Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурногомузыкального воспитания детей
Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурногомузыкального воспитания детей.pdf Прежде всего нам надо ответить на вопрос: нужна ли мультикуль- турность в музыкальном воспитании ? Конечно, нужна, и эту необхо- димость легко доказать, если представить себе альтернативу - моно- культурное воспитание в полиэтническом обществе. Она может быть реализована в двух вариантах: монокультурное музыкальное воспита- ние на основе родного фольклора или монокультурное музыкальное воспитание на основе культуры доминирующего (правящего государ- ством) этноса. И первый, и второй вариант приведут к капсулирова- нию в границах одной культуры и индифферентности к другим. На этой основе могут вырастать пренебрежение и враждебность к проявлени- ям других культур. Чтобы уважать друг друга, надо уважать и пони- мать чужую культуру (включая и музыкальную), а понимание возможно только на основе знания.Кроме языка матери существуют и материнские песни. С материн- ской песни ребенок учится ритмично двигаться, учится говорить и эмоционально общаться с матерью. С песнями он входит в жизнь. И конечно они становятся алфавитом, основой его будущего пережи- вания и понимания музыки, а также и его музыкального развития. В каких бы экзотических культурах ребенок ни путешествовал в буду- щем, какие бы ультрасовременные музыкальные произведения он ни слушал или исполнял, всегда для него базой будет эта полученная в детстве родная музыкальная культура.Материнские песни специфичны для данной культуры не только по- тому, что поются на родном языке, но и потому, что сама мелодия их содержит «характерные интонации - интонемы данного языка». Они составляют «интонационный словарь» соответвующий музыкальной культуры. Этот «интонационный словарь» (Асафиев, 1971г.) взаимо- связан с темпоритмами и с системой артикуляции самого языка. По- этому необходимо, чтобы дети в достаточном объеме занимались музыкой родной культуры.Музыкальное воспитание благоприятствует развитию мультикуль- турного мышления, потому что музыка всегда легче пересекает гра-ницы, чем язык. Самая глубокая, самая древняя часть музыкального содержания по своей сути универсальна, понятна всем людям, несмотря на эпоху и культуру. А еще и потому, что почти невозможно осуществ- лять музыкальное воспитание на основе только одной музыкальной культуры, игнорируя все те духовные ценности других культур, кото- рые уже стали достоянием мировой культуры.Основой осуществления мультикультурного обучения может быть только взаимное уважение и равноправие культур. Потому что, на са- мом деле, нет такого критерия, такой меры, с помощью которой мы могли бы сравнить и оценить: эта культура великая, эта малая, а эта, так сказать, средняя. Ценность музыкальных культур заключается не в количестве людей, которые ими пользуются, не в количестве музы- кальных произведений, которые созданы в пределах этих культур, а в том, какое значение они имеют для людей, пользующихся культурой. Если людям понятна знаковая система музыкально-выразительных средств, если они волнуются и глубоко переживают музыку - значит искусство выполнило свою основную цель. Такое искусство является истинным. Чем больше участвует музыка в жизни людей, чем боль- ше она становится неотъемлемой частью каждого их дня, тем боль- ше возрастает значение этой музыкальной культуры.Но если мы говорим о мультикультурном музыкальном воспитании, это, бесспорно, означает присутствие в программе обучения музыкаль- ного материала, принадлежащего разным музыкальным культурам, и соответствующей им информации. Какими методами оно будет реа- лизовано, как будет организовано и какими целями и задачами будет руководствоваться - это определяет и конечные результаты. Можно осуществлять мультикультурное музыкальное воспитание и сохранять в большей степени культурные различия, а возможно и стирать их, и тогда получится эклектическая смесь вроде глобальной культуры.Стирание различий происходит, когда обучаемые изучают все куль- туры данного региона, но не могут понять, запомнить и исполнить про- изведения этих культур. В этом случае дети получают очень большой объем разнообразной музыкальной и вербальной информации, а уро- вень владения информацией очень низок, и они реально не могут ею пользоваться. Во избежание этого вначале надо усваивать хотя бы одну культуру, но результативно. Конечно, начинать музыкальное вос- питание надо с родной культуры. Потом учащиеся получат знания о других музыкальных культурах.Когда начинаем думать о реализации мультикультурного воспитания, мы видим несколько проблем, которые можно решить альтернативно:- Первая из них - это язык преподавания. Лучше преподавание вес- ти на родном языке.- Вторая проблема состоит в том, каким будет процентное соотно- шение музыкального репертуара из разных культур. Естественно, что большая часть репертуара будет принадлежать родной культуре уча- щихся. А что же другие культуры? Хорошо, если в каждом регионе решат вопрос по-разному, в соответствии с местными условиями.- На каком языке дети будут петь песни из других музыкальных культур? Самым лучшим было бы, если дети пели каждую песню на ее оригинальном языке.- Как структурировать программу и репетуар? Из фольклора (всех культур этого региона), из духовной музыки ( национальной и европей- ской), композиторского творчества (национального и европейского), по- пулярной музыки и т.д. При всем этом разнообразии музыкального ма- териала, на котором ведется обучение и воспитание, осуществлять оди- наковые стандарты по сложности и степени владения музыкальными зна- ниями и умениями.Как будет решаться вопрос с учебниками по музыке? Возможные варианты:1. Национальный конкурс разных учебников;2. Каждое национальное меньшинство само заботится об учебниках;3. Каждый регион, каждый город, каждая школа могли бы сделать свою модель учебника и с согласия министерства применять его.Вышесказанное относится к преподаванию музыки именно на уро- ках, где регламентация строже.Легче и быстрее можно применять новое содержание и новые фор- ми во внеклассной работе. Организационные формы здесь могут быть многообразными, мобильными и, таким образом, гибко отвечать на запросы детей, соответствовать их национальным традициям и инди- видуальным способностям. Они позволяют сочетать коллективную и индивидуальную форму обучения, а также возможность включать в музицирование старших братьев, сестер, родителей. Все календарные народные праздники можно подготовить таким образом. Так их про- ведение исполнится особым энтузиазмом и волнением, внесет атмос- феру настоящего фольклорного праздника.Можно сказать, что внеклассная работа - самая подходящая форма для реализации мультикультурного музыкального воспитания. Только надо отметить, что, в сравнении с уроками, она не обязательна и не может охватить всех детей. Музыкальное воспитание, таким обра- зом, можно превратить в действенный пример многоязычного и мно- гокультурного школьного образования.Надо принять во внимание и то, что в обществе вместе с процес- сом урбанизации протекает и другой процесс - уменьшение способно- стей традиционной бытовой культуры воспроизводиться (по обычным для нее путям и механизмам).Этот процесс нарушения воспроизводства в конечном счете приве- дет к исчезновению этой культуры, если она не будет подкреплена и начнет воспроизводство другими механизмами и путями. Это можно сделать вместе с изучением родной культуры. Музыкальная бытовая культура является неотъемлемой частью родной культуры каждой национальной общности и вместе с другими компонентами бытовой культуры является носителем традиционных художественных, религи- озных и моральных ценностей.Если учесть и протекающий во всем мире процесс глобализации, становится ясно, насколько трудна и сложна сейчас ситуация в отно- шении культуры, в том числе и музыкальной. Везде электронные масс- медиа, звукозаписывающие компании и мировая сеть транслируют му- зыку, которая преследует прежде всего коммерческие цели.В стремлении быть понятной многим людям коммерческая музыка очень часто становится до крайности примитивной и бедной художествен- ным содержанием. Но ее слушают в основном дети и молодежь, и это сказывается на их музыкальных интересах, вкусах и ценностях.Если нет стабильной системы своих художественных ценностей, нет критериев, человек слушает что попало, то есть музыку, у которой больше рекламы или атрактивных видеоклипов. Когда мы видим все это, нам надо с большим вниманием относится к музыкальному вос- питанию детей. Мы должны познакомить их с сокровищами родной и европейской культуры, помочь им определить свои критерии красиво- го, свой вкус, прежде чем они начнуть путешествовать в мировом оке- ане музыки. Без этого компаса им будет тяжело ориентироваться в бескрайнем многообразии стилей, жанров и музыкально-выразитель- ных средств.Мультикультурное воспитание будет возможно, только если будут существовать разные культуры, если мы их сохраним. И нам не надо об этом забывать. Нашим девизом должны стать слова: «Сохраняй различия!». И это относится к музыкальным диалектам в границах одной музыкальной культуры, к разным культурам в пределах одного государства, к культурам разных государств, находящихся в одном географическом регионе, и т.д. Многообразие является условием нор- мального функционирования искусства, его развития и процветания.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 545
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
Асафиев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
Кирнарская Д.К. и др. Психология музыкальной деятельности. М., 2003.
Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. М., 1999.

Сохранение культурного разнообразия в условиях мультикультурногомузыкального воспитания детей | Русин. 2007. № 4 (10).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2611