкие зем-ли. Боярин вновь занял эти земли вплоть до Галича. Но у Коломыиполяки напали на него, схватили вместе с пятью соратниками и сбро-сили со стены замка Коц15.Очевидно, речь идет о восстании Мухи, которое принято датиро-вать 1490-1492 гг. Руководитель выступления предстает в сообщениикак исполнитель воли молдавского господаря. Именно так, как «втор-жение молдавского господаря», трактовал это восстание польский ко-роль. И основания подозревать диверсию у него имелись. Вождя вос-стания, якобы плененного, Стефан III не казнил, а укрыл от наказания.Через год господарь предоставил мятежнику возможность вновь под-нять восстание и вторгнуться в польские владения. Но можно ли счи-тать, что Муха просто выполнял приказ Стефана Великого? В польскойлетописи епископа Перемышля Яна из Торговиска отмечен социальныйхарактер восстания: «Некий Муха из Молдавии в короткое время со-брал толпу войска из сельских людей в 9000 человек. Он вторгся в тучасть русской земли, где лежит Снятин. Город был взят и разрушен.Потом он захватил многие города и села вплоть до Галича и подчинилсебе»16. Можно ли допустить, что молдавский господарь организовалкрестьянское восстание? Молдавский историк Н.А. Мохов, рассмат-ривая эти события, не высказывает такого предположения, но оно, нанаш взгляд, вытекает из приведенных фактов.Восстание было крестьянским, и восстали русины Буковины. Ноесли его инициировал Стефан Великий, то он нанес немалый ущерб иместным феодалам. Секретарь гроссмейстера Тевтонского орденаЛ.Наккер, побывавший в Буковине и Покутье через семь лет послевосстания под руководством Мухи, отметил: «Страна была так опус-тошена, что большие господа, те, которые остались живы и не былиубиты, потеряли все имущество и, ничего не имея, вынуждены былиидти просить милостыню». Итак, восстали крестьяне-русины, а рас-пространилось восстание среди крестьян-русинов Галицкой земли.Схватили Муху (или Андрея Борулю) тоже местные шляхтичи. Польскийлетописец XVI в. Михал Стрыйковский, рассказывая о восстании, неупоминает об участии в нем молдаван. А потомки видели в Мухе сво-его, русина. Желая отметить чье-либо мужество, они говорили «Яккозак Муха»17.Позднее, в 1509 г., во время похода молдавского воеводы Богдана впольские владения к нему присоединилось много галицких дворян, ко-торых молдавские летописцы именовали русской шляхтой. Когда по-Êîíôåðåíöèÿ «Ìîëäàâèÿ - Ðîññèÿ - ñëàâÿíñêèé ìèð»» 217ход не удался, предвидя репрессии и конфискацию имений, они ушливместе с молдавским войском в Молдавию. Таким образом, в Галиц-кой Руси тогда также имелись люди, в том числе из знатных родов,которые стремились избавиться от католической власти с помощьюправославной Молдавии. Но эти надежды не осуществились, так какМолдавия была слишком слаба, чтобы поддерживать население Га-личины. Миграции эти оказались столь массовыми, что уже в XV в.привели к исчезновению в Галицкой Руси сословия великих бояр. Онибежали либо утратили свои владения в польских конфискациях18. Новзаимодействие населения Молдавии и Галицкой Руси не прекрати-лось. В новом веке молдавско-русинские связи приобрели иные формы.Участие крестьян земли Молдавской и Галицкой Руси в общих вос-станиях, симпатии к православной Молдавии, проявляемые также рус-ской шляхтой Галицкой земли, общая позиция православного духовен-ства Молдавии и русских земель Польско-Литовского государства даютоснования утверждать, что в XIV-XV вв. раздел Западной Руси меж-ду различными государствами еще не привел древнерусскую народ-ность к этнокультурному расколу.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Статуты Великого княжества Литовского и Русского. Т.1-2. Одесса, 2002.
Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Киинев, 1979. С.90.
Уреке Григоре. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1971. П.110. Цит.
по: Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007. С. 33.
Исторические корни связей и дружбы украинского и молдавского народов. Киев, 1980. С. 48.
Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 165.
Стати В. История Молдовы. Кишинев, 2003. С. 60.
Советская Молдавия. Краткая энциклопедия. Кишинев, 1982. С. 667.
Руссев Н. Житие Иоанна Нового и жизнь Григория Цамблака в связи с формированием российского идейно-политического пространства // Между- народный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 2 (8). С. 12.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С.179.
Цит. по: Шорников П.М. Указ. соч., С.116.
Цит. по: Стати В. История Молдовы. Кишинев, 2002. С. 213.
Stati V. Istoria Moldovei in date. Chisinau, 2007. P.85.
Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 146.
См.: Шорников П.М. Указ. соч. С. 117,118.
Славяно-молдавские летописи XV-XVI вв. М.,1976. С.53.
Цит. по: Мохов Н.А. Указ. соч. С. 149.
Там же. С. 148-150.
Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк, 2003. С. 160, 163.
 Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв. | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).

Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв. | Русин. 2008. № 1-2 (11-12).