Учитель и его ученики.pdf В начале XIX в. в России возникла необ-ходимость проведения государственной ре-формы системы образования. Однако нуж-ных для этого подготовленных отечествен-ных кадров не хватало. Задача формулиро-валась так. Надо было приглашать квалифи-цированных профессоров, желательно сла-вянского происхождения, которые бы гово-рили по-русски или смогли в короткое вре-мя изучить русский язык. Попечитель Петер-бургского учебного округа Н.Н. Новосиль-цев, которому было поручено выполнениеэтого задания, попытался решить этот воп-рос без затруднения. Он обратился за помо-щью к И.С. Орлаю, жившему тогда в России.Почему такой высокопоставленный государственный деятель счелнужным обратиться к Орлаю? Иван Семенович Орлай (1770-1829) ро-дился в семье офицера (по другим данным, в семье священника) в Вен-грии в селении Хуст Мараморошского комитета1.Сведения об образовании И. Орлая противоречивы. Т. Байцура,ссылаясь на «Русский биографический словарь» И. Кубасова, приво-дит такие данные. Свое начальное образование он получил в Мука-чевском народном училище, затем перешел в Ужгородскую гимназию,потом в Великокарловарскую высших наук гимназию, где изучал ма-тематику, логику и историю. В 1788 году Орлай поступил во Львовс-кий университет. Здесь он уделял внимание в основном математике,физике, естествознанию, истории, философии, немецкому языку и фи-лософии. В 1789 г. сдал экзамены по философии в Эрландской конси-стории и поступил на богословский факультет Пештского универси-тета (Генеральная Йозефинская семинария)2.Однако есть и другие данные. Они исходят из того, что И. Орлайпрактически готовился к службе священника. Поэтому он решил про-должить свое духовное образование в столице родственной ему Рос-сии и принят был в Александро-Невскую семинарию. Вскоре в связи соткрытием медико-хирургических училищ медицинская коллегия об-ратилась к Синоду с просьбой разрешить произвести набор среди се-минаристов, владеющих латынью. В результате группа бывших семи-наристов зачисляется в ученики медицинских училищ, среди них были Иван Орлай. По окончании курса наук 7 мая 1791 г. произведен лека-рем и поступает на службу в Генеральный сухопутный госпиталь3.В следующее десятилетие своей жизни Орлай сделал головокружи-тельную карьеру. В 1801 г. в качестве придворного медика нового царяАлександра I в ночь дворцового переворота дежурил возле тела мерт-вого императора Павла. Он же, Орлай, подписал медицинское заклю-чение о его смерти4.По национальности Орлай считал себя карпатороссом. Говоря так,совершенно не стоит забывать, что речь идет о начале ХIХ века. В этовремя национальность определяли по осознанию своей принадлежно-сти к определенной территории и месту рождения. Именно название«карпаторосс» и выражает это осознание. Первая часть его говорит отерритории, к которой принадлежит Орлай по месту своего рождения,а вторая часть - о представлении о родстве с русским народом, кото-рое испокон веков были присуще коренным жителям Карпат5.5 марта 1803 г. Орлай представил Новосильцеву записку, в которойизлагал свой взгляд на поставленный перед ним вопрос. «Весьма лег-кое, верное и действительное средство, - пишет Орлай, - иметь в ско-ром времени способных и знающих преподавателей, которые моглибы в самый непродолжительный срок излагать науки по-русски. Сред-ство это заключалось в приглашении иноземных наставников славян-ского происхождения, и преимущественно карпатороссов, так как ониобыкновенно знают основательно церковнославянский язык»6. Из чис-ла названных Орлаем карпаторосских профессоров, получивших этозвание в Австрийской империи, в Россию, были приглашены М.А. Ба-лугьянский, В.Г. Кукольник, П.Д. Лодий, в дальнейшем положительнозарекомендовавшие себя на ниве просвещения. Достаточно сказать,что М. Балугьянский и В. Кукольник преподавали великим князьямМихаилу и Николаю, впоследствии императору Николаю I. Они вмес-те с П. Лодием были профессорами педагогического института, а за-тем образованного на его базе университета.В 1804 г. Орлай публикует в журнале статью «История о карпато-россах»7, которая привлекла к себе внимание, в том числе и Карамзи-на. В этом сочинении Орлай утверждал, что предки русинов пришли вПаннонию вместе с Арпадом8. Это факт упоминается в «Истории го-сударства Российского» Н.М. Карамзина. Орлай здесь показывает хо-рошее знание не только венгерских и византийскихисточников, а так-же знакомство с публикациями современных ему историков (Шлецер,Миллер).В 1806 г. «по особому императорскому поручению» Орлай посетилГерманию, где в Кенигсбергском университете был произведен«свободных наук магистром и философии доктором». Посетил такжеДерптский университет, где представил свою диссертацию, котораябыла напечатана. Ему присвоено звание доктора медицины и хирургии.Вернулся из поездки в 1807 г. Орлай выезжал еще в 1810 г., был«признан почетным членом Ерлагенского физико-медицинскогообщества».К сожалению, подробного описания указанных поездок я пока необнаружил и ограничиваюсь только общими данными. Кенигсбергс-кий университет того времени был освящен именем великого Канта,но ко времени пребывания Орлая в Кенигсберге Канта уже не было вживых. Выступление Орлая было, вероятнее всего, посвящено фило-логии латинского языка, которым Орлай владел в совершенстве. С кемон встречался и имел беседы в Кенигсберге, можно только предпола-гать. Возможно, его интересовал Иоанн Готфрид Гердер и его учение,его также весьма интересовали вопросы истории Карпат и националь-ной принадлежности коренных жителей.Есть информация о возможных связях Орлая с Гёте, которого онмог посетить ранее, во время поездки в Германию9. Произошло этоякобы в 1795 г., когда Орлай стал членом Иенского общества есте-ственных наук. Позже Орлай неоднократно встречался с этим «вели-ким мужем» Германии, они обменивались письмами.В 1807 г. избран ученым секретарем Медико-хирургической ака-демии и назначен помощником лейб-хирурга Вилие - главного по ар-мии медицинского инспектора. Орлай принимал участие в разработкеУстава академии при начальном ее образовании и издании военнойфармакопеи. В 1811 г. назначен академией редактором всеобщего жур-нала врачебной науки, который был учрежден академией.Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. С апреля 1812 г.«исправлял добровольно должность ординатора сухопутно-генераль-ного госпиталя». В октябре этого же года с должности ординатора былуволен «по причине уменьшения числа больных», но еще некотороевремя продолжал лечить. За усердие и труд был пожалован орденамии произведен в статские советники. В 1817 г. Орлай подает прошениепо состоянию здоровья освободить его от звания ученого секретаряакадемии. Просьба его удовлетворена, но он был оставлен докторомимператора и состоящим по особым поручениям при президенте ака-демии баронете Виллие.Орлай начинает заниматься устройством своих личных дел и совер-шает поездку в южные края. В Миргородском уезде Полтавской гу-бернии он приобретает крошечное имение Михайлодар, в котором все-го было 6 душ. Заметим, что имение это находилось рядом с имениемматери Гоголя. Этим же летом вместе с семьей генерала Дорохова онпосещает в Нежине семью трагически погибшего своего друга В.Г.Ку-кольника и гостит у его вдовы. Визит носил не случайный характер.В Нежине в апреле 1820 г. Высочайшим рескриптом было открытопервое на левобережной Украине высшее учебное заведение, Гимна-зия высших наук кн. А. Безбородко. Созданное новое учебное заведе-ние, несмотря на название «Гимназия», давало выпускникам его выс-шее образование, приравниваемое к университетскому. В.Г. Куколь-ник дал согласие быть его директором, и в июле 1820 г. он был утвер-жден в этой должности.Кукольник был выбран директором гимназии не случайно. К этомувремени он был профессором Санкт-Петербургского университета, док-тором свободных художеств, философии и права, автором многих на-учных трудов, в том числе и учебника по гражданскому праву. Пользо-вался заслуженным уважением. Достоин внимания тот факт, что вме-сте с И. Орлаем он присутствовал на лицейском экзамене А.С. Пушки-на при переводе его из «младшего возраста» в «старший». Как ужеговорилось, в 1813-1814 гг. он обучал римскому и российскому граж-данскому праву великих князей.Правда, в 1819 г., когда происходили выборы ректора Петербургс-кого университета, В.Г. Кукольник не был избран. Он даже не балло-тировался на эту должность, а был назначен проректором. «Зачем жеПетерб университет выбрал себе проректора, а не ректора?- писал в письме Е. Болховитинов. - Кукольник стоит подлинного име-ни»10.На этот вопрос до настоящего времени нет однозначного ответа.Правда, нужно сказать, что в последние годы царствования Алексан-дра I правительственная политика по образованию резко изменилаориентиры. Взял верх реакционный курс, свидетельством чему яви-лись возникшие многочисленные «дела о вольнодумстве». Приведемтолько перечень этих дел: 1816 г. - «дело» в Харьковском университе-те, 1819 г. - в Казанском университете, в 1821 г. - «дело» в Петербургс-ком университете. Было «дело» даже в Петербургской духовной ака-демии. Завершающим в череде сменявших друг друга дел было «Делоо вольнодумстве» (1827) в Нежинской Гимназии высших наук.Утверждать, что эти дела как-то повлияли на судьбу В.Г. Куколь-ника, трудно, но и исключать этого нельзя. К большинству перечис-ленных «дел» имели самое прямое отношение представители карпа-торусской интеллигенции, непосредственно связанные с В.Г. Куколь-ником (П. Лодий, М. Балугьянский, Ф. Янкович). Учебник П. Лодияпо «естественному» даже праву был признан крамольным.Надо помнить также, что теорию «естественного» права в Россииначали преподавать карпатороссы, переехавшие из Австрии в Россиюпо приглашению Александра I. Первыми отечественными учебника-ми по «естественному» праву были учебники В.Г. Кукольника, выхо-дившие в 1810, 1813 и 1815 гг. Последнее издание вышло в 1816 г. 1124 августа вместе с семьей В.Г. Кукольник приезжает в Нежин.1 сентября (по другим данным - августа) 1821 г. В. Кукольнику при-шлось заниматься хозяйственными и разными кадровыми делами, атакже самому проводить занятия. К началу занятий преподавательс-кий штат не был укомплектован. Причин было несколько. Поэтомубольшинство предметов (латинский язык, российская грамматика, ис-тория, география) В.Г. Кукольник преподавал сам вместе с сыном Пла-тоном. Согласно «Экзаменационному списку воспитанников Гимна-зии первого приема» на протяжении 1820-1821 учебного года в гим-назию зачислен 21 ученик, среди которых был и Н. Гоголь12.Неожиданно для всех В.Г. Кукольник 6 февраля 1821 г. умирает. Сынего, русский писатель Н.В. Кукольник, ученик Нежинской гимназии,так объясняет причины случившегося: «Надежды разом были уничто-жены; средства отняты, к тому же присоединилась тяжкая скука уче-ного, совершенно изолированного, потому что не только общество, нои те, которые должны были служить ему помощниками, не могли впол-не понимать видов его, разделять его мысли и чувства, и тоска слиш-ком скоро потрясла чувствительный организм. Он впал в ипохондрию,быстро и неотразимо увлекшую его в преждевременную могилу». Икак дополнение к сказанному дается пояснение: «В.Г. Кукольник в при-падке меланхолии выбросился из окна третьего этажа здания лицея иумер вследствие этого падения»13.Так что посещение вдовы друга и его детей для Орлая было святойобязанностью. Ознакомившись с Нежином, с гимназией, Орлай при-нимает решение переехать сюда работать. 3 сентября 1821 г. он назна-чается директором гимназии вместо умершего друга, а в конце октяб-ря 1821 г. переезжает в Нежин. 1 ноября он приступает к исполнениюобязанностей директора.Обстановка среди преподавательского состава гимназии на этотмомент складывалась напряженная. Несколько месяцев гимназиювозглавляло Временное правление, состоявшее из профессоров гим-назии. Среди профессоров выявились желающие любым путем про-двинуться. К тому же вдова покойного директора гимназии постояннотребовала от попечителя учебного округа принять меры в отношениипреподавательского состава, который, по ее мнению, был виноват всмерти В. Кукольника. Старший сын покойного директора Платон рас-считывал, что ему будет предложено место отца, но когда стало ясно,что этого не произойдет, тоже начал вести себя неадекватно и вскоро-сти рассчитался (октябрь 1821 г.). Вдову с детьми по требованию по-печителя Харьковского учебного округа просто выселили. Произош-ло это в сентябре 1821 г., буквально сразу после посещения ее Орла-ем14. Сын Нестор перевелся в Житомирское уездное училище. Матьуехала в Прибалтику, в имение, подаренное мужу Александром I.Орлай, приступив к исполнению, занялся, в первую очередь, хозяй-ственными делами. 19 ноября 1821 г. Орлай обращает внимание нанедостаточное количество учебников. Конференция гимназии прини-мает решение приобрести учебники по истории, математике, геогра-фии, риторике, красноречию и др. 1 декабря Орлай заслушивает сооб-щение библиотекаря о состоянии книг, оставшихся в гимназии послесмерти предыдущего директора. Он принимает решение составить ка-талог с разделением книг на церковные, нравственные, физические идр.Сразу же началась и его организаторская и педагогическая деятель-ность. 8 ноября 1821 г. проходит первое заседание конференции гим-назии, на которой Орлай излагает свой план устройства вверенной емушколы. Он предлагает поделить воспитанников на шесть разрядов(принципаты, грамматисты, синтаксисты, риторы, пииты и эстетики).Надзирателям вменяется общаться с учениками во время дежурствтолько на иностранном языке.Вводится порядок, по которому преподавателям рекомендуется сво-бодно высказывать «свои мысли по управлению гимназией», даже еслиони и направлены против какой-нибудь меры, предлагаемой самимдиректором. Если чьи-нибудь суждения окажутся основательными, ониподлежат обязательной записи в журнал.В январе 1822 г. Орлай ставит вопрос о создании в гимназии науч-ного общества, которое бы занималось изучением истории местногокрая. Но это предложение не находит поддержки конференции гим-назии по причине малочисленности профессорско-преподавательско-го состава, отсутствия необходимых источников и проблем, связан-ных с учебным процессом. Орлай выражает по этому решению своеособое мнение. Но идея Орлая находит поддержку у гимназистов.В 1824 - начале 1825 г. гимназисты сами решают создать истори-ческое общество и принимают решение написать, ни много ни мало,всемирную историю. Кроме того, отдельные гимназисты начинаютработу над составлением малороссийского словаря.Коллектив учеников, доставшийся Орлаю, имел свои особенности,которые отдельные педагоги гимназии называли элементарной «рас-пущенностью» (выражение надзирателя Моисеева). Так, ученик Лю-бич-Романович на стене гимназического музея сделал надпись: «Привыпуске береги зубы, Моисеев». Ученик Кобеляцкий в ответ на заме-чание преподавателя Зельднера начал хлестать его хлыстом по ногам,а когда тот стал убегать от ученика, погнался с хлыстом за ним. Иподобные примеры были не единичны. Они говорят, прежде всего, чтопреподавательский коллектив, доставшийся Орлаю, был не на уров-не, и Орлай занялся кадровыми мерами. Эти меры были направленыименно на улучшение воспитательного процесса. Об этих мерах слу-чайно сохранились свидетельства.В рапорте от 2 июля 1827 г. проходивший по «Делу о вольнодум-стве», которое расследовалось уже после ухода Орлая с должностидиректора гимназии, профессор Н. Белоусов давал прибывшему изПетербурга проверяющему такие показания: «…Орлай многократны-ми убеждениями принудил меня принять на себя должность инспек-тора… Я долго отказывался, ибо видел, сколько труда, беспокойств инеприятностей должно было переносить при столь развращенном со-стоянии пансиона, в котором он тогда находился. Но когда сей почтен-ный своими заслугами в нашем отечестве муж начал меня почти сослезами убеждать, представляя и гибель юношества, и обманутую на-дежду родителей, и пагубу, угрожающую целому заведению, присово-купляя, что на меня только он единственно полагает надежду, что явсе могу исправить, тогда я уже решился принять на себя тяжкое бре-мя…»15.Сам Орлай в своей педагогической деятельности руководствовал-ся либеральными методами по отношению к воспитанникам. Многимэто не нравилось, но гимназисты с пониманием относились к его тре-бованиям. Так, П. Кукольник, один из учеников Орлая, который воз-вратил его в 1823 г. гимназию, вспоминал: «Некоторые наставники,еще в бурсе привыкшие к раболепству, называли этот период суще-ствования гимназии периодом беспорядка. Толковали, что в оно времяпрофессора не слушались директора и спорили до глубокой ночи вконференциях. Так понимали педагоги по титулу прения ученого со-словия? Иван Семенович с умыслом предоставлял наставникам сво-боду споров, в надежде и из них образовать самостоятельное и разум-ное общество»16. И в этом он преуспел.Общая интеллектуальная обстановка, созданная в гимназии за вре-мя, когда ее возглавлял Орлай, послужила базой тому, что в конце1820-1830-х гг. из ее стен вышла целая когорта литераторов, оставив-ших заметный след в истории литературы и гуманитарных наук. Сре-ди них были поэты, прозаики, очеркисты, этнографы, переводчики.Важную роль в создании этой базы играл И. Орлай. Он создал специ-альную программу гуманитарного образования. В основе созданнойпрограммы лежала идея Орлая, согласно которой «в последнем трех-летии, или академическом курсе будут студенты упражняться практи-чески в сочинениях на всех подающихся в гимназии языках».Спектр эстетических направлений был достаточно разнообразным.Это прежде всего классическая художественная традиция. Нужно до-бавить сюда и увлечение древнегреческой культурой (Платон, Сократ,Демокрит, Аристотель и др.).Система образования, которую создал И. Орлай, носила «энцикло-педический» характер (как охарактеризовал ее Н. Кукольник). Этот еехарактер сформировал одну из примечательных особенностей миро-воззрения выпускников: поразительную жажду знаний о мире, стрем-ление к всеохватывающим формулам, поиск универсального «ключа»к истиной жизни17.В августе 1825 г. по гимназии распространяются слухи, что Орлайполучает другое назначение. В сентябре 1825 г. он информирует кон-ференцию, что ему действительно поступило предложение занять ме-сто лейб-медика Его Императорского Величества. Он срочно выезжа-ет в Таганрог, но спустя месяц, в октябре 1825 г., возвращается в Не-жин и продолжает исполнять обязанности директора.В это время в гимназии учащимися образуется литературное обще-ство, которое вскладчину выписывает журналы и книги. К этому жевремени относятся и литературные опыты воспитанников. В журна-лах «Северный архив», «Дамский журнал», «Украинский журнал» идругих публикуются произведения гимназистов и отдельных препо-давателей гимназии.В июле 1826 г. на конференции заслушивается рапорт «Об испор-ченности некоторых воспитанников», но Орлай уже на все смотритфилософски, ибо 1 августа 1826 г. его назначают директором Ришель-евского лицея в Одессе. Между остающимися профессорами гимна-зии к этому времени вновь разгорелись раздоры, и это негативно ска-залось как на учебном процессе, так и на дальнейшей судьбе гимна-зии. С отъезда Орлая новое начальство начало по-своему прибирать крукам пансионеров, что не замедлило породить в их среде тревогу исмуту. Жалобы поднимаются одна за другой, начинаются расследова-ния, принимаются крутые меры.Вот только один характерный пример того времени. ГимназистК. Базили, греческого происхождения, семья которого пережила ту-рецкую резню у себя на родине в Греции, поступил в гимназию в1822 г. Он был из богатой семьи и на родине получил классическоеобразование. Спасаясь от гонения, он вынужден был переехать в Рос-сию. В гимназии он пользовался уважением Орлая и других препода-вателей. В 1825 г. ему было разрешено сдать экзамен за два года спереводом из пятого класса в седьмой. Однако ученый секретарь пе-репутал дела, не составил нужный акт, и Базили был переведен тольков шестой класс.И. Орлай, переехав в Одессу, посоветовал его матери перевести сынав Одессу. В июле 1827 г. Базили уехал в Одессу. Орлай предложил емужить в своем доме и поручил занять временно вакансию греческойсловесности. Одновременно Базили стал преподавать русскую словес-ность и в Греческой коммерческой гимназии.В 1829 г. Орлай умер. Советом Одесского лицея было порученоБазили произнести в соборе надгробную речь на греческом языке18.Буквально через три месяца (начало ноября 1826 г.) после уходаОрлая гимназию посещает почетный попечитель ее Кушелев-Безбо-родко. Он остается недовольным положением дел в гимназии. Об этомнаходим упоминание в одном письме Н. Гоголя к матери: «К нам при-езжал граф, был у нас немалое время, много говорил, ничего не сде-лал и уехал восвояси. Орлай наш так успел везде охулить нашу гимна-зию, что, думаю, и он оттого так мало о ней печется»19.Как можно оценить деятельность И. Орлая? Украинские национа-листы сегодня оценивают ее отрицательно. Василий Пачовский, писа-тель и ранний украинский историк Закарпатья, пишет об этом так:«[В]сі вчені тої доби не повернулися до народу, а пішли на службучужим богам... П. Лодій, Балудянський, Іван Орлай, брати Кукольникидо Росії, Юрій Гуца до Болгарії. Для нашого народу з ЗакарпатськоїУкраїни вони не дали нічого, покинули свій край і нарід і не вмілипоставити національних змагань на народному ґрунті, й не створили знародної мови своєї літератури, як їх сучасники мадяри. Захопила їхдуші велика Росія, а рідний нарід залишився без світочів у темноті.Вони могли бути між найпершими, а пішли до Росії на другоряднихдіячів і пропали там, загубивши талант свого народу»20.Не вдаваясь в детали, касающиеся братьев Кукольников, скажем,что однозначно ответить на вопрос, что дали поступившие на службуРоссии в начале ХIХ в. карпаторусские ученые «Закарпатской Украи-не», трудно. В то время, когда они перебрались в Россию, этот регионеще входил в состав Австрии и Украиной не был. Только с 1945 г. поволе Сталина он стал украинской территорией, той самой, которуюПачовский и называет «Закарпатской Украиной». Поэтому прежде всегоотметим саму некорректность подобной постановки вопроса. Доста-точно только вспомнить фамилии выпускников Нежинской гимназии,таких, как Гоголь, Гребенка, Кукольник, Редкин, Любич-Романович,Билевич, Лукашевич, Афанасьев-Чужбинский, Забила, Мокрицкий,В.В. Тарновский, П. Мартос, Я. де Бальмен. В культуру и науку Рос-сии и Украины каждый из них внес определенный вклад. Из всей ко-горты перечисленных учеников я подробно рассмотрю влияние Орлаяна ведущих русских писателей Гоголя и Н. Кукольника и попробуюпоказать, как оно отразилось на их творчестве.Прежде всего, надо отметить, что Орлай - прототип «необыкно-венного наставника» Александра Петровича во втором томе «Мерт-вых душ» Гоголя. Сходство педагогических принципов директора гим-назии и «директора» Александра Петровича обнаруживается и в об-разе преподавания. Состояние дел в Нежинской гимназии после отъездаОрлая нашло определенное отражение в описании во втором томе«Мертвых душ» учебного заведения Александра Ивановича Тентен-никова именно после того, как «чудный наставник» скоропостижноумер. «Все переменилось в училище: на место Александра Петровичапоступил какой-то Федор Иванович. Человек добрый и старательный,но совершенно другого взгляда на вещи […]. Налег он тот же час накакие-то внешние порядки, стал требовать от детей того, чего можнотребовать только от взрослых»21.Стоит также обратить внимание на другое важное обстоятельство,о котором упоминают очень редко. Это любовь и интерес к историиЗакарпатья, к истории запорожского казачества, которые привил Ор-лай ученикам гимназии. В своих беседах с гимназистами, в своих пуб-ликациях Орлай давал исторические сведения о Закарпатье, Буковинеи Галичине, проводил мысль о единстве славянских земель и о пагуб-ности междоусобных раздоров. Эти взгляды Орлая нашли отражениев повести Гоголя «Страшная месть». Здесь Гоголь несколько раз упо-минает Карпаты, причем им употребляется название Карпатских гор вединственном числе - «Карпат», т.е. в такой форме, которая была обычнадля Закарпатья. В такой же форме употребляет Гоголь это слово и внезаконченном очерке о славянах: «Горы сторожат эту непомернуюбезмерность и равнину. Пустынными рядами уральскими, снегогла-вым Кавказом, ветвистым Карпатом они окружили ее как бы с тем,что здесь сохранилась долговременно особая своеобразность, осо-бый отпечаток на здешних народах».Взгляды Орлая сказались и на отношении его учеников к историизапорожского казачества. Важно отметить, что своими убеждениями внеобходимости единства славянских земель Орлай обязан исключи-тельно непосредственному переживанию трагической судьбы своегонарода - отторгнутых от России единоплеменников. Это у Гоголя вы-разилось в создании повести «Тарас Бульба». В работе над этой пове-стью, помимо впечатлений от общения с Орлаем, Гоголь пользовалсясобранием «галицко-русских» песен В. Залесского, изданным в 1833 г.во Львове. В 30-е г. XIX в. Гоголь начал усиленно заниматься историейЮжной Руси, запрашивал у Погодина библиографию публикаций поэтой теме.Но особенно заслуживает внимания взгляд Орлая на природу рус-ского языка. Он проповедовал идею, что русский язык един для всехславян. Идея эта сложилась исторически и неоднократно высказыва-лась различными представителями славянской (и закарпатской в томчисле) культуры. Еще в 1799 г. в первой словенской газете «LublanskeNovize» (№ 26 за 29 июля) Валентин Водник писал: «Теперь мы ви-дим своими глазами, каких могучих и великих братьев имеем на све-те. Они сохранили в совершенной чистоте наш славянский язык. Кним должны мы приближаться, если хотим очистить свой язык. И уних мы должны учиться, как надо защищать родину от врага»22. Ана-логичного мнения придерживалось большинство карпаторусских пи-сателей того времени.Надо отметить, что в общении с закарпатскими «просветителями»того времени эта мысль Орлая находит подтверждение. Известныйкарпаторусский просветитель И.Бережанин (Фогораший) писал ему(1827): «якъ в угрорусии учена и просвћщенна его часть …. пишеть иговорить чистим старинным или руським языком, так соверченно, какъи самыи великороссияне»23.Отсюда понятно возражение, которое высказывал Н. Гоголь про-тив попыток создания особого украинского литературного языка: «Нам… надо писать по-русски… надо стремиться к поддержке и упроче-нию одного, владычного языка для всех родным нам племен. Доми-нантой для русских, украинцев и чехов должна быть единая святыня -язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католи-ков, лютеран и гернгуттеров»24.Рассмотрим, как сказалось влияние Орлая на творчестве другого егоученика, Нестора Кукольника (1809-1868). Кукольник был сыном другаОрлая, поэтому в гимназии он пользовался возможностью близкогообщения с ним. Родом он был карпаторосс. Он так и писал о себе: «.. ябыл сын карпаторосса, хотя и до сих пор еще не видал родных Карпа-тов. Эта любовь к далекой родине никогда не угасала»25. Как видим,судьба угророссов (или «карпатороссов», как они стали позже назы-ваться) была ему близка и понятна. Устное народное творчество наро-дов Закарпатья особо отличалось героическим эпосом - балладнымипеснями с их особенностями в виде элементов чудес, взволнованнос-тью и эмоциональностью26. И Кукольник пользовался этим в своемтворчестве, создавая патриотические (иногда даже ура-патриотичес-кие) произведения. И именно эту сторону его драм не воспринималобольшинство русских философов и писателей-современников (Лермон-тов, Некрасов, Тургенев, Чаадаев, Аксаков и др).Кукольник был не согласен, что малороссам необходим особый ли-тературный украинский язык. Он, как и Гоголь, считал, что русскийязык должен быть единым. И это он показал в своих произведения оказачестве.Тематика казачества тоже занимает немалое место в его творчестве.Он ей посвятил несколько произведений («Вольный гетман пан Сав-ва», «Запорожцы» и историческое сказание «Азовское сидение»). Вотличие от гоголевского «Тараса Бульбы» Кукольник пытается имен-но через бытовые сцены передать дух Запорожья и по-своему решаетвопрос разговорной речи. Он слегка модернизирует колоритную укра-инскую речь и дает ее «живьем», без перевода, сопровождая лишь под-строчными примечаниями. Диалоги казаков пересыпаны типичнымиукраинскими просторечными выражениями типа «бисов сын», «чорт-ма», «до биса», «гарно браво» и т.п. Это делало речь действующих лицживой, доступной для восприятия русским читателем27.Рассказ Н. Кукольника «Вольный гетман Савва» основывается насюжете, взятом из одной галицийской песни. Именно здесь, в этомрассказе, Кукольник повторяет слова Орлая: «Украина простираласьот Кавказа до Карпата, а на юг до Балканов».Но особенно примечательно то, что, создавая свое историческоесказание «Азовское сидение» (1855), Кукольник пытается пригласитькритиков к дискуссии о судьбе Украины и украинского народа. К со-жалению, никакой дискуссии не получилось, а вышла одна лишь от-рицательная рецензия Н. Чернышевского, продемонстрировавшего не-знание и непонимание бытовых особенностей донского казачества иего разговорной речи28 . Уместно заметить, что, издавая в 1918 г. «Дон-скую хрестоматию» для казачьих школ, атаман П. Краснов включилглаву из «Азовского сидения» как пример для изучения29.Что касается самого русского языка, то Кукольнику неоднократновысказывали упреки в ненадлежащем знании русского языка. Он самоб этом писал: «У меня, право, так много врагов, что я уже и счетпотерял. Беспрестанно кричат противу моего слога, противу моего язы-ка»30 . Недовольство языком писателя выражал А.С. Пушкин. Приве-дем сохранившийся ответ Кюхельбекера на одно такое замечание: «Неслишком ли ты строг к Кукольнику? […] Язык Кукольник знает плохо,стих его слишком изнежен, главный порок его - болтовня; но все жеон стоит того, чтоб, например, ты принял его в руки; в нем мог быбыть путь, дай ему больше сжатости, силы, бойкостей; мыслей и чувству него довольно, особенно (не во гнев тебе) если сравнить его кое скем из наших сверстников, из наших старших братьев - Гоголь?»31.И. Тургенев прямо обвинял Н. Кукольника в незнании русской жизни,а Ф. Булгарин напоминал ему, что он живет в России, а не в своихКарпатских горах32.У Н. Кукольника мало произведений, где прямо описывались бысобытия из закарпатской истории. Можно упомянуть стихотворение«Сербская элегия» (1839), где в стихотворной форме поддерживаетсяидея потенциального единства южных славян в целом, сербов ихорватов в частности. Еще раньше, тоже в стихотворной формеН.Кукольник обращается к краям предков в стихотворении «К Бугу»(1836):……. Быть может и меняСломает враг…. Пускай! Умру, но БугуПошлю прости, как царственному другу.Ту же идею проводит он в стихотворении «Империя» (1842):Не семь холмов, а семь морей -Подножия святой державы!Три части света - ложе ей,Полмира - мера русской славы.Показательно, что, говоря о России как «Империи», в ее состав Кар-патские горы им были включены, хотя внимание на этом не акценти-руется.Попробуем разобраться, почему так мало собственно закарпатскихтем в произведениях Н.Кукольника. Действия в его произведенияхразвиваются в землях, с которыми Россия соседствовала на западе.Интересуется он местами, откуда пошло Великое княжество Литовс-кое и Русское, т.е. северо-западным краем (включая Белоруссию), атакже Холмщиной и Подляшьем. Этот интерес возник в юношескиегоды, когда он, познавая историю предков, понял, почему они вынуж-дены были уйти с родных земель. Он осознавал роль иезуитов в разо-рении предков отца и правильно оценивал попытки разных его совре-менников пропагандировать «украинофильство» и русофобию, в томчисле с помощью польских или полонофильских кругов юга и северо-запада России. История и этого края, и соседней Белоруссии оченьволновала Н. Кукольника. Его роман «Альф и Альдона» (1842) и се-годня может быть настольной книгой современной Литвы, так глубо-ко и прочувствованно показана история края34. А роман «Две сестры»(1863) дает представление о внутренней жизни северо-запада России,где основное содержание составляет призыв к толерантности35.Ряд исторических произведений Кукольника связан с именем князяХолмского. Земли Холмщины прошли сложный исторический путь.Эти древние земли Галицко-Волынского княжества со второй полови-ны XIV в. до 1795 г. были в составе Речи Посполитой, с 1795 по1809 гг. входили в состав Австрии, позже вошли в состав России, за-тем, в 1918 г., недолго были в составе Украины и, наконец, опять былиприсоединены к Польше. Но Кукольник рассматривает действия кня-зя Холмского в тот период, когда именно шло «собирание земель Рус-ских». Он даже дает свое толкование отдельным действиям князя, чемвызывает неодобрение в российских элитных кругах интеллигенциитого времени.В драме «Князь Холмский» (1840) излагается эпизод, когда князьпытается изменить русскому царю. Предательство становится извест-ным, и Иоанн III его прощает. Вот как объясняет подоплеку описанно-го события сам Кукольник. 8 октября 1853 года в письме к историкуи писателю А.В. Висковатову Кукольник пишет: «…В горячих голо-вах любчан, гданчан, рижан, ревельцев, новгородцев, псковитян и т.д.родилась и долго поддерживалась идея Балтийской Венеции, респуб-лики с протекторатом особого дожа и патрициев.[…]Иоанн первый разрубил эту химеру уничтожением Новгорода, чтоимело, к сожалению, самые пагубные последствия для просвещенияРоссии. Вот всевозможной краткости те мотивы, которые были пово-дом, почему я перетолковал вину Холмского по-своему»И далее он так объясняет действия князя Холмского, изображен-ные в драме: «Разве этого не могло случиться? Мысль была в самомразгаре. Эстония накануне разрушения, полководец молодой и пред-приимчивый, любимый войсками, которые на первых порах могли бысоставить оплот и противу Москвы, и противу магистров»36.Правда, в описываемый в произведениях Кукольника период Холмуже не принадлежал князю Холмскому, но политика требовала (и Ку-кольник это показывает) не «загонять» Холмского в Польшу, а при-влекать его к России.История показала правоту Кукольника. В течение веков Холмщинаразделяла судьбу закарпатских земель и, несмотря на все бедствия ибури, жила своей культурной и религиозной жизнью. ПребываниеХолмщины в пределах Королевства Польского, которое до событий1863 г. имело широкую автономию, содействовало как полонизациинаселения, так и латинизации церковного обряда. Из-за различия по-литически-правового характера между Россией и Австрией и мощнойбюрократизации российских и австрийских систем, не дающих сво-бодного развития каких-либо из национальных инициатив, здесь неудалось заложить фундамент национального возрождения, как это про-изошло в соседней Галиции37.Заканчивая рассмотрение влияние Орлая на творчество Н. Куколь-ника, нельзя не сказать об отношении Кукольника к «славянофиль-ству». В отличие от Гоголя он называл его «пошлым»38. И понять этоможно. «Русское славянофильство, правда, стремилось к оказаниюпомощи болгарам, черногорцам и сербам, к отнюдь не символическо-му водружению православного креста над святой Софией. Но те жеславянофилы ничего не знали о своих русских славянских братьях,проживающих тут же, за межой русско-австрийского рубежа.Российская империя, считая Австро-Венгрию «лоскутною монар-хиею», даже и не подумывала об оказании какой-либо помощи рус-скому населению, проживающему в Галицкой и Карпатской Руси39.И это подтвердили события 1848 г., когда войска Николая I прошличерез территорию Карпатской Руси, так ничего не сделав для ее осво-бождения. Это не могло не вызвать разочарования среди карпаторос-сов, проживавших в России.Кукольник считал, что славянофил - это, прежде всего, «местныйпатриот», который скорбит, о чем скорбеть следует, а радуется, чемурадоваться надо40. Он разделял идеи карпаторусских просветителей(Головацкий, Добрянский, Раковский и др.) и в своем творчестве про-поведовал веру в единый русский язык и просвещенного монарха.Русофильское влияние он оказывал на своих племянников. Достаточ-но сказать, что своего племянника И.А. Пузыревского, выезжавшего вкомандировку в Германию, он наставлял: «Если тебе и придется чем-то гордиться в жизни, то гордись тем, что ты русский»41. Подтвержде-нием тому, что подобное славянофильское воспитание приносило пло-ды, является факт, что в предисловии к книге Ф. Аристова в числежурналов по тематике славяноведения называется журнал «
1. Байцура Т. Закарпатоукраинская интеллигенция в России в первой половине ХIХ века. Пряшев, 1971. С. 25. Т. Байцура указывает, что это место рождения признают большинство исследователей, хотя встречается и указание на место рождения в селении Паладь.
2. Русский биографический словарь. Обезьянов-Очкин. СПб., 1905. С. 309.
3. РГИА. Фонд 371. Оп. 1. Ед. хр. 691. Л. 34. Эти данные не соответствуют формулярному списку И. Орлая (РГИА. Ф.1349. Оп. 4. Ед. хр. 1828. № 96. Ч. 2. Л. 24.), где указано, что И. Орлай перевелся из Римско-императорско-королевской службы, где был профессором в Велико-Карловской гимназии (Венгрия). Данные приводятся по «Формулярному списку д.с.с. Орлая», опубликованному в сборнике «Гоголеведческие студии», Вып. 2 (13), Киев-Симферополь, 2005. С.37-50. В дальнейшем при описании получаемых Орлаем степеней и должностей цитирование, выделенное кавычками, делается по этому источнику без указания его.
4. Виленский Ю., Звиняцговский В. Наставник великого учителя // Медицинская газета. 1989. 31 марта. № 39.
5. Этнонимический символ «карпаторосс» впоследствии был заменен этнонимическим символом «русин», который стал доминирующим и восходит к русским летописям X-XII веков и к «Русской Правде» Ярослава. Русины - это коренное население Карпатского региона. Сегодня в 11 странах мира они признаны как отдельный этнос. Проживают ныне в Польше, Украине, Румынии, Молдавии, Словакии, Венгрии, Сербии и других странах. Более подробно по данному вопросу см.: Дуличенко А.Л. Карпатские русины сегодня: некоторые этнолингвические аспекты // Славяноведение. 2005. № 1. С. 20-30, а также Розамирина Н. Кто мы? Интервью с С.Г. Суляком // Аргументы и факты - Молдова. 2005. № 26.
6. Кукольник Н.В. И.С. Орлай // Лицей князя Безбородко. 1859. С. 70-80.
7. Орлай И.С. История о карпатороссах // Северный вестник. Т. II. СПб., 1804. Обычно исследователи ссылаются на эту публикацию, не обращая внимание на то, что позже статья Орлая была перепечатана в книге К.С. Свинцинского «Материалы возрождения Карпатской Руси». Львов, 1905. С. 56.
8. Юрасов М. Новые данные о крещении предков русинов св. Мефодием или его учениками // Русин. 2005. № 2. С. 46-54.
9. Зімомря М.І. На відстані часу // Микола Гоголь і світова культура.-Київ- Ніжин, 1994. С. 120-124.
10. Письма митрополита Киевского Евгения Болховитинова к Анастасеви- чу // Русский архив. 1889. Кн. 2. С. 179-181.
11. Байцура Т. Закарпатоукраинская интеллигенция в России в первой половине XIX века. С. 126-129. Список изданных произведений В. Кукольника приведен тут же, с. 191-192.
12. Летопись жизни и творчества Николая Гоголя. Нежинский период (1820- 1821). Гоголеведческие студии. Выпуск восьмой. Нежин, 2002. С. 10-12. Далее все события, относящиеся к Нежинской гимназии, датируются по этому источнику без отдельных ссылок
13. Кукольник Н.В. Мои воспоминания // Исторический вестник. 1891. № 7. С. 79-99.
14. Щеголев П.Е. Из школьных лет Н.В.Гоголя // Исторический вестник. Февраль. 1902. С. 510-512.
15. Байцура Т. Иван Семенович Орлай. Жизнь и деятельность. Братислава; Пряшев. 1977. С. 141-142.
16. Кукольник Н.В. И.С. Орлай (Из памятной книжки) // Лицей князя Безбородко. СПб., 1859. С. 77.
17. Михед П. Н.В. Гоголь в Гимназии высших наук кн. Безбородко // Михед П. Крізь призму бароко. Киев, 2002. С. 326.
18. Халчинский И.А. К.М. Базили // Лицей князя Безбородко. СПб., 1859. С. 5-13.
19. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 10. М., 1950. С. 79.
20. Пачовський В. Історія Закарпаття. Мюнхен, 1946. С. 137.
21. Виноградов И. «Необыкновенный наставник» И.С.Орлай как прототип одного из героев второго тома «Мертвых душ» // Гоголевские студии. Вып. 2 (13). Киев-Симферополь, 2005. С. 14-57.
22. Цит. по: Водовозов Н.В. Славянские интересы Гоголя // Ученые записки Московского городского педагогического института им. Потемкина. Т. CVII. 1960. С. 110.
23. Плишкова А. Формовання лiтературного языка карпатьськых русинiв до середины 19 стороча в дотыку великоруськости // Русин. Прешов, 2004. № 3-6. С. 3.
24. Исторический вестник. 1886. № 12. С. 479.
25. Кукольник Н.В. И.С. Орлай // Лицей князя Безбородко. С. 77.
26. Линтур П. Народные песни-баллады Закарпатья // Вопросы литературы. 1958. № 5. С. 126-151.
27. Черный И.В. Малая проза Н.В. Кукольника, Харьков, 1996 С. 28-29.
28. Чернышевский Н.Г. «Азовское сидение» Н. Кукольника (рецензия) // Современник. 1855. Т. ХL. № 6. Перепечатано в ПСС, Т. II. М., 1947. С. 699- 702.
29. Донская хрестоматия, Новочеркасск, 1918.
30. ОР ИРЛИ. Ф. 371. Ед. хр. 16.
31. Кюхельбекер В.К. Сочинения. Л., 1989. С. 497-498.
32. В карпатском происхождении упрекал Кукольника Булгарин (Отчет Публичной библиотеки, 1885, с.143-144). Тургенев, утверждая, что Куколь- ник был основоположником «ложновеличавой школы», прямо давал понять, что он «не знает родины» - России. (Тургенев И. Воспоминания о Белинском. ПСС и писем в 30 т. Т. 11. М., 1966. С. 35-37).
33. Кукольник Н.В. Мои воспоминания // Исторический вестник. 1891. № 7. С. 79-99.
34. Вердеревская Н.А. Романы Нестора Кукольника // Идеи и образы рус- ской и зарубежной литературы. Елгава, 2004. С. 6-12.
35. Шверубович А. Братья Кукольники. Вильно, 1885. С. 8-9.
36. ОР ГРБ. Ф. 53. Картон 1843. Ед. хр. 6338. Лист 728-728 об.
37. Гаврилюк Ю. Холмская Атлантида // День. 2005. 22 сентября. № 173- 174.
38. Щукинский сборник. Вып. 6. М., 1907. С. 422-423.
39. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерк этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 86.
40. Кукольник Н. Статья без заглавия // Сын Отечества. 1858, № 1. С. 18.
41. Кукольник Н. Зеленая книжечка // Русская старина. 1908. Март. С. 687- 653.
42. Аристов Ф.Ф. Карпаторусские писатели. Т. 1. М., 1916. Репринтное издание. Бриджпорт (США), 1977. С. А-25.
43. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года). Сост. Т.К. Иванов. М., 1966. С. 171-172.
44. ОР ИРЛИ. Ф. 371. № 130. ЛЛ. 1-4.