О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НАРОДОВБАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ИЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В БУДЖАКВ XVIII - НАЧАЛЕ XIX В. | Русин. 2006. № 4 (6).

О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НАРОДОВБАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ИЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В БУДЖАКВ XVIII - НАЧАЛЕ XIX В.

О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НАРОДОВБАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ИЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В БУДЖАКВ XVIII - НАЧАЛЕ XIX В..pdf Победа русской армии в войне 1806-1812 гг. над Османской импе-рией обеспечила присоединение Бессарабии к России. Военные дей-ствия, а также выселение ногайцев из Буджака в 1807 г.1 превратилиюг Бессарабии в малолюдный край. Однако при выселении ногайцев2администрация Российской империи не тронула тюркоязычное, ноправославное гагаузское население. Задачей данной статьи являетсяраскрытие некоторых аспектов переселенческой политики, проводи-мой Российской империей в начале XIX в. в Бессарабии (на примереболгар, гагаузов и немцев), причин, способствовавших расселению вБуджаке немцев и болгар в первой половине XIX в.Гагаузы - православный тюркоязычный народ, компактно прожи-вающий в Буджаке3. Ранняя этническая история гагаузов и их расселе-ние в Буджаке связаны с миграционными процессами, протекавшимив тот период времени, когда их предки переселялись из Средней Азиив Юго-Восточную Европу через степи Северного Причерноморья, а вXVIII в. и даже ранее гагаузы переселились с Балкан обратно в Юж-ную Бессарабию4. С Балканского полуострова гагаузы переселялись вБуджак поэтапно. Первое крупное их переселение произошло во вре-мя русско-турецкой войны 1787-1791 гг., второе - во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг.5 Переселения 1806-1812 гг. были попреимуществу не болгарскими, а гагаузскими, так как число прибыв-ших в то время болгар было небольшим. Историк И.И. Мещерюк, за-нимавшийся исследованием вопросов переселения болгар и гагаузовв Бессарабию6, писал, что «анализ фамилий представленного «Имен-ного списка переселенцев с правой на левую сторону Дуная с 1809года и живущих в Молдавии и Бессарабии» свидетельствует о реши-тельном преобладании гагаузов, составляющих около двух третей пе-реселившихся»7.Следует отметить, что этнические болгары переселялись в Бессара-бию и в XVIII в., но они селились не в Буджаке, занятом ногайцами, асреди молдаван - в Кишиневском, Оргеевском, Измаильском уездах ив местечке Теленешты8. Болгары также селились в Новороссии9. Толькоокончательное выселение ногайцев из Буджака создало условия длямассового расселения болгар на юге Бессарабии. Являясь сторонни-ком теории болгарского происхождения гагаузов, И.И. Мещерюк рас-сматривал болгар и гагаузов как один народ10. Его ошибочные пози-ции в вопросах этногенеза гагаузов в дальнейшем отразились и на ис-следованиях, связанных с переселением болгар и гагаузов11. ОднакоИ.И. Мещерюк не мог игнорировать этнокультурной специфики гага-узов, поэтому одну из своих работ назвал «Первое массовое переселе-ние болгар и гагаузов в Бессарабию в начале XIX века»12. Смешениегагаузов с болгарами и отсутствие четкой точки зрения об их этничес-кой идентичности во многих случаях было связано с ошибочной трак-товкой происхождения гагаузского народа13.В средние века предки гагаузов (позднее и сами гагаузы) могли сво-бодно передвигаться по всей Юго-Восточной Европе, так как эти тер-ритории во времена Византийской и Османской империй не были раз-делены государственными границами14. Православное вероисповеда-ние гагаузов привлекало русскую администрацию, но их тюркский языки вечные споры об их происхождении настораживали ее. Кроме того,еще во времена Византийской империи (в XII в.), когда болгарскаяцерковь пыталась отделиться от греческой15, большинство гагаузовсохранило приверженность канонам греческой церкви. В серединеXVIII в. гагаузы переселились в Буджак вместе со своим греческимдуховенством. Этому способствовал и вышедший в 1751 г. Указ импе-ратрицы Елизаветы о переселении в Россию балканских народов «гре-ческого вероисповедания»16. Распри между последователями гречес-кой и болгарской церквей, которые имели место на Балканах, ослож-няли отношения между гагаузами и болгарами и после их переселе-ния в Бессарабию.Ярким примером тому является село Кирсово (ранее называлосьБашкюю) Бендерского цинута17. Слово «Башкюю» в переводе с гага-узского языка означает «изначальное», «головное» или «главное».Жители Кирсово еще помнят, что единственная церковь в селе былаперегорожена и службу вели одновременно священнослужители какгреческой, так и болгарской церквей. По этому поводу в начале XX в.В.А. Мошков отметил, что «гагаузы села Башкюю Комратской волос-ти, наполовину населенного болгарами, размежевали на две полови-ны единственную сельскую церковь и хоронят своих сородичей от-дельно от болгар»18. «Благоразумные из греков, - утверждал еще в1874 г. анонимный автор заметки «К вопросу о греко-болгарской цер-ковной распре», - давно осуждают раскол в православной церкви, инекоторые из их органов печати давно требуют прекращения распри,тем более что ненависть между болгарским и греческим населением всмешанных епархиях Македонии и Фракии с каждым днем все болеерастет»19.Образование Болгарского государства оборвало связи между церк-вями Греции и Болгарии. Это способствовало переориентации некото-рых гагаузских священнослужителей Болгарии20 на каноны «болгарс-кой церкви». Но гагаузы Бессарабии по-прежнему придерживалиськанонов греческой церкви. Культура гагаузского народа развиваласьпод влиянием православия, которое способствовало формированию уних особого менталитета и самосознания21. Этнокультурные различиянакапливались. Впоследствии для наименования гагаузов, находящихсяпод влиянием болгарской церкви, в литературе был принят научныйтермин «болгарские гагаузы», а для гагаузов, подчинявшихся канонамгреческой церкви, стали применять название «греческие гагаузы» (сами«греческие гагаузы» называли себя «хасыл гагауз» - «настоящий гага-уз»). В результате этого гагаузы в Северо-Восточной Болгарии, согласносвоей религиозной ориентации, разделились на «болгарских» и «гре-ческих» (или «приморских», «настоящих»)22.В конце XVIII в. на Балканском полуострове межрелигиозные рас-при между христианами и мусульманами, а также внутри православ-ных народов (между верующими - приверженцами канонам «болгар-ской» и «греческой» церквей), а также войны и экономическая разрухавынудили часть гагаузов к переселению с Балканского полуострова вЮжную Бессарабию. В Буджаке, как отмечено, уже проживали их со-племенники. Здесь произошла консолидация гагаузского этноса23. Та-ким образом, гагаузы проживали в Буджаке еще до присоединенияБессарабии к Российской империи. Во время русско-турецкой войны1806-1812 гг. и после выселения ногайцев население Буджака умень-шилось, многие села остались пустыми, но безлюдной эта территорияне была никогда.После окончания русско-турецкой войны 1806-1812 гг. в Бессара-бии необходимо было поднимать сельское хозяйство. В связи с этимрусская администрация поощряет переселение в Бессарабию народовБалканского полуострова и Центральной Европы. На этот раз Россий-ская империя предоставляла переселенцам льготы24, и вместе с гагау-зами в Буджак стали переселяться и болгары. Крупное переселениеболгар в Бессарабию произошло в 1828-1830 гг., в это время в основ-ном было образовано большинство болгарских сел Буджака.В первой четверти XIX в. по соседству с «задунайскими переселен-цами» - болгарами и гагаузами, а также местным населением25 сталиселиться этнические немцы, впоследствии они в официальных доку-ментах получили статус «немецкие колонисты». Первые «немецкиеколонисты», отмечал П.Н. Батюшков26, переселились в Буджак из гер-цогства Варшавского в 1813-1815 гг., их тогда прибыло 1443 семьи27.Позднее, начиная с 1818 г., в Бессарабию прибыли выходцы из Вир-тембергского и Баварского королевства28.Первая немецкая колония Тарутино была образована в Бессарабиив 1814 г., а в 1815 г. возникли три новые «колонии»- Красный, Мало-ярославец - 1-й и Кульм; в 1816 г. - Старый Арциз, Бородино, Берези-но, Клястиц, Лейпциг, Бриеннь, Кацбах; в 1822 г. - Сарата; в 1823 г. -Малоярославец - 2-й и Фершампенуаз - 2-й; в 1825 г. - Новый Ар-циз29. Далее - селение Гнаденталь - в 1830 г., Фриденталь - в 1833 г.,Денневиц - в 1834 г., Лихтеншталь - в 1835 г., Плоцк - 1839 г., Гоф-нунгсталь - в 1842 г.30 По данным И.Ф. Лагорио, в 1816 г. были осно-ваны также села Бриень, Фершампенуаз 1-й, Париж31. Между сведе-ниями П.Н.Батюшкова и И.Ф. Лагорио, имеются расхождения по воп-росу о времени основания села Кацбах (Коцбах): по данным П.Н.Ба-тюшкова оно основано в 1816, а по данным И.Ф.Лагорио - в 1821 г.32К 1842 г. немецкими переселенцами в Южной Бессарабии были ос-нованы уже 24 села («немецких колоний»). Общая численность насе-ления колебалась от 25646 до 28812 чел.33 В списках населенных местРоссийской империи, составленных и изданных Центральным статис-тическим комитетом Министерства внутренних дел по Бессарабскойобласти, в 1861 г. уже насчитывались 24 немецкие колонии, общейчисленностью населения 25427 чел., в том числе 12973 мужчины и12484 женщины. Всего в немецких колониях насчитывалось 2728 «дво-ров». В каждом дворе проживало (в среднем) более 9 человек. Види-мо, в одном «дворе» проживала более чем одна семья.За период с 1814-1815 гг., отмечал молдавский этнограф В.С. Зелен-чук, в Бессарабии было основано 17 немецких колоний, где насчиты-валось 1615 семейств, или 7621 чел., а с 1816 по 1839 г. создано еще 19немецких поселений34. Если придерживаться данных В.С. Зеленчука,то к 1861 г. в Бессарабии должно было быть не менее 36 немецкихселений, однако, как показали данные Центрального статистическогокомитета, в 1861 году в Бессарабии было только лишь 24 немецкихсела. Кроме того, данные статистического комитета согласуются и сматериалами, приведенными в работе П.Н. Батюшкова и в сведенияхИ.Ф. Лагорио35.Как отмечено, первопричиной переселения балканских народов вЮжную Россию и в Бессарабию были, прежде всего, религиозные пре-следования. Первоначально переселение гагаузов в Буджак было сти-хийным. Что касается переселения болгар, немцев и других народов,то они носят организованный характер. Их переселение в Южную Бес-сарабию были поощрено привилегиями, обещанными им в 1811 г. глав-нокомандующим Молдавской армией М.И. Кутузовым36. Кроме того,в Бессарабии не было крепостного права, что способствовало разви-тию капиталистических отношений.Главная цель переселенческой политики Российской империи быладостигнута, малолюдный приграничный край был заселен дружествен-ными ей народами, сумевшими быстро осуществить сельскохозяй-ственное освоение Бессарабии.

Ключевые слова

в одном «дворе» проживала более чем одна семья, Буджак, болгары

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ольга РАДОВА (КАРАНАСТАС) O
Сергей КАПУСТИН C
Всего: 2

Ссылки

1.Скальковский А.А. Хронологическое обозрение истории Новороссийского края. 1730-1823, Ч.II. Одесса, 1838. С. 126.
2. Ногайцы - мусульмане. Они участвовали в набегах на Молдавское княжество. Их первое выселение из Буджака имело место в 1768- 1774 гг.
3. Буджаком называлась южная часть Бессарабии, с севера ограниченная Верхним Траяновым валом и включавшая Аккерманский и большую часть Бендерского уездов. Название края - Буджак - тюркского происхождения и в переводе означает «угол».
4. Радова (Каранастас) О.К. Гагаузы Буджака. Этническая история и формирование этноса // Ежегодник Института межэтнических ис- следований Академии наук. Т. I. Кишинэу, 2000. С. 90.
5. Радова (Каранастас) О.К. Этнодемографическое развитие гагаузов Бессарабии в конце XVIII - XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 2002. С. 10.
6. По мнению И.И. Мещерюка, первое крупное переселения гагаузов в Буджак произошло в начале XIX в. Таким образом, им не была раскрыта действительная давность появления гагаузского населения и их предков в Буджаке.
7. Мещерюк И.И. Первое массовое переселение болгар и гагаузов в Бессарабию в начале XIX века // Известия Молдавского филиала Академии наук СССР № 3-4 (11-12), Кишинев. 1953. С. 65-95; см.также: Каранастас-Радова О.К. Гагаузы в составе задунайских переселенцев и их поселения в Буджаке (конец XVIII - первая четверть XIX вв.). Кишинев-Комрат, 2001. С. 27.
8. Национальный Архив Республики Молдова (далее НАРМ). Ф. 5. Оп. 2. Д. 442, Д. 439.
9. В состав России последовательно были включены «угол земли» между Южным Бугом и Днепром, а также округа Керчи и Еникале (в 1775 г.), Крымское ханство (в 1783 г.) и область между Южным Бугом и Днестром (в 1791 г.). В 1796 г. эти районы вместе с землями бывшей Запорожской Сечи и другими районами составили Новороссийскую губернию (см. карту № 1). В 1802 г. эта губерния была разделена на три губернии - Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую. Тем не менее, объединяющий термин «Новороссия» применялся до революции 1917 г. Затем он был заменен названием «Южная Украина». В состав Украинской ССР часть Буджака была включена в 1940 г. (См.: Дружинина Е.И. Южная Украина. 1800-1825 гг., М., 1970. С. 3-4).
10. Мещерюк И.И. Указ. соч. С. 74-75;
11. Каранастас-Радова О.К. Гагаузы в составе задунайских переселенцев… С.. 27.
12. Мещерюк И.И. Указ. соч. С. 65-95.
13. Каранастас-Радова О.К. Гагаузы в составе задунайских переселенцев… С. 18, 21-30.
14. Радова О.К. (Каранастас). Этнодемографическое развитие гагаузов Молдовы и Украины (исторические и современные процессы) // Доклад на итоговой годичной конференции Института межэтнических исследований АН РМ, 6-7 ноября 2003 г. (г.. Кишинев); см. также: Радова О.К. (Каранастас). Историко-демографическое развитие гагаузов Молдовы и Украины в XVIII-XX вв. // Доклад на Международной научной конференции «Conferinţa ştiinţifică internaţională "Valorificarea petrimoniului natural şi cultural. Realizări, probleme, perspective"» 22-23 октября 2004 г. (г. Кишинев).
15. Во времена Византийской империи и болгарская церковь подчинялась Константинопольской патриархии.
16. Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII, № 9919. 1751. С. 552-558.
17. Ныне Комратский район АТО Гагаузия (Гагауз Ери).
18. Мошков В.А. Турецкие племена на Балканском полуострове. Отчет о поездке на Балканский полуостров летом 1903 года // Известия Императорского русского географического общества. Т. 40. Вып. 3. СПб., 1904. С. 400-436; см. также: Каранастас-Радова О.К. Гагаузы в составе задунайских переселенцев… С. 28.
19. Кишиневские Епархиальные ведомости. 1874. № 20. С. 275; см.также: Каранастас-Радова О.К. Гагаузы в составе задунайских переселенцев… С. 28.
20. В церквях, которые остались на территории Болгарии.
21. Radova (Karanastas) О. Gagauzlarэn dini, kulturasэ hem mentalitetэ («Религия, культьура и менталитет гагаузов»). Апрель 2001 г., выступление на конференции в Комратском госуниверситете, посвященной памяти Г.А. Гайдаржи.
22. Радова О.К. (Каранастас). Гагаузы Бессарабии. Расселение и численность в XIX в. // Этнографическое обозрение. 1997. №1. Январь-февраль. С. 121-128; ее же. Гагаузы в составе задунайских переселенцев… С. 21-22.
23. Радова О.К. (Каранастас).Этнодемографические данные по современному состоянию городов и сел Гагаузии (Гагауз Ери) // Педагогический журнал № 1-2, 1999, С.85; см.также: Радова (Каранас-тас) О.К. Гагаузы Буджака. Этническая история и формирование этноса // Ежегодник Института межэтнических исследований Академии наук. Т. I. Кишинэу, 2000. С. 90-93.
24. В XVIII в. гагаузам при переселении с Балканского полуострова в Буджак льготы не предоставлялись.
25. В число местного населения входило и гагаузское население, которое осело здесь в XVI-XVIII вв. См. подробнее: Радова О.К. (Ка- ранастас). Этнодемографические данные по современному состоянию городов и сел Гагаузии (Гагауз Ери) // Педагогический журнал. 1999. № 1-2. С.85; см.также: Радова (Каранастас) О.К. Гагаузы Буджака. Этническая история и формирование этноса // Ежегодник Института межэтнических исследований Академии наук. Т. I. Кишинэу. 2000. С. 90-93.
26. В данном случае под термином «немецкие колонисты» подразумеваются жители сел, заселенные немцами. В XIX в. под термином «колония» русская администрация подразумевала «село».
27. Батюшков П.Н. Бессарабия. Историческое описание. СПб., 1892, С. 144.
28. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. III. Бессарабская область. СПб., 1861. С. XXIV.
29. Названия сел даны согласно первоисточникам.
30. Батюшков П.Н. Указ. соч. С. 144.
31. Лагорио И.Ф. Статистические сведения о Бессарабских немецких колониях в 1861-1862 гг. // Записки Бессарабского областного статистического комитета. Т.I. Изд. под ред. А.Н.Егунова. Кишинев, 1864. С. 78-80.
32. Батюшков П.Н. Указ. соч. С. 144; Логарио И.Ф. Указ. соч. С. 78-80.
33. Батюшков П.Н. Указ. соч. С. 144.
34. Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (этнические и социально-демографические процессы). Кишинев, 1979. С. 208.
35. НАРМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9248. ЛЛ. 29-30; Списки населенных мест Российской империи. С. XXIV; см.также: Батюшков П.Н. Указ. соч. С. 144.; см.также: Зеленчук В.С. Указ. соч. С. 208.
36. ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 2876. ЛЛ. 304-305; Кутузов в Дунайских княжествах (Сб. док.). Кишинев, 1948. С. 21-22.
 О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НАРОДОВБАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ИЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В БУДЖАКВ XVIII - НАЧАЛЕ XIX В. | Русин. 2006. № 4 (6).

О ПЕРЕСЕЛЕНИИ НАРОДОВБАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ИЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В БУДЖАКВ XVIII - НАЧАЛЕ XIX В. | Русин. 2006. № 4 (6).