ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВОДМИТРИЯ СЕВАСТЬЯНОВА(1908-1956) | Русин. 2006. № 3 (5).

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВОДМИТРИЯ СЕВАСТЬЯНОВА(1908-1956)

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВОДМИТРИЯ СЕВАСТЬЯНОВА(1908-1956).pdf Дмитрий Севастьянов, живописец редкого колористическо-го дарования, давно признан классиком молдавского изобра-зительного искусства. Среди наиболее популярных произве-дений 1940-1950-х годов - его картины «Штефан Великий пе-ред битвой при Бырладе», «Жояна», «Портрет колхозника»,которые часто экспонировались и воспроизводились в аль-бомах. Но в целом творчество мастера мало изучено. Оста-лись в тени обстоятельства его жизни, годы формированияличности, недооценены и забыты многие его полотна и рисун-ки. В брошюре Л. Чеззы «Дмитрий Севастьянов» (1960)тенденциозно освящен только советский период творчества художника.Недолгая жизнь Д. Севастьянова была насыщена событиями, какрадостными, так и драматическими, его труд не лишен противоречий,но достоин внимательного исследования и объективной оценки. Зада-ча осложняется тем, что о начале его пути можно судить лишь поочень немногим сохранившимся полотнам и ряду репродукций в ката-логах и прессе. Поэтому очень ценны характеристики работ художни-ка, данные обозревателями выставок тридцатых годов.Дмитрий Севастьянов родился 26 октября 1908 в городе Тулча (Доб-руджа), в семье русских старообрядцев, обосновавшихся сначала вБессарабии, затем переехавших в Румынию. Отцу троих детей, по про-фессии сапожнику, было уже 65 лет, когда появился на свет Дмитрий.Способный к искусству юноша, работая помощником маляра, сам ско-пил необходимую сумму для поступления в Бухарестскую академиюхудожеств (1927). Как и его земляк Александру Чукуренку, он обу-чался у крупного мастера, замечательного педагога - Камилла Рессу.Некоторая разница в возрасте (пять лет) и опыте (четыре учебных года)не мешала дружескому сближению студентов, чему способствовала илетняя практика в Свободной школе живописи Бая Маре.Со студенческих лет Д. Севастьянов, тогда называвшийся ДумитруСевастьян, участвовал в конкурсах. Художник Иосиф Бене, вспоми-ная о конкурсе 1929 года на получение стипендии „Fontenay-aux Roses",вспоминал спустя много лет, что из 28 претендентов на последнийэтап вышло пять живописцев и три скульптора, «среди них Чукуренку,Иримеску // и талантливый живописец Севастьян, умерший слиш-ком рано»1. Критики сразу обратили внимание на работы Д. Севасть-яна, называя его среди тех, чьи «произведения выделяются подлинны-ми качествами»2 .Наряду с живописью молодой художник выставлял рисунки и гра-вюры - «Рабочий пейзаж» (1931), «Прачка» (1932), «Резчик по дере-ву» (1933). В них сказывается демократическая тенденция румынско-го искусства, очевидно, воспринятая от Камилла Рессу и близкая емусамому, выходцу из простонародной среды. Пейзаж, в котором запе-чатлена окраина города с одинокой фигурой идущего рабочего, пере-кликается с городскими мотивами Штефана Лукьяна. Чуткость моло-дого художника к жизни бедного люда не приводит к бытописанию,он передает унылое состояние, используя лаконичные приемы графи-ки. Обозреватель выставки «Официальный салон» 1934 года отмечаетиндивидуальное своеобразие Севастьяна, его «серьезность, уверен-ность в постановке проблем и в их разрешении.»3 .Молодой художник проявил себя и в качестве искусствоведа4 , буду-чи в 1933-1934 гг. сотрудником журнала „Arta şi omul" («Искусство ичеловек»). Но по мере успеха в живописи он отдает ей почти все вре-мя. Оригинальность его работ признают авторитетные критики, средикоторых известный искусствовед Джордже Опреску.Первые персональные экспозиции работ Д. Севастьяна в 1935 и1936 гг. сделали художника заметной фигурой среди молодых живо-писцев5. Композиция «Nud» (1936, музей К. Замбакчана) была закуп-лена крупным коллекционером, тонким знатоком искусства КликоромЗамбакчаном. Она интересна не только светоносным колоритом, лег-костью и уверенностью письма, но и как свидетельство дружбы с Чу-куренку: та же модель, в интерьере на стене - известная картина Чуку-ренку «Натюрморт с зеркалом». О скромном быте свидетельствуютлампочка без абажура под низким потолком, простая печь.Сложные живописные задачи блестяще решены в написанной в Бал-чике «Одалиске» (1937): золотистость кожи выделена тонко нюанси-рованным белым цветом блузы, накидки, фона и поддержана плотны-ми тонами волос, жилета. Как видно, не случайно Д. Севастьян побе-дил в конкурсе на государственную стипендию для двухгодичной ста-жировки в Риме (1937-1939). Созданные там работы он показал вес-ной 1940 года на персональной выставке, широко освещенной в прес-се. Критик Ионел Жиану усмотрел влияние современных итальянс-ких живописцев в его предпочтении холодной тональности и в тен-денции к декоративности. И особенно оценил рисунки, некоторые изкоторых, по его мнению, похожи на стилизованные этрусские6.Но эти характеристики не подходят к «Автопортрету» (1938, На-циональный художественный музей Румынии), исполненному с несом-ненным артистизмом: легкие экспрессивные линии акцентируют рас-кованность жеста, а лучезарный колорит выделяет серьезность серыхглаз, передает дыхание жизни. Здесь чувствуется почитание и Ван-Гога, и Матисса, хотя молодой художник не заимствует приемы, по-своему претворяя принципы постимпрессионизма и фовизма.Красота живописи Д. Севастьяна восхищала бессарабцев МихаилаГреку, Фиру Брик (ставшую позднее супругой Греку), Аду Зевину, ко-торые учились в Бухарестской академии художеств в конце тридца-тых годов. М. Греку вспоминал: «Я встретил его в Балчике в 1936году, но знал о нем и раньше. Он был для меня самым талантливымхудожником из молодых. Когда я смотрел его «Одалисок» или «Апель-сины», у меня перехватывало дыхание. Письма, которые писал он мнеиз Италии, я читал лихорадочно. Они зажигали меня его великой лю-бовью к прекрасному»7.Д. Севастьянов приехал в Кишинев осенью 1940 года вместе с дру-зьями, которые возвращались в Бессарабию после ее присоединенияк Советскому Союзу. Как и они, он не принял профашистскую поли-тику румынского правительства и верил красивым лозунгам о строи-тельстве светлого будущего в Стране Советов. Но надежда на свобод-ный труд в Молдавии не оправдалась: интеллигенции, воспитанной ватмосфере европейского плюрализма мнений, навязывались вульгар-ные эстетические критерии.Привлеченный к выполнению панно для павильона Молдавии наВыставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, ДмитрийСевастьянов вместе с Моисеем Гамбурдом, Виктором Ивановым иЕвгенией Гамбурд разработал большой эскиз композиции «ВстречаКрасной Армии с населением Бессарабии». Панорамный пейзаж и теп-лый колорит передавали своеобразие края, а облик персонажей - раз-нообразную гамму чувств. По требованию комиссии ВДНХ авторампришлось существенно переработать композицию, и в результате сни-зилась роль природной среды и появилась излишняя торжественность.Это был вынужденный компромисс ради сохранения авторства и, ра-зумеется, заработка. Тем не менее, панно было выполнено на хоро-шем профессиональном уровне, и в виде поощрения авторам оплати-ли поездку в Ленинград для посещения музеев. Из русских мастеровСевастьянову более всего импонировала живопись Константина Ко-ровина - как своеобразный русский вариант импрессионизма8.С началом войны Д. Севастьянов был призван в армию, попал внемецкий плен, после освобождения вновь присоединился к советс-ким войскам и участвовал в боях на территории Венгрии и Австрии. Всвободные минуты он рисовал. Сохранился пожелтевший тетрадныйлисток с «Автопортретом» (1944, послан с фронта вместе с пись-мом Аде Зевиной), в котором напряженность состояния передана экс-прессией разнообразных линий, штрихов.Нелегко протекала жизнь художника в период послевоенной разру-хи, голода засушливых лет и сталинских репрессий. Избранный пред-седателем секции живописи Союза художников Д. Севастьянов дол-жен был подавать пример, создавая картины ангажированной темати-ки. А это давалось непросто. Творцов искусства обязывали демонст-рировать трудовой пафос тружеников, дабы «воспитывать советс-кую молодежь бодрой, жизнерадостной, способной преодолеть лю-бые трудности»9 . Но идеалы расходились с реальностью. На одномиз собраний коллектива художников Д. Севастьянов признался в по-рядке самокритики: «Никто из нас не работает систематически ине понимает жизни»10 . Ясно, что имелась в виду не подлинная дей-ствительность, а начертанная в лозунгах.Художника больше привлекали простые мотивы, наблюдаемые вжизни («Пахота», «Молдавский базар», «Лесник»), и непритязатель-ные сельские пейзажи. Изменив прежнюю свою стилистику, он выяв-ляет взаимосвязь предметного мира с пространственной средой. Со-храняется присущая ему поэтичность видения, свобода письма и све-жесть колорита. Но не всегда так. Некоторые портреты, созданные позаказу, написаны в академическом духе, без вдохновения, с излишнимвниманием к моделировке объемов. Сказываются уступки автора тре-бованию жизнеподобного воссоздания вещественных признаков нату-ры.Руководящие деятели порицали живописца за «импрессионизм ви-дения», за предпочтение писать этюды, а не тематические картины.Ему, как и другим художникам «с грузом прошлого», нужно было пе-реучиваться, осваивая метод социалистического реализма. С этой це-лью их направляли на творческие базы Подмосковья. К счастью, кура-торами оказались незаурядные личности - А. Бубнов, М. Шегаль, Н.Со-колов, Г. Нисский - им самим приходилось выдерживать несправед-ливую критику, и они не ограничивали свободы подопечных. Имелазначение и возможность посещать столичные музеи, изучать люби-мых мастеров, тогда как в Кишиневе принимались весьма крутые меры«перевоспитания» сложившихся художников, вплоть до исключенияих из творческого союза.Первая многофигурная композиция Д. Севастьянова «Стефан Ве-ликий перед битвой при Бырладе» (1947) решена в романтическомключе, но без героического пафоса. Из густого предрассветного тума-на выступают пешие воины во главе с мудрым господарем, возвыша-ющимся на коне. К нему в ожидании приказа обернулся молодой пуш-карь передовой позиции. Дальние всадники вырисовываются общимсилуэтом. Необычный для автора темный колорит служит созданиюатмосферы таинственности.В картинах современной тематики «На вечное пользование землей»(1950-1954), «Сбор винограда» (1953-1955) художник заботился нестолько о раскрытии декларативной идеи, сколько о выявлении специ-фическими средствами живописи природного своеобразия края. В пе-риод их подготовки создавались многочисленные эскизы и этюды, на-писанные с вдохновенной раскованностью. Так, в пейзаже «Виноград-ники» (1953) игра красок, нанесенных порывистыми мазками, выра-жает энергию жизненных сил и создает эффект янтарного свеченияспелых ягод среди листвы, пожухшей от солнца, а в тени сохранив-шей изумрудную глубину тона.Ряд работ имеет не только подсобное, но и самостоятельное значе-ние. «Портрет колхозника» - погрудное изображение старика на фонесинего неба - в последствие признан одним из наиболее выразитель-ных народных образов в молдавской живописи.На одном из творческих отчетов Д. Севастьянова обвинили в нео-правданных затратах на работу, якобы не способствующую выполне-нию заказанных ему картин. Художнику пришлось объяснять, что пи-сал этюды на пленэре в свободное время, что на выезд в сельскуюместность не получал денег от Художественного фонда11. Труднее былооправдать свою увлеченность живописной красотой.Картина «Жояна» (1956), последняя работа Д. Севастьянова, оста-лась местами недописанной, отчего вовсе не пострадала ее пласти-ческая целостность. Впечатляет необычная интерпретация трудовойтемы в жанрово-лирическом ключе. Световым потоком, льющимся изокон просторной фермы, выделен новорожденный теленок, неуверен-но делающий первый шаг. Атмосфере доброй заботы о нем животно-водов соответствует теплый колорит, в котором доминируют золотис-тые тона, то приглушенные, то вспыхивающие.Художник не успел вдохнуть свежего дуновения наступающей «от-тепели», чтобы воспламенить свой мощный потенциал, полнее исполь-зуя опыт своего раннего творчества. Задачи живописно-пластическойэкспрессии, возникшие в Молдове на рубеже пятидесятых и шестиде-сятых годов, оказались близкими тем, которые прежде увлекалиД. Севастьянова. Художники, помнящие ранние полотна мастера, осоз-нали драматизм его судьбы. «Нельзя пренебрегать своим талантом,своими эстетическими критериями, добытыми тобой в труде.//Природа так щедро одарила его талантом, что он с ним даже несчитался»,12 - размышлял Михаил Греку. Эти мысли актуальны и внаши дни.Лучшие работы Дмитрия Севастьянова, отражающие его своеобраз-ное живописное видение и дающие пример творческого освоения куль-турных традиций великих предшественников, необходимо чаще по-пуляризировать на выставках. И, несомненно, что несправедливо за-бытый мастер достоин издания хорошего альбома.

Ключевые слова

Севастьянов, Художник, Михаил Греку

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1. Bene Iosif . Anii de studenţie. „Arta plastică", 1964. Nr.12. P. 629.
2. LabinGh. Salonul de toamnă. Pictura."Axa", 1932. 20-X...
3. Arta şi omul. 1935,. Nr.22. P. 339.
4. Статьи „Portretul lui Vodг Brоncoveanu", „Boris Carajea".
5. Tudor Andrei . Însemnări plastice. „Zorile". 1936. 6-XII.
6. Jianu Ionel. Les dernieres expozision. „Le Moment". 1940. 16-Y. P.1.
7. Михаил Греку. Первые наши художники // Вечерний Кишинев. 1967. 12 июня. С. 3.
8. По воспоминаниям художницы Анны Баранович, супруги Д.Севастьянова Записи бесед с ней из архива Л. Тома.
9. Там же. Дело 12. Л. 121.
10. НАРМ. Фонд Р-2906. Оп. 1. Дело 55. Л. 1.
11. Там же, Дело 67. Л. 54.
12. Греку М. Первые наши художники // Вечерний Кишинев. 1967. 12 июня. С. 3.
 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВОДМИТРИЯ СЕВАСТЬЯНОВА(1908-1956) | Русин. 2006. № 3 (5).

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВОДМИТРИЯ СЕВАСТЬЯНОВА(1908-1956) | Русин. 2006. № 3 (5).