Русины: странеицы истории | Русин. 2005. № 1 (1).

Русины: странеицы истории

История восточнославянского населения, сохранившего самоназвание насельников Древней Руси - русин, и которое, несмотря на многовековое проживание в составе разных государств, не утратило свою историческую память, этнокультурную специфику, язык, в основе которого лежит древне- русский язык, заслуживает более глубокого изучения. Это поможет объяснить не только историю зарождения и формирования русинского этноса, но и феномен осознания им своей общности, сохранения этнокультурной специфики столь длительный исторический период.

Русины: странеицы истории.pdf Русины: этапы историиНаука же должна базироваться не на личных мнениях и вкусах,а на непротиворечивой версии, которую следует отыскать.Л. Н. Гумилев*История восточнославянского населения, сохранившего самоназвание насельников Древней Руси - русин, и которое, несмотря на многовековое проживание в составе разных государств, не утратило свою историческую память, этнокультурную специфику, язык, в основе которого лежит древнерусский язык, заслуживает более глубокого изучения. Это поможет объяснить не только историю зарождения и формирования русинского этноса, но и феномен осознания им сво- ей общности, сохранения этнокультурной специфики столь длительный исторический период.История славян насчитывает более 3500 лет. Мнения о том, что отделение славянской языковой семьи от общего индо-европейского массива произошло во второй половине II тысячелетия, сегодня придерживаются авторы большинства со- временных учебников по истории России1. Не отрицается и громадное влияние на восточных славян скифо-сарматского мира2. Введена в научный оборот трактовка слова «анты» как «жители окраин». То, что имя «анты» могло быть позаимствовано у аланов южнорусских степей, предположил вид- ный российский языковед Ф.П. Филин в 1962 г.3 Именно таковыми были восточные славяне по отношению к ирано- язычному скифо-сарматскому миру4. Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии восточных славян* Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. Санкт-Петербург,2002. С. 461.настолько велики, что в науке поставлен вопрос о славяно- иранском симбиозе. Название «анты» сохраняется с III по VII вв.5 Среди сарматов наиболее крупным племенным союзом были аланы (по-русски - ясы). Основная аланская орда обо- сновалась в конце IV в. в Пруто-Днестровском междуречье и на территории современной Румынской Молдовы. Река Прут была известна как «Аланская река». Возможно, к этому пе- риоду, считал Г. Вернадский, можно отнести основание Ясы (Иаси), города «ас», т.е. аланов6. Он же полагал, что регион Нижнего Буга и Пруто-Днестровское междуречье были тер- риториями ранней антской цивилизации7, а анты были сла- вянами, управляемыми аланскими родами8.В VI-IX вв. возникают восточнославянские племенные со-юзы. Летописный рассказ Нестора в «Повести временных лет» о расселении восточнославянских племен был подтвер- жден археологическими раскопками уже в XIX в. Названия перечисленных в летописи племенных объединений были свя- заны либо с местностью проживания (поляне жили в полях, древляне - в лесах и т.д.), либо с родом занятий (к примеру, слово «хорваты» - от древнеиранского «пастух, страж ско- та»). До сих пор, правда, не решен вопрос: были ли это само- названия племенных союзов или так их называли соседи. В контексте исследуемой темы интерес представляет расшиф- ровка племенного названия тиверцев, «яже суть толковины»9. Советские академики А.А. Шахматов и Б.А. Рыбаков трак- товали слово «толковины» как союзники, помощники (счи- тая, что слово «толока» подразумевает общественную по- мощь). Ранее это слово понималось как толмачи, переводчи- ки10. Восточнославянское население Пруто-Днестровского региона наряду с пахотным земледелием занималось ското- водством. В русинском языке слово «толока» означает паст- бище. Поэтому, на наш взгляд, тиверцы, которых взял с со- бой князь Олег в 907 г. в поход на греков, были пастухами по роду занятий, о чем и свидетельствовал летописец.В IX-X вв. восточнославянские племена входят в состав Древнерусского государства. В это время происходит консо- лидация восточных славян в русскую народность11. Самоназ-вание русского населения - русин - встречается во многих рус- ских летописях12. Данный этноним сохранился до сих пор вЗападной Украине, Словакии, Польши, Сербии, Румынии, Молдавии и других странах, где проживают потомки насель- ников Древней Руси. Долгое время он сохранялся и в Вели- короссии. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (конец XV в.) упоминает, что он «не бесерме- нин, а русин»13.В XI-XII в. на землях, где проживали белые хорваты, уличи и тиверцы, возникло сильное Галицкое княжество14, первое государство, которое создали предки современных руси- нов. Рост влияния княжества связан с воспетым в «Слове о полку Игореве» Ярославом Осмомыслом (1153-1187). На рубеже XII-XIII столетий Роман Мстиславович Волынский объединяет Галицкую землю и Волынь (ее населяли потомки дулебов - волыняне, бужане)15 в одно большое государство, пережившее татаро-монгольское нашествие и просущество- вавшее до конца XIV в. Княжество занимало северо-восточ- ные склоны Карпат и территорию между Днестром и Пру- том. После того, как Роман захватил Киев, его владения ока- зались не меньше, чем Священная Римская империя Фрид- риха Барбароссы. Русские летописи называли его «самодер- жцем всея Руси». Короткое княжение Романа, считал Б.А. Ры- баков, упрочило положение западнорусских земель и подго- товило их дальнейший расцвет16. Высшего политического и экономического расцвета княжество достигло при его сыне Данииле (1201-1264). Большую часть своей жизни он провел в борьбе с галицкими боярами и иноземными захватчиками. Лишь к 1249 г. князю Даниилу удается окончательно утвер- дить свою власть в Галиче. Крупными городами княжества были Галич, Перемышль, Ярослав, Холм, Владимир, Червен, Теребовль, Белз, Берестье, Луцк, Дрогочин, Львов.Набеги печенегов и половцев вызвали отток населения изСеверного Причерноморья. Потомки уличей и тиверцев в XI- XII вв. вынуждены были отступить на север и запад, в основ- ном в Карпатские горы. Они положили начало заселению Семиградской Руси (Трансильвании) и Северной Венгрии17. Татаро-монгольское нашествие вызвало еще больший отход населения с юга Руси. Часть его отошла в северные и запад- ные пределы Галицкого княжества, в результате чего населе- ние княжества увеличилось, часть - в пределы соседних госу-дарств, на Нижний Дунай и Северо-Восточную Русь. На при- сутствие русского населения в Юго-Восточной Польши (пред- ков современных лемков) указывает наличие большого ко- личества русских православных церквей близ Кракова и в дру- гих местностях в XIII-XIV вв.18После гибели прямых наследников Даниила Галицкого около 1324 г. Галицко-Волынское княжество становится аре-ной борьбы между Венгерским, Польским королевствами и Великим княжеством Литовским и Русским. Ее итогом ста- новится экономическое разорение края. В 1389 г. Галицкая Русь была окончательно присоединена к Польше, Волынь до- сталась литовским князьям. В 30-е годы XIV столетия в со- став татаро-монгольского государства Золотой Орды вклю- чена центральная лесостепная часть Пруто-Днестровского междуречья. Северный берег Черного моря попал под конт- роль монголов раньше - во второй половине XIII в.19 Таким образом, к концу XIV в. Галицко-Волынская Русь утратила свою государственность, а ее земли были присоединены к Польше, Литве и Золотой Орде. Другая область, населенная предками нынешних русинов, - Угорская Русь оказалась в XIII в. в составе Венгерского королевства. Процесс вхожде- ния вышеперечисленных территорий в состав других госу- дарств был весьма длительным, наталкивался на сильное со- противление местного населения. В современной историо- графии борьба населения Западной Руси против иноземных захватчиков должного освещения до сих пор не получила. Труды дореволюционных историков после 1917 г. были пре- даны забвению20. Наработки советских историков, например, В.Т. Пашуто с его классическими монографиями «Очерки по истории Галицко-Волынской Руси» (Москва, 1950) и «Геро- ическая борьба русского народа за независимость (XIII век)» (Москва, 1956) и т.д., в силу политических причин тоже в це- лом оказались невостребованными.В XIV в. началась волошская колонизация (которую пра- вильнее было бы назвать волошско-русинской) восточных и северных склонов Карпат. В ней приняли участие и русины Семиградской Руси. Вместе с волохами и семиградскими ру-синами русины Пруто-Днестровского междуречья создают православное Молдавское княжество (1359). Его образова-нию предшествовали победы литовско-русских князей над та- тарами и распространение власти литовских князей до Чер- ного моря и правого берега Днестра. Образование Молдавс- кого княжества произошло в период усиления агрессии про- тив Западной Руси, что позволило местному населению избежать прессинга католицизма. Воеводы начального перио- да молдавской истории Богдан I Основатель (1359-1365), Лац- ко (1365-1374) были русинами по происхождению21. Русины присутствовали в составе правящих кругов на протяжении всей истории княжества, русский язык того времени до кон- ца XVII в. был официальным языком. В XIV в. русины со- ставляли 40% населения Молдавского княжества и оказали огромное влияние на основы молдавской государственнос- ти, материальную и духовную культуру молдаван. Многие города Карпато-Днестровских земель конца XIV - начала XV в., вошедшие в состав Молдавского княжества, перечислены в Новгородской и Воскресенской летописях как русские. Сре- ди них Белгород, Сочява, Серет, Баня, Ясский торг, Романов торг, Хотин и т.д.22 Современный румынский город Галац на Нижнем Дунае - в прошлом русский Галич23. В средние века в Молдавском княжестве русины проживали компактно, на- селяя в основном его северные и северо-восточные земли. Зна- чительная часть из них так и не была ассимилирована. Та- ким образом, Молдавское княжество с самого начала было волошско-русинским государством. Его создание - первая после раздела Галицкой Руси удавшаяся попытка образова- ния государственности у русинов.В конце XIV в. началась инкорпорация Великого княже- ства Литовского и Русского в Польское королевство, кото- рая завершилась объединением Польши и Литвы в Речь По- сполитую (Люблинская уния 1569 г.) и принятием религиоз-ной унии в Бресте (1596). Стремясь укрепить свою власть в русских землях, польские и венгерские короли добивались ос- лаблен ия православной церкви. Молдав ское государство оказывало помощь русинам, находившимся под властью ка- толических государств. Она проявлялась не только в совместных действиях против мадьяров и поляков24 . Молдавия по- могала сохранять православие на землях, вошедших в состав католических держав25. В конце XVI в., после введения Брес-тской унии, сохраняется духовно-каноническая связь галицкого и закарпатского духовенства с Молдавской православ- ной церковью26. Многие православные иерархи Галицкой православной кафедры и Мукачевской епархии отправлялись на посвящение в Молдавию. Последним православным архиереем всей Карпатской Руси (Мукачева и Марамороша) был епископ Досифей, принявший хиротонию в 1717 г. в Мол- давской церкви. Подписи на сохранившихся письмах влады- ки свидетельствуют о его местопребывании и юрисдикции:«Милостию Божию Архиепископ православный Дософей Марамороский, Администратор Мет рополии Молдавской...»27. Испытывая жесткий прессинг католических властей, православие в Галицкой и Угорской Руси постепенно угаса- ло. Православных священников становилось все меньше, новых иереев некому было рукополагать, так как границы Молдавии для русинов были закрыты, чтобы никто из них не смог получить хиротонию у православного епископа в Сучаве или Яссах28.В XVI вв. Молдавское княжество стало данником Отто- манской Порты. Под османское иго после Мохачской битвы (1526) попала большая часть Венгерского королевства. Пос- ле австро-турецкой войны (1683-1699) и подавления восста- ния Ференца Ракоци II (1703-1711) вся Венгрия оказалась под властью Австрии.После разделов Польши Австрия получила Восточную (1772) и Западную Галичину (1814-1815). Новое администра- тивное объединение было официально названо «Королевство Галиция и Лодомерия вместе с Великим княжеством Крако- вом и княжествами Освенцимом и Затором». В 1774 г. Австрия оккупировала северную часть Молдавского княжества (большую часть Буковины), а два года спустя по договору с Турцией присоединила эту территорию к своим владениям.Русины в Австрии не имели своей административной еди- ницы и жили в составе этнически смешанных территориаль- ных единиц. Включение населенных русинами территорий всостав Австрийской империи поставило под угрозу этнокуль- турную идентичность русинов. Русинская народность стояла накануне полной потери своего национального обличья29. Ру- синское (русское, руськое, руское) население составляли «хлоп да поп». Большая часть духовенства находилось на низком культурном уровне и была ополячена, орумынена, омадья- рена. Дворянство в силу политических причин в массе своей отказалось от своей этнокультурной идентичности еще рань- ше. Австри йское прав ительств о о казалось н есп осо бн ым прийти на помощь местному населению, которого оно при- том совершенно не знало, опасаясь только его родства с рус- ским народом, отмечал российский дореволюционный иссле- дователь К. Арабажин30.Некоторые территории бывшего Галицко-Волынского кня- жества отошли к России. Часть Молдавского княжества - территория Пруто-Днестровского междуречья (Бессарабия)- вошла в состав Российской империи в 1812 г. в результате русско-турецких войн. В 1793-1795 гг. в составе Российской империи оказались Волынь и Восточное Подолье. Холмская (Забужная) Русь хотя тоже отошла к России, административ-но находилась в Царстве Польском, и местное население про- должало испытывать национально-религиозный гнет. Воп- рос о выделении Холмско-Подляшского края (Люблинской и Седлецкой губерний) от собственно польских областей до первой мировой войны так и не решился.(Продолжение в № 3)ЛИТ Е Р АТ У Р А1. См.: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. Москва, 2005. С. 13; Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. Москва, 2005. С. 11; История России. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века. Под редакцией член.-корр. РАН А.Н. Сахарова. Москва, 2005. С. 23.2. См.: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., СивохинаТ.А. История России. С. 11-12; История России. Т. 1. С. 24-27.3. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. Москва- Ленинград, 1962. С. 60.4. История России. Т. 1. С. 33.5. См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки эт- нической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 19-35.6. Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. Тверь-Моск- ва, 2000. С. 151.7. Там же. С. 173.8. Там же. С.171.9. Повесть временных лет // Повести Древней Руси XI-XII века. Ленинград, 1983. С. 35.10. Рыбаков Б.А. Уличи (Историко-географические заметки) // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Инсти- тута истории материальной культуры. Вып. XXXV. Москва-Ле- нинград, 1950. С. 4.11. Автор сознательно избегает употребление термина «древне- русская народность», который был введен в оборот советскимиисториками по идеологическим мотивам. Еще в 1950 г., «для того чтобы устранить возможность смешения понятий «народность» по отношению к великорусской, украинской и белорусской народ- ностям XIV-XVI вв. и «народности» русской IX-XI вв., В. В. Мавродин предлагает «признать правомерным вслед терминам «древнерусский язык», «древнерусская литература», «древнерусское ис- кусство» и термин «древнерусская народность» (Советская исто- риография Киевской Руси. Ленинград, 1978. С. 38.). Термин «Киев- ская Русь» был взят советскими историками «как условное обо- значение Древнерусского государства вначале с реальной столи- цей Киевом, а в период феодальной раздробленности - с Киевом как символом «исторического и общерусского единства». Он рас- сматривался как эквивалент понятий «Древняя Русь», «Древнерус- ское государство» (Там же. С. 11). К сожалению, понятия «Русь»,«Русская земля» до сих пор связывают только с Древнерусской го- сударственностью. Как и прежде, не упоминается существование в других районах Европы территорий с именем «Русь». Исследо- ватели продолжают отбрасывать все, что не вписывается в традиционную версию изложения исторических событий. «Забыто», что существовало четыре Руси в Прибалтике (остров Рюген и приле- гающая часть континента, устье Немана, устье Западной Двины, западные области Эстонии - провинции Роталия и Вик), Дунайс- кая Русь, королевство Ругиланд (по немецким источникам) на тер- ритории Нижней Австрии и Верхнего Норика. Позднее (в X-XIII вв.) на месте Ругиланда упоминается «Ругия» или «Русь», «Рутен- ская марка». Игнорируется, что на землях лужицких сербов в Тю- рингии до 1920 г. существовало два русских княжества «Русь» и«Русская земля» (Reuss и Reussland) (Введение христианства на Руси. Москва, 1987. С. 43-45). В русских летописях писалось: «Сва- топлуг, моравский кроль… в то время держал Русские земли» (ПСРЛ. Т. 22. Ч.2. Петроград, 1914. С. 255). В состав Великой Моравии входили Паннония и Норик. Сопоставление накопленных сведений приблизили бы нас к разгадке многих «белых пя- тен» ранней истории славян, формирования русской народности и происхождения самого названия «Русь».12. См.: Московский Летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т.25. Москва- Ленинград, 1949. С. 344-345; Новгородская первая лето- пись старшего и младшего изводов. Москва-Ленинград, 1950. С. 176.13. Никитин Афанасий. Хождение за три моря // История оте- чества в романах, повестях, документах. Век XV-XVI. Москва, 1987. С. 451. О древнем происхождении слова «русин» и его сохранении не только в Юго-Западной, но и в Северо-Восточной Руси писалпрофессор Г. Геровский (1886-1959). См.: Геровский Г. О слове «русин» // Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 190-192.14. Нам кажется, что полемика по вопросам, все ли земли вос- точных славян входили в состав Древнерусского государства и на какой период, в данном случае не имеет принципиального значе- ния и служит сиюминутным политическим задачам: жители окра- инных территорий осознавали себя русскими, и их историческая, культурная, религиозная принадлежность к русскому миру не вы- зывает сомнений. Представители этих областей на протяжении всей истории, несмотря на проживание вне русской государственнос- ти, вносили свой вклад в общерусскую историю и культуру. К при- меру, население легендарного Берладского княжества, находив- шегося на территории Добружи (ныне - юго-восток Румынии), активно участвовало в общерусских делах. Так называемые вы- гонцы галицкие сражались в битве на Калке (1223) (Лаврентьевс- кая летопись. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Приложения. Продолжение Суз- дальской летописи по академическому списку. Ленинград, 1928. С. 506).15. Дулебов во второй половине VI в. «примучили» авары, вы нудив часть племени присоединиться к ним и переселиться в вер- ховья Тисы. См.: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С.39, 59.16. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. Москва, 2004. С. 339.17. Нидерле Л. Славянские древности. Москва, 2001. С.172-173.18. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. Сочине- ния. Т. 1. Москва, 1956. С. 284.19. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 52, 54.20. Зубрицкий Д. История древнего Галицко-русского княже- ства. Львов, 1852-1855; Дашкевич Н. Княжение Даниила Галиц- кого. Киев, 1873; Филевич И. Борьба Польши и Литвы-Руси за галицко-володимирское наследие. Санкт-Петербург, 1890, и т.д.21. Румынский историк Николае Иорга считал, что преждевре- менная смерть Лацко помешала основать русскую династию в Молдавии. См.: Iorga Nicolae. Histoire des relations russo-roumaines// Histoires des relationes roumaines. Anthologie et edition augmentee par Florin Rotaru. Bucarest, 1995. P. 358.22. См. подробнее: Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 69-81.23. Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси // «Украинская» болезнь русской нации. Москва, 2004. С. 509.24. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (Историко-этнографический очерк) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. 1875. Июнь. С. 386-390.25. О дар ении Кр ест а С обор ной церкви Рождеств а Св ятогоИоанна Крестителя в Перемышле воеводой молдавским Александром в 1557 г. см.: Добрянский А. Ведомость историческая о месте Перемышли // Лiрвак з-над Сяну. Перемиськi друки середини XIX столiття. Перемишль, 2001. С. 252. О немалых пожертвованиях молдавских государей галицким церквям см.: Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь. С. 391-392.26. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь. С. 391-392; Гавриил (Кризина), игумен. Православная Церковь в Закарпатье (век XX). Киев,1999. С.13.27. Гавриил (Кризина), игумен. Православная Церковь в Закар- патье (век XX). С. 18.28. Там же. С. 20.29. Немного о терминологии. О том, что Галиция скорее немец- кое или польское название, писал в 1916 г. профессор П.Е. Казан- ский. По-русски ее надо называть Галичина (Казанский П.Е. Со- временное положение Червонной Руси. С. 506). Как обоснованно заметила современная российская исследовательница Н. М. Пашаева, термин Галичина с ударением на последнем слоге, а не Во- сточная Галиция принят в исторической литературе и наиболее полно отражает понятие. Им обозначаются земли Карпатского региона, которые ныне находятся в составе Западной Украины - Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области - а так- же Польши - Лемковщина с ее Перемышлем. Термины Западная Украина для обозначения Галиции и украинцы для галичан по- явились лишь со второй половины XIХ в., когда в национально- освободительном движении края произошел раскол, породивший антагонизм русских галичан и галичан украинцев. Термин украи- нец носил тогда не этнический, а скорее национально-политичес- кий характер (Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. Москва, 2002. С.5). Русин (нем. russinen) в един- ственном числе, во множественном - русский - самоназвание насе- ления Галичины, Угорской Руси и Буковины. В свою очередь ру- сины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лем- ки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Рутены - средневековое латинское название русских. Этот термин уп от р ебл ял ся п р еи м ущест в ен н о п ол яка м и и н ем ц а м и (н ем . rutnenеn) (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. Санкт-Петербург, 1899. С. 296-297).30. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Москва, 1996. С.207.31. Арабажин К. Галицко-русское литературно-общественное движение // Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический сло- варь. Т. VII A. Санкт-Петербург, 1892. С. 914.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
s ssss
Всего: 1

Ссылки

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. Москва, 2005. С. 13
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. Москва, 2005. С. 11
История России. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века. Под редакцией член.-корр. РАН А.Н. Сахарова. Москва, 2005. С. 23.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с. 111-112.
История России. Т. 1. С. 24-27.
Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. Москва- Ленинград, 1962. С. 60.
История России. Т. 1. С. 33.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки эт- нической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 19-35.
Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. Тверь-Моск- ва, 2000. С. 151.
Там же. С. 173.
Там же. С.171.
Повесть временных лет // Повести Древней Руси XI-XII века. Ленинград, 1983. С. 35.
Рыбаков Б.А. Уличи (Историко-географические заметки) // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Вып. XXXV. Москва-Ленинград, 1950. С. 4.
Советская историография Киевской Руси. Ленинград, 1978. С. 38.
Там же. С. 11.
Введение христианства на Руси. Москва, 1987. С. 43-45.
ПСРЛ. Т. 22. Ч.2. Петроград, 1914. С. 255.
Московский Летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. 25. Москва- Ленинград, 1949. С. 344-345.
Новгородская первая лето- пись старшего и младшего изводов. Москва-Ленинград, 1950. С. 176.
Никитин Афанасий. Хождение за три моря // История оте- чества в романах, повестях, документах. Век XV-XVI. Москва, 1987. С. 451.
Геровский Г. О слове «русин» // Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 190-192.
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Приложения. Продолжение Суздальской летописи по академическому списку. Ленинград, 1928. С. 506.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С.39, 59.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. Москва, 2004. С. 339.
Нидерле Л. Славянские древности. Москва, 2001. С.172-173.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. Сочине- ния. Т. 1. Москва, 1956. С. 284.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 52, 54.
Зубрицкий Д. История древнего Галицко-русского княже- ства. Львов, 1852-1855; Дашкевич Н. Княжение Даниила Галиц- кого. Киев, 1873.
Филевич И. Борьба Польши и Литвы-Руси за галицко-володимирское наследие. Санкт-Петербург, 1890, и т.д.
Iorga Nicolae. Histoire des relations russo-roumaines // Histoires des relationes roumaines. Anthologie et edition augmentee par Florin Rotaru. Bucarest, 1995. P. 358.
Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 69-81.
Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси // «Украинская» болезнь русской нации. Москва, 2004. С. 509.
Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (Историко-этнографичес- кий очерк) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. 1875. Июнь. С. 386-390.
Добрянский А. Ведомость историческая о месте Перемышли // Лiрвак з-над Сяну. Перемиськi друки середини XIX столiття. Перемишль, 2001. С. 252.
Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь. С. 391-392.
Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь. С. 391-392; Гавриил (Кри- зина), игумен. Православная Церковь в Закарпатье (век XX). Киев, 1999. С.13.
Гавриил (Кризина), игумен. Православная Церковь в Закарпатье (век XX). С. 18.
Там же. С. 20.
Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси. С. 506.
Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. Москва, 2002. С.5.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXVII. Санкт-Петербург, 1899. С. 296-297.
Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Москва, 1996. С.207.
Арабажин К. Галицко-русское литературно-общественное движение // Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический сло- варь. Т. VII A. Санкт-Петербург, 1892. С. 914.
 Русины: странеицы истории | Русин. 2005. № 1 (1).

Русины: странеицы истории | Русин. 2005. № 1 (1).