Полиэтничность - стержень молдавской государственности
Полиэтничность - стержень молдавской государственности.pdf 19-21 декабря этнокультурная организация русинов Молдавии Об- щественная ассоциация «Русь» совместно с Бюро межэтнических от- ношений Республики Молдова, Тараклийским и Бельцким государ- ственными университетами провела международную научно-практи- ческую конференцию «Земля согласия: этнокультурные взаимо- действия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И.А. Анцупова». Мероприятие было проведено в память об извест- ном молдавском историке Иване Антоновиче Анцупове (1920-2004). Всю свою многолетнюю научную деятельность Иван Анцупов посвя- тил изучению этносов, проживающих на территории нашей страны.Конференция была проведена в три этапа, чтобы привлечь и науч- ную общественность, проживающую на юге и севере Молдавии. В работе конференции приняли участие доктора исторических наук Ва- силий Стати, Николай Руссев, Николай Червенков, доктор политоло- гии Владимир Аникин, доктора филологических наук Лариса Бортэ, Ирина Ионова, кандидаты исторических наук Петр Шорников, Иван Грек, Сергей Суляк и другие. Конференцию «Земля согласия: этнокуль- турные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения па- мяти И.А. Анцупова» по праву можно отнести к началу мероприятий, приуроченных к празднованию 650-летия основания Молдавского го- сударства, которое будет широко отмечаться в 2009 г.Открытие конференции состоялось в Кишиневе, и в первый день были проведены две дискуссии «Молдаване в истории: прошлое и настоящее», «Русины в истории: прошлое и настоящее». Эти две темы настолько взаимосвязаны, что обсуждение двух тем дис- куссий было решено объединить. Исследователи пришли к единому мнению: именно наличие русинской (русской) составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов). По оконча- нии первого дня работы представители Общественной ассоциации«Русь», Патриотического движения «Про Молдова», Ассоциации ис- ториков «Родной край» и Ассоциации болгаристов приняли заявление, в котором высказали озабоченность по поводу отсутствия в учебных заведениях курса «История Молдавии», что ущемляет не только пра- ва молдавского народа, но и всех национальных меньшинств.Во второй день работы в Тараклийском государственном универ- ситете рассматривались вопросы этнокультурного взаимодействия наюге Молдавии. На приглашение Общественной ассоциации «Русь» принять участие в конференции откликнулись трое исследователей из Болгарии: доктора истории Иван Симеонов, Васил Кондов, Славка Петкова.Тема заключительного дня в Бельцах - «Этнокультурные взаимо- действия на севере Молдавии» - очень заинтересовала не только пре- подавателей, но и студентов Бельцкого государственного университе- та им. А. Руссо. Около 200 человек, собравшихся в зале, живо интере- совались вопросами сохранения молдавской и русинской идентичнос- ти, их этнической историей и взаимными контактами, задавая доклад- чикам дополнительные вопросы.Сергей Суляк, доктор истории, президент Общественной ас- социации «Русь»:- Мы собрались, чтобы обсудить вопросы истории нашего края, ко- торая неразрывно связана с историей этносов, проживающих здесь. Приятно, что мы пришли к единой точке зрения по вопросу этногенеза молдаван. Все участники конференции согласились, что именно нали- чие русинской составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов).Русины (древнерусское население, само слово «русин» - производ- ное от «Русь») составляли значительную часть населения Молдавии вВторой день работы конференции.Тараклийский университет.средние века (40% в середине XIV в). Большая часть русинского эт- носа со временем вошла в состав формирующейся молдавской народ- ности. Однако значительная часть русинов (руснаков) сохранила свою этничность. В начале XX в. на севере Бессарабии жило не менее 250 тыс. представителей этого древнего этноса. Сегодня в Молдавии про- живает не менее 500 тыс. потомков русинов, причем многие из них сохранили свою культуру, язык и самосознание.Древнерусская традиция оказала большое влияние на государствен- ные институты Молдавского княжества. Западнорусский (т.е. русинс- кий) язык был языком официальных актов и литературы княжества. До сих пор в основном фонде современного молдавского языка насчи- тывается более 2 тыс. восточнославянских заимствований.Также на конференции был поднят вопрос о необходимости серьез- ной доработки и увеличения количества часов преподавания курса«История, культура и традиции русского народа». Этот курс продол- жительностью чуть больше 30 часов в год, взятых за счет классных часов, в настоящее время для учащихся - единственная возможность познакомиться с историей своего этноса. Было отмечено, что програм- ма для школ с русским языком обучения, утвержденная Министер- ством просвещения, молодежи и спорта, написана неспециалистами и не отвечает поставленным целям. У присут-ствующих вызвало недоумение само содер- жание курса, тематически не связанное сТретий день работы конференции.Бельцкий государственный университет им. А. Руссо.данным предметом. Подобные программы должны, на наш взгляд, обсуждаться и приниматься совместно с представителями русских этнокультурных организаций и учителями истории учебных заведений с русским языком обучения. Количество часов, отпущенных на изуче- ние данного курса, должно быть не менее двух часов в неделю в на- чальной школе и один час - в старших классах. Необходимо разрабо- тать специальное методическое пособие для учителей. Его содержа- ние должно утверждаться на конкурсной основе, опять же, с привлече- нием представителей этнокультурных организаций и учителей. Да и ведение самого курса необходимо поручить учителям истории.Главным итогом конференции является не только то, что в ходе об- суждений мы смогли сблизить свои позиции по основным вопросам истории нашей страны, но и то, что она показала, что научная разра- ботка истории Молдавии и проживающих на ее территории этносов продолжается, несмотря на отсутствие поддержки со стороны госу- дарства.В свою очередь, полиэтничность нашего общества - гарант сохра- нения молдавской государственности.Василий Стати, доктор хабилитат истории, доктор филологии:- Я хочу подчеркнуть не только своеобразие обсуждаемой пробле- матики, но впервые примененную форму проведения конференций: в Кишиневе, Тараклии, Бельцах, что позволило нам провести полезный и взаимообогащающий научный диалог с исследователями севера и юга Молдовы.К сожалению, в последнее время разработка проблемы зарожде- ния и коммунитета молдавского этноса изучается вне академической науки, без поддержки государства.Общеизвестно, что становление молдавского этноса в Восточном Прикарпатье произошло на основе длительного своеобразного симби- оза волохов (романизированного населения), переселившихся из Трансильвании, и русинов (древнерусского населения). Средневековая этническая картина Восточного Прикарпатья в общих чертах сохра- нилась в наши дни, особенно на севере Молдовы. Подтверждают это многочисленные примеры из молдо-славянских летописей и древне- русских источников. Румынские историки академики И.Богдан, Д.Он- чул, К.Джуреску подчеркивали, что о восточных романцах можно го- ворить лишь после того, как их представители обогатили свои язык, образ жизни славянским (русинским) элементом. К сожалению, вы- шеизложенные принципиальные положения, необходимые для понима- ния этногенеза молдаван, до сих пор почему-то игнорируются нашей официальной историографией.ÊÂîíôåðåíöèÿ «Çåìëÿ ñîãëàñèÿ» 17Международная научно-практическая конференция «Земля согла- сия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регио- не. Чтения памяти И.А. Анцупова» внесла свой, пусть небольшой, вклад в изучение ранней этнической истории молдаван. В процессе исследования истории всех этносов, проживающих в нашей республи- ке, остается, на мой взгляд, наименее исследованным этногенез ти- тульной нации. История, культура молдаван исключены из учебных программ всей системы образования, из исследовательских планов институтов Академии наук Молдовы.Невероятно, но Закон об утверждении Концепции национальной по- литики Республики Молдова, принятый в декабре 2003 г., который оп- ределил главные направления государственной поддержки развития и свободного выражения этнической, культурной, религиозной и языко- вой самобытности всех этнических сообществ, проживающих в Мол- дове, до сих пор не выполняется в отношении молдаван, которые явля- ются, согласно вышеуказанному закону, государствообразующей на- циональностью.Остается надеяться, что доклады и сообщения, прозвучавшие на конференции, заставят соответствующие организации обратить вни- мание на сложившуюся ситуацию.Петр Шорников, доктор истории:- 90-е годы XX в., в социально-экономическом плане провальные, в сфере исторических исследований дали немало нового. Историк жи- вет в обществе. Сегодня он по-прежнему стоит перед выбором: из- вращение исторической истины либо искажающее замалчивание ее существенных фрагментов - или конфликт с соседним государством. Сотрудники научных учреждений работают по заказу - даже если это так называемый социальный заказ. Тот, кто пытается разрабатывать ту или иную тему, интересующую его, но не лиц, в силу служебных полномочий определяющих сущность социального заказа, лишен воз- можности публиковать результаты своих исследований. В этих усло- виях , во-первых, приятно было убедиться, что некоторые ученые сохра- нили концептуальный суверенитет и верность научному методу. Воп- реки политической конъюнктуре они продолжили исследования с науч- ных позиций.Во-вторых, по некоторым направлениям совершен подлинный про- рыв в научных исследованиях. Свидетельством тому - появление в обороте молдавской историографии новых тем, сюжетов, терминов, важнейший из которых, естественно, молдавизм. Молдавизм есть молдавское родовое (этническое, национальное) сознание и привержен- ность традиционным ценностям молдавского народа: самоназванию«молдаване», лингвониму «молдавский язык» и молдавской кирилли- ческой графике, а также совокупности представлений молдаван о себе и о других народах, верность православию и восточной геополитичес- кой ориентации молдавского народа. Молдавизм есть выражение мол- давской этничности. Пионером разработки тематики молдавизма вы- ступил Василий Николаевич Стати.Наша работа, следует признать, облегчается тем обстоятельством, что, в отличие от оппонентов, мы оперируем не мифами, а реалиями истории. Противники молдавизма историки-румынисты понимают это и явно избегают обсуждения сущности румынизма. Что это за идео- логия? Румынский историк Константин Рэдулеску-Мотру, еще в 30-40-е гг. прошлого века изложил основные постулаты этой идеологии в книгах «Румынизм», «Румынская этничность», «Национализм» и дру- гих работах. Румынизм он определял лихо: «Румынская этничность есть то, что обычно именуется также Румынизмом. Он содержит структуру, которую придало ему историческое прошлое, [и] энергети- ческий потенциал, с которым румынской нации предстоит преодоле- вать неизвестность будущего». Пределы «румынского пространства» он определял ареалом проживания восточных романцев - от Адриати- ки до Буга, а в трактовке румынских пропагандистов времен второй мировой войны - «до врат Азии». То обстоятельство, что на этих зем- лях живут и люди иных национальностей, его не интересовало. Но Рэ- дулеску-Мотру формулировал идеологию Румынского государства во времена, когда он был огражден от критики государственной власти. Сегодня все-таки иные времена, и современные румынисты еще по- мнят прошлое молдаван и других народов. Они понимают, что серьез- ное изучение сущности румынизма означает его разоблачение как эт- ногосударственного проекта, осуществляемого на основе историчес- ких мифов. Это по вненаучным причинам их не устраивает.Прорывом системы табу, на протяжении почти ста лет блокировав- шей осмысление исторических процессов, стало возобновление иссле- дований истории русского населения Молдавии. Основные исследова- ния ведутся учеными, работающими вне учреждений Академии наук Молдовы. Книги издаются на спонсорские средства. В целях изуче- ния истории русского (русинского) населения учреждены обществен- ная организация «Русь», издается международный исторический жур- нал «Русин», открыт сайт «Русины Молдавии» в Интернете. Учеными не просто осуществляется накопление фактических данных по исто- рии русских Молдавии, что само по себе ценно в научном плане, но решается вопрос о содержании современной русинской идентичности. С выходом свет книги С.Г. Суляка «Осколки Святой Руси: Очерки эт- нической истории руснаков Молдавии» этноним русин (руснак) воз-вращен в научный оборот, восстановлена традиция русинских иссле- дований, прерванных в России еще в годы первой мировой войны. До- стижениями науки стало издание коллективной работы «И…разош- лись славяне по Земле», посвященной славянскому населению Карпа- то-Днестровских земель VI-XIII вв., и монографий И.А. Анцупова «Ка- зачество российское между Бугом и Дунаем», Н.В. Абакумовой «Рус- ское население Бессарабии. XIX - начало ХХ в.», А.Ю. Скворцовой«Русские Бессарабии. 1918-1940: Опыт жизни в диаспоре». Изданы также три сборника статей, посвященных истории старообрядцев, не- которые другие работы по истории русского населения Молдавии.И, наконец, не без влияния курса «история румын» развернулись в Молдавии исследования этнических историй гагаузов и болгар. Важ- нейшими достижениями этого направления назвал бы исследования академика М.Н. Губогло «Русский язык в этнополитической истории гагаузов» (М., ЦИМО, 2004), «Именем языка: очерки этнокультурной и этнополитической истории гагаузов» (М., Наука, 2006) и другие, кол- лективный труд «История и культура гагаузов» (Кишинев-Комрат, 2006), сборники «Курсом изменяющейся Молдовы» (М., 2005-2007), подго- товленный И.Ф. Греком и Н.Н. Червенковым сборник документов «По пути национальной духовности болгар Молдовы. (Конец 80-х - 90-е гг. ХХ в.)» (Кишинев, 2005), материалы ряда научных конференций, про- веденных в Комрате, Кишиневе, Этулии.Вся эта работа, повторю, проводится в отсутствие государственной поддержки. Не получили таковой и исследования этнокультурной иден- тичности молдаван. А поддержка государства необходима. Научный прорыв, обеспеченный энтузиастами, следовало бы подкрепить пере- ориентацией научных учреждений и государственным финансировани- ем исторических исследований и книгоиздания.Николай Руссев, доктор хабилитат истории:- Многообразные этнокультурные процессы характерны для данной территории с глубокой древности. В эпоху средневековья здесь стал- кивались и накладывались целые ряды переселенческих волн запад- ных, южных и восточных славян. Все они так или иначе оставили след в истории становления молдавского народа.Особенно заметен в истории страны вклад русинов (руснаков, руте- нов). Они обитали в крае еще до создания Молдавского средневеково- го государства и сохраняли свое этническое своеобразие вплоть до XX в. К сожалению, сегодня можно говорить лишь о мелких остро- вках этой быстро ассимилирующейся в среде молдаван и украинцев общности, которую необходимо не только изучать, но и попытаться защитить от полного исчезновения.Червенков Николай, доктор хабилитат истории:- Наряду с проблемами болгаристики, что является главным на- правлением в исследовательской деятельности нашего Тараклийско- го государственного университета, мы продолжаем заниматься изу- чением истории Молдавии и всех проживающих в нашей республике этносов. Поэтому мы поддерживаем проведение «Чтений памяти И.А. Анцупова» и рады, что одно заседание было организовано у нас.Мы признательны наследникам И. Анцупова, которые подарили на- шему вузу богатую архивную коллекцию ученого. Для нас это неис- черпаемый источник изучения истории, демографии, экономики Буд- жака.Пресс-служба Общественной ассоциации «Русь»
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 632
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки

Полиэтничность - стержень молдавской государственности | Русин. 2007. № 4 (10).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2611