Материалы международной научно-практической конференции «Этнокультурное многообразие Молдавии (история и современность). Чтения памяти И.А. Анцупова» | Русин. 2007. № 1 (7).

Материалы международной научно-практической конференции «Этнокультурное многообразие Молдавии (история и современность). Чтения памяти И.А. Анцупова»

Материалы международной научно-практической конференции «Этнокультурное многообразие Молдавии (история и современность)..pdf Наверное, нет в современном обществе явления, которое не обсуждалось бы столь активно - от досужего упоминания до серьезного ис- следования - как нравственность. К проблемам нравственности обра- щаются родители, педагоги, ученые, писатели, деятели культуры и литературы, медики, политики и общественные деятели. Выводы, как правило, у всех схожи: уровень нравственности падает, содержание нравственного кодекса меняется в худшую сторону, понижается об- щая нравственная культура в обществе. Стало расхожим высказыва- ние: «Нравственность - это лот, который постоянно понижается - от начала цивилизации до наших дней».В тоже время названные общественные силы выказывают стремление улучшить положение вещей: воспитывать, формировать, совер- шенствовать, повышать нравственную культуру в современном обще- стве. Обычно благие намерения имеют самый общий характер и отто- го остаются всего лишь намерениями. Очевидно, следует обратить внимание на источники фундаментальных этических и нравственных идей и ценностей в обществе, которые определяют мировоззрение, стиль мышления и духовные устремления и отдельной личности, и значительных общностей. В качестве таких источников чаще рассмат- ривается религия, призванная обеспечить «смягчение нравов, торже- ство милосердия, массовое покаяние и христианское смирение в об- ществе» (1, 30). Однако, в обществе таких источников больше. В де- мократическом, открытом и коммуникативном обществе нравствен- ные компендиумы переплетены, эклектичны и взаимодействуют. В со- временном молдавском обществе действуют как минимум три нравствен- ных кодекса: религиозный (христианский), светский (коммунистический) и традиционный (этнический). Значение традиции в нравственном вос- питании в наше время увеличивается, и об этом следует говорить.Через традицию, сохраняемую обычно в семье, близком родственном и привычном окружении, человек с младых ногтей усваивает эле- ментарные основы, азы нравственной культуры, этические нормы по- ведения. Осуществляется это путем морального внушения, морализа- ции, подкрепленной путем определенной системы поощрения и осуж-дения, - как данность, а также путем прямого подражания поведению взрослых, копирования сложившихся форм поведения, правил обще- ния, нравов, обычаев и традиций нравственного поведения. В семье, в близком окружении существующая традиционная нравственная куль- тура общества усваивается ребенком некритически и надолго запечат- левается в его сознании, формирует систему моральных норм и цен- ностей. Основными приобретениями посредством традиции можно считать усвоение личностью простых норм нравственности, азбуки поведения и этикета, развитие у личности послушания, элементарной дисциплинированности и чувства долга, столь же элементарной соли- дарности с окружающими людьми, доброжелательности и внимания к ним, гармонизация с природой. Собственно, традиционная культура исключает развитие тех качеств у человека, которые делают его нече- стивым и подталкивают к «последним безнравственным временам». Эти качества тысячелетия назад были перечислены апостолом Пав- лом. Люди «последних дней», по его мнению, «самолюбивы», «любя- щие деньги», «непослушны родителям», «не имеющие преданности»,«ожесточенные», «лишенные естественной привязанности» и т.д. (2, 3:2).Хотим мы того или нет, но все мы, самые современные и самые продвинутые, являемся продуктом воспитания в традициях своего на- рода. У каждого народа накоплен свой самобытный опыт нравствен- ного воспитания и выработан собственный нравственный кодекс. При- сутствуют они и в украинской традиционной культуре, насчитываю- щей тысячелетия. Об этом есть документальные указания наших ле- тописей. Так, например, в Ипатьевской летописи написано: «Имели бо они свои обычаи и законы своих отцов, легенды, и каждый имел свой обычай. Поляне бо имели обычай своих отцов; а имели они ласко- вый обычай и стыдливость супроти своих невесток и супроти сестер, и супроти своих матерей, и невестки супроти своих свекровей и супроти братьев мужа имели великую стыдливость» (3, 256). Эти этические нор- мы прививались и закреплялись в традиционной семейной культуре.К созданию семьи как нравственной основы украинцы историчес- ки относились очень серьезно. Подтверждением этому является тра- диционное отношение к семье, как к домашней церкви, где привива- лись основы веры и происходило первое воцерковление младшего поколения. «Без Бога ни до порога»,- говорят украинцы. Требования народной морали воплощены в народных поговорках и присказках:«Кто мать не уважает, того Бог покарает»; «Кто не слушает маму, тот послушает беду»; «За мамины слезы Бог судьбу заморозит» и т.д. Ува- жительное отношение к старшим - признак традиционной украинс- кой семьи. Обращение на «Вы» - как к незнакомым, так и к родителям- практикуется в украинских семьях издавна до сегодняшнего дня.«Помните и то, что Ваша хата является первой и важнейшей шко- лой, в которой дети Ваши должны научиться любить Бога и людей»,- учили педагоги, имена которых возвращаются в духовную жизнь ук- раинцев (4, 144).Величайшим уважением к членам семьи - как живым, так и умершим - наполнена календарная обрядовость украинцев. Вспомним рож- дественский обычай внесения в дом «дедуха» - снопа из пшеницы или ржи, воплощения душ всего рода. Только после оказания уважения этим душам начиналось общее семейное празднование рождественс- ких праздников. Длительная память рода присутствует в других ка- лендарных праздниках: «кормление душ» в Дмитриевскую субботу, посещение могил умерших на Пасху и в другие праздники и т.п.Народная мораль, мораль любви присутствует во всех семейных обрядах, имея основной задачей создание в семье положительного психологического микроклимата. Традиционный (патриархальный) уклад семейной жизни призван обеспечивать моральную и практичес- кую поддержку в трудных обстоятельствах, организовывать и регла- ментировать повседневный распорядок бытовой и трудовой деятель- ности. Здесь свое место работе, обязанностям каждого члена семьи, свое место развлечениям и праздникам, семейным торжествам. Здесь не остаются без внимания представители ни одного из поколений семьи: существовали свои «уважительные» праздники для пожилых (обряды по- читания свекрови, тещи и т. д.), женщин (женский день на Масленой неделе), для молодежи («юнки» - обряды на третий день Пасхи, на Бого- духов день и т.п.). Существовали свои игры и для детей, которым обуча- ли взрослые и которые несли заряд моральных наставлений (обогащали знаниями, развивали, приобщали к земледельческим заботам).Все достойны уважения, все желанны, все любимы в семье - в этом моральное значение семейной обрядности.Морально-этические регламентации присутствуют и воплощаются в древнем опыте и советах заниматься теми или иными видами работ, принимать те или иные нормы поведения. К таким относится, напри- мер, почитание стола как центра домашней жизни. По столу не пола- галось стучать ни ложками, ни тем более кулаком, втыкать в него нож, за столом нельзя было ссориться, на стол нельзя класть ключи, шапку, гребень и другие посторонние предметы, ибо все это нарушало гармо- нию, достоинство и спокойствие семейной обстановки. Этим же наши предки очень дорожили: «Зачем клад, если в семье лад».Важное морально-этническое значение имеют обычаи, воспитывающие культуру взаимоотношений с природой. Наши предки, влюб- ленные в землю, передавали приходящим поколениям свое отноше- ние к миру, своему роду и племени, другим племенам и окружающейсреде. В основе бытия украинцев никогда не было меча, но плуг и хлеб. Исторически украинцы были ратаями, пахарями, исполненны- ми стремления гармонизироваться, слиться с матерью-природой. Ос- новы нравственности закладывались в гармонизирующей с окружаю- щим миром магии, в единении с предками. Это происходило посред- ством участия в обрядах и обычаях, где закладывался и момент нрав- ственного воспитания. Огромным чувством почитания природы на- полнены древние календарные обряды украинцев. Для всякого време- ни года регламентированы в них свои нормы поведения в природе с тем, чтобы не потревожить природу и все живое в ней, чтобы «заклю- чить союз» с природой, так много дающей человеку, задобрить ее, выказать любовь к ней. Этому посвящены летние обряды приветствия солнца, почитания воды и обращение за силой и здоровьем к земле; запреты выхода в природу, когда она готовится к зимнему отдыху; зим- ние пожелания благодати природе наравне с пожеланиями добра лю- дям. Cколько поэтического воспевания природы, теплого к ней отно- шения и сколько доброжелательности по отношению к людям, кото- рые трудятся на земле, в украинских колядках и щедровках!Місяченько, мій братику, Зійди рано, постій мало, Поки я бички запряжу, Жито-пшеницу засію.Роди, Боже, жито і пшеницу, Без куколю, без метлиці, Щоби діткам по варениці!Задержавшись в этнической памяти каждого украинца, древние зна- ния и регламентации и сегодня обусловливают нормы поведения ук- раинцев в природе, останавливают перед потребительским, хищни- ческим отношением к ней, перед нравственным падением, когда люди, по словам апостола Павла, становятся «себялюбивыми», то есть начи- нают считать себя богами и требуют от природы соответствующего к себе отношения (5, 5).В народной украинской традиции содержатся нормы и правила об- щежития, совместного труда и конструктивного общения. Коллектив- ные работы «толоки» указывали на интенсивный труд всех членов общности на благо одного. Совместные занятия - «братчины»- указы- вали на особую братскую дружбу и преданность общим интересам в труде. «Братчины», к примеру, практиковались в общностях пчелово- дов, которые сообща ухаживали за пасеками и в совместном труде братались. «Братчины» заводили чумаки. Отправляясь в далекий путь«в Крым за солью», они должны были быть уверенными в тех, с кем делили трудности неблизкого пути.Женские «вечорницы»-посиделки, «досвитки» посвящались совме- стным женским занятиям: вышиванию, ткачеству, прядению и в то же время мирному общению, где люди обменивались мнениями, знани- ями, получали своеобразную «психологическую помощь», совет. Тра- дицию доброжелательного общения украинцы унаследовали от пред- ков до дней нынешних. Именно в украинских селах вы найдете ска- мью у каждых ворот: чтобы путник мог отдохнуть, чтобы соседи мог- ли пообщаться после трудов дневных (6, 167).Сердечные межличностные отношения для украинцев - важная нрав- ственная ценность. Равно как и любовь, добрые отношения составля- ют основу семейного, соседского, коллективного сосуществования. В традиционных обрядах ухаживания - сватанья не найти намека на ко- рыстные устремления. В основе отношений жениха и невесты - лю- бовь, что воплощено в огромном пласте фольклорного творчества, народно-песенной культуры:« На горі церква стояла.-З ким ти, Марійко, весілля грала?-З тобою, Василько, с тобою, Як з ясною зорею.- По чом ти, Марійко, признала, Що мене ясною зорею назвала?- По мові, Василько, по мові, Оксамитова шапочка на голові, А черні осьмушечки -Припав ти мені та до душечки»…- поется в украинской песне.А сколько их о том, каким горем оказывалось для девушки или юноши желание родных устроить их судьбу, основываясь на выгоде - о «нелюбых», «постылых», союзу с которыми, сделке с совестью мо- лодые предпочитали преждевременную смерть. Подобные сюжеты из народного творчества вошли в творчество известных украинских пи- сателей и поэтов. Встречаются они и в творчестве Тараса Шевченко:...Мати не спитала, За старого, багатого Нищечком єднала.«Іди, доню,- каже мати, Не вік дівовати.Він багатий, одинокий - Будеш пановати».Не хочу я пановати, Не піду я мамо! Рушниками, що придбала, Спусти мене в яму.Нехай попи заспівають, А дружки поплачуть: Легше мені в труні лежать,Ніж його побачить» (7, 45).Стремлением выявить истинные чувства молодых, серьезность их намерений создать семью, определить их готовность к семейной жиз- ни объясняется «многоступенчатость» процедуры сватанья - женить- бы. Свадьбе предшествуют несколько «действ»: смотрины, на кото- рых у молодых церемониально выясняли, любят ли они друг друга. В случае обоюдного чувства девушка трижды осыпала суженого цвета- ми барвинка и зерном, а юноша трижды подносил невесте бокал вина, которое она церемониально выливала за плечо.Далее шло сватанье, на котором сваты выясняли «социальный ста- тус» и благосостояние молодых, добивались согласия и благослове- ния родителей на брак, знакомились со всеми родственникам, закла- дывая основы уважительного отношения между всеми членами уве- личивающегося рода.Ой, помалу, дружечки ідіте, Пилом не пиліте,Щоб наша пава Пилом не припала, Щоб наша матінкаЗ личенька не спала, І щоб наший тато Пам'ятав це свято!На обрученьи в обрядовой форме выяснялись планы молодых набудущее, их отношение к труду, вообще их нравственные позиции и т.д. Только после этого пекли каравай и плели венец для молодых. Все эти ритуалы были рассчитаны на то, чтобы молодые окончательно проверили свои чувства и определили свое решение создать крепкую семью. Рассудительность и неспешность подчеркивали традиционную высокую значимость свадебного действа, а содержание традиционных обрядов выявляло лучшие семейно-этические нормы поведения и от- ношения членов семьи друг к другу. Свадебные действа исполнены«почитания родителей», декларируют любовь, уважение и верность как основу отношений мужа и жены, что исключает «непослушание родителям» и « отсутствие преданности» как проявление безнравствен- ности «последних дней».Там, где у других народов присутствуют «плачи» молодой об уходе из родной семьи в «чужую», у украинцев песни исполнены любви и нежности молодых друг к другу. Своеобразной клятвой в любви и вза- имной заботе исполнены народные свадебные традиции украинцев:Ой, на горі жито - тоненькі покоси,А хто буде розплітати дівчиночці коси? Козак буде розплітати, козак буде плести,Козак буде дівчиноньку до шлюбоньку вести...Характерной чертой украинской традиции является особое уваже- ние к женщине. Это выгодно отличает украинцев. Насилие в семье не характерно для них. Почитание и даже возвышение женщины являют- ся подтверждением нравственной ценности преданности, самодоста- точности и хозяйственности украинских женщин. Равноправие жен- щины в патриархальной семье, даже и верховенство ее, некоторая «мат- риархальность» украинской семьи и, как отражение этого, некоторая«матриархальность» украинского национального характера объясня- ются исследователями несколько романтически. В пору, когда казаки уходили в походы, вели длительные войны и подолгу отсутствовали дома, все хозяйство оказывались на плечах женщин, которые с честью решали хозяйственные проблемы. Признание хозяйственных заслуг женщин столь же важными, как и ратные заслуги мужчин, вошло в генетический код украинцев и в их нравственный кодекс (8, 163). Все это отражено в народной мудрости: «Мужчина подпирает один угол дома, а женщина - три», - говорится в украинской поговорке.В традиции украинского семейного воспитания, по мнению педаго- гов, ощутимо влияние женщины - матери, что отражается в этноха- рактерных чертах украинцев. Влияние матери - в этом и есть истоки«кордоцентричности» украинского характера, где эмоциональность превалирует над рационализмом (9, 64, 68), а значит, содержит боль- ше милосердия, доброты, самопожертвования, нежели индивидуализ- ма и расчетливости.Уважение к родителям было глубоко укоренено в быту украинского народа, а любовь к матери возносилась часто, особенно в разлуке, до обожествления:«Мати ж наша мати,Та де ж нам тебе взяти? Маляра найнятиТа матір змалювати. Та поставлю матір Як божницю в хаті, На божницю глянуТа матір пом'яну», - поется в народной свадебной песне.Следует отметить, что к этнотрадиционным составляющим нрав- ственного кодекса украинцев относится и их исконная религиозность. По словам педагога Григория Ващенко, религиозность наряду со сдер- жанностью поведения, трудолюбием, гостеприимством, высоким эс-тетизмом личной и семейной жизни, верностью в дружбе, уважением к старшим и к женщинам и искренностью являются одной из главных добродетелей украинцев (10, 226).Многие добродетели и нравственные принципы украинцев заложе- ны в их народную культуру в дохристианские времена: отношение к природе, труду, людям, понятие родины и необходимости ее защищать. Оформленность правил семейной и общественной морали характерна для древней украинской традиции. Древнее «Поучение» Владимира Мономаха проникнуто великим гуманизмом, распространяющимся как на ближнего, так и на сообщество, в котором живет человек: «Отца и мать уважайте… не смейте лениться ни на что хорошее…пусть не за- станет вас солнце в постели». «Милостыню творите нескудную, ибо это есть начало добра… Более же всего убогих не забывайте, но сколь- ко сможете, по силе своей, окармливайте их, подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, и не позволяйте сильным погу- бить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте… Больного на- вестите; вослед за умершим идите, ибо все мы смертны; и человека не обминайте, не поприветствовав, доброе слово скажите ему» (11,16).С принятием христианства эти нравственные ценности обогатились и приобрели новое значение, усиливая фактор смирения, покаяния и само- пожертвования. На этих принципах христианского учения решается ос- новной вопрос морали - о цели бытия человека и цели бытия вообще.Евангелие учит, что такой целью является Царство Божье: «Ищите прежде всего Царства Божьего и Правды Его, а все прочее придасться вам» (12, 6,33). Приоритет Церкви выводится христианством как не- изменный закон жизни. Можно предположить, что украинцы значи- тельным большинством следовали этому христианскому нравствен- ному учению, если знать, что в их среде во все времена наблюдается высокий уровень религиозности (13, 239). Социологические исследо- вания в Молдове в 70-80-е годы ( в самый «расцвет» атеизма) также подтверждали такую картину. Именно в украинских селах наблюда- лись прецеденты активной защиты верующими сельских право- славных храмов от закрытия и разрушения (с. Проданешты Флорешт- ского района, с. Каларашовка Окницкого района и др.), именно укра- инцы составляли большинство и входили в руководство протестантс- ких общин в Молдове - ЕХБ, АСД, Свидетелей иеговы и т.д. (14).Поиска Царства Божьего в ущерб мирскому придерживался этни- ческий украинец, выдающийся русский писатель Николай Гоголь. В своей «Переписке с друзьями» он рассматривает христианство исклю- чительно как религию личной морали, углубление в нравственный самоанализ (15, 211).«Народ, что свободно и благочестиво склоняется перед Богом и Спасителем, в бодрой, радостной христианской вере творит дела сво- его предназначения» (16, 13). Высокую традиционную нравственность усматривают исследователи в сознательной религиозности украинцев. Духовная культура, основой которой является религия и древняя тра- диция, «создает из человека самую совершенную единицу». Именно о ней твердит Библия, о том, что человек создан по образу и подобию Божьему. Духовно культурный человек по-настоящему крепок, прав- диво выдержан и не преступен. Это именно он создает лучшие образ- цы общественной жизни. «Народ, который имеет правдивую духов- ную культуру (к тому же распространенную в самых широких мас- сах), обязательно станет крепким и могучим. Он будет народом с са- мыми крепкими основами и легко будет создавать себе жизнь по свое- му подобию Его материальная культура придастся к его культуре ду- ховной, ибо будет расти одновременно и рядом с нею…Такой народ счастлив в личной жизни и могуч в жизни общественной», - отмечают современные теософы в уповании на сильную державную Украину и нравственно правдивые основы жизни украинского народа (17, 406). Подобные упования, очевидно, будут справедливыми повсюду, где жи- вут украинцы, в том числе и в Молдове.Проникновение в традиционную культуру украинцев, безусловно, сообщает светлые надежды на нравственную крепость народа, одна- ко, как мы наблюдаем, традиционный уклад жизни постепенно раз- мывается, а с ним и те нравственные ценности, которые он с собою несет.Выбор норм поведения, как и сам выбор нравственной стратегии, не является простым, поэтому обращение к традиционной культуре на личностном уровне сегодня означает, прежде всего, приумножение опыта и знаний.После дискредитации коммунистической морали и частичного от- каза от нее в обществе возник моральный вакуум, заполнение которо- го возможно за счет новой системы нравственных ценностей (возмож- но, не новых, а забытых). Такими ценностями сегодня чаще всего на- зывают христианские (или иные религиозные) и на всех уровнях об- щественной жизни обговаривают возможности приобщения к ним: обучением в школе, ориентацией в политике, отражением в искусстве, изменением содержания СМИ и т.д. Меньше говорится о возврате к традиционной нравственной культуре. Это может объясняться тем спорным опытом, который наши современники пережили во времена демократических революций, происходивших в 90-е годы на постсо- ветском пространстве и сильно замешанных на возрастании нацио- нального самосознания всех этносов, стремлении «возвратиться к сво-им исконным этническим корням», возрождении родных языков и на- родной культуры. Такой опыт для части общества не является прием- лемым, поскольку «отдает национализмом», ибо всякое традиционное воспитание всегда является национальным. Как отмечал американс- кий педагог Герберт Шлесберг, мировой опыт доказывает: можно пе- ренять технологию, но нельзя перенять у других народов дух, духов- ные силы; они рождаются из основ бытия народа и являются глубоко национальными (18, 73).Есть общечеловеческие аспекты воспитания и есть аспекты, отра- жающие «национальный характер», «национальную душу», считал Константин Ушинский (19, 44).«Не существует отдельно от национального воспитания еще и ре- лигиозное, моральное, общественное, интеллектуальное, эстетичес- кое или хозяйственное воспитание - все они являются частями нацио- нального воспитания и каждое носит знамя национальности. Потому должно реализоваться и в школе, и дома, и в обществе»,- считает укра- инский педагог Ярослав Кузьмивый (20, 234). Опасение столкновения с любым национальным проявлением не должно напрягать или оттал- кивать общество, но должно привлечь внимание к правильной оценке национально-традиционного достояния, в том числе и нравственного.Приобщение человека к традиционной духовно-нравственной куль- туре своего народа и народов соседствующих происходит так или иначе. Традиции определяются как стойкий элемент жизни всякого народа. Однако и этот элемент поддается изменениям и уточнениям. Нравствен- ная традиция (как и всякая иная традиция) на каждом историческом этапе поддается влиянию «социального заказа», который всегда отра- жает актуальные задания общества. На современном этапе таким «со- циальным заказом» является воспитание нравственно стойкой, соци- ально активной, демократически мыслящей и ответственной за судь- бы своего народа и всего человечества личности.Ресурсом к выполнению этой задач может стать и нравственная со- ставляющая традиционной культуры, в том числе культуры украинцев.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Роговая Г. Христианские нравственніе заповеди:содержание, востребо- ванност // Философия, социология, право. № 1. 2000. С. 30.
Сторожевая башня. № 1. 2006. С. 5.
Скуратівський В. Місяцелік. Український народний календар. 1993. С. 256.
Вишневецький О. Сучасне українське виховання Педагогічні нариси. Львів, 1996. С. 144.
Сторожевая башня. № 1. 2000. С. 4.
Воропай О. Звичаї нашого народу. К., 1993. С. 124, 167.
Шевченко Т.Г. Кобзар. К., 1987. С. 45.
Вишневецький О. Вказ.твір. С. 163
Там же. С. 64, 68.
Там же. С. 226.
Повчання Володимира Мономаха // Хрестоматія з історії вітчизняної педагогики. Під ред. С.А. Литвинова К., 1961. С. 18.
Євангеліє від Матфея 12: 6,33.
Ярмусь С. Досвід віри українця. Вибрані твори. К., 2002. С. 239.
Личный архив автора.
Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. В 8-ми томах. Т. 7. С. 211.
Ващенко Г. Вибрані педагогічні твори. Дрогобич, 1997. С. 13.
Ярмусь С. Вказ твір. С. 46.
Slosserberg H. Education that Comes Before Schooling // Symposium on Curriculum reform in Education 19-21 May 1993. K., 1993 . Р. 73.
Ушинський К.Д. Теоретичні проблеми виховання і освіти. В 2-х томах. Т. 1. К.., 1989. С. 44.
 Материалы международной научно-практической конференции «Этнокультурное многообразие Молдавии (история и современность). Чтения памяти И.А. Анцупова» | Русин. 2007. № 1 (7).

Материалы международной научно-практической конференции «Этнокультурное многообразие Молдавии (история и современность). Чтения памяти И.А. Анцупова» | Русин. 2007. № 1 (7).