МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА | Русин. 2006. № 2 (4).

МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА

МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА.pdf География - самый постоянный фактор в жизни любого народа.Географические условия свели молдаван и русинов на юго-восточныхсклонах Карпат. Широта Карпатских гор, Верхнее Потисье и Карпато-Днестровский регион вот уже больше тысячи лет населены русина-ми1 , и почти столь же продолжительна история их взаимодействия спредками молдаван волохами и с самими молдаванами. Начало их вза-имодействия оказалось драматичным.Предки русинов склавены еще в VI-VII вв. столкнулись на Дунае сволохами. Об этом есть свидетельство в первой русской летописи:«Волхом бо нашедшем на словени на дунайския, и седшем в них инасилящем им..»2 . Возвращаясь после «дунайской встречи» на север,славяне во время т.н. «карпатской стоянки» конца VII-IX вв. могли на-ходиться под влиянием волохов-жрецов. Возможно, именно поэтомуславянские жрецы, переселившиеся позднее из Тиссо-Дунайской Чашина Русь, и получили имя «волхвы», а многие русины остались воло-шинами.Но не только волхованию учились славяне в Карпатах от волохов.Немногим больше века прошло после 863 года, когда св. Кирилл иМефодий проповедовали христианство в Моравии и Паннонии, а поз-же и в Болгарском царстве, в пределы которых входила и Подкарпатс-кая Русь. Карпаты стали цитаделью восточного христианства, котороечерез сто лет распространилось на Восток - на земли Святой Руси.Русины первыми из русских получили золотой фонд византийскойдуховности в сжатом, «упакованном» виде - в переводе духовных ибогослужебных книг на славянский язык. В 988 г. и позднее священ-ники-русины, обогативши Карпаты светом веры Христовой, принялиактивное участие в крещении остальной Руси. Летописи на Руси упо-минает нас как русинов болгарского подданства, а затем и как руси-нов-угринов, т.е. жителей Угорских (Карпатских) гор3 .Так православно-христианские религиозно-философские этическиеосновы были усвоены русинским сознанием уже на своём славянскомязыке через кирилло-мефодиевское наследие, получивши их в чистомизбранном виде. То, что христианско-православная культура была при-несена церковнославянским языком без латыни и греческого (с егоязыческим античным и философским наследием), подарило русинамвозможность сформироваться с чистого листа, приняв с рук Кириллаи Мефодия очищенные духовные бриллианты4. Но это самое обстоя-тельство обогатило и православных молдаван, которые до XVIII векапользовались церковнославянским языком, как римляне и немцы ла-тинским.На Западе, по мнению Арнольда Тойнби, папы одерживали «неиз-менные победы в силовых поединках между Григорием VII и Генри-хом IV или между Иннокентием IV и Фридрихом II»5. Это явление,папоцезаризм, вроде бы заложило основы духовной свободы Запада.Однако идея теократического государства, духовный тоталитаризмримской церкви, духовная полиция, стоявшая на службе у государства(инквизиция), были как раз неведомы Византии, карпатским русинам,всей Руси6 и Молдавии. Именно они и сложили восточную православ-ную цивилизацию. Вот почему мы с благодарностью вспоминаем оДимитрии Кантемире как о правителе византийско-православного духа,сыгравшем важную роль в истории Молдавского государства.Летописная легенда о возникновении Молдавского государства даетключ к пониманию раннего молдавского этногенеза как процесса во-лошско-русинского духовно-православного синтеза. Воевода Драгош,глава группы мараморошских охотников, преследующих тура, вероят-но, происходил из русинского рода Драгошей, из той христианскойземли, где ступали ноги равноапостольных Кирилла и Мефодия и ихучеников. Пришли сюда люди, владевшие прарусинским-славянскимязыком (ставшим позже церковнославянским). Так переплелись исто-рия, судьбы и духовность наших народов.Не исключено, что персонаж легенды - личность историческая, су-ществовавшая в действительности. В русинском Закарпатье - и толь-ко там - и поныне сохраняются русинские фамилии Драгош, Дрегош,Долгош, есть даже поселение Драгово на сегодняшнем русинскомМарамороше-Сигете. Нельзя исключить, что и сам этноним «молда-ване» - производное от русинского слова «младавчук-молдавчук», по-скольку и сегодня часто встречается в Закарпатье удивительная ру-синская фамилия Молдаванин, Молдавчук, особенно в районе горно-го Ясиня.То, что в Молдавии встечаются подобные фамилии с корнем «Мол-дав»,- очень показательно, поскольку два народа, русины и молдава-не, сохраняя свой этнос, принимали фамилии по имени своего этноса.Так, в Молдавии есть фамилии, подтверждающие свой этнос, а руси-ны еще в большей степени сохраняли себя, дая себе фамилии Русин(самая распространённая), Руснак, Русинко, Русанюк, Русинович, Ру-синский, Русняк, Русиновский и т. д.То обстоятельство, что в XIV-XV вв. молдаване были действитель-но молодым, только формирующимся народом, отделившимся от во-лошского этноса, может быть правдоподобной версией происхожде-ния нового молодого народа. Так, по сравнению с молдаванами дей-ствительно русины, венгры, волохи, татары были «старше» тех при-шельцев-молдавчуков, заселявших восточные склоны Карпат. Поэто-му можно предположить, что имя «молдаване» не случайное. Оно,кроме корня «молодой-молдавчук», несет в себе и омолаживающее ду-ховно-мистическое значение, обещающее им духовное будущее.Действительно, в истории молдаванам повезло больше, чем руси-нам. В отличие от молдаван, русинам так и не дали создать свое от-дельное государство в составе Австро-Венгерской империи. Но приэтом они имели юридический статус автономии в составе Венгрии 1918года (согласно венгерскому закону № 10), 27 лет имели свою автоно-мию, Подкарпатскую Русь, в составе Чехословакии (с 1918 по 1946годы), свои русинские школы (430 школ), правительство автономии,гимн, герб, флаг. Все это зафиксировано в обстоятельной всеобщейистории русинов «Энциклопедии Подкарпатской Руси» (уже вышловторое издание), «Русинской педагогической энциклопедии», «Исто-рии Подкарпатской Руси», «Истории Карпатской Руси». Русинскаяэтнокультурная самобытность раскрыта в «Грамматике русинскогоязыка», русинских словарях. Во всём мире русины признаны, кромеУкраины.Русинов и молдаван объединяет не просто этнокультурная толеран-тность, но и взаимная генетическая симпатия. В анналах Молдавско-го княжества, в трудах молдавских летописцев и писателей-классиковне зафиксировано ни одного случая молдавско-русинских межэтни-ческих конфликтов. Такие конфликты пыталась скорее изобрести ру-мынская историография. Николае Иорга знал, что восточнее КарпатДрагош встретил русского пасечника Яцко (сегодня у русинов частовстречается такая фамилия), тем не менее, не приведя каких-либофактов столкновений молдаван с русинами, заявлял, что «румынская»колонизация Карпато-Днестровских земель столкнулась с русской (ру-синской) колонизацией. Признавая наличие русских среди знати Мол-давии и высказав даже мысль, что воеводы начального периода мол-давской истории были русскими (русинскими) по происхождению7 ,не упомянул о проживании в Молдавском княжестве множества рус-ских, то есть русинов-крестьян, даже много позднее, в конце XVIIвека, составлявших, как свидетельствовали молдавские летописцы,треть его населения. Штефан Чобану, поступая в духе антирусскойконъюнктуры, высказал мнение о том, что утверждение молдавскойгосударственности в XIV в., якобы, столкнулось с попытками русько-го (русинского) князя Юрия Корятовича (1374) создать «славяно-ру-синское» государство в северо-восточном углу Молдавии8 .Третий именитый румынский знаток молдавской истории, АлександрБолдур, приводил в своих трудах взятый из Лаврентьевской летописисписок русских городов, существовавших в Карпато-Днестровскихземлях до образования Молдавского государства, документ 1395 г., вкотором Молдавское государство названо Россовлахией, и данные отом, что в песнях Галицкой Руси Молдавию называли Молдославией.Но вслед за Н. Иоргой он утверждал, что эти сообщения появились влетописях вследствие «славянского влияния на румын Молдавии». От-метив, что в Килие и Белгороде официальным языком еще до образо-вания Молдавского государства являлся русский, он, тем не менее,дерзнул утверждать, что эти города уже тогда, за века до появленияэтого этнонима, вроде бы были населены большей частью «румына-ми»9. Исходя из текущих политических нужд Румынии 30-х гг., исто-рик пытался обосновать даже волошское происхождение тиверцев иуличей.То обстоятельство, что в Молдавии русский язык являлся офици-альным, А. Болдур вопреки всякой логике объяснял не проживанием вкняжестве руського-русинского населения, а исключительно влияни-ем Галицкой и Киевской митрополий на Молдавскую православнуюцерковь. Но имело место и влияние молдавских епископов на духов-ную жизнь Карпатской Руси. Вопреки всем известным уже в то времяисторическим фактам и, повторим, используя этноним, изобретенныйтолько в начале XIX в., он утверждал, что в Бессарабии уже в концеXVI столетия преобладали «румыны»10. Приведенные румынскимиисториками факты, их попытки проигнорировать уже введенные в на-учный оборот исторические сведения о русинах, псевдонаучные спе-куляции на недостаточно изученных моментах этнической историиследует расценивать как дополнительное признание факта многовеко-вого русинского присутствия в Молдавском княжестве.Чуждую науке антинациональную, даже антиукраинскую позициюзанимает по вопросу о русинах Молдавии украинская историография.В нарушение общепринятого в научном мире принципа историзмаименуя украинцами насельников Южной Руси едва ли не со временАдама и Евы, она преднамеренно замалчивает существование руси-нов в Карпато-Днестровских землях в домонгольский период и бездо-казательно отказывается признать их проживание в Молдавском кня-жестве.Небрежно, всего одной строкой сообщил о вторжении казаков и та-тар в Молдавию в 1650 г. и ее «жестоком опустошении» львовско-ав-стрийский профессор, а затем советский академик М.С. Грушевский(1866-1934)11. Неужели он не знал, что более трети населения этой зем-ли в то время составляют такие же, как в Подолье, Галицкой и Подкар-патской Руси, Буковине, других западных древнерусских землях, русь-кие люди, русины? Судя по всему содержанию его труда «ИсторияУкраины-Руси» и других работ, знал о русинах, но! Штрих к порт-рету академика: знал - и преднамеренно не стал объяснять даже свое-го явного одобрения учиненному в Молдавии разбою. У него былазадача, поставленная поляками и австрийцами, - придумать-сфабри-ковать историю Руси-Украины только для украинцев.Курс на игнорирование проживания в средневековой Молдавии рус-ского (русинского) населения продолжила и украинская историогра-фия советских времен. Русинов избегали называть по имени, их нео-пределенно именовали «восточнославянским населением». К ним, вдухе Грушевского, относились даже как к чуждому, враждебному «ук-раинцам» народу12. Во время похода войска Богдана Хмельницкого вМолдавию в 1650 г.13 (взглянем вновь на это событие в своем обобща-ющем труде) столица княжества Яссы была взята казаками без боя,молдавские полки, собранные турецким ставленником Василием Лупу,частью разбежалось, а частью присоединились к казацкому войску.Однако никаких разъяснений причин столь необычного поведениямолдавских воинов автором не дано14. Не потому ли, что все они былиправославные, а многие и русины, и в принципе не желали воеватьпротив русских людей, из которых состояло войско Богдана?Избегали упоминать о существовании в Молдавии русинов и укра-инские историки-эмигранты. Безосновательно, в нарушение принци-па историзма, именуя русинов украинцами, Орест Субтельный отме-чал приоритет расселения русинов только на Буковине15. Стремясь,подобно румынским историкам, изобрести борьбу между русинами имолдаванами, Наталия Полонская-Василенко пишет о борьбе «укра-инских» (надо понимать - русских, русинских) бояр за власть в Мол-давии в конце XIV столетия, якобы завершившейся победой «румынс-кой» династии Мушатинов, и без всяких на то оснований определяеткняжество как «национально необозначенное» государство. Молдавс-кого господаря Стефана Великого она, не приводя доказательств,объявляет покровителем «украинской» культуры, а описывая поход за-порожцев против турок и татар в 1609 г., признает, что при этом «былиразграблены Килия, Измаил и Аккерман». Однако о том, что большин-ство жителей этих городов составляли православные русины и молда-ване, а не мусульмане, не сказано16 , - очевидно, чтобы не бросить теньна «козацьку» доблесть. По существу, признавая особую, отличную отмалорусской этнокультурную идентичность русинов Молдавии, не упо-минали о существовании русинов в средние века в Молдавском кня-жестве, а их потомков - в Молдавской Советской Республике авторыэтнологических работ17. Замалчивая, подобно румынской историогра-фии, существование русинов в Молдавии, украинская историографиявыдает свою этнокультурную отчужденность от русинского этноса.Но как взаимодействовали русины и молдаване в действительнос-ти? Судя по молдавской легенде и данным археологии, в серединеXIV в. волошско-русинские беженцы из Марамороша во главе с вое-водой Богданом встретили на восточных склонах Карпат потомков древ-нерусского населения этих земель, которые по-прежнему называли себярусинами. На рубеже XVI cтолетия они, как показал историкЛ.Л. Полевой, составляли 40% населения Молдавского княжества18.В 1490 г. русины и молдаване под водительством Андрея Борули попрозвищу Муха19 подняли совместно восстание, которое охватилоЩепинецкую землю и Покутье20. «Некий Муха из Молдавии, - сооб-щает епископ Перемышля Ян из Торговиска, - в короткое время со-брал толпу войска из сельских людей в 9000 человек. Он вторгся в тучасть русской земли, где лежит Снятин. Город был взят и разрушен.Потом он захватил многие города и села вплоть до Галича и подчинилсебе»21 .Кажется, ясно сказано: места, где расположены Снятин и Галич, -это часть русской земли. Самого Муху, признает молдавский историкН.А. Мохов, источники называют то «волошин», то «руський»; осно-ванием для наименования его волошином22, резонно отмечает ученыйдалее, могло служить его происхождение из села, живущего по волош-скому праву или, что показательно до сего дня в Закарпатье, жителясела, в котором компактно, небольшими группами жили волохи. Дру-гой причиной тому, добавим мы, могло быть то обстоятельство, чтоМуха был молдавским подданным, а Молдавию на Руси и в Польшечасто называли «Землей Волошской». Удивительно другое: установкана замалчивание русинской идентичности вождя восстания сработалаи в этом случае. Даже столь объективный ученый как Н.А. Мохов до-пустил отступление от принципа историзма и назвал Муху почему-тоукраинцем.О какой-либо борьбе молдавских бояр или властей Молдавскогокняжества против восстания Мухи данных нет; очевидно, православ-ный господарь Штефан Великий им сочувствовал. Повстанцы-руси-ны и молдаване были разбиты войском католического короля под Ро-гатином, только Муха с горстью соратников ушел в Молдавию, в русь-кий Белгород. По приказу господаря они были заключены в темницу -во избежание дипломатических коллизий или просто укрыты отпольских преследований. Через год их выпустили на свободу, и онивновь подняли восстание и повторили поход на Львов. Поход 1491 г.также закончился поражением. Андрей Боруля был схвачен, отвезен вХотин и там обезглавлен. Его соратников сбросили со стен крепости.В 1492 г. - вот он, неукротимый дух русинов! - восстание в Щепе-ницкой земле и Галицкой Руси возобновилось. Его новый руководи-тель принял славное имя Мухи. Шляхтичам удалось его выследить исхватить близ Галича. Его отправили в Краков, где он был замучен втюрьме. Но память о Мухе сохранилась в народе. В Червонной и Га-лицкой Руси, отмечал русский историк XIX в. Д.Зубрицкий, желаяподчеркнуть чье-либо мужество, еще долго говорили: «Як козакМуха»23. Могли ли говорить так русские люди о том, с кем не ощуща-ли этнокультурного родства? Русское происхождение вождя восста-ния признавали и средневековые польские историки. Именно с вос-стания Мухи, за 60 лет до основания Запорожской Сечи, начинали ониисторию казачества24. Русины Молдавии вправе считать Хотин свя-тым местом русинской истории, а Муху - «волошина» и руського че-ловека - одним из русинских национальных героев.Тесно связан с русинской историей святой Штефан Великий, зало-живший духовно-национальные основы Молдавского государства. Какизвестно, в русских летописях он упоминается как «Стефан, воеводаволоский». Штефаном его называют молдавские летописцы, начинаяс Григория Уреке. Кроме молдаван и румын, до сего дня имя Стефан вформе Штефан имеется только у русинов. Дело историков выяснить,кто у кого позаимствовал эту форму имени. Мы же отметим, что егообщность еще раз подтверждает древние контакты карпатских руси-нов с основателями Молдавии. Общеизвестно, что Штефан Великийвладел древнерусским (русинским) языком и, вероятно, разговаривална нем в семье. Его вторая жена Евдокия была сестрой киевского кня-зя Димитрия Олельковича, и данных о том, что она знала молдавскийязык, нет.В исконно русинском краю, на Буковине, нашел Штефан Великийдуховную поддержку и вооруженную опору после трагической длямолдаван битвы с турками в Белой долине в 1476 г. В дни, когда наполе битвы победители воздвигали пирамиды из голов убитых молда-ван, когда часть молдавских бояр изменила Штефану и перешла насторону османов, на севере княжества из русинов формировал госпо-дарь новое войско. Это войско переломило ход войны, казалось, ужевыигранной мусульманами. Поддержка, оказанная русинами Штефа-ну в критический момент, свидетельствует о их стойкости и лояльнос-ти православному Молдавскому государству. Поэтому предположениео добром и уважительном отношении Штефана Великого к русинам, ких языку и культуре, совершенно закономерно.В те времена это было известно и за пределами Молдавии. Усы-пальницу св. Штефана в монастыре Путна освящали 64 православныхиерарха из Молдавии, Галиции, Валахии и Киева. Участие священни-ков-русинов в этой церемонии дает основание и нам, современнымрусинам, считать Штефана и нашим святым, житие которого - обра-зец для подражания не только для молдаван, но и для сегодняшнихрусинов и русских. Стратегическая ориентация на Москву, идея пра-вославного интегрализма, а значит, и дружбы молдаван с русинамиМолдавского княжества, заложенная им в сознание молдавского наро-да, остается в силе и сегодня, спустя века.Еще одну заслугу в распространении православия на Руси вправемы отнести на счет русинов. Как уже отмечено, в Х веке подкарпатс-кие русины болгарского подданства помогали крестить остальнуюРусь, неся всем русским прарусинский славянский язык и духовнуюлитературу, а с ней и квинтэссенцию византийского православия вре-мен его расцвета. Густав Шпет, западник, стоящий на позиции превос-ходства западной культуры, зло сетует: жаль, что «нас крестили по-гречески, а язык нам дали болгарский... Солунские братья сыгралидля Руси фатальную роль»25. Но история подтвердила верность духов-ного выбора русинов. Он оказался спасителен. Иначе бы не сформи-ровалась и вся историческая русская нация26 , духовной сердцевинойкоторой является православие, язык Кирилла и Мефодия, древняя свя-тая русскость.Русины с благодарностью вспоминают подольского русского князя,который со свитой прибыл в русинский край как мирный гость. В ХІVвеке подольский князь Федор Корятович27 с многочисленной свитой,спасаясь от преследования польского короля, поселяется в центре ру-синской земли в доминии Мукачевской. Промыслительно он подкреп-ляет там и православие, и русинский (руський) дух, поскольку в товремя венгры, ставшие католиками, вводили новую веру и в среду сво-их подданных русинов. Но смогли они это сделать, т. е. духовно сло-мить часть русинских священников (60 из 1000), только в 1646 году,введя унию и в Ужгороде. Ужгородская уния, только через 50 лет пос-ле польско-брестской унии 1596 г. введенная при посредстве рычаговгосударственного насилия, вынудила часть тамошних русинов к под-чинению Риму28. Но непременными условием подчинения Риму руси-ны поставили сохранение восточного православного обряда и церков-нославянского языка (очень близкого к русинскому) в качестве языкабогослужения. Тем самым они и среди униатов сохранили свою русь-кую идентичность.В то смутное для Руси время на помощь ей приходят и здоровыерусинские силы Молдавии. В XVII столетии именно русины Молдав-ского княжества дали Святой Руси, Молдавии и всей мировой культу-ре таких просветителей, как митрополит Киевский Петр Могила29 иосновоположник общерусского языка Памва (Павел) Берында. Это онв 1637 г. выпустил свой знаменитый «Словарь славяно-русский», за-ложив тем самым также одну из важнейших основ общерусского го-сударственно-политического единства. А Петра Могилу наш подкар-патский русин Юрий Венелин-Гуцу (1802-1839)30 еще 150 лет назадсравнивал по значимости просвещения России с царем Петром I. «Япривел только параллель между принцем Петром Могилою и ПетромВеликим, - пишет он,- но не решусь отдать кому-либо из них преиму-щество относительно черты просвещения России»31. Уже тогда об-щество высоко ценило митрополита Петра Могилу. И сегодня мы вспо-минаем наших предшественников, верно служивших Святой Руси. Нодля нас, русинов, показательно, что высокую оценку Петру Могиледал русин Венелин, у которого и приставка к фамилии молдавская -Гуцу32.Как и русины, молдаване искренне придерживались мнения-идеи,что Москва (точнее вся Россия) - Третий Рим33, и им, как и всем пра-вославным, надлежит находиться в подданстве православного москов-ского государя, где вера их отцов сохраняется свято. Через 150 летпосле кончины Штефана Великого, в середине XVII в., его курс напереход Молдавии в русское подданство продолжил господарь Геор-гий Стефан. Но смеет ли кто утверждать сегодня, что руськие-русины,по данным молдавских летописцев, составлявшие в те времена третьнаселения Молдавского княжества, не участвовали активно в форми-ровании этого пророссийского курса? Безусловно, они свою миссиювыполняли достойно, к чему призваны и сегодня.Посольство митрополита Гедеона положило начало целой серииподобных миссий молдаван в Москву. Особое место в молдавско-рус-ском взаимодействии занимает и Дмитрий Кантемир. С его именемсвязана решительная попытка Молдавии освободиться от двухвеко-вой зависимости от турок и осуществить древний проект ШтефанаВеликого и Георгия Штефана об объединении с православной Росси-ей. 13 апреля 1711 г. воевода Димитрий заключил с Петром I Луцкийдоговор, который предусматривал присоединение Молдавии к Россиина конфедеративных началах. События, последовавшие после этого,интересны так же тем, что выявили существование в Молдавии массо-вого молдавско-русинского двуязычия.Сам Дмитрий Кантемир с детства знал славянский язык, русскийкнижный язык того времени. Но, видимо, не только книжный. В про-странных описаниях Прутского похода, данных молдавскими летопис-цами Николаем Костиным и Иоанном Некулче, ни слова не сказано окаких-либо трудностях в общении не только господаря и молдавскихбояр с царем Петром I, его министрами и генералами, но и простыхмолдаван с русскими солдатами. Им не требовались переводчики34,ибо древний русинский язык был понятен и молдаванам, и русским.Прутский поход Петра окончился неудачей, но для молдаван он сталвдохновляющим прологом освобождения. Отчасти это стало заслугойДмитрия Кантемира. Многие исследователи приходят к выводу, чтокак преподобный «Александр Невский сделал выбор, сравнимый позначимости с выбором веры при св. Владимире»35, так и Дмитрий Кан-темир, принимая решение о судьбе Молдавии, приносил в жертву себя,посвятивши свою жизнь служению молдавскому народу. Уехав в Рос-сию, он продолжал помогать Молдавии своими научными трудами иконсультировал российского императора по вопросам восточной по-л и т и к и .Однако в Молдавии утвердились фанариоты, правители-греки. Ониразрушали благодатную молдавско-русинскую двуязыковую среду.Ассимиляция русинов усилилась. Но родной язык теряла и молдавс-кая знать. К концу столетия молдавские бояре даже обращения к пра-вителям России предпочитали составлять на греческом языке. Но ониоставались православными и выступали как православные и от именимолдаван. Пребывание Молдавии под русским управлением во времявойн с Османской империей (в 1739, 1768-1773, 1787-1791 и в 1806-1812 гг.) укрепило в молдаванах уверенность, что присоединение Мол-давии к Российской империи возможно и спасительно. В 1812 г. имудалось осуществить свой древний геополитический проект: частьМолдавского княжества, названная Бессарабией, вошла в состав Рос-сии36.Судьба части княжества, компактно населенной русинами, оказа-лась труднее. В 1774 г. Буковина была оторвана от Молдавии и переда-на католической Австрийской империи. Общение молдаван и русиновбыло прервано. Русины Буковины были, казалось, обречены на на-циональную ассимиляцию европейским католицизмом. В этом смыс-ле меньшим злом оказалось даже магометанское владычество надМолдавией. Обложив Молдавию данью, мусульмане не трогали веруправославных. Магометанство оказало православию и славянству «бес-сознательную услугу [] оградив первое от напора латинства, спас-ши второе от поглощения его романо-германством»37. Иными слова-ми, оно оградило Балканы и Молдавию от уничтожающего влияниязападной цивилизации, жестоко уничтожавшей малые народы Евро-пы38, в том числе русинов.Это был опасный период русинской истории. Рим давно потерялмонополию на духовное насилие. Но еще в XVI веке явился Лютер сцезарепапизмом, а затем с цезаризмом39. Европа, во многом из-за лю-теранского принципа cujus regio, ejus religio, «чья власть, того и вера»,стала ещё и могилой для иных верований, а значит, и народов. Сохра-нение православной веры как духовного стержня обеспечило и молда-ванам, и русинам непрерывность духовной традиции и культурнойсамобытности даже в рабстве40. В Западной Руси имелись иные при-меры. Контакты князя Даниила Галицкого с Ватиканом подорваливнутреннее единство Галицко-Волынского княжества, размыли госу-дарственное сознание его правящего класса. Как отмечал Г. Вернадс-кий, несколько драматизируя ситуацию, «вся его (Даниила) Отчинавсего через полвека была полностью захвачена, окатоличена, все сле-ды русского (русинского) и православного стерты»41. Сохранив право-славие, русины Буковины сохранили свою русскость.С присоединением Бессарабии к России молдаване и русины, насе-ляющие север этой области, особенно Хотинский уезд, вновь оказа-лись в составе одной административной единицы. Их этнокультурноевзаимодействие получило продолжение, но этническое развитие по-шло по различным направлениям. Молдаване сохранили свое имя, авот русинов новая администрация по внешнеполитическим сообра-жениям предпочитала именовать малорусами42. Немногочисленныеинтеллигенты из местных русинов остались на позициях общерусско-го интегрализма и называли себя просто русскими. Галицко-русские ибуковинские интеллигенты стали на те же позиции под угрозой на-силсьтвенной полонизации и германизации. Не было написано ни од-ной книги по истории русинов Карпато-Днестровских земель. В итогев то время, когда молдавский народ, претерпевший османское иго, кон-солидировался в нацию, а численность молдаван за сто лет развитияБессарабии в составе Российской империи возросла в шесть раз, руси-ны, попавшие под гнет Австрии43, начали забывать свое древнее само-название. Усилилась ассимиляция русинов и в Бессарабии. В концеXIX - начале ХХ в. русины, особенно в Бельцком и Сорокском уездах,где проживали чресполосно с молдаванами, начали массами перехо-дить к молдавской этнической самоидентификации44 .Тяжкий удар нанесла по галицкому и бессарабскому русинству ми-ровая война 1914-1918 гг.45. Под видом борьбы с «москвофильским»движением австро-венгерские власти физически уничтожили большуючасть галицко-русской интеллигенции, а также обладавшей русинс-ким сознанием интеллигенции Буковины46. Тем не менее, в ходе рево-люционных потрясений 1917-1920 гг. русины предприняли ряд попы-ток государственного строительства. В Галичине была провозглашена(на пару дней) Народная республика (ЗУНР), а в Подкарпатской Руси- Русская (русинская) автономия «Руська Крайна»; в 1918 году реше-нием мирной Сен-Жерменской конференции (под Парижем) Подкар-патская Русь вошла в состав Чехословацкой Республики на правахширокой автономии. 5 февраля 1919 г. была провозглашена даже ру-синская Гуцульская Республика с центром в селе Ясиня47.Самым ярким свидетельством братского единства русинов и молда-ван стало Хотинское восстание, поднятое ими на севере Бессарабии.Атакой на румынский пост в ночь на 19 января 1919 г. восстание началотряд молдавских партизан под командой Г.И. Барбуцы. Русины и мол-даване поддержали его, восстание распространилось на Хотинский уезди север Сорокского и Бельцкого уездов. В Хотине повстанцы создалисвое правительство - Директорию. Однако петлюровская Директория,претендующая на власть над Украиной, рассчитывая на покровитель-ство Франции, Англии и других союзников Румынии, и потому, чтовосстание произошло под лозунгами воссоединения Бессарабии с Рос-сией, стала на сторону интервентов. Это было предательство. Оно по-могло румынским войскам подавить восстание48. Затем румынскиевойска оккупировали часть Подкарпатской Руси и Мараморош-Сигет,в том числе исторический русинский город Сигет49. Территория ЗУНРпосле краткого времени была ликвидирована польскими войсками50.Образование Украинской Советской государственности не оставля-ло руководству СССР выбора. Был взят курс на формирование укра-инской социалистической нации. Политика украинизации и белорус-сизации, проводившаяся в 20-30-е гг., была нацелена на ликвидациюмалорусской и белорусской идентичности. Малорусы, а также бело-русы были лишены права именоваться частью русского народа. И этов то время, когда, как отмечал замечательный русский философ, уро-женец Витебского края Николай Лосский: «Вся история и белорусов -это их непрерывная борьба за свою русскость»! Уже в 1925 г. решени-ем Коминтерна был взят курс на переименование в украинцев такжерусинов Подкарпатской Руси51.В Бессарабии румынские власти, с одной стороны, подобно боль-шевикам, навязывали русинам и малороссам украинскую нацио-нальную самоидентификацию, а с другой, противодействуя самой идееобщерусского единства, всячески подчеркивали отличия, существую-щие между русинами, гуцулами, малорусами, украинцами, велико-россами. В переписных листах 1930 г. русинам был предложен целыйвеер этнонимов: рутен, украинец, малорус, руснак, гуцул. В итоге мно-гие русины, не зная, как себя идентифицировать, выбрали государ-ственную идентичность - румынскую52. Главная цель оккупантов -румынизация большинства находящихся под их властью русинов -была, казалось, достигнута. В сходном положении находились и мол-даване53 . Им также пришлось защищать от политики румынизации своенациональное сознание, название своего языка, особенности молдав-ской культуры54.В дальнейшем у молдавской и русинской самобытности оказалисьразличные судьбы. В 1940 г. молдаване обрели государственность всоставе СССР. После Великой Отечественной войны молдавское на-циональное сознание, молдавская культура, молдавский язык получи-ли государственную поддержку. В то же время русинская идентич-ность игнорировалась. Русинов и их потомков принудительно записа-ли как украинцев. Внедряя в русинских селах обучение на украинскомязыке, их не только ограничили в праве на образование на русскомязыке, который, напомним, был не великорусский, а общерусский язык,но и наложили табу на этноним «русины». Только в конце 50-х гг. эт-нокультурное насилие при посредстве школы, проводимое под благо-видным предлогом обеспечения гражданам права на образование народном языке, было в Молдавии прекращено.Подкарпатская Русь, переименованная в Закарпатье, была лишенаавтономии и включена в состав не России, как желали русины, а Со-ветской Украины. Русинов, не спрашивая их согласия, украинские вла-сти записали как украинцев. В Пряшевской Руси, оставленной в со-ставе Чехословакии, попытка украинизации спровоцировала русиновна иной выбор: большинство их объявило себя словаками55. Нужноли было это Украине?На рубеже 90-х годов ХХ в. в Закарпатье, в исторической Карпатс-кой Руси, русины и их потомки выступили против насильственной эт-нокультурной трансформации русинского этноса, против забвения егокорней. Никто из русинов не ведет сегодня речи о полной этнокуль-турной тождественности русинов, белорусов, украинцев и великорос-сов и тем более о поглощении одних другими. Но мы считаем необхо-димым восстановление исторически обоснованной трехуровневой кон-струкции национального самосознания ветвей древнего духовно-ис-торического понятия «русский народ»: белорусы -русские -славяне;великороссы -русские -славяне, украинцы-руськие-славяне и т.д. Урусинов эта модель почти двухуровневая: русины (как древние русь-кие) и славяне. Дух русинского национального гимна сохранил этоусловие:«Желание руських вождь (вождей),Руський да живет народ.Просим Бога вышняго,Да поддержит руського,И даст века лучшего».В 90-е гг. ХХ и в самом начале XXI в. положено начало возрожде-нию русинского этноса, его исторической памяти также в Молдавии,Румынии, Венгрии, Словакии Польше. Правительства этих стран, атакже США и Канады, где имеются русинские диаспоры, признаютрусинскую этничность. Этого нельзя сказать о правительстве Украи-ны, которое - единственное в мире - не признает русинов как этнос.Вновь поставлена под сомнение и национальная самобытность мол-давского народа, на этот раз местными сторонниками румынизации.Молдаване были лишены своей традиционной кириллической пись-менности, их пытаются лишить лингвонима «молдавский язык». Од-нако молдаване продолжают считать себя молдаванами. О том, насколь-ко высоко ценит геополитический курс, выработанный и осуществля-емый молдавским народом со времен Штефана Великого, современ-ная молдавская общественность, можно судить по факту:2003 год был объявлен в Молдавии годом Дмитрия Кантемира, а2004 год -годом Штефана Великого. В подмосковной деревне Улит-кино, где стоит церковь св. Марии Магдалины, выстроенная в 1748 г.усилиями Марии, дочери Дмитрия Кантемира, состоялась примеча-тельная церемония. Известный молдавский писатель Ион Друцэ в со-трудничестве с посольством Молдовы в РФ организовал сбор средствна реконструкцию храма. Председатель молдавского парламента Ев-гения Остапчук, посетившая храм во главе делегации, от имени пар-ламента передала денежные средства на реконструкцию церкви. Па-мять о Димитрии Кантемире, об исторических корнях молдавско-рос-сийского партнерства и сегодня содействует укреплению и расшире-нию дружественных отношений, культурных и духовных связей меж-ду российским и молдавским народами.Что касается России, то глобализация и набирающий размах про-цесс заселения ее иными народами могут ослабить русское националь-ное сознание, подорвать русскость русских. Кроме этого, есть ещёопасность ассимиляция русских Западом. Это вероятная судьба и дру-гих православных народов: русинов, белорусов, украинцев, молда-ван, румын, сербов, болгар, словенцев, хорватов, греков. Где же та се-годняшняя духовная Палестина, способная пробудить российскийТретий Рим, чтобы он вспомнил о русинах? Бесспорно, что она нахо-диться в пределах древних русских земель, а начало новой волны воз-рождения русскости, возможно, будет положено на окраинах Руси, вКарпатах, и южнее -в Молдавии. Импульс к возрождению СвятойРуси может исходить из Карпат, где сохранилась чистая горняя СвятаяРусь, к которой примыкает север Молдавии.Молдаване и сегодня остаются единоверными русским русинам,белорусам, украинцам и представляют собой часть православной ци-вилизации. Среди нас, русинов Закарпатья, и сегодня живут этничес-кие волохи56. Они достойны специального изучения. Украинцы пута-ли их с цыганами, но русины помнят их как осевших в наших селахложкарей57. Подобно Молдавии, Закарпатье остается этнически толе-рантным и культурно многоцветным. Карпатским русинам, 80 лет тер-пящим политику украинизации, понятны проблемы молдаван, не же-лающих терять свою молдавскую идентичность на путях румыниза-ции.О несостоятельности языковых и иных аргументов ассимиляторовсвидетельствует множество примеров из истории Европы. Никто неговорит о полной этнической тождественности немцев и австрийцев,французов и бельгийских валлонов, фр

Ключевые слова

молдавский язык, русинские диаспоры, волохи

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1 Мигович И.И. Макара Н.П. Закарпатский социум. Ужгород, 2000. С. 10.
2 Цит. по: Мигович И. И. Закарпатский социум. Румуны-волохи. С. 21. ПВЛ 1950: 11.
3 У русинов до сих пор часто встречается фамилия Угрин. Известны и имена святых преподобного Моисея и Георгия Угринов.
4 Нарочницкая Н.А. Россия и русские. М., 2005. С. 96.
5 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 106-107; 111-114; 282-300;
6 Нарочницкая Н.А. Россия и русские. С. 88.
7 Суляк С. Русины: этапы этнической истории. Часть 1 // Русин. 2005. № 1 (1). С. 54, 59.
8 См.: Сiobаnu St. Basarabiа. Моnоgrafie. Chişinău. 1993; Idem. Problema ucraineană in lumina istoriei. Radauţi, 1997.
9 Шорников П.М. Русские люди Молдавского княжества // Русин. 2005. № 1.
10 См.: Boldur A. Istoria Basarabiei. Bucureşti. 1992.
11 См.: Грушевський М. Исторiя України-Руси. Том I. До початку XI вiка. Львiв. 1904; Его же. Iллюстрирована iсторiя України. Донецьк. 2003.
12 Это делается на Галичине и до сего дня.
13 История Украины. К., 1979.
14 См.: Icторiя Української РСР. Том 2. Київ, 1979.
15 См.: Субтельний О. Україна. Iсторiя. Київ, 1993.
16 Полонська-Василенко Н. Iсторiя України вiд середини XVII столiття до 1923 року. Т.2. Київ, 2002.
17 См.: Украинцы. Народы Европейской части СССР. М.,1964 (Серия: «Народы мира»); Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в пе- риод социализма. Киев, 1987; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
18 Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. C. 113.
19 До сих пор часто встречающаяся фамилия только у русинов Закарпатья.
20 Покутье - чисто древнерусинское наименование поселений. Осталось до сегодняшнего дня сохраненным в Закарпатье и в горных районах Прикар- патья.
21 Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С.147.
22 Волошин - распространенная фамилия у русинов. Таковыми являются потомки волохов, которые проживают компактно только в Закарпатье в при- вычной для них среде среди русинов.
23 Зубрицкий Д. Критико-историческая повесть временных лет Червонной и Галицкой Руси. М., 1845. С. 409 // По: Мохов Н.А. Указ. соч., С.150.
24 Зубрицкий Д. Критико-историческая повесть временных лет Червонной и Галицкой Руси. М., 1845. С. 409-410 // По: Мохов Н.А. Указ. соч., С.150.
25 Шпет Густав. Внутренняя форма слова. С. 5.
26 Нарочницкая Н.А. Россия и русские. С. 97.
27 В древнерусинской традиции написания эта фамилия имела вид «Кориатович».
28 Но получила уния полный перевес над православием в том русинском крае только через 130-150 лет, уже при имп. Марии Терезии, которая первая вводит вместо пустого холостого «униаты» другое название «греко-католи- ки», взятое с древних православных книг и символов веры, где у святого Афанасия Великого православие именуется «греко-кафолической верой», т.е. греко-соборной. Только спустя много лет в католичестве термин «кафоликос»- соборный (по переводу святых Кирилла и Мефодия) приобретет новое натя- нутое значение «вселенский».
29 Петр Могила поддержал и возродил дух православия на Киевской Руси, которая очень пострадала от католической Польши.
30 Венелин Ю. З наукової спадщини визначного славіста. Ужгород. 2002. Кстати, Венелин утверждал, что даки были славяне.
31 Венелин-Гуцу Ю. Мысли объ истории вообще и русской въ частности. М. Университетская типография. 1847. С. 24.
32 Там же. С. 25.
33 Хотя русины согласны с другой, лучшей теорией: Москва - новый град Константина или новый Царьград.
34 Cм.: Шорников П. Эхо Прутского похода.//Русский альбом. Кишинев, 2003. Вып. 10/11; Его же. Политический стратег и государственный деятель// «Мысль». Кишинев, 2003. N 4 (22).
35 Махнач В.Л. Он победил. Очерк православной традиции. М., 1999. С. 32.
36 Cм.: Шорников П. Молдаване и русские: опыт взаимодействия в XVIII - начале XIX вв. // Славянские чтения: Материалы научно-теоретической кон- ференции. Славянский ун-т Республики Молдова. Кишинев. 2004.
37 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб. ,1995. С. 268-269.
38 В сравнении с Россией как, по высказываниям европейцев, «тюрьмой народов», Европа вырисовалась в истории как могила малых народов.
39 А с ним лютеранство, пуританство и мессианство Англии и Америки, которые, с позиции религиозной доктрины пуритан, являются предызбран- ными Богом и имеют не только право, но и задачу управлять всем миром. Непослушание им - великое зло, наказуемое военным вторжением.
40 Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. С. 113.
41 Вернадский Г. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Берлин. Кн.IV. 1925.
42 Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2003. С. 120, 122. Австрийцы позже добили русинов, пропустивши их через Галицкую этнолабораторию. Там поляки сменили им веру православную на униатскую, а австрийцы помогли сменить этноним «русины» на «украинцев».
43 Русины Галиции и Северной Буковины после 1772 года вошли в состав Австро-Венгрии как единой монархии, а с 1867 года подпали уже только под власть Австрии. Русины, живущие на южных склонах гор Карпат, так и оста- лись в составе Венгрии. Хотя все они считались уже жителями двуединой Австро-Венгерской империи.
44 Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 100.
45 Распад Австро-Венгрии привел к созданию Автономной Республики Подкарпатская Русь в составе Чехословакии (1918-1946).
46 См.: Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. Москва. 2001; Суляк С.Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты // Русин. 2006. № 1 (3). С. 50- 53.
47 Поп Д. Iсторiя Подкапатськоi Руси. Ужгород, 2005. С. 152-159. Независимость тогда провозгласили и некоторые регионы русинской Лемковщины.
48 См.: Хотинское восстание. Сб. документов и материалов. Кишинев. 1976.
49 Суляк С. Русины в период первой мировой войны и Русской Смуты // Русин. 2006. № 1 (3). С. 61, 62.
50 Мальгин А. Украина: соборность и регионализм. Симферополь, 2005. С.85. Но 15 июля 1920 г. Советы Восточной Галиции провозгласили в Тернополе создание Галицийской Социалистической Советской Республики. Это можно расценить как признание большевиками галицко-русской этнокультурной идентичности. Однако ГССР также была разгромлена польскими войсками.
51 Поп И.И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006.
52 Русин. 2005. № 2 (2). С. 155,156.
53 Похожее положение было и с русинами Закарпатья.
54 Cм.: Молдавское национально-культурное сопротивление (1918-1940 гг.) // Мысль. 2001. № 4 (14).
55 От 300 тысяч русинов Словакии официально осталось всего 50-60 ты-сяч. В Закарпатье - 800 тысяч сегодняшних русинов. Украина сфальсифицировала данные переписи, записав русинами всего 10 тысяч, на сравнение с цыганами - 15 тысяч. Русины цыганского языка не знают, а вот цыгане владеют региональным русинским языком до сегодняшнего дня.
56 Премьер-министр Подкарпатской Руси в 1938 году даже фамилию имеет Волошин Августин. (Мишанич О. Життя і Творчість Августина Волошина. Ужгород, 2002.)
57 Изготовителей традиционной деревянной посуды, столь ценимой се- годня, во времена пластмассового ширпотреба.
58 Ткачук Н. Этносы. К., 1996. С.157.
 МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА | Русин. 2006. № 2 (4).

МОЛДАВАНЕ И РУСИНЫ:ВМЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОРЫ И ВЕКА | Русин. 2006. № 2 (4).