В 1828 г., когда началась очередная русско-турецкая война, Николай Iнаправил М.С. Воронцову «повеление» о формировании двух казачьихполков под названием «Дунайских». Начало образованию Дунайскогоказачьего войска было положено. Центрами его формирования сталисела Волонтировка, Староказачье и Акмангит. Более 600 семей быв-ших казаков Усть-Дунайского войска обнаружились в Кишиневе, Орге-еве, Бендерах, Аккермане и в других селениях Бессарабии. Все онибыли включены в списки Дунайского казачьего войска. В то же времяиз Задунайской Сечи прибыла большая группа казаков во главе с ата-маном Гладким. Позднее в Буджак переселилась из Болгарии ещетысяча казаков. Русское командование направило их служить в Ду-найскую флотилию.
Казаки на Дунае и Днестре в XVIII-XIX вв. (По материалам книги И.А. Анцупова «Казачество российское между Бугом и Дунаем.pdf История дунайского казачества раскрыта в труде кишиневскогоисторика И.А. Анцупова, но книга эта вышла небольшим тиражом имассовому читателю труднодоступна. Между тем история казачествазаслуживает внимания всех интересующихся историей нашего региона.Казаки - военно-служилое сословие. Они веками служили Россиикак пограничная стража, а во время войн зарекомендовали себя каклучшая конница мира, авангард наступающих войск и арьергард наслучай отхода. В России XVIII - начала ХХ в. существовали 14 каза-чьих войск, но только первые из них, возникшие еще в XVI в., - Донс-кое, Запорожское (Днепровское), Терское и Яицкое - образовались сти-хийно, независимо от царской воли или даже вопреки ей. Изначальноказачество сложилось как вольное вооруженное, - а значит свободное,- сообщество. У казаков существовала особая форма самоуправления- выборы атаманов и вообще начальствующих лиц, станичные и ху-торские круги, т.е. сходы, на которых обсуждались местные пробле-мы. Поэтому между казаками существовали традиционные довери-тельные отношения. Казаки никогда не были крепостными и остава-лись лично свободными людьми. Своей принадлежностью к казаче-ству они гордились. Современная историография обоснованно тракту-ет казачье самоуправление как особую форму народовластия. Сфераказачьего народовластия постепенно ограничивалась царской адми-нистрацией, но общинное самоуправление у казаков сохранялось до1919 г.Имеются некоторые основания связать с Поднестровьем и Ниж-ним Дунаем само возникновение казачества. В XII столетии здесьжили и действовали берладники, которых исследователи считают про-образом казачества. Они создали Берладское княжество, контролиро-вали устье Дуная и совершали набеги на окраины Галицкой земли. ВXIII в. между Карпатами и Днестром проживали галицкие выгонцы идругие предшественники казаков - бродники. В 1223 г. они принялиучастие в битве с татаро-монголами на Калке1. В 1490-1492 гг. наДнестре - в Щепеницкой земле и Покутье - произошло крестьянскоевосстание под предводительством Мухи. По некоторым сведениям,настоящее его имя было Андрей Боруля. Хотя Запорожская Сечь, азначит, и днепровское казачество, была основана примерно через 70лет, в Западной Руси, когда хотели кого-либо похвалить, говорили, чтоон молодец, «як козак Муха». В XVII в. под предводительством гет-манов Богдана Хмельницкого, Северина Наливайко, Григория Лободы,Сагайдачного, Куницкого и других совершали в Молдавию походы за-порожские казаки. Запорожцы Иван Подкова, Александр, Петр Казакзанимали господарский престол Молдавии2. Но казачье население по-явилось в Придунавье только в начале XVII столетия. Миграция запо-рожцев на Днестр и Дунай связана с событиями Северной войны.К началу XVIII в. запорожское казачество насчитывало до 60 ты-сяч казаков и представляло собой мощную военную силу. Но в 1709 г.,когда в пределы России вторглась шведская армия короля Карла XII,малороссийский гетман Иван Мазепа изменил России и перешел насторону шведов. Запорожские казаки за ним не пошли и от участия вПолтавской битве на стороне шведов уклонились. Но после разгромашведов примерно 700 казаков ушли с Мазепой в Молдавию и посели-лись в Варнице, под Бендерами, а также у Каушан и на Дунае. Петр I,встревоженный «шаткостью» запорожцев, упразднил ЗапорожскуюСечь. Возможно, поэтому в 1711 г., во время Прутского похода рус-ской армии в Молдавию, на Нижнем Днепре не нашлось воинской силы,которая бы помешала крымским татарам прийти на помощь туркам.Татары приняли участие в сражении при Станилештах, которое едване закончилось для русско-молдавского войска разгромом. Через чет-верть века, при императрице Анне Ивановне, для защиты от набеговкрымских татар была учреждена Новая Сечь. Она, в общем, оправ-дала ожидания Петербурга, но кое-кто из запорожцев по-прежнему«отъезжал» в турецкие владения. Случалось это и во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. По окончании войны Запорожская Сечьбыла упразднена.Становиться обычными государственными крестьянами, людьмибесправными, запорожцы не захотели. Часть их перебралась из низо-вьев Днепра на Днестр и Дунай - в Буджак и Добруджу, отдалась подвласть султана и основала Задунайскую Сечь. Центром коша (воен-ного лагеря) запорожцев стало селение Вилков. В 1804 г. турки разре-шили казакам селиться также в Аккерманской и Килийской райях, икошевой атаман перенес свою резиденцию в Татарбунары. Это былоеще одно казачье войско, основанное вопреки воле центральных влас-тей России. Запорожцы и на Дунае сберегли прежний строй: собира-лись на раду (практически- только казачья старшина), во главе войс-ка находился выборный кошевой атаман, выборными были также егопомощники - судьи, есаулы, писари. Казачьи полки отвечали высокимстандартам профессионального войска.Самовольный уход казаков за границу царские власти сочли изме-ной, и опасаться их перехода на сторону России у османских властейоснований вроде бы не имелось. Но казаки оставались православны-ми, поэтому турки притесняли их и не доверяли им. Служить мусуль-манам бывшим запорожцам было в тягость, казаки ждали избавленияот власти турок. В таком же положении оказались также поселенныев Добрудже потомки участников Булавинского восстания 1706-1707 гг., так называемые некрасовцы. В первые годы XIX в. началасьремиграция казаков из Буджака в Россию. Их отправляли на Кубань ивключали в состав кубанского казачества. В русско-турецкой войне1806-1812 гг. они участвовали уже в составе русской армии.Часть запорожских казаков, оставшихся на Днепре, влилась в со-став Бугского казачьего войска, учрежденного в 1768 г. по инициативезнаменитого полководца П.А. Румянцева. Право вступления в войскоимели только переселенцы из Балканских стран, и великорусские ималорусские крестьяне, Бугское войско расселилось в пределах Хер-сонского и Бобренецкого уездов. Их столицей стал город Вознесенск.Другая часть запорожцев при поддержке управителя Новороссиифельдмаршала Г.А. Потемкина в 1787 г. добилась разрешения импе-ратрицы на формирование нового войска - «верных казаков». Они по-лучили земли на Днестре. Позднее это войско было названо Черно-морским.Буджак был занят русскими войсками уже в конце 1806 г. Команду-ющий русской Дунайской армией генерал И.М. Михельсон обратилсяк задунайским казакам с призывом о возвращении в Россию. Отклик-нулись более тысячи воинов. К Михельсону прибыла делегация во главес есаулом Романом Стогучевским. Одним из центров сбора казаковстала Килия. В феврале 1807 г. Александр I подписал рескрипт о со-здании в Буджаке Усть-Дунайского войска. Основу его составили бо-лее 2000 казаков. Было сформировано два полка - Буджакский и Усть-Дунайский. Задунайцы сохраняли порядки Запорожской Сечи. Усть-Дунайское войско они называли Новой Сечью. Оно делилось на 39куреней, 37 из которых носили старые запорожские названия. Име-лись также Сербский и Болгарский курени. Общественные дела ре-шались на раде.Казачьи вольности и служба привлекали не только крестьян, но идворян, и выходцев из духовенства. Кроме русских людей - малору-сов и великорусов, в Усть-Дунайском войске служили также молдава-не, валахи, сербы, болгары, греки, крещеные евреи и даже венгры.Позднее войско пополнялось также албанцами. Создание Усть-Дунай-ского войска усилило миграцию в Буджак казаков из-за Дуная. В ко-роткое время из Добруджи «самотеком» прибыла еще тысяча воинов.Но на Дунай прибывали и тысячи беглых крепостных из ЦентральнойРоссии и добивались зачисления в казаки. Помещики требовали поло-жить этому конец. Поэтому уже в июне 1807 г. формирование казачь-его войска было приостановлено. Казаков перевели в состав Черно-морского казачьего войска, поселенного на Днепре, либо отправили наКубань. Но часть казаков продолжала воевать на Дунае до конца тойдолгой войны.После войны казаки основали в Аккерманском уезде селение Ак-мангит, а большинство их расселилось по всей Бессарабии. Казакиподдерживали ветеранские связи и добивались восстановления каза-чьего войска, направляя ходоков в Петербург - к временщикуА.А. Аракчееву и в Одессу - к генерал-губернатору НовороссииМ.С. Воронцову. О том же просили казаки задунайские. В 1825 г. наприеме у Воронцова побывал прибывший из Болгарии «значковый то-варищ» Ксаверий Чернявский. О его ходатайстве Воронцов доложилНиколаю I и поддержал его просьбу. Император дал согласие на пере-селение казаков в Россию. К.Чернявский вернулся за Дунай и привелоттуда более 100 казаков.России была необходима на Дунае мобильная вооруженная сила.В 1828 г., когда началась очередная русско-турецкая война, Николай Iнаправил М.С. Воронцову «повеление» о формировании двух казачьихполков под названием «Дунайских». Начало образованию Дунайскогоказачьего войска было положено. Центрами его формирования сталисела Волонтировка, Староказачье и Акмангит. Более 600 семей быв-ших казаков Усть-Дунайского войска обнаружились в Кишиневе, Орге-еве, Бендерах, Аккермане и в других селениях Бессарабии. Все онибыли включены в списки Дунайского казачьего войска. В то же времяиз Задунайской Сечи прибыла большая группа казаков во главе с ата-маном Гладким. Позднее в Буджак переселилась из Болгарии ещетысяча казаков. Русское командование направило их служить в Ду-найскую флотилию.Задачей Дунайского казачьего войска было иметь в готовности дваполка для удержания кордонной линии в дельте Дуная, на островахЛетя и Четал. К концу 1828 г. оба полка были в основном укомплекто-ваны, войско насчитывало 2266 казаков. Но войсковому начальствубыло разрешено зачислять в казаки всех, кто имел прежде какое-либоотношение к Усть-Дунайскому войску, поэтому в центры формирова-ния Дунайского войска стекались сотни добровольцев. В 1836 г. к вой-ску были присоединены пять сел государственных крестьян: Никола-евка, Новотроицкое, Михайловка, Константиновка и Петровка. Их жи-тели получили права казаков. К 1838 г. в войске уже было 8 станиц.Казаки проживали также в селах государственных крестьян -Татар-бунарах, Дивизии, Кебабче. К 1868 г. численность дунайских казаковдостигла 13 тыс. чел.Хотя казаки Дунайского войска в большинстве своем являлись по-томками запорожцев, оно строилось на принципах и боевых традицияхуже не Запорожского, а Донского казачьего войска - «по донскомуположению». Несмотря на полиэтничный состав, казачество отлича-лось духовной сплоченностью, никакой национальной и даже религиоз-ной розни между казаками не отмечалось, хотя некрасовцы были ста-рообрядцами. Казаки обеспечивали пограничную охрану, таможеннуюи карантинную службу. Дунайские казаки несли службу также на Кав-казе. Дети казаков росли в среде ветеранов различных войн, слушалиих рассказы о подвигах, проникались патриотизмом, учились обраще-нию с оружием и верховой езде, привыкали ухаживать за лошадьми.На протяжении сорока лет казаки не только обеспечивали безопас-ность дунайского рубежа, но и участвовали в хозяйственном освоенииБуджака.В годы Крымской войны на военной службе находились 2923 дунай-ских казака. Казачьи полки охраняли побережье Черного моря, более500 казаков сражались с горцами на Кавказе, 64 казака составили кон-но-ракетный отряд, который действовал за Дунаем. По окончании вой-ны, в 1860-1861 гг., дунайские казаки обеспечивали порядок при эваку-ации из Подунавья, отторгнутого от России по Парижскому миру, бо-лее 20 тыс. беженцев. Эти эмигранты направлялись в Новороссию.Позднее дунайские казаки также несли пограничную службу.Непопулярной нагрузкой являлось для казаков исполнение полицей-ских функций. В годы Крымской войны и после нее в Бессарабскойобласти скапливалась масса беглых из губерний Центральной России,оседавших в Бессарабии или направлявшихся на юг. Из турецких вла-дений шел встречный поток беженцев. Только в 1853 г. зафиксировано1800 таких мигрантов с Балкан. В 1857 г. в приграничной полосе трисотни казаков задержали 1753-х «бродяг»; их возвращали по местампостоянного проживания. Разумеется, привлечение первоклассноговойска к поддержанию «внутреннего порядка» свидетельствовало онеспособности царской администрации решать эти задачи иными сред-ствами.Что еще хуже, при формировании Дунайского казачьего войска цар-ское правительство допустило явные ошибки. Дунайские казаки изна-чально не были обеспечены достаточным количеством пахотной зем-ли. В целом казаки были среднеобеспеченной частью крестьянства.Можно назвать их и частью русской армии, находившейся на само-обеспечении. Но нехватка земли, нараставшая в во второй половинеXIX в., а также уравнительное общинное землепользование, периоди-ческие переделы земли не способствовали повышению культуры зем-леделия, вели к снижению благосостояния казаков. Казаки постепен-но превращались в обычных крестьян. Обеспечивать идущих на воен-ную службу конями, оружием, снаряжением им становилось все труд-нее. Экономика станиц оказалась подорвана в годы Крымской войны.Дунайское казачье войско было упразднено в 1868 г.Царскому правительству вряд ли следовало причислять к казаче-ству бессарабских цыган. Более 300 цыганских семей были принуди-тельно поселены в селах Каир и Фараоновка. Однако цыгане оказа-лись еще не готовы к занятиям земледелием, они трудно переносилиоседлую жизнь и, тем более, воинскую службу. В конце 60-х гг., послеупразднения Дунайского казачьего войска, большинство их, распро-дав полученную землю, разъехались.Хотя создание Дунайского казачьего войска было вызвано государ-ственной необходимостью, можно отметить, что оно было также ре-зультатом инициативы самих казаков. Сила казачьего войска заклю-чалась, в частности, в том, что казачество было сообществом добро-вольным. Но крестьяне готовы были нести военную службу толькопри условии предоставления им традиционных казачьих вольностей.Попытка перевести на самообеспечение другую часть армии путемсоздания военных поселений встретила сопротивление крестьянства иоставила мрачный след в истории России первой половины XIX в. Ка-заки, военно-служилое сословие, готовы были служить, но не терпеливоенной регламентации своего быта. В 1817 г., когда на положение воен-ных поселенцев была переведена часть казаков Бугского войска, охра-нявших границу по Пруту и Дунаю, это вызвало их возмущение.Царское правительство не использовало должным образом всехвозможностей хозяйственного освоения Буджака и развития его эко-номики и культуры, предоставленных ему существованием Дунайско-го казачьего войска. Как социально-культурному сообществу дунай-ским казакам не удалось закрепиться. Но бывшие их станицы суще-ствуют и сегодня, и память о казаках заслуживает сохранения.И.А. Анцупов внес большой вклад в изучение истории казачествана юго-западе России.
См.: Тельнов Н., Степанов В., Руссев Н., Рабинович Р. «И разошлись славяне по земле»: Из истории Карпато-Днестровских земель VI - XIII вв. Кишинев, 2002. С.132-209.
См.: Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С.146-150, 292-296.