Молдавская государственность и молдавская национальная идентичность в ХХ - начале XXI в. | Русин. 2007. № 4 (10).

Молдавская государственность и молдавская национальная идентичность в ХХ - начале XXI в.

Молдавская государственность и молдавская национальная идентичность в ХХ - начале XXI в..pdf В теоретическом плане вопрос о связи этничности с государствен- ным сознанием представляется дискуссионным. К началу ХХ в. мол- даване не располагали собственной государственностью, но реальность молдавского национального сознания, молдавской этнической идентич- ности не вызывали сомнений. Самим молдаванам они представлялись данностью, не требующей доказательств. Между тем соседняя Ру- мыния уже дала пример поэтапной, но в целом быстрой замены этни- ческой идентичности идентичностью государственной. Парадоксаль- ным образом именно вытеснение молдавской этничности в Пруто- Карпатской Молдавии румынским национально-государственным про- ектом укрепляло решимость молдаван Бессарабии сохранить молдав- скую традицию. Латинизацию молдавской письменности за Прутом, массированное внедрение в литературный язык лексических заимство- ваний из французского языка, насаждение румынского национального сознания молдаване Бессарабии расценивали как утрату запрутскими братьями их этнической сущности.Национальная политика российского правительства, не лишенная недостатков, была более либеральной, чем национальная политика Австро-Венгерской и Оттоманской империй, а также соседней Румы- нии. Российское государство молдаване ценили как ограждение мол- давского языка и молдавской этничности, считали его своим, были лояльными российскими подданными. Составной частью молдавской национальной идеи являлась ориентация на существующую россий- скую государственность. По этим причинам, а также в отсутствие правовых, социальных и экономических причин тенденций к возрожде- нию Молдавского княжества либо, тем более, к присоединению Бес- сарабии к Румынии, среди молдаван Бессарабии не возникло.В начале ХХ столетия правящие круги Румынского королевства приступили к распространению идеологии румынизма в Бессарабии. Румынская секретная служба установила контакты со студентами- молдаванами, обучавшимися в российских университетах, начав со снабжения их румынской литературой. В феврале 1903 г. российскаяполиция пресекла попытку превратить бессарабское землячество сту- дентов Юрьевского (Дерптского) университета в националистическую группу. 11 студентов понесли символические наказания. Отклика в молдавском обществе этот эпизод не получил.Вторая попытка инициировать среди молдаван прорумынское ирре- дентистское движение была предпринята в разгар первой российской революции. Был выработан вроде бы верный план действий: учредить прорумынскую газету и сформировать вокруг нее актив националис- тической молдавской партии. Был выбран лучший из возможных ис- полнителей - проживавший в Румынии писатель-молдаванин Констан- тин Стере, бывший народник, имевший репутацию революционера, что было особенно важно в политических условиях того времени. Были выделены крупные средства. Однако деятели молдавского националь- ного движения уклонились от сотрудничества с агентом Румынии. Они учредили «Молдавское общество Бессарабии» во главе с Павлом Ди- ческу, организовали выпуск газеты «Молдованул», редактируемой Ге- орге Маданом. К. Стере удалось выпустить шесть номеров прору- мынской газеты «Басарабия», но она не нашла читательского спроса, а ее сотрудники не стали ядром сепаратистской партии. Подрывная операция провалилась.Социально-культурный подъем молдавского этноса в 1905-1917 гг. также не породил в молдавском народе ни кризиса национальной иден- тичности, ни колебаний в вопросе о государственной ориентации. В период мировой войны молдаване единодушно выступили на защи- ту Российского государства. К моменту революции 1917 г. российская государственная идея оставалась составной частью идеологии мол- давизма, не существовало и молдавских националистических органи- заций.После свержения в России царской власти правящие круги Румы- нии предприняли вторжение в Бессарабию, вначале идеологическое и организационно-политическое. На новом этапе подрывной операции главным исполнителем выступил политический резидент королевско- го правительства Онисифор Гибу. Именно им, а не молдаванами была учреждена так называемая Молдавская национальная партия. Ее ак- тив составили более 800 интеллигентов-румын, главным образом бе- женцев из австро-венгерской провинции Трансильвании, участников ру- мынского национального движения. О. Гибу сформулировал программ- ные требования МНП: латинизация молдавской письменности и авто- номизация Бессарабии.Молдавская общественность не поддержала этих требований; ав- тономистское движение осталось чисто интеллигентским. Основные атрибуты грядущей молдавской государственности - законодатель-ное собрание (Краевой Совет - «Сфатул цэрий») и вооруженные силы (молдавские когорты) были созданы по инициативе и при содействии Временного правительства России. Дополнительным стимулом к со- зданию молдавской государственности стали автономизация сосед- ней Украины и приход к власти в России большевиков - сторонников«самоопределения наций». Для характеристики государственной ори- ентации молдаван отметим следующее. В декабре 1917 г. Молдавс- кая Народная Республика была учреждена в отсутствие межэтничес- кого либо этногосударственного конфликта как составная часть Рос- сийской Федеративной Республики; таким образом, самоопределение молдаван не представляло собой сепаратистского акта. Русские, бол- гары, евреи, немцы, гагаузы и другие национальные меньшинства со- ставляли почти половину населения Бессарабии и подавляющее боль- шинство горожан. Они воплощали местную революционную власть и могли пресечь любую сепаратистскую тенденцию. Но в образовании МНР таковой не усмотрели.Румынский этногосударственный проект молдавское общество от- вергло. В январе 1918 г. молдаване участвовали в боях с румынскими интервентами. Убийство 45 членов президиума крестьянского съезда, в том числе семи членов Краевого Совета (Василий Рудьев, Василий Прахницкий, Петр Чумаченко, Федор Которос, Надежда Гринфельд и Николай Ковсан), положило начало оккупационному террору в Бесса- рабии. Тем не менее, 27 марта 1918 г., чтобы добиться от «Сфатул цэрий» согласия на «условное» присоединение Бессарабии к Румынии, румынское правительство было вынуждено прибегнуть не только к угрозам и подкупу, но и к подлогу. В число якобы проголосовавших за«объединение» были включены 10 членов «Сфатул цэрий», в заседа- нии не участвовавших. Первая молдавская государственность ХХ века была упразднена румынскими властями 26 ноября (10 декабря) 1918 г.Ответом на аннексию Бессарабии Румынией, на политику террора и грабежа явилось Хотинское восстание, начатое 19 января 1919 г. на- падением отряда партизан-молдаван (командир - Григорий Барбуца) на румынский пост в селе Атаки. Целью повстанцев было изгнание румынских войск из всей области. Большевики учитывали полиэтнич- ность Бессарабии. В мае 1919 г. они попытались учредить Бессарабс- кую Советскую Республику. Повстанцы Татарбунар, большей частью русские, были склонны поддержать государственность мажоритарной нации - при условии, что Бессарабия воссоединится с Россией. 16 сен- тября 1924 г. они провозгласили создание Молдавской Советской Рес- публики. И, наконец, 10 октября 1924 г. в составе Украины по предло- жению группы бессарабских революционеров и эмигрантов из Румы- нии была образована Молдавская автономия. Молдавская государ-ственная идея была соединена с традиционным у молдаван российс- ким этатизмом.В Бессарабии молдавизм противостоял политике румынизации. В период румынской оккупации области (1918-1940 гг.) молдаване со- хранили верность молдавским национальным ценностям, а установ- ленный Бухарестом оккупационный режим, так называемая «бесса- рабская система», усиливал социально-культурную отчужденность между молдаванами и румынами. Молдаване сохранили молдавское национальное сознание, молдавскую речь, лингвоним «лимба молдо- веняскэ». Временно была утрачена только молдавская письменность. Часть молдавской интеллигенции, декларативно принявшая румынс- кую идентичность - государственную или также этнокультурную, - отстаивала молдавскую этническую самобытность и молдавскую историю в рядах движения бессарабских регионалистов. Молдавизм стал основой бессарабизма, идеологии Бессарабского освободитель- ного движения, включавшего региональный патриотизм, уважитель- ное отношение к молдавской культуре, корректные отношения между этническими сообществами Бессарабии, неприятие румынского этно- государственного проекта и геополитическую ориентацию на Россию.Неприятие румынской власти проявилось в массовом отказе мол- даван, как и других бессарабцев, от принятия румынского подданства, движениях за автономию Бессарабии и Бессарабской церкви, защите богослужения по старому стилю. Возник также миф о Молдавской Демократической Республике 1917-1918 гг. В 1929-1930 гг. группа мол- давских патриотов во главе с адвокатом А. Опрей пыталась учредить Молдавскую национальную партию. Приверженность подавляющего большинства молдаван молдавизму и бессарабизму обусловила их положительное отношение к воссоединению Бессарабии с Россией. 28 июня 1940 г. они с энтузиазмом приветствовали Красную Армию. Пре- образование автономии в союзную Молдавскую Советскую Респуб- лику 2 августа 1940 г. создало дополнительные условия для социаль- но-культурного подъема молдавского этноса. Обретение молдавской государственности способствовало консолидации молдавской нацио- нальной идентичности.В годы второй мировой войны в подавлении молдавской националь- ной идентичности режим И. Антонеску усматривал условие закрепле- ния территории Молдавии и ряда областей Украины в составе Румын- ского государства. Территория Молдавии была оккупантами расчле- нена. Но лозунг о принадлежности молдаван к румынской нации пред- ставлял собой лишь пропагандистскую декларацию и цель, к которой стремились правящие круги Румынии. На деле обращение оккупантов с молдаванами соответствовало нацистским стандартам обращенияс этнически чуждым населением и было столь же жестоким, как со славянами и гагаузами. За годы войны людские потери Молдавии от всех причин достигли 650 тыс. чел., 24% довоенной численности насе- ления республики. Хотя политика геноцида, проводимая режимом Ан- тонеску, была направлена прежде всего против евреев и цыган -эти группы были заключены в концлагеря, - большую часть ее жертв все же составило этническое большинство - молдаване.Молдавский народ сохранил ориентацию на государственность Рос- сии/СССР. Сопротивление молдавских крестьян в основном сорвало попытки оккупантов поставить себе на службу людские и экономичес- кие ресурсы Молдавии. Свыше 90% молдаван, способных носить ору- жие, воевали в составе Красной Армии. В1944 г., после перехода Ру- мынии на сторону антигитлеровской коалиции, перевода в Вооружен- ные силы СССР потребовали и молдаване, мобилизованные в румын- скую армию.Опыт взаимоотношений с румынами укрепил молдаван в сознании своей этнической самобытности. Отношение молдаван к Красной Армии как к спасительнице, а к СССР - как своему государству, не- смотря на ошибки и несправедливости, допущенные руководством страны при проведении социальных преобразований в послевоенные годы, оставалось неизменным. Наличие молдавской государственно- сти и стремительный экономический и социально-культурный подъем республики в 60-е -80-е гг. способствовали этнокультурной консолида- ции молдавской нации. Румынизм оставался для большинства молда- ван неприемлем как идеология, отрицающая молдавские национальные ценности. При том, что националисты среди молдаван, как и среди других народов, имелись, националистического (с требованием нацио- нальных привилегий), сепаратистского (направленного на отрыв Мол- давии от СССР и создание независимого государства) либо ирреден- тистского (прорумынского унионистского) движения в Молдавии не возникло. За весь период 1944-1988 гг. в республике не возникло ни одной организации с фиксированным членством и политической про- граммой, отличной от программы правящей партии.В отличие от интеллигенции 20-30-х гг., в 50-е гг. новое поколение молдавской интеллигенции уже не усматривало в идеологии румыниз- ма угрозу молдавизму, а усвоение молдаванами румынских языковых стандартов расценивало как приобщение к прогрессу. По социальным мотивам, стремясь конвертировать знание литературного румынско- го языка в социальные льготы, бессарабская фракция молдавской бюрократии в определенной степени поддержала течение румынис- тов в молдавской лингвистике. С середины 50-х гг. началось массиро- ванное внедрение в литературный молдавский язык румынских заим-ствований из французского, попытки замены молдавских лексических форм румынскими и т.п. Языковое строительство приобрело харак- тер, опасный для молдавского культурного суверенитета.В 60-80-е гг. филологи-румынисты подготовили кризис молдавской идентичности. Однако национальное движение в Молдавии развива- лось под решающим воздействием внешних силовых полей. Только в конце 80-х гг., когда системный кризис Союза ССР вошел в критичес- кую фазу, часть молдавской интеллигенции, главным образом гумани- тарной, перешла к румынской публичной самоидентификации. Однако в переводе молдавской письменности на румынскую графику, включе- нии в программы учебных заведений вместо истории Молдавии, мол- давского языка и литературы курсов «история румын», «румынский язык» и «румынская литература», искажающих этническое сознание нового поколения молдаван, инициативная роль даже этой группы ос- тается недоказанной.Румынисты вышли из состава молдавской политической нации. Они составили также социальную базу унионизма - движения за присое- динение Молдавии к Румынии, т.е. за упразднение молдавской госу- дарственности. Под их давлением государственная символика ССР Молдова вопреки молдавской традиции была утверждена по ру- мынским образцам. Политические формирования унионистов внесли решающий «вклад» в провоцирование в республике гражданского кон- фликта, приведшего к Днестровской войне 1992 г. и государственно- территориальной дезинтеграции Молдавии, к массовой эмиграции «не- титульного» населения, а затем и молдаван. При инициативном учас- тии унионистов допущено разрушение промышленного и сельскохозяй- ственного производства, нагнеталась политическая нестабильность, около двух десятилетий препятствующая притоку иностранных инвес- тиций и возрождению экономики.Против курса румынизаторов выступила патриотическая часть мол- давской интеллигенции. Она участвовала в формировании Интернаци- онального движения Молдавии «Унитате-Единство». 8 июля 1989 г. по их предложению Учредительный съезд движения выступил за реше- ние вопроса о графике молдавского языка путем референдума. Пуб- личн ые выступления истори ков В.Я . Гросула, А.М . Лазар ева, Н.В. Бабилунги, филологов И.Д. Чобану, В.Б. Сеника, В.Н. Стати и других ученых в защиту молдавской национально-культурной идентич- ности и молдавской истории стали важным фактором обновления на- ционального сознания молдавского народа. В независимой Молдове молдавская этнокультурная идентичность, молдавское национальное сознание получили новое, более глубокое и полное историческое и лин- гвистическое обоснование.Пропаганда идеологии румынизма не изменила этнического созна- ния и государственной ориентации молдаван. Провозглашение летом1990 г. лозунгов унионизма лишило главное политическое формирова- ние мажоритарных национал-радикалов, Народный фронт Молдовы, массовой социальной базы. В марте 1991 г., несмотря на противодей- ствие унионистов, в республике состоялся Референдум СССР. Мол- давские традиционалисты вплоть до «путча ГКЧП» не допускали об- суждения в парламенте вопроса о выходе Молдавии из Союза ССР. Независимость республики была провозглашена только после факти- ческого распада СССР в августе 1991 г. Молдависты сыграли важ- ную роль в прекращении огня в период вооруженного конфликта с При- днестровьем. В 1993 г. они добились вступления Молдовы в Содруже- ство Независимых Государств и досрочного роспуска парламента, не отражавшего соотношения сил в обществе. В ходе парлaментских вы- боров 1994 г. победила Аграрно-демократическая партия Молдовы, выступавшая с позиций молдавизма. Референдум "Совет с народом", проведенный 6 марта 1994 г., показал, что население стоит за незави- симость республики. Аграрно-демократическая партия, пришедшая к власти под лозунгом защиты молдавской самобытности, отказалась от крайностей национальной политики румынистов. Ее политика спо- собствовала некоторой стабилизации этногосударственных и межэт- нических отношений в Молдавии. В 2001 г. парламентское большин- ство завоевала Партия коммунистов, также выступающая в поддерж- ку молдавской национальной самобытности.Однако молдавская национальная идентичность по-прежнему под- вергается в республике атакам посредством преподавания мировоз- зренческих дисциплин в духе идеологии румынизма, публикаций унио- нистских СМИ, деятельности унионистских политических формиро- ваний. Из официального обихода практически вытеснен лингвоним«лимба молдовеняскэ». И все же массовой смены молдавской нацио- нальной и государственной идентичности на румынские не произошло. По данным социологических опросов, будущее Республики Молдова в составе Румынии, не обязательно поддерживая такой вариант разви- тия событий, видели в 1991 г. 3,1%, в 1992, после распада СССР, -9,4%, в 1993 - 7,7%, в 1994 - 5,6%, в 1996 - 4,9%, в 1997 - 4,8%. В 1999 г., в ответ на вопрос "Как должна решиться проблема молдав- ской государственности?" за объединение Молдовы с Румынией выс- казались всего 2,2% респондентов. На порядок больше, 19,7% опро- шенных, предпочли объединение с Белоруссией и Россией (что не пред- полагает упразднения молдавской государственности), а подавляющее большинство, 78,1% респондентов, некорректно сформулированную дилемму разрешило с полной определенностью: Молдова должна ос-таться независимым государством. Таким образом, 97,8% населения высказались за независимость Молдовы.Убедительно подтверждают прочность молдавского национально- го сознания данные переписи населения 2004 г. Вопреки ожиданиям унионистов, румынами признали себя всего 2,1 процента населения,70,3 тыс. чел. Эта цифра примерно соответствует численности румын- ских колонистов, поселившихся в Бессарабии в 1918-1940 гг. Но не исключено, что число «румын», учтенных при переписи, завышено: около половины (точнее, 44,5%) лиц, именующих себя румынами, при- шлось на Кишинев, где проживает только пятая часть населения рес- публики, но сконцентрирован корпус государственных функционеров, сформированный в 90-е годы по языковому принципу и составляющий социальную базу унионизма. Наиболее тревожна для будущего мол- давской нации другая выявленная при переписи тенденция: 480 тыс. молдаван, румын и лиц иной национальной принадлежности назвали родной язык румынским. Демонтаж молдавской этнокультурной иден- тичности, таким образом, продолжается.На протяжении ХХ в. молдавская национальная и государственная идентичность пережила сложную эволюцию. В составе Российской империи молдавский народ был огражден от попыток насильственной замены молдавского национального сознания румынским. Несмотря на отсутствие молдавской государственности, в начале века молдава- не пережили национально-культурный подъем; одним из его следствий стала консолидация молдавского национального сознания и включе- ние в состав молдавской нации значительных групп русинского и ма- лорусского населения Бессарабии. Ориентация молдаван на российс- кую государственность сохранилась и в период революции. Молдавс- кая Народная Республика была учреждена в отсутствие в молдавс- ком национальном движении сепаратистских тенденций.Политика подавления молдавской национальной идентичности и за- мены ее румынской, проводимая Румынским государством в Бесса- рабии в 1918-1940 гг. и во всей Молдавии в 1941-1944 гг., дала ограни- ченные результаты. Этническая переориентация затронула только часть молдавской интеллигенции и носила во многом формальный характер. Наличие в пределах СССР молдавской государственности способство- вало консолидации и упрочению молдавского национального сознания. Однако приоритетную роль в провозглашении Бессарабской Советс- кой Республики (1919), в образовании Молдавской автономии (1924), в ее преобразовании в Молдавскую Советскую Социалистическую Рес- публику (1940) и в переходе ССР Молдова к независимости (1991) сыграл внешний фактор. Наличие молдавской государственности ук- репляло молдавское национальное сознание, но переход Молдовы кнезависимости являлся следствием распада СССР, а не проявления сепаратистских тенденций.В Республике Молдова молдавская национальная идентичность не обрела государственной защиты. Навязывание обществу румынизма в качестве государственной идеологии провоцирует кризис молдавс- кой идентичности и подрывает идеологические основы существую- щей государственности. Тем не менее, молдавское национальное со- знание, молдавская государственная идея остаются важнейшими фак- торами стабилизации существующей молдавской государственности.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Славяно-молдавские летописи. М., 1973.
Пиотровский Р.Г. Близкородственные языки или национальные варианты // Типология сходств и различий близкородственных языков. Кишинев. 1976.
Молдаване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения. Кишинев. 1977.
Дырул А.М., Ецко И.И., Котелник Ф.С., Н.Г. Маткаш, Медвецкая О.Г., Мок ряк И.Ф., Перчек Н.М., Чобану А.И. Лимба молдовеняскэ контемпоранэ. Синтакса. Кишинэу, 1981
Ильяшенко Т.П. Формирование романских литературных языков. Кишинев, 1983.
Корлэтяну Н.Г. Молдавский язык сегодня. Кишинев, 1983
Стати В.Н. Лимба молдовеняскэ ши рэувоиторий ей. Кишинэу, 1988.
Панаитеску П.П. История румын. Кишинев, 1991.
Ghibu O. Pe baricadele vietii: In Basarabia revolutionara (1917-1918). Amintiri. Chisinau, 1992.
Bruhis M. Rusia, Romania si Basarabia:(1812, 1918, 1924, 1940). Chisinau, 1992.
Берг Л.С. Бессарабия. Страна - Люди - Хозяйство. Кишинев, 1993.
Молдован П. Молдоване в истории. Кишинев, 1994.
Лазарев А.М. Я - молдаванин. Тирасполь, 1995. Pop I. Basarabia din nou la rascruce. Bucuresti, 1995. История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1997
Левит И. Движение за автономию Молдавской Республики. 1917. Кишинев, 1997.
Istoria Moldovei in date. Elaborata: Vasile Stati. Chisinau. 1998.
Radulescu-Motru C. Etnicul romanesc. Comunitate de origone, limba si destin. Nationalismul. Bucuresti, 1996.
Гросул В.Я. О терминах «молдавский народ» и «молдавский язык». Тирас- поль, 1991
Чобану И.Д. Родной язык в моей судьбе. Тирасполь, 1992. Чобану И.Д. Слово о судьбе родного языка. Тирасполь, 1992. Яковлев В. Тернистый путь к справедливости. Тирасполь, 1993.
Шорников П.М. Цена войны: Кризис системы здравоохранения и демогра- фические потери Молдавии в период Великой Отечественной войны. Кишинев, 1994
Шорников П.М. Покушение на статус. Этнополитические процессы в Мол- давии в годы кризиса. 1988-1996. Кишинев, 1997.
Руссу И.Г. Заметки о Смутном времени. Кишинев, 1999. Феномен Приднестровья. Тирасполь, 2000.
Левит И. Молдавская республика . Кишинев, 2000. История Приднестровской Молдавской Республики. Т.II. Ч.2. Тирасполь, 2001.
Кодряну Г. Днестровский разлом. Тирасполь, 2002.
Стати В. История Молдовы. Кишинев, 2003.
Stati V. Dictionar moldovenesc-romanesc. Chisinau, 2003.
Стати В. Штефан Великий, господарь Молдовы. Кишинев, 2004. Степанюк В. Государственность молдавского народа. Кишинев, 2006. Молдавизм и Интердвижение // Исторический вестник Приднестровья, 2006. № 10.
Шорников П.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007.
Primele istorii ale Moldovei. Cronografia moldo-slŕvona. Editie alcatuita si completata de Vasile Stati. Chisinau, 2007.
 Молдавская государственность и молдавская национальная идентичность в ХХ - начале XXI в. | Русин. 2007. № 4 (10).

Молдавская государственность и молдавская национальная идентичность в ХХ - начале XXI в. | Русин. 2007. № 4 (10).