Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества | Русин. 2007. № 1 (7).

Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества

Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества.pdf Кишинев середины XIX в. представлял собой небольшой захолустный городок на окраине царской России. Осенью здесь вязли в грязи, а весной и летом - в песке и пыли редкие прохожие. Ночью все погру- жалось во мрак. Единственным украшением города был зеленый на- ряд живописных окрестностей с их садами и виноградниками.Фактически город разделялся на две части: верхнюю и нижнюю. Верхняя имела правильную планировку, сравнительно прямые и ши- рокие улицы, застроенными каменными домами с черепичными кры- шами. Много было домов оригинальной конструкции, с верандами и ограждениями, высокими крышами, наружными лестницами, ставня-ми. Под сенью домов отдыхали, неспеша раскуривая трубки, зажиточ ные молдаване, греки, болгары, армяне, евреи. Некоторые из них еще помнили ссыльного русского поэта - великого Пушкина, который, «ли- рой северной пустыни оглашая», писал отсюда Баратынскому:«Сия пустынная страна священна для души поэта; она Державиным воспета и славой русскою полна».Нижняя же часть города хаотично была застроена глинобитными домами, крытыми дранкой или камышом.Чтоб лучше представить Кишинев того времени, нужно привести высказывания, взятые из юбилейного сборника 1912 г. Вот что расска- зывают его страницы: «Кишинев, губернский город, расположен на правом берегу реки Бык, одного из притоков Днестра. В 1834 г. после- довало утверждение плана нового города, и с этого времени Кишинев стал делать быстрые успехи в отношении своего благоустройства и внешнего вида. В Кишиневе 115 тыс. жителей. Учебных заведений …19 с программой и правами средних. Главная улица Александровская».Со временем Кишинев превращается в торгово-промышленный и интеллектуальный центр Бессарабии, причем здесь хорошо сочетают- ся местные традиции и новая культура, пришедшая из России. Боль- шое влияние на духовную жизнь кишиневского общества оказали пре- бывание здесь А.С. Пушкина и деятельность членов Южного обще- ства декабристов П. Пестеля, М. Орлова, В. Раевского и других.26 сентября 1873 г. по старому стилю на одной из тихих улиц (Леов- ской) в верхней части города в небольшом доме, построенном Викто- ром Петровичем Щусевым, родился его третий сын, которого назвали Алексеем. И не мог представить себе тогда глава семьи, что из его пяти детей именно этот сын принесет славу и хвалу Щусевской семье, что именно ему будет принадлежать честь стать одним из самых вы- дающихся советских зодчих.Детство и юность Алеша Щусев провел в этом тихом городе, в ро- дительском доме с фруктовым садом и большим двором, где «толпы мальчишек часто играли в мяч, а зимой в снежки, а в жаркие летние дни купались в саду под тенью больших ореховых деревьев». («Авто- биография»).Алексей Викторович любил «тихий и милый» город, в котором вырос. Это была верная и трогательная привязанность. В молодости, бу- дучи студентом Академии художеств, он ежегодно приезжал сюда на каникулы, а в последние годы своей жизни с энтузиазмом работал над послевоенным восстановлением Кишинева, следил за качеством ар- хитектуры сооружаемых там зданий.Отец Алексея Щусева Виктор Петрович работал вначале в суде, имел чин надворного советника. Последней из его служб была должность смотрителя городской больницы. От первого брака у него осталась дочь Мария, позже получившая образование врача и работавшая в зем- стве.Мать - Мария Корниловна Зозулина была второй женой Виктора Петровича. Она была женщиной образованной, владела несколькими иностранными языками, следила за литературой…От второго брака у Виктора Петровича было четверо сыновей: Сергей, Петр, Алексей и Павел. Все дети получили высшее образование: Мария стала врачом, Сергей - почвоведом, последователем школы Докучаева, у него много научных трудов по агрономии и почвоведе- нию; Петр окончил Военно-медицинскую Академию в Санкт-Петер- бурге. Став членом Русского географического общества, он исколесил много стран мира. Павел, по специальности инженер путей сообще- ния, мостостроитель, стал членом-корреспондентом Академии архи- тектуры.В 1891 г. Алексей Щусев окончил Кишиневскую гимназию и твердо решил поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, счи- тавшуюся в то время крупнейшей и лучшей в России художественной школой. А. Щусев занимался в мастерских архитекторов Г. Котова и Л. Бенуа, воспитавших целую плеяду русских зодчих. Одновременно он посещал живописные классы И. Репина и А. Куинджи, преподава- тельская деятельность которых благотворно влияла на формирование учащейся молодежи академии. Одновременно со Щусевым в живо- писных классах учились И. Грабарь, Д. Кордовский, Н. Рерих, А. Ры- лов, Ф. Малявин и др.В 1897 г. А. Щусев блестяще защищает свой дипломный проект загородной виллы по классу профессора Л. Бенуа. В том же году его награждают золотой медалью, и ему предоставляется право на твор- ческую командировку за границу.16 месяцев, проведенных в путешествии по городам Англии, Франции, Италии, Африки, обогатили архитектора массой впечатлений, наглядно познакомили с памятниками мирового зодчества.В Париже он посещает частную Академию Жюльена, совершенствуя в ней свое мастерство рисовальщика. Из поездки Щусев привозит множество живописных этюдов архитектурных памятников Европы, акварельных зарисовок колоритных фигур африканцев в национальных одеждах и морских пейзажей.Первым самостоятельным заказом, который Алексей Щусев получил по возвращении в Петербург, была перестройка жилого дома на набережной реки Фонтанки, напротив Инженерного замка. Дом этот,сохранившийся до настоящего времени, решен Алексеем Викторови- чем в раннепетровском стиле, столь типичном для Петербурга.К этому же периоду творчества А. Щусева относятся его архитек- турные опыты, связанные с Кишиневом, где он проектирует и строит ряд особняков, используя при этом своеобразный природный матери- ал - молдавский котелец.Один из них в Долине Чар (Роз) был спроектирован в 1897 г. по просьбе гимназического друга А. Щусева Михаила Викентьевича Кар- чевского, брата будущей жены архитектора. Это двухэтажный загород- ный коттедж с большой верандой и башенкой. Дом хорошо сохранился.Другая работа Алексея Викторовича в Кишиневе - одноэтажный дом на углу улиц Пушкина и Бернардацци, выполненный по заказу того же Карчевского. Архитектура дома носит восточный характер, модный в то время.К началу 90-х годов относится работа А. Щусева по росписи трапезной Киево-Печерской лавры. Во время своих приездов в Киев Алек- сей Щусев встречался с художниками Виктором Михайловичем Вас- нецовым и Михаилом Васильевичем Нестеровым, авторами росписи Владимирского собора в Киеве, над которой они работали в то время. М. Нестеров случайно увидел работу Алексея Щусева в трапезной, и она произвела на него большое впечатление. С этих пор между Щусе- вым и Нестеровым завязались тесные дружеские отношения, продол- жавшиеся до самой кончины Нестерова. Его кисти принадлежит пре- красный портрет А. В. Щусева, находящийся сейчас в собрании Тре- тьяковской галереи.В 1908 г. А. В. Щусев был избран действительным членом Археоло- гического общества, и вслед за этим ему была поручена одна крайне сложная и ответственная работа: восстановление старинного памят- ника на Волыни. Это был древний разрушенный храм XII в. в Овруче. Две стены его совсем завалились. Надо было произвести не реставра- цию, а реконструкцию, что и удалось Щусеву в полной мере. Работа Щусева в Овруче была освещена в монографии И.Э. Грабаря «Исто- рия русского искусства»: «Архитектор А. Щусев поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который дол- жен был явиться после реконструкции. При этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоящих еще стен, но все те кон- структивные части их - арки, карнизы и даже отдельные группы кир- пича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине. При этих раскопках, которыми руководил П.П. Покрышкин, удалось по расстояниям, отделявшим каждую группу кирпича от стен, с безус- ловной точностью определить высоту их на стене и, таким образом, постепенно выросли стены целого храма».В работе над восст ановлением церкви св. Василия в Овруче А.В. Щусев проявил талант исследователя, археолога и вдохновенно- го художника-архитектора.В это время Алексей Викторович близко сошелся с Н.К. Рерихом, которого хорошо знал по академии, а позже по Училищу поощрения художеств, где Рерих был директором. Щусев некоторое время препо- давал в этом училище.Н. Рерих часто бывал у Алексея Викторовича и с большим интересом следил за работой по Почаеву. Он настолько увлекся проектом А. Щусева, что взялся выполнить роспись. Однако этому не суждено было осуществиться, и Н.К. Рерих выполнил только эскиз мозаичного обрамления южного портала. Дружба Н.К. Рериха и А.В. Щусева про- должалась многие годы. Когда в 1926 году в США основалось Обще- ство друзей музея имени Рериха, среди почетных советников и покро- вителей культуры стран Запада и Востока был и А.В. Щусев.Свои знания истории архитектуры А. Щусев использует, выполняя заказы на строительство церквей Марфо-Мариинской общины в Мос- кве (1908-1912 гг.), церкви в с. Кугурешть в Бессарабии (1912 г.), хра- ма-памятника на Куликовом поле (1912 г.). В этот же период А. Щусев подготовил проект гостиницы и церкви в г. Барии (Италия) (1910-1913 г.), Троицкого собора в Почаеве (1906 г.), храма-музея в имение Натальевка Харьковской губернии (1908-1912 гг.), которые характери- зуют Щусева как созревшего архитектора.В 1910 г. А. В. Щусев за свои работы, получившие высокую оценку в архитектурных кругах, получает ученое звание академика архитек- туры, присужденное ему Советом Академии по баллотировке, и изби- рается пожизненным членом Совета Академии художеств.В русском павильоне на художественной выставке 1914 г. в Венеции архитектор использовал мотивы московский архитектуры XVII века. В связи с открытием русского павильона «Санкт-Петербургские ведомости» 30 мая 1914 г. писали: «Построен он архитектором Щусе- вым в русском стиле XVII в. Сперва казалось странным перенесение такого стиля на венецианскую почву, хотя она и привыкла к пестроте. Возникало опасение, что наш павильон не будет гармонировать с пей- зажем. На самом деле этого нет. Павильон уютно прячется между гро- мадными деревьями, густая зелень которых образует для него вполне подходящий фон и рамку. Архитектурные линии просты, ясны, нет ничего лишнего, а серо-синеватая окраска стен приятна по тону. Когда после него переходишь к павильонам других наций, то разница в ху- дожественности обликов сразу бросается в глаза, ибо наш павильон - сильная застройка, говорящая об определенной национальности…»В отчетах о выставке зарубежная пресса называла А.В. Щусева «одним из самых интересных русских мастеров». Этот павильон в Вене- ции существует и теперь и используется для устройства российских выставок. Кстати, мебель для павильона была выполнена в России, в Москве, по рисункам А.В. Щусева.Казанский вокзал является одним из выдающихся творческих достижений А.В. Щусева. В связи с постройкой вокзала Щусев покидает Петербург, где он провел годы своей юности, учения и первых твор- ческих исканий, и в 1913 году переезжает в Москву. Ему было в то время 40 лет.Многие годы труда были отданы А.В. Щусевым этой постройке. Работа по Казанскому вокзалу как нельзя лучше отражает характер- ные особенности Щусева-архитектора. Прежде всего, это упорный труд и неустанные искания. Щусев продумывал и перерабатывал много раз и проект в целом, и его детали, не жалея времени и сил, предъявляя к себе самые строгие требования. Он был великим мастером в своем искусстве и обладал выдающимся талантом, тонкой эмоциональнос- тью и громадными знаниями.Здание Казанского вокзала.Начало постройки Казанского вокзала относится к 1913 году. Постройка ново- го здания Казанского вокза- ла была намечена правлени- ем Московско-Казанской жел езной дорог и в в иду расширения торговых сно- шений с Востоком. Москов- ско-Казанская железная до- рога осуществляла связи Москвы со Средней Азией через Казань, Урал и Си- бирь. Новое здание в своем архитектурном оформле- нии должно было отражать эту мысль, т. е. дать как бы ворота из Москвы на Вос- ток. Это был о н а иболее грандиозное по тем време- нам архитектурное соору- жение общественного на- значения. Впервые в своей практике А.В. Щусев обра-тился к широкой ансамблевой организации архитектурного пространства. Композиционное решение сооружения в виде живописного со- четания разномасштабных и разнородных зданий восходит к тради- ционным «хоромным» строениям древнерусской архитектуры. Неис- черпаемая фантазия архитектора проявилась в обильном декоратив- ном убранстве фасадов и интерьеров.Разнообразные формы оконных проемов, их затейливые резные обрамления в стиле московского барокко конца XVII в., живописные очертания кровли создавали впечатление необычной, «сказочной» ар- хитектуры. Интересным было оформление интерьера ресторана, по- строенного по типу древнерусских палат. Здесь зодчий обратился к синтезу архитектуры и изобразительного искусства, привлекая для выполнения эскизов живописных панно известных русских художни- ков А.Н.Бенуа, Г.Е. Лансера и других. Строительство вокзала, начатое в 1913 году, было прервано первой мировой войной и закончилось уже в советское время.В переломном для России 1917 году А.В. Щусев был признанным профессиональным архитектором с установившимися творческими воззрениями, его имя пользовалось широкой известностью. События этого года стали переломным этапом в его творческой деятельности. А.В. Щусев был среди той части художественной интеллигенции, ко- торая безоговорочно посвятила свой труд и талант служению народу.В 20-х годах Щусев отдает много сил и энергии общественной и педагогической деятельности. С 1918 г. он преподает в Высших худо- жественно-технических мастерских в Москве, в 1921 г. избирается председателем Московского архитектурного общества, с 1926 по1929 гг. является директором Третьяковской галереи и создает при ней кабинет архитектуры.Творческая мысль архитектора в эти годы сосредоточивается на од- ной из самых актуальных проблем времени - реконструкции городов в соответствии с их новым социальным содержанием.В архитектурной мастерской Моссовета, возглавляемой И.В. Жол- товским и А.В. Щусевым, в 1918-1923 годах разрабатывается один из первых планов реконструкции столицы - «Новая Москва».В 20-е годы Щусев также участвует в архитектурных конкурсах, направленных на поиски новых социальных типов сооружений и их художественного образа. Он проектирует для Москвы ряд сооруже- ний общественно-делового назначения - Центральный телеграф, Гос- банк, Библиотеку им. В.И. Ленина и др.Ориентируясь на современные материалы и конструкции, эстети- ческие возможности которых наглядно демонстрировали конструкти- висты, А.В. Щусев проектирует свои сооружения в сдержанных и ла-124 2007, № 1 (7)коничных формах. Таково построенное в 1928-33 гг..по его проекту здание Наркомзема на Садовом кольце в Москве (ныне Министерство сельского хозяйства).Отдельные его проекты - Центральный телеграф, санаторий в Ма- цесте - публикуются в печатном органе конструктивистов, журнале«Современная архитектура» как наиболее удачные примеры архитек- турной мысли того времени.В этот же период пиком деятельности А.В. Щусева стала работа по созданию Мавзолея В.И. Ленина, продолжавшаяся в общей сложнос- ти около семи лет. Проектирование и строительство этого памятника прошло три этапа напряженного творческого поиска. В январе 1924 г. был построен временный деревянный мавзолей, замененный в мае того же года вторым, более монументальным деревянным сооружением, в1930 г. на том же месте был воздвигнут каменный мавзолей. Четкий и ясный силуэт, крупный масштаб архитектурных членений, сдержан- ное цветовое решение сделали мавзолей композиционным центром исторического ансамбля Красной площади.В последующие годы А.В. Щусев много проектирует и строит для Москвы, Баку, Батуми, Ташкента, Тбилиси. Ведущей в его творчестве остается тема градостроительства, тема реконструкции старого и со- здания нового облика современного города. В связи с начавшейся по генеральному плану 1935 г. реконструкцией Москвы Щусев активно выступает в печати по различным проблемам благоустройства столи- цы, разрабатывает варианты планировки и застройки ее центральных площадей и магистралей; площадей Революции и Свердлова, улицы Горького, Ленинградского проспекта и других. По проектам А.В. Щу- сева строятся: здание гостиницы «Москва», Москворецкий мост, жи- лые дома на Ростовской и Смоленской набережных. В Батуми и Баку сооружаются гостиницы «Интурист».В 30-х и 40-х годах А.В. Щусев проектирует и строит в Тбилиси Институт марксизма-ленинизма (1933-1938 гг.), а в Ташкенте - Госу- дарственный театр оперы и балета им. А. Навои (1933-1947 гг.). Рабо- тая над этими проектами, он пристально изучает местную нацио- нальную архитектуру, стремясь органично связать свои сооружения с традиционными художественными представлениями народов этих рес- публик. За архитектуру этих двух зданий А.В. Щусев был удостоен Государственных премий.Годы Великой Отечественной войны стали новым рубежом в твор- честве зодчего. По мере освобождения захваченных врагом террито- рий в нашей стране развертывалась огромная созидательная работа по восстановлению и реконструкции разрушенных городов. В 1943 году был организован ряд архитектурных мастерских, приступивших к раз-Èþ ìè ãîðäèòñÿ Ìîëäàâèÿ125работке генеральных планов реконструкции крупнейших городов. Одну из них возглавил А.В. Щусев. Он работал над восстановлением горо- дов Туапсе, Кишинева, Истры, Новгорода, центра Сталинграда и Кие- ва.За выдающиеся заслуги в области архитектуры А.В. Щусев в 1943 году был избран действительным членом АН СССР. Три года спустя за оформление интерьера Мавзолея В.И. Ленина он был удостоен Го- сударственной премии. В 1946 году Щусев возглавил созданный по его инициативе Музей русской архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева), в ко- тором была собрана ценная коллекция чертежей, гравюр, рисунков вы- дающихся русских зодчих.В этот же период архитектор продолжал начатую им еще задолго до войны работу по проектированию комплекса зданий для АН СССР. Под его руководством и при личном участии в мастерской Академпро- екта создаются многочисленные проектные предложения, разработка которых велась на основе интерпретации классических архитектур- ных форм и композиций.Архитектор А.В. Щусев на восстановлении Кишинева. 1947 г.126 2007, № 1 (7)В 1947 году А.В. Щусев проектирует высотное здание на Дорого- миловской набережной, строительство которого в перспективе пред- полагало полную реконструкцию прилегающей территории. Много- ярусная башня здания становилась активным композиционным эле- ментом в панораме города и набережной Москвы-реки.Последней работой, завершившей творческий путь мастера, был проект станции метро «Комсомольская-Кольцевая». Символично, что в конце своей деятельности зодчий вновь обращается к архитектурно- му ансамблю площади трех вокзалов, дополнив его новым подзем- ным сооружением. Основная тема оформления станции - победа рус- ского оружия - раскрывается в мотивах декора, в мозаичных панно, украшающих ее своды, выполненных по эскизам художника П.Д. Ко- рина. Так же, как и в ансамбле Казанского вокзала, в проекте станции метро Щусев уделяет много внимания синтезу архитектуры с пласти- ческими видами искусства. В 1952 г. за архитектуру этого сооружения А.В. Щусеву уже посмертно, в четвертый раз была присуждена Госу- дарственная премия.Художественное наследие этого замечательного мастера, нашего земляка, человека яркой индивидуальности и могучего творческого темперамента, вошла в сокровищницу достижений русской и миро- вой культуры.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества | Русин. 2007. № 1 (7).

Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества | Русин. 2007. № 1 (7).