РУСИНЫ БЕЗ ЦЕРКВИНЕ ОРГАНИЗУЮТСЯ, ИЛИПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМВ ЗАКАРПАТЬЕНУЖНА ДУХОВНОСТЬ
РУСИНЫ БЕЗ ЦЕРКВИНЕ ОРГАНИЗУЮТСЯ, ИЛИПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМВ ЗАКАРПАТЬЕНУЖНА ДУХОВНОСТЬ.pdf Тема моего выступления касается религиозного фактора сохране-ния единого духовного пространства и имеет отношение сразу к тремпредметам обсуждения на секции «Духовность и культура Карпат». Вмоем сообщении будут затронуты вопросы, охватывающие несколькопроблем, обозначенных в примерной тематике конференции. Это -Карпатская Русь и историческая Россия, Карпатская Русь и русскоезарубежье, Карпатская Русь как наследница Святой Руси, КарпатскаяРусь и духовное возрождение восточнославянских народов, Карпатс-кая Русь и православная цивилизация.Начну с первой проблемы. Это духовная связь Карпатской Руси иисторической России. Под исторической Россией здесь подразумева-ется постсоветское пространство. Русская православная церковь насегодня единственная неправительственная организация, которая нетолько сохранила свое присутствие на постсоветском пространстве,но и наращивает его, открывая новые храмы, приходы, епархии, уве-личивая количество своих верующих. Свидетельство тому и то, чтомы имеем возможность здесь встретиться.Находясь вне политики, церковь прекрасно ладит с властями рес-публик бывшего СССР, которые проявляют веротерпимость по отно-шению к православным верующим, законопослушным в отношенииновых независимых государств и лояльным к их различного рода ру-ководителям и политическим вождям.В то же время церковь сама является духовным вождем русскоязыч-ного населения стран ближнего зарубежья, и русины по праву состав-ляют его духовную сердцевину, я бы даже сказал, его православноеядро. Церковь возглавляет русскую диаспору как неотъемлемую частьрусской нации, к одной из древних ветвей которой принадлежит на-родность русины, не только в духовном смысле, но и в плане ее само-организации как русскоязычной общности людей, объединенных об-щей культурой, общими традициями, обычаями, социально-экономи-ческими и политическими интересами. Причем о церковной политикездесь можно говорить ровно настолько, насколько речь идет о гумани-тарных правах человека применительно к русскоязычному населению:свободе совести и вероисповедания, включая право иметь свою цер-ковную структуру. Все это весьма актуально и для современной Кар-патской Руси.По словам нашего замечательного современника, известного рос-сийского художника Ильи Глазунова, «русский -это тот, кто любитРоссию». Отталкиваясь от этого определения, отметим, что церковьнапоминает русским людям в новом зарубежье, что свою русскостьони могут сохранить только благодаря православию. В этом можно убе-диться на примере всей истории Карпатской Руси, сохранившей своюнациональную самобытность и избежавшей культурной и языковой ас-симиляции только потому, что она хранила веру православную.Решение вопросов духовной и политической консолидации русскойдиаспоры, равно как и ее экономического возрождения, немыслимобез участия православных верующих из числа соотечественников, безподдержки проникнутого православной этикой предпринимательства.Под православной этикой предпринимательства здесь подразумевает-ся Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, тексткоторого принят VIII Всемирным русским народным собором в 2004 г..Являясь организатором русской диаспоры, церковь в условиях раз-доров и конфликтов между представляющими соотечественниковпартиями и общественными организациями выступает в роли един-ственного центра самоорганизации русскоязычного населения, выжи-вания и консолидации русских. На основе церковной структуры -пра-вославного прихода складывается вся инфраструктура русской диас-поры.Сильная Русская православная церковь осталась последней нерасч-лененной структурой на постсоветском пространстве. Скоро она ста-нет еще сильнее. Это случится, когда будет преодолено трагическоеразделение русского православия как следствие революции 1917 годаи гражданской войны в 20-е годы прошлого века. Воссоединение пат-риаршей и зарубежной частей Русской православной церкви благода-ря усилению русского православия в России и в странах СНГ и Бал-тии, в Восточной и Западной Европе, в Северной Америке и во всеммире приведет к тому, что русская диаспора нового и традиционногозарубежья станет единой и влиятельной силой. Когда это случится, тоесть когда укрепятся духовные связи наших соотечественников ближ-него и дальнего зарубежья с Родиной, можно будет уже говорить оформировании единого духовного пространства русского зарубежья.Если мы возьмем конкретно Закарпатье, то церковь имеет в составеУПЦ МП две свои епархии: Мукачевскую и Ужгородскую, а такжеХустскую и Виноградовскую. И как показывает наш сегодняшнийфорум, это большая и грозная для недругов православия сила.Теперь о русской идее. В одном из последних номеров журнала «Рус-ский Дом» есть статья «Национальное задание России», в которой янашел определение, которое, как мне кажется, заслуживает внимания.Я цитирую, тем более, что, на мой взгляд, это понятие подходит и длярусин и русинской идеи: «Русская идея -это стержневое выражениерусского национально-патриотического, православного самосознания,целая система взглядов, умонастроений, высоких политических, эко-номических и морально-духовных принципов, которая предусматри-вает всемерное сбережение русской нации, решительную защиту ееинтересов, независимости страны, воссоздание Русского националь-ного государства при сохранении национальных автономий и обеспе-чении равенства прав граждан независимо от национальной принад-лежности, соборное единение народов и социальных слоев, всех тех,кто любит наше Отечество, в целях возрождения великой России».Оценивая смысл этого понятия и говоря о возрождении, надо пони-мать, что в первую очередь речь должна вестись о духовном возрожде-нии. Потому что, как следует из высказываний российского президен-та В.В.Путина во время его недавнего паломничества на святую горуАфон, «для нас возрождение России неразрывно связано, преждевсего, с духовным возрождением». Ну и не будем забывать также отом, что у русских одним из главных объединяющих их как народ кри-териев наряду с языком, культурой и принадлежностью к государствуРоссийскому является православная вера.Сперва несколько слов о русском языке и русской культуре как ос-новах, на которых зиждется русскость русских людей, благодаря кото-рым они сохраняют себя как великий русский народ.Русский язык в странах нового зарубежья неразрывно связан с пра-вославием со времен особо почитаемых на карпатской земле святыхравноапостольных Кирилла и Мефодия, давших нам первую азбуку иосуществивших переводы на старославянский язык богослужебныхтекстов и святоотеческой духовной литературы.Чтобы лучше защищать русский язык на постсоветском простран-стве, необходимо ясно понимать, с какой целью мы это делаем.Не буду касаться сферы политики и бизнеса. Любить свой язык иуметь его отстоять -эти понятия неразделимы, а для этого нам преждевсего необходимо осознать свою русскость, о чем уже говорилось выше.Перефразируя слова уже цитированного художника И.С.Глазунова (на-помню, он сказал, что «русский -это тот, кто любит Россию»), можноутверждать, что наша русскость -в любви к русскому языку.Для церкви русский, как и карпаторусский языки важны как сред-ство приобщения к духовному опыту предков. Защищая русский иликарпаторусский языки, мы преследуем цель привить новым поколени-ям россиян и соотечественников за рубежом духовные ценности и ду-ховную культуру «Русского мира».Итак, русский народ, как и русины, неразрывно связан с правосла-вием. А язык любого народа, в том числе и русского, - это зеркало,отражающее жизненный опыт, традиции, национальный характер.Поэтому если мы видим симптомы неуважения к русскому языку,стремления вытеснить его, то нет ничего удивительного и в том, что саналогичными проблемами Русская православная церковь по разнымпричинам сталкивается в Эстонии, Украине и в Молдавии.В одном из произведений А.С.Пушкина в качестве эпиграфа выбра-на народная мудрость, гласящая, мягко выражаясь, что не надо винитьзеркало в том, какое изображение вы в нем увидели.Задумаемся, нет ли нашей собственной вины в отношении к русско-му языку, например, в странах Центральной Азии. Как элемент рус-ской цивилизации он на протяжении столетий играл здесь позитив-ную роль, служил средством приобщения народов Востока к достиже-ниям отечественной и мировой культуры. Чем же великий, правди-вый, могучий и свободный русский язык неугоден сегодня населениюи власть имущим государств этого региона? Рискну предположить, чтоне только своей правдивостью и свободолюбием. Дело еще и в том,какое единое информационное пространство мы подразумеваем. Еслимы хотим лить здесь такие же потоки грязи, как у себя дома, то намвправе указать на дверь. Если называть вещи своими именами, одна изявных причин -растлевающая роль информации на русском языке.Как носитель информации всякий язык, в том числе русский или кар-паторусский, нейтрален. Чтобы его, этот язык, уважали, достаточно по-заботиться о духовной безопасности: защищать культурное, духовно-нрав-ственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жиз-ни; сохранять культурное достояние всех народов в новом зарубежье, за-ботиться о духовном и нравственном воспитании населения.Духовное и нравственное воспитание населения -это как раз то,чем занимается церковь. Наша работа -это свет и тепло в душах лю-дей. В духовном смысле мы РАО ЕЭС и «Газпром» вместе взятые.Церковь как единый организм на общем духовном постсоветскомпространстве отстаивает христианские принципы справедливости иморали, заботится о духовно-нравственном здоровье народов бывше-го СССР.Велика роль Московского патриархата и в сохранении и развитии встранах СНГ и Балтии православной культуры и цивилизации. Благо-даря Русской православной церкви верующие соотечественники под-держивают свою духовно-культурную связь с Родиной.Когда мы говорим о работе с соотечественниками, о государствен-ной политике в отношении диаспоры, то давайте не будем забывать,что насильно мил не будешь. То есть нельзя заставить себя уважать,если ты не мил, и трудно ожидать положительных результатов там,где силой навязывают русский язык и русскую культуру.Давайте вернем русскому языку и русской культуре их величие и спомощью русской словесности добьемся для России достойного мес-та в ряду культурно передовых и влиятельных стран мира. А для этогоне будем забывать тысячелетний исторический путь России, великоезначение православия в истории и в развитии культуры христианизи-рованных народов исторической России. И будем помнить, что каж-дый человек, независимо от цвета кожи, религии, расы, национально-сти, языка является носителем образа Божия, нашим братом или сест-рой, равноправным членом человеческой семьи. Это к тому, что сооте-чественники в ближнем зарубежье не должны платить злом за зло,несправедливостью за несправедливость. Лучший способ сосущество-вания - это относиться к окружающим тебя иноплеменникам так, какты хотел бы, чтобы они относились к тебе.Сохранению позиций русского языка мешает не только наша эконо-мическая слабость, но и духовная скудость, и что хуже всего -разоб-щенность русских людей. До сих пор соотечественники за рубежом несмогли или не захотели объединиться вокруг единой организации. Су-ществуют десятки структур, претендующих на то, чтобы представлятьих интересы, и соперничающих друг с другом за влияние на диаспору.А не лучше ли будет перестать драться за первое место, выяснять не-цивилизованным путем отношения, и вместо этого влиться на правахколлективных членов в далекий от распрей и взаимных обвиненийВсемирный русский народный Собор, формулирующий общественнозначимые для различных структур, слоев и групп общества проблемыи освященный нравственным авторитетом Русской православной цер-кви?В заботе о качественном продвижении вперед в работе с соотече-ственниками, составной частью которой является защита русского язы-ка, важно правильно оценивать значение религиозного ресурса. В этойсвязи можно только приветствовать тот факт, что в очередной Комп-лексной целевой среднесрочной программе поддержки соотечествен-ников за рубежом на 2006 -2008 годы по линии правительства Моск-вы нашлось место и оказанию помощи приходам Русской православ-ной церкви за рубежом. И хотя сегодня удельный вес этой помощиневелик и не превышает 1% от общей суммы выделенных средств,будем надеяться, что со временем, в духе старых добрых традиций и вмеру понимания роли православной составляющей работы с диаспо-рой, она достигнет уровня «церковной десятины».Повторюсь, что у русских, где бы они не проживали, на Родине илина чужбине, как в прошлом, так и в настоящем и в будущем, если мыхотим, чтобы оно у нас было, это самое будущее, одним из главныхобъединяющих их как народ критериев является их принадлежность кгосударству Российскому и вера их предков, православная вера.Переходим к другой проблеме. Это духовная связь Карпатской Русии русского зарубежья. Я думаю, что вряд ли сегодня было бы правиль-но сводить все только к тому, что называют «собиранием «Русскогомира», который сам по себе не способен заменить национальную идею,о которой речь пойдет ниже и вокруг которой русские должны объеди-ниться. Сперва надо понять, что нам нужно, а потом уже действовать.А нужно всего лишь понять одну простую вещь: без веры нет России.Как, например, нельзя себе представить Карпатскую Русь без право-славия. При этом будем помнить, что для правильного понимания изрелой духовной оценки совершающихся в «Русском мире» событийнеобходима соответствующая острота духовного зрения.Целью моего выступления как представителя одного из синодаль-ных учреждений Русской православной церкви как раз и является по-пытка обратить внимание соотечественников в Закарпатье на важностьтого, что называют самоидентификацией. На ключевую роль право-славия как культурообразующей религии и ведущего фактора в систе-ме ценностей русинской культуры и самоидентификации русин.Теперь несколько слов о третьей проблеме. Это духовная связь Кар-патской Руси и Святой Руси. Чтобы легче было воспринимать то, очем пойдет речь ниже, приведу очень важное для понимания предме-та обсуждения высказывание президента России В.В. Путина во вре-мя посещения им в августе 2001 года Соловецкого Спасо-Преобра-женского мужского монастыря. Вот его удивительно проникновенныеслова: «Когда-то наша Родина звалась Святая Русь, и в этом был глу-бокий смысл. Без христианства вряд ли состоялась бы Россия. Сегод-ня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни,вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно.Наряду с прославлением русского народа, прославлением, лишеннымвсякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испо-кон веков учили нас уважать другие народы. И эта идея равенства всехнародов перед Богом дожна быть положена в основу внутренней ивнешней политики России». Эти слова главы Российского государстваможно только приветствовать, особенно в связи с дополняющим ихнедавним признанием В.В. Путиным во время вышеупомянутого по-сещения им святой горы Афон того факта, что «Россия -самая боль-шая православная держава».Задумаемся: что же это за понятие такое - «Святая Русь»? Осме-люсь его сформулировать следующим образом: это исконно Русскаяземля и все русские святые, прошедшие на ней свой земной жизнен-ный путь во все века со времен Крещения Руси; все наши православ-ные предки, которые жили по Божией правде, являя собой пример иде-алов христианского служения ближнему и всеобщей братской любвиво Христе. Все они непрестанно молятся о нас как небесные покрови-тели Русской земли и заступники за нас, их потомков.Это святые иноки-подвижники, такие как преподобный СилуанАфонский; богомудрые старцы - преподобный Сергий Радонежский ипреподобный Серафим Саровский; святые патриархи - Иов, Ермогени Тихон; святые благоверные князья - Александр Невский и Димит-рий Донской; небесные покровители первопрестольного града Моск-вы - святитель Петр и преподобный благоверный князь Даниил Мос-ковский; наши современники - святой праведный Иоанн Кронштадтс-кий и преподобный Серафим Вырицкий, святые блаженные КсенияПетербуржская и Матрона Московская, святой праведный воин Фео-дор Ушаков и другие.Невозможно здесь перечислить все их имена: один только списокрусских святых, просиявших в XX веке, на начало октября 2004 годавключал в себя 1588 новомучеников и исповедников российских и про-должает пополняться новыми именами. А всего в сонме всех святых,в земле Российской просиявших, на сегодня прославлено уже болеетрех с половиной тысяч наших предков: людей простых и знатных,представителей разных профессий (от воина до врача), сословий (издворян, духовенства, купцов, крестьян) и званий (полководцев и дип-ломатов, правителей и монашествующих).Память о русских святых священна. Они продолжают вдохновлятьживущих в России и за ее пределами соотечественников примеромжертвенного служения Богу и Отечеству, являют миру несгибаемыйдух православных россиян, служат залогом грядущего духовного воз-рождения России и символом национального единения всех соотече-ственников. Если говорить о Карпатской Руси как о в своем роде ос-колке Святой Руси, то вспомним и некоторых особо почитаемых пра-вославными русинами святых: это преподобные Моисей Угрин и егобрат Ефрем Новоторжский, апостол Карпатской Руси преподобныйАлексий Карпатский, ранее упомянутые учители славян святые рав-ноапостольные Кирилл и Мефодий.И как отметил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алек-сий II в предисловии к книге «Русь Святая. Очерк истории правосла-вия в России», «... опыт общечеловеческой истории показывает: лю-бой народ без веры, без святынь мертв. В равной степени и истокидостойного, благообразного человеческого бытия русской нации сле-дует искать в ее вере -в Православии. Недаром еще Ф.М.Достоевскийвесьма проницательно заметил, что понятие «русский» определяетсяне составом крови, а отношением к Православию. Продолжая егомысль, можно сказать, что Православие со времени Крещения Русисвятым равноапостольным князем Владимиром явилось «духовнойкровью», «духом жизни», питавшим и укреплявшим самый организмрусской нации. И без преувеличения позволительным будет утверж-дение, что без Православия, без Церкви Россия (такой, какую мы зна-ем и любим) не состоялась бы вовсе».Прежде чем кратко осветить вопрос о значении Карпатской Русидля духовного возрождения восточнославянских народов, надо оце-нить, в чем ее сила. Думаю, что не ошибусь, если укажу на правосла-вие. Что же представляет собой русское православие в наши дни? Се-годня паства Русской православной церкви насчитывает около 160 млн.верующих, которые собираются для соборной молитвы в 26590 при-ходах (объединениях верующих вокруг храмов), расположенных в 132епархиях (или церковных административных областях). Это не толькожители России, но и населяющие всю каноническую территорию цер-кви православные группы населения стран нового зарубежья (за ис-ключением Грузии и Армении, имеющих самостоятельные христиан-ские церкви). Православное духовенство Русской православной церк-ви насчитывает 167 архиереев и 24184 священника. Действует 655монастырей (из них 321 мужской монастырь, и 334 -женских), гдеподвизается более 10 тысяч монашествующих.Все это вместе взятое, включая нашу паству на Украине, в Белорус-сии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве,Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Эстонии, составляет еди-ную каноническую территорию, на которой сохраняется юрисдикцияМосковского патриархата. Есть православная диаспора и в традици-онном зарубежье: в настоящее время в 42 странах мира действуют 277приходов, 16 монастырей, 10 часовен и 1 скит. Такова картина совре-менной действительности русского православия.Здесь очень важно подчеркнуть, что христианскую веру русинскийнарод принял в результате осознанного выбора. А благодаря своейжизнеспособности и сохранению своего языка, своей культуры, своихтрадиций, обычаев русины сегодня являются живыми продолжателя-ми духовного наследия наших общих далеких предков, принявшихправославие как самую красивую, глубокую и духовную веру. Благо-даря существованию Карпатской Руси как некого эталона духовностисохраняется надежда на духовное возрождение восточнославянскихнародов.Прошло всего пять веков, как на государство Российское выпалаисторическая миссия стать преемником Царьграда, или Константино-поля (ныне это Стамбул в Турции), где приняла крещение княгиняОльга. После падения Византии под натиском Османской империи (этослучилось чуть более 550 лет назад, а точнее 29 мая 1453 года) нача-лось возвышение в православном мире Святой Руси. С той поры идошла до наших дней ласкающая слух православных россиян религи-озно-политическая доктрина старца Филофея, провозгласившая Мос-кву Третьим Римом. Согласно этой теории, Москва как наследницаВторого Рима должна была с момента падения Константинополя подударами турок стать единственной защитницей и центром вселенско-го православия: «...два Рима пали, а третий стоит, четвертому же -небывать». Под доктриной «Москва -Третий Рим» принято пониматьанализ всего исторического пути вселенского христианства, вехамикоторого стали латинский Рим и греческий Константинополь, и кото-рый привел это вероучение к последнему великому оплоту правосла-вия -славянской Москве. Эта религиозная и церковная идея утверж-дала «преимущественное духовное право России на преемство импер-ского служения православию как единственно неповрежденной пер-вохристианской апостольской вере, право на его защиту и проповедьво вселенском масштабе» («Святая Русь...», с.219). А это, в свою оче-редь, предполагало и христианскую природу Русского государства, ивозвышенный, одухотворенный строй жизни русских, особые нацио-нальные черты русского народа: его удивительную выносливость, тер-пимость, стойкость в перенесении ударов судьбы, сердечную отзыв-чивость на боль и горе соседних народов, готовность по первому зовупридти к ним на помощь, поразительную жертвенность и доходящуюнередко до крайних пределов самоотверженность.Эти качества и свойства русского народного характера побудилицелую череду выдающихся деятелей русской культуры выдвинуть иразвить целое учение о народе -богоносце, призванном в будущемеще сказать свое весомое слово в истории человеческой цивилизации,дав всему миру яркий пример высокой нравственности и духовности.В наши дни символом духовного возрождения России служит образпреподобного Серафима Саровского. В прошлом году вся страна ши-роко праздновала 100-летие со дня его канонизации в лике русскихсвятых, вспоминая его знаменитое изречение: «Радость моя! Стяжисебе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся...». А в этом годуправославные россияне торжественно отметили 250-летие со дня егорождения. Знаменательно, что подготовку к этим торжествам пред-ставители государства назвали «проектом реставрации системы отно-шений церкви и государства». И далее цитирую: «Этот проект полно-стью соответствует посланию президента и его словам о том, что об-щество должно консолидироваться вокруг общенациональных ценно-стей... Преподобный Серафим Саровский на сегодня -главная обще-национальная ценность».С именем духоносного старца преподобного Серафима Саровскогосвязано понятие Святой Руси в XIX веке, возрождение монашества вРоссии, удивительный расцвет православной русской святости, выс-шим проявлением которой он явился. Вся жизнь этого святого под-вижника определялась только двумя евангельскими заповедями -лю-бовью к Богу и любовью к человеку. По словам одного из зарубежныхисториков, « ... в нем сгущается характерная идея русской духовности:преображение всякой твари силою добровольной жертвы любви и со-страдания».Серафим Саровский предсказал страшные бедствия, которые в бу-дущем должны были обрушиться на Россию, он предсказал и ужас-ные гонения на церковь, неисчислимое число мучеников за веру и пол-ное разорение монастырей. Вот его слова: «... произойдет великая про-должительная война и страшная революция в России... разграбле-ние церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Гос-подних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, рекикрови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет еепутем страданий к великой славе...». Святой старец предрек будущеевозрождение «Русско-Славянского Царства». По его пророчеству, Рос-сия «... сольется в одно целое с прочими славянскими странами и со-ставит громадный океан, перед которым будут в страхе прочие племе-на земные...».В заключение кратко коснусь темы, которую можно назвать как ду-ховная связь Карпатской Руси и Православной цивилизации. Внешниенациональные российские интересы в духовной сфере предопределя-ют необходимость выдвижения России на великую роль духовноголидера восточноевропейской цивилизации и ее культурного оплота (вкругах православных интеллектуалов различных стран с преимуще-ственно православным населением возрождается образ поствизантий-ской геокультурной общности в виде некой «православной ойкуме-ны» либо «Византийского Содружества Наций». Позиция церкви та-кова: православным народам -народам единоверным и обычно близ-ким по крови -надо более активно стремиться к единству. Никто недолжен стесняться православного братства, бояться во всеуслышаниеговорить о нем и ради него работать. Единение православных народовне должно быть направлено против кого-либо. Нужно стремиться кмиру и добру для всех, для «ближних и дальних». Необходимо отвер-гнуть любые попытки разделить православные народы, противопос-тавить их друг другу. Православная цивилизация должна остаться са-мобытной, не потерять свою уникальную духовную культуру. Прооб-раз и ядро такой «православной ойкумены» видятся в деятельностиМежпарламентской ассамблеи православия, в число постоянных чле-нов которой входят православные депутаты парламентов России, Ав-стралии, Болгарии, Греции, Кипра, Сообщества Сербии и Черногории,Латвии, Литвы, Молдавии, Белоруссии, Польши, Румынии, Словакии,Украины, Эстонии, Грузии и ряда других государств мира.Вдумайтесь в такие цифры: в России численность православныхоценивается цифрой в 80 млн. человек, на Украине -до 20 млн. право-славных верующих, в Белоруссии -6 млн., в Молдавии -3 млн. право-славных, в Грузии -2 млн. человек. Немало православных и в странахБалтии: в Латвии их 360 тыс., в Литве -320 тыс., в Эстонии -150 тыс.Разрешите мне призвать всех присутствующих здесь соотечествен-ников Закарпатья к тому, чтобы они любили Россию, верили в ее вы-сокое историческое предназначение и ее божественную избранность,научились ценить Святую Русь и ставить ее выше всех идейных раз-межеваний, выше деления на никониан и старообрядцев, западникови славянофилов, белых и красных. Чтобы соотечественники помнилио том, что именно вокруг Святой Руси по идее должно консолидиро-ваться национальное чувство народов России и наших соотечествен-ников за рубежом. И знали, что в этом -залог нашего единства и непо-колебимой веры в преодоление самых суровых испытаний. Чтобы онинадеялись на то, что национально-религиозный идеал Святой Русивсегда будет неотделим от души русского народа, потому что ради это-го только и стоит жить истинным патриотам России. И очень важно,чтобы соотечественники Закарпатья не только понимали это, но и бе-режно хранили заветы предков -любить Россию, беречь Россию, при-умножать достоинства России в глазах человечества и никого не бо-яться, кроме Бога.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 365
Ключевые слова
Москва - Третий Рим, христианства, Православие, Закарпатье, русскостьАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки

РУСИНЫ БЕЗ ЦЕРКВИНЕ ОРГАНИЗУЮТСЯ, ИЛИПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМВ ЗАКАРПАТЬЕНУЖНА ДУХОВНОСТЬ | Русин. 2006. № 1 (3).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2683