ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ«СТРАШНАЯ МЕСТЬ» И ПРЕДАНИЯРУСИНОВ СЕВЕРА МОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 4 (6).

ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ«СТРАШНАЯ МЕСТЬ» И ПРЕДАНИЯРУСИНОВ СЕВЕРА МОЛДАВИИ

ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ«СТРАШНАЯ МЕСТЬ» И ПРЕДАНИЯРУСИНОВ СЕВЕРА МОЛДАВИИ.pdf На всякого, кто хоть раз прочитал повесть Н.В.Гоголя «Страшнаяместь», она производит неизгладимое впечатление. Несомненно, этоодно из наиболее ярких и красочных полотен великого мастера. В«Страшной мести» проявился горячий интерес писателя к прошломуРуси, к истории освободительной борьбы малорусского народа про-тив польской шляхты, и это сближает ее с патриотическим эпосомГоголя - «Тарасом Бульбой». В.Г. Белинский, имея в виду героическоезвучание повести, сравнивал «Страшную месть» с «Тарасом Бульбой».«Обе эти огромные картины, - писал он, - показывают, до чего можетвозвышаться талант г. Гоголя.»1.Интерес к фольклору, к народному творчеству возник у Гоголя оченьрано2. Детская любовь к народным сказкам, легендам, преданиям ипесням с годами переросла в сознательную склонность к изображе-нию событий русской истории. «Страшная месть» выдержана в тонахнародной легенды и малорусских исторических дум. Повесть насы-щена фольклорными образами, сравнениями и эпитетами, написананапевной ритмической прозой, напоминающей ритм народных сказа-ний. Особенно потрясает финал повести, когда чудный, закованный влаты великан - богатырь, сбрасывает с заоблачного Кривана в бездон-ную пропасть великого грешника-колдуна!Откуда, из каких глубин времени пришел к Гоголю и к нам этотудивительный всадник-исполин, дремлющий веками в Карпатах, бес-страстно ждущий своего часа, когда он наконец совершит великое воз-мездие над целым родом злодеев, предателей и преступников Русскойземли? Александр Николаевич Афанасьев вполне обоснованно пола-гал, что предания о великанах присущи всем индоевропейским наро-дам и уходят корнями в древнейший пласт индоевропейской мифоло-гии3. Относится ли это и к карпатскому великану?Вопрос, может быть, и остался бы без ответа, если бы не аналогии впреданиях русинов севера Молдавии. Там мы тоже находим образыисполинов, ждущих на вершинах Карпат часа исполнения своей вели-кой миссии. Особенно близок к гоголевскому всаднику мифическийпредок русинов - Сватагорь, великан-богатырь, скрытый облакамисамой высокой вершины Карпат. Это тот самый Святогор, герой древ-нерусского былинного эпоса, случайно обнаруженного в 1860 годуП.Н. Рыбниковым в преданиях насельников далекой северной окраи-ны России, живущих под Архангельском, на Северной Двине и на бе-регах Ледовитого океана4. Однако между русинским и северорусскимобразами Святогора есть и существенные различия. Русинский циклпреданий о Святогоре5 не знает Ильи Муромца, не знает о гибели бо-гатыря в заколдованном гробу и очень четко привязан к святым горам- Карпатам. Вероятно, северорусские былины представляют собойболее поздние наложения на общерусское предание, возникшее в ис-торических и географических реалиях Киевской Руси X-XI вв.6Что позволяет провести параллели между гоголевским героем ирусинским великаном? Оба они дремлют на коне на вершинах Карпат,дожидаясь своего часа. Согласно русинскому преданию, перед наступ-лением этого часа произойдёт великое чудо : «и видкрэитца зэмля кру-гом. И будэ вэдко и Чорнэ морэ и Турэцку зэмлю. А на другим конци -вэлэкий Киёв. А з боку покажэтца Галэцка зэмля и сэви як хмарэ горэ- цэ Карпатэ»7. Примерно то же находим и у Гоголя: «За Киевом пока-залось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собирались дивитьсясему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали заси-нел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди уз-нали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. Полевую руку видна была земля Галичская. - А то что такое? - допраши-вал собравшийся народ старых людей, указывая на далеко мерещив-шиеся на небе и больше похожие на облака серые и белые верхи. - ТоКарпатские горы! - говорили старые люди, - меж ними есть такие, скоторых век не сходит снег, а тучи пристают и ночуют там.»8.Далее гоголевский текст напоминает художественное изложениерусинского сказания: «И зийдут хмарэ з самои вэсоки карпацки гори,и уси убачут на ни вэлэкого чулувика з закрэтэмэ вочьмэ, у зэлизи (вжелезных латах) и на кони. И будут бачитэ ёго уси, як коло сэбэ». Авот изложение Гоголя: «Тут показалось новое диво: облака слетели ссамой высокой горы, и на вершине ее показался во всей рыцарскойсбруе человек на коне, с закрытыми очами, и так виден, как бы стоял вблизи»9. Русинский Святогор хватает великого врага Русской земли -последнего потомка Чернобога10 и с громовым смехом сбрасывает егов самую глубокую пропасть Карпат на пожирание всей его нечистойкомпании11. То же, но в более сочных красках мы находим и у Гоголя:«Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух.Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи. Но уже был мертвец иглядел как мертвец. Так страшно не глядит ни живой, ни воскресший.Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихсямертвецов от Киева, и от земли Галичской, и от Карпата, как две капливоды схожих лицом на него. Бледны, бледны, один другого выше, одиндругого костистей, стали они вокруг всадника, державшего в рукестрашную добычу. Еще раз засмеялся рыцарь и кинул ее в пропасть. Ивсе мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили внего свои зубы»12.В начале XX в. предания о великане-богатыре Святогоре еще мож-но было услышать и в самих Карпатах. Это подтверждает родной дядямоего деда Василий Яковлевич Ротарь, в первую мировую войну пос-ле ранения и австрийского плена некоторое время живший в Карпа-тах. По его словам, некоторые карпатские старики «ще помнэлэ завэлэкого нашого дядьку Сватагоря», то есть рассказывали легенды онем. «За дядьку Сватагоря знают стари людэ и по цу, и по ту сторонэКарпатиу. Алэ помнят уже дуже стари людэ».После принятия христианства Древней Русью у предков русиновМолдавии былинный богатырь Святогор постепенно превратился вапокрифический образ святого Георгия Победоносца. Согласно ему,святой Георгий дожидается часа Страшного суда на вершинах Карпат,весь закованный в броню, на огромном скакуне, от нетерпеливых уда-ров копыт которого иногда, когда гнев Господа на беззаконие мирадостигает пределов, содрогаются все Карпаты и близлежащие стра-ны13. Отсюда, по представлениям рассказчиков-русинов, происходятземлетрясения. У Гоголя великий мертвец в неутолимой жажде местисвоему чудовищному злодею-потомку также трясет Карпаты14.Гоголевский спящий богатырь, вероятно, также является каким-тохристианизированным вариантом героя древнерусского предания оСвятогоре, но в отличие от русинских сказаний справедливое возмез-дие в нем уже совершилось, действие перешло в конечную фазу. Вполневозможно, что новые исследования почитателей таланта великого пи-сателя с учетом приведенных сопоставлений могут принести неожи-данные находки.А.Н. Афанасьев особо выделял эпические сказания о Святогоре:«Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтическо-го сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровер-жимым доказательством, что и славяне, наряду с другими народами,знали горных великанов. В колоссальном, типическом образе Свято-гора ясны черты глубочайшей древности. Ясно, что эпические сказа-ния о Святогоре состоят в несомненном родстве с песнями Эдды; это,с одной стороны, свидетельствует о глубокой древности их содержа-ния, а с другой - за мифический характер выводимых ими лиц»15.Наличие эпических сказаний о Святогоре у русинов Молдавии, атакже, по всей вероятности, до недавней поры, у русинов Карпат, При-карпатья и Закарпатья16, лишний раз подтверждает точку зрения техисследователей, которые считают русинов этих регионов наиболеедревним автохтонным населением Руси. Об этом убедительно говоритна страницах журнала «Русин» российский исследователь В.Меркулов17.Несомненно, изучение духовного и культурного наследия русиновМолдавии способно обогатить существующие представления о ран-ней истории славянских народов. Но разработка этой темы не терпитотлагательства, поскольку количество носителей традиционной фоль-клорной информации с каждым годом стремительно убывает.

Ключевые слова

Русин, сказания о Святогоре, Карпаты

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1. Белинский В.Г. ПСС. Т. 1. М., 1953. С. 301.
2. Гоголь Н.В. Собр.соч. Т.1. М., 1959 С. 339.
3. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982. С. 292-323.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984. С. 6.
5. Эпический цикл легенд и преданий о Святогоре я слышал с конца 60-х гг. в селе Нагоряны Рышканского района МССР от В.Я. Ротаря (1895- 1983), А.П. Осипова (1898-1983), В.К. Иванова (1906-1980) и других жителей. Первые записи были сделаны в конце 1979 г., последние - по памяти - в 1995 г.
6. Несомненно, Илья Муромец - реальный герой конкретного исторического периода и географического региона. Очень интересная и весьма убедительная версия о нем выдвинута исследователями города Чернигова. См.: Кузнецов Г., Новицкая Ю. Тайны древнего Чернигова и его клады. Чернигов // Деснянська правда. 2002. С. 26-28.
7. Запись рассказа Ротаря В.Я. сделана мной в ноябре 1979 г. в селе Нагоряны Рышканского района МССР.
8. Гоголь Н.В. Указ. соч., С.183.
9. Там же. С.183.
10. В другом варианте - самого Чернобога со всей его нечистой ратью.
11. В этом варианте, как и у Гоголя, Чернобог грызет своего последнего потомка в лютой ненависти за проваленное им дело.
12. Гоголь Н.В. Указ. соч. С. 186.
13. Эти легенды я слышал с конца 60-х гг. от жителей села Нагоряны и села Ракария Рышканского района МССР. Записи были сделаны мнойпо памяти в 1995 г.
14. Гоголь Н.В. Указ. соч. С. 186-187.
15. Афанасьев А.Н. Указ.соч. С. 300-301.
16. Уже упоминавшийся выше В.Я.Ротарь, будучи после возвращения из плена поверенным в делах местного закарпатского купца, занимавшегося военными поставками русской армии, изъездил почти весь Карпатский регион. Он говорил: «Казки, старэну (обратим внимание, северорусские сказители так же называли былины старинами)». (См. : Рыбаков Б.А. Указ. соч., С. 320; Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Сборник. Вступ. статья и коммент. Б. Путилова. Л., 1984. С. 14.).
17. Меркулов В. Тенденциозное освещение истории Руси в современной украинистике. Русин. 2005. № 2 (2). С. 130-135.
 ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ«СТРАШНАЯ МЕСТЬ» И ПРЕДАНИЯРУСИНОВ СЕВЕРА МОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 4 (6).

ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ«СТРАШНАЯ МЕСТЬ» И ПРЕДАНИЯРУСИНОВ СЕВЕРА МОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 4 (6).