Ю.И. ВЕНЕЛИН-ГУЦАИ МОЛДАВИЯ
Ю.И. ВЕНЕЛИН-ГУЦАИ МОЛДАВИЯ.pdf Жизненный и творческийпуть Ю. Венелина представля-ет значительный интерес нетолько в общем контексте воз-никновения и развития славя-новедения как науки, но и всвете взаимоотношений русинов, великороссов, малорос-сов, болгар, волохов. Настоящая работа имеет своей цельювыяснить взгляды Венелина в молдавский период жизни идеятельности ученого-русина, который, как нам представля-ется, сыграл определяющую роль в реализации его научныхпланов: в изучении болгарского Возрождения, русской, ма-лорусской, карпаторусской истории и истории других сла-вянских народов, а также России, Болгарии, Молдавии, Словении, Венгрии, Украины.Ю.И. Венелин-Гуца родился в с. Велика Тибава Бережской жупы(ныне Свалявский район Закарпатья). По национальности он карпатс-кий русин, по старой терминологии- угорский русин, карпаторосс.Пребывание и научная работа Венелина в Кишиневе дали основаниеисследователю его деятельности А.Панкратьеву считать его «...деяте-лем молдавской культуры начала XIX века»1.Со школьных лет Юрий отличался исключительным умом. В пери-од юношеских студий его вместе с двоюродным братом И. Молнаромзаметили католические монахи и, предвидя в молодых людях дарови-тых и полезных для своего ордена деятелей, вознамерились - противих желания - постричь их в монахи. В 1821 году, когда пострижениестало неизбежным, братья решились бежать в Россию. Сначала Вене-лин думал пробраться в Россию через Грецию, но там к этому временивспыхнуло восстание, и он остановился в Венгрии, в Сегедине (нынеСегед), и стал учиться в Сегединской академии.Еще до переселения в Россию Венелину довелось обойти и объез-дить значительную часть Австро-Венгрии (Берегово, Ужгород, Львов,Сатумаре, Сегед), т.е. он посетил земли Закарпатья, Венгрии, Трансиль-вании. Он познакомился с жизнью людей этих местностей, с их исто-рией, этнографией, языком, фольклором. В Венгрии, по свидетельствуП.Бессонова, «юноша собирал сведения у профессоров этого малогомира Европы, соединявшего в своем просвещении отголоски стольмногих разноплеменных народов».В конце апреля - начале мая 1823 года Ю. Венелин с двоюроднымбратом И. Молнаром без паспортов перешли русско-австрийскую гра-ницу и через Черновцы и Хотин добрались до Кишинева. В Кишиневепри помощи генерал-губернатора И.Н. Инзова Венелин н Молнар по-лучили место в пансионате при духовной семинарии. Венелин сталвоспитателем и преподавателем математики, а Молнар - воспитате-лем и преподавателем латинского языка. Здесь Венелин впервые встре-тился со многими болгарскими юношами, которые оставили свою ро-дину из-за турецкого ига.К этому времени в Молдавии и Бессарабии проживало более 30 тыс.выходцев из Болгарии. Болгарские переселенцы получили в вечноевладение по 60 десятин казенных земель, они на несколько лет осво-бождались от налогов, от рекрутского набора. Болгарское населениеКишинева было столь многочисленным, что не обратить на него вни-мание было невозможно. Значительную часть населения Кишинева со-ставляли болгары, из-за чего часть города называлась «Малой Болга-рией». Это тот самый район города, который в свое время любил посе-щать А.С. Пушкин. Здесь по воскресным дням молодые болгары в при-сутствии многочисленной публики проводили национальные игры,состязания в единоборстве, проявляя силу и ловкость.Эту национальную традицию неоднократно наблюдал Венелин ивпоследствии описал ее в своих трудах. В архивном фонде ученого, вотделе рукописей Государственной библиотеки в Москве, хранится«Карта бывшей Буджакской степи», на которую нанесены болгарскиеколонии, образовавшиеся в Бессарабии до 1820 года, и сделана запись,относящаяся к последнему массовому переселению болгар. Здесь жехранится и другое дело, озаглавленное «Разные статистические вы-писки о Бессарабии и частию о Болгарии». Венелин часто и в после-дующие времена обращался за помощью к своим кишиневским знако-мым, в том числе и к И.Н. Инзову, с просьбами о предоставлении ста-тистических сведений о «Малой Болгарии».В Кишиневе братья прожили два года. Венелин продолжает инте-ресоваться историей, и именно здесь сформировалось новое направ-ление его деятельности -увлечение болгарским языком и историейболгарского народа. Кроме того, здесь будет собран материал по исто-рии Молдавии, Валахии и Бессарабии. Молодой ученый используетего вскоре уже как студент Московского университета в дебютной ра-боте в исторической науке -статье (рецензии) на книгу И. Яковенко«Нынешнее состояние Молдавии, Валахии и Бессарабской области»2.Статья Венелина вызвала острую дискуссию. В «Отечественных за-писках» была помещена статья С. Руссова «Взгляд на историю трехкняжеств: Валахии, Молдавии и Бессарабии, с II по XII столетия», вкоторой автор полемизировал с Венелиным3. С этого момента Вене-лин переключился на исторические изыскания.В марте 1829 года Венелин отправляется в путешествие по Болга-рии, Валахии, Молдавии. Перед отъездом он составил детальный планпутешествия для утверждения Академией наук. В первой половинепроекта говорилось о путешествии по Молдавии и Валахии, во второй-по Болгарии и Румынии. Венелин намеревался посетить Яссы, Буха-рест, Крайову, Силистрию, Варну, Бургас. Главной задачей путешествияпо Молдавии и Валахии были поиски и собирание в монастырях, цер-квах, княжеских архивах древних памятников русской и болгарскойписьменности, поскольку в административном и церковном делопро-изводстве княжеств до XVIII в. широко использовался, как тогда пола-гал Венелин, болгарский язык. Свои поиски он планировал начать сясских архивов, а потом осмотреть и другие населенные пункты се-верной, южной и западной части Молдавии. Насколько успешно былосуществлен этот план, судить трудно. Об этой части путешествия поМолдавии осталось мало записей, и то в отрывочной форме.По пути в Болгарию, в Одессе, Венелин познакомился со старшимсвященником одной их одесских церквей П.С. Куницким, который ув-лекался древней историей и был неплохо осведомлен о состоянии делв Молдавии и Валахии. Он издал «Статистику Бессарабии», которойвоспользовался Венелин. Вместе с ним 22-3 мая 1830 г. Венелин со-вершил поездку в Овидиополь, к Днестровскому лиману. В те временаОвидиополь был похож более на деревню, чем на посредственное ме-стечко. Он расположен на покатом берегу Днестровского лимана. Напротивоположном берегу находится Аккерман. Тогда основным насе-лением Овидиополя были молдаване и малороссы.Обратный путь Венелина из Болгарии также проходил по Валахии,Молдавии, Бессарабии. В Кишиневе он задержался на два месяца. Здесьзанимался изучением албанского языка. В целом болгарское путеше-ствие Венелина длилось 596 дней (один год и 8 месяцев). Грамоты,привезенные Венелиным, освещали разные моменты внутренней жиз-ни Бессарабии в XIV-XVIII столетиях.Научная деятельность Венелина была проникнута глубокой любо-вью к славянским народам. Он пытался найти решение многим об-щим и частным вопросам, касающимся истории, литературы и языкавосточных, западных и южных славян. Русские, болгары, чехи, слова-ки, сербы, словенцы, поляки, прибалтийские славянские племена былипредметом его неустанных этнографических, фольклористических,лингвистических, палеографических, исторических и других иссле-дований.Будучи полиглотом (он прекрасно владел русским и большинствомдругих славянских языков, а также немецким, французским, латинс-ким, греческим, венгерским, румынским, понимал турецкий), успеш-но используя сравнительный метод исследований, многие научныепроблемы Венелин решал именно через лингвистику. Он считал, чтоязык представляет собой один из богатейших музеев, в котором весь-ма многое переходит из старины, от праотцов в отдаленные потом-ства. Поэтому познание и изучение языка (или филологии в целом)составляет значительную часть курса всех древностей, ибо ничто такцельно и так долговременно не сохраняется, как слово в устах челове-ка, слово, как клад, завещанный отдаленнейшими предками.Эта позиция выработалась у Венелина еще на ученической скамье.Жизненные наблюдения над различными языками впоследствии далиему основание высказать свои глубокие соображения о значимостиязыка в жизни общества, о том, что язык -главный этнический при-знак народа: «Душа, гений народа выражается и заключается в его язы-ке, сила мысли, сила его жизни проявляется в его произведениях. На-чало нравов и привычек его так тесно сопряжено с происхождением иобразованием слов его, что Logographia и Etnographia, то есть языко-пись и нравопись народа какого-либо составляют то целое, ту гармо-нию в условиях народной жизни, в которой только и можно открытьте действительные пружины народной деятельности, которые оченьнередко избегают взоров самых строгих наблюдателей. ...Развитиенарода или развитие его деятельности идет наравне с гибкостью илиразвитием его языка»4.Венелин видел в славянах один из образованнейших народов древ-ности и наделял их язык гармоничностью, нежностью, благозвучием,богатством словопроизводства, способностью к высшим искусстваммузыки, пения и стихотворства. О славянских языках он писал: «Сла-вянское словосочетание соединением своим строжайшей определен-ности, взаимной зависимости слов с самым непринужденным распо-ложением оных почти беспримерно». Вместе с тем, полагал он, длякаждого языка характерен собственный словарный запас, те «золотыеплоды», по которым можно судить о его гибкости и богатстве. Разно-образие слов и понятий, согласно его точке зрения, отличает все сла-вянские языки и придает им глубокую философичность. В этой связион писал: «Полный словарь народного языка есть система его филосо-фии. Это я называю философией языка... у нас есть огромный сло-варь: растворяю его и назидаюсь»5.СудьбаподарилаславянамвлицеВенелинавеликогоученого-историка языковеда этнографа фольклориста ЭнциклопедическийхарактеринтересовидеятельностиВенелинаобращалнасебявниманиесовременников ипоэтомунеудивительно чтоврусскойнаукеегоимячастоупоминалосьвследзаименемдругогозамечательногослависта чешскогоученогоПЙ Шафарика Ноонушелизжизнивнезапно какпадающийметеорит в37 лет неуспевзавершитьвсезадуманноеиначатое полнееосуществитьсвоевысокоепредназначениеНельзя не упомянуть удивительную черту личности Ю. Венелина -пламенную любовь к родному Карпатскому краю, к русинскому наро-ду и его духовному богатству. Двадцатилетним юношей оставив род-ную землю, он никогда не забывал о родных местах и при первой воз-можности охотно знакомил ученый мир с их природой, историей, эт-нографией, фольклором, со своим материнским русинским языком. Неслучайно, читая его научные студии, мы находим материалы о Закар-патье. Особенно много таких материалов в трудах о языке, о грамма-тике славянских народов, о фольклоре славян. При этом всегда чув-ствуется гордость автора за свой русинский народ, его духовные цен-ности и, конечно же, скрытая ностальгия.Неизвестный автор в некрологе, напечатанном в мае 1839 года в«Московских ведомостях», отмечал: «Он пришел к нам от наших рус-ских, западных братий, один, на чужую для себя сторону, но не какиноземец, ищущий хлеба, но как бескорыстный деятель на поприщерусской науки; пришел, полный своей славянской, родной жизни, - ивоспоминания о ней никогда его не оставляли. Часто рассказывал он,полон души, всякому, кто хотел его слушать, о том, как он жил в гор-ной Руси, в Синем Вире, месте первого возраста и ученых. И посредитакого рассказа раскрывал он всегдашний свой настольный атлас, ука-зывал на места и округи и незаметно переходил к так называемой имнародности. Заставлял забыть краски границ на карте, чертил он своипределы по границам племен и языка, и рассказ его незаметно стано-вился исторической былью»6.В завершение хочется выразить надежду, что тема «Ю.И. Венелин иМолдавия» нацелит нас на необходимость глубоких научных исследо-ваний в области русинистики, в частности исторических, этнографи-ческих, языковедческих и иных отношений славянских и неславянс-ких этносов Восточных Карпат и Молдавии. Для таких исследованийеще в начале XIX века открыл нам путь Ю.И. Венелин.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 748
Ключевые слова
Венелин, Кишинев, Молдавия, русинАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
1 Днестр. Кишинев, 1959. № 9. С. 143.
2 Московский вестник. 1828. Ч. Х. № 15. С. 256 - 278; № 16. С. 373 -392; № 17. С. 160 - 175.
3 Там же. 1828. Ч.56. №192-104. С.90-99.
4 Венелин Ю. Древние и нынешние словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам // Историко-критические изыскания. Т.2. М., 1841. С.295-297.
5 О древних славянах.// Там же. С. 13.
6 Цит. по статье Нiмчука В. Ю. Венелин (Гуца) - лiнгвiст, фольклорист, етнограф // Юрiй Гуца-Венелiн. До 200-рiччя вiд дня народження. Ужгород, 2002. С. 165.

Ю.И. ВЕНЕЛИН-ГУЦАИ МОЛДАВИЯ | Русин. 2006. № 2 (4).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3045