КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 2 (4).

КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ

КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ.pdf Говоря о факторах, определяющих специфику русского языка, фун-кционирующего «вне России», следует разграничивать влияние иноя-зычное и влияние инокультурное.Иноязычное влияние выражается в лексических и фразеологичес-ких заимствованиях, семантическом скрещивании слов (вроде нашего«поставь газету на стол»), фонетической и грамматической интерфе-ренции (наш «бутыль» мужского рода), в более или менее активномупотреблении средств другого языка для выражения экспрессии илисоздания игрового эффекта (таковы макаронические шутки на «рус-ско-молдавском» языке) и т.д.Инокультурное влияние может не обнаруживаться в словаре идругих внешних проявлениях языка, ибо оно формирует концептуаль-ную специфику, концептосферу диаспоры.Термин «концепт» в современной лингвистике относится к числу неочень четко определенных. Не углубляясь здесь в поиски безупречнойдефиниции дискутируемого специалистами понятия, выделим безуслов-ные и наиболее важные для предлагаемого исследования позиции.Прежде всего, концепт - это мысленный образ материального илиидеального объекта, связанный в сознании людей со словом (или сло-восочетанием, эквивалентным слову). Данная формулировка, лежащаяв основе всех существующих дефиниций, отражает близость явлений«концепт» и «понятие». Однако, как подчеркивают исследователи, «кон-цепты -отнюдь не любые понятия, а лишь наиболее сложные из них,являющиеся важными элементами концептуальной картины мира имировоззрения человека» [3, c. 251]. В качестве концептов рассматри-ваются, например, такие сложные понятия, чаще всего абстрактные,как жизнь, вечность, смерть, счастье, любовь, вера, душа, истина,добро, красота, закон, война, страх, время; из конкретных, например,- человек, дом, дорога и т.д.Ю.С. Степанов в предисловии к своему «Концептуарию» пишет, чтоколичество концептов русской культуры невелико, около четырех-пятидесятков, «а между тем духовная культура состоит в значительной сте-пени из операций с этими концептами». [8, c. 288]Поскольку концепт - явление сложное, в его структуре выделяютсяразличные компоненты: общечеловеческий, социальный, половозрас-тной, профессиональный, индивидуальный. Как один из важнейшихакцентируется этнический, точнее, национально-культурный компо-нент: «концепт является единицей коллективного знания, сознания,которая имеет языковое выражение и отмечена этнокультурной спе-цификой». [2, c. 65] То несомненное обстоятельство, что концептыотражают этническое видение мира, что они представляют картинумира, существующую в сознании конкретных этносов, имеет ключе-вое значение для нашего исследования.Концептосфера -это совокупность, система концептов. Д.С. Лиха-чев в качестве синонима введенного им терминологического словосо-четания «концептосфера русского языка» употребляет образное выра-жение «ощущение языка». [4, c. 284] Проведенное нами исследованиепоказывает, что, во-первых, «ощущения» некоторых слов, следователь-но, выраженное в слове мировосприятие русских (русскоязычных)жителей Молдавии, отличаются от концептосферы россиян в России,и отличия эти обусловлены инокультурным влиянием, и, во-вторых,концептосфера русского языка в Молдавии, очевидно, сближаясь сконцептосферой молдавского языка, не сливается с ней, не становит-ся идентичной.Речь пойдет о концептосфере вина, которая включает концепты та-ких слов, как вино, виноград, виноградник, лоза, аист, осень и некото-рых других. Нет нужды доказывать здесь концептуальный характерэтих слов для молдавского языка: они не просто обозначают важныеэлементы картины мира и мировоззрения - они являются «ключевы-ми концептами культуры» [7, c. 13] молдавского народа.Обладают ли соответствующей концептуальной глубиной эти словадля русскоязычного населения нашей республики? Отвечая на вопрос,в качестве иллюстративного материала мы использовали произведе-ния русских поэтов Молдавии: именно в поэзии мировосприятие на-рода раскрывается не только отчетливо, но и компактно.Концепт «виноград». В толковых словарях отмечено, что в рус-ском литературном языке слово «виноград» имеет два значения: I) вью-щееся плодовое кустарниковое растение и 2) ягоды этого растения.Теперь представим различные ассоциации, вызываемые этим сло-вом в сознании жителей Молдавии, в том числе русскоязычных.Наверное, прежде всего: виноград в Молдавии - ягода не экзоти-ческая, а вполне обыденная. Гроздь винограда население большей ча-сти территории России поставит в один ряд с экзотическими, привоз-ными лакомствами вроде ананаса, апельсина, банана, киви, хурмы ит.п. В Молдавии горожане снимают урожай винограда с балкона своейквартиры. Лирического героя в цитируемом стихотворении удивляетне то, что виноград растет во дворе, а то, что за время его отсутствиялоза взобралась так высоко:... юности дворовый виноградДорос до всех пределов по наклону(Александр Милях, «Возвращение»)Виноград так органичен для сознания жителей Молдавии, что этотже поэт даже при описании хмурого прибалтийского неба использует,наверное, точные по образной сути, но концептуально чуждые питер-цам сравнения.Колдует осень Ленинграда.Все непривычно. Все чудно:И тучи гроздью винограда,И неба - пристальное дно.(«Невская осень»)Базовое значение этого растения для экономики страны отразилось,например, в таком факте: в советские времена, когда осенью горожане(студенты, рабочие, военнослужащие) направлялись на уборку уро-жая, в Молдавии это называлось «поехать на виноград» (вариант - «напомидоры»), хотя убирать могли, например, яблоки или сливы. В сред-ней части России такие поездки назывались «на картошку», украинс-кие студенты направлялись «на свеклу», а узбекские, наверное, «нахлопок».Для русскоязычных жителей Молдавии «виноград» - понятие слож-ное, многоплановое. Приехав в Кишинев, Константин Семеновскийвосхитился цветовой палитрой гроздей. Стихотворение называется«Виноград»:Я нынче дьявольски богатОсенней щедростью Молдавии,Меня встречает виноград:Зеленый, розовый, лиловый.Будущий знаменитый молдавский поэт слишком уж скупо предста-вил свое «дьявольское богатство». Гораздо лучше о цвете виноградасказал известный в республике ученый-виноградарь. Мечислав Алек-сандрович Пелях писал: «Все цвета: красный, оранжевый, желтый,зеленый, голубой, синий, фиолетовый и промежуточные между нимиможно увидеть, любуясь гроздями винограда. Виноград - единствен-ное растение, плоды которого окрашены во все цвета радуги.Среди сортов винограда можно найти ягоды всех оттенков белого,зеленого и желтого цветов, часто с переходами к янтарным тонам илис золотистыми отблесками, светло- и темно-розовые, дымчато-серые,красные, синие и фиолетовые разной интенсивности, вплоть до исси-ня-черной с переходом к пурпуру, коричневому загару. Краска то рав-номерно разливается по всей ягоде, то бывает более густой или пере-ходит в другой цвет на стороне, обращенной к солнцу» («Рассказы овинограде») [1, c. 21].Жители Молдавии, независимо от национальности, даже не умеятак талантливо живописать главный сельскохозяйственный продуктсвоей страны, обычно хорошо разбираются в сортах винограда, знаютмногие их названия, предназначение каждого сорта (столовый, вин-ный). Поэтому в речи русскоязычного населения Молдавии и назва-ния сортов винограда, и другие слова, связанные с культурой виногра-да и виноделием, не являются экзотизмами, они входят в активныйсловарь.Приезжему россиянину многоцветный и ароматный «Рынок» Кон-стантина Шишкана покажется экзотическим, местный читатель впе-чатлится только точностью деталей (стихотворение написано в 60-егоды):Лежат в корзинах, точно в чащах,Расставленных рядами густо,Мускат, алеппо, рислинг, чаушМеж огурцов в гусиной кожеИ запеленутой капустой.Приезжему придется также объяснять истоки образности в стихот-ворении Мирославы Мятлевой:Хмельные слезы накопились к ноябрю!Стекает черный жемчуг изабеллыпо крашеному нервному лицупродрогшей осени...(«Хмельные слезы накопились к ноябрю!»)А истоки образности в том, что «изабелла» - это сорт винограда,что ягоды его круглые, почти черные и матовые, что созревает он по-здно, что это винный сорт (поэтому слезы - хмельные).Концепт «лоза». В русском языке, функционирующем в Молдавии,слово «лоза» имеет иную семантическую структуру, чем в русскомлитературном языке, В толковых словарях это - I) название различныхвидов ив и 2) тонкий, длинный и гибкий стебель, ветвь винограда инекоторых кустарников (вербная лоза). Первое значение иллюстриру-ется примером из А.К. Толстого: «Где гнутся над омутом лозы, Гделетнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоро-вод». Конечно, это значение в Молдавии реализуется, но не являетсяосновным, более того, оно отодвинуто на периферию словаря. В рус-ском языке жителей Молдавии «лоза» - это, прежде всего. стебель ви-нограда, который является растением не только сельскохозяйственным,но и, как отмечалось выше, городским.Вот строки поэта с сельскими корнями:Кусты густого виноградаУ каждой хаты пьют росу,Лозе ограда - не преградаОбнять соседнюю лозу.(Софрон Бурлака, «Стоит село»)А вот впечатления горожанки (стихотворение называется «В шестьутра на город сходит дождь...»):Глянь-ка: винограда старый куст Вот еще один год впереди,Омывает новый день слезами и тугие соки плещут в лозах, -светлыми, - сладки они на вкус ледяной вселенной посреди,(жизнь сладка, пока пребудет с нами!) стихокрылая, парит Землянад прозой!(Олеся Рудягина)Слова «лоза» и «виноград» (в значении «растение») употребляютсяу нас как синонимы; такая метонимическая замена естественна:Было ли такое в самом деле,Или я придумал этот двор -Виноград, опутавший забор,Ржавые скрипучие качели.(Рудольф Ольшевский, «Тайна»)Концепт «виноградник». Еще один концепт, характеризующийотраженную в языке картину мира жителей Молдавии, включая рус-скоязычных, - «виноградник». Для поэтов это важная деталь пейзажа,источник лирического вдохновения, какими для российских поэтовявляются бескрайняя степь, березовая роща и т.д.Не по листку, от тяжести плодов освобожденый.а всем своим нутром, Полоска виноградника за ним,корнями всеми, листвой ликуя, землю покидает.просветленной кроной И по всему, сегодня я одинорех витает в воздухе сухом, с растеньями живыми не летаю.(Сергей Пагын, «В октябре»)Концепт «вино». Концепт «вино» является центральным в рассмат-риваемой концептосфере. Словари современного русского литератур-ного языка отражают семантическую структуру слова «вино», акту-альную для подавляющей части россиян, следующим образом. Это -I) алкогольный напиток, получаемый обычно в результате брожениявинограда и 2) водка (разговорное). Второе значение в словарях иллю-стрируется цитатой из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хо-рошо»: «Откудова ни взялися две дюжие руки: Ведро вина поставили.Горой наклали хлебушка». Ср. также у К.Симонова в знаменитом «Ждименя»: «Выпьют горькое вино на помин души...» (то есть водку). Ясно,что слово в этом значении в Молдавии практически не используется.Вино в Молдавии - виноградный алкогольный напиток, с которымсвязаны культура, традиции и экономика страны. Разумеется, утверж-дение, что вино вместо воды здесь пьют все от мала до велика и дажемладенцам родители дают вкусить животворной влаги - это гипербо-ла, легенда. Впрочем, с удовольствием рассказывают следующий анек-дот.«Едет молдаванин по дороге, его останавливает гаишник и, учуявзапах спиртного, спрашивает:- Ты что, пил?- Пил.- А что пил?- Вино.- Как вино?- Посмотри, что справа растет?- Виноград.- А слева?- Виноград.- И ты хочешь, чтобы я пил воду?!»Обыденность, традиционность напитка - важнейшие составляющиеконцепта. Существительное «вино» у нас является, так сказать, болеевещественным (в грамматическом смысле), чем в России, ибо в созна-нии носителей языка оно представлено не рядами бутылок на мага-зинных полках, а хранимым в бочках. Написанное в рекламном букле-те для туристов является органичной частью картины мира для каж-дого жителя страны, в которой «трудно найти крестьянский двор,где рядом с домом не было бы погреба, а в нем хоть одной бочки свеселым ароматным вином. Если вы придете к молдаванину в гости,он тут же сбежит вниз по крутым ступенькам погреба и вернется сглиняным бурлуем прохладного вина и одним-единственным - сколь-ко бы ни было гостей - круговым стаканом. Первый стакан он выпьетсам, потом нальет остальным.Этот обычай сохранился, видимо, с тех давних времен, когда непро-шеными «гостями» приходили враги в дом молдаванина и, требуя отнего хлеба-вина, заставляли самого отведать первым.С вином у молдаван связано много старинных обычаев».В нашу задачу не входит описание обычаев; важно, что все это вклю-чено в концепт вина, формирует своего рода «подтекст» при употреб-лении слова. Обычные конструкции, в которых оно встречается: «уних свое вино», «умеет делать вино», «не хватило вина на зиму, при-шлось покупать у соседа», «родственники привезли из деревни канис-тру вина» и т.п.В структуру концепта «вино» у русскоязычных жителей Молдавии,как и всех остальных, входят наименования напитка на разных стади-ях его созревания.«Муст» - виноградное сусло, почти еще сок. Во времена, когда мустпо осени продавали из бочек, как квас, мужчины просили продавцовпридержать товар дня 2-3: муст превращался в молодое вино.Следующие стихотворные строки - свидетельство принадлежнос-ти слова к активной лексике.Белою рубахой в терпком мустеЯ намечу путь из темноты.(Александр Милях, «Алена»)С нашей точки зрения, образ емкий, хотя и несколько нарочитый.Муст - жидкость непрозрачная, мутная; сок винограда темных сортов- фиолетово-синий и терпкий; белая рубаха едва видна в вечернем илиночном воздухе такого цвета, напитанном осенними ароматами.«Тулбурел» - молодое, несозревшее вино. К.Шишкан в процитиро-ванном выше стихотворении «Рынок» живописует и такую картинку:Седой колхозник в кушме1 новойСидит у бочки тулбурела.Земля обрызгана лиловым,И руки густо побурели.О свойствах молодого вина автор одного из рекламных проспектовнаписал так:«He случайно молдаване играют свадьбы осенью. С виноградникаубрана последняя гроздь. Беспокойная страдная пора позади. Теперьможно отдохнуть и повеселиться. Над селами стоит щекочущий запах«тулбурела» - «смутьяна», названного так, должно быть, потому, чтоэто молодое и невинное на вид вино коварно кружит голову и валит сног, если ему легкомысленно довериться.»[5].У нас употребительны слова и выражения, обозначающие различ-ные качества вина:«шмурдяк» - невысокого качества, дешевое вино;«телебенчик» -своего рода коктейль из сухого и крепленого вина;действует сильнее, чем каждое из них по отдельности.Шампанское, о котором французская пословица говорит, что это«вино королей, король вин», наша молодежь по-свойски называет «ападе булька» (вода из булек) или «апа каре фаче «пш-пш»» (вода, котораяделает «пш-пш»).1. Кушма - шапка из овчины, вроде папахи. И молдаване, и русские вшутку могут назвать кушмой любой головной убор.В концепт «вино» входит знание технологии его приготовления исвязанные с этим впечатления. То, что рождение вина воспевается по-этами, закономерно. Александр Александрович Егоров, известныйвинодел (не молдавский) писал: «Виноделие, на мой взгляд, наука по-этическая, близкая к искусству. Наука создавать редкие вина - искус-ство, и люди, овладевшие этим мастерством, конечно, поэты». Ска-занное, пожалуй, объясняет внимание стихотворцев к таинству рож-дения вина. Им ведома традиционная технология:Остыл в дубовой бочке жар броженья, Но вот струею перестояльетсяОсел осадком каменным на дне. Густо, как кровь, прозрачно,как слеза,Бунт сока усмирен. Землетрясенье В подвалах переплавленноесолнце,На время успокоилось в вине. До времени молчавшая лоза.(Рудольф Ольшевский, «Вино»)Но поэтов завораживает и промышленное производство вина:Неутомимая вчера, Дымится пенящийся сок,Сейчас все тише и бессильней В глубинах огненно бушуя.Толчется пьяная пчела Прозрачно-мудрым выйдет в срок,У бочек и чанов давильни. В осадок сбросив муть дурную.Зернистой ноши кузова Подходит луна луй кэуш2 .Ссыпают в люки самосвалы. Нальем бокалы терпкой влагиУже кружится голова, За мудрую прозрачность душ,Едва приблизишься к подвалу. За ясность силы и отваги.(Николай Савостин, «Месяц ковша»)Концепт вина включает в себя названия сортов этого напитка - сор-тов, отождествляемых именно с молдавским виноделием.«Не пой, красавица, при мне...»,налей-ка лучше каберне!(Лев Гольдберг, «Про это - 2»)Игра с цитатой из классика представляется здесь удачной не толькоблагодаря новому развитию сюжета и неожиданной рифме. «Кабер-не» - один из самых популярных в Молдавии сортов вин; в подтекстеоказывается отнюдь не романтическая, а вполне житейская ситуация.Стихотворение А.Миляха «Я открою бутылку с бордовым...» зву-чит ностальгически: в нем упоминается сорт вина, которое давно невыпускается, но десятилетия два назад было, как теперь говорят, «аб-солютным лидером продаж».2. «Луна луй кэуш» - месяц Ковша, сезон виноделия в Молдавии.Кишиневского солнца усталостьПревзойду возбужденным вином,Мне от прошлого века осталось«Роз де масэ», что пил за углом,Я в стакан не налью Из горла яВ своё горло до сердца вольюСолнца крепкого терпкую гордость,Чистоты родниковой струю./... /Я открою бутылку с бородовым«Роз де масэ» - забытым виномОчевидно, что только люди, языковое сознание которых содержитконцепт «вино» в его национальном молдавском варианте, адекватнопоймут это стихотворение и вспомнят тяжелые («противотанковые»)бутылки емкостью 0,75 литра, в которых продавалось очень дешевоеи хорошее столовое («де масэ») вино: «Роз де масэ», «Вин де масэ»,«Рошу де масэ», «Алб де масэ» (розовое, красное, белое).Пример из политически актуальных. Тот, кто писал мнение «Комсо-мольской правды» о запрете ввоза молдавских и грузинских вин в Рос-сию под именем Ксеноверонта Природного (рубрика на третьей поло-се «толстушки»), явно положил в основу сюжета личные реальныепереживания. С молдавскими винами автор познакомился в «школь-ном уборочном отряде» в совхозе под Бендерами. Опус в «КП» от 13-20 апреля 2006 г. называется «Омоем мы горючими слезами потерю«Каберне» и «Мукузани». Начало - о молдавских винах:Девятый класс. На юг мы прилетели,Свою Сибирь оставив на винте,Не отличая вкуса «Ркацетели»От «Шардонне» и от «Алиготе».Был труд на винограднике не тяжким,А после в тихих заводях ДнестраМы, расхрабрившись от глотка «Фетяски»,С тобою целовались до утра«Ркацетели», «Шардонне», «Алиготе», «Фетяска» - это белые сухиевина. Их оценка выдает человека, в концептосфере которого данныйконцепт отсутствует.Виноделие Молдавии переживает сегодня не лучшие времена. Невникая, разумеется, здесь в подоплеку «винного конфликта», выска-жем предположение, что до прилавков российских магазинов нашевино доходит, увы, не сохранив в пути своего качества. А при мысли онастоящем молдавском вине вспоминаются феноменальные подзем-ные винохранилища. Даже сухая информация о них воспринимаетсякак сказка.«В подземных штольнях в Криково, недалеко от Кишинева, обору-дованы подвалы, где хранятся государственные резервы молдавскоговина - миллионы литров! Ни одно даже самое крупное хозяйство зарубежом не обладает богатством, равным тому, что хранится на «ули-цах» криковского подземного городка, протянувшихся на десятки ки-лометров. Трассы этого лабиринта со звонкими названиями лучшихмолдавских вин - «аллея алиготе», «проспект фетяска», «улица кабер-не» - сплошь уставлены огромными дубовыми бочками и цистерна-ми, вмещающими более двадцати тысяч литров каждая. Здесь же рас-положен цех по производству шампанского классическим методом -бутылочным»[5].Теперь о том же - стихами:В подвалах Криково библиотека вин -Собранье зорь и пламенных закатовБеспечных лет и сумрачных годин.От потолка до пола - сто накатов.На вкус и цвет узнаешь каждый годПо аромату, терпкости и силе.Земля и солнце, словно в строчки нот,Сюда свои мелодии вносили.Они звучат. Там и свирель, и медь.Попробуй. Там поэзия и проза.Как на концерте: то готов подпеть,То молча будешь думать, пряча слезы.(Николай Савостин, «В Криково»)Очевидно, что в формировании концепта «вино» криковские подва-лы принимают непосредственное участие.Свойства вина, так тонко почувствованные и показанные Н. Савос-тиным, - это особая поэтическая тема. Разумеется, в творчестве по-этов Молдавии, в том числе русских, активно развиваются анакреон-тические мотивы. Однако «винный источник» образности поистиненеиссякаем. «Крепчаю бурно, как молдавское вино», - так передаетсвое эмоциональное состояние на примере фильма «Много шуму изничего» А. Милях. И совсем по-другому - у Ф. Ольшевского:Бессонницы тягучее виноКоторый век хранит тревогу нашуМне этой ночью снова сужденоИспить сию мучительную чашу.(«Бессонница»)Таким образом, представляется несомненным, что языковая карти-на мира русских в Молдавии включает концептосферу вина, котораяпо своему объему и структуре сближается с соответствующей концеп-тосферой молдавского языка. Подчеркнем, однако: сближается, но несовпадает полностью. Главное отличие, как нам кажется, состоит втом, что для молдаван это концепт диахронический, отражающий пре-емственность поколений, устойчивое понятие национальной культу-ры в историческом контексте. Это очень ярко отразилось в поэзии Бо-риса Мариана (русский поэт, молдаванин по национальности).Нас очень мало на земле осталось -одна сестра очаг тот бережетТам церковь есть,где мать моя венчалась,вино отцов хранит былую алость,седой орех дежурит у ворот.(«Дорога милая...»)Растворит земля наш облик,но в вечерний летний часнаших душ, деяний отблесквсе ж коснется чьих-то глаз.Чашу правнука наполнитвечер розовым виноми о вечности напомнит,о грядущем, о былом.(«Вечернее»)Концепт «аист». Аист - символ родного дома, мира, счастья, бла-гополучия в мировосприятии многих народов, в том числе русского имолдавского. Это отражено в русском и молдавском фольклоре, худо-жественной литературе. У Б. Мариана:Открылось мне, Я заведен, как старый патефон,что скудно я живу. верчусь пластинкой стертой,Поэт душой, повторяясь,я лишь чиновник в жизни, весь по графам анкетыразнесен,хоть средь своих неистовым слыву хотя единым целымпритворяюсьСпаси меня, Спаси меня,любовь моя к Отчизне! о, детства вольный аист!(«Открылось мне»)Как символ родного дома воспринимается аист и русскими поэтамидругих национальностей. Любопытный пример: горожанин Р. Ольшев-ский ностальгически упоминает символическую птицу, но не над сво-им, а над чужим домом (стихотворение посвящено Г. Виеру):Завидую товарищам моим,Которых ждет по праздникам деревня,Над низкой крышей аист, сладкий дым,Колодец возле дома и деревья.Однако в Молдавии аист имеет и другое символическое значение.Здесь все, независимо от национальности, знают старинную легенду,по которой аисты спасли защитников осажденной турками крепости,принеся им виноградные грозди. Легендарный аист стал символоммолдавского вина - животворящего напитка. Этот символ имеет впол-не определенное графическое воплощение: устремленная ввысь строй-ная, изящная птица, несущая виноградную гроздь. Как товарный знактакой аист присутствует на этикетке почти каждой бутылки молдавс-кого вина. Понятно, что этикеточный аист не мог не повлиять на фор-мирование концепта. Это отразилось, например, в стихотворении:Ушла любимая. Жена. Весь мир - вчера большой и светлый -С ним рядом женщина чужая. Стал и ничтожным, и чужим,Молчит, бутылку изучая, И все фальшиво, все не так,Где нет вина - и есть вина. Он вдруг увидел символ меткий - Не аист взмыл на этикетке,Жизнь воспарила в синий мрак!(А. Милях, «Искажение»)Концепт «осень». Осень в Молдавии изумительно красива. Но кон-цептуальность этого понятия связана, конечно, с уборкой винограда иизготовлением вина.Осень - заковыристая штука,Как вино, в ней есть и рай, и ад.(Виктор Сундеев, «Снова потянулись к югу птицы...»)Так естественно, что в поисках средств для создания художествен-ных образов в стихотворениях, посвященных этому времени года, по-эты обращаются именно к вину. Осень в Молдавии - это его ожиданиеи предвкушение. Вино содержит основание для сравнений, подсказы-вает метафоры, легко поддается метонимическим переносам.Финита лету... Еще покой надтреснутый с тобойНо еще тепло. и песнь сверчка отчаянная с нами.Еще паук по воздуху нисходит. Так пей же, пей напиток золотой,Еще сентябрь пресветлое вино подсиненный ночными холодами!по дня прожилкам истонченным.(Сергей Пагын, «Финита лету...»)Пала Империя Осень - лежит в руинах.В остовах скорбных ветер скулит и бормочет.Кровь ее стынет в тяжелых стреноженных винах,плоть растащили поэты - в кормушки для строчек.(Олеся Рудягина, «Пала Империя Осень»)В заключение - еще одно стихотворение с небольшим предвари-тельным комментарием к нему.Концепт, по определению, - единица ментальности, «язык связыва-ет людей в этническую общность через концепты». [6, с. 24]. Но, какпоказано в этой статье, концепты сближают и разные этносы, в част-ности, молдаван и людей разных национальностей, живущих в стра-не. Размывается ли, трансформируется ли в этом случае, так сказать,исконная ментальность последних? Русским поэтам, даже если ониродились здесь, «снятся березы», но и виноградники стали родными.Становятся ли они от этого «менее русскими»? Кажется, стихотворе-ние О. Рудягиной дает однозначный ответ на этот вопрос.Родина! Холмы, виноградники,Аисты, возвращающие веснуБудни твои, смуты и праздники,Как материнский характер, приму.Но в венах течет, никуда ведь не деться,Отцовская яркая, жаркая кровь:РУССКАЯ РЕЧЬ,И реченькой детства заветной -Вовек - неизбывна любовь.(Олеся Рудягина, «Родина! Холмы, виноградники»)

Ключевые слова

Концепт, Криково, вино, Аист

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1 Виноград и вино. Составитель М.А. Пелях. Кишинев, 1975.
2 Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1.
3 Корнеева А.Ю. О становлении когнитивной лингвистики как самостоятельной научной дисциплины // Русское слово в мировой культуре. Сб. докла- дов X конгресса МАПРЯЛ. Т. I. СПб., 2003.
4 Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. Антология. М., 1997.
5 Маклер С.Я. Песнь о виноградной лозе. Кишинев., 1976.
6 Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.
7 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
8 Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. Антология. М., 1997.
 КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 2 (4).

КОНЦЕПТОСФЕРА ВИНАВ ЯЗЫКЕ РУССКИХ ПОЭТОВМОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 2 (4).