Вблизи «Рутенских гор»: о древнерусском населении Прикарпатья вконтексте этнополитической истории.pdf Карпаты - это не только географическое понятие. По мнению со- временного канадского историка, уже в средневековую эпоху важней- ший для Европы этнический и культурный рубеж сложился именно на прикарпатских землях. «Одни назовут их форпостом католического Запада, другие - православного Востока» (Субтельный 1994: 75). Од- нако серьезным исследователям хорошо известно, что этнокультур- ные границы практически никогда не совпадают с политическими. Эту«оплошность» исторического процесса периодически стремятся ис- править политики, а всячески обосновывают историки. Поэтому про- шлое пограничных территорий обычно обрастает массой литературы, научность которой прямо пропорциональна степени политической ан- гажированности авторов. В этом отношении роль восточнославянско- го фактора в развитии Прикарпатского региона не раз являлась пред- метом пристального внимания пишущей братии. За последние годы новые книги, затрагивающие эту тему, вышли в Молдове (Суляк 2004; Шорников 2007) и Украине (Поп Д., Поп I. 2005; Поп 2006; Яковенко2006; Магочій 2007). Изданные работы вполне предсказуемо вызвали положительные отзывы и критические высказывания, которые можно было бы поддержать или опротестовать. Однако задача данной ста- тьи другая: составить на основании письменных источников общую характеристику присутствия древнерусского населения на территории Прикарпатья как цивилизационном стыке средневековых общностей в период до образования Золотой Орды (1243 г.).* * *Первое датированное 852 г. сообщение в «Повести временных лет» отметило появление страны, которая «начала прозываться Русская земля». Это наименование первоначально относилось к северным рай- онам, тяготевшим к Балтике. В 879 г. княжение правившего в Новго- роде Рюрика наследовал его родственник Олег, а в 882 г. он силой и хитростью захватил Киев. «И сел Олег, княжа, в Киеве, и изрек Олег:«Это будет мать городам русским». И были у него славяне, и варяги, и прочие, прозвавшиеся Русью». Киевский князь расширял свои владения, в том числе и в сторону будущей Молдавии. В 885 г. Олег воевал с племенами уличей и тиверцев, которые жили в Поднес- тровье, доходя до Черного моря и Дуная, а в верховьях Прута и Днес- тра их земли смыкались с владениями хорватов. В 907 г. тиверцы, как и хорваты, принимали участие в походе киевского князя на Константи- нополь, в котором «много … зла сделали русские грекам» (ПВЛ 1950:14-16; ПСРЛ 1962: стб. 10, 12, 16, 17, 21).Судя по имеющимся отрывочным данным, история закарпатских славян складывалась по-иному. В правление князя Святополка (870-894) Великая Моравия достигла наивысшего могущества, расширив свои владения за счет западной и центральной части Верхнего Поти- сья. Примерно тогда же долину Тисы и Марамуреш подчинил болгар- ский царь Симеон I (893-927). Высказывается предположение, что именно в последние десятилетия IX в. среди подкарпатских славян распространилось христианство. Заслуга в этом, по всей видимости, принадлежит ближайшим ученикам равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия (Поп 2006: 33).Установлено, что к концу правления князя Игоря (912-945) и тивер- цы, и уличи подчинились власти Киева. Хотя в истории упомянутых племен еще много неясного и спорного (см. Крип'якевич 1984: 59-62; Рабинович 2005), пожалуй, можно утверждать, что во второй половине X в. они вошли в состав населения Древнерусского государства (РС2002: 58 и др.). Интегрирующее понятие «русин» встречается уже в договоре Олега с греками в 912 г. (ПСРЛ 1962: стб. 25, 26).Надо признать, что периферийное положение западных и юго-западных владений Игоревичей не обеспечивало их полной покорности. Так, по сообщениям византийских авторов, «пограничные варварс- кие народы», которые «не отличались по обычаям» от заблокиро- ванных в крепости Доростол на Дунае русских воинов, из-за страха перед ромеями не оказали помощи Святославу (964-972) в 971 г. (ГИБИ1965: 268, 270; Божилов 1979: 43). Только в 981 г. Владимир Святосла- вич (980-1015) занял подчинявшиеся полякам города Перемышль и Червен. Они «до сегодняшнего находятся под Русью», указал лето- писец начала XII в. Однако в 993 г. могущественный киевский князь еще воевал с хорватами (ПСРЛ 1962: стб. 69, 106).После падения под ударами венгров Великой Моравии (906 г.) за- падная часть так называемой «Белой Хорватии» входила в Чешское государство, но затем ее захватил занимавший недолго, в 1003-1004 гг., пражский трон польский князь Болеслав Храбрый (992-1025). Восточную часть края у Верхнего Днестра включил в Киевскую Русь князь Владимир Святославич. Южнокарпатские земли Белой Хорва-тии отошли к Венгрии при Стефане (Иштване) I Святом (997-1038). В1001-1003 гг. первый венгерский король присоединил Потисскую низ- менность и провел административную реформу. Некоторые области получили статус особых пограничных округов - «марок». В Потисье была создана «Русская марка», которой управлял наследник трона Имре (Эммерих). Принц погиб в 1031 г., но марка, очевидно, суще- ствовала и позднее. При этом в Закарпатье пограничье Киевской Руси, Польши и Венгрии составляла лесистая горная область, которая вплоть до XIII в. именовалась не иначе как «ничейная земля» (Поп 2006: 34).До 80-х гг. IX в. «страну русов» восточные авторы размещают на севере Восточной Европы, а земли Среднего Поднепровья и Прикар- патья с двумя главными городами они зовут «страной славян». Один из городов сопоставляется с Киевом, другой - с центром хорват, в котором пребывал их «царь» (ДГ 1965: 372-408). После 882 г. наиме- нование «Русская земля» стало соотноситься со сравнительно неболь- шой территорией между Киевом, Черниговом и Переяславлем, пре- вратившейся в вотчину киевских князей (Толочко 1975: 5). Это было известно императору Константину Багрянородному (944-959), писав- шему «о росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Кон- стантинополь». В ежегодных походах с росами «из разных мест» объединялись славяне, «их пактиоты, …и прочие славинии» (Кон- стантин Багрянородный 1991: 45).При этом отдельные племена Древнерусской конфедерации, напри- мер, тиверцы, долго сохраняли элементы догосударственной автоно- мии. На это указывает католический епископ Брунон, побывавший в Киеве начала XI в. Он назвал князя Владимира «сеньором русов» (ДГ 1965: 89, 423). Надо полагать, структура Древнерусского государ- ства и полномочия ее правителя вполне соответствовали вассально- сеньориальной организации Европы того времени. Однако как раз при Владимире стали быстро исчезать черты былого языческого устрой- ства. Далее, до середины XII в. русских правителей знали на Западе как «королей», а государство со столицей в Киеве считали «королев- ством». В одной из германских хроник под 1165 г. впервые встречает- ся сообщение о русских «корольках». Как допускают некоторые ис- следователи, речь идет о князьях из западнорусских земель (ДГ 1965:424-430).Обособление Галицкой земли связывается с князьями-изгоями, братьями Рюриком, Володарем и Василько Ростиславичами, которые по- явились в Прикарпатье в 1084 г. После смерти Рюрика (1094 г.) владе- ния были разделены - Володарю достались Перемышль и Звениго- род, а Василько - Теребовль и Галич. На княжеском съезде в Любече (1097 г.), собранном «на строенье мира», они добились признаниясвоих прав на города края, а затем смогли отстоять их в вооруженной борьбе. В противостояние у западных пределов Руси втягивались и чужеземцы - поляки, венгры, половцы. Первое нападение венгерский король Ласло I (1077-1095) совершил уже в 1092 г. В 1099 г. Ростисла- вичи с помощью половцев разбили приведенное их противником Ярос- лавом войско короля Коломана (1095-1116): «Побьени Угре у Пере- мышля». Чтобы заручиться поддержкой за границей, в 1104 г. Воло- дарь Ростиславич отдал дочь замуж за императора Алексея Комнина (1081-1118), также враждовавшего с Венгрией (ПСРЛ 1962: стб. 230-231, 245-248, 256; ИВ 1971: 142; Крип'якевич 1984: 68-70).Владимирко Володаревич (1124-1152) сделал в 1141 г. Галич своей столицей. Город у Днестра быстро обзавелся широкими международ- ными связями, в частности, благодаря вывозу соли. Правда, князю приходилось постоянно бороться как с внутренней оппозицией, так и с внешними врагами. К середине XII в. вмешательства венгров в рус- ские дела участились. Вторжения из-за Карпат отмечены в 1139, 1144,1148, по два раза в 1150, 1151 и 1152 гг. (Крип'якевич 1984: 72-76; ИВ1971: 142). Ожесточенные войны, ареной которых стали пограничные районы, приносили огромный урон обитателям Прикарпатья. Поэтому труднопроходимые горы и леса являлись естественными убежищами для основной массы сельских жителей, особенно страдавших от воо- руженных вторжений. Уход в малопригодную для земледелия глушь обусловил смену образа жизни - предпочтение отдавалось скотовод- ству и лесным промыслам.Ненаселенные территории Прикарпатья не интересовали землевладельцев, а острая нужда в тружениках на рубеже XI-XII вв. существо- вала. Показательно, что Василько «хотел переять болгары дунайс- кыя и посадити я в себе» (ПСРЛ 1962: стб. 240). Эти намерения князя фиксируют обычные идеи и практику средневековых правите- лей разных стран. Судя по всему, такое положение сохранялось и при Владимире Володаревиче.Обстоятельства той эпохи описывает сочинение арабского географа ал-Идриси (1154 г.). Он сообщает, что «Страна ар-Русийа» на западе ограничена Польшей, а на юге - Дунайской Болгарией («земля бурджан»), Черным морем и Куманией, т.е. половецкими владения- ми. Согласно описанию, «это большая страна, но города [ее] неве- лики, а возделанные земли чередуются с необработанными. Рас- стояния между городами большие, а области изолированы [одна от другой]. Там [ведутся] постоянные войны и усобицы». Одна из известных автору областей - «Галицкая земля». Он называет города этой «наиболее отдаленной Руси», в которых видят Червен, Пере- мышль, Звенигород, Галич. Два наименования - «Саклахи» и «Бар-муни» - помещаются между Карпатами и Днестром и с разной степенью вероятности связываются с Сучавой и Пятра-Нямц. В соответ- ствии с данными ученого из Сицилии, земли между низовьями Дуная и Днепром входили во владения Руси. Вдоль Карпат через Переяславец в дунайской дельте купцы из Галицко-Волынских земель направлялись в Болгарию. В Шумене ал-Идриси отметил существование русской управы (Коновалова 1999: 124, 133-143; Коновалова, Перхавко 2000:163-170).С середины XII в. в Прикарпатском регионе происходят важные изменения, в значительной степени связанные с Ярославом Осмомыс- лом (1153-1187). «Слово о полку Игореве» воспевает величие галицко- го князя, который «заступил путь королю» через Карпаты, «суды рядил до Дуная» и «отворяеше Кыеву врата», а с отчего трона стрелял «салтанов за землями» (Слово 1985: 30). Эта опоэтизиро- ванная характеристика политической ситуации вызывает противоре- чивые толкования. Менее всего сомнений по поводу прекращения на- падений Венгрии. Однако одни историки утверждают, что в Закарпа- тье дорогу агрессии королевства преградили крепости Вышково, Ко- ролево, Севлюш (Войтович 1996: 58), другие доказывают, что эти зем- ли никогда не входили в состав Галицкого княжества (Поп 2006: 34), а рутенское население появилось поздно, например, в Марамуреше лишь в конце XIV-XV в. (Popa 1970: 53-57). Сообщения о владениях Ярос- лава Владимировича землями до Дуная одни историки подтвержда- ют, другие - отрицают. Однако источник ясно представляет галицкого князя в другом свете - не правителем, а арбитром. Эпоха иерархичес- ких связей видела в установлении договорных отношений («рядить» и значило договариваться) под гарантии авторитетного лица важный ин- струмент урегулирования конфликтов.Выдвижению Ярослава Осмомысла судьей в Карпато-Дунайских землях способствовали не только его личные качества, но и расста- новка международных сил. Из-за отсутствия убедительной полити- ческой доминанты обстановка отличалась нестабильностью. Опре- деленный порядок, возможно, принесли какие-то договоренности между галицкими князьями, византийскими императорами и половецкими ха- нами. Византия, граница которой проходила по Дунаю, могла рассчи- тывать только на единоверцев. Русь контролировала группы сопле- менников, спорадически расселявшихся в «ничейных» землях вдоль Карпат по направлению к Дунаю, а также сдерживала проникновение степняков, кочевья которых находились за Днепром - «за землями». Любопытно, что Иван Ростиславич Берладник (см. Spinei 1982: 143-144; Павлов 1986: 12-14; Коновалова, Перхавко 2000: 70-80; Рабинович1999: 357-378), прежде чем «остановился в городах Подунайских»,ходил за военной помощью «в поле к половцам». А «поле Половец- кое» (в значении «страна») лежало гораздо восточнее. В летописи под1152 г. обозначена «вся Половецкая земля, что же их межи Волгою и Днепром». Так было и позднее. Удача русского похода за Днепр в1188 г. объясняется просто: «Половци бо бяхуть шли в Дунаи и не бе их дома в вежах своих». Еще одно вторжение «за Днепр» готови- лось в сходной ситуации 1192 г. (ПСРЛ 1962: стб. 455, 497, 659, 673-674,742). Оба случая имели место уже после смерти Ярослава Осмомысла.Нарушения «ряда», конечно, случались, но для его восстановления имелся судья. При Ярославе известно лишь одно нападение половцев на византийский берег в 1160 г. (Бибиков 1981: 121). Похоже, его спро- воцировали действия берладников; они тогда же «бяхуть Олешье взя- ли». В отместку за нападение на торговый центр у устья Днепра из Киева, которому Ярослав отворял «врата», послали на челнах вой- ско. Союзников Изяслава догнали и уничтожили в низовьях Дуная (ПСРЛ 1962: 505). Ранее отмечены только два малых набега половцев- в 1148 и 1152 гг. После первого, преследуя разорителей Дристры (Силистра в Болгарии), ромеи достигли горы, «возвышающейся вблизи пределов Тавроскифии», т.е. Галицкой Руси (Бибиков 1981: 117-121). Молчание византийского автора о существовании между Дунаем и Карпатами половецких «веж», обычной и желанной добычи воинов, вполне красноречиво. На особый статус территории косвенно указы- вает и эпизод 1164 г. Будущий император Андроник Комнин (1183-1185) пытался скрыться в русских землях и проделал трудный путь, спаса- ясь от преследователей. Однако у границ Галиции освободившийся было от страха беглец попал в ловушку - его схватили некие «влахи» и возвратили в Византию (ГИБИ 1983: 15).Смерть Ярослава Осмомысла совпадает с новым поворотом в ис- тории региона, ознаменованным уходом из Подунавья Византии. С образованием Второго Болгарского царства здесь резко возросла роль половцев, которых аристократия Тырново воспринимала не только как союзников, но и родственников (см. ИБ 1982: 37, 123, 124, 132, 147 и др.; Бибиков 1981: 123; Павлов 2006: 49-52).Тогда же в отношении Галиции обнаружились завоевательные на- мерения Венгрии. Бела III (1172-1196) посылал войско на Русь четы- режды: в 1188, 1189, 1190, 1202 гг. (ИВ 1971: 142). В 1188 г. он явился в Галич якобы для помощи беспутному, мало походившему на отца Вла- димиру Ярославичу и «не посади в нем Володимера, но даде весь наряд Галичанам и посади в нем сына своего Андрея (ПСРЛ 1962: стб. 661). В результате Бела III присвоил себе титул «короля Гали- ча». Впрочем, уже в 1190 г. галицкие бояре при поддержке поляков изгнали венгров (ИВ 1971: 143). В 1191 г. для защиты Марамурешасооружен замок Хуст, поскольку венгры, продвигаясь на правый берег Тисы, вытесняли галицкие владения к Яблоницкому перевалу (Войто- вич 1996: 58).В такой сложной обстановке сложилось обширное княжество Рома- на Мстиславича, подчинившего галицкие владения только в конце жизни- 1199-1205 гг. (Крип'якевич 1984: 83-87). Именно ему, «самодержцу всея Руси» (выражение из летописи), удалось укротить своевольное местное боярство и половцев. Почти полвека спустя галицкий летопи- сец ставил в заслугу «царю в Руской земли» то, что он «покори По- ловецькую землю» (ПСРЛ 1962: 715-719, 808). Роман действовал и как союзник византийцев. Согласно Никите Хониату, в 1200 г. «наи- христианнейший русский народ» спас Константинополь от болгар и куманов - тогда галицкий князь опустошил всю землю половцев. Он«совершил это много раз» и к нечаянной радости империи «прекра- тил нападения куманов и устранил это зло, от которого ромеи непрестанно страдали». Одновременно византийский историк ука- зывает, что среди самих «тавроскифов» спокойствия не было, и по- этому Роману пришлось «обагрить меч в крови своих соплеменни- ков» (ГИБИ 1983: 65-66).Треть столетия после гибели Романа шла жестокая борьба за га- лицкое наследство. На троне сменилось 11 князей. Практически не прекращались вмешательства извне. Русские князья многократно сами приводили сюда половцев - в 1202, 1208, 1213, 1217, 1219, 1226, 1228,1235 гг. Захватнические вторжения из Венгрии в галицкие земли име- ли место в 1205, 1206, 1208, 1211, 1212, 1213, 1214, 1216, 1220 гг. Не оставалась в стороне и Польша. В 1214 г. венгерские и польские пра- вящие круги заключили соглашение о разделе страны. В 1215 г. часть местного боярства даже признала венгерского принца Кальмана «ко- ролем Галича». В постоянно менявшейся тяжелой обстановке закон- ному наследнику Даниле Романовичу (1202-1264) с раннего детства и до зрелого возраста несколько раз довелось занимать престол - 1205-1206, 1211-1212, 1230-1232, 1233-1234 гг. Окончательно он смог утвер- диться в Галиции только с 1238 г. (ИВ 1971: 143; Плетнева 1975: 296-297. Рис. 7; Войтович 1996: 61).Именно к началу XIII в. половцы продвинулись вплотную к Дунаю (ср. Spinei 1982:133-135; Князький 1988: 25). Этому способствовали события на юго-западе Руси, а также создание Второго Болгарского царства и крушение Византии в 1204 г. Представитель крестоносцев, испытавших на себе ударную мощь объединенных отрядов царя Ка- лояна (1197-1207), записал: «Кумания - это земля, которая грани- чит с Блакией», т.е. Болгарией (Робер де Клари 1986: 47; Бибиков1981: 126-128; ИБ 1981: 142). Но отношения союзников-соседей былиÊÂîíôåðåíöèÿ «Çåìëÿ ñîãëàñèÿ» 65сложными. Сам Калоян был предательски убит сторонниками «ку- манской партии». В заговоре, по всей видимости, участвовала и суп- руга царя, половчанка, на которой вскоре женился узурпатор престола Борил (1207-1218). Впрочем, и ему приходилось сражаться на левобе- режье Дуная с половцами. Известна победа болгарского царя «над тремя князьями из Кумании». В этом случае на стороне болгар вы- ступили отряды комита Сибиу, посланного венгерским королем. Уже в1211 г. Андрей II поселил на юго-востоке Трансильвании тевтонских рыцарей, задача которых состояла в противостоянии достигшей гра- ниц королевства Кумании.При этом в спасении законных наследников Калояна (его племянни- ков Ивана и Александра) также участвовали обитавшие за Дунаем куманы. Более того, спустя какое-то время они переправили братьев в Галицкое княжество, а в 1217 г. будущий царь Иван Асень II (1218-1241) осадил Тырново с помощью русских и половецких отрядов (DRHD 1977: 28; ИБ 1981: 147-149, 162; Параска 1975: 37). Таким об- разом, после прихода в Подунавье половцев военно-политические свя- зи Юго-Западной Руси с Балканами не прекратились, а временами даже активизировались.Постигшие Галицкую Русь неурядицы наиболее пагубно сказались в основном на сельских жителях. Спасение от бед могли дать только лес и горы, куда и уходили люди. На первый взгляд, парадоксально, но за пределами государственных границ, которые нередко очерчивали и пределы районов кровопролитных столкновений, жизнь была безопас- нее. Это консервировало социальные устои целых массивов населе- ния, обособляя их от прежних административно-политических цент- ров. Одна такая общность отмечена под именем «выгонцев Галиц- ких». Хотя о них писало немало авторов, достаточной ясности с этой группой населения в историографии нет (ср. Пашуто 1950: 144; РС 2002:203-209).«Выгонцы» появились в расположении русско-половецкого войска у впадения Хортицы в Днепр весной 1223 г.- накануне битвы на Калке, первого сражения русских полков с монгольской конницей, посланной Чингисханом провести разведку боем в Восточной Европе. В отличие от других отрядов они прибыли к месту сбора союзников на тысяче ладей, чем смутили многих князей, включая Данилу Романовича. Они дивились на «невиданную рать», с которой прибыли Юргий Домаме- рич и Держикрай Володиславич. Первый сообщил, что люди в ладьях являются «стрелками», а второй характеризовал их как «ратников и хороших воинов». Однако некоторые сказывали, что странное вой- ско сост а вл яют « пр о стые люди, п ущ е п ол ов ц ев» . По сколь ку необычная днестровская флотилия названа «олядии рускых», их ко-манды, скорее всего, составляли этнические русские (ПСРЛ 1962: стб.742). Любопытно, что представители Руси, в том числе галичане и волынцы, прибыли «киждо со своими князьми», а находившиеся при«выгонцах» Юргий Домамерич и Держикрай Володиславич таковы- ми не являлись. Вышедшая из района галицких владений, но явно не подвластная их князю ватага на фоне массы русских воинов выгляде- ла довольно экзотически.Указание летописи о том, что перед битвой на Калке у Днепра вме- сте с русскими дружинами, включая галицких выгонцев, собралась«вся земля Половецкая», дает возможность предполагать участие в битве с монголами прикарпатских куманов. Прямые свидетельства об этом отсутствуют, но исключить такого варианта нельзя, например, поскольку один из наиболее сильных тогда ханов - Котян вместе со своим зятем галицким князем Мстиславом Удалым (1219-1228) выс- тупил организатором похода на монголов в 1223 г. (НПЛ 1950: 265; Плетнева 1975: 299).В то же время продвижение тевтонов на восток за Карпаты встре- чало упорное сопротивление «язычников» - половцев. Когда в 1225 г. венгры изгнали рыцарей, на захваченных за горами землях в 1228 г. папа учредил «Куманскую епископию», просуществовавшую до1241 г. В пределах юрисдикции «куманского епископа», судя по до- кументу 1234 г., наиболее невосприимчивыми к католицизму оказа- лись волохи, руководствовавшиеся религиозными наставлениями не- ких «лжеепископов, придерживающихся греческого обряда». Еще опаснее было то, что под их влиянием оказывались католики - венгры и тевтоны (DRHD 1977: 20; Параска 1975: 38-41; Князький 1980: 248-250). Учитывая жесткие местные религиозные традиции, можно пред- ставить «лжеепископов», проповедующих по-славянски, но едва ли на греческом или каком-либо другом языке.В документах, касающихся поселения в Юго-Восточной Трансиль- вании тевтонов и Куманской епископии, неоднократно упоминаются«бродники», земля которых в характеристике 1227 г. находилась где- то по соседству (DRHD 1977: 14). На первую половину XIII в. прихо- дится несколько сообщений об этой группе населения края, находив- шейся у восточных границ Венгрии (см. Шушарин 1978: 39-43; Spinei1982: 144-146; РС 2002: 193-203). Наиболее информативен самый по- здний из документов - письмо Белы IV папе Иннокентию IV (1243-1254), датируемое 1250 или 1254 г. В его тексте от имени короля ска- зано, что «области, которые граничат с востока с нашим коро- левством, а именно Русия, Кумания, Бродники, Болгария, в боль- шей части прежде подчиненные нашей власти», платят дань ор- дынцам. В том же послании сообщается о бедственном состоянииопустошенного татарами Венгерского королевства, окруженного «раз- личными неверными племенами вроде рутенов, бродников на вос- токе». При этом Бела IV жалуется, что его войску приходится сра- жаться с ними, равно как и с «болгарскими и боснийскими еретика- ми» (ЛИБИ 1981: 101). Исходя из этого, следует согласиться как с поиском бродников в землях к востоку от Карпат - севернее половец- ких и южнее галицких владений, так и их славянским этническим об- ликом.С бродниками связывают и одно указание из речи Никиты Хониата начала 1190 г., которую оратор, восхвалявший деяния Исаака II Анге- ла (1185-1195), завершил упоминанием о блестящей победе императо- ра над болгарами и их союзниками - весьма воинственными «скифа- ми» (половцами) и «теми из Бордоны, презирающими смерть, про- исходящими из тавроскифов, верными Аресу» (ГИБИ 1983: 101). Тут дело не ограничивается созвучием слов «Бордона» и «бродник». Указание на прямое родство с «тавроскифами» однозначно обнару- живает славянство этих людей, а приверженность богу войны - их язы- чество. Едва ли современник и участник событий, высокопоставлен- ный придворный чиновник и блестящий византийский интеллектуал мог что-то напутать.Что касается язычества бродников, то на этот счет можно привес- ти еще одно свидетельство. Рукописная статья 1243 г. из так называ- емого «Туринского кодекса», повествующая «об обычаях и нравах различных народов и сект», содержит пассаж, по всей видимости, относящийся к бродникам: «В северном регионе, в пределах Болга- рии и Кумании до самых границ Венгрии и в соседстве с Дакией живут племена, которые не восприняли закон Мухаммеда. Вот почему некоторые из них почитают идолов и молятся им» (ЛИБИ1981: 154). Вместе с тем, нельзя исключить, что среди бродников были группы, окормляемые, как и волохи, православными «лжеепископа- ми ».* * *Приведенные в статье данные позволяют сделать некоторые обоб- щения.1. Существование Древнерусского государства привело к созданию на обширной территории Восточной Европы славяноязычной право- славной общности, представители которой именовались русскими, ру- синами, рутенами.2. В Прикарпатском регионе, несмотря на жестокие столкновения средневековых государств, ареал русинского расселения был значи- тельно шире русских политических границ, даже в период расцвета Галицко-Волынского княжества.3. Русинское население края, сохраняя свою этнокультурную основу, вбирало в себя и другие группы населения, прежде всего говоривших по-славянски православных христиан и язычников.4. Проживание в условиях лесистых гор обусловило ряд характер- ных черт русинской общности Прикарпатья: подвижный образ жизни, преобладание скотоводческого хозяйства, относительную независи- мость от центральной власти, архаизм общественной организации, своеобразие материальной и духовной культуры.5. Дальнейшая судьба карпатских русинов требует не менее внима- тельного изучения, в особенности в связи с кардинальными полити- ческими переменами середины XIV в., сопровождавшимися транс- формацией цивилизационной обстановки в крае и резким возрастани- ем количества письменных свидетельств.
Бибиков М.В. 1981. Византийские источники по истории Руси, народов Се- верного Причерноморья и Северного Кавказа (XII-XIII вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1980 г. М. С. 5-151.
Божилов И. 1979. Анонимът на Хазе: България и Византия на Долни Дунав в края на X век. София.
Войтович Л. 1996. Удільні князівства Рюриковичів і Гедиміновичів у XII- XVI ст. Львів.
ГИБИ 1965, 1983. Гръцки извори за българската история. Т. VI, XI. София. ДГ 1965.
Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М. ИБ 1981.
История на България. Т. 3. София. ИВ 1971. - История Венгрии. Т. I. М. ЛИБИ 1981.
Латински извори за българската истории. Т. IV. София.
Князький И.О. 1980. О половецких епископиях в Карпато-Дунайских землях // Социально-экономическая и политическая история Юго-Восточной Европы (до середины XIX в.). Кишинев. С. 244-251.
Князький И.О. 1988. Половцы в Днестровско-Карпатских землях и Нижнем Подунавье в конце XII - первых десятилетиях XIII в. // Социально-экономичес- кая и политическая история Молдавии периода феодализма. Кишинев. С. 22-32.
Коновалова И.Г. 1999. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. М.
Коновалова И.Г., Перхавко В.Б. 2000. Древняя Русь и Нижнее Подунавье. М.
Константин Багрянородный. 1991. Об управлении империей. М. Крип'якевич I.П. 1984. Галицько-Волинське князiвство. Киiв.
Маґочій П.Р. 2007. Народ нивыдкы: Iлустрована історія карпаторусинoв. Ужгород.
НПЛ 1950. - Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.
Павлов П. 1986. За руското присъствие на Долни Дунав и българо-руските връзки през XI-XII в. // Добруджа. Т. 3. Варна. С. 11-20.
Павлов П. 2006. България и нейните военни съюзници от Северното Причерноморие (XII-XIV в.) // Българите в Северното Причерноморие. Т. 9. Одесса. С. 49-60.
Параска П.Ф. 1975. Политика Венгерского королевства в Восточном При- карпатье и образование Молдавского феодального государства // Карпато-Дунайские земли в средние века. Кишинев. С. 33-52.
Пашуто В.Т. 1950. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М. ПВЛ 1950. - Повесть временных лет. Часть I. М.; Л.
Плетнева С.А.1975. Половецкая земля // Древнерусские княжества X-XIII вв. М. С. 260-300.
Поп Д., Поп I. 2005. Iсторія Подкарпатскоi Руси. Ужгород.
Поп И. 2006. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород.
ПСРЛ 1962. - Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская лето- пись. М.
Рабинович Р.А. 1999. Призрачная Берладь. О достоверности одной фальси- фикации // Stratum plus. № 5. 1999. С. 357-378.
Рабинович Р.А. 2005. Уличи и тиверцы в оценках историографии // Stratum plus. № 5. 2003-2004. С. 440-484.
Робер де Клари 1986. Завоевание Константинополя. М. РС 2002.
Тельнов Н.П., Степанов В.П., Руссев Н.П., Рабинович Р.А. «И …разошлись славяне по земле». Из истории Карпато-Днестровских земель VI- XIII вв. Кишинев.
Слово 1985. - Слово о полку Игореве. Л.
Суляк С. 2004. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев.
Субтельный О. 1994. Украина: история. Киев.
Толочко П.П. 1975. Киевская земля // Древнерусские княжества. М. С. 5-56.
Шорников П.М. 2007. Молдавская самобытность. Тирасполь.
Яковенко Н. 2006. Нарис історіi середньовічноi та ранньомодерноi Украiни. Киiв.
Шушарин В.П. 1978. Свидетельства письменных памятников королевства Венгрии об этническом составе населения Восточного Прикарпатья первой половины XIII века // История СССР. № 2. С. 38-53.
DRHD 1977. Documenta Romaniae Historica. D. Relatii intre tarile romane. Vol. I (1222-1456). Bucuresti.
Popa R. 1970. Tara Maramuresului in veacul al XIV-lea. Bucuresti.
Spinei V. 1982. Moldova in secolele XI-XIV. Bucuresti.