Юродство веры: историко-культурный аспект старообрядчества | Русин. 2007. № 4 (10).

Юродство веры: историко-культурный аспект старообрядчества

Юродство веры: историко-культурный аспект старообрядчества.pdf Раскол русской церкви XVII века стал одним из переломных собы- тий в истории России. Постепенная утрата церковью былого автори- тета во всех сферах жизни страны и ее граждан, падение нравственно- сти среди служителей культа вызывали серьезную обеспокоенность в среде церковных иерархов и заставляли думать о необходимости про- ведения церковной реформы. Однако, патриарх Никон, собственно и осуществивший ее в марте 1653 года, разослав по церквям «память» с перечнем нововведений, руководствовался иными мотивами. Рефор- мой он стремился укрепить позиции церкви - единственного институ- та, нарушавшего в XVII веке принцип централизации, - и выдвинул доктрину («священство выше царства»), за которую через семь лет после восшестия на патриарший престол был осужден и выслан в Фе- рапонтов монастырь.Не пожелавших принять нововведений, даже тех, что, по сути, каса- лись внешней обрядовой стороны, презрительно называли «раскольни- ками». Оставшиеся верными древним церковным преданиям и обря- дам, они называли себя православными старообрядцами, старовера- ми или древлеправославными христианами.Правительство жестоко преследовало людей старой веры: повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, ру- били головы, ломали клещами ребра, четвертовали; тюрьмы, монас- тыри и подземелья были переполнены. По настоянию московского патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 году издала 12 статей, в которых старообрядцы называются «ворами», «раскольниками», «про- тивниками церкви» и караются страшными казнями. Предписывалось бить кнутом и ссылать в отдаленные места тех, кто тайно будет «со- держать» старую веру. Приказано было бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хоть какую-нибудь милость старообрядцам: даст по- есть, испить воды. Установлено было ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых старообрядцы приютились. Все имущество старо- обрядцев было приказано отбирать и отписывать великим государям. Укоренившийся с XVI века в русской культуре постулат о том, что«Москва - Третий Рим», приобрел в контексте этих событий своеоб-разное наполнение. Положение, в котором оказались старообрядцы, напоминало положение христиан в Римской империи.Однако никакие угрозы и опасности не заставили староверов ни за- молчать, ни, смирившись, принять нововведения*. Сохраняя веру в действенность «живого» слова, в проповедях и обращениях к церков- ным иерархам и царям, письмах и публицистических сочинениях ста- рообрядцы выражали свой протест и стремление к сохранению истин- ной веры. Непримиримость в борьбе за высшее (истинное, Абсолют), которая в связи с угрожающей опасностью казалась настоящим безу- мием, обличение пороков, мученичество, проповедничество, асоциаль- ный статус и другие черты указывают на близость образа старовера с символической для русской духовной культуры фигурой юродивого. Известный культуролог А. М. Панченко отмечает: «В средневековой Руси юродство было институтом протеста. Кризис этого института начался тогда, когда протест достиг наибольшей силы и остроты, - в третьей четверти XVII в., в эпоху церковного раскола. Появилась оп- позиционная старообрядческая партия, которая взяла на себя функ- цию обличения и тем самым в известном смысле ассимилировала юродивых… Как и в юродивых, так и в староверах власти не без ос- нований усматривали нечто общее» [1, с.150].Стремление к сохранению истинного православия в контексте изве- стных исторических событий заставило староверов скрываться, бе- жать в леса, пустынные и отдаленные местности, на окраины и за пре- делы Московского государства. Так общины староверов появились во многих странах, в том числе и в Молдавии. Одним из наиболее круп- ных поселений на севере республики является село Старая Добруджа. Исторически достоверным и полным описанием его образования на севере республики мы не располагаем. Но чаще всего селяне, опра- шиваемые студентами в ходе организуемых фольклорных экспедиций (в рамках учебной практики), которыми автор статьи руководит на протяжении пяти лет, рассказывают о том, что их предки пересели- лись в село Старая Добруджа из Покровки. Затем по каким-то нам неизвестным причинам люди вынуждены были уехать в Сибирь (об этом также говорят информанты), а затем из Сибири снова вернуться в Старую Добруджу.* Показателен в этом отношении пример известного идеолога«ревнителей древлего благочестия» протопопа Аввакума, кото- рого никакие пытки и истязания, гонения, уговоры царя и бояр, обещания земных благ за отказ от своих убеждений так и не за- ставили прекратить борьбу против «блудни еретической». В сво- ем житии он признается: «Держу до смерти, яко же приях».Накопленный фактический материал позволяет судить о своеобра- зии культуры староверов Старой Добруджи. Ее определяющими чер- тами являются глубокая связь религии с мировоззренческим и мо- рально-нравственным аспектами жизни старообрядцев, со сферой их быта, обрядов и традиций. А.В. Карташов, осмысляя суть раскола, замечает, что в старообрядчестве «разрядилось то напряжение рус- ского духа, которое сделалось осью его самосознания и сводилось… к мировой миссии охранения чистоты истины Православия» [2, с.52]. Эта «охранная» миссия, с одной стороны, проявляется в верности «ис- тинному», т.е. дореформенному православию. Увидев в реформе Ни- кона посягательство на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий Русской православной церкви, «ревни- тели древлего благочестия», повторимся, не приняли нововведений. И староверы Старой Добруджи, сохраняя верность заветам предков, до сих пор осеняют себя двоеперстным крестным знамением, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с хри- стианством и которое является частью святоапостольского предания; во время крещения, венчания и освящения храма делают обхождение по солнцу (а не против, как было указано в новых церковных книгах) в знак того, что идут за Солнцем-Христом; творят установленную с древних времен двойную аллилуйю и т.д.«Охранная» миссия привела к дополнительной сакрализации объек- тов религиозного культа. Поэтому из поколения в поколение в Старой Добрудже передаются церковные книги (например, «Шестодневы»,«Псалтыри» и др.), кресты, иконы. Так, один из респондентов, показав восьмиконечный серебряный крест, признался, что должен подарить его внучке на свадьбу как символ спасения.Для староверов Старой Добруджи не характерно формальное, по- казное благочестие. Аскеза, проявляющаяся в требовании держать не только «великие» посты, но и соблюдать постные дни (среда и пят- ница), обязательное посещение церкви, неоднократная ежедневная молитва, подчиненность жизни во всем многообразии ее проявлений заповедям Бога и многое другое являются нормой бытования старо- обрядцев.«Охранная» миссия и память о гонениях, ставших фактом истории церковного раскола, не позволили староверам «раствориться» в мес- тах поселения, что привело к своеобразной культурной самоконсерва- ции. Одним из ее условий стали характерная для психологии старове- ров вера в свою исключительность и восприятие окружающей среды, новой «родины» как враждебной. Все это проявлялось, в том числе, и в появлении целого ряда запретов и ограничений. Так, например, у ста- роверов Старой Добруджи не было принято выбирать «суженого» запределами общины, а появившегося в семье ребенка с раннего дет- ства приобщали к религии. Браки были возможны только в рамках общины, причем обычно соблюдался имущественный паритет.Исторически обусловленная ситуация культурной самоконсервации позволяет понять, почему в ряду ценностных установок и норм пове- дения старообрядцев превалируют те, что были характерны для доре- форменной России*.К числу наиболее характерных следует отнести требование обяза- тельного и беспрекословного подчинения воле старших. Возможно, именно поэтому до недавних пор самой распространенной формой брака был брак по воле старших (широко распространенный в России вплоть до XIX века), по сути лишавший молодых свободы выбора. Как при- зналась одна из респондентов, родители приехали за ней в поле, где она убирала хлеб, посадили в телегу и повезли домой. Ничего не объяс- няя, ее помыли, причесали, нарядили и повели в церковь, где она и уз- нала, что выходит замуж (было это в послевоенное время).Проявлением этого принципа следует, видимо, считать и уважитель- ное отношение к «домовладыке». Особый статус мужа подчеркива- ется даже в разнообразной церемониальной свадебной обрядности. Так, встречая жениха, невеста дарила ему платок (его следует расце- нивать как символическую эманацию ее самой; в России символом«девьей красы» могла выступать, например, коса девушки, которую, обрезав на девичнике, мать дарила / «продавала» жениху), которым он отирал лицо и клал его в карман. При этом невеста отвешивала ему земной поклон.Также характерна для староверов Старой Добруджи сакрализация женских волос (характерное явление древней и средневековой Руси). На определенном этапе обряда венчания волосы девушки староверы убирают под традиционный женский головной убор - кичку, без кото- рой она больше никогда не сможет появиться в общественном месте.Культурные «знаки» старой, допертовской России, этот сложный сплав христианского и языческого, отличают не только свадебную, но и родильную и похоронную обрядность старообрядцев. Так, например,* На основе «Домостроя», ставившего перед собой цель регла- ментировать до мелочей поведение человека в сферах религиоз- ной, общественной и семейной, можно получить достаточно полное об этом представл ение. Речь в этом крупном обобщ аю- щем предприятии XVI века, в самых общих чертах, шла о том, чтобы жизнь в ее общем строе и повседневном быту поднять до определенной идеальной нормы, которая предписывалась однаж- ды закрепленной богоспасаемой традиции.на свадебном «пиру» старообрядцев обязательно подается курица и лапша (древние символы плодородия и богатства, благополучия). В обрядах, связанных с рождением ребенка, заметны элементы апотро- пейной магии, призванной уберечь как роженицу, так и новорожденно- го от влияния нечистой силы. Обряд погребения, напротив, практичес- ки полностью пропитан религиозными воззрениями православия. Ос- новная направленность обрядовых действ заключается в обеспече- нии воскресения из мертвых. Поэтому усопшего укладывают в гроб головой к иконам, на восток. И могилу роют таким образом, чтобы уложить его «лицом» на восток (символ грядущего воскресения).Думается, даже такого краткого описания вполне достаточно для доказательства уникальности духовной культуры староверов Старой Добруджи. Поясним, что, говоря о культурной самоконсервации, мы не утверждали абсолютную невозможность ассимиляции. В ходе фоль- клорной практики в качестве респондентов намеренно избираются ис- ключительно люди старшего и преклонного возраста. С их уходом из жизни эта уникальная культура, наверняка, будет в значительной мере забыта и утрачена, поскольку цивилизационные процессы, к сожале- нию, необратимы.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Панченко А. М. Юродство как общественный протест. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984.
Зеньковский В. В. История русской философии. - М., 2001 г.
 Юродство веры: историко-культурный аспект старообрядчества | Русин. 2007. № 4 (10).

Юродство веры: историко-культурный аспект старообрядчества | Русин. 2007. № 4 (10).