Историческое пособие по развитию русской речи
Историческое пособие по развитию русской речи.pdf Мы, те, кто сегодня занимается описанием лингвистического материала в учебных целях, практической методикой обучения языкам, крайне поверхностно осведомлены в области истории российской ме- тодики развития устной и письменной речи. Между тем очевидно, что за такими явлениями, как Золотой и Серебряный века русской литера- туры, как высочайшие риторические образцы русского академическо- го и судебного красноречия конца XIX - начала XX века, как язык и стиль научных изысканий И.М. Сеченова, А.Г. Столетова, Т.Н. Гра- новского, В.О. Ключевского, Н.И. Лобачевского, Д.И. Менделеева, не могло не стоять научно выверенной отечественной школы преподава- ния русской словесности - школы, которая диктовала самобытную си- стему обучения русскому и иностранным языкам.Представляется уместным на конференции, посвященной вопросам истории и этнической культуры в историческом срезе, обратиться к одному из пособий, которое может быть расценено как добротная ре- ализация вышеназванной системы.В 1992 году предприятие «Основа» при Харьковском государственном университете переиздало книгу ныне почти 80-летней давности - пособие Н.И. Сентюриной «Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи (теория и практика)». Один из педагогов, подго- товивших книгу к изданию, мотивировал это тем, что «Живое сло- во…» - прекрасное противоядие бескультурной агрессии, жестокости, порождаемых боевиками, детективами, фантастикой, которыми пого- ловно увлекается современная молодежь. Пособие содержит «умные методические советы: как читать, о чем беседовать» и может и сейчас быть прекрасным помощником и отца, и матери, и учителя, и воспита- теля - всех тех, кто хочет вырастить интеллигентного, тонко чувству- ющего человека, научить читать по-настоящему, «для души», наслаж- даясь простотой слова, мысли, чувства (с. 8).Книга рекомендовалась как незаменимое пособие для альтернативных систем обучения.Что же в книге привлекло внимание харьковских педагогов? Что в ней действительно актуально для развития интеллекта и эмоциональ- ной сферы детей?На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить с позиций требований, предъявляемых к обучению родному языку в современной школе.В предисловии к пособию его автор Н.И. Сентюрина пишет, что чтение вслух и устная речь как два рода воспроизведения «живого сло- ва» «служат формой для выражения вслух всей созидательной работы ума человеческого», а потому «должны сделаться предметами всеоб- щего образования».Говоря о чтении вслух, автор имеет в виду выразительное чтение как «сознательное, толковое чтение, при воспроизведении которого дети передают голосом все, что они усвоили из содержания и психо- логии произведения» (с. 15). Это первое чтение в цепи выразительное чтение- логическое чтение -художественное чтение.Известно, что в основе преподавания выразительного чтения лежит чувство слуха, которое способствует и развитию устной речи. Некото- рые психологи и в начале XX века, и сейчас склонны считать, что чув- ство слуха имеет первостепенное значение не только для овладения устной речью, но и для умственного развития в целом. Заботливое от- ношение семьи и школы к чувству слуха ребенка откроет им и новый доступ к его уму и сердцу.Н.И. Сентюрина призывает родителей и педагогов следовать в приобщении ребенка к живой речи его природе - природе творца, мечта- теля. Дать простор воображению - вот самый верный методический прием.Еще в 80-е годы XIX века московский преподаватель В.П. Шереметевский видел основную задачу школы в том, чтобы «слово, и прежде всего живое слово, стало послушным орудием…мысли» детей (с. 19).Излагая доводы французских и американских методистов в пользу опережающего обучения говорению, Сентюрина заключает: «Пора, давно пора и в русской семье и школе зазвучать истинно живому сло- ву, которое «разом осветит мир» письменной речи и откроет юноше- ству в этом мире новые идеалы!» (с. 20).Часть первая теоретической половины пособия посвящена разграничению объяснительного и выразительного чтения, психологическим основаниям этих видов чтения и особенностям выразительного чте- ния. При этом автор широко ссылается на известную специалистам работу Д. Коровякова «Искусство выразительного чтения» (СПб., 1904).Сущность выра зит ельн ого чтения в н ачал ьны х кл асс ах, по Н.И. Сентюриной, заключается в том, чтобы «обнаружить ближайший смысл читаемого и показать отношения между отдельными словами и группами слов»; чтобы «записанные мысли» стали «душевным досто- янием читающего», в то время как «объяснительное чтение стремитсяпривести детей к усвоению читаемого умственными рассуждениями и наглядным обучением» (с. 25).Читая теоретическую часть, поражаешься уровню методического поиска, характерного для педагогов и психологов XIX - начала XX века: обоснование в начале XIX века буквослагаемого способа обуче- ния грамоте, введение немецкими учеными в середине XIX века ново- го способа - «совместного обучения письму-чтению» и появление в конце XIX века наглядно-звукового метода, который, соединившись с умственным рассуждением, и дал способ «объяснительного чтения». Но все это так или иначе сводится к внутренней речи, в то время как«выразительное чтение есть … внешняя речь, при ближайшем участии внутренней речи» (с. 29) .В этом смысле школа начала XX века предлагала в процессе выра- зительного чтения работать над развитием сознательного слуха, сове- товала чаще повторять учащимся, что следует слушать самих себя, вы- рабатывать критическое отношение к своей речи (как это делается при обучении пению).Кроме того, «учась слушать себя, мы тем самым приучаемся слушать и других» (с. 31).И еще интересно отметить: на III Международном Конгрессе по семейному воспитанию в Брюсселе в 1910 г. (были такие форумы!) сре- ди разнообразных вопросов поднимался и вопрос эстетического вос- питания. Участники Конгресса чаще всего ссылались на проф. Пал- лесне (Штутгард), которой в 1884 г. писал : «Тот, кто с юности постиг таинственную прелесть музыки слова в виде понимания ритма и со- звучия, которые всегда стоят в тесной связи с глубоким, серьезным содержанием, тот навсегда охранен от равнодушия к чтению, самого ужасного равнодушия, при котором может пострадать воображение... Неиспорченное могучее воображение приготовит душе здоровую пищу, а здоровая пища в здоровом теле - цель всякого воспитания».По Сентюриной, условия выразительного чтения носят двойной характер: физический и психический.Физические условия: умение держаться во время чтения; свобод- ное, глубокое дыхание; обладание правильно поставленным голосом.Психические условия: развитие чувства слуха; на этой почве созда- ются приемы обучения выразительному чтению:1) правильный ритм чтения;2) правильное произношение (дикция);3) чтение на одной ноте;6) определение и выделение слов, стоящих под логическим ударе- нием (иначе, ценных слов);7) борьба с однозвучностью чтения;8) первоначальное знакомство с тонами, изучение интонаций раз- личного характера, окрашивание слова, передача периода;9) понимание содержания читаемого и усвоение психического смыс- ла произведения;10) разные силы звука в разных помещениях.По каждому из этих приемов содержатся конкретные методические указания.К упражнениям по развитию устной речи относятся:1) подбор однозначных слов (синонимов);2) работа над однозвучными словами (омонимами);3) изучение слов созвучных, но не тождественных по произноше- нию (паронимов);4) подыскивание слов, выражающих противоположные понятия (ан- тонимов);5) подбор слов, означающих родовые, видовые понятия, признаки предметов и т.д.;6) образование производных от коренного слова;7) заучивание некоторых выражений;8) указание пословиц, поговорок и т.д.;9) вопросы и ответы учащихся друг другу;10) передача прочитанных предложений другими словами;11) работа над составлением предложений, по смыслу противопо- ложных прочитанному;12) переработка прочитанных утвердительных предложений в дру- гие, с изменением интонации, в виду перемены знаков препинания;13) перефразирование предложений с повествовательным и описа- тельным характером в разговорную форму и обратно;14) передача прочитанных предложений в сокращенной форме;15) разучивание пересказа прочитанного в виде отрывков, переда- ваемых учениками в порядке изложения;16) передача прочитанного:а) в виде пересказа;б) в виде письма;17) изложение собственной мысли;18) устное сочинение на заданную тему.Особый интерес представляет текстовый материал пособия: фраг- менты из книг для чтения Толстого, стихотворения Пушкина, Лермон- това, Никитина, Полонского, проза Ушинского, Жуковского и др.Велика доля текстов с нравственно-религиозным содержанием, бла- годаря которому данные тексты «от обыкновенной красоты к важно- му великолепию возвышаются» (М.В. Ломоносов).Можно подчеркнуть и другие методические слагаемые пособия, но и сказанного достаточно, чтобы убедиться: написанное в пору расцве- та русского Просвещения, с его установкой, «чтобы свеча не погасла», пособие может вызвать закономерное чувство гордости за научную обстоятельность русской педагогики, частной дидактики и практичес- кой методики и избавить нас от вторичности так называемых дидакти- ческих открытий. Способно, наконец, подсказать оптимальный путь гармонизации развития речи и комплексного воспитания подрастаю- щего поколения.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 311
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки

Историческое пособие по развитию русской речи | Русин. 2007. № 1 (7).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2635