Русины в истории: прошлое и настоящее
Русины в истории: прошлое и настоящее.pdf Я русин был, есмь и буду...Александр Духнович (1803-1865)Принцип этнической принадлежности, что бы он собой не представлял,не несет в себе ничего программного и еще в меньшей степени является политическим понятием.Эрик Дж. ХобсбаумРусин - самоназвание населения Древней Руси. Сам этноним «ру- син» - производное от слова Русь. Он упоминается в литературных памятниках с X в. К примеру, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в «Русской прав- де»1 и т.д. Долгое время данный этноним сохранялся на всей террито- рии, входившей в состав Древнерусского государства: Малороссии, Белоруссии, Великороссии, Карпатской Руси. Тверской купец Афана- сий Никитин писал в «Хождении за три моря» (XV в.): «А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин - русин»2.К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распростра- ненным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Гали- чина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины.Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen, Rutnenеn), в отличие от русских (рос- сийских подданных). Причем название рутены - средневековое латин- ское название русских, а русины - неправильное образование множе- ственного числа от единственного числа русин. Сами русины называ- ли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - рус- скими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие3.Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. НаселениеКарпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнони- му «поляк». Руснаками (русняками) называли русинов их соседи по- ляки, словаки, чехи. Этот данный соседними народами внешний этно- ним был известен, по крайней мере, с начала XV в. В Чехии и Слова- кии русняками называли русинов, воевавших во время гуситских войн в отрядах таборитов4.В Молдавии распространена фамилия Руснак. Ее носят 4696 чело- век. Также распространены фамилии Рэйляну (1998 чел.), Рэйлян (2937 чел.), Райлян (2230 чел.), Райляну (1241 чел.), Райку (378 чел.), Райко (около 175 чел.)5. Эти фамилии и производные от них носят потомки жителей Хотинского уезда, бывшего одно время турецкой провинцией- райей. Основным населением Хотинского уезда были руснаки.Русины (руснаки) - потомки древнерусской народности. Впослед- ствии из нее, как указывала советская историография, выделились три братских восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Предки же современных русинов проживали в условиях гористой мес- тности, в окружении иноязычного и зачастую иноконфессионального населения. Благодаря такой изолированности они сумели сберечь («за- консервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык, сохраниться как этнос. Многовековое проживание в со- ставе различных государств привело к возникновению у некоторых региональных групп русинов небольших этнокультурных отличий. Не- смотря на это, русины и их потомки в большинстве своем сохранили русинское самосознание, историческую память и понимание единства всех русинов.По мнению ряда исследователей, рассмотрение вопроса о предыс- тории русинов следует начать со сведений о ранних насельниках Се- верного Причерноморья - ираноязычных скифах и сарматах. Описы- вая население Северного Причерноморья, греческий историк Геро- дот (между 484 и 425 гг. до н. э.) пишет о скифах-кочевниках и скифах- земледельцах (сколотах-праславянах), которых он по месту прожива- ния на Днепре также называет «борисфенитами»6.Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии вос-точных славян настолько велико, что в научной литературе давно по- ставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в исто- рии восточных славян - антов, которые сформировались в Северном Причерноморье при активном участии иранского этнического компо- нента. Авторы большинства современных учебников истории России и Украины подчеркивают влияние скифо-сарматского мира на этноге- нез, культуру и государственность восточных славян7. На присутствие скифо-сарматских антропологических черт у части населения совре- менной Украины, в т.ч. и жителей восточной части Буковины, указы- вает современный украинский этнолог Борис Савчук8.О славянах впервые упоминается в античных источниках с I в. (Гай Плиний Секунд, Клавдий Птолемей, Випсаний Агриппа, Тацит и др.). В первой половине VI в. н.э. земли Юго-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заняты восточными славянами (антами). Этно- ним анты (древнеиндийское antas - конец, край, antyas - находящийся на краю, осетинское attiya - задний, позади) имеет иранское происхож- дение.Ядро антского племенного союза, по данным археологии, полнос- тью совпало как со старой территорией расселения скифов-пахарей, так и с областью распространения «полей погребений», выемчатых эмалей и кладов римских монет. Анты не только расселялись в горо- дах скифского времени, но и строили новые.Если культурное, этническое, экономическое единство населения Поднестровья, Попрутья, Нижнего Подунавья и жителей других зе- мель Руси подтверждено археологическими данными, то анализ древ- нерусских летописей позволяет предположить, что славяне Пруто- Днестровских земель входили в состав Руси еще в ее догосударствен- ный период. Скорее всего, конфедерация княжений, известная под име- нем Русь, сложилась в борьбе с Хазарским каганатом на рубеже VIII- IX вв.9С VIII в. численность населения в Карпато-Днестровских земляхрезко возрастает. На территории Молдавии обнаружено 30 славянс- ких поселений VI-VII вв. и свыше 80 - VIII-IX вв. На территории Се- верной Буковины славянские селища VI-VII вв. обнаружены в 40 пун- ктах, а VIII-IX вв. - в более чем 150 пунктах. К тому же селища VIII- IX вв. в несколько раз превышают по площади селища VI-VII вв. Демографический взрыв был следствием экономического подъема, вызванного появлением более совершенных земледельческих орудий.В VII-IX вв. византийские хроники почти не содержат упоминания о восточных славянах. Это, вероятнее всего, было следствием пересе- ления славян Карпато-Дунайских земель на север. Его причиной В.О. Ключевский считал аварское нашествие. С его точкой зрения согласен советский академик Ю.В. Готье, полагавший, что нашествия гуннов, готов и аваров заставили «некоторые энергичные и предпри- имчивые восточнославянские, «антские» племена искать спокойствие на угрюмом, но более безопасном севере». Не оспаривая эту версию, В.В. Седов считал, что переселение славянских племен вызвано из- менением климатических условий. С конца IV в. в Средней Европе наступает резкое похолодание и увеличение выпадения осадков, что сделало многие пахотные участки непригодными для земледелия. Перемещение населения на север подтверждается археологическими данными. В конце IV-V вв. в северорусских землях появляются пред- меты провинциального римского происхождения, имевшие ранее хож- дение в Средней Европе. В настоящее время выявлено свыше 100 памятников с такими находками.Но не все антские племена ушли на север. В непосредственной бли- зости к Дунаю в VIII-X вв. обитали племена уличей и тиверцев. Сведения об этих племенах содержатся в Лаврентьевской, Ипатьевс- кой, Радзивиловской и Троицкой летописях. Уличей и тиверцев нередкосчитали основным ядром антов, самыми подлинными и чистыми ан- тами.Восточные географы причисляли уличей - «лудана» - не к славянам вообще, а конкретно к руссам. В атурецанах, описанных византийс- ким императором Константином Багрянородным (905-959 гг.), и attrozziе (аттороссах), упомянутых в «Баварском географе» (Восточ- нофранкской таблице племен) IX века, известный чешский археолог Л. Нидерле видел вероятность связи этих двух этнонимов с тиверца- ми.Локализация расселения тиверцев и уличей в Карпато-Днестровс- ких землях, данная в «Повести временных лет», не вызывает сомне- ний: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, ради- мичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохрани- лись их города и доныне: вот почему греки называли их «Великая Скифь». «Баварский географ» называет русское племя «Unlici» много- численным народом, обладающим 318 городами. Летописные сведе- ния о тиверцах более скудные, чем об уличах. Тиверцам, по данным того же «Баварского географа», принадлежало 148 городов. Уличи - ултины упомянуты и византийским императором Константином Баг- рянородным. Печенежский «округ Харовои, - пишет он в XIV главе сочинения «Об управлении империей», - соседит с Русью, а округ Яв- диертим соседит с подвластными Русской земле областями, именно с ултинами, дервленинами, лензенинами и прочими славянами»10.В 885 г., указано в «Повести временных лет», киевский князь Олегвластвовал над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. Но уже в 907 г. тиверцы вместе с другими русскими племенами участвовали в походе Олега на греков. Князь взял вместе с другими племенами и тиверцев, «яже суть тол- ковины».Ранее считалось, что данное слово употребляется в значении союз- ники или переводчики. Никто не задавался вопросом, зачем киевско- му князю Олегу в 907 г. нужно было столько переводчиков в походе на греков, или почему только это племя среди всех прочих, принявших участие в походе, названо союзником. Ведь Олег 22 года назад ус- пешно воевал с тиверцами.В русинском языке до сих пор сохранилось древнерусское слово толока, которое обозначает пастбище. В этом значении слово толо- ка до сих пор употребляется в ряде областей России и Украины. В.И. Даль (1801-1872 гг.) в своем «Толковом словаре живого велико- русского языка» указывал: толока (Симбирская, Пензенская губер-нии), толок (Курская) - пар, на котором скот пасется, выгон, поскотина. Толока (юго-западное) - скотский выгон, городское, сельское общее пастбище, пар, парина, паровое поле, на которое пускают скот при трех- польном хозяйстве. Называя тиверцев толковинами, летописец упоми- нал их род занятий - пастушество. Название же соседнего тиверцам восточнославянского племени хорваты - от древнеиранского «пастух, страж скота».Через 300 лет жившее в этих краях древнерусское население стали называть галицкими выгонцами, учитывая их «государственную» принадлежность и род занятий - скотоводство. Тот же В.И. Даль пи- шет, что выгон - пастбище, выпуск, толока, место паствы скота; сбор- ное место для скота, откуда его гонят на дальнее пастбище по прого- ну. То есть в данном значении слова толока и выгон в русском языке- синонимы, соответственно синонимами являются производные от нихтолковины и выгонцы.Речь идет о сформировавшемся на территории Юго-Западной Руси особом хозяйственно-культурном типе населения. Русское население Юго-Западной Руси наряду с земледелием активно занималось и ско- товодством, что несколько отличало этот регион от других регионов Руси.На первый взгляд, из этого ряда несколько выбивается название соседнего тиверцам и хорватам племени - уличи. Но, как обоснованно полагал советский языковед О.Н. Трубачёв, название уличи отражает тюркскую передачу древнерусского угличи. Это имя получено из вто- рых рук, от печенегов. О.Н. Трубачёв полагал, что угол - район Север- ного Причерноморья, где сходятся под углом друг к другу течения трех рек: Днепра, Буга и Днестра. То есть угличей так назвали по ме- сту проживания. Позднее, в XVI-XVIII вв., в области, расположенной в юго-восточной части Бессарабии (Северо-Западное Причерномо- рье, между устьями Днестра и Дуная), поселились кочевники татары, и она стала называться Буджак (по-турецки - угол). Местных татар стали называть буджакскими (т.е. угловыми) татарами11.Уличи, тиверцы и белые хорваты вместе с другими восточносла-вянскими племенами вошли в состав древнерусской народности и как самостоятельные русские племена в летописях не упоминаются. Но их потомки по-прежнему проживали в Карпато-Днестровских землях.С 1054 г. пришедшие на смену печенегам половцы, пользуясь меж- доусобицами на Руси, утвердились на побережье Черного моря вплоть до Дуная. Однако часть русских поселений в низовьях Дуная устояла. В 1116 г. великий князь Владимир Мономах «посла Ивана Воитишича, и посажа посадники по Дунаю». Присутствие русского населения на Дунае отмечено и в «Слове о полку Игореве» (1187 г.). Возвращениекнязя Игоря из половецкого плена описано в «Слове» так: «Солнце све- тится на небесе, - Игорь князь въ Руской земли; девицы поютъ на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева». Там же говорится о галицком князе Ярославе Осмомысле, который «подпер горы Угорс- кие своими железными полками, заступил королю путь, затворил Ду- наю ворота, меча тяжести через облака, суды рядя до Дуная». Как указывал В.Т. Пашуто, побережье Черного моря от Олешья до Мало- го Галича (совр. румынский Галац) было под властью галицко-волын- ских князей.Русское население на Дунае было довольно многочисленным. Один из русских князей - Иван Ростиславович, сын перемышльского князя, княживший в Звенигороде, а затем в Галиче, установил связи с горо- дом Берладь, находившемся на территории Добруджи (ныне - юго- восток Румынии). Будучи изгнан из Галича князем Владимиром, князь Иван бежал к Дунаю. Затем он появился в Киеве. Когда сын Влади- мира Ярослав Осмомысл потребовал от киевского князя его выдачи, Иван Ростиславович отправился на Дунай. Там к нему стекались по- ловцы и русская вольница - берладники, причем последних у него было до 6000. В 1159 г. Иван Ростиславович, получивший прозвище Берлад- ник, организовал поход на Галич, впрочем, окончившийся безрезуль- татно. Во второй половине XII в. Берладь попала под власть «галицкой державы». В 1223 г., когда на Руси собирали силы против татар, кроме галичан, волынян и их князей прибыли еще «выгонци галичькыа». Они вышли по Днестру в море и с моря вошли в Днепр. Их было много -1000 «лодий». Речь идет о довольно многочисленном войске - лодья вмещала 40 и более человек. Поэтому численность «выгонцев», при- нявших участие в битве на Калке, можно определить в 30-40 тыс. чел. Возглавляли их не князья, а вожди Юргий Домамерич и Держикрай Володиславич.Вторжение кочевников в Северное Причерноморье вызвало отток русского населения из Поднепровья на восток, в междуречье Оки и Верхней Волги, а также на Западный Буг, в область Верхнего Днестра и Верхней Вислы, в глубь Галичины и Польши. Другой поток миграции направился в низовья Дуная. Часть русских обращалась в «бродни- ков», которые вели полукочевой образ жизни. Латинские хроники XIII в. указывают на появление «бродников» вблизи Венгрии.После разрушения Киевской Руси на ее восточной и западной окра- инах складывается почти из тех же элементов новая Россия. Появля- ются Владимир на Клязьме (столица Владимиро-Суздальского кня- жества) и Владимир (столица Владимиро-Волынского княжества), Зве- нигород на Москве, как и на Днестре, Галич Суздальский и Галич в Галицком княжестве, Ярославль на Волге и Ярославль на Сане и т.д.Сюда же можно отнести средневековые города с названием Пере- мышль: нынешний польский г. Пшемысль на Сане и два Перемышля в Северо-Восточной Руси - один южнее Калуги (город, известный с XII в., ныне село на левом берегу Оки в 30 км к югу от Калуги), другой - южнее Москвы, а также город Соль Галицкая на р. Кострома. Список, разумеется, можно продолжить. Наплывом русских переселенцев, быть может, объясняются и известия XIII и XIV вв. о существовании пра- вославных церквей близ Кракова и в других местностях Юго-Восточ- ной Польши. Около 1150 г. краковский епископ Матвей писал: «Рус- ское племя по своей бесчисленности подобно звездам».Как считал Л. Нидерле, потомки уличей и тиверцев отступили в Карпаты, и именно они положили начало заселению Трансильвании (Се- миградья) и Северной Венгрии русским элементом, многочисленные следы которого мы находим и теперь в местной топонимике венгерс- ких и румынских областей.Во второй половине XI - первой половине XII в. образуется «облас- тная» территория на Верхнем Днестре - «Галицкая земля». Сам тер- мин встречается уже в середине XII в. По известию 1152 г., на западе«земля Галичкая» начиналась уже у р. Сан. Там уже существовал Ярославль за Саном. По известию 1229 г., «Галичкая земля» опреде- лялась пространством от речки Боброка до рек Ушица и Прут, т.е. включала север Карпато-Днестровского региона.Галицкое княжество уже во второй половине XII в. становится од- ним из самых сильных и влиятельных княжеств Южной Руси. Князь его Ярослав Осмомысл, как говорится в «Слове о полку Игореве»,«отворяет ворота Киеву». С конца XII в., при князьях Романе Мстис- лавовиче, присоединившем Галицкую землю к Волыни, и его сыне Данииле, соединенное княжество заметно растет, густо заселяется, князья его, несмотря на внутренние смуты, быстро богатеют, распо- ряжаются делами Юго-Западной Руси и самим Киевом; галицкого князя Романа летопись даже величает «самодержцем всей Русской земли». Киев окончательно утратил свое значение общерусского центра, и поли- тическая жизнь переместилась в Суздальско-Владимирскую и Галиц- кую Русь.Татаро-монгольское нашествие вызвало еще большее передвиже- ние населения с востока на запад, в результате чего русское населе- ние Галицкой земли и придунайских областей не только не уменьши- лось, а увеличилось. В 1254 г. венгерский король Бела IV жаловался папе, что его теснят с востока, т.е. из Карпато-Днестровских земель, русские и бродники, а в числе враждебных племен перечислял рус- ских, куман, бродников и болгар. К 1249 г. князю Даниилу удалось ут- вердить свою власть в Галиче и расширить пределы княжества. Этотпериод истории княжества, продолжавшийся около 15 лет, стал време- нем наибольшего могущества Галицкой земли. Хотя в первой полови- не княжения Даниила произошло завоевание Руси монголами, татаро- монгольское нашествие принесло Юго-Западной Руси меньше разру- шений, чем Северо-Восточной. Период расцвета Галицко-Волынско- го княжества окончился со смертью Даниила в 1264 г. После гибели его прямых потомков около 1324 г. княжество становится ареной борьбы между Польшей, Великим княжеством Литовским и Русским и Венг- рией. В 70-х гг. XIV в. Волынь досталась Литве. В 1386 г. литовско- русский князь Ягайло сочетался браком с королевой Польши Ядвигой, что вело к инкорпорации Великого княжества Литовского и Русского в Польское королевство. В том же году Ядвига предприняла поход в Галицкую Русь и окончательно присоединила ее к Польше. С тех пор до так называемых разделов Польши Галицкая Русь оставалась од- ной из ее провинций - Русским воеводством.Прессинга католицизма избежало русское население Пруто-Днест- ровского междуречья. Со второй половины XIV в., благодаря завое- ваниям русско-литовских князей и образованию Молдавского княже- ства (1359 г.), православный элемент в регионе начинает брать пере- вес над татаро-половецким, преобладавшем на юге. Во время войны между Польшей и Литвой за галицко-волынское наследство татары принимали сторону то одного, то другого государства. В 1362 г. вели- кий княь литовский и русский Ольгерд одержал победу над тремя та- тарскими князьями - Кутлубугой, Хаджибеем и Дмитреем в Подолии, на берегах реки Синие Воды (Синюхи), освободив Днестр для судо- ходного сообщения. Литовско-русские князья распространили свою власть до самого Черного моря и на правый берег Днестра. Здесь появляется целый ряд русских городов, которые были восстановлены литовско-русскими князьями на месте городов, упоминаемых еще Константином Багрянородным12.Таким образом, территория Карпато-Днестровских земель былаиздавна населена восточными славянами, а затем входила в составДревнерусского государства и Галицко-Волынского княжества.Длительное присутствие восточных славян отмечено также запад- нее - в Карпатах и на Внутрикарпатском плато (Трансильвания, ранее называвшаяся Седмиградьем, Седмиградской землей). Именно отту- да началось расселение волохов, в результате которого образовались православные Молдавское и Валашское княжества. По мнению Д.И. Иловайского, в гуннской орде, располагавшейся в середине V в. на территории Паннонии, присутствовал значительный восточнославянс- кий элемент. В VI в. авары принудили часть восточнославянского пле- мени дулебов присоединиться к ним, и эта часть дулебов вскоре оселав верховьях Тисы. В IX в., как свидетельствовал анонимный нотарий венгерского короля Белы, еще какие-то группы восточных славян при- шли в Паннонию с мадьярами. Однако основная масса восточных сла- вян отступила сюда под давлением кочевников лишь в X-XII вв. Так образовалась Семиградская Русь, существование которой подтверж- дают письменные источники, данные археологии и лингвистики, а так- же топонимия современной Трансильвании.Сами Карпаты, или, как их называли на Руси с конца XI в. всвязи с их государственной принадлежностью, Угорские горы, венгерский ав- тор XIII в. Симон Кеза, принимая во внимание этнический состав их населения, именует «Русскими горами» (Ruthenorum alpes).Длительный и мирный характер угро-русинских контактов в Семи- градье подтвержден многочисленными заимствованиями из древне- русского языка: земледельческая лексика, слова, связанные с живот- новодством, ремеслами, обозначения предметов быта, пищи, заимство- вания, обозначающие одежду, явления природы, представителей фло- ры и фауны, термины родства, названия должностей, религиозная, во- енная лексика и т.д.Интенсивно подавление этнокультурной идентичности древнерусско- го населения начало проводиться в Трансильвании и Северо-Восточ- ной Венгрии в XIX в. В 1903 г. наш земляк, известный русский славя- новед А. Кочубинский писал, что этнографическая ситуация в Трансиль- вании век назад была несколько иной: в стране еще жило былое автох- тонное население - славяне, и именно русские, но с особенным, отлич- ным от нашего языком, которые в первой половине XVI в. представля- ли собой заметную этнографическую единицу. В первом томе своего труда «Iсторія України-Руси», изданном в 1904 г., М. Грушевский упо- минает о проживании русинов в Словакии и даже недалеко от устья Тисы. «В Семиградье, - уточняет историк, - русинов уже нет, они ис- чезли, можно сказать, на нашей памяти: еще в начале этого столетия были их остатки»13.Семиградье было также зоной длительных славяно-волошских кон-тактов. Румынский этнограф Р. Вуя отмечал в 60-х гг. XX в., что в Трансильвании и Банате в румынской терминологии, относящейся ко двору и жилищу, преобладают восточнославянские заимствования. К отгороженным местам и постройкам для скота относятся слова:«ограда», «окол», «градине» (огород), «ливада» (луг), «гард» (изгородь),«пырляз» (перелаз), «котец» (курятник, свинарник), «иесле» (ясли), «ко- лежна» (хлев, по-гуцульски «колесни»), «кросна» или «кросние» (поме- щение для скота). Вторая категория славянских терминов, особенно многочисленная, обозначает части деревянного дома: «призьба», «быр- на» (бревно), «стылп» (столб), «стрешина» (стреха), «зэвор» (запор),«бланэ» (доска), «колиба», «кэминец» и «под» (чердак) с производны- ми «подя», «подялэ» (пол), «подец». Немало терминов славянского происхождения относятся к внутреннему убранству, в частности: «по- лица» (полка) и «лаица» (лавка) с производным от него «лэичер» (по- крывало на лавке), «болерка» (бочонок), «полобок» (бочка), «бошер». Причем большинство этих слов, а также терминов, относящихся к хо- зяйству, встречается и в других местах Румынии, в частности, в се- верных и западных областях Румынской Молдовы14.Мирный характер русинско-волошских отношений подтверждается свободным расселением волохов с XIII по XVII в. в направлении глав- ных карпатских хребтов с юго-востока через современные Украинс- кие Карпаты и на запад вплоть до Чешской Моравии (Моравская Ва- лахия). Опираясь на письменные источники XV-XVII вв., касающиеся«волошской (валашской - в данном случае этнонимы идентичны) колонизации» Западных Карпат, чешские, словацкие и польские уче- ные отмечают пестрый этнический состав мигрантов, вошедших в хронику под именем «валахов». Термин «валах» был не только этнони- мом. В латиноязычных документах Венгрии валашские мигранты не- редко обозначались как Valachi et Rutheni или Valachi seu Rutheni, при- чем под именем рутенов имелись в виду пастухи русинского проис- хождения из Восточных Карпат. В то время оба этих термина (валахи и русские) обозначали одну категорию подданных.Начало «волошской колонизации» восточных склонов Карпат, по- видимому, относится к XII в. Но в качестве компактной этнической группы волохи появились здесь только в середине XIV в., когда воз- никло Молдавское княжество. Сущность переселенческого движения и условия колонизации Восточного Подкарпатья волохами на этом этапе нашли отражение в летописном рассказе XV в. об основании Молдав- ского княжества, в котором исторические факты переплетаются с ле- гендой. В примечании Симиона Даскала, молдавского книжника XVII в., к повествованию молдавского летописца Григория Уреке го- ворится о том, что пастухи из Марамуреша во время охоты оказались в долине реки Молдовы, в районе нынешнего города Сучава (Румы- ния), где встретили пасечника русина Ецко. В «предословии» к мол- давской летописи Г. Уреке Симион Даскал указывал, что создана стра- на из двух языков, из румын и русских, и до сего дня половина страны состоит из русских и половина из румын.Все воеводы начального этапа молдавской истории - Драг (Драгош), Богдан I, Лацко и другие - носили славянские имена. Румынский исто- рик Николае Иорга считал, что преждевременная смерть Лацко поме- шала основать русскую династию в Молдавии.Наличие многочисленного русинского населения в средневековомМолдавском княжестве подтверждают результаты исследований,В результате исследований, проведенных во второй половине ХХ в. Л.Л. Полевой установил, что доля представителей восточнославянской этнической группы в сере- дине XIV в. достигала 39,5% населения княжества, а восточнороман- ской - 48,7%. В исследованиях румынского ученого Маргареты Ште- фэнеску о славянских элементах в топонимии Пруто-Карпатской Мол- довы, Буковины и Бессарабии приведены данные, свидетельствующие о наличии здесь славянского элемента задолго до волохов. Восточные славяне оставили на территории старой Молдавии в общей сложности548 названий с чисто славянскими корнями и 321 название с славянс- ким суффиксом -вци, которые имели особенно широкое распростра- нение на Буковине (174 названия), в Северной Молдове и Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды).Русинская традиция оказала влияние на общественные отношения и политический строй Молдавии. Основные институты раннефеодаль- ного общества представляли здесь синтез старой волошской обще- ственной организации с формами, заимствованными у русинов.Участие русинов - местных и выходцев из Семиградья - в этногене- зе молдавского народа обусловило формирование у молдаван этно- культурных особенностей, отличающих их от этнически близких им валахов (мунтян). Если в Банате и Мунтении народное жилище фор-мировалось под влиянием балканских традиций, то в СевернойТрансильвании и Молдавии оно сходно с жилищем Галицкой Руси.Древнерусская культура стала одной из основ формирования само- бытной материальной и духовной культуры молдаван. Заметны русин- ские черты в молдавской народной одежде XIX в., особенно в север- ных районах Молдавии и на левобережье Днестра. Здесь у молдаван были распространены русинские по покрою мужские рубахи-косово- ротки. В орнаментации одежды, ковров, в деревянной резьбе также имелось много общих мотивов. По мнению молдавского искусствове- да Я.П. Мироненко, празднично-обрядовую культуру молдаван следу- ет считать наследием древнерусской культуры. Носителями этой куль- туры в данном регионе были племена хорватов, тиверцев и уличей. Центром формирования новогодних песен были Буковина и север Мол- давии, т.е. регионы проживания русинов.Не менее значительны русинские заимствования в молдавском языке. Как отмечал А.А. Кочубинский, официальный язык Молдавского княжества XIV-XVII столетий насквозь пронизан малорусскими (иногда явно восточногалицкими, гуцульскими) элементами. Факт, что запад- норусский язык был официальным и литературным языком средневе- кового Молдавского княжества и оказал существенное влияние на молдавский литературный язык, признается румынскими историками. В основном фонде современного молдавского языка насчитывается около 2 тысяч восточнославянских заимствований. Это понятия, обо- значающие земледельческие орудия, предметы быта, домашнюю ут- варь, одежду, пищу, музыкальные инструменты15.Учитывая смешанный состав населения и этнокультурную ситуа-цию в средневековой Молдавии, Молдавское княжество вполне мож- но назвать волошско-русским (русинским).На начало XX в. приходятся самые трагические страницы истории русинов. К тому времени земли, населенные русинами, оказались в составе Австро-Венгрии (Галичина, большая часть Буковины, Под- карпатская Русь - не менее 4 млн. русинов) и России (Бессарабская губерния (более 250 тыс. русинов) и Холмщина)16. Русины Подкар- патской и Галицкой Руси были в основном униатами, хотя веру свою по-прежнему называли русской. В 1596 г. в Бресте Литовском часть западнорусского высшего духовенства заключила церковную унию с Римом, в 1646 г. была заключена Ужгородская уния. Несмотря на это, народ и большинство священнослужителей многие столетия сопротив- лялись окатоличиванию и проводимой властями политике полониза- ции и мадьяризации. Проживая в составе Российской империи, русины Бессарабии в отличие от русинов Австро-Венгрии не испытывали ни национального, ни религиозного гнета.Из-за тяжелого экономического положения многие русины (в основ- ном лемки из Галичины, русины из Угорской (Подкарпатской) Руси и австрийской части Буковины) со второй половины XIX в. вынуждены были эмигрировать в Америку. К концу XIX в. только в США русинов проживало не менее 200 тыс. чел. Угорские и галицкие русины были греко-католиками. Лидером карпаторусских униатов в США и иници- атором возвращения в православие стал служивший в Миннеаполисе отец Алексий Товт, председатель собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. 25 марта 1891 г. в пра- вославную веру перешел первый карпаторусский униатский приход в Америке, возглавляемый о. Алексием Товтом и насчитывавший 405 человек17. В Канаде к концу первой мировой войны проживало около170 тыс. русинов, в основном из Галичины и Буковины18.В США и Канаде действовали многочисленные русинские органи- зации. Первыми в США были созданы «Русский народный союз» (фев- раль 1894 г.), «Русское православное общество взаимопомощи» (ап- рель 1895 г.). Выходили периодические издания. Органом «Русского народного союза» стала газета «Слово», издававшаяся на русском языке19. Старейшей русинской газетой в Америке была выпускаемая с 1886 г. «Америка - орґан руских преселєнцох Галичини та Венгриї». Наиболее тиражным стал «Американскiй русскiй вестник» (с 1892 г.). Также выпускались газеты «Свит» (с 1894 г.), «Правда» (с 1902 г.)«Православни русски вестник» (с 1915 г.), «Русский вестник» (с 1917 г.) и др. Всего в США русинами издавалось 38 наименований газет и журналов, в Канаде - 22 наименования, некоторые из них выхо- дят и поныне20.Как вспоминал архиепископ Восточноамериканский и Джерзейситский Виталий (Максименко (1873 - 1960)), приехавший в Нью-Йорк в октябре 1934 г., «американская православная паста состояла на 80% из карпаторусов и галичан и на 20% из русских выходцев западных губерний - Киевской, Подольской, Волынской, Минской, Гродненской, Виленской. Есть небольшой процент бежавших из России от воинской повинности, долгов, суда, из тюрем, каторги, по политическим моти- вам. Все это так называемая старая русская колония, в отличие от новой русской колонии, довольно многочисленной, появившейся после революции и состоящей в большинстве своем из интеллигентных лю- дей. Старая колония в подавляющем большинстве состоит из простых рабочих людей, так что руководителями ее во всех областях жизни являлось до последнего времени духовенство»21. По свидетельствуукраинского зарубежного историка О. Субтельного, около 20% иммигрантов первой волны из Галичины, Подкарпатской Руси и Буковины считали себя православными русскими, 40% русинами и греко-като-ликами (византо-католиками), а остальные - украинскими греко-католиками22.Во второй половине XIX в. в Австро-Венгрии началось русинское возрождение. Русский ученый-эмигрант Н.И. Ульянов в своей класси- ческой работе «Происхождение украинского сепаратизма» писал: «Во всех австро-венгерских владениях, населенных осколками русского пле- мени, - в Галиции, в Буковине, в Угорской Руси - национальное возрож- дение понималось как возвращение к общерусскому языку и обще- русской культуре. Затираемое поляками, венграми, румынами, немца- ми население этих земель стихийно тяготело к России, как к своей метрополии»23.Накануне первой мировой войны австро-венгерские власти пред-приняли ряд мер по ликвидации русинского движения. В мае 1910 г. австрийские власти с подачи украинского националиста Н. Василько, румына по происхождению, закрыли большинство русинских органи- заций Буковины. 29 января 1913 г. в Угорской Руси (Подкарпатье) от- крылся второй Мармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в1904 г.). Мармарошский процесс был единственным массовым про- цессом в Австро-Венгрии перед войной. Его причиной стал массовый переход населения Угорской Руси из греко-католической церкви в пра- вославие, что вызвало репрессии со стороны властей, и это несмотря на то, что в Австро-Венгрии православие было разрешено законом.32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 года тюрьмы.Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине, в Сокальщине и Коломыйщине (Галичина) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей. Перед самой войной во Львове начался нашумевший на всю Европу процесс о «государственной из- мене» и «шпионаже».С началом первой мировой войны регионы проживания русинов ока- зались в зоне боевых действий. Австро-венгерские власти развязали массовый террор против русинского населения. Русофильские симпа- тии стали караться как тягчайшее государственное преступление. Мест в тюрьмах не хватало, и австро-венгерские власти создали концентра- ционные лагеря Талергоф, Терезин и другие. Первые заключенные в количестве 2000 чел. прибыли в концентрационный лагерь Талергоф (Штирия) из Львова 4 сентября 1914 г. За малейшее нарушение режи- ма узника ждала пуля. Голод, эпидемии косили людей. В 1915 г. лагерь пополнился новыми жертвами. Талергофский лагерь просуществовал с сентября 1914 по май 1917 г. Через него прошло не менее 30000 крестьян, священников, представителей интеллигенции. Тысячи из них погибли. Австрийские концентрационные лагеря были предвестника- ми гитлеровских концлагерей Освенцима, Дахау, Треблинки и других.Массовый геноцид русинов в годы первой мировой войны стал пер- вым холокостом Европы XX в.Этот период был наиболее тяжелым в истории русинского движе- ния Галичины и австрийской части Буковины. В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русинскую интеллигенцию и тысячи крестьян по заготовленным заранее спискам. Часто распра- вы происходили без суда и следствия. Сотрудник львовской газеты«Wiek Novy», ехавший из Городка во Львов после отступления авст- рийской армии, видел чуть ли не на каждом придорожном дереве по- вешенных крестьян.Репрессии коснулись и австрийской армии. Известна история рас- стрела солдат 80-го австрийского пехотного полка за отказ стрелять в русских. Этот полк был набран в основном из крестьян Бродского, Каменецкого и Золочевского уездов Галичины. На Восточном фронте русины, не желая воевать против России, массово переходили на сто- рону русской армии. Поэтому австро-венгерское командование вынуж- дено было отправить русинов на итальянский фронт.Революция в Австро-Венгрии в октябре 1918 г. привела к распаду империи. Возникли новые государства: Чехословакия, Венгрия, Авст- рия, Югославия и Западноукраинская Республика. Были образованы целые русинские анклавы в Западной Галиции, которые провозгласилисвою независимость. Русинские села в долине р. Ославы возле мес- течка Команчи создали Команчскую Республику, которая продержа- лась два месяца и пала под ударами польских войск в конце января1919 г. С 5 декабря 1918 по конец марта 1920 г. просуществовала Рус- ск
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 770
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет. ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926. Стб. 34-35, 50-52
Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 25-26, 38, 40
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 176; .
Никитин Афанасий. Хождение за три моря // История отечества в романах, повестях, документах. Век XV-XVI. М., 1987. С. 451.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. СПб., 1899. С. 296-297.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этни- ческой истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 9-10.
Неедлы З. Гуситы и русские. Исторический журнал. Кн. 10-11. М., 1941. С. 126, 128.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 131-132. Данные предоставлены Департаментом информационных технологий Республики Молдова (по состоянию на май-август 2003 г.).
Геродот. История. М., 2002. С. 241.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. С. 11-12
История России. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века / Под редакцией член.-корр. РАН А.Н. Сахарова. М., 2005. С. 24-27
Мицик Ю.А. Бажан О.Г., Власов В.С. Iсторія України. Київ, 2005. С. 13.
Савчук Борис. Українська етнологiя. Iвано-Франкiвськ, 2004. С. 307.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 28-43.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 43-47.
Суляк С.Г. Русины: этапы истории (часть 1) // Междуна- родный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 1 (1), 2005. С. 50
Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 2 (2), 2005. С. 34-36.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 48-57
Суляк С.Г. Русины: этапы истории (часть 1) // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. № 1 (1), 2005.С. 51-60
Суояк С.Г. Сын самодержца всея Руси . С.11-45.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 58-69.
Вуя Р. Поселения и жилища румынских крестьян Северо-Западной Молдовы // Советская этнография. 1962. № 3. Май-июнь. С.107, 102.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 69-81
Суляк С.Г. Русины: этапы истории (часть 1). С.54; Он же. «Забытый» этнос. // Москва [Москва]. 2004, № 11. С. 186-191
Суляк С.Г. Русины Молдавии // Славянские чтения. Вып. 3. [Кишинев]. 2005. С. 107-115.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 94-95.
Протопресвитер Петр Коханик. Начало истории Американской Руси // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Trumbull, Connecticut, 1970. C. 516, 490.
Медєши Л. Америцки руснаци през свою пресу // Международный ис- торический журнал «Русин» [Кишинев]. № 2 (8), 2007. С.156.
Протопресвитер Петр Коханик.Указ. соч. C. 497, 499.
Медєши Л. Указ. соч. С.158-159, 173-178.
Архиепископ Виталий. Мотивы моей жизни / Издание третье, дополнен- ное. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y., 2005. С. 133.
Субтельний О. Україна. Iсторiя. Київ, 1993. С. 664.
Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М.,1996. С. 209.
Суляк С.Г. Русины в период первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006, № 1 (3). С. 46-65.
Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX- XX вв. М., 2007. С.121-125.
Маґочій П. Народ нивыдкы. Ілустрована історія карпаторусинов. Ужго- род, 2007. С. 80-81.
Клима В. Школьное дело и просвещение на Подкарпатской Руси // Под- карпатская Русь за годы 1919-1936. Ужгород,1936. С.102.
Токар М. Политичнi партiї Закарпаття в умовах багатопартiйностi (1919- 1939). Ужгород, 2006. С. 318-327.
Протоиерей Василий Максимишинец. История Православной церкви в Карпатской Руси. Ужгород, 2004. С. 124, 128-129.
Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006. С. 56-58, 62, 245-246.
Дикий А. Неизвращенная история Украины-Руси. М., 2007. С. 68.
Пашаева Н.М. Указ. соч. С.130.
Марианьский А. Современные миграции населения. М.,1969. С. 130-131, 128-129.
Суляк С.Г. Русины в период первой мировой войны и русской смуты. С. 56-57, 62-63.
История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней. Ки шинев, 2002. С. 223-224
http://ru.wikipedia.org/><http://ru.wikipedia.org/

Русины в истории: прошлое и настоящее | Русин. 2007. № 4 (10).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2611