ВЛИЯНИЕ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИНА КУЛЬТУРУ НАРОДА | Русин. 2006. № 2 (4).

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИНА КУЛЬТУРУ НАРОДА

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИНА КУЛЬТУРУ НАРОДА.pdf Русская культура всегда находила признание, высокую оценку идостойное место в мировой культуре, являясь ее значимой и неотъем-лемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти вековразвития определялось ее глубоким духовным содержанием, восходя-щим к православной нравственности и истории христианства. Духов-ный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведенийсовременного искусства России имеют под собой ту же основу.С 988 года православие является традиционной и культурообразу-ющей (образующей культуру) религией на Русской земле. Это означа-ет, что с конца X века православие становится духовно-нравственнымстержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского на-рода, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстети-ческие идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует чело-веческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественныхместах, определяя отношение россиян к государству, людям, предмет-ному миру, природе. Законодательство и международные отношениятакже развиваются под сильным влиянием православной церкви. Хри-стианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческуюсферу; искусство, литература, философия используют религиозныепонятия и символы, периодически возвращаются к православным цен-ностям, изучают и переосмысливают их.Православная церковь объединяет народ в будни и в праздники, вгоды испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и ду-ховного возрождения. У любого народа идеи государственного устро-ения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрыв-но связываются с идеалами духовно-нравственными. Об этом оченьточно писал великий русский писатель и философ Ф.М. Достоевский:«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравствен-ная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она жеи созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, изубеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, асвязан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулирова-лись всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, кактолько начиналась новая религия, так тотчас и создавалась гражданс-ки новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: нацио-нальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя на-чиналась еще из закона Авраамова, а национальности мусульманскиеявились только после Корана. (...) И заметьте, как только после времени веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал рас-шатываться и ослабевать в данной национальности ее идеал духов-ный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падали весь ее гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы,которые успевали в ней сложиться. В каком характере слагалась в на-роде религия, в таком характере зарождались и формулировались игражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалывсегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а глав-ное то, что несомненно из них только одних и выходят».Идеалы православия в русской культуреУ людей, не знакомых с основами православной культуры, возника-ет много вопросов по поводу отношения русских к другим народам ик материальному миру. Почему патриотизм и верность православию урусского народа так естественно сочетаются с терпимостью к другимвероисповеданиям и с некоторым равнодушием к материальным поте-рям? Почему православие никого не принуждает к обращению в пра-вославную веру и вместе с тем так открыто? Почему православныйрусский народ не закрывает себя от общения с другими народами инациональностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную,государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что эточаще всего совсем «невыгодно»? Видимо, православная церковь и рус-ский народ несут в себе идеалы, несравнимо более высокие и значи-мые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земноебытие. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив исто-рию христианства и основы православия.Истоки уважительного и доброжелательного отношения ко всемлюдям и вместе с тем готовности прийти на помощь нуждающимся взащите восходят к учению Христа: «...кто захочет судиться с тобою ивзять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебядай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что ска-зано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам:любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотво-рите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцуСвоему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на правед-ных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какаявам награда? Не то же ли делают и мытари*? И если вы приветствуететолько братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступа-ют и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец вашНебесный» (Мф. 5:40, 42 -48).Эти великие христианские идеалы проносит русский народ черезвсе испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждомучеловеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего,всеобщего, всебратского во имя Христа. Вместе с тем для русскихлюдей защита православия и Отечества всегда считалась священнымдолгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни.Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человечес-ком мире, где реализуется множество иных личных, национальных,политических и социально-культурных идей, очень непросто. По это-му поводу Ф.М. Достоевский писал: «...народ русский в огромном боль-шинстве своем православен и живет идеей православия в полноте, хотяи не разумеет эту идею отчетливо и научно. В сущности в народе на-шем кроме этой «идеи» и нет никакой, и все из нее одной и исходит, покрайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубокимубеждением своим. Он именно хочет, чтоб все, что есть у него и чтодают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то,что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не изэтой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховно-го. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молятБога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех ихи смрад и все бы выходило опять из той излюбленной «идеи» их».Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого(даже погибающего) человека. Эти силы -в правильном пониманииспасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способ-ности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей мо-литве как проявлении воли души ко спасению.ПравославиеигосударствоНаши предки до X века были язычниками но не христианами. Год988 вошел в историю русского народа как год крещения Руси. С этоговремени православие стало официально государственнойрелигиейна Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх,венчанный на княжение или царствование по православной традиции.* мытарь - сборщик податей, налоговОфициальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство,смерть) регистрировались только церковью, в связи с чем соверша-лись соответствующие таинства(крещение, венчание) и богослуже-ния. Все государственные церемонии сопровождались молебнами(специальными богослужениями). Православная церковь играла важ-нейшую роль в государственных делах и в жизни народа.В XVI-VII веках в состав Российского государства вошли многиеиноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католи-ки, протестанты) народы и государства. Русская православная церковьне проводила насильственного обращения народов в православие, од-нако переход в православие поддерживался и поощрялся. Крестившим-ся в православной церкви людям давали различные льготы, в частно-сти, снимали налоги.Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века былинеразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий крусской православной культуре. Православным, а значит принадле-жащим к русской православной культуре, мог стать человек любойнациональности, готовый принять через святое крещение и веру воХриста православное мировоззрение и образ жизни. И так случалосьчасто: представители других национальностей и вероисповеданийпринимали православие как веру, мировоззрение и, соответственно,христианское бытие и становились истинными сынами нового для нихправославного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след вистории нашей культуры, стремясь верой и правдой служить новойРодине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честноеслужение не ради личной корысти и собственных интересов, а радипрославления Господа. Таким образом, гражданская общность в Рос-сии формировалась не по национальному признаку, а по принадлеж-ности к православию и отношению к православному государству.После Октябрьской революции, 23 января 1918 года новое советс-кое правительство приняло декрет «Об отделении церкви от государ-ства и школы от церкви». Был провозглашен принцип «свободы сове-сти и религиозных убеждений», который на деле превратился в насто-ящий террор против православной церкви, священнослужителей иприхожан. Государство и общество были объявлены атеистическими(атеизм -отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан насвободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борь-бы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников аресто-вывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраиваликонцентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен коло-кольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страни-цы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией,совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшей-ся веками на православных идеалах любви, добра и смирения.Однако православные традиции были глубоки, и православная ре-лигия оставалась самой распространенной на территории России. А взакрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тле-нием ликов святых. С 90-х годов XX века православная культура вРоссии начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальноеотношение к церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола,в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершать-ся богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретаядуховную защиту и поддержку.Возрождению православной культуры не могла воспрепятствоватьи даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, раз-ного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иныхрелигий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «путико спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровленияи духовной помощи», распространяли литературу и разнообразныефетиши (фетиш -предмет, якобы наделенный сверхъестественнымисвойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многихроссиян за духовной защитой к родным традициям.В настоящее время православие официально не является государ-ственной религией, но остается культурообразующейитрадиционнойдля России, так как традиции православной религии сохранялисьв России на протяжении всей ее истории и отразились на всех сферахбытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные,бытовые отношения, а также литературу и искусство.В Москве и других исконно русских городах, среди преимуществен-но русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и про-должают активно расселяться люди самых разных национальностей ивероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Этозначит, что великая русская культура, основанная на православныхтрадициях и морали, привлекает другие народы не только высокимидуховно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасны-ми традициями человеческого общежития, миролюбия и братскогоотношения ко всем людям. Очень важно в современном мире прояв-лять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повсед-невные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высо-чайшим духовным идеалам. Ибо:Без Бога нация -толпа,Объединенная пороком,Или слепа, или глупа,Иль, что еще страшней, -жестока.И пусть на трон взойдет любой,Глаголющий высоким слогом.Толпа останется толпой,Пока не обратится к Богу!Воистину прав Ф.М. Достоевский: «...кто не понимает в народе на-шем его православия и окончательных целей его, тот никогда не пой-мет и самого народа нашего».

Ключевые слова

Храм, Православие, таинства

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 ВЛИЯНИЕ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИНА КУЛЬТУРУ НАРОДА | Русин. 2006. № 2 (4).

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИНА КУЛЬТУРУ НАРОДА | Русин. 2006. № 2 (4).