Ими гордится Молдавия
Ими гордится Молдавия.pdf Банулеску-Бодони Гавриил (мирское имя Григорий, 1746, Быстрица-Нэсэуд,Трансильвания, Австро-Венгрия - 30. III. 1821, Кишинев). Митрополит Кишинев-ский и Хотинский, видный религиозный и общественный деятель Юго-ЗападнойРуси. Происходил из древнего молдавского рода, отец - дворянин. По оконча-нии школы Б. отправляется в Будапешт, затем в 1771-1773 гг. обучается в Киевс-кой духовной академии. Потом в течение трех лет продолжает свое образование вГреции. В 1776 г. возвращается на родину и становится учителем в г. Нэсэуд. В1778 г. преподает латинский язык в Ясском училище (Молдавское княжество). В 1779 г. принимает в Константинополе монашеский постриг с именем Гавриила. Возвратившись в Яссы в 1781 г., получает кафедру греческого языка в Ясском училище,рукоположен в иеродиаконы, а затем в иеромонахи.По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора(Феотоки) Б. отправился в Полтаву, где в 1782 г. становится учителемгреческого языка в Славянской семинарии. В 1783 г. его назначилиинспектором этой же семинарии и учителем философии.В 1784 г. Б. вернулся в Яссы, где был возведен в сан архимандрита.В 1787 г. Б. приехал в Россию. В 1788 г. архимандрит Гавриил стано-вится ректором Екатеринославской семинарии и преподавателем гре-ческого языка. В 1789 г. русские войска занимают Молдавское княже-ство. 26 декабря 1791 г. архимандрита Гавриила хиротонисали в Яс-сах в епископа Бендерского и Белградского. 11 февраля 1792 г. указомимператрицы Екатерины II Б. был возведен в сан митрополита Молда-вии и Валахии. Но после того, как русские войска оставили Молда-вию, это служение продолжалось недолго.19 июня 1792 г. за отказ отречься от молдо-влахийской кафедры Б.был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стра-жей в течение четырех месяцев. При аресте Б. заявил, что его задержа-ние незаконно, т.к. он является русским подданным. По требованиюрусского правительства Б. был освобожден и прибыл в Россию.10 мая 1793 г. Б. был назначен митрополитом Екатеринославским иХерсоно-Таврическим с местопребыванием в г. Полтаве. В 1798 г., всвязи с изменением административного деления и переименованиемгорода Екатеринославля в Новороссийск, екатеринославский митро-полит стал именоваться Новороссийским и Екатеринославским с мес-топребыванием в городе Новомиргороде. Шесть лет (1793-1799 гг.)владыка был правящим архиереем Екатеринославским, Херсонскими Таврическим, а в 1797 г. - Новороссийским. В период управленияепархией митрополит заботился о построении церквей, благоустрой-стве семинарии. Он отслужил 22 августа 1794 г. водосвятный молебени заложил первый камень города Одессы, по его благословению в го-роде построено четыре храма.3 октября 1799 г. указом Святейшего Синода митрополит Гавриилбыл назначен на Киевскую кафедру. 7 апреля 1801 г. он определен чле-ном Святейшего Синода и награжден орденом Андрея Первозванно-го. В это время он борется с распространением католичества и униат-ства в своей митрополии. Деятельность этих церквей активизирова-лась после последних разделов Польши.В августе 1803 г. Б. подал прошение об освобождении его от управ-ления епархией по состоянию здоровья. Митрополит переселился вОдессу. В 1805 г. митрополит переехал в Дубосcары, где прожил ещечетыре года на покое.В 1806 г. русские войска перешли Днестр и заняли Молдавию. В1808 году Б. вновь был назначен членом Святейшего Синода и руково-дителем вновь созданной церковной территориально-административ-ной единицы - экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопре-быванием в Яссах.Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверен-ной ему митрополии, Б. стал заводить порядки, существовавшие в рус-ских православных церквах. По его предложению, в духовных учили-щах стали изучать русский язык. Он добился разделения сфер влия-ния гражданской администрации и церкви, устранения вмешательствавластей в церковные дела. В октябре 1808 г. Б. были введены метри-ческие книги во всех приходах Молдавии и ВалахииВ результате заключенного 16 мая 1812 г. Бухарестского мирногодоговора между Россией и Турцией Молдавия и Валахия возвратилисьпод власть Турции. Новая епархия была утверждена СвятейшимСинодом 21 августа 1813 г. Она стала называться, по предложению Б.,Кишиневской и Хотинской, и ей был присвоен титул митрополии иэкзархии. В нее вошли бессарабские приходы, а также Херсонскойгубернии с городами Одесса, Тирасполь, Ананьев, Елизаветград.Митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся застроительство церквей, митрополичьего дома и здания для семина-рии. Недостающую для окончания строительства семинарии суммуон внес из своих собственных средств. При вступлении в должностьмитрополита Гавриила в Бессарабии было 712 церквей, из них только40 были каменными. К 1821 г. количество храмов достигло 900.В 1817 г. было построено здание Кишиневской митрополии. В 1818 г.начинается строительство кафедрального собора Рождества Христо-ва, которое было закончено в 1836 г. Начинается реконструкция Кип-риановского монастыря.Вместе со строительством митрополит занимался наведением по-рядка в административном управлении епархией, уделял вниманиеобразованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое слу-жение.Митрополит принял серьезные меры для поднятия нравственногоуровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества,пьянства и других пороков, господствовавших среди бессарабскогодуховенства.По ходатайству Б. в 1814 г. была открыта бессарабская типография,в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а такжедля поучения и наставления как духовенства, так и всего православно-го народа.Занимаясь благоустройством церковным, Б. принимал участие и вгражданских делах. В то время среди населения Бессарабии врагамиРоссии стали распространяться провокационные слухи, будто бы всекрестьяне будут отданы помещикам в крепостную зависимость и чтонадо переселяться из пределов Бессарабии за реки Прут и Дунай.Митрополит в 1815 г. разослал напечатанную на молдавском языкеграмоту, в которой уверял народ, что все права и обычаи Бессарабиисохранятся. Эти права в дальнейшем были подтверждены русскимправительством. Своим обращением Б. успокоил местное население ипривлек новых поселенцев.26 марта 1821 г. митрополит Гавриил сильно заболел, а 30 мартаскончался. Тело митрополита, по его завещанию, было погребено вКиприановском монастыре.Лит.: Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск ис-торических изданий П.Н. Батюшкова. СПб., 1892; Стадницкий А. Гав-риил Банулеску-Бодони, экзарх молдо-влахийский и митрополит Ки-шиневский. Кишинев, 1894; Флоринский Николай (протоиерей). Жизньи деятельность митрополита Банулеску-Бодони. Кишинев, 2005.Берында Памва (мирское имя Павел, между 1555-60 - 13 (23).VII.1632, Киев). Педагог, писатель, филолог, печатник, гравер. Кроме рус-ского, владел церковнославянским, латинским и польским языками.Прибыл во Львов из Молдавского княжества и поступил в братскуюшколу. Стал членом Балабановского кружка. По поручению епископаГедеона Балабана работал печатником и гравером в типографиях вСтрятине (1597-1605) и Крилосе (1606-1608). После смерти епископаГедеона (1607) некоторое время работал у старосты рогатинского итеребовлянского Александра Балабана. Затем стал активным членомЛьвовского братства, работал в типографии и школе Львовского Став-ропигиона (1613-1619). В 1616 г. издал свою книгу «На рождество…»,посвященную львовскому епископу Иеремии Тисаровскому, котораяявляется памятником поэзии и драматургии того времени.Осенью 1619 г. Б. вместе со своим сыном Лукашем и Степаном Бе-рындой (предположительно братом) переезжает в Киев, в Киево-Пе-черскую Лавру. Киево-Печерская типография была в то время главнойсреди западнорусских типографий как по количеству, так и по каче-ству ее изданий. Здесь он становится редактором, переводчиком, пе-чатником, гравером. В 1620 г. он стал «протосингелом» (главным), апозже - «архитипографом» (заведующим) Киево-Печерской типогра-фией.В 1624 г. вышел «Номоканон» (сборник из «Кормчей» и других ис-точников, созданных на Афоне) с предисловием Б. Важнейший трудБ. - «Лексікон славенороскій и именъ тлъкованіе» (Киев, 1627) - одиниз первых печатных русских словарей, насчитывающий более 7 тыс.слов и изданный им на собственные средства. Над «Лексиконом сла-вяноросским» он работал более 30 лет. Источниками словаря послу-жили «Грамматiка словенска съвершеннаго искуства осми частiй сло-ва и иных нуждных» Лаврентия Зизания, переводы творений отцовцеркви и другие произведения.Когда в типографии Киево-Печерской лавры вышла книга «Беседысв. Златоуста на Деяния апостольские», то в 1624 г. Б., как один изтрудившихся над исправлением книги, отправился в Москву с под-носными книгами, получив рекомендательные письма от митрополи-та Иова к царю и патриарху.Скончался в Киеве в 1632 г. как «протосингел от Иерусалимскогопатриаршего престола и архитипограф Росския церкви».Соч.: [Стихотворения]. В кн..: Українська поезія. Кінець XVI - по-чаток XVII ст. К., 1978; Лексикон славенороський. К., 1961 [факсим-іле першодруку 1627].Лит.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.История русской церкви. Кн. 6. М., 1996; Ваврик В.Г. Краткий очеркгалицко-русской письменности. Лувен [Бельгия], 1973; Українськалитературна енциклопедiя. Т. 1. К., 1988.Берында Степан (Стефан, ? - ум. после 1634). Печатник, гравер,поэт. Сподвижник Памвы Берынды, вероятно, его брат. Работал в ти-пографиях в Стрятине, затем во Львове. В конце 1619 г. переехал вКиев, стал работать в типографии Киево-Печерской лавры. Напечаталоколо 10 книг: «Лексікон славенороскій и именъ тлъкованіе» (1629),составленный П. Берындой, «Служебник» (1629) и др. Б. принадле-жат две гравюры с собственными инициалами: в «Акафистах» (1629)и в «Парамифии» (1634). Писал стихотворения, одно из них - «Имно-логия» (1630), поднесенное в день Пасхи Петру Могиле от печерскихтипографов.Соч.: [Стихотворения]. В кн..: Українська поезія. Кінець XVI - по-чаток XVII ст. К., 1978.Лит.: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.История русской церкви. Кн. 6. М., 1996; Українська литературнаенциклопедiя. Т. 1. К., 1988.Богатырец Кассиян Дмитриевич (5. XI.1868, с. Кабино Вашковецкого уезда австрий-ской части Буковины - 25. VII. 1960, Черно-вцы). Видный общественный, политическийи религиозный деятель Буковинской Руси.Окончил начальную школу в с. Кабино, в1890 г. - с отличием немецкую гимназию вЧерновцах. Также с отличием закончил бо-гословский факультет Черновицкого универ-ситета в 1894 г. В 1896 г. защитил степеньдоктора богословских наук, но университет-скую кафедру так и не получил из-за своихубеждений. Став деревенским священником,трудился над повышением культурного и ма-териального состояния крестьян, основывал читальни и кооператив-ные общества, редактировал популярные издания для народа. Руково-дил русской политической организацией «Народная Рада» на Букови-не.Был арестован австрийскими властями в начале первой мировойвойны. Вначале был сослан в г. Линц, затем переведен в венскую тюрь-му. Вместе с И. Цуркановичем возглавил список обвиняемых на Вто-ром Венском процессе, который проходил в Вене с 4 сентября 1916 по17 февраля 1917 г. Смелая речь Б. произвела сильное впечатление навоенный трибунал, который охарактеризовал его следующими слова-ми: «Обвиняемый д-р Богатырец - это просто могущественная, импо-нирующая личность, которая всесторонним образованием, решитель-ным спокойным выступлением может заставить прислушаться к нему.Когда он говорит, его слова - не пустые фразы». Был приговорен ксмертной казни. Освобожден по амнистии последнего австрийскогоимператора Карла I.После распада Австро-Венгрии Б. был назначен настоятелем при-хода в Кицмань и благочинным районов Кицмань и Заставна. Немалоработал над воссоединением униатов Закарпатской Руси с православ-ной церковью.Пастырскую деятельность продолжал до 1940 г. Выйдя на пенсию,поселился в Черновцах, где с 1944 по 1953 г. занимал должность ду-ховника Свято-Введенского женского монастыря. Занимался научнойработой. Написал труд по истории Буковинской православной епар-хии, который не был издан.Умер 25 июля 1960 г. в Черновцах, был там же похоронен 28 июля1960 г. при большом стечении народа.Лит.: Р.Д.М. (Мирович Р.Д.) Апологет Православия перед австрий-ским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорногопротоиерея д-ра Кассияна Дмитр. Богатырца (1868-1968) // Свобод-ное слово Карпатской Руси. США. 1969. № 3-4 (123-124). Март-ап-рель; Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в ГаличинеXIX -XX вв. М., 2001; Суляк С. Русины в период первой мировой войныи Русской смуты // Русин. № 1 (3). Кишинев, 2006.Варлаам (в миру - Василий Моцок, 1590, с. Балоешты Путнянско-го уезда Молдавии, ныне Румыния - 1657, монастырь Секу Нямецкогоуезда Молдавии, ныне Румыния). Видный церковный, государствен-ный и общественный деятель, дипломат, писатель, основатель книго-печатания Молдавии, митрополит Сочавский и всея Молдавии. Родилсяв семье резеша (резеш - мелкий вотчинник). Знал славянский, гречес-кий, латинский языки. В 1628 г. в составе молдавского посольства по-сетил Москву. В 1632 г. был возведен в сан митрополита Сочавского ивсея Молдавии. В 1636 г. В. пишет царю Михаилу Федоровичу о сво-ем желании перевести на молдавский язык толкование евангелия мит-рополита Калиста, чтобы «иереи читали его в церкви на поучение ве-рующим молдаванам». В 1640 г. он от-крыл в Яссах Славяно-греко-латинскуюакадемию. Большую помощь в созданииакадемии оказал митрополит Петр Мо-гила, который направил в Яссы бывше-го ректора Киевской академии СофронияПочацкого и других известных книжни-ков. Они организовали Ясскую школу на-подобие Киево-Могилянской академии.При поддержке Петра Могилы В. осно-вал в 1641 г. при ясском монастыре ТрехСвятителей типографию, которой сталруководить Софроний Почацкий.В Ясской типографии были напечата-ны «Казания» митрополита Варлаама(1643 г.), «Семь таинств» в переводе Ев-стратия Логофета (1645), «Книга, которая называется Ответ на Каль-ванистский катехизис» (1645), «Правила» господаря Василия Лупу(1646).«Казания» - сборник притч и поучений, переведенный со славянс-кого - первая печатная молдавская книга. Она оказала значительноевлияние на формирование молдавского литературного языка.Лит.: История Молдавской ССР. Т.1. Кишинев, 1965; Стати В. Ис-тория Молдовы. Кишинев, 2002.Воробкевич Исидор Иванович (5 (17).V. 1836, Черновцы - 5 (18). IX. 1903, Чер-новцы). Писатель, композитор, фолькло-рист, этнограф, педагог. Родился в семьеучителя богословия и философии. Остав-шись в детстве круглым сиротой, вместе ссестрой и младшим братом воспитывалсядедом и бабушкой в местечке Кицмань.Здесь он получил начальное образование,затем учился в гимназии и духовной семи-нарии в Черновцах. С 1860 г. более 7 летбыл священником в селах Давидены и Рус-ская Молдовица. В эти годы он занималсясамообразованием, знакомился с творчеством М. Шашкевича, Т. Шев-ченко и других.Первые стихи начал писать, учась в семинарии. В 1863 г. в журнале«Галичанин» появляется его первая подборка стихов «Думки з Буко-вини» под псевдонимом Данило Млака. В 1867 г. В. переехал в Черно-вцы, где в течение 35 лет преподавал музыку и пение в духовной иучительской семинариях, гимназии, реальной школе, университете. В1876 г. В. учился в Венской консерватории. В. издает ряд учебников ипособий по музыке и пению. Он сочиняет музыку на свои стихи, атакже на слова Т. Шевченко, И. Франко, Ю. Федьковича, М. Шашке-вича, классиков румынской и молдавской литературы: В. Александри,М. Еминеску и др. В. написал ряд произведений о героическом про-шлом народа: рассказ «Турецкие пленники» (1865), поэму «Нечай»(1868), цикл стихотворений «Из несчастной Болгарии» (1876), посвя-щенных освободительной борьбе болгарского народа. Важное место вего творчестве занимала тема тяжелой судьбы русина-крестьянина: сти-хотворения «Рекруты» (1865), «Панская месть» (1878), рассказы «Цы-ганка» (1866), «Старый Лесь Черновола» (1901), драматические про-изведения «Убогая Марта» (1878), «Гнат Приблуда» (1875). Мелодра-ма «Гнат Приблуда» до сих пор пользуется большом успехом на сценеЧерновицкого музыкально-драматического театра им. О. Кобылянс-кой.В своем стихотворении «Що старий Прут каже» (1892) В., полеми-зируя с румынскими националистами, называвшими русинов пришель-цами, писал:«На Буковині ви чужі!» -Румуни кажуть нам.Хліб наш насушний відібратьВсі раді б русинам.Скажи нам, Пруте престарий,Ти знаєш не одно:У сих прекрасних сторонахХто проживав давно?Струями Прут нам каже так:«Тут споконвіку живТот син, що матір Русь святуНад все, над все любив».В 70-90-х гг. В. много времени уделял общественной и культурно-просветительской работе. Был членом товарищества «Русская бесе-да», главой «Русского литературно-драматического товарищества» вЧерновцах, сотрудником ряда периодических изданий: «Буковинскаязоря», «Буковинский православный календарь» и др. В письме Я.Головацкому от 15 февраля 1866 г. он писал: «Дуже мя болить серце,що браття русини не можуть соединитися». В 1877 г. Воробкевич из-дал литературный альманах «Руська хата» - первое в Буковине изда-ние на народном языке.В 1874 г. по приглашению Юго-западного отделения Российскогогеографического общества был в Киеве. В 1891 г. В. тяжело заболел.Литературное творчество он не бросил, но его деятельность уже небыла такой плодотворной, как раньше. И. Франко подготовил и издалв 1901 г. сборник стихов Воробкевича «Над Прутом».Умер В. 5 (18) сентября 1903 г. Похоронен на местном кладбище,недалеко от Ю. Федьковича.Соч.: Твори. Т. 1-2, Львiв, 1909-11; Твори. Ужгород, 1986; Вибранiтвори. К. 1987; Письменники Буковини другої половини XIX - першоїполовини XX столiття. Ч.1. Чернiвцi, 2001.Лит.: Бiлинська М., I. I. Воробкевич. Нарис про жiття i творчicть,К., 1958; Бiлинська М. Сидор Воробкевич. К., 1982; Добржанський О.Національний рух українців Буковини другої половини ХІX - початкуXX ст. Чернівці, 1999.Вырлан (Верлан; ?-?). Один из руководителей борьбы противпольского гнета в Правобережной Малороссии в первой половинеXVIII в., выходец из Молдавского княжества. В. был сотником дворо-вых казаков князей Любомирских в г. Шаргороде (ныне пгт в Винниц-кой обл. Украины). В 1734 г. возглавил восстание гайдамаков на Брац-лавщине и провозгласил себя казацким полковником. Восстание охва-тило также Подолье, часть Волыни и докатилось до Львова. В отрядеВ. распускал слухи о том, что у него имеется грамота российской им-ператрицы Анны, которая обещала свою помощь, призывала нападатьна поляков и обещала принять Правобережье в русское подданство.Крестьяне стали записываться в казаки, заводилось казацкое устрой-ство: полки с сотнями. С В. воевало много выходцев из Молдавскогокняжества. Поляки смогли подавить восстание в 1738 г. В. вместе счастью повстанцев ушел в Молдавию. Дальнейшая судьба В. неизвес-тна.Лит.: Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. К.,2002; Полонська-Василенко Н. Iсторія України вiд середини XVIIстолiття до 1923 року. Т.2. К., 2002.Высочан Семен (Сень) Игнатьевич (?-1666). Один из руководи-телей Покутского восстания 1648 г. Восстание вспыхнуло в Восточ-ной Галиции под влиянием освободительной борьбы в Малороссии.Наибольшего размаха оно достигло на Покутье (Покутье - угол («кут»)между реками Днестр, Черемош и Карпатами - восточная часть ны-нешней Ивано-Франковской области Украины). В Покутском восста-нии принимали участие крестьяне, мещане, мелкая шляхта. На осво-божденной от польского владычества территории повстанцы вводиликазацкое самоуправление, создавали отряды по казацкому образцу.Осенью 1648 г. В. возглавил повстанческое движение. Опорным пунк-том повстанцев был г. Отыня (ныне пгт Коломыйского р-на Ивано-Франковской обл.). В. объединил отряды повстанцев в 15-тысячноевойско. При поддержке армии Богдана Хмельницкого во время ее по-хода 1648 г. в Галичину В. захватил крупнейшую польскую крепостьна Прикарпатье - г. Пнев (ныне село Надворнянского р-на Ивано-Фран-ковской обл.). Вскоре повстанцы овладели почти всем Покутьем. Вянваре 1649 г. восстание было подавлено, многие повстанцы отступи-ли в Буковину. В декабре 1648 г. В. с частью повстанцев отошел наБрацлавщину. В 1651 г. отличился во время обороны войсками И. Бо-гуна Винницы. В 1659 г. В. стал казацким полковником. Участвовал ввосстании Вареницы в 1664-1665 гг. в Правобережной Малороссии,действуя вместе с запорожцами И. Сирко. В 1665 защищал от польскойшляхты г. Лысянку (ныне пгт Черкасской обл.). Погиб в бою с поляка-ми.Лит.: Грабовецький В.В. Селянський рух на Прикарпаттi в другiйполовинi XVII - першiй половинi XVIII ст. К., 1962.Гедеон (?-?). Видный церковный, государственный и общественныйдеятель, дипломат, митрополит Сочавский и всея Молдавии (1655-1660). Весной 1656 г. возглавил посольство, отправленное молдавс-ким господарем Георгием Стефаном в Москву с прошением о перехо-де Молдавии в русское подданство. Летом между русскими и молдав-скими представителями было достигнуто соглашение. Оно, в частно-сти, предусматривало, что порядки в Молдавском княжестве останут-ся такими, какими были до турецкого господства; господарем можетбыть только коренной житель страны; турки и татары подлежат изгна-нию из пределов Молдавии, а захваченные ими крепости подлежатвозврату; страна освобождается от уплаты дани, обязуясь посылатьцарю ежегодные дары; Молдавия будет принимать участие в походахрусского войска против турок и татар.7 июля 1656 г. посланники молдавского господаря Георгия Стефанамитрополит Гедеон и боярин второй логофет Григорий Нянул далиприсягу на подданство России в Московском Успенском соборе г. Мос-квы.Для принятия присяги Георгием Стефаном в Яссы должно было бытьнаправлено русское посольство. Однако изменились политическиеобстоятельства: для России первостепенной становится балтийскаяпроблема. Поэтому выезд московского посольства задержался. Турец-кий султан, узнав о молдавско-русских переговорах, в марте 1658 г.низложил Георгия Стефана, который вынужден был покинуть страну.Лит.: История Молдавской ССР. Т. 1. Кишинев, 1965; Лаптева Т.А.,Соловьева Т.Б. Присяга на подданство России // Военно-историчес-кий журнал. 1990. № 10.Геровский Алексей Юлианович (06. X. 1883, Львов, Галичина[Австро-Венгрия] - 17. IV. 1972, Нью-Йорк). Видный общественный иполитический деятель, журналист. Его мать Алексия - дочь А. Доб-рянского, общественного деятеля Подкарпатской Руси, отец ЮлианГеровский был директором Ставропигийского института во Львове идепутатом австрийского парламента. Воспитывался вместе с братья-ми Георгием и Романом у деда А. И. Добрянского в Инсбруке. Училсяв гимназиях в Инсбруке и Черновцах, закончил Черновицкий универ-ситет, где изучал право. В 1903 г. вместе с братом Георгием приехал вПодкарпатскую Русь, чтобы посетить центр православного движенияв крае, село Изу. Они были арестованы венгерскими властями, содер-жались в тюрьмах Мараморош-Сигета и Будапешта, освобождены походатайству депутата венгерского парламента словака Милана Годжи,будущего премьера ЧСР. В 1910 г. Г. начал издавать на Буковине газету«Русская правда» (1910-1913, Черновцы). Присутствовал на Марамо-рош-Сигетском процессе (1913-1914), на котором судились православ-ные Угорской (Подкарпатской) Руси. 5 января 1914 г. у братьев Геров-ских и в редакции «Русской правды» был произведен обыск. Были аре-стованы Алексей, Георгий, Ксения Геровские, их мать Алексия и ре-дактор И. Цурканович. Через день последних трех выпустили. Брать-ев же Геровских обвиняли в идейном руководстве крестьянами, про-ходящими по Мармарош-Сигетскому процессу, контактах с графомВ. Бобринским и проведении антиавстрийской пропаганды. 7 июнябратья с помощью тюремного надзирателя бегут из тюрьмы в Россию.С началом войны и вступлением русских войск в Галичину и Букови-ну Г. вернулся в Черновцы в качестве «старшего чиновника по особымпоручениям» при русском губернаторе. В 1915-1917 гг. Г. - советникминистра иностранных дел России по проблемам Австро-Венгрии иБалкан. Будучи убежденным сторонником монархии, присоединилсяк Добровольческой армии Деникина. Выпускал в Екатеринодаре газе-ту «Единая Русь» (1918).После гражданской войны в России приехал на Подкарпатье, гдепродолжал русофильскую пропаганду. В 20-х годах пытался объеди-нить силы русофилов и православной церкви. Принимал участие вконгрессе национальных меньшинств в Женеве. Обвинял правитель-ство Чехословацкой Республики в невыполнении своих обязательствв отношении Подкарпатской Руси и ее автономии в соответствии сСен-Жерменским мирным договором, пособничестве украинофилам.Был председателем Центрального исполнительного комитета право-славных общин и юрисконсультом православной епархии Подкарпат-ской Руси, активно участвовал в создании православных приходов. В1927 г. Г. был выслан из ЧСР. Выехал в Югославию, где создал «Кар-паторусский комитет» (1927-1929). Затем переехал в США, где возгла-вил «Карпаторусский союз» (1935-1938), из средств которого оказы-вал поддержку автономистским русофильским силам в Подкарпатс-кой Руси. По инициативе Алексея Геровского в 1936 г. в Нью-Йоркебыло создано пресс-агентство «КАРУС» («Карпатская Русь»), задачейкоторого было информировать американских русинов о положении вПодкарпатской Руси и карпаторусинскую общественность о жизниамериканских русинских организаций. 12-13 февраля 1937 г. по ини-циативе Г. в Нью-Йорке состоялся Конгресс подкарпатских русинов,который в ультимативной форме потребовал от правительства ЧСРпредоставления автономии Подкарпатской Руси в течение 60 дней. Этоускорило обсуждение в чехословацком парламенте законопроекта опервом этапе автономии края.В период кризиса 1938 г. Г. активно выступал на стороне автономи-стских сил в ЧСР. Во главе делегации американских русинских орга-низаций он приехал в Прагу. Пытался объединить русофилов и украи-нофилов на платформе достижения автономии Подкарпатской Руси.Властями ЧСР вновь был выслан за пределы республики. В сентябре1938 г. вел переговоры в Будапеште о возможности поддержки русо-филов в случае вхождения Подкарпатья в состав Венгрии. Выехал вЮгославию, откуда следил за распадом ЧСР после Мюнхена. Протес-товал против отстранения русинского русофильского большинства отвласти в автономной Подкарпатской Руси 26 октября 1938 г. Ему сооб-щили из МИД ЧСР, что это было сделано по требованию из Берлина.После оккупации Венгрией Подкарпатской Руси (Карпатской Украи-ны) в марте 1939 г. Геровский вернулся в США. В период второй миро-вой войны питал определенные иллюзии в отношении трансформа-ции СССР, резко выступал против планов чехословацкого эмигрантс-кого правительства и президента Э. Бенеша о возврате после войныПодкарпатской Руси в состав ЧСР. Обратился с письмом к Сталину спросьбой о присоединении Подкарпатской Руси к СССР. В последниегоды жизни Геровский выступал на страницах карпаторусского аме-риканского журнала «Свободное слово Карпатской Руси» с остройкритикой политики украинизации властей СССР в Подкарпатской Руси,а также критикой Ватикана и «униатской» церкви.Лит:. Добржанський О. Національний рух українців Буковини дру-гої половини ХІХ - початку XX ст. Чернівці, 1999; Маґочий Павло Р.Формування національної самосвідомості: Підкарпатська Русь (1848-1948), Ужгород, 1994; Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси.Ужгород, 2001; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этническойистории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004.Геровский Георгий Юлианович (6. X.1886, Львов, Галичина [Австро-Венгрия] - 5.II. 1959 [Австро-Венгрия], Пряшев, Чехосло-вакия). Видный общественный и политичес-кий деятель, лингвист, ученый-славист, педа-гог. Как и его старший брат Алексей, Георгийучился в гимназии в Инсбруке, где воспиты-вался вместе с братом у деда А. И. Добрянс-кого. В 1895 г. семья Геровских поселилась вглавном городе Буковины Черновцах, где Ге-оргий закончил немецкую гимназию и начализучать славистику в Черновицком универси-тете (1907-1909). Славистику и индоевропей-скую лингвистику продолжал изучать в университете в Лейпциге (Гер-мания) (1909-1911). Неоднократно арестовывался вместе с братомАлексеем венгерскими властями во время посещений ПодкарпатскойРуси (1903, 1913-1914). В начале января 1914 г. вместе с братом былобвинен в антигосударственной деятельности в пользу России и арес-тован. В июне вместе с братом бежал в Россию. Во время первой ми-ровой войны находился в русской армии на Юго-Западном фронте.После революции в России в 1917 г. работал учителем гимназии в Са-ратове (1918-1922), библиотекарем Саратовского университета (1922-1924).В 1924 г. приехал в ЧСР, поселился в Подкарпатской Руси. Вслед-ствие противодействия украинофилов не смог реализовать себя здеськак ученый, издал только расширенный анализ церковнославянскойграмматики М. Лучкая (1930). По поручению Чешской Академии Наук,как ее корреспондент в Подкарпатской Руси, Г. исследовал русинскиеговоры (1924-1938). Результатом его исследований стала большая ста-тья, опубликованная в чехословацкой тематической энциклопедии(Gerovskij Georgij. Jazyk Podkarpatske Rusi. In Ceskoslovenska vlastiveda,Praha, 1934, Sv.3, с. 460-495, русское издание, Москва, 1995). В этойработе, а также в обширной рецензии на историю русинской литера-туры В. Бирчака (1943) Г. отрицал принадлежность русинских диа-лектов к украинскому языку, относя их к диалектам русского языка.Как диалектолог создал первую комплексную карту-схему русинскихговоров, выделил их основные группы: южномараморошскую, севе-ромараморошскую, бережскую, ужанскую, восточноземплинскую, ша-ришскую и спишскую. Некоторые диалекты северной части Подкар-патской Руси считал переходными, «привнесенными извне» (из Гали-чины). Г. последовательно боролся против украинизации школ в крае,писал популярные исторические исследования.В 1938 г. создал «Общество наук и искусств Подкарпатской Руси».В период войны находился в Ужгороде, опубликовал грамматику рус-ского языка (1939), которую предложил в качестве учебника для на-родных школ Подкарпатской Руси. Его грамматика не была принятавенгерскими властями, в ответ Г. выступил с острой критикой офици-альной грамматики Юлия Марины (Разбор грамматики угро-русскогоязыка, 1941). После прихода советской армии Г. стал референтом На-родной Рады «Закарпатской Украины» (март 1945). Вероятно, деятель-ность Г. привлекла внимание секретных служб СССР. У него выкра-дены были научный архив и библиотека, после чего Г., не дожидаясьхудшего, уехал в ЧСР, поселился в Пряшеве, где до 1959 г. преподавалрусский язык и литературу в университете имени П. Й. Шафарика.Публиковал статьи по истории, диалектологии и этнографии русиновСеверо-Восточной Словакии (энциклопедический альманах «Пряшев-щина», 1948).Соч: Геровский Г. Язык Подкарпатской Руси. Москва, 1995.Лит.: Добржанський О. Національний рух українців Буковини дру-гої половини ХІХ - початку XX ст. Чернівці, 1999; Маґочий Павло Р.Формування національної самосвідомості: Підкарпатська Русь (1848-1948), Ужгород, 1994; Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси.Ужгород, 2001; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этническойистории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004.Довбуш Олекса Васильевич (1700, с. Печенежин, ныне пгт Коло-мыйского р-на Ивано-Франковской области Украины - 24. VIII (4. IX).1745, с. Космач, ныне - Косовского р-на Ивано-Франковской области).Предводитель карпатских опришков - крестьян, боровшихся противнационального, религиозного и крепостнического гнета. Родился всемье батрака (коморника), который не имел ничего, кроме несколь-ких овец. Первые сведения об отряде Д. относятся к 1738 г. Его отрядчисленностью около 50 чел. действовал сначала на Коломыйщине. Этобыла в основном молодежь местных селений Доры, Ямны, Ясеня,Яворова и Ясенева, расположенных по рекам Пруту, Черному и Бело-му Черемошам. Д. лично отбирал своих людей в отряд («купу»), при-няв в отряд, требовал полнейшей конспирации. С наступлением зимы,прощаясь со своими парнями («леденями»), Д. назначал им время иместо сбора весной. Крестьяне-повстанцы нападали на имения шлях-тичей, арендаторов в Печенежине, Текучем, Вербяже, Ясене, Микули-чине. В рядах отряда Д. воевали и выходцы из Молдавского княже-ства: Матвей Чуперкэ, Ион из Вален и др. В 1740 г. отряд Д. отступилв Черногору, откуда совершал походы на Галицкое Прикарпатье, Под-карпатье и Буковину. Против опришков безуспешно действовал корон-ный гетман Ю. Потоцкий. В 1742 г. преследуемый польскими войска-ми Д. находит убежище в Молдавском княжестве. В 1744-1745 гг. оп-ришки захватили Богородчанскую крепость. Они осуществляли похо-ды под Солотвин, Надворную, Дорогобыч, Турку, Рогатин и др. горо-да. Захваченное у арендаторов, шляхты и купцов добро раздавалосьбедным. В 1745 г. Д. был убит в с. Космаче, расположенном южнееКоломыи, мужем своей возлюбленной Стефаном Дзвинчуком. Имя Д.широко известно не только на Западной Руси, но и в Польше, Молда-вии, Венгрии, Болгарии.В 1959 г. на киевской киностудии им. Довженко был снят фильм«Олекса Довбуш». За первый год проката в СССР фильм посмотрели23 миллиона человек.Лит.: Грабовецкий В. Олекса Довбуш, М., 1959; Дракохруст Е. И.Опришки // Из истории крестьянства. XVI-XIX вв. М., 1955; Суб-тельний О. Україна. Iсторiя. Київ, 1993.Дософтей (мирское имя Дмитрий Ба-рила; 26. X. 1624 - 13. XII. 1694, Жолква,ныне Нестеров Львовской обл. Украины).Видный церковный, государственный иобщественный деятель, дипломат, пере-водчик, издатель, митрополит Сочавскийи всея Молдавии. Выходец из средних со-циальных слоев. Был епископом в г. Хушь,с 1671 г. - митрополит Сочавский и всеяМолдавии. В 1679 г. по просьбе Д. и припосредничестве Николая Милеску Спафа-рия патриарх всея Руси Иоаким посылаетв Молдавское княжество печатню (типог-рафию) со всем необходимым. Помимопечатни московский иерарх посылает Д. письмо, в котором называетД. «мудрым иерархом», «пастырем редкого ума». В «Паремиях», од-ной из первых книг, изданных в печатне, Д. в знак признательностипишет:«Свет из Москвы идет к нам,Сияя длинными лучами и добрым именем под солнцем».Среди многих книг, переведенных и изданных Д., особое значениеимеют «Псалтырь в стихах» (1673), «Божественная литургия» (1679)и «Жития и деяния святых» (т. 1-4, 1682-1686). Д., один из первыхмолдавских поэтов, сумел не только передать псалмы Давида в адек-ватном оригиналу переводе, но придал им мерность молдавского фоль-клорного стиха.В 1684 г. Д. направляется послом в Россию. Здесь он вместе с 3епископами и 17 боярами обратился к русским царям Ивану и ПетруАлексеевичам с просьбой избавить Молдавию «от последней гибели,что приближается со стороны турок и татар безбожных… Вся нашастрана, большая и малая, нижайшие рабы вашего царства, всеми отда-емся в подчинение».В 1686 г. Д. вынужден был навсегда покинуть Молдавское княже-ство. Умер в бедности.Лит.: Руссев Е.М. Свет из Москвы. Кишинев, 1981; Стати В. Ис-тория Молдовы. Кишинев, 2002; Чебан С.Н. Досифей, митрополитСочавский и его книжная деятельность. Киев, 1915.Дроздовский Михаил Гордеевич ( 7 . X.1881, Киев - 1. I. 1919, Ростов). Генерал-май-ор, активный участник белого движения.Сын генерала, участника Севастопольскойобороны. Окончил Киевский Владимирскийкадетский корпус (1899), Павловское воен-ное училище (1901) и академию Генераль-ного штаба (1908). Воевал добровольцем врусско-японской войне 1904-1905 гг. в 34-мСибирском полку, был ранен. Во время ми-ровой войны в звании полковника командо-вал 60-м пехотным Замосцским полком, за-тем стал командующим 14-й пехотной диви-зией. Лично повел в Карпатах в атаку два полка, был ранен.Румынский фронт сохранял боеспособность дольше других. Но ксередине ноября 1917 г. всеобщее разложение достигло и его. Чтобыудержать фронт от падения, командующий генерал Д.Г. Щербачев при-ступил к формированию национальных соединений, в основном укра-инских. Меры эти не были поддержаны ни офицерством, ни солдатс-кими массами. Фронт продолжал разлагаться. В этих условиях боль-шая часть офицеров осела в крупных прифронтовых городах. Многоих скопилось в Яссах, где находился штаб фронта. По прибытии гене-рала Алексеева из Петрограда на Дон и с началом создания им Белойармии между ним и штабом Румынского фронта была налажена связьи возникла идея создания Корпуса русских добровольцев для отправ-ки на Дон. Необходим был авторитетный лидер. Им стал полковник Д.Высокого роста, худощавый, с резко очерченными чертами лица, сорлиным взглядом, с сухой рукой (после ранения в японскую войну),быстро и четко формулирующий свои мысли, он производил сильноевпечатление на окружающих.В Яссах, в одной из палат лазарета Евгеньевской общины КрасногоКреста, было открыто бюро записи. Поступающие в бригаду давалиподписку: «Интересы Родины ставить превыше всех других, как то:семейных, родственных, имущественных и прочих», а также не роп-тать на недостатки обеспечения и неудобства. Вначале вербовка доб-ровольцев шла тайно. Первое время бригада существовала неофици-ально: штаб фронта лишь закрывал глаза на ее деятельность. 24 янва-ря 1918 г. генерал Щербачев решился открыто поддержать формиро-вание добровольческих частей. Д. был отодвинут на задний план, инс-пектором по формированию добровольческих частей б
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 598
Ключевые слова
Штефан Великий, Цурканович Илларион, Туркул Антон, Пуришкевич Владимир, Подкова Иван, Пересветов Иван, Котовский ГригорийАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
