РУСИНЫ КАК ПРИЗВАНИЕ
РУСИНЫ КАК ПРИЗВАНИЕ.pdf Я слышал о них давно, но очень невнятно. «Ruthenia - ruthenians»изредка попадались в исторических книжках про средневековых пу-тешественников через Киев на восток. О ком речь? О киевлянах, зна-мо, о ком еще, - так казалось несведущему читателю. В советской ли-тературе на славянскую тему самое близкое, что можно было прочестьс намеком на русин,- мол, за пределами СССР проживает около двухмиллионов украинцев, в основном в Польше и Чехословакии. Подидогадайся, что это о русинах. И больше ничего. На Западе, в этно-исторической литературе для широкого читателя тоже не было ни сло-ва. Это заговор молчания. Смерть забвением. Нет названия - нет наро-да.НеуловимыеИ вот года три тому назад на одной из презентаций словацкого тур-агентства попалась брошюрка «Выходнословенске древлены костоли-ки». «Какая прелесть,- подумал я - похоже на .. Кижи!»... И тут просек-лось: русины...русины... Будто я слышал, в тех краях они живут. Дакто ж такие? Почему имя русское носят?Русские что ли? Любопытство одолело. Надо съездить, от Вены ведьрукой подать. Собрался. Курс на Бардеев, дальше Свидник. Не успелтогда я всю программу выполнить. И до Бардеева оказалось не совсемрукой подать, и церквухи разбросаны по весям, и у каждой надо вый-ти и обойти, и постоять хоть сколько-то, впитать впечатления. Надобыло видеть удивление от первой надписи кириллицей: «Петрова» (де-ревня такая). Дальше больше: надписи на церковных воротах, на ико-нах. Что мог испытать русский человек, видя столько русских знаков встоль нечаянном месте? Трепетную радость, вдохновение, удивлен-ность - все в одном. И буквы, и слова, кресты, московский медведь нагербе - все это не может не создать симпатической тяги, сопричастия.Дорога длинная, можно думать неторопко. Глядя на проплывающиепасторали, лесистые выглаженные холмы, колосящиеся меж ниминивы, кажется, здесь ничего не менялось от зачина веков. Как бы нетак! Здешние места суть самый проходной двор Европы. Здесь оттоп-тались все: и орды и армии, и маркграфы и секир-башка, и конно ипеше. Все сгинули в карпатско-дунайском омуте.Славяне одни пережили эту историческую месиловку. Край благо-датный, но хронически бедный. Один из самых бедных в Европе, икакого-то прорыва не видно и не ждут. Даже туризм здесь очень ус-ловно присутствует. Население медленно, но верно отъезжает. Горькоот обиды. Почему так?Старушки-смотрительницы мне любезно открывали церквы и пус-кали посмотреть. Удивлялись на приезжего «из Москвы». Москву зна-ют, но для них это как будто где-то на Марсе. Из русских сюда никтоникогда не заглядывал. По-русински даже они говорили с трудом, а измолодежи совсем никто. Дальше Бардеева и окрестностей не успелникуда. Русинов я в тот заезд считай что не нашел. Не нашел, но зара-зился. Инкубационный период длился до сего года, когда, пользуясьрасслаблением на работе, решил продолжить поиск. Как раз и поводнашелся: Свитовый конгресс в Кринице. Сборы были недолги. ЧерезБудапешт, Кошицы на север прямо к лемкам в Бескиды....Попрад. Историческая граница расселения русин на запад, разделс моравой и словаками. Когда-то, очень давно. Деревня Стара РускаВесь. Останавливаюсь, спрашиваю:- Пречо «руска?».- Претоже ту бывали никиеда руснаки.- А кде су днесь?- Не вием.... Мушина, на польском схыле Бескид. Останавливаюсь в гостинке.Всюду вывески «Лемки», «Лемковина». Ну, думаю, попал и самую гущурусин. Спрашиваю хозяйку, где, мол, лемки? Про лемок слыхала, новидеть - не видела. Пытаю у трактирщика в «Лемковском трактире»уже в Кринице. Жмет плечами. Неуловимые!Первые группы русин попались у входа на конгресс. Сидят под зон-тиками, пьют пиво и отирают испарину. Жара и в те дни была зверс-кая. Сам чуть жив приехал. На душе отлегло: нашлись родимые. Наконгресс осмелился без приглашения, авось не прогонят. Не прогна-ли. Прямо с прихода подхожу к какой-то женщине с острыми чертами,спрашиваю по-русски, можно ли посидеть послушать. Меня понима-ют и по-русски же дают разрешение. Скажу, было приятно получитьответ на родном языке. Про себя думаю: хорошо, отношение друже-ственное (это при том, что я в Польше, мало ли чего ждать). Не ошибся.На следующий день встретился с ней опять. Она вела рабочую груп-пу, в которую я затесался уже с чувством полноправного участника.Только позже узнал, что это настоящая подвижница русинского делаОлена Друць-Файфер. Должен отдать должное терпению, упорству инеутомимости этой замечательной женщины, которая без тени усталии раздражения выслушивала все споры и беседы участников, в томчисле два моих коротких слова (боюсь, что невпопад). Были и другиеяркие личности: отец Дмитрий Сидор из Ужгорода, Олег Клименко -заступник директора державного архива из Тернополя. Других простоне упомню по именам. Говорили очень много, страстно, иногда оченьгромко. Но показалось мне, что русинское дело страдает от раздроб-ленности и отсутствия внятной организации. Каждый настаивает насвоей правде и не уступает другому.Возможно, это переходной момент становления. Со временем дол-жна появиться какая-то единая, выстроенная позиция. Плюрализм -хорошо, но в меру. Но пока нет единого мнения даже по количествубукв в азбуке. Бытуют три, если не четыре «языка», в каждой странепроживания свой. Трудно уйти от мысли, что эта ситуация исподвольподпитывается. Вопрос формирования единого книжного языка, еди-ного языкового простредья не решается. А без единого литературногоязыка этнос не сформируется. Я, глядя со стороны, вижу именно вэтом немедленную задачу русин. Тем более, она потенциально решае-ма мгновенно, одним волевым движением. Выбрать что-то одно, дахоть по жребию, хоть как, но быстро. Затяжка приведет только к фик-сации разделов, акцентуации различий, отмиранию слабосильных, ма-лочисленных «полков» русин и потере критической массы этноса.Я бы вообще это решение передал в руки некой экспертной органи-зации, где русин бы не было вообще. Например, в Институт слависти-ки в Любляне (вточь название не помню). Есть такой межгосударствен-ный (подчеркиваю: межгосударственный) институт, который занима-ется среди прочего сохранением малых славянских этносов. Заказать -сделают. Такое решение позволит вывести вопрос из-под межрусинс-ких дрязг и влияния титульных народов, которые разводят русинов насвой хохряк. К слову о литературном языке, он уже вроде был и упот-реблялся лет сто, не то больше. И ничего, всех устраивал. Это на кото-ром Духнович написал святые гимны «Я русин был, есмь и буду». Ужавторитетней него никого нет. Духнович это руський Пушкин, негаси-мая свеча.Славяноруський или карпаторуський, как-то так назывался? Потомего то ли отменили, то ли забыли, то ли разлюбили. Непонятно, чтопроизошло. Пропал огромный культурный пласт, с выходами на древ-нюю русскую культуру, на культуру других славянских народов. При-ходится снова изобретать велосипед, три велосипеда, четыре. Скажут,он, дескать, сильно отличается от разговорного. Ну и что? На то он илитературный. У многих народов так. Зато он почти панславянский, ане «уездный». Романшское решение плохое, путь в никуда. Где сейчасэти романцы? В гербарии. Романцы русинам не пример.Спору нет: народность, почвенность - это хорошо. Никто не возра-жает. Но в меру, в меру. Она хороша как колорит, как элемент яркостии выразительности, но не как фундамент.Тезис об удобстве жительству порочен. Это все равно что подвер-стывать школьную программу под троечника. Для удобства житель-ству можно перейти на латиницу, и это в Словакии уже есть. Дажеславянское Евангелие я видел на латинице в одном из сел под Бардее-вым. Потом для удобства можно перейти на титульный язык, а там дляудобства и вовсе забыть, как звали. Все, дальше в гербарий, на пыль-ную полку. А надо к звездам, в поднебесье. Противостоять ассимиля-ции разговорный язык не может. Само собой напрашивается предло-жение вернуться к тому отмененному языку, уже готовому и намолен-ному. Намоленному в прямом смысле, и это многого стоит. Такое син-тетическое решение устроило бы всех и без обид. Так складывалсярусский язык на синтезе славянского и почвенного и создал великуюкультуру. А жительство помучилось-помучилось, но выучилось. Впро-чем, я, может быть, чего-то не понимаю? Как бы то ни было, но ре-шать надо немедленно.Смело, товарищи, в ногу...Другой больной вопрос - организация. Нет единого центра, руко-водства. Нет надежного регулярного финансирования. Все от случая кслучаю, от спонсора к спонсору. Без единого центра его и не будетникогда. А пока что спонсоры - американцы. На конгрессе они всезаполонили. Заметно упование. Американцы держат дистанцию, ста-вят себя хозяевами, по-руськи хорошо не говорят, а «автохтонные» ру-сины скромно жмутся по стенкам, уступая площадку. Спели, спляса-ли и уехали. Слияний в братских объятиях не видел. Неловкое чув-ство.Нет национальной идеи, объединительного порыва, клича. Все как-то сводится на худсамодеятельность и ворошение прошлого. Два при-топа - три прихлопа. Для этнического строительства этого мало. Нетчетко сформулированных задач. Например, добиться сплочения в еди-ный солидарный народ, этнос. Принять что-то вроде морального ко-декса или манифеста, где русинам доходчиво будет сказано, зачем нуж-но быть русином, и что это значит. Уверен, не все русины ответят навопрос: зачем быть русином, когда проще быть словаком. Написатьтам про славянскую миссию, духовный светоч, Святую Русь. Сплестиидеологическую канву в головах. Пусть каждый русин «обязан» будетприехать хоть раз в жизни на Родину, хоть раз внести свой вклад. Всерусины «обязаны» стремиться на истродину. Пусть это будет пока сло-вами, пусть не все послушают, не все доедут. У евреев тоже есть пове-ление всем съезжаться в Израиль. Не все едут, но заповедь как бы есть.Кого-нибудь да проймет.Надо назначить если не административную, то условную столицу,символическую столицу. Побольше символов, культовых мест, дат.Символов у русин маловато. Надо учредить нацдень, когда все русиныдолжны брататься и поднимать бокалы. Обязательно нужна этничес-кая политпартия с единой программой действий во всех странах про-живания. Без такой партии или ее эквивалента вообще ничего не до-биться. Нужен национальный проект. Далеко ходить за примерами ненадо, достаточно взглянуть на Балканы. И не надо никого бояться истесняться. Нас мало, но мы в тельняшках! ...Духом окрепнем в борьбе.Нравится...И еще одно впечатление я вынес с конгресса. Я его и не сразу-то иощутил. Нашлись ведь люди, которые в центре Европы, враждебнойвсему русскому, не стесняются называть себя этим именем. Это во вре-мена антирусского помешательства, когда на русских плюют все, комуне лень, ноги вытирают, когда русскими пугают детей и вешают всесмертные грехи. Жду, что сразу замашут руками: это вы русские, а мыникакие не русские, а русины и пр. Но я все равно так думаю попереквсех протестов. Мне так приятно думать.Мы - память...Выше я говорил, что не ошибся в своих первых впечатлениях. Заэто короткое время не только было доброжелание, а даже приязнь комне как к русскому человеку, проявившему внимание к русинам, вни-мание, которого им не хватает.Да что внимания! Простого знания нет. Без большой натяжки могусказать, что кроме меня и моей жены в России вряд ли кто о русинах ислышал. И это ужасно. О русинах знать не просто интересно, о нихнадо знать. Как надо знать своих предков и пращуров любому духовноразвитому человеку. Русины это наше все. Это наше начало, исток,притом живущий, говорящий. Это живая нить не в детство - во мла-денчество славян. Русины - это общее достояние славянства. Об этомдолжны помнить и заявлять прежде всего сами русины. Мы не простоэтнографический курьез. Мы всех вас корни суть. Мы те, откуда выпошли. Мы первокрещенные. Мы на тысячу лет старше МосковскойРуси. Мы древняя сказка наяву. Поэтому большие славяне просто обя-заны нас спасти и сберечь, любить и лелеять. Надо подхватить и осво-ить этот панславянский лейтмотив, вознестись метафорически с плос-кости в объем, поправ мелкопоместный национализм. Надо стать выше.Для этого есть все основания.Не у всех славнародов есть глубокий историзм, признанное правопервородства и призвание. Это будет идеологическим обсягом животаруського, с пафосом, с песней, с посылом понятным и выголосован-ным всем, а не только самим себе. ...Мы - вечная память друг друга.Мы совсем далеко от Москвы, мы одни против всех - волком вой...Надо активней себя «пиарить». На деревенские спевки ходить хоро-шо, но надо, чтоб о тебе знали другие. Надо работать в больших сто-лицах. Сегодня о себе можно заявить и быть понятым только на языкепиара, рекламы. Выход в поле зрения и внимания больших народов -залог выживания и незабвения. Работать надо в Киеве и Варшаве, вМоскве и Берлине. И в Брюсселе, в Брюсселе, в Брюсселе - 60% насе-ления Европы суть славяне (если мерить до Камчатки). Вы, русины,знали об этом? Громче говорить надо.Услышат. Еще же бы вы знали: вЕвропарламенте создана русская этническая партия Татьяны Жданок.Опа депутат Европарламента от Латвии. Партия создана для защитыинтересов русского населения в Прибалтике и во всей Европе, это язык,школы, самоуправление и все прочее, что нужно и руським. Вливай-тесь!Вас никто не накажет. Не те времена У нее есть сайт в Интернете.Дальше. Почему в Москве даже нет русинского землячества? В Моск-ве живут и трудятся тысячи русин. Где оброда? Это ж кому сказать! Всамом большом славянском государстве, в самом родном - и нет обро-ды? Нет даже культурного центра!Срочно найти людей, поручить. И найдутся, и займутся. В Москвенадо работать! Скажут: рука Москвы. Пусть скажут. Недругов не уб-лажишь, клеветников не переспоришь. Надо делать свое дело, а нечужое, требовать, что нужно русинам, а не что хочется спонсорам. При-гласить СМИ, поместить информативные материалы, ну, например,начиная с журнала «Вокруг света», заказать передачу на ТВ. Обяза-тельно надо написать обзорную книжку про русин, именно для рус-ского читателя с идеологемами славянства, Святой Руси.Такая литература нарасхват. Москва сразу узнает про русин, и воп-рос обретет звучание на русском языке. ...Мы хотим, чтобы слышаливы, как взывает наш голос живой.Что мне в имени твоем, русине?Я как русский человек, славянин, не могу остаться равнодушным крусинам. Почему-то болит душа за них, хочется что-то сделать, и то,что написано выше, с песней, это оттуда, изнутри. Пусть это идеал,мечта. Жизнь никогда не досягает его, но он должен быть. Пусть реетзнамя! В ваших руках. Это знамя нужно России, русским и другимодушевленным славянам, которые помнят пути к звездам. Это и естьваше призвание.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 301
Ключевые слова
русин, Бардеев, Духнович, славянинАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
