Тенденции развития этнического самосознания болгар Молдовы
Тенденции развития этнического самосознания болгар Молдовы.pdf Для сложных периодов в развитии общества характерно обострение различных противоречий. Республика Молдова не является исклю- чением. В связи с этим особо значимым становится мониторинг со- стояния межэтнического взаимодействия с перспективой разработки специальных программ, направленных на распространение толерант- ности и взаимодействия проживающих в Молдове этносов, снижения уровня бытовых конфликтов на национальной почве и т.д.Болгарская диаспора Молдавии обладает не только особенным культурным миром, но и является примером одного из наиболее толерант- ных этносов в республике. В мае-июне 2006 г. Тараклийским государ- ственным университетом было проведено исследование «Тенденции развития этнической идентичности болгарской диаспоры в Молдове». Были сформулированы следующие задачи: определение реального состояния этнической идентичности представителей диаспоры, выяв- ление когнитивного и аффективного содержания этнических стерео- типов, определение социальной дистанции между болгарами и пред- ставителями других этносов и направленности этнического самосоз- нания болгар - этноцентристской или нейтральной, анализ межэтни- ческого взаимодействия.Хотя в проведенном исследовании мы не ставили своей задачей разработку теоретико-методологической базы для изучения состояния эт- нической идентичности диаспоры, нам представляется необходимым рассмотреть некоторые исходные положения. На основании культуро- логического подхода и теории конфликта мы условно разделили бол- гарскую диаспору в Молдове на архаическую и динамичную части в соответствии с преобладанием определенных культурных особеннос- тей различных ее представителей. Носителями динамичной культуры выступает гуманитарная, техническая и творческая интеллигенция, проживающая в основном в городах. Это не ассимилированные, но подвергающиеся постоянному воздействию мажоритарных этничес- ких групп представители диаспоры, говорящие в основном по-русски и имеющие двойной круг общения: с представителями своего этноса и с представителями других национальностей. Для представителейархаической части диаспоры, проживающих в основном в сельских населенных пунктах, характерны главным образом, болгарский круг общения, сохранение родного языка как языка общения в быту, быто- вых норм поведения и даже «бытовой национализм».Важным допущением явилось и то, что характер культуры позволил нам отнести к динамичной части диаспоры болгар, проживающих в Кишиневе, в то время как болгары юга республики были определе- ны как представители архаической части диаспоры. Это обусловило необходимость стратифицированной непропорциональной выборки.Также необходимо уточнить, что мы не смешиваем понятия этнической идентичности (этничности) и самосознания, рассматривая, в первом случае, этничность с психологических позиций, а этническое самосозна- ние - с этносоциологической. Изучение содержания этнических стерео- типов осуществляется на когнитивном и аффективном уровнях.В процессе анкетирования было опрошено 100 представителей болгарской диаспоры в местах их компактного проживания и в Кишине- ве. Опрос проводился как в моноэтничных населенных пунктах: села Твардица, Кортин - по 10 чел., так и в населенных пунктах смешенно- го характера проживания: с. Кирсово (болгаро-гагаузское население)- 10 чел., с. Валя-Пержей (болгаро-молдавское население) - 7 чел., а также в городах Чадыр-Лунга - 10 чел., Тараклия - 8 чел., муниципии Кишинев - 45 чел.Опрос представителей болгарской диаспоры проходил в форме индивидуального и группового анкетирования, для чего нами была раз- работана соответствующая анкета с применением стандартных соци- ологических методик, а также психосемантических и психолингвис- тических процедур исследования. В целях проведения дальнейшего сравнительного анализа в опросник вошел также ряд вопросов «Этно- барометра» 2004 г., осуществленного Институтом общественных по- литик (IPP). В разработке анкеты использовались материалы анало- гичных румынских, российских и литовских исследований.Норвежский антрополог Ф. Барт отмечал, что в современном поли- этничном обществе этнические различия сохраняются, несмотря на то, что количество межэтнических контактов увеличивается, а их ин- тенсивность постоянно возрастает. И хотя этносы существуют часто в единой социальной системе, различия между ними не стираются. Од- ной из основных категорий «обособления» этнической группы высту- пает этническое самосознание ее членов. К наиболее значимым ин- дексам, определяющим состояние самосознания представителя этно- са, является декларируемая идентичность.На вопрос «Кем Вы ощущаете себя в первую очередь?» опрошенные представители болгарской диаспоры ответили следующим обра-зом. Более 65% опрошенных идентифицируют себя, в первую очередь, как представители своего этноса, что еще раз подтверждает значение этничности как «спасительного острова» в ситуации социальной не- стабильности. На втором месте «гражданин РМ» - около 14%. Эти дан- ные подтверждаются и результатами исследования «Этнобарометр»2004 г. (62% и 18% соответственно). Анализ данных по группам диас- поры выглядит следующим образом:Именно болгарами ощущают себя в первую очередь опрошенные представители динамичной и архаической части диаспоры. В то же время представители архаической части больше ощущают себя жите- лями своего населенного пункта (16,7%), чем гражданами РМ (11,1%), в то время как для представителей динамичной части диаспоры харак- терна как раз обратная ситуация (2,2% и 17,8% соответственно), при- чем 11% из них идентифицируют себя как жители СНГ, что почти в 6 раз выше, чем у представителей архаической части диаспоры.Этническая идентичность личности основывается на ряде компо- нентов, тесно связанных с ее самоопределением в целом. Для выявле- ния наиболее значимых элементов этнической самоидентификации оп- рошенным было необходимо выбрать 3 из предложенных характерис- тик: иметь родителей болгар, говорить в семье на болгарском языке, соблюдать болгарские традиции, принадлежать к Православной бол- гарской церкви, родиться в Болгарии, иметь болгарское гражданство, жить в Болгарии, принадлежать к болгарской культуре, чувствовать себя болгарином (см. таб. 2).Из всех элементов наиболее значимыми для опрошенных стали«иметь родителей болгар» - 82,8%, «чувствовать себя болгарином» -60,6%, «соблюдать болгарские традиции» - 49,5%.Таблица 1Декларируемая идентичность представителей архаической и динамичной частей болгарской диаспоры, N=100, 2006 г.Я в первую очередь:Архаическая частьДинамичная частьБолгарин68,5%64,4%Житель своего города/села16,7%2,2%Гражданин РМ11,1%17,8%Житель СНГ1,9%11,1%Европеец0,0%0,0%НО / ЗО1,9%4,4%Таблица 2Элементы самоидентификации, N=100, 2006 г.Для представителей обеих частей диаспоры главными элементами самоидентификации являются этничность «по крови» - 85,2% для ар- хаической части и 80% для динамичной и ощущение себя болгарином- 64,9% и 55,5% соответственно. На третьем месте для представите- лей динамичной части «говорить в семье на болгарском языке», в то время как в архаической части этот элемент на четвертом месте, а на третьем «традиции».Таким образом можно предполагать различие в структуре этничес- кого самосознания представителей различных групп диаспоры. Если в традиционной культуре важнее сохранение традиций, то для дина- мичной городской культуры в ситуации постоянного полиэтнического общения значимее хотя бы в семье сохранять язык.Динамика взаимоотношений болгар с этносами совместного про- живания и материнским этносом выглядит следующим образом (см. таб.3). Отношения с мажоритарным молдавским этносом можно оха- рактеризовать как нестабильные. Большинство опрошенных, характе- ризуя отношения за последние пятнадцать, пять лет и год, определили их как «не изменившиеся». В то же время по сравнению с прошедши- ми пятнадцатью годами более тридцати процентов респондентов от- метили как улучшения, так и ухудшения взаимоотношений.Представители архаической части диаспоры считают, что динами- ка отношений с молдаванами за прошедшие пятнадцать и пять лет скорее улучшилась, а по сравнению с прошлым годом изменений прак- тически не произошло. Для представителей же динамичной части ди- аспоры эти же отношения выглядят несколько иначе. Так, большин- ство отметили ухудшение отношений болгар с молдаванами за про- шедшие 15 лет. В то же время за период последних 5 лет отношения изменились мало, хотя вторая тенденция ответов говорит об ухудше- нии этих взаимоотношений. Возможно, это связано с более напряжен- ными отношениями с представителями молдавского этноса именно в Кишиневе, где проживают представители динамичной части диаспо- ры.Отношения с гагаузами в оценках представителей обеих частей ди- аспоры в целом выглядят нейтрально. Представители архаической части склонны скорее характеризовать динамику взаимоотношений как улучшающуюся, а динамичной части диаспоры - как ухудшающуюся. Объясняется это особенностями этнического самосознания предста- вителей архаической части болгарской диаспоры - отличительной чер- той самоопределения и восприятия «других» является многолетнее соседство и проживание на одной территории с другими этносами, и прежде всего, с гагаузским на юге республики. Даже бытовой нацио- нализм или конфликты внутри болгаро-гагаузских сел не мешают вос- принимать гагаузский этнос как наиболее близкий собственому, о чем говорят материалы предыдущих исследований. В то же время для пред- ставителей динамичной части диаспоры гагаузский этнос является более удаленным и соответственно более чужим.Таблица 3Динамика взаимоотношений с молдаванами, N=100, 2006 г.НамногоЛу ч ш е ,Не изме- Х у ж е , Н а м н о - НО/ЗО15 лет назад5 лет назадВ про- годул у ч ш е , чем14,10%чем19,20%нились24,20%чем21,20%го хуже, чем11,10%10,10%Динамика отношений с русскими, украинцами и представителями материнского этноса в целом является позитивной. Взаимоотношения с русскими характеризуются как неизменившиеся за последние пят- надцать и пять лет большинством представителей обеих групп диас- поры. В то же время ответы представителей динамичной части диас- поры выявили тенденцию к ухудшению этих взаимоотношений за пос- ледний год. Мы предполагаем, что не последннюю роль в этом сыграло возникшее напряжение в отношениях Молдовы и России, что быстрее отразилось в оценках болгар Кишинева, чем у жителей юга республики.Отношения с материнским этносом оцениваются как улучшившие- ся за последние пятнадцать лет. По сравнению с прошедшими пятью годами и последним годом взаимоотношения «не изменились», тен- денция к их дальнейшему улучшению сохраняется в ответах предста- вителей обеих групп диаспоры.Анализ анималистических образов этнических групп позволил нам охарактеризовать аффективную составляющую отношения к ним оп- рошенных болгар. Так, наиболее положительно направленным явля- ется автостереотип опрошенных. Использование образа овцы/барана как в ассоциациях с собственным этносом, так и с гагаузским, позво- ляет предполагать отсутствие бессознательной антипатии к последне- му. По критерию опасности/безопасности этнические группы харак- теризуются следующим образом: наиболее «безопасными» опрошен- ные считают собственный и материнский, а также украинский этно- сы. Наиболее «опасным» оказался образ русского этноса. «Опасность» образа русских коррелирует с ухудшившейся динамикой отношений с ними за последний год. Образы молдавского и гагаузского этносов на- ходятся на границе разделения «опасности»/ «безопасности». А спор- ность оценок образов молдаванина и гагауза подтверждает наличие противоречий в отношениях болгар с представителями этих этносов.Для определения когнитивного содержания этнических стереоти- пов опрошенным было предложено выбрать по три положительных и отрицательных качества, наиболее характеризующих представителей этносов совместного проживания и материнский этнос. Полученные в результате данные выглядят следующим образом. Опрошенные пред- ставители архаической части диаспоры характеризуют местного бол- гарина, прежде всего, как хозяйственного и трудолюбивого. Второй выбор проявил важность для них такого качества, как бережливость, причем ярко это качество выражено еще в образе болгарина из Болга- рии. Представители динамичной части диаспоры при первом выборе отдали предпочтение «трудолюбию», а при втором - «хозяйственнос- ти». Качество «трудолюбие» опрошенные выделяют и в образах пред- ставителей материнского этноса, а также молдаван и гагаузов.В образе молдаванина особо значимыми явились качества гостеп- риимства и жизнерадостности, наиболее настойчивыми, по мнению опрошенных, являются гагаузы. Самыми «добрыми» в глазах опро- шенных представителей диаспоры выглядят русские. Образ болгари- на из Болгарии - наиболее размытый. Ни одно из положительных ка- честв не получило более 20% ответов. Скорее всего, это связано с еще недостаточно большим количеством контактов в целом, а также с от- сутствием тесных семейных, соседских или других связей, которые наблюдаются с представителями этносов совместного проживания.Негативная сторона образа болгарина воспринимается через такие характеристики, как жадность (52% при первом и 28% при втором вы- боре) и зависть (54% при втором выборе). Болгары считают предста- вителей своего этноса наиболее жадными среди всех характеризуе- мых этносов. За ними «лидируют» по данному качеству только болга- ры из Болгарии. Такое негативное качество, как национализм, наибо- лее выражено в образе молдаванина (более 30%), причем оценка мол- даван как националистов в ответах представителей динамичной части диаспоры выше, чем у представителей архаической части. В негатив- ном образе гагауза опрошенные в первую очередь отметили «агрес- сивность» (70%). Основными негативными характеристиками укра- инца выступают безответственность, лень и неаккуратность. Русские в представлениях болгар наиболее ленивы, безразличны, неаккурат- ны и безответственны.Респонденты оценили собственный этнос наиболее высоко по по ложительным шкалам, что позволяет говорить о естественном этно- центризме и положительной направленности самосознания, а также предполагает достаточно высокую степень этнической солидарности.Для выявления направленности этнического самосознания на уровне группового сознания использовалась тестовая психолингвистичес- кая методика «Этнические установки». В результате интерпретации теста было определено, что для опрошенных представителей болгарс- кой диаспоры характерно противоречивое этническое самосознание, склоняющееся к полюсу этноцентризма.Согласно полученным нами данным, наименьшая социальная дис- танция у опрошенных представителей болгарского этноса с украин- цами, русскими и болгарами из Болгарии. В то же время социальная дистанция больше между болгарами и гагаузами, а также молдавана- ми. 16% опрошенных не согласны, чтобы молдаване и гагаузы были их соседями. 14% опрошенных не хотят видеть гагаузов своими дру- зьями, 34% против того, чтобы гагаузы были членами их семей. 28% также против, чтобы членами их семей были молдаване. Однако абсо- лютное большинство опрошенных положительно ответило на все воп-росы, связанные с определением социальной дистанции. Даже наи большее количество отрицательных ответов не превышает 35%. Та- ким образом, в целом можно говорить о ситуации положительного межэтнического взаимодействия и отсутствия острых конфликтов, хотя бытовой национализм зачастую сохраняется.Характеризуя тенденции развития этнического самосознания бол гарской диаспоры на нынешнем этапе развития, необходимо помнить о традиционных добрососедских контактах с другими этническими сообществами и неконфликтности переселившихся в Бессарабию бол- гар. В то же время нестабильная социально-экономическая ситуация в современной Молдове, неопределенность будущего и социотипичес- кий хаос делают этничность неким «спасительным островом» в струк- туре самсознания личности и этнической группы. Болгарская диаспо- ра не является исключением.О высокой значимости этничности говорит декларируемая идентич ность опрошенных - прежде всего как представителей этноса. По срав- нению с этнической гражданская идентичность выглядит чрезвычай- но низкой. И это тем страшнее, что наиболее низкие показатели граж- данской идентичности характерны для опрошенных среднего возрас- та, т.е. наиболее активной трудоспособной части населения. Одновре- менно противоречивое этническое сознание свидетельствует о неста- бильности самосознания опрошенных в целом - процесс поиска себя в современном обществе далеко не завершен.Незначительный этноцентризм и положительная этническая идентичность говорят о достаточной сплоченности болгарской диаспоры прежде всего как этно-социальной группы. Отсутствие высоких пока- зателей социальной дистанции с этносами совместного проживания, тенденции к положительной оценке ситуации межэтнического взаи- модействия подтверждают данные предыдущих исследований об им- мобилизованном состоянии диаспоры.Несмотря на некоторую нестабильность в отношениях с молдавс ким и гагаузским этносами, нельзя говорить об отрицательном харак- тере этих отношений, а скорее о сложности взаимодействия с предста- вителями мажоритарного этноса и мажоритарного меньшинства в Га- гаузской автономии.Полученные данные подтверждают предположенные в ходе предыдущих исследований различия в структуре этнического самосознания представителей архаической и динамичной частей диаспоры, что свя- зано с культурными особенностями этих групп: болгары юга, в основ- ном жители сельских населенных пунктов, больше привязаны к месту своего проживания, чем болгары-жители Кишинева, для них по-пре- жнему важно сохранение традиций. И если последние склонны болеекритично относиться к проблеме межэтнического взаимодействия, то представители архаической части диаспоры скорее выделяют поло- жительные тенденции этих взаимоотношений. При этом сохраняется довольно ощутимый бытовой национализм: у жителей юга - в отно- шениях с гагаузами, у болгар Кишинева - с молдаванами.Подобные исследования лишний раз демонстрируют необходимость регулярного мониторинга ситуации межэтнических отношений и ана- лиза развития самосознания каждого из проживающих в Молдове эт- носов. Необходима целенаправленная политика государства, ориенти- рованная на создание единого гражданского общества и формирова- ние навыков межкультурного взаимопонимания и положительного вза- имодействия.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 365
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
i i | i | i | i |
Ссылки
Грек И., Червенков Н. Българите от Украйна и Молдова: минало и настоя- ще. София, 1993.
Горбуненко А.П. Самосознание болгар Южной Молдовы: «мы» и «они» // Антропологические исследования в Молдове. Материалы I Научной конфе- ренции молодых преподавателей и студентов 26-27 ноября 2004. Кишинев, 2005.
Горбуненко А.П. Об изменчивости этнических стереотипов (на примере болгарской диаспоры в Молдове) // Stratum plus. № 6 (2003-2004). Кишинев, 2005.
Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-на-Дону, 2000. Конфликтология. Учебное пособие / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 1999.
Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. Москва, 1997
Миланов Е. Регионални и етнокултурни български общности зад граница / / Аспекти на етно-културната ситуаци. София. 2000.
Сикевич З.В. Социологическое исследование (практическое руководство). СПб. 2005.
Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознатель- ное: социалогический и социально-психологический аспекты. СПб. 2005. Этнические группы и социальные границы: социальная организация куль- турных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. М., 2006.
Boldâne I. Latvian's Ethnic Stereotypes regarding the Ethnic and cultural Minorities of Latvia // Proetnologia, is. 15, 2001
Etnobarometru - Republica Moldova / Institutul Politicii Publice, dec. 2004- ian. 2005. Chişinău, 2005
Etnobarometru „Relaţii interetnice în România" / Centrul de cercetare a relaţiilor interetnice, mai-iunie 2000.
Etnobarometru. Rezultate sondaj de opinie pe esantion Bulgari. Chişinău, 2005

Тенденции развития этнического самосознания болгар Молдовы | Русин. 2007. № 1 (7).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2635