Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника | Русин. 2007. № 3 (9).

Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника

Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника.pdf История православной церкви в Закарпатье богата жертвенными примерами благочестия. После принятия унии в ХVII в. за право- славную веру страдали о. Михаил Андрелла (Оросвиговский), епископ Досифей (Федорович), о. Иоанн Р аковски й и друг и е. В начал е ХХ в. на Закарпатье началось ши- рокое крестьянское движение за возвращение к вере предков - пра- вославию. Главным очагом право- славного движения стали села Иза возле Хуста и Великие Лучки воз- ле Мукачева. Село Иза в ХХ в. дало матери- церкви большое ко- личество праведников и подвижни- ков. Среди них наиболее известны игуменья Параскева (Прокоп, в схи-ме Нина), архимандрит Матфей (Вакаров), архимандрит Амфилохий (Кеминь), архимандрит Викентий (Орос). В последнее время в науч- ной и богословской среде идет полемика о канонизации другого пра- ведника-изянина - архимандрита Иова (Кундря).Деятельность архимандрита Иова интересовала журналистов и уче- ных еще с советских времен. Однако не всегда они писали об о. Иове правду, в основном это были небольшие статьи критического и фаль- сификационного характера. Более объективно писали о нем церковные издания: ЖМП и «Православный вестник». После развала СССР в периодике и Интернет-изданиях появилось несколько научных попы- ток изучить жизненный путь старца. Коротко рассмотрим некоторые статьи и заметки, посвященные деятельности архимандрита Иова (Кун- дря).Во второй половине 1950-х гг. на Закарпатье стартовала новая кам- пания против монашества и монастырей. О. Иов категорически выс-тупил против ликвидации скитов и монастырей, поэтому на него нача- лась травля в периодике. В марте 1959 г. газета «Советское Закарпа- тье» опубликовала серию статей под заглавием «Черная паутина», ав- тор «большое внимание» уделил деятельности Городиловского Свято- Троицкого скита, где настоятелем был о. Иов1. Например, 12 марта1959 г. газета писала о том, что в монастырь по почте приходит большое количество денежных переводов, посылок с продуктами и вещами и т.д. В вину о. Иову также ставилось распространение фоторепродукций с ви- дами Городиловского скита и принятие на ночлег паломников. Безуслов- но, главным заданием статьи было опорочить доброе имя о. Иова и под- готовить общественность к закрытию святыни.После смерти о. Иова о. Ефрем (Молнар) в ЖМП опубликовал не- кролог, где впервые комплексно но кратко рассматривалась биогра- фия подвижника2. В 1993 г. Борис Споров в этом же издании на девяти страницах разместил статью об о. Иове. К сожалению, Б. Споров ис- пользовал для написания статьи только воспоминания людей, которые знали старца, и не соизволил их проверить3. Поэтому в публикации встречаются неточности и грубые ошибки. Эти проблемы характер- ны и для публикации Дмитрия Трибушного в журнале «Живой родник» (2003, № 9)4. Во-первых, он утверждает что о. Иов принял монаше- ство в 12 лет, что не отвечает действительности. Во-вторых, автор не знает истории Закарпатья, иначе он не утверждал бы, что «до 1919 г. Закарпатская Русь находилась в составе Австро-Венгрии. Православ- ные христиане в ней были лишены всех прав, монастыри разорялись, священников истребляли. Известны случаи, когда монахов и монахинь закапывали живыми в землю». Здесь сразу несколько неточностей: так, Австро-Венгрия прекратила свое существование в 1918 г.; право- славные монастыри не могли разорят ся, так как их не было с ХVIII в.; безусловно, православное движение в 1901-1918 гг. пресле- довалось венгерскими властями, но в документах не зафиксировано истребление духовенства.Несколько слов надо сказать и о публикациях в Интернете. Напри- мер, на сайте «Колымские мученики» Нина Соболева пишет о том, что Городиловский скит был сожжен немцами до основания и восста- новлен в 1945 г.5. На другом сайте, «Духовный Собеседник», в 2005 г. Галина Пыльнева также повторяет эту версию, но датирует 1946 г. 6. Следует отметить, что братский корпус Городиловского скита дей- ствительно сгорел в 1945 г., но в это время Закарпатье было давно освобождено Красной армией. Кроме того, немецкие части не прово- дили на Закарпатье какие-то серьезные военные действия, здесь гос- подствовала в 1939-1944 гг. венгерская администрация. В 2005 г. в20-ю годовщину смерти о. Иова на страницах закарпатских газет по-явилось сразу несколько статей разных авторов7. В 2007 г. появились статья «Архимандрит Иов (Кундря)»8 Олександра Монича, которая является плагиатом с работ Г. Пыльневой и Н. Соболевой. Об этом неприятном факте мы писали в статье от 9 июня 2007 г.9Праведник благочестия Иван Кундря родился 18 мая 1902 г. в селе Иза в многодетной семье Георгия Кундри и Анны Мадяр10. В детстве Иван с братом Георгием активно следили за православным движением в родном селе, стремились помочь взрослым в борьбе за веру предков, так как венгерская власть преследовала православных. В с. Иза Иван окончил 8 классов народной школы, а в 1920 г. и хозяй- ственные курсы. В 1924-1925 гг. он служил в чехословацкой армии в Михайловцах (Словакия)11.В 1920-х гг. в Свято-Пантелеймоновском русском монастыре на Афоне подвизалось значительное количество закарпатцев. Именно туда и решил отправиться после военной службы Иван Кундря. Но в по- ступлении в монастырь им, закарпатцам, отказали. Главной причиной этого стала политика греческих властей, направленная на эллиниза- цию Афона. 10 сентября 1926 г. правительство Греции приняло закон, согласно которому все монахи, независимо от их национальности, счи- тались греческими подданными. Этим законом в афонские монасты- ри запрещалось принимать лиц, которые не имели греческого граж- данства, что давало возможность отказывать в оформлении виз и пас- портов12.После этого случая Иван Кундря еще один раз сделал попытку по-пасть на Афон, но и она закончилась неудачей. В это время в с. Иза уже действовал Свято-Николаевский мужской монастырь, где Иван окончил в 1928 г. пастырско-богословские курсы. После письма на- стоятеля Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрита Ми- саила Иван Кундря с несколькими друзьями решили построить монас- тырь у себя на родине - недалеко от с. Иза, в Городилове. В 1930 г. Иван Кундря, Василий Орос, иеромонах Пантелеймон (Кундря) и дру- гие взамен своих земельных участков в Изе выкупили небольшой уча- сток в Городилове. Первым настоятелем созданного в честь Святой Троицы скита стал архимандрит Алексий (Кабалюк, канонизованый УПЦ в 2001 г.), после него эту миссию исполнял архимандрит Амфи- лохий (Кеминь). 22 декабря 1938 г. архимандрит Алексий рукоположил Ивана Кундрю в монахи с именем Иов.С оккупацией Закарпатья венграми в 1939 г. о. Иов решил эмигриро- вать в СССР. В 1940 г. он осуществил свою идею, но на советской границе был арестован и осужден как шпион на 25 лет лагерей. Стар- ца переводили из лагеря в лагерь, некоторое время он отсидел в Вор- куте, потом на Колыме и в Норильске.В 1942 г. о. Иова как гражданина Чехословацкой республики забра- ли на фронт в корпус Людовика Свободы. На войне о. Иов служил в артиллерии, подносил снаряды. После войны некоторое время охранял чехословацкое посольство в Москве. В 1945 г. о. Иов вернулся в род- ную обитель. В письме от 14 ноября 1945 г. к епископу Мукачево- Ужгородскому Нестору (Сидоруку) архимандрит Алексий (Кабалюк) писал: «Прошу рукоположить в иеродьяконы монаха о. Иова (Кунд- рю), который есть моим заместителем в ските Городилово»13. Епис- коп исполнил просьбу архимандрита 16 ноября 1945 г. 10 декабря1945 г. братия Городиловского скита просила епископа рукоположить о. Иова уже в сан иеромонаха14. Рукоположение состоялось 7 мая1946 г.15. На монастырском собрании братия избрала его настояте- лем.Во время руководства о. Иова обитель стала расширяться и бога- теть. Монахи построили трапезную, братский корпус, кухню. За заслу- ги перед церковью о. Иов получил в 1947 г. сан игумена. Архимандрит Ефрем (Молнар), который хорошо знал о. Иова, так описывал его дея- тельность: «Возглавляя скит в 1946-1958 гг., он был для монахов и простых мирян примером. О. Иов почти никогда не использовал адми- нистративные приказы. Каждый день служил в церкви сам. По окон- чании литургии и трапезы сообщал братии о послушании и сам присо- единялся к работе. В свободное от работы время братия собиралась в трапезной, где один из монахов читал монашеский устав, а о. Иов давал соответствующие разъяснения, как нужно использовать мона- шеские правила в повседневной жизни. Иногда он рассказывал о тех событиях, современником которых ему приходилось быть. Его чело- веческими качествами были трудолюбие, простота во взаимоотноше- ниях, милосердие, смиренность...».Архимандрит Матфей (Вакаров) как благочинный монастырей и скитов в 1951 г. так характеризовал о. Иова: «Человек весьма скром- ный и братиею любимый…»16. Епископ Мукачево-Ужгородский Ил- ларион (Кочергин) в 1955 г. писал: «Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, мо- литвенностью и трудолюбием. Ввиду этих своих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита он неутомимо заботится о всех нуждах скита и его насельников»17.В 1950 г. архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужго-родский Макарий (Оксиюк) обязывает старца быть духовником не только для Городиловского скита, но и для Мукачевского монастыря, который незадолго перед этим вернули православным. В 1951 г. новый епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) снимает о. Иовас этой должности и поручает ему обслуживать Свято-Ильинскую цер- ковь села Велятино Хустского района и благочиния Закарпатья, при обязанности регистрации у уполномоченного по делам религий Рус- ской православной церкви.Во время правления епископа Варлаама (Борисевича) в Мукачевс- ко-Ужгородской епархии начинается планомерное наступление на пра- ва монастырей и скитов. О. Иов выступил против этой политики, даже подписался под коллективным письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I - жалобе на епископа Варлаама с прошением сместить его. После этого случая епархиальное начальство сместило его с должности настоятеля, а скит был закрыт.В 1958-1959 гг. он находился в Свято-Николаевском монастыре в с. Иза-Карпутлаш Хустского района. 17 марта 1959 г. о. Иов обратил- ся с прошением к епископу Варлааму, в котором просил перевести его в другую епархию. Но епископ отказал подвижнику в просьбе18.В 1959-1960 гг. о. Иов находился в Спасо-Преображенском монас-тыре в с. Теребля Тячевского района, где некоторое время исполнял послушание настоятеля19. В 1960-1961 гг. он - настоятель храма в с. Угля Тячевского района, а в 1961-1962 гг. служит в с. Монастырец Хустского района. В 1962-1985 гг. был священником храма Святого Дмитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.Старец был бескорыстным человеком, это мы видим из многих до- кументов его собственного архива, которые старательно хранит в храме с. Малая Уголька о. Иоанн Коньовший. В одном из заявлений на имя архиепископа Григория (Закаляка) от 22 июля 1966 г. читаем: «Узнал что Вы хотите рукоположить меня в архимандриты, прошу оставить меня в сане игумена, потому что считаю себя не достойным такого большого сана»20.О. Иова как благочестивого пастыря верующие многих сел облас- ти приглашали для освящения престолов, иконостасов, церквей. С та- кими миссиями он побывал: в Хустскому районе - в селах Стебливка, Бороняво, Сокирниця; в Вел. Кривом, Диброве, Билине на Тячевщине, в Среднем Водяном, Квасах на Рахивщине, в Межгорье и т.д. Кроме того он часто посещал Чумалевский и Мукачевский монастыри.За пять лет до своей смерти, 25 февраля 1980 г. о. Иов составил завещание, в котором писал: «Я, нижеподписавшийся архимандрит Иов,20 лет прожил в Малой Угольке при храме Святого Дмитрия, моя жизнь подходит к концу, скоро мне исполнится 80 лет. Неизвестный день моей смерти. Много священников завещают похоронить их в монастыре или в родных селах, а я запрещаю куда-нибудь увозить мое грешное тело. Завещаю отпеть монашеским чином и похоронить возле креста на середине кладбища»21.О. Иов за свои заслуги перед Богом получил прекрасный дар - про- зорливость и умение исцелять больных. Воспоминания об исцелении тяжело больных и бесноватых публиковались на страницах разных изданий в Украине и России.28 июля 1985 г. архимандрит Иов умер. В день своей смерти, в вос- кресенье, отслужил литургию, произнес длительную речь и выполнил все необходимые требы для верующих. В тот же день, около 10 часов вечера, ему стало плохо, и с молитвой на устах он закончил свой зем- ной путь. Похороны состоялись 31 июля. Службу возглавил архиманд- рит Ефрем (Молнар). С речами выступали протоиерей Г. Келемен, ар- химандрит Евфимий (Шутак). Молитвы пели монахини Чумалевского и Мукачевского монастырей и многие миряне, что пришли провести в последний путь своего наставника.Таким образом, жизнь старца Иова была тяжелой и поучительной. Он всегда пытался исповедовать слово Божье и помогать людям. Считаем, что замысел канонизации архимандрита Иова является впол- не правильным и заслуживает воплощения в жизнь.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Билинец С. Черная паутина // Советское Закарпатье. - 1959. 12, 17 марта.
Архимандрит Иов (Кундря) // ЖМП. 1986. № 3. С. 29.
Споров Б. Уголька, или Отец Иов // ЖМП. 1993. № 5. С. 75-83.
Трибушный Д. Архимандрит Иов (Кундря) - старец из Малой Угольки // Живой родник. 2003. № 9. С. 32-35.
Соболева Н. Архимандрит Иов (Кундря) // Собор Колымских святых // Интернет.
Пыльнева Г. Оазис молитвы // Духовный Собеседник. 2005. № 2 // Интернет.
Химинец Т. Живет в сердцах память о святом человеке // Дружба. 2005. 23 июля
Стан Т. Добросовестный, богословский труд творца человеческого счастья, духовного спасителя архимандрита Иова // Тячев. - 2005. 23 июля; Данилец Ю. Архимандрит Иов (Кундря): жизнь отдана служению Богу и людям // Старый Замок Паланок. 2005. 1-7 сентября.
Монич О. Архимандрит Иов (Кундря) // Срибна Земля. 2007. 19 апреля.
Данилец Ю. Архимандрит Иов (Кундря): мифы и реалии // Трибуна. 2007. 9 июня
Данилец Ю. Архимандрит Иов (Кундря): мифы и реалии // Православие в Украине // http://orthodoxy.org.ua/uk/node/8316
Иов (Кундря). Жизнеописание от 15.11.1935 г. // Архив храма святого Ди- митрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Данилец Ю. Православные монастыри Хустского района. (ХХ век): Издание второе / Предисловие проф. Данилюка Д. Ужгород: Гражда, 2005. С. 105.
Данилец Ю. Закарпатцы и Афон // Карпатская Украина. Красне Поле. 2006. 29 июля. С. 5.
Алексий (Кабалюк), архимандрит. Прошение к епископу Нестору (Си- дорук) от 14.11.1945 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Прошение братии Городиловского скита к епископу Нестору (Сидорук) от 10.12.1945 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Нестор (Сидорук), епископ. Грамота иеромонаху Иову (Кундря) от 24.04.1946 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Матфей (Вакаров), архимандрит. Характеристика игумена Иова (Кун- дря) от 26.01.1951 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Илларион (Кочергин), епископ. Характеристика на игумена Иова (Кунд- ря) от 8.08.1955 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Иов (Кундря), игумен. Прошение к епископу Мукачево-Ужгородскому Варлааму (Борисевич) от 17.03.1959 г. // Архив храма святого Димитрия Солун- ского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Чопик-Микунда С. Спасо-Преображенский мужской монастырь возле села Теребля (1921-2001). Ужгород: Гражда, 2007. С. 61.
Иов (Кундря), игумен. Заявление к архиепископу Мукачево-Ужгородскому Григорию (Закаляк) от 22.07.1966 г. // Архив храма святого Димитрия Солун- ского в с. Малая Уголька Тячевского района.
Иов (Кундря), архимандрит. Завещание от 24.02.1980 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.
 Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника | Русин. 2007. № 3 (9).

Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника | Русин. 2007. № 3 (9).