ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯИСТОРИИ В ШКОЛАХС РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.pdf Я преподаватель с 15-летним стажем. Преподаю историю в рус-ском теоретическом лицее им. А.С. Пушкина города Фалешты. Поэто-му проблемы преподавания истории в школах с русским языком обу-чения знаю не понаслышке, я с ними сталкиваюсь постоянно. Поверь-те, они остры и серьезны. Ведь от того, что и как мы рассказываемподрастающему поколению о прошлом нашего края и наших взаимо-отношениях с другими странами и народами, во многом зависит буду-щее нашей страны. Ведь не зря говорят: кто не знает истории, тради-ций, равнодушен к прошлому, тот обедняет свое настоящее, делаетущербным будущее.Первая серьезная проблема - отсутствие молодых специалистов.Историю преподают учителя начальных классов, филологи, а иногдаи физики и химики. Вторая - отсутствие в программе истории славян.В школах с русским языком обучения занимаются в основном русскиеи украинцы. Но школьная программа не предусматривает темы по ис-тории славянского населения Молдавии и изучения истории России.Зато излишне много, на мой взгляд, отводится времени на историюГреции, Италии, Франции, Англии, Арабского Халифата, крестовыхпоходов, Возрождения, Реформации. О Древней Руси, о православии,о византийском культурном наследии речи нет.В XI классе основными темами являются история Северной Амери-ки, Западной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. Четыре-шесть уроков отводится русско-турецким войнам. Изучение историиРоссии не предусмотрено. Судя по материалу, изучение которого пре-дусмотрено программой, русские появились ниоткуда и ведут какие-то непонятные сражения. Та же ситуация и XII классе. Везде упомина-ются Франция, Италия, Германия, Испания, Португалия, Австрия,Польша, Венгрия, но не Россия. Правда, здесь несколько часов ужеполагается рассказывать про «диктаторский режим» в СССР. Весь со-ветский период надлежит подавать только в негативном свете, как будтоничего положительного в эти годы у нас не делалось. Составителишкольных программ и учебников «забывают», что родились и вырос-ли в советские времена. Учились, работали, строили, получали науч-ные степени, делали административную карьеру, получали бесплат-ную медицинскую помощь, отдыхали на курортах, бесплатно обучалидетей в самых престижных университетах СССР.В то же время период, начавшийся после распада Советского Со-юза, подается в излишне радужных тонах. Но ведь дети сталкиваютсяс сегодняшними проблемами постоянно, и вряд ли они поймут «глу-бокие» мысли авторов учебников о демократии и свободном рынке,когда родители учеников на свою зарплату не могут их нормально на-кормить, одеть, обуть, обеспечить необходимым для школы. Положе-ние и учителя не лучше: на нашу зарплату мы не можем порой позво-лить себе купить тетрадь и ручку, не говоря уже о какой-нибудь новойнужной книге.Создается впечатление, что история других стран и народов для ав-торов программ и учебников более привлекательна, чем история сво-ей страны и живущего здесь населения. В итоге ученики больше смо-гут рассказать о «заморских» странах и народах, чем о родном крае исвоем народе. Да и то, что они проходят по этой теме, подается, как яуже говорил выше, в черном цвете.Хотелось бы затронуть вопрос о гуманитарной помощи, которуюоказывает русским школам Молдавии правительство Российской Фе-дерации. Надо признать высокое качество учебников, включая их офор-мление. Но, к сожалению, мы получаем мало различной справочнойлитературы, с которой работаем при подготовке к урокам. Таких изда-ний мало, в лучшем случае, всего по одному экземпляру на школу.Большая проблема и с национальными учебниками. На сегодняш-ний день нет переведенного на русский язык учебника по истории дляXI класса. Также нет учебников по истории румын для X-XI классов.Учитывая содержание этого курса, некоторые коллеги полагают, чтоэто хорошо, но ведь нашим выпускникам потом приходится по этойдисциплине держать экзамен. По всеобщей истории -только по одно-му учебнику. Нет и так называемых альтернативных учебников. Я ужене говорю о полном отсутствии карт на русском языке, а также друго-го дидактического материала. В итоге лицеисты русских школ вряд лисмогут претендовать на высокие оценки, сдавая экзамен по историина степень бакалавра, что ограничивает их возможности в получениивысшего образования.Доступа к новейшей российской научной литературе по историиучителя русских школ практически не имеют. Дело не только в высо-кой стоимости книг по истории. Даже в Кишиневе, не говоря уже одругих городах, их почти не бывает в продаже. Пользуясь случаем,хочу выразить признательность Общественной организации «Русь» засоздание и выпуск международного исторического журнала «Русин».Это очень интересный и полезный журнал, в том числе потому, чтопубликует материалы по истории русского населения Молдавии. Жур-нал восполняет отсутствие информации по истории славян. К сожале-нию, мне попались только два последних номера. Материал, которыйя нашел в журнале, очень интересен, а главное, он помогает при под-готовке к урокам истории. При первой возможности я подписался напоследующие три номера (как понимаете, скромная учительская зар-плата многого не позволяет).Русской школе Молдавии необходим учебник по истории и культу-ре русского населения нашей страны. И, разумеется, всем нам нуженхороший учебник по истории Молдавии.