ТАЛЕРГОФ И ТЕРЕЗИН:ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД*
ТАЛЕРГОФ И ТЕРЕЗИН:ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД*.pdf Массовый геноцид галицких и буковинских русинов в годы Первоймировой войны до сих пор не получил должного освещения в совре-менной историографии. В советские времена русинская тематика былапод запретом. Официальную российскую историографию, похоже, дан-ная тема не интересует. Украинские исследователи сегодня в боль-шинстве своем стоят на позициях диаспоральной историографии, ко-торая в годы холодной войны пыталась навязать тезис о якобы раз-личном этническом происхождении украинцев (малороссов и русинов)и великороссов (современных русских) и существующем между нимимноговековом этническом антагонизме. Изучение событий, произошед-ших в годы Первой мировой войны на землях современной ЗападнойУкраины, позволит переосмыслить некоторые постулаты, введенныев научный и массовый оборот советскими и украинскими эмигрантс-кими историками после 1917 г.Перед Первой мировой войной большая часть земель, населенныхрусинами1, оказалась в составе Австро-Венгрии (Восточная Галичи-на - с 1772 г., Буковина - с 1774 г., Угорская (Подкарпатская) Русь всоставе Венгерского королевства с XIII в.). Исследователи определя-ют численность русинов на территории Австро-Венгрии к началуXX в. от 3,1 до 4,5 млн. человек.Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии начинается русинскоеВозрождение. Оно воспринималось деятелями галицко-русского воз-рождения как возврат к общерусской культуре, осознание своей при-надлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки». Вукраинской историографии русинское Возрождение получило название«москвофильского». По свидетельству М. Грушевского, «в руках мос-квофилов находились все национальные организации и в Галиции, и наБуковине, не говоря уже о Закарпатской Украине, а народовство конца1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшимикружками, бедными и материальными средствами и культурными си-лами»2. В то время термин «украинец» носил, как обоснованно счита-ет Н. Пашаева, «скорее национально-политический характер»3. Этобыло «антирусское меньшинство»4.Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти пред-приняли ряд мер против набиравшего силу русинского движения. Од-ним из «эффективных» средств стало обвинение в шпионаже в пользуРоссии. С 1909 г. начинается волна арестов в австрийской части Буко-вины. В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинстворусинских организаций в крае. В 1913 г. в Угорской Руси начинаетсяВторой Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 обвиняемых при-говорили в общей сложности к 39,5 годам заключения за переход вправославие. Во Львове перед самой войной прошел нашумевший про-цесс против двух православных священников - Игнатия Гудимы и Мак-сима Сандовича, С.Ю. Бендасюка и студента-юриста В.А. Колдры,которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявленияобвинений и затем были оправданы5.С началом Первой мировой войны начались массовые репрессиипротив русинского населения. По заранее заготовленным спискам «по-литически неблагонадежных» была арестована почти вся русинскаяинтеллигенция и тысячи крестьян. Зачастую расправы осуществля-лись на месте, без суда и следствия. Так, 15 сентября 1914 г. венгерс-кие гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле6.Репрессии коснулись австро-венгерской армии. Известна историярасстрела солдат 80-го австрийского пехотного полка, набранного изкрестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уездов Галичины заотказ воевать на русском фронте. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене про-шло два политических процесса, на которых обвинялась сама идеяединства русского народа и русского литературного языка. На скамьеподсудимых были депутаты австрийского парламента, интеллигенты,крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Куры-лович, К. Богатырец, И. Цурканович) были приговорены к смерти.Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение,а весной 1917 г. заключенных амнистировали.Мест в тюрьмах не хватало (к 28 августа 1914 г. только во Львовеоказалось около 2 000 узников), и тогда австро-венгерские власти со-здали первые в Европе концентрационные лагеря Талергоф в Штирии,Терезин в Северной Чехии и другие. Эти концлагеря были предвестни-ками нацистских концлагерей Дахау, Освенцима, Треблинки. Среди ав-стрийских концлагерей Талергоф, по свидетельству узника Талергофаи Терезина В. Ваврика, «был лютейший застенок из всех австрийскихтюрем в Габсбургской империи».Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длин-ного четырехугольника в пяти километрах от Абтиссендорфа и желез-ной дороги. На первых порах эту площадь солдаты отделили деревян-ными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь Талергофрасширился. Первую партию русинов пригнали в Талергоф 4 сентября1914 г. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября1914 г. сообщалось, что в Талергофе в то время находились 5 700 ру-софилов.До зимы 1915 г. в Талергофе не было бараков. Люди лежали на зем-ле под открытым небом в дождь и мороз. Из-за антисанитарии заклю-ченных косили болезни.Охрана морила голодом и избивала заключенных. Очевидцами опи-саны многочисленные случаи убийств и издевательств.Депутат австрийского парламента чех Юрий Стршибрны отметил всвоей речи 14 июня 1917 г., что имеет сведения от 70 заключенных,что в Талергофе умерли 2 000 человек. Депутат того же парламентаполяк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал ведомости о Талергофе наместе и в своей речи 12 марта 1918 г. сказал, что в Талергофе до 20февраля 1915 г. лежали 1 360 тяжело больных, из которых 1 100 умерлив страшных условиях. В то время 464 человека заболели тифом. Втечение полутора лет умерло 15% талергофцев, т.е. свыше 3 000 гали-чан и буковинцев.Через Талергоф прошли не менее 20 000 русских галичан и буковин-цев. Талергофский лагерь постоянно пополнялся новыми партиями зак-люченных. В Прикарпатье не было села или семьи, не пострадавшихот австро-венгерских властей. В 1914-1915 гг. нередким явлением былимассовые аресты целых селений.Тысячи людей были заключены в Терезинской крепости. Они долж-ны были весь день выполнять грязную работу в крепости и городе:чистить улицы, каналы, уборные в заразных лазаретах, трудиться вогородах и в поле. Большую поддержку узникам оказывало местноечешское население. Заключенных Терезина через некоторое времяотправляли в Талергоф7.В ходе Галицийской битвы русские войска 21 августа (3 сентября)1914 г. взяли Львов, а к 8 (21) сентября 1914 г. была занята вся Вос-точная, часть Западной Галиции и почти вся австрийская часть Буко-вины с Черновцами. В конце мая 1915 г. германо-австрийским войс-кам удалось прорвать фронт, и русская армия вынуждена была вре-менно оставить Восточную Галицию. Множество галичан бежало приприближении германо-австрийских войск в Россию, опасаясь местисо стороны австро-венгерских властей. Только за последнюю неделюперед оставлением Львова канцелярией генерал-губернатора быловыдано 10 926 пропусков. Причем пропуска давались на мужчин при-зывного возраста, 18-50 лет, а в пропуске указывалось количество чле-нов его семьи. Тысячи беженцев покидали свои родные места без про-пусков. Множество галичан нашли приют в Ростове-на-Дону, где быладаже образована специальная гимназия для их детей8. Заняв Восточ-ную Галицию, австро-венгерские власти возобновили репрессии с но-вой силой. Комендант Львова генерал Римль, назначенный на этот постпосле отступления русских войск, в своем секретном рапорте напи-сал, что галицкиерусские делятсяна две группы:русофилов и ук-р а и н о ф и л о в .Ввиду того, чторусофилы явля-ются государ-ственными из-м е н н и к а м и ,«следует их бес-пощадно уничто-жать»9.Талергофскийлагерь просуще-ствовал с сен-тября 1914 помай 1917 г. Пос-ле смерти импе-ратора Франца-Иосифа новый император Карл I распорядился выпус-тить всех заключенных. В своем рескрипте от 7 мая 1917 г. он напи-сал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, что-бы не стать ними», - тем самым признав, что действия австро-венгер-ских властей были направлены против целой этнической группы.По некоторым оценкам, австро-венгерские власти уничтожили вовремя Первой мировой войны не менее 60 тыс. русинов, подданныхАвстро-Венгрии: стариков, мужчин, женщин, детей 10.Талергоф стал для русинов Русской Голгофой, священным местоммученичества за общерусскую идею. С 1924 г. начинает выходить «Та-лергофский альманах», где приведены документальные свидетельства,воспоминания очевидцев и жертв геноцида. В предисловии к первомувыпуску видный деятель русинского возрождения Ю. Яворский напи-сал: «Печальная и жуткая эта книга. Потрясающая книга бытия, иску-са и мук многострадальной Галицкой Руси в кошмарные дни минув-шего грозного лихолетья. Прославный помянник безвинно выстрадан-ной ею искупительной, вечерней жертвы за Единую, Святую Русь!»11.В 1928 и 1934 гг. во Львове были проведены Талергофские съезды.Последний собрал более 15 тыс. участников. На Лычаковском клад-бище во Львове был сооружен памятник жертвам Талергофа. На немсделали надпись: «Жертвам Талергофа 1914-1918. Галицкая Русь». По-добные памятники возникли вомногих населенных пунктахГаличины.Талергофское кладбище«Под соснами» было ликвиди-ровано в 1936 г. Прах мучени-ков был перезахоронен в брат-ской могиле на кладбище вдеревне Фельдкирхен. Соглас-но международному соглаше-нию по охране военных могил,на братской могиле построеначасовня и внутри ее помеще-на надпись «Вдали от Родиныздесь покоятся 1 767 мужчин,женщин и детей из Галичиныи Буковины, жертв мировойвойны 1914-1917 гг.». На мес-те лагеря сегодня находитсямеждународный аэропортВо втором выпуске «Талергофского альманаха» приведены прекрас-ные слова: «А как быть с недавним прошлым? Должно ли оно бытьзабытым? Нет, это было бы преступлением, большим того, какое со-вершили враги. Пусть же кровь галицко-русского народа, его страда-ния, слезы жен и детей, вдов и сирот, пепелища его усадьб и селенийбудут, хотя бы в маленькой части, занесены на страницы истории рус-ского народа»12.Сегодня на Украине не любят вспоминать об этих трагических со-бытиях. Ведь они не вписываются в общий контекст культивируемоготам исторического мифа. Современный украинский публицист О. Бу-зина в своей книге «Тайная история Украины-Руси» посвятил вышеиз-ложенным событиям специальную главу «Концлагерь для неправиль-ных галичан». В конце ее он задал вопрос: «Милая Австрия с вальса-ми и опереттами, как же ты любила своих украинских (на мой взгляд,уместно было бы взять слово «украинских» в кавычки - С.С.) под-данных! Интересно, родственники и однофамильцы жертв помнят обэтой «любви»? А если помнят, почему молчат?»13Действительно, почему?
Ключевые слова
Талергоф,
ТЕРЕЗИНАвторы
Всего: 1
Ссылки
1. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «русин» - производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятниках с X в. (в частности, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в «Русской правде»). Долгое время данный этноним сохранялся на всей территории, входившей в состав Древнерусского государства. Тверской купец Афанасий Никитин писал в «Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин - русин». К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распро- страненным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (российских подданных). Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк». Подробнее см.: Суляк С. Русины в истории: прошлое и настоящее // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. № 4 (10). С. 29 - 30.
2. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Новое дополненное издание. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2002, С. 540.
3. Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М.: Издательство «Имперская традиция», 2007. С. 8.
4. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М.: Издательство «Индрик», 1996. С. 213.
5. Суляк С. Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 1 (3). С. 47 - 48.
6. Нагаєвський I. Iсторiя української держави. Київ: Видавництво «Український письменник», 1994. С. 56. Подробнее см.: Мадьярскi гонведи убiйцi 44-ох в Перемишлi в 1914 р. Львов, 1937.
7. Подробнее см.: Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф // Геноцид карпаторусских москвофилов - замолчанная трагедия XX в. М., 2007. С. 69 - 111. Там же опубликована «Библиография Талергофа» Р.Д. Мировича. С. 111 - 144. Электронная версия книги см. http://www.ukrstor.com
8. Пашаева Н. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. С. 114 - 115.
9. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Издание «Талергофского комитета». Типография Ставропигийского института под управлением А.И. Яськова. Выпуск первый. Львов, 1924. С. 30 - 31. Всего вышло 4 сборника (в 1924, 1925, 1930, 1932 гг.). Электронные версии размещены на сайте http://www.ukrstor.com Были переизданы в сборнике «Русская Галиция и "мазепенство"» (М.: Издательство «Имперская традиция», 2005).
10. Талергофский альманах // Русская Галиция и «мазепинство». М., Издательство «Имперская традиция», 2005. С. 210.
11. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Выпуск первый. С.VII.
12. Талергофский альманах. Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Издание «Талергофского комитета». Типография Ставропигийского института под управлением А.И. Яськова. Выпуск второй. Львов, 1925. С. VII.
13. Бузина О. Тайная история Украины-Руси. К.: Издательство «Довiра», 2006. С. 290.