Русские люди Молдавского княжества | Русин. 2005. № 1 (1).

Русские люди Молдавского княжества

История руснаков Молдавского княжества и Бессарабии получала лишь попутное освещение в контексте истории Молдавии и общей истории русинов. Дальнейшее замалчивание историками самого факта проживания русинов в Молдавском княжестве в Средневековье и в Новое время, а их потомков в Молдавии в наши дни не имеет научных оснований и препятствует созданию подлинно научной истории Молдавии. Русины Молдавии не могут более оставаться народом без истории.

Русские люди Молдавского княжества.pdf Русские люди Молдавского княжестваВведение в темуИстори я во сто чнославянско го населени я Молдавско го княжества, просуществовавшего 500 лет (1359-1859), загадоч- ная сама по себе, вдвойне таинственна потому, что она спе- циально никогда не изучалась. К ней не обращались истори- ки, не искали вдохновения в ее перипетиях писатели. Прав- да, во второй половине XIX и в начале ХХ в. этнографы опи- сывали культуру потомков этого населения, но в 20-е гг. в силу политических причин прекратилась и эта работа. Науч- ная добросовестность побуждала исследователей в той или иной форме разрабатывать славянские сюжеты в контексте истории Молдавии, но специальное изучение этой темы до начала третьего тысячелетия оставалось табуированным.Прекращение изучения истории русинов Молдавии отчас- ти можно объяснить этнополитическими интересами респуб- ликанской бюрократии и конформизмом союзного Центра, вынужденного сделать выбор между официально деклариру- емой приверженностью принципам интернационализма и политикой консолидации украинской социалистической на- ции. Замалчивание истории этноса, полагает почетный ака- демик Академии наук Молдовы этнолог М.Н. Губогло, пред- ставляет собой весьма изобретательную, изощренную и, к сожалению, эффективную форму нарушения «равенства воз- можностей»1. В гораздо большей степени, чем в случаях с гагаузами и болгарами Молдавии, лишение русинов истори- ческой памяти и права на собственную историю способство- вало размыванию их этнического сознания.На рубеже 90-х гг. ХХ в. падение некоторых идеологичес- ких табу, а также замена в программах учебных заведений республики истории Молдавии антинаучным курсом «исто- рия румын»2 вновь поставили вперед исторической наукойреспублики задачу создания более полной и достоверной вер- сии национальной истории, научной картины молдавского этногенеза. Решение этой задачи требует исследования исто- рии славянского населения Молдавского княжества - возмож- но, важнейшей из неизученных тем.1. О наименовании восточнославянского населенияМолдавского княжестваВосточных славян - и живших в Молдавии, и жителей соседних с Молдавским княжеством Подолья и Галицкой зем- ли - молдавские летописцы называли словом «рус», так же, как называют современных русских3. Просто русскими на- зывал их выдающийся молдавский мыслитель XVIII в. Дмит- рий Кантемир4. На рубеже ХХ в. потомки насельников юго- западной части Древней Руси, еще не вошедшие в состав ук- раинской нации, именовали себя русинами, а во множествен- ном числе - русскими5.Насельники Древнерусского государства именовали себярусинами, вероятно, с ударением на первом слоге. Этноним этот семь раз встречается уже в древнейшей русской летопи- си - «Повести временных лет». «Аще хто убиеть крестиянина русин, или христианинъ русина, - читаем уже в тексте дого- вора князя Олега с греками (912), - иде же аще створитъ уби- иство...»6. Наименование «русин» и термин «русские люди» встречаются также в Новгородской летописи при описании событий XI в.7 Слово «русин», производное от названия стра- ны - Русь, соответствовало нормам русского языка домон- гольских, да и более поздних времен. У молдавских летопис- цев во множественном числе термин «рус» звучал не «рушь», как в настоящее время, а «русь». В древнерусской форме, с ударением на первом слоге, оно до настоящего времени со- хранилось в украинском языке, а во многих селах Молдавии их жители, ныне официально идентифицирующие себя как украинцы, подчеркивают, что они «руськи люди» и «мова» у них тоже «руська»8. Поэтому можно предположить, что имен- но таким - «русин», «русские люди» - было самоназвание во- сточных славян Молдавского княжества и в XIV-XVIII вв.В ХХ столетии, когда завершилось формирование русской(великорусской), украинской и белорусской наций, термин«русин», с ударением на втором слоге, стал применяться как наименование особой этнографической группы. Часть этой группы, проживающая в Бессарабии, в силу исторических условий обретшая этнокультурные особенности, отличающие ее от малороссов, вошедших в состав украинской нации, об-рела новое самоназвание - «руснаки»9. Этноним «украинцы» применяется к ним только с 20-х гг. Используя также этно- ним «украинцы», именно так, русинами, уже в 80-е гг. ХХ в. называл восточнославянских насельников Молдавского кня- жества один из виднейших молдавских языковедов ХХ в. Н.Д. Раевский10 .На наш взгляд, было бы ошибкой отождествлять средне- вековый этноним рус (русин) с современным пониманием при- надлежности к русской нации. Необходимо разграничивать также русинов - носителей древнерусского этнического со- знания и русинов - представителей современного субэтноса. По названным причинам потомков древнерусского населе- ния, проживавших в Молдавском княжестве в XIV-XIX вв., представляется корректным именовать не русскими или ук- раинцами, а русинами - с ударением на первом слоге; право- мерно также использование их самоназвания «русские люди».2. Источники по истории русинов Молдавского княжестваПолитическая обусловленность невнимания историогра- фии к славянским сюжетам истории средневековой Молда- вии очевидна уже из обилия данных об участии русинов в жизни княжества. Огромный фонд таких сведений содержат старейшие письменные источники по истории Молдавии - славяно-молдавские летописи. Старейшими из летописных источников по интересующей нас теме являются:Поминальник Бистрицкого м онастыря за период 1407-1552 гг.;Анналы двора Стефана Великого (1457-1504 гг.); Анон имная летопись Страны Мо лдавской (Бистри цкаялетопись, 1359-1507 гг.);Путнянская летопись (1-я редакция, 1359-1526 гг.);Путнянская летопись (2-я редакция, 1359-1518 гг.); Надпись на церкви в Белой Долине (1496 г.);«Сказание вкратце о молдавских господарех отколе нача-шася Молдавская земля», Молдавско-славянская летопись1359-1504 гг., сохранившаяся в русской (киевской) Воскре- сенской летописи;Молдавско-немецкая летопись 1457-1499 гг.;Молдавско-польская летопись 1432-1564 гг.;Молдавско-славянская летопись Макария (1504-1551 гг.); Молдавско-славянская летопись Евфимия (1541- 1554 гг.); Молдавско-славянская летопись Азария (1551-1574 гг.); Краткая молдавско-славянская хроника (1359- 1451 гг.)11. Летописи содержат более 1500 названий городов и сел, наи-менования сотен местностей, гор, рек и озер Молдавии, име- на тысяч жителей Молдавского княжества, принадлежавших ко всем сословиям: государственных и военных деятелей, ду- ховных лиц, купцов, крестьян; сведения о событиях государ- ственной и церковной жизни, состоянии экономики и т.п., по- зволяющие судить о численности, расселении и политичес- ком поведении русинского населения Молдавского княже- ства.Сведения об истории и культуре русинского населения Молдавского княжества приводятся также в серии историй Молдавии, озаглавленных «Летопись Страны Молдавской», написанных на молдавском языке летописцами ГригореУреке (охватывает период 1359-1594), Мироном Костином (1595-1661) и Иоанном Некулче (1661-1743). Сведения, содер- жащиеся в этих историях, дополнены и уточнены в написан- ном на латыни в 1716 г. труде Дмитрия Кантемира «Descriptio Moldaviae» («Описание Молдавии»)12 . В трудах летописцев, а также их интерпелляторов Евстратия Логофета, Симиона Даскэла и других приводятся сведения о расселении русинов в Молдавии в XV-XVII вв., оценки их численности, сведения об их языке и обычаях, об участии в политической жизни княжества и в войнах с поляками, турками, татарами, венг- рами, валахами. Достоверность летописных данных подтвер- ждена фондом документов канцелярии молдавских госпо- дарей, частной перепиской, другими свидетельствами, обна- руженными в архивах Молдавии, России, Румынии, Украи-ны и изданными во второй половине ХХ в. учеными Молда- вии13 и Румынии14.Упоминания о событиях в зонах компактного проживаниярусинов, об их участии в политической, экономической и культурной жизни Молдавского княжества содержат также молдавские летописи XVIII столетия. Часть их еще в 1874 г. была издана в Бухаресте Михаилом Когэлничану15. Докумен-тальные данные, позволяющие судить о направленности и ито гах этноассимиляцион ных п роцессов, протекавши х в Молдавском княжестве в XVIII в., содержат материалы про- веденного в 1790-1792 гг. учета населения16.3. Историография вопросаНачало спорам о генезисе русинов Молдавии, выдвинув версию их позднего «миграционного» происхождения, поло- жил в конце XVII в. летописец Мирон Костин (1633-1691). Вероятно, по этнополитическим мотивам17 он попытался ос- порить изложенную Григоре Уреке (1590-1647) легенду об ос- новании Молдавского государства, согласно которой «рус- ские» проживали в Восточном Прикарпатье до появления там молдаван. Не аргументируя свои суждения ссылками на ка- кие-либо источники, Мирон Костин заявил, что марамуреш- ский воевода Драгош нашел пустынную страну, в которой«...поселил крестьян-русинов из Покутья и Подолии»18 .Эту теорию позднего появления русинов в Молдавии не поддержал даже сын Мирона Костина - Николай Костин (1660-1715), не менее чем отец известный летописец. В своем труде «Летопись Страны Молдавской» он повторил версию Г. Уреке об одновременном заселении пустынной страны молдаванами и русскими, приглашенными Яцко из Ляшской Страны19 . Еще ближе подошел к истине Дмитрий Кантемир (1673-1723), считавший «русских» исконными жителями Мол- давии. В книге «Описание Молдавии» (1716) он упомянул заселенную ими область на севере княжества - «Русский Кым- пулунг» (т.е. Русское Долгополье); это была республика, на- сельники которой подчинялись молдавским господарям толь- ко в той степени, в какой считали нужным20. Первенством русинов («русских») при заселении страны можно объяснитьи воспоминания о их былом господстве, сохранившиеся в молдавском народе до XVIII в. и также упомянутые Д. Кан- темиром в труде «Летопись древностей романо-молдо-вла- хов»21.Не будучи знакомы с трудами молдавских летописцев и Д. Кантемира, сто лет спустя к выяснению вопроса о време- ни расселения русинов в Карпато-Днестровском простран-стве и изучению их культуры приступили российские ученые.а) Российская дореволюционная историография: русины - коренное население Бессарабии, отличное от велико- и малороссовПервые сообщения о происхождении и традиционной куль- туре русинов Пруто-Днестровского междуречья появились в официальных документах после присоединения края к Рос- сии. В 1813 г. священнослужитель-молдаванин Петр Куниц- кий опубликовал брошюру, в которой были, в частности, кратко охарактеризованы нравы и обычаи местных «мало- россиян». Петербургский чиновник П. Свиньин в докладе«Статистика Бессарабии» (1817) ошибочно связал появление малорусов в крае с их бегством от религиозных гонений, раз- вернутых польскими властями в Юго-Западной Руси после заключения Унии, т.е. в XVI в., а полковник русской армии С.И. Корнилович, автор «Статистического описания Бесса-рабии» (1827), дал социальную версию иммиграции малорос- сов, объяснив их переселение с Украины стремлением укло- ниться от рекрутской повинности и помещичьего произвола в XVIII столетии. Конкретный характер проводимых воен- ными исследований русинской проблемы подтвержден фак- том: подполковник Генерального штаба М. Драган (1849) в составленном им военно-статистическом описании Бессараб- ской области дал достоверный очерк обычаев русинов и упо- мянул их самоназвание - «русняки»22.Начало научному изучению русинов Бессарабии положи- ли офицер Генерального штаба российской армии А.И. За- щук (по сведениям румынского историка Н. Иорги - «рутен»,т.е. русин) и этнограф А.С. Афанасьев-Чужбинский, мало- росс. Первый из них в двухтомном труде «Материалы длягеографии и статистики России, собранные офицерами Ге- нерального штаба. Бессарабская область.» (СПб.,1862) осу- ществил этническое районирование края, указав, в частно- сти, зоны компактного проживания русинов и их численность, выявил ряд форм их культурного взаимодействия с молдава- нами. В статье «Этнография Бессарабской области», опуб- ликованной в 1863 г. в журнале «Записки Одесского обще- ства истории и древностей», А.И. Защук высказал справед- ливое мнение о том, что русины являются коренными жите- лями Бессарабии, и отграничил их от малороссов, являющих- ся более поздними поселенцами23. Независимо от А.И. Защу- ка и почти одновременно с ним к заключению о том, что рус- наки - коренные жители края, пришел А.С. Афанасьев-Чуж- бинский. Он отметил также отличие языка руснаков от ма- лорусской речи и неблагоприятную для них направленность этнических процессов: во многих местах Бессарабии русна- ки, помнящие о своем русском этническом происхождении, в языковом плане уже к середине XIX в. были ассимилирова- ны молдаванами24.Этнокультурную самобытность руснаков, а также их род- ство с малороссами отметил также П.П. Чубинский, автор 7- томного труда по этнографии населения Юго-Западной Руси (СПб., 1872-1877). Термин «русняки», констатировал он, пред- ставляет собой самоназвание особого народа или живущих в Бессарабии «малороссов». П.П. Чубинский разделял русня- ков на три ветви: «горян, или карпатских русинов, галичан, иначе поднестровцев, или червонорусов и собственно руси- нов, или русняков, жителей Хотинского уезда, Подолья, Во- лынско-Галицкого пограничья, Владимирского уезда и Люб- линщины». Исследователь убедительно обосновал также те- зис о длительном проживании руснаков в Бессарабии25 .Еще более решительно утверждал русскую этнокультурную идентичность русинов и автохтонность их происхождения уроженец Буковины Г.И. Купчанко. Буковинские русские, утверждал исследователь в работе «Некоторые историко-гео- графические сведения о Буковине» (1875), самые древние по- селенцы Буковины, которые именовали себя русняками, или русскими людьми, поляки их называли русинами, румыны - русами, а немцы - рутенами26. К «великому племени - русско-му» относил бессарабских русинов и П.А. Несторовский, чьи основные труды вышли в свет в 1905-1910 гг. Вместе с тем исследователь выделял их как особую «народность», отлич- ную как от велико-, так и от малороссов, а язык русинов он определил как разновидность «малорусского языка». По- днестровские русины, верно предположил он, образовались от смешения «старинного русского элемента и разных вы- ходцев из Галиции, Подолии и отчасти даже и Украины. Совершенно без примеси, чистым является буковинский тип»27.Культурную самобытность русинов Бессарабии и их ав- тохтонное происхождение воспринимали как данность так- же А. Накко28, В. Кельсиев, П. Сорока, С. Потоцкий, К. Кра-маренко, Ф. Пуцыкович и другие российские исследователи конца XIX - начала ХХ в. Не отрицая давнего проживания руснаков в Бессарабии, Н.К. Могилянский не связывал их происхождение с червонорусами, как он называл насельни- ков Галицкой Руси.Ветвью «славяно-русской семьи» и потомками славян,живших в этих местах еще до образования Древнерусского государства, считал русинов Бессарабии и П.Н. Батюшков29 . Часть русинов, справедливо полагал и молдаванин-исследо- ватель этого вопроса П.А. Крушеван, проживала в Бессара- бии еще до прихода Драгоша, т.е. до возникновения Мол- давского государства. В вышедшем в 1903 г. под его редак- цией сборнике «Бессарабия» им упомянуты и переселения русинов из Галицкой Руси и Волыни в Хотинский уезд в кон- це XVI - начале XVII в., в эпоху становления церковной Унии в юго-западных землях исторической Руси30 . Не настаивая на непрерывности русского присутствия в крае, предполо- жение о том, что «славяне проходили через Бессарабию не позже пятого столетия», высказал уроженец Бессарабии ака- демик Л.С. Берг (1918 г.). Это, продолжал ученый, «первое появление славян в нашем крае, около того же времени сла- вяне появились в Галиции, Буковине, Трансильвании». От- метив наличие у современных ему русинов Бессарабии пред- ставлений о себе как части русского народа, - самоназваний«руснаки» и «руськие», - а также этнокультурных особенно-стей, отличающих их от малорусов, он в угоду идеологичес- кому прессингу все же причислил руснаков к последним31.Дореволюционными российскими исследователями былвведен в научный оборот богатейший комплекс данных, рас- крывающих этнокультурную идентичность русинов Бесса- рабии, Буковины, Галиции. Ими был убедительно обосно- ван взгляд на русинов (руснаков) как на автохтонное населе-ние этих областей, отличное в этнокультурном плане от ве- лико- и малороссов. После революции 1917 г. советская ис- ториография была нацелена на содействие консолидации украинской советской нации, и дальнейшая разработка ру- синской проблематики в России/СССР была прекращена. Русинов советские авторы именовали украинцами32 . Однако русские ученые-эмигранты, менее подверженные идеологи- ческому контролю, не поддержали попыток удревнения это- го термина. Отмечая двуэтничный характер средневековой Молдавии, Г.В. Вернадский назвал ее Молдавской Русью33.б) Румынская историография:«подразумеваемая» моноэтничность МолдавииДо 1918 г. основные территории проживания русинов на- ходились в составе Австро-Венгерской империи и Румынии. Приоритетным в этих государствах являлось изучение исто- рии и культуры государствообразующих наций. Обилие сла- вянизмов в румынском языке, богатые славянские реминис- ценции в топонимике Румынии требовали объяснений, доку- менты по истории Валахии и Молдавии были составлены в основном на славянском языке и изобиловали славянскими именами. Но в Румынии основой нациестроительства стало утверждение мифа об этнической однородности страны. По- этому румынская историография, признавая славянское при- сутствие в Карпато-Днестровских землях и в Трансильвании в раннем Средневековье, не отрицая прямо наличия славян в Молдавском княжестве, пыталась представить те или иные группы восточнославянского населения «румынами», а ис- торию Румынии, игнорируя наличие в «румынском простран- стве», от Тиссы до Днестра и, возможно, восточнее, «неру- мынского» населения, - только как «историю румын». Тезисо приоритете проживания «румын» в «румынском простран- стве» и поныне остается ключевым положением историчес- кой концепции румынизма34. Упоминания о самом существо- вании русинов допускаются в работах румынских ученых только в отступление от названного принципа.Метод «исключения» русинов из истории Молдавии путем замалчивая самого их существования в Молдавском княже-стве уже в конце XIX - начале ХХ в. широко использовал в своем 15-томном сочинении «История румын от Траяновой Дакии» румынский историк А.Д. Ксенопол35. Представить Молдавское княжество моноэтничным пытался и один из виднейших идеологов румынизма историк Николае Иорга. Признавая наличие «достаточного числа русских» среди зна- ти Молдавии и высказав даже мысль, что преждевременная смерть господаря Лацко (1365-1374) помешала ему основать в княжестве русскую династию, он не упоминал о русских крестьянах Страны Молдовы, а славянские имена первых правителей Валахии - Сенеслав, Тихомир, Литовой, Владис- лав - объяснял не их восточнославянским происхождением, а культурным влиянием соседей-славян на «румын». Отме- чая боевую доблесть оргеян, лапушнян и сорочан, «людей не- укротимых и стойких», историк не упоминал о том, что орге- яне и сорочане были, скорее всего (или в большинстве сво- ем), русские люди36.Курс гражданской истории Молдавии как повествованиеоб этнической «истории румын» пытались выстроить и авто- ры двух «Историй Бессарабии», написанных в 20-30-е гг., - Ион Нистор и Александру Болдур, историки-молдаване, пе- решедшие на позиции румынизма. Первый из них, зная о сла- вянском присутствии в Карпато-Днестровских землях в VI- XIV вв., тем не менее, исподволь внедрял «миграционную» теорию славянского присутствия в Бессарабии. Восьмивеко- вое проживание славян в регионе до возникновения Молдав- ского княжества он абсурдным образом трактовал как вре- мя, проведенное ими в ожидании возможности двинуться далее на юг, в пределы Византийской империи. Пытаясь до- казать приоритет присутствия «румынского элемента» даже в Буковине, И. Нистор отрицал преемственную связь руси- нов с тиверцами и другими группами древнерусского населе-Èñòîðèÿ 19ния края. Подобно Мирону Костину, он представлял их не- давними иммигрантами из Галиции и Буковины. «Рутены или украинцы, - не приводя доказательств, утверждал историк, - не являются коренными жителями Бессарабии. Они бежали на землю Молдавии [...] из Подолии и соседнего Покутья». Стремясь оспорить даже мнение румынских историков о том, что «малоруссы или украинцы, живущие сегодня в Черно- вицком и Хотинском цинутах, - потомки рабов, приведен- ных правителями Молдавии [из Галицкой Руси] и размещен- ных там», И.Нистор настаивал: «рутены или украинцы [...] проникли к нам намного позднее, [...] они скитальцы на Мол- давской земле, пришельцы из Подолии и соседнего Покутья». В другой своей работе, «Украинский вопрос в свете истории», И. Нистор, также не приводя фактических данных, утверж- дал, что украинцы Хотинского уезда и даже Буковины - «при- шельцы, беженцы из Галиции и Подолии, осевшие по приез- де в молдавских селах», и, по существу противореча себе, даже предположил, что большинство русинов являются «ру- тенизированными молдаванами»37.Более взвешенную позицию занимал А. Болдур. Призна- вая достоверность приведенного в Лаврентьевской летописи списка русских городов, существовавших в Карпато-Днест- ровских землях до образования Молдавского государства, а также документа 1395 г., в котором Молдавское государство названо Россовлахией, и данных о том, что в песнях галичан Молдавию именовали Молдославией, А. Болдур, по приме- ру Н. Иорги, не допускал иных мотивов их появления, кро- ме «славянского влияния на румын Молдавии». Отметив, что в Килие и Белгороде официальным языком еще до образова- ния Молдавского государства являлся русский, он, тем не менее, утверждал, что эти города уже тогда были населены большей частью «румынами». Следуя императивам концеп- ции румынизма, историк пытался обосновать даже волошс- кое происхождение тиверцев и уличей. Он допускал прожи- вание в Молдавском княжестве немолдавского населения, но почему-то не русинов, а болгар, и только в Хотине. Функци- онирование в Молдавии русского языка как официального А. Болдур также не оспаривал, но объяснял этот факт не на- личием в княжестве русинов, а подчиненностью Молдавскойцеркви Киевской митрополии. Признавая нехватку докумен- тальных данных, позволяющих судить об этническом соста- ве населения, он вместе с тем высказал убеждение, что в Бес- сарабии уже в конце XVI в. преобладали «румыны»38 .Еще один историк-румынист 20-30-х гг., академик Штефан Чобану, не оспоривал наличия русинов в Молдавии в пер- вые десятилетия существования княжества и даже назвал рай-он их компактного проживания. Славяно-молдавская этни- ческая граница, вслед за Н. Иоргой полагал он, и поныне отмечена топонимами с «малорусскими» окончаниями -эуць, производными от славянских -овцы и -евцы. В специальной работе «Украинская проблема в свете истории» Шт.Чобану упомянул, что во времена Стефана Великого в уездах Суча- ва, Ботошань, Васлуй и Тутова было много сел с названием«Русский». В духе антирусской конъюнктуры историк выс- казал мнение, что утверждение молдавской государственно- сти в XIV в. столкнулось с попытками князя Юрия Кориато- вича (1374) создать «славяно-русинское» государство в севе- ро-восточном углу Молдавии39. Но главное, как и И. Нис-тор, и А. Болдур, Шт. Чобану избегал привлекать внимание к истории русинского населения Молдавского княжества.Историки отвечали на запросы правящих кругов страны. Возможно, последовательнее, чем правительства других го- сударств, аннексировавших территории, населенные русина- ми, правительство Румынии добивалось их этнокультурногораскола, особенно в оккупированных в 1918 г. Бессарабии и Северной Буковине. При проведении в 1930 г. переписи ру- мынские власти обозначили родной язык русинов двумя лин- гвонимами - как рутенский и украинский, а этнонимы рутен, украинец, малорус и русняк включили в одну графу. Русских (великороссов) при этом назвали оскорбительно: rus (muscal) (русский (москаль), а самоназвания русин (руснак) в бланках переписи не упомянули вообще. В тактическом плане эта мера оправдала ожидания ее инициаторов: часть русинов Румы- нии и оккупированных ею территорий отдала предпочтение государственной идентичности - румынской40. Но русинской этничности сама по себе эта мера устранить не могла.До логического завершения метод «исключения» русинов из истории Молдавии, Трансильвании и Валахии путем при-знания их присутствия в княжествах на начальном этапе их существования при замалчивании их роли в дальнейшей по- литической и культурной жизни княжеств довел румынский историк-националист Петре Панаитеску. В книге «История румын», изданной во времена военно-фашистской диктату- ры (1943 г.), он признал присутствие славян в Карпато-Днес- тровских землях не только в VI-XIII, но и в XVI-XVIII веках, отметил славянский характер множества гидронимов и то- понимов Румынии, славянское влияние на формирование ру- мынского языка. У славян, констатировал П.Панаитеску, румыны позаимствовали христианство, а также свою «ста- ринную социальную и политическую организацию»41. Но других упоминаний о славянах в книге почти нет. История Румынии и существовавших до ее образования на террито- риях, включенных в ее состав, четырех княжеств - Молдавии, Валахии, Трансильвании (где государствообразующим этно- сом были венгры и имелось значительное славянское населе- ние) и славянской Добруджи, - представлена как история «ру- мын». Отсутствие упоминаний о славянах создает у читате- лей ложное представление об этих государствах как о «ру- мынских» по составу населения42 .На позициях замалчивания известных науке фактов по воп- росу о проживании потомков древнерусского населения в Молдавии и Трансильвании осталась и румынская истори- ография эпохи народной демократии и социализма, особен-но в ее версии времен Н.Чаушеску (1964-1989). Даже объек- тивные румынские исследователи истории румыно-славянс- ких связей рассматривали почти исключительно межгосудар- ственные отношения Румынии и России, а также взаимодей- ствие румынской и русской литератур. Упоминания о сла- вянском присутствии в Молдавском княжестве в работах ис- ториков были редки43 .в) Молдавская советская историография:первые шаги к растабуированию русинской темыВ Молдавской Советской Республике, как и в каждом из субъектов Союза ССР, приоритетная поддержка была обес- печена культуре титульной нации и, естественно, в первуюочередь изучалась ее история. Исключение славян из мол- давской истории обедняло и искажало ее, поэтому их учас- тие в этногенезе молдавского народа в принципе признава- лось, в контексте исследований истории молдавской культу- ры определенное внимание уделялось также изучению сла- вянского влияния на формирование молдавского языка и развитие молдавской духовной культуры44. Но влияние это исследователи трактовали как исключительно внешнее, иду- щее из-за пределов Молдавии: из Болгарии, Сербии, Галиц- кой Руси, России.В Молдавии, как и на Украине, проводилась политика эт- нокультурной консолидации, включавшая «корректировку» этнического сознания русинов45. Социальных либо полити-ческих причин для проведения специальных русинских ис- следований в республике не имелось, поэтому молдавская советская историография, подобно румынской, заняла пози- цию замалчивания русинской проблематики. В первом томе двухтомника «История МССР» (1965) не нашлось места для воспроизведения одного из важнейших документальных сви- детельств славянского присутствия в Карпато-Днестровских землях - перечня древнерусских городов XII в., включенного в «Историю Молдавии» 1951 г. издания46. Составители од- нотомника «История Молдавской ССР» (1984) построили курс истории Молдавии эпохи феодализма без упоминания об этнической структуре населения княжества, только отме- тив, что накануне создания Молдавского государства славя- не составляли большинство населения Карпато-Днестровс- ких земель47 .Застой в осмыслении русинских сюжетов истории Молда- вии становился все более очевиден благодаря успехам архе- ологии. Результаты археологических исследований, прове-денных в республике в 50-60-е гг. при ведущем участии Г.Б. Федорова, обогатили существовавшие представления о численности, культуре и судьбах древнерусского населения Карпато-Днестровских земель48. Давнюю гипотезу румынс- кой историографии о том, что русины северо-востока Мол- давии являются потомками переселенцев XV-XVII вв., выс- тупая по отношению к молдаванам в качестве суперстрата, опроверг молдавский археолог П.П. Бырня. Выходя за об-щепринятые хронологические рамки археологических иссле- дований, в своей монографии «Сельские поселения Молдо- вы XV-XVIII вв.» (1969) он выявил славянский характер боль- шинства сельских поселений на севере Молдавии не только в древнерусский период, но и в XV-XVII вв49.Установить примерную численность основных этнических групп и их долю среди населения Молдавии к концу правле-ния Стефана Великого (1500), а также географию их расселе- ния на территории княжества удалось историку Л.Л. Поле- вому. Сопоставив данные археологии с письменными источ- никами, исследователь заключил: «География, датация, эт- нокультурная принадлежность археологических памятников подтверждают до мелочей ретроспективную картину топо- нимов на территории Молдовы последней трети XIII - пер- вой трети XIV в.». Историком были убедительно доказаны более ранние, по сравнению с молдавскими, сроки образова- ния славянских поселений, главным образом на севере и се- веро-востоке Молдавии, и раскрыта динамика преобразова- ния славянских топонимов в молдавские, т.е. ассимиляции русинов молдаванами. Для выяснения географии прожива- ния русинов в княжестве показательна также составленная им топонимическая карта Молдавии XIV-XV вв. Северная Буковина, подтвердил Л.Л. Полевой в следующей моногра- фии, являлась древней славянской землей, и осторожно сфор- мулировал вывод о первичности проживания русинов в Кар- пато-Днестровских землях вообще: «славянская топонимия поселений прошла более длительный путь развития», чем молдавская50 . Анализируя находки археологов Молдавии и Румынии, М.В. Великанова еще 60-е гг. убедительно обосно- вала высказанное ранее румынскими исследователями мне- ние о наличии антропологических различий между средневе- ковым населением Молдавии и Валахии, объяснив их интен- сивными молдавско-славянскими контактами51 , т.е. прожи- ванием в Молдавском княжестве многочисленного восточ- нославянского населения.Этническая идентичность русин ов Молдавии получала попутное обоснование также в процессе разработки вопро-сов истории молдавской культуры. Издание в 60-80-е гг. ХХ в. молдавских песен и легенд, в том числе гайдуцкогоцикла, в которых фигурировали русины52, изучение молдав- ского фольклора, а также истории молдавско-русско-укра- инских культурных связей53 вновь выявили наличие на севе- ре Бессарабии в XV-ХХ вв. автохтонного компактно прожи- вающего восточнославянского, т.е. русинского, населения. Не пытаясь объяснить масштабы его культурного взаимо- действия с молдаванами, исследователи отмечали наличие общих элементов в фольклоре и бытовой культуре молда- ван, украинцев и русских54. Длительный, с XIV до второй по- ловины XVIII в., и неизменно партнерский характер взаимо- действия молдаван с русинским населением княжества, а так- же неблагоприятную для русинского этноса направленность этнических процессов уже в середине XV столетия, в началь- ный период правления Стефана Великого, на материалах лингвистики удалось подтвердить языковеду Н.Д. Раевско- му. По примеру Л.Л. Полевого ученый упомянул странную формулу «русино-украинцы», но, сознавая, что участие ру- синов в формировании украинской нации в ХХ в. не дает ос- нований для наименования их украинцами уже в средние века, восточнославянское население Молдавского княжества он уже называл русинами55.Однако табу на разработку русинской темы оставались в силе. Игнорируя результаты исследований П.П. Бырни и Л.Л. Полевого, молдавские медиевисты по-прежнему огра- ничивались констатацией «присутствия старинного русско-го населения в цинутах между Днестром и Карпатами»56 и проводили мысль о том, что молдаване, расселившись в конце XIII-XIV вв. в центре и даже на юге Пруто-Днестровского междуречья, незамедлительно ассимилировали славян, сохра- нившихся там после татарского нашествия. Некоторые ис- следователи, избегая обобщений, публиковали новые доку- ментальные подтверждения известных летописных свиде- тельств о пополнении славянского населения Молдавского княжества вследствие миграций, вызванных религиозными гонениями на православных и социальными притеснениями в Речи Посполитой57, другие данные, посвященные частным вопросам истории русинов. Но под воздействием идеологи- ческого прессинга, отступая от принципа историзма, имено- вали их украинцами.Показательна по противоречивости позиция виднейшего этнографа Молдавии конца ХХ в. В.С. Зеленчука. «Украин- ские [?] поселения, расположенные на севере области, - воп- реки уже установленным наукой фактам утверждал он в кни- ге «Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в.» (1979), - были такими же древними, как молдавские». Далее следова- ло положение о все-таки более древнем происхождении сла- вянских поселений: «Письменные источники и археологичес- кие данные свидетельствуют о том, что с VI до начала XIII в. культура Восточного Прикарпатья носила ярко выраженный славянский характер. На территории между Карпатами и Днестром с конца VII до IX в. существовала славянская куль- тура, получившая название Лука-Райковецкая - Хлинча». Затем автор попытался оспорить факт проживания потом- ков насельников Древней Руси в Молдавском княжестве:«Молдавское население, расселившееся в конце XIII-XIV вв., поглотило оставшиеся там группы славян». И, наконец, оп- ровергая собственный тезис о быстрой ассимиляции русинов молдаванами, этнограф привел данные о существовании вМолдавии русинского населения в XIX веке58. Это была по- литически обусловленная позиция. Десять лет спустя В.С. Зеленчук, не приводя каких-либо аргументов, вновь повто- рил необоснованное положение о том, что после образова- ния Молдавского государства молдаване ассимилировали проживавшее в Карпато-Днестровских землях славянское и даже тюркское население59 , вероятно, татар. От рассмотре- ния судеб русинского населения средневековой Молдавии этнограф уклонился.Таким образом, накопление в научном обороте сведений об истории и культуре русинов Молдавии в 50-е - 80-е гг. ХХ в. шло только попутно, в процессе изучения истории икультуры молдавского этноса. Ни одной специальной моно- графической работы, ни одной научной и даже газетной ста- тьи, посвященной истории русинского населения Молдавс- кого княжества, в рассматриваемый период так и не было опубликовано.1) Украинская историография:замалчивание существования русинов в МолдавииКлассик украинской историографии львовский профессор а затем советский академик М.С. Грушевский (1866-1934), сыгравший одну из ведущих ролей в обосновании украинс- кой национальной идентичности, не отрицал этнокультур- ной самобытности русинов, использовал в своих публика- циях этнонимы «русины» и «русские люди», а в работе «Ис- тория Украины-Руси» привел сведения об ускоренной асси- м и ляц и и рум ы н а м и и в ен г рам и руси н с ко г о н ас елен и я Трансильвании в XVIII-XIX вв. Однако русины (руснаки) Бессарабии остались вне сферы его внимания. О вторжении казаков и татар в 1650 г. в Молдавию и ее «жестоком опусто- шении» он сообщает походя, одной строкой, как о войне про- тив чуждого народа60. Учитывая эрудицию историка, игно- рирование им самого факта проживания в Молдавии потом- ков древнерусского населения нельзя объяснить его неосве- домленностью. Это былo признание особой, отличной от малороссиян (будущих украинцев), этнокультурной идентич- ности русинов.Позицию замалчивания существования русинов в Молда- вии заняла и украинская советская историография. О про- живании в средневековой Молдавии даже не русинов, а, какпризнавала молдавская историография, «восточнославянского населения», в трудах, посвященных истории Украины, не упомянуто. Показательно описание похода войска Богда- на Хмельницкого в Молдавию в 1650 г., данное в обобщаю- щем труде «История Украины» (1979). Столица княжества Яссы, отмечено авторами, была заняты казаками без боя, молдавские полки, собранные господарем, присоединились к крестьянско-казацкому войску. Однако никаких разъясне- ний причин, ни социальных, ни этнокультурных, столь нео- бычного ил

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Губогло М.Н. Русский язык в этнополитической истории га- гаузов. Москва, 2004. С. 219.
Шорников П. Концепция забвения: Идеоло- гическое вторжение в Республику Молдова // Мысль [Кишинев], 2000, №1(9).
Его же. Молдовенизм. Историографический очерк // Мысль, 2003, №2(20). 3. А се ведя: Уреке Г. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1971. П. 66, 70, 118 ш.а.
Костин М. Летописецул Цэрий Молдо- вей де ла Аарон-водэ ынкоаче. Кишинэу, 1972. П.116, 166.
Некулче И. О самэ де кувинте. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1974. П. 291, 305.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С. 147, 151.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. Санкт-Петербург, 1899. С.297-297.
Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. C. 174.
Московский летописный свод конца ХV века. ПСРЛ. Т.25. Москва-Ленинград, 1949. С. 344-345.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изво- дов. Москва-Ленинград, 1950. С. 176.
Степанов В.П. Проблема сохранения инонационального населения в условиях национального меньшинства в Республике Молдова: по результатам этносоциолингвистического исследования украинского населения села Мусаит Тараклийского уезда // Moldova intre est si vest: identitatea nationala si orientarea europeana. Chisinau, 2002. P. 207.
Суляк С. Указ. соч. С. 10, 96-122.
Раевский Н.Д. Контактеле романичилор рэсэритень ку славий. Пе базэ де дате лингвистиче. Кишинэу, 1988. П. 232-244.
Славяно-молдавские летописи. Москва, 1973.
Уреке Гр. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1988.
Костин М. Летописецул Цэрый Молдовей де ла Аарон- водэ ынкоаче. Кишинэу, 1972.
Костин М. Опере. Кишинэу, 1989.
Некулче И. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1974.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973.
Молдавия в эпоху феодализма. Славяно-молдавские грамоты. Составители: А.Н. Никитич, Д.М. Драгнев, Л.И. Светличная / Под ред. П.В. Советова. Т.I (XV в. - первая четверть XVII в.). Кишинев, 1961; Т. II (XV- XV вв.). Кишинев, 1978; Т. III (1601-1640). Кишинев, 1982; Т.V. Кишинев,1987; Т. VI. Молдавские и славяно- молдавские грамоты и записи (1671-1710). Кишинев,1992.
A se vedea: Documente privind istoria Romaniei. A.Moldova / Red. resp. Mihail Roller. Vol. I-V. Bucuresti, 1951-1957.
Documenta Romaniae Historica. A. Moldova. Vol. I-III. Bucuresti. Ed. Acad. Romane. 1975-1990.
Documente privind istoria Romaniei. A.Moldova. Veacurile XIV-XVII (1384-1625): Indicile numelor de locuri / Intocmit de A.I. Gonta. Bucuresti. Ed. Acad. Romane. 1990ю
Documente privind is toria Roma niei. A.M oldova . Veacur ile XIV-XVII (1 38 4-16 25 ): Indicile numelor personale / Intocmit de A.I.Gonta. Bucuresti, 1995.
A se vedea: Cronicele Romaniei sau letopisetele Moldovei si Valahiei. Ed.: M.Kogalniceanu. Vol. I-III. Bucuresti, 1874.
Мохов Н.А. Молда- вия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 50-56.
Руссев Е.М. Молдавское летописание - памятник феодальной идеологии. Кишинев, 1982.
Молдавия в эпоху феодализма. Славяно-молдавские доку- менты. Составители: А.Н. Никитич, Д.М. Драгнев, Л.И Светлич- ная / Под ред. П.В. Советова. Т. VII (в двух частях). Кишинев, 1975.
Costin N. Scrieri.In doua volume. Vol.I. Chisinau, 1990. P. 98,99.
Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С. 7,38.
Cantemir D. Hronicul vechimii a romano-moldo-vlahilor. Bucuresti, 1906. P. 325 // Мохов Н.А. Очерки истории формирова- ния молдавского народа. Кишинев. 1978. С. 86.
Степанов В.П. Труды по этнографии населения Бесса- рабии XIX - начала ХХ в. Очерки истории этнографического изу- чения бессарабских украинцев. Кишинев, 2001. С. 64-70.
Защук А.И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Бессарабская область. Санкт-Петербург,1862.
Его же. Материалы для военной географии и военной статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Военное обозрение Бессарабской области. Санкт-Петербург, 1863.
Афанасьев-Чужбинский А.С. Поездка в Южную Россию. Ч. II. Очерки Днестра. Санкт-Петербург, 1863. С. 129.
Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряженной РГО. Юго-западный отдел. Материалы и исследования, собранные действительным членов П.П. Чубинским. Т. 1-7. Санкт-Петербург, 1872-1877.
Отчет о деятельности юго-западного Императорского РГО за 1874 год, со- ставленный правителем дел П.П.Чубинским. Киев, 1875.
Купчанко Г.И. Некоторые историко-географические сведе- ния о Буковине // Записки юго-западного отдела Императорского Русского географического общества. Т.II. Киев, 1875.
Несторовский П.А. Бессарабские русины. Историко- этнографический очерк. Варшава, 1905.
Его же. На севере Бессарабии. Варшава. 1910.
Его же. Материалы по этнографии бессарабских русинов. Киев, 1905.
Накко А. Бессарабiя (Историческое описание). Т. 1-2. Одесса, 1875-1876.
Бессарабiя. Историческое описание. Посмертный вы- пуск исторических изданий П.Н. Батюшкова. Санкт-Петербург, 1892.
Бессарабiя. Географическiй , историческiй , статистическiй, экономическiй, этнографическiй, литературный и справочный сборникъ. Издание газеты «Бессарабецъ» / Под редакцией П.А. Крушевана. Москва, 1903.
Берг Л.С. Бессарабия. Страна-люди-хозяйство. Петроград, 1918.
Бессарабия и Северная Буковина / Под ред Н.С.Державина. Ленинград, 1940.
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Санкт-Петер- бург, 2000.
Шорников П. Концепция забвения: Идеоло- гическая агрессия против Молд
Раевский Н.Д. Контактеле романичилор рэсэри- тень ку славий. Пе базэ де дате лингвистиче. Кишинэу, 1988.
Параска П.Ф. Ла извоареле приетенией попорулуй мол- довенеск ку попоареле рус ши украинян. Кишинэу, 1986.
Молдаване. Очерки истории, этнографии, искусствове- дения. Кишинев, 1977; Формирование молдавской буржуазной нации. Кишинев, 1978.
Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). Ки- шинев, 1979.
Загородная Е.М., Зеленчук В.С. Популация РСС Молдовенешть. Кишинэу, 1983.
Зеленчук В.С. Население Молдавской ССР (социальные и демографические процессы). Кишинев, 1987.
Грушевський М. Исторiя Украiни-Руси. Том I. До по- чатку XI вiка. Львiв, 1904; Его же. Iллюстрирована iсторiя Украiни. Донецьк, 2003.
Icторiя Украiнськоi РСР. Том 2. Киiв. 1979.
Украинцы. Народы Европейской части СССР. Москва, 1964 (Народы мира).
Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в период социализма. Киев, 1987.
Зеленин Д.К. Восточнос- лавянская этнография. Москва, 1991.
Субтельний О. Украiна. Iсторiя. Киiв, 1993.
Полонська-Василенко Н. Iсторiя Украiни вiд середини XVII столiття до 1923 року. Т.2. Киiв, 2002.
Молдова в эпоху феодализма. Молдавские и славяно- молдавские грамоты и записи. 1671-1710. Сост.: А.Н. Никитич, Д.М. Драгнев, Л.И. Светличная. Кишинев, 1992; Moldova in epoca feudalismului. Vol. VIII. Documente moldovenesti din secolul al XVIII- lea (1711-1750) / Carti domnesti si zapise. Intocmit de L. Svetlicnaia, D. Dragnev, E. Bociarov. Chisinau, 1998. 66. A se vedea: Gonta I. Relatiile romanilor cu slavii de rasarit pina la 1812. Chisinau, 1993. 67. А се ведя: Panaitescu P.P. Istoria romanilor. P.II. Chisinau.
1990; Панаитеску П.П. История румын. Кишинев, 1991.
История румын. Античность и средневековье. Учебник для VIII класса. Проф. Хадриан Дайковичиу, проф. Помпилиу Теодор, проф. Иоан Кымпяну. Кишинэу, 1993.
Ожог И.А. История румын. Ч.I. Древ- няя и античная история. Кишинев, 1993.
Niculita I. Istoria romanilor.
Epoca veche. Chisinau, 1997.
Dragnev D., Dragnev E. Istoria medie a romanilor (pina la mijlocul secolui al XVII-lea). Chisinau, 1997.
Idem. Istoria moderna a romanilor . Partea I. (mijlocul secolului al XVII - 1848). Chisinau, 1997.
Vizer B. Istoria contemporana a romanilor. Chisinau, 1997.
История румын. Новейшее время. Учебник для 9-го класса. Кишинев, 1999.
Niculita I. Istoria romanilor. Perioada antica. Manual. Chisinau, 1999.
Istoria noua a romanilor. Partea I - II. 1848-1918. Manual pentru clasa VIII. Chisinau, 1999.
История румын . Знаменательные страницы . Учебник для 4 -го класса. Chisinau,1999.
Никулицэ И. История румын: Древний период. Экспериментальный учебник для V класса. Кишинев,1999.
Istoria romanilor. Pagini ilustre. Manual pentru clasa IV. Chisinau, 1999.
Istoria Basarabiei (De la inceputuri pina in anul 1998). Chisinau, 2001.
История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1997, 1998; Второе издание, переработанное и дополненное, вышло в свет в 2002 г.
Сперальский Зд. Молдавские авантюры. Бэлць, 2001.
Istoria Moldovei in date. Elaborata: Vasile Stati. Chisinau, 1998.
Stati V. Istoria Moldovei. Chisinau, 2002.
Стати В. История Молдовы . Кишинев , 2003.
Stati V. Stefan cel Mar e Voievodul Moldovei. Chisinau, 2004.
Штефан Великий, Господарь Молдовы. Кишинев, 2004
Коляда I.А., Крилач К. I., Юренко С.П. Iстория Украiни. Пiдручник для 6-7 класiв. Киiв, 1999.
Лях Роман, Темiрова Надiя. Iстория Украiни з наидавнiших часiв до XV столiття. Пiдручник для 7 класу. Киiв, 2000.
Власов В. Iстория Украiни. Пiдручник для 8 кл. загальноосвiт. Навч. закл. Киiв, 2002.
Турченко Ф.Г. Новiтня iсторiя Украiни. Частина перша. 1917-1945. 10 клас. Пiдручник для серед. загальноосвит. шк. Киiв, 2000.
Т урченко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новитня история Украини (1945-1998 рр.) Пiдручник для 11-го кл. серед. шк. Киiв, 2000.
Добржаньский О. Нацiональний рух украiнцив Букови- ни другоi половини ХХ - початку ХХ ст. Чернивци, 1999.
Кожолянко Г. Эмиграция трудового населения Букови- ны в конце XIX - начале ХХ в. // Проблемы исторической демог- рафии СССР и Западной Европы (период феодализма и капитализма ). К иши нев , 1 991.
Кожолянко Г . Етнографiя Буковини. Чернiвцi. 1999. Т.1.; Т.2. Чернiвцi, 2002.
Магочiй П.Р. Формування нацiональноi самосвiдомостi: Пiдкарпатська Русь (1848-1948). Ужгород, 1994.
Его же. Карпатьскы русины. Торонто, 2000.
Штумпф-Бенедек А. Сосiды добрi и вшeилякi. Русины, gens fidelissima. Ужгород, 2001.
Украинцы. Москва, 2000. С. 19, 21, 44, 57, 60. См. также: Восточные славяне: Антропология и этническая история. Москва, 1999.
Степанов В.П. Труды по этнографии населения Бесса- рабии XIX - начала ХХ в. Очерки истории этнографического изучения бессарабских украинцев. Кишинев, 2001.
Тельнов Н., Степанов В., Руссев Н., Рабинович Р. «И... разошлись славяне по земле». Из истории Карпато-Днестровских земель VI-XIII вв. Кишинев, 2002.
Панько В. Заговоры севера Молдовы. Бельцы, 2002.
Суляк С. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004.
Суляк С. Миграции русинов Буковины в Бессарабию // Национальные образы мира: единство - разнообразие - справедливость. Материалы международной научно-практической кон ференции 22-23 октября 2003 г. Кишинев, 2003.
Шорников П. Культурное многоцветье Молдавского княжества // Там же.
Суляк С. Руснаки Бессарабии: Почему им нет места в учебниках истории? // Мысль, 2003, № 4 (22).
Руснак В. Идея общерусского единства у русинов // Мысль, 2004, № 1 (23).
Буркут И. Русины Буковины: историческая судьба этнонима // Мысль, 2004, № 2 (24).
Суляк С. Замена этнонима - прелюдия этнокультурной трансформации // Там же
Суляк С. Этнокультурная идентичность руснаков Бессара- бии в начале ХХ века // Вестник Славянского Университета. Кишинев, 2004. Вып. 1.
Шорников П. Молдавская «Картина мира» в Средневековье // Там же.
Степанов В. Восточные славяне Молдо вы: миграционные процессы, межэтнические контакты, развитие и сохранение идентичности (Продолжение темы) // Мысль. 2004 № 3(25).
Токарский А. Русины не сдаются // Кишиневские новости, 2003, 18 июня; Кто они - русины? // Русское слово [Кишинев], 2004, № 11(74).
Дрейзлер М. Давно живут в Молдове руснаки // Независимая Молдова. 2004, 24 июня.
Андреева Д. Русины - коренное население Молдовы // Аргументы и факты - Молдова. [Кишинев]. 2004. № 24(416).
Наний В. Осколки Руси? // Коммунист [Кишинев], 2004, 2 июля.
Зозуляк А. Iнтересна книжка о Русинах Молдавii… // Народны новынки [Пряшев, Словакия], 2004, Ч. 51-51.
Осколки Святой Руси // Бесида [Крениця-Лiгниця, Польша], 5/2004.
 Русские люди Молдавского княжества | Русин. 2005. № 1 (1).

Русские люди Молдавского княжества | Русин. 2005. № 1 (1).