ПОЛОТНА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВАИ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙСЛОВЕСНОСТИ, ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ | Русин. 2006. № 3 (5).

ПОЛОТНА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВАИ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙСЛОВЕСНОСТИ, ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

ПОЛОТНА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВАИ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙСЛОВЕСНОСТИ, ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ.pdf В 1986 году издательство «Русский язык» (Москва) выпустило кни-гу для чтения с комментариями на английском языке «Река времен»(11).В предисловии составитель, автор исторических справок и коммента-рия доктор филологических наук В.Г. Китаев ссылается на предсмер-тное стихотворение Г.Р. Державина, который, будучи современникомКрестьянской войны под предводительством Пугачева, подданным пятирусских императоров, свидетелем побед Суворова и поражения наше-ствия Наполеона на Россию, поэтом, пережившим век классицизма иприветствовавшим триумф юного Пушкина, писал в 1816 году:Река времен в своем стремленьеУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей…В противовес этим размышлениям великого поэта о событиях ми-нувшего времени и о судьбах исторических деятелей в памяти челове-чества В.Г. Китаев говорит о людской памяти, сопротивляющейся заб-вению, не позволяющей «реке времен» бесследно унести «дела лю-дей», если эта память питается высокой литературой и искусством,отразившими то или иное историческое событие.Включенные в книгу для чтения произведения - отрывки из «Словао полку Игореве» (в поэтических переложениях В.А. Жуковского,Н.А. Заболоцкого, А.Н. Майкова), глава 40 «Посольство Ермака» изромана А.К. Толстого «Князь Серебряный», глава «Евпатий Неисто-вый» из книги В.Г. Яна «Батый» - подкрепляются зрительным рядом,соответственно представленным полотнами всемирно известного рус-ского живописца, народного художника СССР Ильи Глазунова: «КнязьИгорь», «Иван Грозный», «Штурм града».Практика обращения к картинам И. Глазунова в учебниках и учеб-ных пособиях по русскому языку и культуре в последнее время замет-но активизировалась. Для примера можно назвать весьма своеобраз-ный учебник русского языка, изданный в 1996 году в Словакии, -Êîíôåðåíöèÿ «Ðîññèéñêî-ìîëäàâñêèå îòíîøåíèÿ»» 15«Встреча с Россией»(7). Его авторы, Е. Колларова и Л.В. Трушинова,посчитали важным, кроме исторических полотен («Князь Игорь»,«Князь Олег и Игорь»), и не только в качестве фоновых, поместитьпортреты Андрея Рублева и Сергея Михалкова, и этнографически вы-веренную картину «Русская красавица в кокошнике», и программноеполотно «Вечная Россия».Почему творчество Ильи Глазунова все более привлекает вниманиедидактов? Какой образовательно-воспитательный эффект правомерноожидать от привнесения в учебные издания его картин?Ответы на эти (и другие) вопросы уместно начать с обращения кпоследнему упомянутому нами эпическому полотну. Картина «ВечнаяРоссия» отразила весь жизненный опыт художника, его многолетниераздумья о судьбе России, его «нерушимую верность трем императи-вам, что лежат в основе его творчества и гражданского служения: Бог,Совесть и Россия»(9). Не случайно профессор одного из американс-ких университетов признавался, что картина «Вечная Россия» служитему главным пособием в преподавании истории России. Думается, ккартине вполне можно отнести надпись Ярослава Смелякова на «Ис-тории России» Соловьева:История не терпит суесловья,Трудна её народная стезя.Её страницы, залитые кровью,Нельзя любить безумною любовьюИ не любить без памяти нельзя.Известно, что первоначально полотно называлось «Сто веков». «Срокотсчитан от предполагаемого исхода древних ариев со своей прароди-ны, что послужило началом распада первичной этнолингвистическойобщности и появления самостоятельных народов и языков»(4). Соб-ственно, зрительный ряд на композиции Глазунова и открывается сим-волом былой прародины - помещенной в левом верхнем углу Поляр-ной мировой горой, - Священной горой, согласно древнейшим кни-гам человечества «Ригведе» и «Авесте», от которых, как считаетИ. Глазунов, берет начало российская история*.В центральной части композиции - исторический путь России: отпринятия христианства до начала XX века. От древних храмов и стенКремля берет начало гигантское шествие, своеобразный, как отмеча-* И. Глазунов вообще ратует за пересмотр древнейшей истории, за утверж-дение в ней, к примеру, сведений об Одоакре, правителе Рима, по происхож-дению - русине с острова Ругин; о византийском императоре Юстиниане (ина-че - Управды), славянине из деревни Ведряны (3), - человеке, среди прочегостимулировавшего строительство Храма св. Софии в Констанстинополе.16 2006, № 3 (5)ют критики, «крестный ход, возглавляемый реальными исторически-ми личностями, причисленными за свои высокие деяния к лику свя-тых»(4). В их числе Сергий Радонежский, князь Владимир, патриархГермоген, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, которые опре-деляли вехи в истории России, брали на себя миссию сплочения на-родных сил в годы великих испытаний. Рядом с ними - выдающиесягосударственные деятели, полководцы, ученые, писатели и художни-ки, прославившие страну в разные времена, - в целом около 300 исто-рических лиц.И, наконец, правая часть - этапы революционного процесса, проис-ходившего в Советской России.Представленные на картине исторические фигуры и памятники мож-но сгруппировать в соответствии с рубрикацией, принятой во многихучебных пособиях по развитию речи и книгах для чтения по русскомуязыку и культуре (например, хрестоматия «Читаем о России по-рус-ски»(16):1. Деятели церкви, митрополиты, патриархи (святой апостол Ан-дрей Первозванный, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий,святые Михаил, Зосима, Аввакум, патриархи Тихон и Фотий, КсенияБлаженная и др.).2. Русские князья (Игорь, Святослав, Олег, Ярослав Мудрый, Дмит-рий Донской, Глеб, Михаил, княжна Ольга и др.).3. Российские цари, императоры (цари - Иван Грозный, Иван III,Михаил Федорович; императоры - Петр I, Павел I, Николай II, Алек-сандр III и др.).4. Полководцы, адмиралы, генералы, маршалы (Суворов, Алек-сандр Невский, Кутузов, Нахимов, Ушаков, Корнилов, Богдан Хмель-ницкий, Скобелев, Жуков, Победоносцев, Багратион).5. Сражения, войны (триум Золотой Орды, Куликовская битва, по-единок Пересвета, Полтава, Бородино, империалистическая война,Рейхстаг, памятник Победы).6. Выдающие ученые (Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Пи-рогов, Забелин, Ключевский и др.).7. Русские философы (Бердяев, Соловьев, Леонтьев).8. Поэты и писатели (Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь,Толстой, Державин, Жуковский, Карамзин, Бунин, Блок, Горький,Маяковский, Грибоедов, Чехов, Есенин, Тургенев, Тютчев, Белинский,Герцен, Некрасов, Гончаров и др.).9. Художники (Суриков, Васнецов, Иванов, Крамской, Левитан, Не-стеров, Врубель, Федоров, Репин).10. Русские театральные деятели, актеры (Волков, Станиславс-кий, Ермолова).Êîíôåðåíöèÿ «Ðîññèéñêî-ìîëäàâñêèå îòíîøåíèÿ»» 1711 Композиторы (Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахма-нинов).12. Сподвижники, меценаты (Третьяков, Дягилев).13. Иконы (А. Рублев. Троица, Николай Чудотворец, Успенье Бо-жьей матери, София Премудрость Божья, Георгий Победоносец, Вла-димирская Божья матерь, Покрова Богородицы, Казанская Божья ма-терь).14. Храмы (Святой Софии в Константинополе, Святой Софии в Ки-еве, Святой Софии в Новгороде, Покрова на Нерли, Василия Блажен-ного, Христа Спасителя, Кижи).Как и в случае с памятником М.О. Микешина «Тысячелетие Рос-сии» в Новгороде, уместить в одном произведении всех людей, удос-тоившихся олицетворять Отечество и его славу, невозможно, следова-тельно, нужен был строгий выбор. И, несмотря на тенденцию в выбо-ре фигур для картины, «разве одни не попавшие, не сподобившиесямогли бы составить Россию без тех, кто сподобился и попал?»(13,19).Важно, что эпические полотна Глазунова по своему содержанию отве-чают до сих пор остающейся открытой для реализации Концепцииобщего и филологического образования(см.: 15); соотносятся с про-граммами экспериментальных учебных курсов для русской националь-ной школы «Выдающиеся люди Отечества», «Подвижники благочес-тия», «История русской философии и общественной мысли»(см.: 12).Полотна художника «покрывают» и основное содержание куррикулу-ма «История, культура и традиции русского народа» для русских школМолдовы.Страноведчески ориентированное пособие для факультатива по раз-витию русской речи на материале картины И. Глазунова «Вечная Рос-сия» будет «выстроено» в соответствии с перечисленными рубрикамии завершаться словарем, содержащим краткие сведения обо всех изоб-раженных на картине лицах, памятниках, символах, например:Княгиня Ольга (ок. 890-969) - жена киевского князя Игоря. Прави-ла в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавилавосстание древлян. Около 957 года приняла христианство. Перваярусская святая православной церкви.Перун - бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии,выполняющий оплодотворяющие, очистительные и контролирующиефункции. Его действия воспринимаются органами чувств: его мож-но увидеть в ударе молнии, услышать в грохоте камней и почувство-вать в лезвии топора. В IX-X вв. на Руси - покровитель князя и дру-жины, глава языческого пантеона.Сами же разделы правомерно «открыть» перечнем персонажей, от-носящихся к тому или иному разделу. В дальнейшем - «приблизить»18 2006, № 3 (5)одно-два лица/символа через тексты - как публицистического, так ихудожественного жанра.Например:Раздел 13. ИконыВладимирская Божья Матерь(репродукция)I. М.Волошин. Владимирская божья Матерь (отрывок)...В раскаленных горнах Византии,В злые дни гонения иконЛик её из огненной стихииБыл в земные краски воплощен.Но из всех высоких откровений,Явленных искусством, - он одинУцелел в костре самосожженийПосреди обломков и руин.От мозаик, золота, надгробий,От всего, чем тот кичился век, -Ты ушла по водам синих рекВ Киев княжеских междоусобий.И с тех пор в часы народных бедОбраз твой над Русью вознесенныйВ тьме веков указывал нам следИ в темнице - выход потаенный.Верный страж и ревностный блюстительМатушки Владимирской, - тебе -Два ключа: златой в её обитель,Ржавый - к нашей горестной судьбе.26 марта 1929 г.II. А.К. Пушкин. Послания Максимилиана Волошина («Нашенаследие», 1989, № 1)«Владимирская Богоматерь» -  последнее поэтическое сверше-ние М.Волошина Икону Владимирской Богоматери поэт увидел впер-- А.Рублев. Троица- Николай Чудотворец- Успенье Божьей Матери- София Премудрость Божья- Георгий Победоносец- Владимирская Божья Матерь- Покрова Богородицы- Казанская Божья МатерьÊîíôåðåíöèÿ «Ðîññèéñêî-ìîëäàâñêèå îòíîøåíèÿ»» 19вые весной 1924 года в Историческом музее. По воспоминаниямТ.В. Шмелёвой, он приходил «на свидание с иконой» несколько днейподряд, стоял перед нею часами. Вернувшись из поездки в Москву иЛенинград домой, Волошин писал: «Лишь два момента подлинной жиз-ни я пережил и унес с собою отсюда: Лик Владимирской Богомате-ри и рукопись Аввакума» (письмо к С.А. Толстой-Есениной от 24 мая1924 года). Фоторепродукция иконы стояла с весны 1925 года на ра-бочем столе Максимилиана Александровича; «все эти дни живу в си-янии этого изумительного лица», - писал он С.З. Федорченко 9 апреля.Посвящено это стихотворение Александру Ивановичу Анисимову(1877- ок.1932), искусствоведу и реставратору. Работая в комиссиипо охране культурных и художественных сокровищ России, он руко-водил расчисткой иконы Владимирской Богоматери от поздних на-слоений и посвятил ей отдельную монографию (Прага, 1928 г.). В 1921- 1929 годах А.И. Анисимов возглавлял отдел церковных ценностей вИсторическом музее в Москве. Осенью 1930 года ученый был аресто-ван и погиб в лагере на Медвежьей горе в Карелии. Сбылись, увы, сло-ва Волошина о «горестной судьбе», поставленные в конце «посылки».Раздел 14. ХрамыХрам Покрова на Нерли(репродукция)I. В. Солоухин [О расположении храма Покрова на Нерли] -см.: Камешки на ладони (13,88-89)II. Ирина Снегова. Покров на НерлиОктябрь - октябрем, а трава-то, трава!И белым по зелени храм Покрова.Свечой на ладони - на голом лугу -Прямой на ветру, гнущим реку в дугу.Мерцает в излучине, будто из тучСквозит к нему некий единственный луч.Пропорций бесспорность иль магия лет? -Струящийся в небо естественный свет!И сколько б ни шёл ты назад - допозднаИдет за тобою его белизна.- Святой Софии в Константинополе- Святой Софии в Киеве- Святой Софии в Новгороде- Покрова на Нерли- Василия Блаженного- Христа Спасителя- Кижи20 2006, № 3 (5)Как жизнь, что, отстав, и в последней далиВсё светит нам вслед, как Покров на Нерли.1973Надлежащий дидактический эффект можно ожидать и при такомотборе текстового материала, когда в письмах, мемуарах, воспомина-ниях содержится оценка одного лица другим, представленными в од-ном или смежных разделах учебного пособия. Например, в рамкахраздела «Русские театральные деятели, актеры» - фрагмент из книгиК. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (М., 1972) об актрисе Ма-рии Николаевне Ермоловой; в рамках смежных разделов - воспоми-нания Ф. Шаляпина (Повести о жизни. Пермь, 1969 г.) об И. Левитане.Дальнейшая организация пособия будет определяться дидактичес-ки выверенной системой пред-, при- и послетекстовых заданий и сло-варной работой - прежде всего семантизацией безэквивалентной лек-сики (историзмов, фольклорной лексики), архаизмов и т.д.: шелом(шлем), копье, стремя, половцы, куряне, свет светлый, буй-тур, руси-чи, терем, палаты, лапти, латы и т.п. Завершаться пособие будетматериалом для обобщающих уроков по целостному анализу картины«Вечная Россия».На занятиях по истории уместно прибегнуть к прочтению и ком-ментированию композиционных особенностей и содержания картин«Мистерия XX века», «Великий эксперимент», - составляющих вмес-те с «Вечной Россией» своеобразный триптих, к которому примыкаети более поздняя картина «Россия, проснись», а также две совсем но-вые - «Разгром храма в пасхальную ночь» и «Рынок нашей демокра-тии»(8).Кроме названных полотен эпического звучания правомерно обра-тить внимание дидактов на портретную галерею Глазунова и преждевсего - на портреты писателей и поэтов: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,А. Блока, Ксении Некрасовой, поражающие психологической тонко-стью и глубиной. Так, в картине «Накануне дуэли» запоминаются си-ние скорбные глаза А.С. Пушкина - невольника чести, чьи «после-дние мгновения  отравлены коварным шепотом насмешливыхневежд». «Прочтение» такого портрета в школе сделает изучение сти-хотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» «осязаемым» для уча-щихся. И, разумеется, многочисленные портреты Ф.М. Достоевского,любимого писателя Ильи Глазунова, певца «униженных и оскорблен-ных», провозгласившего, что красота спасет мир, и лучший из портре-тов: «больная совесть наша», «Могучий, как своды новгородских хра-мов, лоб. Глубоко запавшие всевидящие глаза. Писатель погружен вглубокое раздумье, за ним встают петербургские каменные громады.Его образ созвучен борению сумеречных облаков, вздыбленных суро-вым северным ветром»(10, 3).Êîíôåðåíöèÿ «Ðîññèéñêî-ìîëäàâñêèå îòíîøåíèÿ»» 21Наиболее ярко дидактические возможности творчества Глазуноваобнаруживаются в его книжных иллюстрациях, в образах «людей-иде-еносцев», символизирующих борьбу добра и зла, света и мрака. В этомсмысле надежным подспорьем учителю-словеснику могут служитьиллюстрации к включенным в школьную программу шедеврам рус-ской литературы: трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», поэмеМ.Ю. Лермонтова «Мцыри», драме А.Н. Островского «Гроза», поэмеН.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», повести Н.С. Лескова «Очаро-ванный странник». И, конечно, графические работы, иллюстрирую-щие произведения Ф.М. Достоевского. «Внутренний смысл картин-иллюстраций к «Преступлению и наказанию», «Идиоту», «Бесам»,«Подростку», «Братьям Карамазовым» - в изображении душевногосостояния героев, находящихся в крайнем напряжении, на пороге ро-ковых моментов их жизни»(10, 5). Не случайно критики называют Гла-зунова «Достоевским живописи». Так, иллюстрации к детально изу-чаемому в школе роману «Преступление и наказание» представленыне только портретами (Раскольникова, Порфирия Петровича, Лужи-на), в которых художник строго следует словесному описанию, но иотображением ключевых сцен романа (Соня читает РаскольниковуНовый завет - о воскресении Лазаря; Раскольников и Соня на берегуреки, у острога, когда «сердце одного заключало бесконечные источ-ники жизни для сердца другого») - сцен, традиционно включаемых вэкзаменационные работы.Многие из иллюстраций, первоначально отображающие страницыотдельных произведений (например, «Задонщины»), могут быть рас-ценены и как самостоятельные работы. Важно помнить, что большин-ство исторических полотен художника посвящены переломным мо-ментам в жизни русского народа, когда явно проявлялись его отличи-тельные признаки, его величие, заключающееся, по словам известно-го историка В.О. Ключевского, в способности «подниматься на ногипосле падения»(2, 231). Это и «Князь Игорь» (герой, идущий противсил тьмы), и «Два князя» (суровое становление русской державы), и«Канун перед Куликовской битвой».Особый интерес для рецепции художественного текста представля-ют иллюстрации И. Глазунова к отдельным стихотворениям и стихот-ворным циклам. Рассмотрение на уроке графических работ к «Проро-ку» Пушкина, к стихам Блока («Полынья», «У камина», «Незнаком-ка»), к его циклу о Прекрасной даме убедит учащихся в том, что «жи-вопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которуюслышат» (Леонардо да Винчи).О тонком восприятии и зрительном видении И. Глазуновым совре-менной поэзии можно судить по графическому оформлению им выпу-22 2006, № 3 (5)щенного в 1975 году сборника стихов Анатолия Сафронова «Возвра-щение». Поэт признавался, что близкий и любимый им художник це-ликом понял «настрой книги, ее глубинные тона, ее корни»(14,5). Идействительно, все иллюстрации прямо передают поэтический текст,его художественные средства.Здесь и«Лунный свет, как серебро, расплавлен,Льётся над поверхностью воды,И блестят, как зеркала в оправе,Семикаракорские труды»(14,16-17),и«Донской излучины свеченьеИ негасимый лунный свет;»(там же, 54-55),и« только тихое гореньеШуршащих листьями костров»(там же, 90-92),и - предельно зримо -«Смотри Россию на вокзалах,И что увидел - береги;Она ещё не всё сказала,Не все раскрыла тайники»(там же, 84-88).В то же время многие поэтические строки сборника могут быть от-несены к отдельным циклам картин И. Глазунова и даже к творчествухудожника в целом. Например,«Память - это как клятва, навечно, -Желтым пламенем жалит и жжётПотому и живёт бесконечностьЧто в ней долгая память живёт!»(там же, 52),или«Как можно жить, не зная точно,Откуда ты и кто ты сам?»(там же, 10),или призывное «За корни!»(там же, 50).«За корни!» - это и исторические полотна И. Глазунова, и его ил-люстрации, и его портретная галерея.«За корни!» - это и отношение художника к русскому языку, и егонеоднократные выступления в защиту русского Слова от «колониаль-ности» (против употребления «артгалереи» вместо «искусства», «сам-мита» вместо «встречи», неуместных сочетаний с предлогом от типа«Новости от Залётнова»(см.: 3).Êîíôåðåíöèÿ «Ðîññèéñêî-ìîëäàâñêèå îòíîøåíèÿ»» 23«За корни!» - это «открытие» современным школьникам их исто-рической Родины, ее древних городов - Загорска, Углича, Ростова Ве-ликого, Ярославля, Владимира, Суздаля, Новгорода, Пскова, Костро-мыНе случайно в одном из недавно опубликованных интервью Глазу-нов расценивает свою работу как Служение, Долг Отечеству и призна-ется, что мечтает быть достойным повторить великие слова своегопредшественника, гениального Васнецова: «Я хотел бы, чтобы моёискусство было свечой, зажженной перед ликом Божиим»(1,3).Один из выразителей русского национального возрождения,Н.К. Рерих, завещал нам: «Из древних прекрасных камней сложитеступени грядущего». Художник И. Глазунов всей своей деятельнос-тью слагает эти ступени. А обращаясь на занятиях по русскому языку,истории и культуре к творчеству художника, слагаем их и мы, и нашиученики.

Ключевые слова

Князь Игорь, Пушкин, Россия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1 Глазунов И. Наш путь - вернуться к правде // Аргументы и факты. 2006, № 23.
2 Глазунов И. Фотоальбом. Составитель И.В. Долгополов. М., 1978
3 Глазунов И. Я выразил себя в своих работах. // Литературная газета. 2005. № 24.
4 Демин В.Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа. М., 2005.
5 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах, М., 1982.
6 Задонщина. Сборник. Иллюстрации И.Глазунова. М., 1982.
7 Колларова Е., Трушинова Л.В. Встречи с Россией. Учебник русского языка для I и II классов средних школ. Братислава, 1996.
8 Лайне С.В. Искусство XX века. Россия и Европа.М., 2005.
9 Новиков В. Илья Глазунов // Наш современник. № 6. М., 2000 (электронный вариант).
10 Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях И. Глазунова. Составитель Н.А. Виноградова-Бенуа. М., 1986.
11 Река времен. Книга для чтения с комментариями на английском языке. Составитель В.Б. Китаев. М., 1986.
12 Русская школа. Создателям русской национальной школы. Вып. I.// Роман-газета. М. , 1993.
13 Солоухин В. Камешки на ладони. М., 1977.
14 Софронов А. Возвращение. Стихи. М., 1975.
15 Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994.
16 Читаем о России по-русски. Хрестоматия. Часть III. М., 2001.
 ПОЛОТНА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВАИ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙСЛОВЕСНОСТИ, ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ | Русин. 2006. № 3 (5).

ПОЛОТНА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВАИ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙСЛОВЕСНОСТИ, ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ | Русин. 2006. № 3 (5).