О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ(VI - начало X века)1 | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ(VI - начало X века)1

О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ(VI - начало X века)1.pdf В Галицкой и Волынской землях в домонгольское время сложились,как известно, некоторые из основных городов-государств ДревнейРуси2. Однако их возникновению предшествовал длительный периодразвития восточнославянских догосударственных и предгосударствен-ных социально-политических объединений в указанных регионах. В бу-дущей Галицкой земле этнополитическое развитие проходило относи-тельно спокойно: с VI в. и вплоть до формирования Галицкой землиздесь проживали хорваты3, создавшие мощное этнополитическое объе-динение - Великую Хорватию, как называет ее Константин Багряно-родный4.К северу от Великой Хорватии - в будущей Волынской земле тожевозникли мощные этнополитические объединения восточного славян-ства, но здесь их развитие проходило более дискретно, что породилопутаницу в источниках и, как следствие, - крайне противоречивую ис-ториографию. Пересказывать ее здесь мы не видим смысла, так какмножество гипотетических концепций предыстории Волынской землискорее запутали исследование этого вопроса, чем способствовали егорешению. Поэтому, на наш взгляд, лучше подойти к проблеме непос-редственно ad fontem, не обращая внимания на многочисленные про-тиворечащие друг другу и зачастую ничем не подкрепленные истори-ографические построения.«Повесть временных лет», говоря о предыстории этого региона, сви-детельствует, что сначала здесь жили «бужане, зане седоша по Бугу,послеже велыняне5; дулеби живяху по Бугу, где ныне велыня-не»6.Если следовать ее тексту буквально, то получается, что дулебы ибужане - это названия древних славянских этнополитических объеди-нений, существовавших некогда там, где ныне - во времена летописца- находятся волыняне7. Летопись помогает пролить свет и на причи-ну исчезновения дулебов и смены их волынянами, говоря о том, что«Въ си же времяна (во времена византийского императора Ираклия(610-641) - М.Ж.), быша и обри (авары - М.Ж.), иже ходиша наИраклия царя и мало его не яша. Си же обри воеваху на слове-нех и примучиша дулебы, сущая словены и насилье творяхуженам дулебськимъ: аще поехати будяше обърину, не дадяшевъпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 лиженъ в телегу и повести обърина и тако мучаху дулебы8. Быстьбо объре теломъ велици и умом горди, и Богъ потреби я, ипомроша вси, и не остася ни единъ объринъ. И есть притъча вРуси до сего дне: погибоша аки обре; ихъ же несть племени нинаследъка»9.Здесь автор этого летописного фрагмента пересказал, по всей ви-димости, какое-то славянское эпическое сказание о войне между ава-рами и дулебами 10, в котором авары наделены чертами мифическихвеликанов, предшествовавших заселению земли обычными людьми,что говорит о его очень глубокой древности11. В ходе этой войны сла-вяне были разгромлены, и завоеватели возложили на них иго - так вДревней Руси обозначались угнетение и насилие, а первоначально - повсей видимости, во времена авро-дулебской войны - «ярмо, воловьяупряжь»12, в которую завоеватели запрягали дулебских женщин.В.Я. Петрухин и Д.С. Раевский верно, на наш взгляд, отмечают поэтому поводу, что «видимо, в летописи мы имеем дело с фрагментами«земледельческого» эпоса, где эпические враги используют женщин вкачестве тягловых животных, налагая на них ярмо - «иго». Обычайбрать дань с плуга - с «рала» (в Древней Руси и других ранних славян-ских государствах - М.Ж.) - подкреплял это значение»13.Л.В. Войтович довольно обоснованно, на наш взгляд, датирует этуавро-дулебскую войну 561-562 гг.14 После нее дулебский союз распал-ся, и часть дулебов ушла на запад - в Чехию и Польшу, где хорошоизвестна по ряду источников15. Последнее обстоятельство побудилонекоторых исследователей относить летописную легенду об аваро-дулебской войне к западнославянским дулебам и видеть в ней отра-жение их эпоса16, или же к дулебам паннонским17. На наш взгляд, этипостроения неосновательны18. Славянские легенды об авро-дулебс-кой войне - общие для всех ветвей дулебов - относятся к тому вре-мени, которое предшествовало распаду их единства. И они сохрани-лись и у восточно-, и у западнославянских дулебов19.Судьба раннесредневековых дулебов была, в известной мере, сход-ной с судьбой соседних с ними хорватов: одно из древнейших славян-ских этнополитических объединений20, оно было разгромлено в ходеаварского нашествия и распалось, а значительная часть хорватов ушлана запад21, где впоследствии приняла участие в чешском и польскомэтногенезе. Но, в отличие от хорватов, дулебам после аварского раз-грома не удалось сохранить доминирующего положения в исходномрегионе своего проживания, и они уступают лидирующее место наВолыни волынянам, о чем говорят приведенные выше летописныесвидетельства. В то же время часть дулебов остается на месте, хотьи теряет свое былое политическое значение. В начале Х в. летописьупоминает о вхождении их в войско Олега при его походе на Констан-тинополь22. И нет достаточных оснований считать это летописное сви-детельство книжным и недостоверным23. Оно отражает представле-ния летописца о существовании в то время - в начале Х в. - восточ-нославянских дулебов и о сохранении ими определенного этнополити-ческого единства и значения. О том же свидетельствует и фиксацияих эпоса на страницах «Повести временных лет».Рядом с волынянами помещает дулебов в качестве их современ-ников в середине Х в. и ал-Мас'уди: «Вслед за этим родом (за «ро-дом» в.линана - волынянами - М.Ж.) из родов ас-сакалиба (славян- М.Ж.) Истбрана, и в наше время их царь называется Б.Сакля-их (Б.Саклабдж). И род, называемый Д.лавна (дулебы - М.Ж.).Называют их царя Вандж Аляф (Ваих Слаф) (выделено мной -М.Ж.)»24.Здесь, правда, очень сложно сказать, идет ли в этом фрагменте речьо восточнославянских дулебах или о западнославянских25. Как нельзяс уверенностью сказать и о том, что сведения ал-Мас'уди о в.линанаи д.лавна восходят к единому источнику и являются синхронными.Сведения этого арабского автора о волынских и - шире - о славянс-ких этносах и политических объединениях в целом нуждаются еще вдальнейшем глубоком и всестороннем исследовании.Но, как бы то ни было, согласно летописи, на первый план в регионепосле разгрома аварами дулебов выходят волыняне. Однако это несопровождается какой-либо сменой материальной культуры региона,позволившей бы говорить о приходе какого-то нового населения. На-против, в VI-IX вв. мы видим на Волыни последовательное развитиематериальной культуры от пражско-корчаковской к луки-райковецкой,причем вторая эволюционно вырастает из первой26. Никаких призна-ков смены населения или просто прихода в регион каких-то новых эт-нических групп не обнаруживается27. Поэтому, на наш взгляд, наибо-лее убедительным объяснением этнополитических изменений в реги-оне является мысль Л.В. Войтовича, согласно которой «эта террито-рия (Волынь - М.Ж.) была заселена, по меньшей мере, четырьмя-пятью родственными племенами, которые периодически составлялиполитические объединения, носившие названия по имени племени-ге-гемона»28. Проще говоря, на Волыни на первый план выдвигалась тоодна славиния29, то другая. И, если первыми гегемонами на Волынибыли дулебы, то после их разгрома аварами первенство в регионепереходит к волынянам30.К счастью, о них у нас есть не только записанные в «Повести вре-менных лет» полулегендарные сведения, как это имело место с дуле-бами, но и данные восточных источников, записанные довольно рано инезависимые от восточнославянской традиции. Разумеется, их интер-претация пока еще не может быть признана до конца удовлетвори-тельной, тем более, что они обросли огромной историографией, кото-рая зачастую скорее запутывала дело, чем проясняла его. Ал-Мас'у-ди (ум. ок. 956/957 г.) в своих «Золотых копях и россыпях самоцве-тов»31 (ок. 947 г.) сообщает: «И эти разделяются наразные роды: из них род, у которого с глубокой древности былагосударственность. Был у них царь, которого называли Маджк(Маджл). И этот род называется в.линана. В древности за этимродом следовали остальные роды ас-сакалиба (славян - М.Ж.) , так как именно у них был царь, и другие их цари подчинялись ему (выделе-но мной - М.Ж.)».И далее: «И ас-сакалиба много родов и разновидностей. Этанаша книга не подходит для описания всех их разновидностейи различных их разветвлений. Ранее мы упомянули известие оцаре, которому подчинялись все их цари в древности, и этоМаджк в.линана. И этот род один корень из корней ас-сакалиба, почитаемый в их ро-дах. И это идет у них с древности. Затем появились разногла-сия между их родами, и исчез их порядок . И их родыстали враждебны друг другу. Царь каждого их рода являетсяцарем, как мы упомянули, из их царей, по причине, о которойдолго рассказывать (выделено мной - М.Ж.)»32.Аналогичный рассказ есть и у Ибрахима Ибн Йа'куба ал-Исраилиат-Туртуши (до 912/913 - после 966) - еврейского купца из Тортосы,посетившего в 965 г.33 славянские земли в Центральной Европе, а точ-нее - по всей видимости - Чехию и земли ободритов34. Непосред-ственно сочинение Ибрахима Ибн Йа'куба до нас не дошло, но со-хранились выписки из него, содержащиеся в сочинениях более позднихавторов: ал-Бекри (XI в.), ал-Нимарига (XI в.), ал-Казвини (XIII в.),ибн Саида (XIII в.)35. Правда, название волынян у Ибрахима Ибн Йа'-куба звучит несколько иначе, чем у ал-Мас'уди - Wlinb'b, а имя егоправителя - Maha36. В остальном они практически совпадают.Вопрос о том, с каким славянским этнополитическим объединени-ем связывать эти известия арабских источников, вызвал большие спо-ры. Их пытались связать с поморским городом Волином37. Однакоэта гипотеза совершенно безосновательна: в Поморье не было ника-кого славянского «племени» с подобным названием38, а сам Волин ста-новится значительным экономическим и политическим центром толь-ко со второй половины, особенно с конца Х в., хотя возник, судя попоследним данным, еще в первой половине IX в.39 Таким образом, рас-цвет этого города начался после того, как было написано сочинениеал-Мас'уди40. И у нас нет достаточных оснований для того, чтобыудревнять его историю как значительного экономического и полити-ческого центра и относить ее к временам, которые предшествовалинаписанию рассматриваемых восточных источников41. Еще более не-лепо42 отождествление славянского этнополитического объединенияэтих арабских известий с Великой Моравией, также предлагавшеесяисследователями43 , так как оно является совершенно произвольным,тем более что у ал-Мас'уди Великая Моравия названа под собствен-ным именем44. А.Я. Гаркави столь же безосновательно, на наш взгляд,отождествил в одной из своих работ в.линану ал-Мас'уди с Валахи-ей45. Предлагалось отождествление названного у ал-Мас'уди и Ибра-хима Ибн Йа'куба славянского народа с велетами-лютичами, воз-можное, по мнению некоторых ученых, с позиций арабской графики46.Однако и оно не представляется основательным47. Нет никаких осно-ваний говорить о том, что лютичи некогда главенствовали над некимзначительным славянским этнополитическим объединением, впослед-ствии распавшимся48. А для восточноевропейских волынян это под-тверждается археологическими материалами, о чем ниже будет ещесказано. Да и о сильной княжеской власти у лютичей и о существова-нии у них когда-либо такого великого правителя, как тот, о которомговорят наши авторы, также ничего не известно из других источни-ков49, а между тем «племя» это описано в них весьма подробно.И даже более того: источники, как восточные50, так и западноевро-пейские51, согласно говорят об отсутствии у лютичей сильной княжес-кой власти52. Что же касается конъектуры, позволяющей интерпрети-ровать названный у наших авторов славянский народ как велетов, тоона является искусственной и не имеющей достаточных оснований53.Д.Е. Мишин недавно попытался отождествить В.линану ал-Мас'удии Wlinb'b Ибрагима Ибн Якуба с венетами, которые у Иордана (VIв.) выступают в качестве предков всех славянских народов54. Однакоэто предположение также едва ли основательно: ни в каких иных ис-точниках, кроме очень раннего сочинения Иордана, венеты в каче-стве предков всех славянских этносов (или какой-то значительной ихчасти) не фигурируют. В более поздних относительно сочинения Иор-дана западных источниках венетами (вендами) всегда называетсялишь определенная группа славян,55 и нет даже намека на то, чтокогда-то они (венеты) властвовали над другими славянами или име-ли в древности свое значительное политическое объединение.Решающее значение в вопросе о том, где же располагалась В.ли-нана ал-Мас'уди - на Волыни или на Балтийском Поморье (в Волинеили в земле лютичей) - имеет, на наш взгляд, рассмотрение контекстаэтого известия, то есть «славянского рассказа» ал-Мас'уди в целом иопределение того, о каком регионе Восточной Европы он рассказыва-ет. Именно в этом регионе и следует, на наш взгляд, искать В.линану.Указанные выше попытки ее локализации были, в сущности, произ-вольными, так как не опирались на целостный анализ географическойсистемы «славянского рассказа» ал-Мас'уди.В контексте сообщения о В.линане ал-Мас'уди перечисляет рядславянских «родов», которые довольно уверенно - при наличии отдель-ных дискуссионных моментов - локализуются в Центрально-Восточ-ной и отчасти Южной Европе56. Эта локализация подтверждается иремаркой арабского автора, предшествующей рассказу о В.линане,согласно которой «у них (славян - М.Ж.) цари, и некоторые из нихисповедуют христианство якобитского толка (несторианско-го)»57. Это вполне реально для славян Центрально-Восточной Европы,но совершенно нереально для балтийских славян.Далее ал-Мас'уди упоминает некоего славянского правителя: «Ипервый из царей ас-сакалиба царь ад-дайр . И у него большие горо-да и многочисленные населенные пункты. И торговцы-мусуль-мане приезжают в столицу его владения с различными товара-ми (выделено мной - М.Ж.)»58.Имя этого славянского «царя» - ад-дайр59 многие ученые читали,как ал-Дир и сопоставляли, соответственно, с летописным Диром60.Предлагались время от времени и другие варианты его прочтения иотождествления61. Д.Е. Мишин, справедливо отвергнув ранее предло-женные варианты - включая и отождествление с летописным Диром- как совершенно необоснованные62, предложил недавно считать этоимя искаженным именем правителя Волжской Болгарии Алмуша63, ко-торого ибн-Фадлан называет в своем сочинении маликом ас-сака-либа - «государем славян»64. Однако такое отождествление ничутьне убедительнее выдвигавшихся ранее и справедливо отвергнутыхД.Е. Мишиным.Как показала недавно Е.С. Галкина65, это «имя» славянского прави-теля следует читать и интерпретировать как « духовногоцентра, места нахождения храма ас-сакалиба», что отводит все ранеепредлагавшиеся его отождествления. Это навело исследователя намысль о том, что ад-дайр - это один из правителей балтийских сла-вян, хорошо известных своими храмами66. Но это едва ли верно: ал-Мас'уди говорит о том, что в столицу этого славянского правителяприбывают «торговцы-мусульмане с различными товарами», что со-вершенно нереально для правителя балтийских славян. Еще более крас-норечивы слова ал-Мас'уди, сказанные им о соседнем с ад-дайр сла-вянском правителе: «Вслед за этим царем (за «царем» ад-дайр -М.Ж.) из царей ас-сакалиба царь аль-Авандж (царь аль-Ифрандж). И у него города и обширные поселения, инесколько войск, многочисленные. И он воюет с Румом (Ви-зантией - М.Ж.) и аль-Ифрандж (франками - М.Ж.) и ан-нукбард,и другими народами. И война между ними идет с переменнымуспехом (выделено мной - М.Ж.)»67.Не вдаваясь в проблему атрибуции этого славянского правителя68,отметим, что воевать с Румом, то есть Византией, правитель балтий-ских славян никак не мог. Это заставляет искать его владения где-тов пределах досягаемости Византии - то есть в Центрально-Восточ-ной или, скорее, - Южной Европе.Далее ал-Мас'уди говорит о том, что «вслед за этим царем (за«царем» аль-Авандж - М.Ж.) из царей ас-сакалиба царь тюрков69(то есть венгров70, которых наш автор ошибочно относит к славянам)и этот род (тюрков-венгров - М.Ж.) самый красивый внешнимвидом из ас-сакалиба и самый многочисленный и самый боес-пособный »71.Это наводит на мысль, что двух предыдущих славянских правите-лей надо искать где-то по соседству с венграми, что полностью согла-суется с данными ал-Мас'уди о том, что в столице одного из них тор-гуют мусульманские купцы, а второй воюет с Византией72.Таким образом, подытоживая сказанное, мы видим, что весь кон-текст рассказа ал-Мас'уди о В.линана связан с Центрально-Восточ-ной Европой73, граничащей с Венгрией, владениями франков и Визан-тией. Именно здесь, а вовсе не на Балтийском Поморье, и надо искатьВ.линану.Отождествление В.линана ал-Мас'уди и Wlinb'b Ибрахима ИбнЙа'куба именно с восточноевропейскими волынянами74 представ-ляется на сегодняшний день наиболее убедительным75. Это отожде-ствление подтверждается и уникальным сообщением «Баварского гео-графа» - анонимного памятника, созданного, как показал А.В. Наза-ренко, в швабском монастыре Райхенау в 70-е гг. IX в. - в периоднахождения там Мефодия со своими учениками, от которых и былаполучена, по всей видимости, его автором столь подробная информа-ция о множестве славянских (в основном) этнополитических объеди-нений в Центральной и Восточной Европе76. В этом источнике гово-рится: «Сериваны - это королевство столь [велико], что из негопроизошли все славянские народы и ведут, по их словам, [свое]начало»77.Наиболее убедительным является объяснение этого названия - се-риваны (Zerivani) - от слав. *Čьrvjane78 - червяне, что говорит отом, что «королевство» (regnum) это следует помещать в районе ле-тописных79 Червенских градов80 - то есть на Волыни81. Смысловаяпараллель обоих рассказов - ал-Мас'уди и Ибрахима Ибн Йа'куба содной стороны и «Баварского географа» - с другой - является полной:и там и там говорится о существовании у славян в прошлом некоегозначительного этнополитического объединения, от которого происхо-дят многие славянские народы82. А расположение этих двух «наро-дов-прародителей», хоть и названных немного по-разному в одном ре-гионе, делает тождество полным83.Идея о существовании на Волыни значительного этнополитическо-го объединения волынян представляется вполне убедительной84. Толь-ко нет оснований сопоставлять его, как это зачастую делается85, срассказом «Повести временных лет» об аваро-дулебской войне и счи-тать, что именно авары сокрушили В.линану. Речь в источниках идето разных этнополитических объединениях восточного славянства, су-ществовавших на Волыни в разное время. Если дулебский союз былсокрушен в середине VI в. аварами и распался, утратив свое значение,то союз волынян возник позже и пришел как бы на смену дулебско-му союзу. Именно так логичнее всего понимать слова «Повести вре-менных лет»86.Датировать время существования этнополитического союза волы-нян, о котором говорят ал-Мас'уди, Ибрахим Ибн Йа'куб и «Баварс-кий географ», исходя только из их данных, очень сложно. Ал-Мас'удиговорит о нем, как о существовавшем «в глубокой древности». Не со-держит датирующих признаков известие «Баварского географа» (заисключением верхней даты - даты составления самого источника -70-е гг. IX в.).Тут на помощь приходит археология, материалы которой полностьюподтверждают сообщения наших письменных источников (а заодно идоказывают правильность именно волынской атрибуции названного вних древнего славянского этнополитического объединения): в VIIIIXвв. из ареала луки-райковецкой культуры выделяется ряд локаль-ных культур, из которых вырастают культуры летописных волынян,древлян, дреговичей, полян87. Эта археологическая картина, по всейвидимости, отразила процесс распада этнополитического союза, воз-главляемого волынянами88, описанный нашими источниками.В литературе не раз пытались идентифицировать личность славян-ского князя Маджка (Маджла) - правителя В.линаны. Его пыта-лись отождествить с Мезамиром89 или Мусокием90 - славянскими пра-вителями VI в., известными по византийским источникам, с польскимкоролем Мешко I (960-992)91, с библейским Мешехом92, с легендар-ным древнесербским правителем93, Само94 , даже с Карлом Великим95,в подчинении державы которого находился ряд славянских этносов.Однако такие отождествления безосновательны: часть из них - с Само,Мешко I, Карлом Великим и т. д. - в силу того, что речь в источнике,по-видимому, все же идет о будущей Волынской земле, а часть - сМезамиром, Мусокием и т. д. - еще и в силу относительно позднегосуществования союза волынян, показанного выше. Да и к тому жевсе эти отождествления страдают произвольностью: их авторы фак-тически игнорируют тот факт, что Маджк (Маджл) назван в источ-нике правителем славянского «рода» В.линана, и контекст - рассказо нем, содержащийся в источниках. Но само по себе сходство имениэтого легендарного правителя древних волынян, сильно искаженногов арабской передаче, с именами славянских правителей раннего сред-невековья, зафиксированными в аутентичных византийских и иных ис-точниках (Мусокий, Мезамир, Мешко и т. д.), очень любопытно. Темне менее, отождествить его с каким-либо конкретным лицом, извест-ным по другим источникам, пока не представляется возможным96.Любопытно в данном случае то, что зафиксированные в источникахпараллели к имени Маджка (Маджла) относятся преимущественно ксоседним с Волынью регионам славянского мира и подтверждаюттаким образом правильность именно волынской локализации В.лина-ны ал-Мас'уди97.Несмотря на свой распад и выделение ряда новых этнополитичес-ких объединений, волынский этнополитический союз просуществовалдо конца Х в. и сохранил за собой гегемонию на Волыни. Последнийпериод его истории и его вхождение в состав Киевской Руси выходятуже за рамки настоящего исследования.Кроме дулебов и волынян в регионе жили еще и бужане, извест-ные как из русской летописи, так и из «Баварского географа» (buzani),причем они названы там рядом с волынянами (welunzani) как ихсоседи и современники98. По всей видимости, бужане были одной излокальных славянских этнополитических групп на Волыни. Сказать оних что-то более определенное сложно.В «Баварском географе» названы и некоторые другие славянскиеэтнополитические группировки, жившие в регионе99: thafnezi (таня-не), lendizi (лендзяне)100, prissani (присане), lucolane (лучане) ит.д.101 Из других источников мы знаем также о существовании тере-бовлян102 и других небольших этнополитических группировок сла-вянства на Волыни и в соседних с нею регионах103, но сказать что-либо об их истории практически невозможно, к тому же их принадлеж-ность к волынскому массиву спорная, хотя они могли входить в поли-тическое объединение под главенством волынян.Как видим, этнополитическая карта волынского региона в предго-сударственный период его истории была очень пестрой, и здесь наря-ду с большим этнополитическим объединением - волынским союзом- существовало и множество маленьких славиний (скорее всего, вхо-дивших в его состав). Очень любопытен и нуждается еще в глубокомисследовании вопрос о соотношении этнополитической карты регионав предгосударственный период с возникшими здесь впоследствии го-родами-государствами104.

Ключевые слова

Повести временных лет, авары, союз волынян, множество маленьких славиний

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1. Выражаю огромную, искреннюю благодарность всем тем, кто своими советами, замечаниями и материалами оказал мне помощь в работе над этой статьей: А.В. Майорову (Санкт-Петербург, Россия), Е.С. Галкиной (Москва, Россия), П.В. Лукину (Москва, Россия), Л.В. Войтовичу (Львов, Украина), М. Парчевскому (Краков, Польша).
2. Фроянов И.Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988. С. 103 - 156; Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально- политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001.
3. Во второй половине Х в., спасаясь от натиска печенегов, в Верхнее Подне- стровье, принадлежавшее хорватам, переселяется часть уличей и тиверцев (Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 128). Именно хорваты - вместе с этими переселенцами - и станут основой населения будущей Галиц- кой земли.
4. О Великой Хорватии, этногенезе и ранней истории хорватов см. в фунда- ментальной работе А.В. Майорова: Майоров А. В. Великая Хорватия: Этноге- нез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006.
5. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. М., 2000. Стб. 11; Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. II. М., 2001. Стб. 8.
6. Лаврентьевская летопись. Стб. 12 - 13; Ипатьевская летопись. Стб. 9.
7. Л. Нидерле верно, на наш взгляд, отмечает, что «взаимная связь между этими наименованиями племен неясна, однако все они, видимо, ведут свое начало от одного большого, самого западного русского племени, которое оби- тало между Западным и Южным Бугом - в исторической Волыни» (Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 169). Èñòîðèÿ ðóñèíîâ 45 8. Ср. с рассказом о притеснении аварами славян в «Хронике Фредегара»: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (VII-IX вв.) / Сост.:
8. С.А. Иванов, Г.Г. Литаврин, В.К. Ронин; Отв. ред. Г.Г. Литаврин. М., 1995. С. 367.
9. Лаврентьевская летопись. Стб. 11 - 12; Ипатьевская летопись. Стб. 9. Последние слова этого рассказа, причем, именно применительно к аварам, были сказаны еще в 923/924 г. Константинопольским патриархом Николаем Мисти- ком в послании болгарскому царю Симеону (См.: Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х частях / Автор предисловия, комментариев, биографического очерка
10. В.В. Фомин. 2-е изд. М., 2004. С. 319), что, видимо, объясняется тем, что они имели характер «библейской притчи» (Там же. С. 318). Однако, ее применение в двух случаях применительно именно к аварам любопытно. Оно может свиде- тельствовать о том, что летописец в рассказе об аварах мог использовать и греческие (либо южнославянские) источники. О том же свидетельствует и его рассказ о войне аваров с императором Ираклием (имеется в виду, судя по всему, осада Константинополя 626 г.). Однако возводить к книжным источни- кам рассказ об аварах и дулебах целиком нет оснований (ср.: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 8). По-видимому, он являет собой фиксацию на- родного предания (о том, что в основе этого рассказа лежит именно народное предание, говорят сохранившиеся у западных славян предания об аварах, во многом сходные с летописным рассказом), «обработанную» в духе средневе- ковой - ориентированной на Библию - книжности. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т.. Т. 1. Часть I. М., 1987. С. 123.
11. Любопытно, что и «в старопольской традиции авары-обры наделялись обликом допотопных - доисторических - исполинов» (Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. С. 178), что говорит о глубокой древности этого образа и о восхожде- нии его к временам существования единого этнополитического объединения дулебов, часть которых в результате аварского нашествия переселилась на за- пад - в Чехию и Польшу, о чем ниже будет еще сказано.
12. Журавлев А.Ф. Материальная культура древних славян по данным праславянской лексики // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 143.
13. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории… С. 179.
14. Войтович Л.В. 1) Етнотериторіальна підоснова формування удільних князівств Волинської землі // Волино-Подільські археологічні студії. Т.1. Пам'яті І. К. Свєшнікова. Львів, 1998. С. 286 - 294; 2) Восточное Прикарпатье во второй половине І тыс. н. э. Начальные этапы формирования государственности // Rossica antiqua: Исследования и материалы. 2006 / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров. СПб., 2006. С. 10 - 11. Нет никаких оснований датировать эти события более поздним временем - VIII-IX вв., как это делал, например, А.А. Шахматов, который доказывал, что поход на дулебов авары совершили не в период своего продвижения на запад в Паннонию, а напротив - впоследствии с запада на восток - из Паннонии под нажимом франков (Шахматов А.А. Древ- нейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. С. 20). Данная гипотеза противоре- чит обстоятельствам дулебской миграции, шедшей с востока на запад, а также историко-географическим реалиям, в которых находились авары и славяне, 46 2008, № 3-4 (13-14) жившие на Волыни в VIII-IX вв.: Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье… С. 10 - 11.
15. Niederle L. Slovanske starozitnosti. T. II. Praha, 1906. S. 369 - 370.
16. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. Февраль. С. 394 - 397; Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 264.
17. Kuczyński S.M. Stosunki polsko-ruskiedo schyłku wieku XII // Slavia Orientalis. 1958. № 2. S. 226 - 227; Королюк В.Д. Авары (обры) и дулебы русской летописи // Археографический ежегодник за 1962 год. М., 1963.
18. Ср.: Фроянов И.Я. К истории зарождения Русского государства // Фроянов И.Я. Начала русской истории. Избранное. СПб., 2001. С. 725. Примеч. 44.
19. Совершенно невероятно, на наш взгляд, чтобы этот рассказ, имеющий очевидные черты народной легенды, попал в древнерусскую летопись, если бы он принадлежал какому-то западнославянскому «племени» дулебов. Речь там явно идет о восточноевропейских дулебах, живших «по Бугу, где ныне ве- лыняне». Нет достаточных оснований и для возведения этого известия к некое- му литературному источнику: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 8.
20. Носящее также как и хорваты не славянское, а иноязычное - по всей видимости, германское - название (Фасмер М. Этимологический словарь рус- ского языка. Т. I. М., 1964. С. 551; Трубачев О.Н. Ранние славянские этнонимы - свидетели миграции славян // Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 52 - 53), что также указывает на глубокую - праславянскую - древность его сложения.
21. О топонимических следах их миграции см.: Łowmiański H. Poszatki Polski. Warszawa, 1962. Т. I. S. 258 - 259.
22. Лаврентьевская летопись. Стб. 29; Ипатьевская летопись. Стб. 21.
23. Войтович Л.В. 1) Етнотерриторiальная пiдоснова… С. 286 - 294; 2) Восточное Прикарпатье… С. 7.
24. Я пользуюсь его неопубликованным еще переводом, выполненным д.и.н., доцентом кафедры истории факультета социологии, экономики и права Мос- ковского педагогического государственного университета Еленой Сергеевной Галкиной, которая любезно мне его предоставила еще до публикации. Пользуясь случаем, выражаю ей за это свою глубочайшую благодарность.
25. Ср.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945. С. 86. Последний вариант некоторым ученым кажется более предпочтитель- ным, так как имя их правителя Вандж Аляф (Ваих Слаф) можно сопоставить с именем чешского короля Вацлава (или Венцеслва, 921-929 гг.): Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 63. В то же время имеющаяся в «Баварском географе» параллель к рассказу ал- Мас'уди о в.линана, о которой ниже будет еще сказано и которая датируется 70-ми гг. IX в., свидетельствует не в пользу такого сопоставления, если считать информацию нашего автора о в.линана и д.лавна синхронной. Или же эти два пассажа в тексте ал-Мас'уди восходят к разновременным источникам. Вопрос о том, о каких дулебах - восточно- или западнославянских идет речь в этом источнике, остается открытым.
26. Баран В.Д. Археологiчнi пам'ятки VI-VII вв. на территорii Захiдной Волинi - зажливо джерело до вивчення лiтописних дулебiв // Украiнський iсторичний журнал. 1969. № 4; Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973; Седов В.В. 1) Восточные славяне… С. 90 - 101; 2) Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование // Седов В.В. Избранные труды. М., 2005. С. 41 - 50; Кучінко М.М. 1) Материальная культура населения междуречья Западного Буга и Вепра в IX-XIII вв. // Исследования по истории славянских и балканских народов: Киевская Русь и ее сла- вянские соседи. М., 1972; 2) Історично-культурний розвиток Західного Побуж- жя в ІX-XIV століттях. Луцьк, 1993; 3) Нариси стародавньої і середньовічної історії Волині. Луцьк, 1994; 4) Давньоруське городище Вал в Надстир'ї. Луцьк, 1996; 5) Волинська земля Х - середини ХІV ст. Луцьк, 2002; Кучінко М. М., Охріменко Г.В. Археологічні пам'ятки Волині. Луцьк, 1995; Głosik J. Archeologiczne badania powierchniowe w r. 1956 nad Bugem w okolicy Hrubieszowa // Wiadomości Archeologiczne. T. 26. 1959-1960. Z. 3 - 4. S. 320 - 321; Cynkałowski A. Materialy do pradziejow Wołynia I Polesia Wołyńskiego. Warszawa, 1961; Kuczyński S. Wschodnia granica państwa polskiego w X wieku przed rokiem 980 // Poczatki państwa Polskiego. T.1. Poznań, 1962. S. 233 - 251; Skrzypek J. Studia nad pierwotnym pograniczem polsko-ruskim w rejonie Wołynia i Gródow Czerwieńskich. Warszawa, 1962; Nowakowski A. Górne Pobuże w wiekach VIII-XI. Zagadnienia kultury. Łódż, 1972; Parczewski M. 1) Poczatki ksztaltowania sie polskoruskiej rubieży etnicznej w Karpatach. U żródel rozpadu Słowiańszczyzny na odłam wschodni i zachodni. Kraków, 1991; 2) Poczatki sasiedztwa polsko-rusko-słowackiego w świetle danych archeologicznych // Poczatki sasiedztwa.Pogranicze etniczne polsko-rusko-słowackie w średniowieczu, pod red. M. Parczewskiego i S. Czopka, Rzeszów, 1996, Szymański W. Posag ze Zbrucza i jego otoczenie. Lata badan, lata watpliwości // Przeglad Archeologiczny. T. 44. Warszawa, 1996. В этих же работах см. характеристику археологической культуры этого региона в указанный пе- риод.
27. Л.В. Войтович указывает, что «если бы в VII-X вв. в Волынской земле трижды произошла смена населения, то такое изменение неминуемо нашло бы отражение в археологическом материале. Но ничего подобного найти не удалось» (Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 7).
28. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 7, 11 - 12. См. также: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. С. 85-86; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 236 - 237.
29. Так называли этнополитические объединения славян византийские авто- ры. См.: Литаврин Г.Г. Славинии VII-IX вв. - социально-политические организации славян // Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001. О правомерности применения этого наименования к восточнославянским этнополитическим объединениям типа древлян, вятичей, радимичей и т. д. см.: Горский А.А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 9 - 19.
30. Гипотеза, согласно которой волыняне - это лишь новое название дулебов (Баран В.Д. Склавiни та анти у свiтлi нових археологiчних джерел // Проблеми походження та iсторичного розвитку слов'ян. Збiрник наук. стат. присв. 100- рiччю з дня нарождення В.П. Петрова. Киiв; Львiв, 1997. С. 131 - 132), представляется безосновательной. Летописец ясно разделяет дулебов и волынян как более ранних и более поздних насельников Волынской земли (Лаврентьевская летопись. Стб. 11 - 13; Ипатьевская летопись. Стб. 8 - 9). Более справедливым, на наш взгляд, выглядит предположение Л.В. Войтовича, указанное выше.
31. Так недавно перевел название его труда Д.В. Микульский: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Мас'уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749-947 гг.] / Составление, перевод с арабско- го, примечания, комментарии и указатели Д. В. Микульского. М., 2002. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24). См. также: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 135 - 138;
32. Lewicki T. Swiat słowiański w oczach pisarzy arabskich // Slavia Antiqua. Т. 2. Poznań, 1940/1950. S. 355 - 360.
33. Эта датировка является наиболее убедительной: Вестберг Ф. Комментарий на записку Ибрагима Ибн-Якуба о славянах. СПб., 1903. С. 77 - 78;
34. Kowalski T. Relasja Ibrahima ibn Jakuba z podroży do во krajów słowiańskich w przekazie Al-Bekrego. Kraków, 1946. S. 40-41; Widajewicz J. Studia nad relacja o Słowianach Ibrahima ibn Jakuba. Kraków, 1946. S. 10 - 14; Ковалевский А.П. Славя- не и их соседи в первой половине Х в. по данным аль-Масуди // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973. С. 63; Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 36 - 37, С. 47. Примеч. 23. 34. Там же. С. 37.
35. Куник А.А., Розен В.Р. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах.- СПб., 1878; Lewicki T. Swiat słowiański… S. 356 - 367.
36. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 9.
37. См. например: Charmoy M. Relation de Mas'oűdy et d'autre auteurs musulmans sur les anciens Slaves. Paris, 1832-1833. S. 84; Łowmiański H. Poszatki Polski.Т. II. Warszawa, 1964. S. 358.
38. Этот аргумент может быть парирован замечанием, что у ал-Мас'уди славянский «род» В.линана - это жители города Волина, которые тоже должны были называться «волынянами» (благодарю Е.С. Галкину, указавшую мне на такую возможность). Но это замечание, на наш взгляд, нельзя признать убедительным. У ал-Мас'уди речь все же идет о «роде», а не о городе. О городе у него нет ни слова. Мог ли он назвать жителей Волина по имени их города, при этом ни слова не сказав о городе? Нам это кажется очень сомнительным. Сомнительным потому, что других подобных примеров, когда бы ал-Мас'уди называл то или иное славянское «племя» по имени его города, нет. Как нет и других примеров того, чтобы арабские авторы называли славянские «племена» по именам их городов. При этом еще и ни слова не говоря о самих городах.
39. Время возникновения Волина и его развитие на ранних этапах вызывают весьма противоречивые суждения в литературе. О возникновении и ранней истории этого города см.: Bollnow H. Burg und Stadt in Pommern bis zum Beginn der Kolonisationszeit // Bałtische Studien. T.38. Stettin, 1936. P. 48 - 96; Wojciechowski Z. Polska nad Wisla i Odra w Х wieku. Katowice, 1939; Kowalenko W. 1) Staroslowianskie grody portowe na Baltyku // Przeglad Zachodni. R. 6. 1950. Z. 5 - 6. S. 378 - 419; 2) Dalsze badania nad staroslowianskimi portami na Baltyku w IXXIV wieku. Poznań, 1953; Szczecin i Wolin we wczesnym średniowieczu. Wrocław, 1954; Kiersnowski R. 1) Głowne momenty rozwoju środkow wymiany na Pomorzu wczesnofeudalnym // Wiadomości Archeologiczne. T.23. 1956. S. 229 - 251; 2) Wczesnośredniowieczne skarby srebne z Pomorza. Warszawa, 1959; Leciejewicz L. Poczatki nadmorskich miast na Pomorzu Zachodnim. Wrocław, 1962; Rozenkranz E. Poczatki i ustrój miast Pomorza Gdańskiego do schylku XIV stulecia. Gdańsk, 1962; Kostrzewski J. Pradzieje Pomorza. Wrocław, 1966; Olczak J., Siuchninski K. Źródła archeologiczne do studiow nad wczesnosredniowiecznym osadnictwem grodowym na terenie województwa koszalińskiego. T. 1-2. Poznań, 1966-1968; Filiopwiak W. 1) Wollin (Wolin) und Kammin (Kamień Pomorski) im frühen Mittelalter // Lübecker Kolloquium zur Stadtarchäologie im Hanseraum. Bd. I: Stand, Aufgaben und Perspektiven / hrsg. von M. Gläser. Lübeck, 1997; 2) Some aspects of the development of Wolin in the 8th-11th centuries in the light of the results of new research // Polish Lands at the Turn of the First and the Second Millennia / red. P. Urbańczyk. Warsaw, 2004; Dulinicz M. Uwagi o poczatkach osrodkow handlowych na poludniowym brzegu Bałtyku (VIII-IX w.) // Centrum i Zaplecze We Wczesnośredniowiecznej Europie Środkowej / red. S. Moździoch. Wrocław, 1999; Duczko W. Obecność skandynawska na Pomorzu i słowiańska w Skandynawii we wczesnym średniowieczu // Salsa Cholbergensis: Kołobrzeg w średniowieczu / red. L. Leciejewicz, M. Rebkowski. Kolobrzeg, 2000.
40. И, кстати, история непрерывного возвышения Волина в IX-XI вв. прямо противоположна рассказу ал-Мас'уди: он пишет о распаде древнего политического объединения, а в случае с Волином мы видим историю непрерывного возвышения этого города, подчинявшего соседей. Так что расхождение между историей раннего Волина и нашим источником серьезное.
41. Новосельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-корр. РАН А.П. Новосельцева / Отв. ред. Т. М. Калинина. М., 2000. C. 471; 2) Восточные славяне и образование Древнерусского государства // История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000. С 47; Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье… С. 9.
42. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 10.
43. Cynkałowski A. Materiały do pradziejów Wołynia i Polesie Wolyńnskiego. Warszawa, 1961. S. 179.
44. Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 63.
45. Harkavy A. Ya. Sur un passage des «Prairies d'Or» de Macoudi concernant l'histoire ancienne de Slaves. St-Petersbourg, 1881. S. 9. 46. См. например: Westberg F. Ibrāhīm Ibn Ja'kūb's Reisebericht über die Slawenländer aus dem Jahre 965. Sankt-Petersburg, 1898. S. 49; Kowalski T. Relasja Ibrahima ibn Jakuba... S. 48, 56; Lewicki T. 1) Jeszcze o wieletach w opisie Słowiańszczyzny arabskiego pisarza X w. Al-Mas'udiego // Pamietnik Słowiański: Czasopismo naukowe poświecone slowianoznawstwu. Kraków, 1956. S. 108 - 110; 2) Obrzedy pogrzebowe poganskie Słowian // Archeologia. T. 5. 1955. S. 150; Левицкий Т. Малоизвестный западнославянский народ по описанию ал-Масуди // Ближний и Средний Восток. М., 1962; Widajewicz J. 1) Studia nad relacja... S. 18 - 21; 2) Masudi o Wieletach // Pamietnik Słowiański.T. 2. Kraków; Wrosław, 1951.S. 55-82; Miquel A. La Gèographie humaine du monde musulman jusq'ua milieu du XI-e siècle. Paris, La Haye, 1975. S. 314; Бейлис В. М. К вопросу о конъектурах и о попытках отождествления этнонимов и топонимов в текстах арабских авто- ров IX-XIII вв. о Восточной Европе // Восточное историческое источниковеде- ние и специальные исторические дисциплины. Вып. 1. М., 1989. С. 57 - 58;
46. Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 37, 47 - 48. Примеч. 25.
47. Ковалевский А.П. 1) Абу-л-Хасан Алi ал-Масуди як вчений // Працi iсторичного ф-ту Харкiвського держ. ун-ту. T. 5. Харкiв, 1957. 2) Славяне и их соседи…- С. 62 - 79; Labuda G. Fragmenty dzieów Słowiańszczyzny zachodniej. Poznan, 1960. S. 56; Мишин Д. Е. Сакалиба… С. 66 - 67; Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье… С. 9 - 10.
48. Bulin H. Německy přinos k dějinam polabskych slovanů // Vznik a počatky slovanů. D. 3. Praha, 1958. S. 5, 71; Schuldt E. Die Ausgrabungen im Gebiet der «2 Alten Burg» vom Sukov, Kreis Teterow // Bodendenkmalpflege in Mecklenburg: Jahrbuch 1963. Meklenburg, 1963. S. 217 - 238; Herrmann J. Siedlung. Wirtschaft und gesellshaftliche Verhältnisse der slawischen Stämme zwischen Oder - Neisse una Elbe. Berlin, 1968. - S. 164. Единственное, что в истории лютичей может быть сопоставлено с рассматриваемыми известиями, - это только распад их «пле- менного союза» в середине IX в. (см. о нем: Die slaven in Deuncschland. Ein Handbuch. Hrsg. J. Herrmann. Berlin, 1985. S. 8), однако это событие сложно соотнести с известиями ал-Мас'уди и Ибрахима Ибн Йа'куба, так как они говорят о происхождении от названного «рода ас-сакалиба» всех остальных их «ро- дов» (а так они называют славянские этнополитические объединения), что едва ли применимо к велетам-лютичам (ср.: Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 66 - 67).
49. Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 37, 67.
50. О том говорит, кстати, и сам Ибрахим Ибн Йа'куб в том месте своего труда, где он, бесспорно, описывает велетов-лютичей (Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 37). По его словам, «они (велеты-лютичи - М.Ж.) не имеют царя и не позволяют управлять собой [одному] правителю, а осуществляющими власть среди них являются их старцы» (Kowalski T. Relasja Ibrahima ibn Jakuba… S. 50). Не будем сейчас вдаваться в вопрос, кого Ибрахим Ибн Йа'куб понимал под «старцами» («starsi» - перевод Т. Ковальского). Для нас важно указание на «коллегиальный» характер правления у лютичей и отсутствие у них сильной княжеской власти. О социальном статусе этих «старцев» см. в работе: Лукин П.В. Нарочитые мужи и старцы. О терминологии славянской «племенной знати» // Россия и Удмуртия: История и современность. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского государства. Ижевск, 20-22 мая 2008 г. / сост. и общ. ред. В.В. Пузанова и А.Е. Загребина. Ижевск, 2008.
51. Титмар Мерзебургский в начале XI в. указывал на то, что «всеми теми, которые вместе называются лютичами, никакой властитель единолично не управлял (Hiis autem omnibus, qui communiter Liutici vocantur, dominus specialiter non presidet ullus)»: Thietmari Merseburgensis episcope chronicon // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Nova Series. T. IX. B., 1935. Hg. von R. Holtzmann. Vl. 25 (18). S. 304. См. также: Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 кн. / Перевод с лат. И.В. Дьяконова. М., 2005. С. 103. Приношу искреннюю благодарность П.В. Лукину, указавшему мне на это важное известие Титмара Мерзебургского.
52. Кстати, если признать, что под wlinb'b, от которых происходят остальные славянские «народы», Ибрахим Ибн Йа'куб подразумевает велетов-лютичей, то совершенно непонятным становится, почему он говорит о них в разных местах своего сочинения и называет их немного разными именами.
53. Labuda G. Fragmenty dzieów… S. 56; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 9.
54. Там же. С. 67. Ср.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вступ. статья, пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. СПб., 2000. С. 67.
55. См. о ней: Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование // Седов В.В. Избранные труды. С. 324 - 402.
56. Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 63 - 65.
57. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).
58. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).
59. Некоторые ученые полагали, что здесь мы имеем дело не с именем, а с названием народа или страны. См. например: Ratkoš P. Pramene k dejinám Vel'kej Moravy. Bratislava, 1968. S. 310; Shboul A. M. H. Al-Masūdī and his World. A Muslim Humanist and his Interest in non-Muslims. London, 1979. S. 185 - 186.
60. Lelewel L. La geographie du Moyen Âge. T. 3. Bruxelles, 1852. S. 50; Гаркави А. Я. Сказания… С. 137; Dorn B. Caspia. Uber die Einfalle der alten Russen in Tabaristan // Mémoires dt l'Academie Impérial des Sciencts de St.-Pétersbourg. XII-e série. T. XXIII. № 1. St.-Pétersbourg, 1875. S. XXXIII; Hauptmann L. Dolazak hrvata // Zbornik kralja Tomislava. Zagreb, 1925. S. 106; Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. С. 218; Pritsak O. The origin оf Rus. Harvard, 1981. S. 142, 176; Котляр Н. Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986. С. 54; Новосельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства… С. 472; 2) Восточные славяне… С. 61 - 62 и т. д.
61. Charmoy M. Relation de Mas'oudy… S. 97, Lewicki T. Państvo wiślanchorwatów w opisieal-Mas'udī'ego // Sprawozdania Polskiej Akademii Umiejetnosci. T. 49. 1948. S. 22 - 34; Ковалевский А. П. Славяне и их соседи… С. 71.
62. Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 68 - 69.
63. Там же. С. 69 - 70.
64. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. / Статьи, перевод и комментарии А.П. Ковалевского. Харьков, 1956. С. 121 - 148.
65. Исследователем подготовлен полный комментированный перевод всех известий ал-Мас'уди о славянах и их соседях в Восточной и Центральной Европе, который увидит свет в третьем томе ежегодника Rossica antiqua: Исследования и материалы / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров. СПб.
66. Устное разъяснение Е.С. Галкиной.
67. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).
68. Обзор историографии см.: Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 6 9 - 70. Из не учтенных Д.Е. Мишиным отметим позицию А.П. Новосельцева, который прочитал имя этого славянского правителя как ал-Олванг и отождествил его с летописным Олегом: Новесельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства… С. 472; 2) Восточные славяне… С. 62.
69. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).
70. Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 70.
71. Перевод Е.С. Галкиной (см. примеч. 24).
72. Что же касается «имени» первого из трех славянских правителей, названных ал-Мас'уди, и его семантики - ад-дайр - «<правитель> духовного центра, места нахождения храма ас-сакалиба», а также следующего за рассказом о «трех славянских правителях» рассказа о славянских языческих храмах, которые соблазнительно связать с широко известными храмами балтийских славян, то их в свете всего вышесказанного также следует искать, увы, не в Балтийском Поморье, а где-то в Центрально-Восточной Европе. Например, в Прикарпатье, где последние исследования выявили значительный славянский культовый центр с рядом значительных храмов. См.: Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 2007.
73. Если же видеть в нем (или хотя бы в каких-то его частях) отражение ин- формации о Балтийском Поморье, то совершенно невозможно объяснить тот факт, что ни ал-Мас'уди, ни кто-либо из его предшественников или современ- ных ему авторов, а равно и авторов еще весьма долгого времени не знал о существовании Балтийского моря и ни разу не упомянул его. Не знали арабские авторы того времени и ни о каких народах, живших в районе Балтийского моря, и вообще - севера Восточной Европы: Галкина Е.С. 1) Тайны Русского каганата. М., 2002. С. 72 - 81; 2) Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н. э.). М., 2006. С. 204 - 207 и др. 74. См. например: Ключевский В.О. Курс русской истории…- С. 122-124;
74. Westberg F. Ibrāhīm Ibn Ja'kūb's… S. 47; Motyliński A. de C. Chroniqued'Ibn Saghīrsur les imams rostemidesde Tahert // Fctes du XIV-e Congrés des orintalistes. Alger, 1905. III partie. Paris, 1908. S. 10 - 11; Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953. С. 298; Labuda G. Okres «wspólnoty» słowiańskej w świetle źrodeł I tradycji historycznej // Slavia Antiqua. Poznań, 1948. I. S. 203-225; Фроянов И.Я. К истории… С. 724 - 727; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 8 - 11 и сл. и т. д.
75. Д.Е. Мишин недавно подверг его критике, указывая на то, что «поиск в.линана на Волыни, однако, наталкивается на ряд возражений. Можно ли поручиться, что в первой половине Х в. славяне Центральной Европы или славяно-германского региона (именно оттуда получил, по мнению Д.Е. Мишина, ал-Мас'уди информацию о в.линане - М.Ж.) еще помнили о событиях на Волыни приблизительно четырехвековой давности (господство дулебов до прихода авар). Такое, конечно, возможно, но почему тогда название народа выступает не в оригинальной, употреблявшейся тогда форме, а в другой, которая появилась позднее, в иных исторических условиях? (Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 66). Однако эти сомнения ученого совершенно безосновательны и основаны на том, что он следует за распространенным в историографии, но неверным отождествле- нием дулебского и волынянского союзов и отнесению их (точнее - его) к доа- варскому времени. На деле же союз волынян как раз и пришел на смену дулеб- скому, разгромленному аварами, и существовал, как будет показано ниже, су- щественно позже аварского нашествия.
76. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001. С. 51 - 70.
77. Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 14; 2) Древняя Русь… С. 54 - 55.
78. Lehr-Spławiński T. Najstrsze nazwy plemion polskich w obych źródłach // Jezyk Polski. Т. 41. Kraków, 1961. - S. 265; Назаренко А.В. Немецкие латиноязыч- ные источники… С. 34 - 35. Коммент. 40.
79. Они упоминаются в летописи в связи с событиями конца Х - начала XI в.: Лаврентьевская летопись. Стб. 81, 150; Ипатьевская летопись. - Стб. 69, 137. Позднее в этом регионе существовала Червенская земля, упоминаемая в Ипатьевской летописи: Ипатьевская летопись. Стб. 746. Эта же летопись называет и жителей этой земли - червян: Ипатьевская летопись. Стб. 487. Но возникновение самих этих понятий - точнее - названия, очевидно, следует относить к го- раздо более раннему времени - к эпохе, предшествовавшей формированию городов-государств, называвшихся в древнерусских источниках в своем территориально-политическом значении землями. По всей видимости, жившее здесь славянское «племя» червян при произошедшей на рубеже Х - XI вв. смене общественно-политического устройства - возникновении городов-государств (Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства… С. 39-40) - дало название новому политическому объединению, возникшему в регионе - Червенс- кой земле. В этом плане судьба имени червян аналогична судьбе имени волыyян, которое дало название Волынской земле. Укрепленное городище в Червене возникло еще в середине Х в. (Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М., 1996. С. 153), то есть до включения этих земель в состав Киевской Руси. Этот город был, очевидно, центром червян, подобно тому, как город Волынь был центром волынян. О Червенских градах и их истории см. выполненные с разных позиций исследования: Лонгинов А.В. Червенские города. Варшава, 1885; Исаевич Д.Я. 1) Територiя i населения «Червеньских градов» (X-XIII ст.) // Украiнский iсторичний збiрник. Киiв, 1971. Вип. 1; 2) «Грады Червенские» и Перемышльская земля в политических взаимоотношениях между восточными и западными славянами (конец IX - начало XI в.) // Исследования истории славянских и балканских народов. Эпоха средне- вековья. М., 1972; Poppe A. Grody Czerwieńskie // Słownikstaroźiytności słoviańskich. Т. 2. Wrocłav etc., 1964.; Котляр Н.Ф. Формирование территории и возникновение городов в Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. Киев, 1985. С. 24 - 33.
80. Labuda G. Okres «wspólnoty» słowiańskej… S. 203-225; Горский А.А. Баварский географ и этнополитическая структура восточного славянства // Древнейшие государства Восточной Европы. 1995 год. М., 1997. С. 277 - 278; Крип'якевич I.П. Галицько-Волынское князiвство. Львiв, 1999. С. 29, 81, 84; Войтович Л.В. 1) Черв'яни у працях І.Крип'якевича (До питання про початок державності) // Україна: культурна спадщина, національна свідомість, державність. Т. 8. Іван Крип'якевич у родинній традиції, науці, суспільстві. Львів, 2001. С. 818 - 822; 2) Восточное Прикарпатье… С. 23.
81. Рядом с Zerivani - червянами в «Баварском географе» названы и собственно волыняне - Velunzani (Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники… С. 14; 2) Древняя Русь… С. 54 - 55). Это объясняется очень сложным характером структуры памятника: в нем зачастую вперемешку названы славянские этнополитические объединения разного уровня без какого бы то ни было их разграничения (см. подробнее в примеч. 90).
82. В этой связи можно в порядке рабочей гипотезы высказать одно предположение: по мнению ряда ученых, рассказ ал-Мас'уди о В.линана восходит к одному из арабских авторов IX в., побывавших в византийском плену: Мусли- му ал-Джарми или Харуну Ибн Йахье (Новосельцев А.П. 1) Образование Древнерусского государства… С. 471 - 472; 2) Восточные славяне… С. 47 - 48), то есть, в конечном счете, к византийской традиции. К ней же, судя по всему, восходит (через Мефодия и его учеников) в ряде своих частей и «Баварский географ». Поэтому вполне логично допустить, что эти практически совпадающие пассажи в наших источниках являются отражением единой - византийской, в конечном счете, - традиции. Однако настаивать на этом предположении мы сейчас не считаем возможным. Вопрос требует дальнейшего серьезного изучения (так, Д.Е. Мишин, например, связывает рассказ ал-Мас'уди о В.линана с западными источниками: Мишин Д.Е. Сакалиба… С. 68 и сл. Однако основным его аргументом в пользу такого предположения является предложенное им фантастическое отождествление Маджка с Карлом Великим, не имеющее под собой никаких оснований, о чем ниже будет еще сказано). Уязвимым местом данной версии является наличие аналогичного рассказа еще и у Ибрахима Ибн Йа'куба, который черпал информацию о славянах в основном из западных источников. Хотя мы, разумеется, не можем с исчерпывающей точностью сказать, что он не мог пользоваться теми же источниками, что и ал-Мас'уди. Вопрос остается открытым.
83. Червяне - это, по всей видимости, часть волынян, возможно, господ- ствовавшая в течение некоторого времени в их этнополитическом объединении (Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье… С. 11), название которой связано (как и имя части хорватов белые хорваты) с цветовой географической семантикой. Красный цвет указывал обычно на южное расположение того этноса или политического объединения, в названии которого фигурировал: Майоров А.В. Константин Багрянородный о происхождении и ранней истории хорватов: Великая Хорватитя и белые хорваты // Rossica antiqua: Исследования и материалы. 2006 / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко, А.В. Майоров. СПб., 2006. То, что подобные - «червонные» - названия славянских «племен» были распространены в раннем средневековье, подтверждает летопись попа Дуклянина, упоминающего о существовании в Далмации Червонной Хорватии: Шишић Ф. Летопис попа Дукљянина. Београд, 1928. С. 16 - 18.
84. См.: Ключевский В. О. Курс русской истории… С. 122 - 124; Нидерле Л. Славянские древности. С. 169 - 170; Грушевський М. С. Iстрiя Украiни-Руси. Т. I. Киiв, 1991. С. 377; Греков Б. Д. 1) Борьба Руси за создание своего государства. М.; Л., 1945. С. 25 - 31; 2) Киевская Русь. М., 1953. С. 441 - 443; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 85 - 86; Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. С. 297 - 298; Седов В.В. Восточные славяне… С. 93 - 94; Фроянов И.Я. К истории зарождения… С. 724 - 727; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 92; Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 8 - 12 и т. д.
85. См. например: Harkavy A. Travaux de la III-e Session du Congres international des Orientalistes. Т. 2. SPb., 1876. S. 335; Ключевский В.О. Курс русской истории… С. 122 - 124; Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. Leipzig, 1903. S. 147; Брайчевський М. Ю. Про етнiчну принадлежнiсть черняхiвськоi культури // Археологiя. Т. 10. Киiв, 1957. С. 122 - 125 и т. д.
86. Лаврентьевская летопись. Стб. 11 - 13; Ипатьевская летопись. Стб. 8 - 9. При этом молчание летописей о существовании в VIII-IX вв. значительного этнополитического объединения юго-восточных славян во главе с волыняна- ми, на наш взгляд, не может служить аргументом в пользу альтернативных отождествлений В.линаны, так как ни о Волине, ни о лютичах и т. д. известий, которые можно было бы поставить в параллель к рассказу ал-Мас'уди, также не имеется. А отождествление В.линаны ал-Мас'уди именно с волынянами подтверждается и параллельным сообщением «Баварского географа», и археологическими материалами, и всей системой логики географии «славянского рассказа» ал-Мас'уди, позволяющей уверенно локализовать этот славянский «род» именно в Центрально-Восточной Европе, а не на Балтийском Поморье. Да и едва ли волыняне особо интересовали древнерусских летописцев. Ср.: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 10.
87. Седов В.В. Древнерусская народность. С. 46 - 50.
88. О причинах образования этого союза мы можем лишь догадываться. В историографии отмечалось, что привести к объединению ряда славянских «племен» в одно целое под главенством волынян могла борьба с Византией или с кочевниками. См. например: Ключевский В.О. Курс русской истории… С. 124; Фроянов И.Я. К истории зарождения… С. 726. Не оспаривая важности ни того, ни другого, следует отметить, что к образованию подобных союзов вели, в первую очередь, закономерности внутреннего социально-политического раз- вития. Тем более, что никакая борьба с Византией в этот период Волынью не велась, а после нашествия авар ей не угрожали и кочевники.
89. Harkavy A. Travaux de la III-e Session… S. 335; Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische… S. 147; Брайчевський М.Ю. Про етнiчну принадлежнiсть… С. 122 - 125.
90. Harkavy A. Ya. Sur un passage… S. 8; Niederle L. Slovanske starozitnosti. Т. IV. Praha, 1924. S. 79.
91. Charmoy M. Relation de Mas'oudy… S. 94.
92. Вестберг Ф. Комментарий на записку Ибрагима Ибн-Якуба о славянах. СПб., 1903. С. 60.
93. Labuda G. Okres «wspólnoty» słowiańskej… S. 224 - 225.
94. Мишин Д.Е. Сакалиба…С. 67.
95. Там же. С. 67-68. Такое отождествление является совершенно фантастическим, так как полностью игнорирует контекст рассказа ал-Мас'уди об этом славянском правителе и распаде возглавляемого им политического объедине- ния, описанного как внутренний процесс славянского мира.
96. Ср.: Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 11.
97. В то же время в именослове балтийских славян никаких подобных имен не зафиксировано, что говорит о невозможности отождествления этого славянского князя с каким-либо правителем Волина или лютичей.
98. Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники… С. 14; 2) Древняя Русь… С. 55.
99. Структура этого памятника очень сложная и далеко еще не ясна современной науке (ее анализ с разных позиций см. в работах: Keltsch V. von. Der bairische Geograph // Alpreussische Monatschr. № 23. 1886; Kraliček A. Der sogenannte bairische Geograph und Mahren // Zeitshrift der Vereins für die Geschichte Mahrens und Schlesiens. Т. 2. 1898; Kucharski E. Polska w zapisce karolinskiej zwanej niewlasciwie «geografem bawarskim» // Pamietnik IV powszechnego Zjazdu historykow polskich. T.1. Lwów, 1925; Fritze W. Die Datierung des Geographus Bavarus // Zeitschrift für Slavische Philologie. Bd. 21. Heft. 2. Berlin, 1952; Łowmianski H. 1) O pochodzeniu Geografa bawarskiego // Roczniki historyczne. R. 20. 1951-1952; 2) O identyfykacji nazw Geografa bawarskiego // Studia Źródłoznawcze. T. 3. 1958; Херрман Й. Ruzzi. Forsderen liudi. Fresiti. К вопросу об исторических и этнографических основах «Баварского географа» (первая половина IX в.) // Древности славян и Руси: к 80-летию акад. Б.А. Рыбакова / Отв. ред. Б.А. Тимощук. М., 1988; Горский А.А. Баварский географ…; Седов В.В. Древнерусская народность. С. 63 - 65; Назаренко А.В. 1) Немецкие латиноязычные источники… С. 13 - 51; 2) Древняя Русь… С. 51 - 70; Томенчук Б. Річкові шляхи в геополітичних зв'язках Центральної і Східної Європи доби Середньовіччя (за Баварським Географом) // Етногенез та рання історія слов'ян: Нові наукові концепції на зламі тисячоліть. Львів, 2001 и т. д.). Далеко не все названные в нем этнонимы и политонимы можно уверенно отождествить с известными по другим источникам. Можно полагать, что он зачастую называет в едином перечне славинии разного порядка: первичные и вторичные (состоявшие из объединений более низкого уровня). Поэтому не все из них удается найти в других источниках: они - особенно это относится к «Повести временных лет» - называют лишь славинии второго уровня. Ср.: Седов В.В. Древнерусская народность. С. 64 - 65.
100. Их упоминает и Константин Багрянородный в числе славиний, подчи- ненных русам (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 45, 157), что свидетельствует об их проживании на востоке Волынской земли (о том же говорит указание Константина Багрянородного на их соседство с ультинами (уличами), дервленинами (древлянами) и пачинакитами (печенегами): Там же. С. 157. См. также на с. 390. Коммент. 15 (автор: Б.Н. Флоря)), так как только при условии такой локализации они могли находиться в середине Х в. в подчинении Руси (Волынская земля в то время ее состав еще не входила). По всей видимости, это одна из ветвей большого праславянского - такого же, как хорваты и дулебы - этнополитического союза лендзян (название происходит от общеславянского *led- (ср: leda - «необработанное поле»). Лендзяне - это, следовательно «жители необработанной земли»: Lehr-Spławinski T. Ledzice - Ledzanie - Lachowie // Opuscula Casimiro Tymienniecki septuagenario dedicate. Poznań, 1959), распавшегося в ходе великого славянского расселения. Сказать с уверенностью, проживали ли лендзяне «Баварского географа» и Константина Багрянородного, нельзя. Вполне возможно, что они говорят о разных группировках этого древнего этнополитического массива. Некоторые ученые полагали, что Константин Багрянородный называет лендзянами все население Волынской земли в целом (с некоторыми различиями: Łowmiański H. Ledzanie // Slavia Antiqua. Т 4. Poznań, 1953.; Dulebowie-Ledzianie-Chorwaci. Z zagadnień osadnictwa plemiennego i stosunków politycznych nad Bugiem, Sanem i Wisła w X wieku // Przeglad Historyczny. Warszawa, 1967. R. 67, № 2), либо что он так называет ради- мичей (Ильинский Г.А. Кто были ƒƒƒƒƒƒίƒƒƒ Константина Багрянородного? // Slavia. 1925-1926. T. IV). Однако эти построения необоснованы (Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 316 - 317 . Коммент. 20 (авторы: Б.Н. Флоря, В.Я. Петрухин, Е.А. Мельникова), С. 390. Коммент. 15 (автор Б.Н. Флоря). Скорее всего, Константин Багрянородный называет лендзянами небольшое восточнославянское этнополитическое объединение, проживавшее на востоке Волынской земли и подвластное уже в то время Киеву (Волынская земля в целом была завоевана Киевом, очевидно, лишь при Владимире).
101. Назаренко А. . 1) Немецкие латиноязычные источники… С. 14; 2) Древняя Русь… С. 55.
102. Хотя, впрочем, это уже не Волынь: граница между волынскими «племенами» и хорватскими четко прослеживается по вододелу бассейнов Западного Буга и Припяти с бассейнами Сана и Днестра, в дохристианский период у них различие в могильниках. Теребовляне относились к числу хорватских «племен». Приношу искреннюю благодарность Л.В. Войтовичу, указавшему мне на этот нюанс.
103. Войтович Л.В. Восточное Прикарпатье… С. 17 - 26.
104. Определенная работа в этом направлении уже проделана Л.В. Войтовичем: Войтович Л.В. Етнотериторіальна підоснова...
 О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ(VI - начало X века)1 | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

О ПРЕДЫСТОРИИ ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛИ(VI - начало X века)1 | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).