РУССКО-МОЛДАВСКИЕ СВЯЗИС ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ | Русин. 2006. № 2 (4).

РУССКО-МОЛДАВСКИЕ СВЯЗИС ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

РУССКО-МОЛДАВСКИЕ СВЯЗИС ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.pdf Выступая на конференции, я хотел бы проследить историю русско-молдавских связей и определить те характерные черты, которые былиим присущи на протяжении многих веков. Вопрос о традиции добро-соседства и сотрудничества является, пожалуй, одним из ключевых вобщей теме межгосударственных связей между Россией и Молдави-ей. Позитивное партнерство и взаимодействие между нашими страна-ми должно быть обусловлено не только обоюдными шагами навстре-чу на правительственном уровне, но и, главным образом, возрождени-ем дружественных отношений между русским и молдавским народа-ми. И здесь важна историческая традиция, которая могла сложитьсятолько на основе действительной общности. Та традиция, которуюрусские и молдаване незыблемо хранили несколько столетий, и кото-рая благодаря нашим общим усилиям станет определяющей для отно-шений России и Молдавии в будущем.После падения Римской империи территория Поднестровья оказа-лась в круговороте «великого переселения народов». По ней прошли иготы, и гунны, истребляя друг друга в кровавых войнах. Через Днестрдвигались, видимо, и группы руссов (ругов), также вовлеченные в пе-реселение. Вскоре через Карпато-Днестровские земли в Европу хлы-нули многочисленные волны кочевников, первыми из которых былиавары. Именно авары надолго отделили эти земли от европейскогомира, их каганат был уничтожен франками и славянами только в кон-це VIII века.Летописи доносят до нас свидетельства о самых ранних контактахДревней Руси с Поднестровскими землями, на которых жили племенауличей и тиверцев. Их города сохранились до времени раннего лето-писца. В середине X века уличи и тиверцы вошли в состав Древнерус-ского государства. Кстати, тиверцы участвовали в походах Руси наКонстантинополь в 907 и 944 годах. В конце XI - начале XII века поднатиском кочевников они отошли к северу.С XI века славянское население Поднестровья начинает контакти-ровать с предками нынешних молдаван, которые многое заимствова-ли из славянской культуры, восприняли славянскую письменность.Собственно молдавское письмо появилась только в XVI веке, и оноосновывалось на кириллической графике.Молдавское государство было образовано на землях, которые вхо-дили в состав домонгольской Руси. Оно переняло многие черты древ-нерусской государственности и культуры, кроме того, в середине XIVвека русское население составляло около 40% населения Молдавско-го княжества1.Русско-молдавские связи окрепли сразу после того, как Русь верну-ла некоторые свои утраченные территории. Формирование военно-политического союза России и Молдавского княжества было обуслов-лено общностью интересов, направленных, с одной стороны, противкатолической Польши и Литвы, а с другой - против татарских ханов иОсманской империи. Важно было и то, что молдаване всегда сознава-ли себя частью православного мира, а значительная часть молдавскойаристократии была кровно связана с Русью. Так, воеводы начальногопериода молдавской истории были русскими по происхождению, арусский (славянский) язык был официальным языком Молдавского иВалашского княжеств до начала XVIII века2. Молдавия изначальнобыла двуязычным государством, и эта традиция, заложенная в про-шлом, сохраняется и поныне.Русское государство всегда сочувствовало Молдавии в ее борьбепротив турецкой агрессии. Однако, ведя постоянные войны по всемсвоим границам, оно не могло до определенного времени оказыватьмолдавскому народу действенную поддержку. Международная обста-новка начала меняться с конца XIV века, когда русские войска одержа-ли победу на Куликовом поле. К тому времени у обоих государствчетко определились общие политические интересы. Этому способство-вало ослабление Золотой Орды и уменьшение опасности татарскихнабегов не только для Московского государства, но и для Молдавскогокняжества. К этому времени относятся первые упоминания о поезд-ках из Москвы в Молдавию и обратно. Например, в 1386 году в Мол-давии побывал сын Дмитрия Донского Василий, бежавший из татарс-кого плена через Молдавию в Москву.Проявлением дружественных отношений между двумя государства-ми стали династические связи. Второй женой молдавского господаряСтефана III была Евдокия, дочь киевского князя Семёна Олельковича,род которого был тесно связан с московскими правителями. В 1483году состоялся брак князя Ивана Ивановича Молодого и дочери мол-давского господаря Елены Стефановны, прозванной в Москве Во-лошанкой. Вскоре начался обмен посольствами между Русским госу-дарством и Молдавией.С середины XVI века, со времени правления господаря Петра Раре-ша, связи Молдавского княжества с Москвой особенно укрепились.Молдавия окончательно утвердилась в стремлении при помощи рус-ского оружия прекратить даннические отношения с Турцией, а самРареш породнился с Рюриковичами. Но пока и Русь, и Молдавия былислабы, чтобы противостоять Османской империи. В истории Молда-вии начался тяжелый период турецкого ига. А России предстояло пе-режить Смутное время, ставшее суровым испытанием для русскойгосударственности.С восшествием на московский престол новой династии Романовыхдружественные русско-молдавские отношения были восстановлены.Вскоре Россия вступила в открытое вооружённое противостояние сТурцией из-за Азова, найдя верного (но пока тайного) союзника в лицеМолдавии. Известно, что молдавский господарь Василий Лупу сооб-щал русскому царю о положении в Османской империи, что имело дляМосквы огромное значение. В Молдавии побывал русский дипломатА.Л. Ордин-Нащокин, целью которого было не только подготовитьпосольство в Турцию, но и проверить возможность совместных дей-ствий Молдавии и России против общего врага.Просьбы о принятии Молдавии под покровительство Москвы сле-довали на протяжении всего XVII века. Историки отмечают, что в этовремя в Молдавии не было ни одного господаря, который не обращал-ся бы за помощью и поддержкой к России. Молдавские правителиАнтиох Кантемир, Константин Дука и Михаил Раковица неоднократ-но ходатайствовали о том, чтобы русский царь принял их «под своюмилость».При Петре I русско-молдавские отношения приобрели особенноезначение для обоих государств. Петр прекрасно понимал, что мирныеотношения с Османской империей носят временный характер, и стре-мился укрепить военно-политические связи с Молдавией. В 1701 годув Яссах состоялись тайные переговоры между русским послом княземДмитрием Голицыным и господарем Константином Дукой, во времякоторых молдавский правитель снова просил принять его страну врусское подданство. Но тогда Россия не смогла удовлетворить этупросьбу, хотя и была готова оказать Молдавскому княжеству «всякоемилостивое споможение».Русско-турецкие войны XVIII столетия открыли новый этап в поли-тической судьбе Молдавии. На молдавский господарский престол всту-пил Дмитрий Кантемир, который получил реальную возможность ос-вободить Молдавию от турецкого владычества. Он направил своихпосланников к Петру I, которые передали царю предложение о заклю-чении русско-молдавского договора, а позже и сам текст документа.Вместе с тем, Кантемир заверял Россию в том, что «ежели пуститсяцарь московский с войсками своими против турок, будет и он с нимзаодно». Переговоры прошли достаточно быстро, и уже 13 апреля 1711года Пётр I подтвердил все пункты договора, присланного молдавс-ким господарем через своих уполномоченных.С освобождением от турецкого владычества Молдавское княжествоизбавилось от уплаты дани и других поборов в пользу Османской им-перии и восстановило свои прежние границы. В дальнейшем Молда-вия, в которой установилось правление династии Кантемиров, долж-на была находиться под покровительством России. Историческая судь-ба молдавского государства была определена тем выбором, которыйсделал молдавский народ.После заключения Бухарестского мира с Османской империей в 1812году земли между Прутом и Днестром и между предгорьем Карпат иЧерным морем были присоединены к России. Эта территория с насе-лением в 250 тысяч человек составила в 1813 году Бессарабскую об-ласть с единой административной системой, включенную в составРоссийской империи.К концу XIX века русские (великорусы) составляли почти 10% на-селения Бессарабской губернии, а в городах их процент был еще бо-лее значительным (26,6% в Кишиневе, согласно данным переписи 1897года). Правда, критерием тогдашней переписи был «родной язык», чтодает нам основание говорить о процентном представительстве не толь-ко великорусов. Две трети русских признали своим родным языком«малорусский язык». И к этой категории ошибочно причисляли руси-нов, считая их язык разновидностью малороссийского наречия3. Та-ким образом, основную часть русского населения губернии составля-ли русины - коренное население Молдавии.В советское время ситуация почти не изменилась, и русские про-должали составлять около 10% населения Молдавии, а к 1989 году ихчисленность составила даже 13%. Почти такой же процент составля-ли «украинцы», к которым в советское время приписывали не толькомалороссов, но и русинов без учета их волеизъявления4. И только вначале 90-х годов прошлого века, после распада единого государстваи последовавших за ним массовых миграций русского и русскоязыч-ного населения и ограничения для русских доступа к высшему и сред-нему специальному образованию, Россия и Молдавия встали передновыми реалиями межгосударственных и межнациональных отноше-ний.В силу исторических особенностей в Молдавии сложилось этни-ческое и языковое разделение между правобережьем Днестра, населе-ние которого говорит преимущественно на молдавском языке, и пре-имущественно русскоязычным левобережьем. Эти различия, ви-димо, сыграли свою роль в возникновении Приднестровской Молдав-ской Республики со столицей в Тирасполе. После известного конф-ликта 1992 года, в котором Россия выступила страной-миротворцем,Приднестровская Молдавская Республика добилась своего полуофи-циального признания, которое выразилось в предоставлении опреде-лённых гарантий русскоязычному населению и в сохранении на ее тер-ритории официального статуса русского языка.Иная ситуация сложилась в правобережной Молдавии. По резуль-татам опроса 1996 года, 79% проживающих здесь русских считали,что при занятии престижных и высокооплачиваемых должностей мол-даване и румыны имеют явные преимущества. Подавляющее большин-ство опрошенных русских жителей Кишинева отметило, что такие жепреимущества молдаване и румыны имеют перед русскими при по-ступлении в вузы.За одиннадцать лет постсоветского периода (с 1991 по 2001 гг.), пооценке Статкомитета СНГ, Молдавия потеряла в миграционном обме-не с другими государствами около 100 тысяч человек5. И характернойчертой ситуации в Молдавии была направленность миграционныхпотоков в сторону России. По данным социологических опросов 2003года, только треть русского населения столицы Молдавии высказалатвёрдую решимость остаться жить в Кишиневе, тогда как остальныедве трети либо выразили готовность уехать (20%), либо не имели намомент опроса определённого решения (43%)6. Причем среди русскихмотивация покинуть Кишинев ради улучшения своего материальногоположения оказалась почти в два раза выше, чем у молдаван7.Различны и опасения русских и молдаван в современной Молда-вии. Если респонденты и той, и другой национальности едины в том,что наибольшую угрозу для них представляют возможные войны, торусские больше озабочены возможными «национальными конфлик-тами» и «беззаконием», а молдаване - «экологическими катастрофа-ми и эпидемиями», а также «преступностью». В то же время именноисторические традиции русско-молдавских отношений открываютвозможности для будущего партнерства и сотрудничества.19 ноября 2001 года между Российской Федерацией и РеспубликойМолдова был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Уже тог-да сложилась реальная историческая возможность возродить те отно-шения, которые на долгое время определили бы дружбу между наши-ми государствами. Вне сомнения, главным критерием такого сближе-ния представляется взаимное уважение между русским и молдавскимнародами и изучение общего прошлого. Очевидно, России и Молда-вии, по примеру ряда западноевропейских государств, следует стре-миться к разработке взаимно совместимых национальных курсов пре-подавания истории.Уверен в том, что сегодняшняя конференция, приуроченная к 350-летию первого обращение Молдавии с просьбой о присоединении кРоссии, будет способствовать укреплению традиционных дружествен-ных связей между народами России и Молдавии.

Ключевые слова

Кишинев, Молдавия, Приднестровская Молдавская Республика, Пётр I

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1 Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 70.
2 Суляк С.Г. Русины: страницы истории // Русин. № 1 (1). Кишинев, 2005. С. 54.
3 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. III. Бессарабская губерния. СПб., 1905. С. 70
4 Подробнее см.: Остапенко Л.В., Субботина И.А. Русская диаспора Республики Молдова: социально-демографические процессы и новая этносоци- альная политика / Молдавия. Современные тенденции развития. М., 2004. С. 271-316. Данные по: Статистический ежегодник Республики Молдова. 1995. Кишинев, 1996. С. 57.
5 Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. М., 2004. С. 91.
6 Субботина И.А. Молдавия: этнические модели адаптации к условиям трансформирующегося общества. М., 2004. С. 7.
7 Там же. С. 13.
 РУССКО-МОЛДАВСКИЕ СВЯЗИС ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ | Русин. 2006. № 2 (4).

РУССКО-МОЛДАВСКИЕ СВЯЗИС ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ | Русин. 2006. № 2 (4).