ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫА.Д. КАНТЕМИРАВ КОНТЕКСТЕ ПРОШЛОГО ИНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ | Русин. 2006. № 2 (4).

ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫА.Д. КАНТЕМИРАВ КОНТЕКСТЕ ПРОШЛОГО ИНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫА.Д. КАНТЕМИРАВ КОНТЕКСТЕ ПРОШЛОГО ИНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.pdf Рассматривая вопросы российскомолдавских отношений в их историчес-ком развитии, нельзя не вспомнить о славных представителях династии Кан-темиров - просвещенных, энциклопедически образованных, унаследовавших идостойно представлявших и высокий титул, и незаурядную одаренность, исвое время как в истории Российского государства и Молдавского и Валашско-го княжеств, так в общеевропейской истории. Их роль в молдавско-российс-ком сближении, имевшем место в допетровские и послепетровские времена, ихвклад в развитие духовной культуры Российского государства трудно пере-оценить.Цель данной работы - обратить более пристальное внимание обществен-ности на духовное наследие одного из представителей этой династии - Антиоха Дмитриевича Кантемира(1708-1744г.), тем более, что в 2008 г. исполняется 300 лет со дня егорождения. Генетическое сплетение молдавских, татарских и византий-ских корней его родословной в условиях российской действительнос-ти проявилось всей мощью в его творческой деятельности, что позво-лило ему воистину стать „с веком наравне". Заметнейшая фигура эли-ты российской культуры, деятель новой формации, социальный мыс-литель и дипломат, ученый-филолог, автор знаменитых стихотворныхсатир, один из основоположников направления классицизма в русскойлитературе, Антиох Кантемир оставил яркий след в духовной историироссийского государства[1, 2].Заслуживает осознания прежде всего его вклад в развитие русскойсловесности. Он является автором знаменитых стихотворных сатир,положивших начало новой русской литературе, и одним из первыхпереводчиков античных поэтов[3]. По существу, его творчество закан-чивает древнюю русскую письменность и зачинает новую литературу.Он первым воспользовался новой общеевропейской жанрово-стиле-вой системой, сменившей средневековые ориентиры и приемы лите-ратурного творчества. Именно А.Д. Кантемир впервые в русской ли-тературе явился проводником традиций классицизма с утверждениемнеизменно присущей ему благородной гражданской добродетельнос-ти и разумности. В качестве основного жанра своего творчества онизбирает и новаторски разрабатывает сатиру - жанр, устремленный кживой современной действительности, дающий больше возможнос-тей для изображения жизни во всей ее достоверности. В своих сати-рах А.Кантемир ревностно защищал гражданские добродетели и бес-компромиссно обличал невежество, коррупцию, лицемерие, празд-ность, спесивость, бессердечие и другие пороки (согласимся, что инашим современным авторам не мешало бы столь же активно этимзаняться). В период послепетровской дворцовой чехарды, когда кон-сервативное боярство и духовенство пытались свернуть страну с путипетровских реформ, это было наиболее действенное средство, с помо-щью которого поэт мог влиять на духовную атмосферу общества. „Са-тиры А.Кантемира, - писал В.Г. Белинский, - были именно такими,какие тогда были нужны и могли быть полезны", они были „вернымиснимками с общества того времени", и в этом смысле их автор „пер-вым свел поэзию с жизнью".Прозорливо прав был в оценке значения Антиоха КантемираГ.Р. Державин[4], восторженно восклицавший:Старинный слог его достоинствне умалит,Порок! Не подходи: сей взортебя ужалит.Связь литературного творчества с реальной жизнью общества -очень важная, но отнюдь не исчерпывающая характеристика писателяА.Кантемира. Его родоначальство в русской литературе в равной мереопределяется и тем, что она (благодаря, конечно и ему) обрела отчет-ливо выраженную гражданственность.Всем своим творчеством Антиох Кантемир утверждает, что тольколичностные заслуги, а не сословность обеспечивают достоинство че-ловека. Это положение он распространяет и на привилегированныеслои общества, видя истинную ценность представителей дворянстване только в безусловно положительных нравственных и интеллекту-альных качествах, но и, непременно, в общественно-полезной деятель-ности. „В общей я пользе собственную чаю" - эту собственную своюустремленность Антиох Кантемир понимает как непременную доми-нанту нового человека эпохи, человека - гражданина. Насколько жеактуален сей девиз и ныне, в наших условиях! И насколько же глу-бок и прогрессивен был он тогда, в эпоху только начинавшегося про-светительства!Видя залог процветания государства в вовлечении в общественнуюжизнь образованных, порядочных, энергичных людей, Антиох Канте-мир задумывался о том, как формировать таких людей. Подлинно про-светительски он ратует за активное воспитание человеческих характе-ров. Его педагогические идеи, прогрессивные по своему духу и на-правленности, как отмечают специалисты, были близки к системевзглядов Дж. Локка, изложенных им в специальном трактате о воспи-тании. А о том, как резонировали в русском обществе кантемировскиепедагогические идеи, пронизавшие собой сатиру «О воспитании»,прекрасно выразился В.Г. Белинский. „Эта сатира исполнена такихздравых, гуманных понятий о воспитании, что стоило и теперь бытьнапечатанною золотыми буквами, и не худо было бы, если вступив-шие в брак предварительно заучивали ее наизусть"[5].Антиох Кантемир первым из ранних просветителей поставил воп-рос о крепостном праве, о положении крестьянства и о месте его вфеодальном обществе того времени. Впервые в России он рассматри-вает этот вопрос с просветительских позиций, исходя из учения о ес-тественном праве и естественном равенстве людей. „Та же и в свобод-ных, и в холопах течет кровь, - отмечает он - та же плоть, те же кос-ти". Его заступничество за крепостного, как это справедливо истолко-вывал В.Г. Белинский, может служить „торжественным и неопровер-жимым доказательством, что наша литература, даже в самом началеее, была провозвестницей для общества всех благородных чувств, всехвысоких понятий", что в ней были выражены „святые истины о чело-веческом достоинстве"[6].Смелая, наступательная позиция А.Кантемира вызвала раздражениеи неприязнь к нему правительственных кругов, сулила ему большиенеприятности. Но он оставался верен себе и не мог отказаться творитьсатиры: „Все, что пишу, пишу по должности гражданина, отбивая всето, что согражданам моим вредно быть может". И как нетрудно мыс-ленно провести прямую линию этой гражданственности от А. Канте-мира к любой знаковой фигуре русской литературы - начиная отМ. Ломоносова и А. Радищева, а затем через А. Пушкина, А. Герцена,Н. Некрасова к авторам конца ХIХ века и всего ХХ века. А может,уместно назвать и тех, кого мы лично знали или знаем, творивших илиныне творящих на молдавской земле, видных писателей А. Лупана,И. Друцэ, Н. Савостина, или самозабвенных тружеников и движите-лей науки академиков В. Докучаева, Н. Зелинского, Б. Лазаренко, С.Ра-дауцана, или деятелей сценической культуры народных артистов Та-мары Чебан, Тамары Алешиной, Людмилы Ерофеевой и прославлен-ной Марии Биешу, композиторов Г. Няги, В. Загорского, Е. Доги иГ. Чобану, архитектора А. Щусева и художника Л. Григорашенко, иА. Колыбняка Своим творчеством и, как мы сейчас говорим, граж-данской позицией они так же, как и Антиох Кантемир, воистину вста-ли, но уже с ХХ „веком наравне".Как ни велико значение А.Кантемира - литератора, который, по сло-вам В. Белинского, „своими сатирами воздвиг себе  бессмертныйпамятник в русской литературе", нельзя не подчеркнуть просветитель-скую универсальность его личности. Литературная работа А. Канте-мира, уникальная сама по себе, была вместе с тем лишь частью обще-го огромного дела, которому он посвятил свою короткую, но яркуюжизнь - создание основ новой русской культуры, возведения ее на уро-вень самых высоких духовных достижений современной ему Европы.Переводя на русский язык трактат физика Б. Фонтенеля «О множе-ственности миров», который был издан в 1740 году, он основательноработает над примечаниями к нему. Большая их часть входит в 11 пи-сем «О природе и человеке», ставших оригинальным научным тру-дом, который можно рассматривать как первую попытку создания рус-ской философской терминологии и материалистического объясненияважнейших философских понятий. И это было сделано А. Кантеми-ром за 20 лет до появления первой французской энциклопедии. В этомнаучном труде он впервые ввел в словарь русского языка такие, напри-мер, слова, как "природа", "материя", "идея", "начало", "принцип","плотность" и др.[2]Более других первых русских просветителей Антиох Кантемир, всилу определенных жизненных обстоятельств, был довольно тесносвязан с западноевропейскими прогрессистами, в частности, с Мон-тескье и Вольтером, которые своими взглядами, своим творчествомопределяли духовную атмосферу новой эпохи. Упомянем, что А. Кан-темир перевел на русский язык «Персидские письма» Монтескье, атот, в свою очередь, участвовал в переводе на французский язык и из-дании сатир А. Кантемира. При его участии была переведена на фран-цузский язык трагедия Пьера Морана «Меншиков», где представал иобраз просвещенного русского монарха Петра I, и, тем самым, он ос-новательно повлиял на развитие русской темы во французской лите-ратуре.Справедливо сказать, что такой калибр личности, которым характе-ризовался Антиох Кантемир, сказался самым положительным обра-зом на успешности его дипломатической деятельности (его посольс-кая миссия, сначала в Англии, а затем во Франции, продолжалась с1732 года и оборвалась его смертью в 1744 году). Глубокое знание ос-нов международных отношений, и векторов политического и эконо-мического развития европейских стран, их интересов, а также заслу-женный его авторитет и признание среди представителей дипломати-ческих миссий (будучи послом во Франции, А.Кантемир был избрандуайеном посольских миссий в Париже) позволили ему успешно ут-верждать присутствие Российского государства на европейском кон-тиненте и признание странами Европы интересов России[7].В данном сообщении мы не ставили перед собой цель сколько-ни-будь подробно рассказать о дипломатической деятельности АнтиохаКантемира, которая сама по себе была многогранной, плодотворной иполезной для Российского государства, которое в то время семимиль-ными шагами восходило на Европейский политический Олимп. В под-тверждение его заслуг на дипломатическом поприще приведем лишьпосвящение к портрету князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, на-писанное уже после его смерти в 1777 году русским поэтом И.И. Дмит-риевым[4]:Се князь изображен Молдавский Кантемир,Что первым был отцом российскиих сатир,Которы в едкости Боаловым равнялисьИ коих остротой читатели пленялись.Но только ль что в стихах он разумом блистал?Не меньше он и тем хвалы достоин стал,Что дух в нем мудрого министра находился:И весь британский двор политике его дивился.Настоящим сообщением об Антиохе Дмитриевиче Кантемире мыпопытались напомнить и акцентировать в сознании наших современ-ников масштабность и многогранность заслуг династии Кантемиров всоздании единого молдо-российского духовного пространства, функ-ционирующего не годы, а столетия и вплести животворный дух не-меркнущего прошлого в реалии нынешних дней. Широкий простордля этого открывает остающийся небольшой срок до празднования 300-летнего юбилея Антиоха Кантемира. В преддверии этой юбилейнойдаты Международная ассоциация дружбы и сотрудничества «Молдо-ва и Россия» разработала и реализует программу «КАНТЕМИРИА-НА», которая включает целый ряд акций, направленных на сохране-ние молдо-российского культурного пространства в нынешних усло-виях:1) Совет МАДиС «Молдова и Россия» направил в адрес президентаРоссийской Федерации В.В. Путина предложение инициировать отимени Российской Федерации идею международного празднованияпредстоящего юбилея Антиоха Дмитриевича Кантемира.2) Совет МАДиС «Молдова и Россия» обратился к мэру города Мос-ква Ю.М. Лужкову и заручился заинтересованностью возглавляемогоим Правительства столицы воздать должное памяти выдающемуся пи-сателю, дипломату, ученому - просветителю Антиоху Кантемиру. Попредложению Совета МАДиС «Молдова и Россия» Московская город-ская Дума приняла Постановление, № 211 от 13 июля 2005 года о воз-ведении памятника А.Д. Кантемиру на территории исторической зоныстолицы (Китайгород)[8].3) Основываясь на известных научных и биографических фактах,связанных с историей династии Кантемиров, Совет МАДиС «Молдоваи Россия» направил в адрес президента Татарстана М.Ш. Шаймиевапредложение об увековечивании памяти Дмитрия Кантемира и его сынаАнтиоха в городе Казань. Ассоциацией было предложено установитьв исторической зоне города в их честь памятный мемориальный знаки содействовать идее международного празднования 300-летия со днярождения Антиоха Кантемира.4) Совет МАДиС «Молдова и Россия» заручился заинтересованнос-тью Академии наук Татарстана воздать должное памяти Дмитрия Кан-темира и его сына Антиоха Кантемира и совместно с молдавскимиучеными участвовать в организации и проведении в сентябре 2008 годаМеждународной научной конференции, посвященной многогранномудуховному наследию Антиоха Кантемира.5) Ранее по предложению Совета МАДиС «Молдова и Россия» пра-вительство Республики Молдова приняло Постановление, № 1419 от6 ноября 2002 года, которым была утверждена Национальная програм-ма культурных мероприятий, посвященных празднованию 330-летне-го юбилея со дня рождения Дмитрия Кантемира, а 2003 год был объяв-лен годом Дмитрия Кантемира.6) Также ранее, в 2003 году, по инициативе МАДиС «Молдова и Рос-сия» в Год празднования 300-летия Санкт - Петербурга от правитель-ства Республики Молдова был установлен бюст Антиоху Кантемиру[9]во дворе Санкт-Петербуржского государственного университета, а ре-шением Кишиневского муниципального Совета, также по предложе-нию МАДиС «Молдова и Россия», одной из площадей города Киши-нева, расположенной в секторе Рышкановка, присвоено имя Санкт-Петербуржская[10].7) В 2005 году Совет МАДиС «Молдова и Россия» учредил и заре-гистрировал в Министерстве юстиции РМ периодическое издание «ЭТ-НОМИР» на русском языке[11]. В периодическом издании «ЭТНО-МИР» запланирован раздел «Кантемириана».8) В преддверии 300-летия со дня рождения Антиоха ДмитриевичаКантемира Совет МАДиС «Молдова и Россия» обратился в адрес мэ-ров городов Стамбул, Яссы, Харьков, Москва, Санкт-Петербург, Орел,Казань, Астрахань, Лондон и Париж, где проходили годы жизни Ан-тиоха Кантемира, с предложением увековечить его память, установивв его честь памятные знаки и содействовать проведению юбилейныхакций. К настоящему времени получены положительные ответы изМосквы, Казани и Астрахани.9) Совет МАДиС «Молдова и Россия» своим решением учредил па-мятную медаль им. Антиоха Кантемира и проводит ее регистрацию вгосударственных органах.10) Совет МАДиС «Молдова и Россия» совместно с Центром этно-культурного развития, экономического сотрудничества и туризма«MIR» в рамках программы научного туризма планирует организоватьпоездки деятелей науки и культуры в города, в которых проходили годыжизни Антиоха Кантемира.

Ключевые слова

Антиох Кантемир, В.Г. Белинский, Молдова и Россия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Николай ПОЛЮХОВ Н
Юрий МАКСИМОВ Ю
Всего: 2

Ссылки

1 Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир. Его жизнь и сочинения. СПб., 1893; Сборник историко-литературных статей, составитель В. Покровский. 2-е изд., М., 1910. С. 4; Фомин С.В. Кантемиры в изобразительных материалах. Кишинев, 1988. С.49-52.
2 Полюхов Н. , Максимов Ю. Из прошлого в будущее // Комерсант plus. [Кишинев]. № 31. 20.09.2002. С. 15.; электр. версия: http://www.km.press.md ; Полюхов Н., Максимов Ю. Чем могут Молдова и Россия одарить друг друга? // Просторы России. Орел. № 12. 19.03.2003. С. 18.
3 А.Д.Кантемир. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968; Русская литература ХVII века. Л, 1970.
4 Державин Г.Р. Сочинения. Т. III. СПб., 1866. С. 332; Державин Г.Р. Стихи. М., 1958. С. 444; Дмитриев И.И. Сочинения, М., 1986. С. 282.
5 Белинский В.Г. ПСС. Т. 8. М., 1955. С. 628.
6 Там же. С. 624.
7 Кумок М.В. Российский посланник в Англии А.Д.Кантемир // Вопросы истории. 1987. № 2.
8 Постановление Московской городской Думы от 13 июля 2005. № 211, Приложение: Перечень предложений, п. 1.
9 Информационный бюллетень МИД РФ, «Об инициативе Совета Ассоциации дружбы и сотрудничества Молдавии и России», 2003-02-10, сообщение пресс-центра Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 12.02.2003; Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга «Об установке памятника-бюста Антиоху Кантемиру», № 702-ра от 18.04.2003.
10 Decizie Consiliului mun. Chişinău «Cu privire la atribuirea denumirilor unor streyi şi pieţe noi fără denumire în municipiul Chişinău», №11/3, p.2, 13.03.2003.
11 Certificat de inregistrare periodice şi a agenţiei de presa «ЭТНОМИР», Decizie Min. Just. al RM, № 185, din 05.04.2005.
 ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫА.Д. КАНТЕМИРАВ КОНТЕКСТЕ ПРОШЛОГО ИНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ | Русин. 2006. № 2 (4).

ДУХОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫА.Д. КАНТЕМИРАВ КОНТЕКСТЕ ПРОШЛОГО ИНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ | Русин. 2006. № 2 (4).