По историческим источникам с глубокой древности известно огромное количество упоминаний и свидетельств о Руси. Все они столь же разнообразны, сколь и многочисленны. В то же время этот документальный материал осмыслен дале- ко не в полной мере (многие ценные источники даже не пере- ведены на русский язык). Иной раз кажется, что официальная историография боится вводить в научный оборот новые документы, предпочитая тиражировать устоявшиеся истори- ческие схемы. Боится она, видимо, и новых постановок про- блем, способных изменить существующий взгляд на события прошлого. В этом заключается главная причина того, что первостепенная для отечественной истории проблема - про- блема начала и становления Руси - так же далека от своего решения, как и три столетия назад, когда она была впервые поставлена в науке. В итоге, исторические оценки принципи- ально не меняются веками, а заблуждения все больше укореняются в сознании людей.
Историческое единство Руси.pdf Историческое единство РусиПо историческим источникам с глубокой древности известно огромное количество упоминаний и свидетельств о Руси. Все они столь же разнообразны, сколь и многочисленны. В то же время этот документальный материал осмыслен дале- ко не в полной мере (многие ценные источники даже не пере- ведены на русский язык). Иной раз кажется, что официаль- ная историография боится вводить в научный оборот новые документы, предпочитая тиражировать устоявшиеся истори- ческие схемы. Боится она, видимо, и новых постановок про- блем, способных изменить существующий взгляд на события прошлого. В этом заключается главная причина того, что первостепенная для отечественной истории проблема - про- блема начала и становления Руси - так же далека от своего решения, как и три столетия назад, когда она была впервые поставлена в науке. В итоге, исторические оценки принципи- ально не меняются веками, а заблуждения все больше укоре- няются в сознании людей.Пренебрежение научными проблемами тем временем привело не только к забвению родной истории, но и стало одним из тех трагических факторов, которые подвели русскую на- цию к критической черте самоуничтожения. «Остановитьдепопуляцию народа, - пишет И.В. Власова, - можно только тогда, когда в первую очередь в мышлении народа проявит- ся новое самосознание, произойдет восстановление «украден- ной памяти» и «государственного инстинкта» в его истори- ческом, географическом, психологическом аспектах, харак- терного для народа на протяжении тысячелетия, в течение которого были хозяйственно освоены 21 млн кв. км земель и создано государство»1. И ключевым моментом нового само- сознания должно стать осмысление единства русского наро- да, возможное на богатом историческом материале. Вопре- ки целенаправленной политике, стремящейся к разобщению русских, история показывает нам обратные примеры.Средневековые европейские авторы переводили названия «Русь», «Россия» то как «Ройсен» (Reussen), то как «Руссия»,«Ругия» или «Рутения». По наблюдениям М.Н. Тихомирова, в собственно русских источниках формы «Росия» и «Россия» появляются с XV века, постепенно утверждаясь в следующем столетии2. Византийские авторы называли русов «росами», и позднее имя Россия укрепилось вместе с преемственностьюВосточной Римской империи. Однако академик О.Н. Труба- чёв указывал на то, что греческое написание можно интер- претировать и как Руссия3.Существует мнение, что первоначальное родовое имя древ- них русов звучало «рузи» или «ружи». При этом представля- ется логичным, что мягкий звук «с» появился под влияниемславянских языков, а исконный «русский» вариант звучал приблизительно как «Ружь» или «Рузь». Русы начали контак- тировать со славяноязычным населением на Балтике не ра- нее VI-VII веков. До этого времени (да и после, в неславянс- ких источниках) русов называли rugi и ruteni (rutini). А.В. На- заренко в свое время проанализировал группу из пяти этно- конов, оканчивающихся на - rozi из «Баварского географа» и признал, что Ruzzi - это «одно из древнейших упоминаний имени «русь»4. Получается, что руги - это название русов в германских языках, где слог «gi» традиционно заменяет про- износимое сочетание «жи». Отсюда также вендское название острова Rujan (нем. Рюген), то есть «Ружан».Рутены (rutini, ruteni, rutheni) - латинизированный вариант написания имени русов, употребляемый через слог «ti» (te, the), читаемый как «ци». Это название является самым близ- ким латинским искажением имени «русины» (ruszeni), кото- рое доносят до нас летописи и «Русская Правда». По сей день на Западе карпатских русинов называют рутенами, а Карпат- скую Русь - Рутенией. Но почему же переводчики с латыни (или с языков, подвергшихся ее влиянию) всегда пишут имен- но «рутены», а не «русы» (русины), то есть не переводят пра- вильно? Мы же не оставляем неизменным немецкое Deutsch при переводе на русский и не пишем «народ дойч», а перево- ди м эт о сло в о как «н ем ц ы », «н ем ец ки й н арод». Т акж е Deutschland не переводится как «страна дойч», а только Гер- мания.И перед нами вовсе не праздный вопрос - мол, каждый пишет так, как ему больше нравится. Ругов или рутенов ни- когда не существовало! Эти названия должны правильно пе- реводиться на современный русский язык как «русы». При- веденные лингвистические факты свидетельствуют о том, что германские и латинские хронисты воспринимали на слух имя«русы» (рузи, ружи) и «русины», записывая его в соответствии с грамматическими правилами своего языка, то есть«руги» или «рутены».В противном случае получается полный абсурд. Известный исследователь балтийских древностей А. Гильфердинг считал ругов германцами, а русов - славянами5. Ему вторил другой не менее именитый ученый Г. Ловмяньский, которыйтакже полагал, что русы не были изначально идентичны ругам, и отождествление произошло будто бы позднее в сла- вянских пределах, в Киеве, но не в славянской среде. Имя Ruthenia, по его мнению, также появилось в восточнославян- ской среде6. Не ясно только, как латинское название могло возникнуть у славяноязычных?!Но зачастую под прикрытием «научной» путаницы скрывались конкретные политические замыслы, как это было, например, в трагические времена геноцида карпатских ру- синов австро-венгерскими властями. Тогда была выдвинута«теория», что русские в Закарпатье - это не русские, а некий другой народ - «рутены». При этом правительство Австро-Венгрии преследовало цель разобщить русский народ и ли- шить Российскую империю верного союзника в лице карпат- ских русинов. Итог этой псевдонаучной фальсификации хо- рошо известен - десятки тысяч русских мучеников в Талер- гофе и Терезине7.Достаточно давно существует точка зрения, что Ругией, Русией или Росией называли только Киевскую Русь8. Сторонники данной версии приводят в доказательство тот факт, что в хрониках княгиню Ольгу называли «regina Rugorum», то есть королева ругов. Позднее Даниил Галицкий в догово- ре с Т е в т о н ски м о рд ен о м бы л н аз в ан «pr imus r ex Ruthenorum». И так далее. Но эти факты скорее доказыва- ют, что и русы, и руги, и рутены - это вариации названия одного народа. А шла ли речь о Киевской Руси или о какой-либо другой Русской земле, в данном случае не столь важно. Профессор А.Г. Кузьмин первым осмыслил этимологичес- кое родство имени «Русь» и производных от него (руги, роги, рузы, руцы, рутены), сделав вывод, что русы разных облас- тей Европы оказываются родственниками. А название зави- село от диалектических различий, появлявшихся в результа- те длительного изолированного друг от друга проживания9.Отметим, что в исторической литературе существует так- же широко распространенное заблуждение рассматривать географическое название Русь (или понимать Русь только как географическое название) без связи с родовым именем10. «Ру- сью» летописи называли и народ, и государство; в каком смысле было употреблено это слово, в каждом конкретном случае можно определить только из контекста. «Род русский» полностью отождествлялся с Русским государством, Русью.Другое заблуждение, известное в историографии, - это оригинальная гипотеза о Руси как о профессионально-социаль- ном термине. С.А. Гринёв полагал, что русы были военно- конным сословием славян. Он считал, что само название Русьдали этим всадникам готы, немного исказив слово «конь». Отсюда произошли наименования «Russ», «Reuter» и позднее«Ritter»11. Немногим позднее профессор В.А. Брим озвучивал подобную версию с норманистской расстановкой акцен- тов. Он считал, что слово «Русь» скандинавское и в переводе обозначает «дружина»12. Но ни в первом, ни во втором слу-чае такая трактовка ничего не проясняет, хотя уже давно подмечено, что термин «Русь» близок по значению к военной тематике. Если согласиться, что в этимологической основе названия Русь лежит воинская терминология и оно близко к обозначениям различных оттенков красного цвета (традици- онного для воинства), то почему оно не могло обозначать воинственный род, претендовавший на власть и могущество. Алые паруса кораблей, красные плащи и щиты, дорогие мечи- отличительные признаки внешнего облика русов, которые неоднократно упоминаются в источниках, указывая на знат- ность и воинственность рода.Название Русь известно по всей Европе. Традиционно «русскими» считались южнобалтийские земли, остров Рюген и часть Поморья. «Русская земля» (Ругиланд) существовала наДунае во время Великого переселения народов, ее связыва- ют с государством короля Одоакра, свергнувшего последне- го римского императора. В.Н. Татищев приводил сообщение Птоломея, который располагал «рутенов» во Франции (про- винция Руверже) и называл их столицей город Руезиум. В Восточной Европе имя «Русь», помимо Поднепровья, было известно в Прикарпатье, Приазовье и Прикаспии. Область«Рузика» входила в состав Вандальского королевства в Северной Африке.Но все же русской «прародиной» была Южная Прибалтика, где исторические источники называли четыре географи- ческих центра Руси. Их условно определил А.Г. Кузьмин13. Во-первых, имеется в виду варяжская Русь, располагавшаясяв Мекленбургской области, откуда, по летописной легенде, был призван князь Рюрик с братьями. Это были земли «ван- далов», в которых правила «русская» династия. Во-вторых,«русским» в науке традиционно считался остров Рюген с примыкающим к нему побережьем. В-третьих, провинция Рота- лия и Вик с островами Эзель и Даго были «русскими». И,наконец, в-четвертых, выделяется «Русь» в устье Немана и Западной Двины. Некоторые авторы также выводили отсю- да Рюрика.Однако очевидно, что перечисленные центры были в определенной степени независимы друг от друга. Вполне вероят- но, что они возникали и переживали расцвет не в одно вре-мя. При том, что легенда об общем происхождении бытовала у всех северных народов.Римский историк Тацит писал: «В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, - они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн - прародитель и пра-отец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ин- гевонами, посередине - гермионами, все прочие - стевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всячес- ких домыслов, некоторые утверждают, что у бога было боль- шее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы и вандилии, и что эти имена подлинные и древние»14.Нас не должно смущать то обстоятельство, что Тацит пишет о «германцах»; он причислял к последним все народы,«которые сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими», в том числе венедов15. Вандалы, с которыми ве- неды были в близком родстве (или оба названия вообще от- носились к одной группе народов) также традиционно счи- таются «германцами» (разумеется, не в смысле современныхнемцев или их предков!). Иной смысл вкладывал в название и сам Тацит, для которого «германцы» - это родственники, родственные народы (от латинского germanus - родной). И только в этом значении отнесение вендо-вандальской груп- пы народов к «германцам» может считаться оправданным.Наиболее ранние сведения о происхождении народов, племен и отдельных родов содержались в эпосе, этногенетичес- ких преданиях, мифах. Начиная со средневековья, авторы исходили из библейской легенды о происхождении народов. По «Повести временных лет», варяги, свеи (шведы), мурма- не (норвежцы), готы, русь, агляне (англы), фризы, венеды и некоторые другие происходили от колена Иафета16. Летопи- сец указывает как раз на «германское» родство, перечисляя именно те народы, которые составляли основу северной ант- ропологической группы, ареал которой охватывал побере- жье Северного и Балтийского морей.По генеалогическим источникам, собственно «русский» вопрос проистекал из вандальских древностей. Но в совре-менной науке проблема вандалов ставится скорее в области истории древнего мира и средних веков, что логично при от- ношении к вандалам как к «варварам-германцам», участво- вавшим в разрушении Римской империи. При этом опреде- ленная подмена все же происходит, в том смысле, что в науке«варварские» народы традиционно считаются предками современных германоязычных народов.В то же время наши сведения о вандалах очень скудны. Имя вандалов-силингов сохранилось в названии Силезия (немец- кое название - Шлезвиг). Горный массив, разделяющий Си- лезию и Богемию, носил название «вандальских гор». Судя по всему, вандальский род силингов остался на Балтике, когдаво второй половине II в. н.э. вандалы-асдинги начали движе- ние с берегов Одера на юг. Они приняли участие в марко-манской войне, и в 174 г. император Марк Аврелий отвел асдингам земли в Дакии.Позднее вандалы приняли решительное участие в войнах с Римом в 70-х г. III в. в Подунавье, хотя ранее лишь эпизоди- чески участвовали в военных конфликтах. Летом 270 г. ван- далы и сарматы вторглись в пределы Римской империи, но потерпели поражение от армии Аврелиана. Согласно мир-ному договору, вандалы обязались поставить для римского войска две тысячи всадников и выдать заложников из самых знатных родов17 .В IV в. вандалы были разбиты готами и вытеснены из Дакии. Причем в битве пал король асдингов Визимар, с кото- рым связывают основание города Висмар на мекленбургс-ком побережье Балтики. На протяжении всего Великого переселения народов вандалы и русы вели кровопролитные войны с готами. По легенде, вандалы вели свое происхожде- ние от мифического короля Антура I, который был женат на богине Сиве. Позднее Сиву как покровительницу плодоро- дия и жизни особенно почитали варяги, ее главное святили- ще находилось в Ратцебурге в Вагрии.В 1521 г. Николай Маршалк опубликовал свою знаменитую генеалогию мекленбургского правящего дома, которая восходила к III в. до н.э., к первому вандальскому королю Антуру. Маршалк свидетельствовал, что в XV-XVI вв. в не- которых местностях Мекленбурга еще сохранялись вандаль-ские обычаи, которые иначе назывались вендскими18. Впоследствии его данные подтверждал советник мекленбургско- го герцога Иоанна Альберта I (1555-1591) Андреас Мюлий, который считался последователем Маршалка19 . А немногим позже - ректор Бернхард Латом20.Себастьян Мюнстер в своей «Космографии» 1588 г. говорил, что население Мекленбургского герцогства составляли венды, вандалы, герулы и ободриты21 . Королем вандалов на Балтике был Вислав, который считался прямым предком Радегаста, последнего короля вандалов и основателя динас- тии королей вендов и ободритов. В.Н. Татищев понимал его как Вышеслав или Вечеслав22.Интересно, что по некоторым родословиям братом Вислава был легендарный «король герулов и ругов» Одоакр, низ-ложивший императора Ромула Августула. Иероним Хеннинг полностью отождествлял генеалогии ругов и герулов, возво- дя их к Одоакру23. Другие авторы вели род Одоакра от вож- дя гуннов Аттилы. Кстати, имя Вислав встречается в вендо- ободритских генеалогических таблицах вплоть до 1325 г. Последний князь Вислав был единственным известным в Се- верной Германии миннезингером, с его смертью прервалась древняя правящая династия на острове Рюген, который от- ныне вошел в состав Померанского герцогства.Остров Рюген занимал особое место на Балтике. Вне сомнения, это был значительнейший религиозный и политичес- кий центр, о котором сохранилось множество свидетельств. Известность острова была столь велика, что о языческом свя-тилище на рюгенском мысе Аркона писали даже арабские авторы: «У них [русоволосых варваров] есть храм на высо- кой горе. Он очень удивителен своей постройкой, кладкой, разнообразием красок, помещенными в нем драгоценными камнями и изображениями восходов солнца, устроенными в окнах, сделанных в этом храме»24. После этого по тексту спис- ка следует описание страны Варанк (Вагрии?), близкой по сво- ему географическому расположению к острову Рюген.Отдельное значение может иметь изучение Руси на юго- восточном побережье Балтики. На нее обращали внимание многие хронисты и историки. У Адама Бременского Прус- сия граничит с Руссией, те же данные находим у ТитмараМерзебургского. Пётр Дюсбургский (XIV в.) помещал в ус- тье Немана страну Руссию. В Житии св. Ромуальда устье Немана также названо Руссией, а король этой области - Не- тимер - королем русов. О том, что даже в XVI в. неманская область называлась Русью, свидетельствует приписка к Жи- т и ю св . Ан т о н и я Си й ско г о . Эт и и ст о чн и к и п р и в о д и л Н.М. Костомаров, также обращая внимание на то, что «ва- ряжские» имена из договоров Руси с греками близки к ли- товским25.О К арпатской Руси интересные сведения сообщает польский хронист Матвей Меховский. В 1517 г. он опубли- ковал в Кракове «Трактат о двух Сарматиях», где подробноописывал земли, населенные русским народом: «Ограничена Руссия - с юга Сарматскими горами и рекой Тирасом, кото-рую жители называют Днестром (Niestr); с востока - Танаисом, Меотидами и Таврическим островом; с севера - Литвой, с запада - Польшей. …У Сарматских гор живет народ рус- ский (Ruthenorum), во главе которого стоят знатные люди из поляков… Столица Рутении - укрепленный город Львов с двумя замками - верхним и нижним»26.По сей день два народа - великорусы и русины (значительно удаленные географически друг от друга) - именуют себя«русскими», на основании чего можно предположить, что общее самоназвание уходит корнями в глубокую древность. Русинская проблема сегодня приобретает острую политичес- кую актуальность, главным образом, на Украине, которая не желает признавать русинскую идентичность.Матвей Меховский продолжает, указывая на земли, откуда происходили русины: «[Рассказ о немецком завоевании винделиков (вандалов, - В.М.) в Поморье] Тем не менее, до сего дня винделики и славы остаются в тех местах около Любека, Ростока, Мисны, но не в городах, а в селах и дерев- нях, особенно те, что называются сарбы и винды. Остаются еще и старые имена поляков и винделиков в названиях мест, замков и городов: ведь и Любек, и Росток, и Мекельсбург (Мекленбург, - В.М.) - имена польские»27 .Вне сомнения, Меховский использовал уникальные источники и наблюдения, что делает его сочинение особенно ак- туальным. Он выдвигал цельную гипотезу о вандалах, кото-рые, по его мнению, вместе с другими родственными племенами произошли из Польши28. Понятно, что в своем сочине- нии он слишком превозносил поляков, сам будучи предста- вителем этого народа.Генеалогическая традиция, восходившая к вендо-вандальской древности, нашла яркое выражение в исторической ли-тературе. Но сегодня эта традиция оправдана не только с точки зрения культурного наследия, но и с позиций совре- менной науки. Изучение вендо-вандальской группы на юж- ном побережье Балтийского моря может дать богатый мате- риал для существенного пересмотра устаревших научных положений. Ни венды, ни вандалы не были «славянского» происхождения (антропологически установлена их близость к северной расово-культурной группе), что также позволяетиначе взглянуть на проблему так называемых «балтийских» или «полабских славян» в свете их контактов с древними ру- сами. Западные «славяне» обнаруживают значительно мень- ше славянского культурного компонента, нежели восточные и, тем более, южные славяне. Эти данные, конечно, могут сви- детельствовать только о кризисе теории «славянской общ- ности» и необходимости ее существенной корректировки. Однако отдельной проблемой остается соотношение вендо- вандалов с «германцами». Принципы господствующей в со- временной науке методологии, различающей народы по куль- турно-языковым, а не по культурно-антропологическим при- знакам, пока не позволяют приблизиться к решению этих важных вопросов. Хотя очевидно, что в этнической истории культурный и языковой факторы явно вторичны по отноше- нию к антропологическому происхождению. Как очевидно и историческое единство «рода Русского», прославленного на протяжении многих веков.ЛИТЕРАТУРА1. Власова И.В. Этнодемографическое развитие с 1917 по 1990-е годы / Русские. Москва, 1997. С. 140.2. Тихомиров М.Н. О происхождении названия «Россия» // Воп- росы истории. 1953. № 11. С. 94.3. Трубачёв О.Н. Русский - российский. История двух атрибу- тов нации // Рязанский ежегодник. 2000. С. 36.4. Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. Москва, 1993. С. 26-31, 41.5. Гильфердинг А. История балтийских славян. Москва, 1994. С. 34.6. Ловмяньский Г. Руссы и руги // Вопросы истории. 1971. № 9. С. 47, 51.7. Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. Москва, 2001.8. См. например: Кур А.А. Из истинной истории наших пред- ков // Молодая гвардия. 1994. № 1. С. 237.9. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. Москва, 1988. С. 137-138.10. Алейников В.Е. Исторические регионы Руси. Новая концеп- ция. Минск, 1994. С. 38-58.11. Гринёв С.А. Была ли конница у древних руссов? Киев, 1895. С. 10, 16.12. Брим В.А. Происхождение термина «Русь» // Россия и Запад. Исторический сборник. 1923. № 1. С. 5-10.13. Кузьмин А.Г. Кто в Прибалтике «коренной»? Москва, 1993. С.4.14. Корнелий Т ацит. Анналы. Малые произведения. История. Санкт-Петербург, 1993. С. 338.15. Там же. С. 355-356.16. Новгородская IV летопись. Полное собрание русских лето- писей. Т. IV. Ч. I. Москва, 2000. С. 2.17. Подробнее см.: Ременников А. Борьба племен Подунавья с Римом в 70-х годах III в. н.э. // АН СССР. Отделение истории. Античное общество (труды, конференции по изучению проблем античности). Москва, 1967.18. Lisch G.C.F. Jahrbucher des Vereins fur meklenburgische Geschichte und Alterthumskunde. Schwerin, 1848. S. 3.19. Mylius A. Chronica von der ersten Ankunft der Hertzoge zu Mecklenburg. Lipsiae, 1600.20. Latomus B. Genealochronicon Megapolitanum d.i. eine Historische Beschreibung der Stammbäume u. Blutverwandtnisse aller Meckl. Könige, Herzöge, Fürsten u. Herren auch Frauen u. Fräulein, auch aller Affinitäten oder Schwägerschaften. 1610.21. Sebastian Münster. Cosmographey. Basel, 1556.22. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших вре- мен. Кн. 1. Ч.1. Санкт-Петербург, 1768. С. 16.23. Henninges M.H. Theatrum genealogicum. - Magdeburg, 1598. T. 4. S. 957.24. Абд ар-Рашшид ал-Бакуви. Китаб тахлис ал-асар ва'аджа'иб ал-малик ал-каххар. Москва, 1971. С.108. Сам источник вос- ходит к концу XIV в., список - к XV в., но речь идет о событиях не ранее конца XI века. Автор благодарит за указание на этот источ- ник Е.С. Галкину.25. Костомаров Н. Русская республика. Москва, 1994. С. 19-20.26. Меховский Матвей. Т рактат о двух Сарматиях. Москва- Ленинград, 1936. С. 95.27. Там же. С. 75.28. Там же. С. 78.
Власова И.В. Этнодемографическое развитие с 1917 по 1990-е годы / Русские. Москва, 1997. С. 140.
Тихомиров М.Н. О происхождении названия «Россия» // Вопросы истории. 1953. № 11. С. 94.
Трубачёв О.Н. Русский - российский. История двух атрибутов нации // Рязанский ежегодник. 2000. С. 36.
Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. Москва, 1993. С. 26-31, 41.
Гильфердинг А. История балтийских славян. Москва, 1994. С. 34.
Ловмяньский Г. Руссы и руги // Вопросы истории. 1971. № 9. С. 47, 51.
Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. Москва, 2001.
Кур А.А. Из истинной истории наших пред- ков // Молодая гвардия. 1994. № 1. С. 237.
Кузьмин А.Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. Москва, 1988. С. 137-138.
Алейников В.Е. Исторические регионы Руси. Новая концепция. Минск, 1994. С. 38-58.
Гринёв С.А. Была ли конница у древних руссов? Киев, 1895. С. 10, 16.
Брим В.А. Происхождение термина «Русь» // Россия и Запад. Исторический сборник. 1923. № 1. С. 5-10.
Кузьмин А.Г. Кто в Прибалтике «коренной»? Москва, 1993. С.4.
Корнелий Т ацит. Анналы. Малые произведения. История. Санкт-Петербург, 1993. С. 338.
Там же. С. 355-356.
Новгородская IV летопись. Полное собрание русских лето- писей. Т. IV. Ч. I. Москва, 2000. С. 2.
Ременников А. Борьба племен Подунавья с Римом в 70-х годах III в. н.э. // АН СССР. Отделение истории. Античное общество (труды, конференции по изучению проблем античности). Москва, 1967.
Lisch G.C.F. Jahrbucher des Vereins fur meklenburgische Geschichte und Alterthumskunde. Schwerin, 1848. S. 3.
Mylius A. Chronica von der ersten Ankunft der Hertzoge zu Mecklenburg. Lipsiae, 1600.
Latomus B. Genealochronicon Megapolitanum d.i. eine Historische Beschreibung der Stammbäume u. Blutverwandtnisse aller Meckl. Könige, Herzöge, Fürsten u. Herren auch Frauen u. Fräulein, auch aller Affinitäten oder Schwägerschaften. 1610.
Sebastian Münster. Cosmographey. Basel, 1556.
Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших вре- мен. Кн. 1. Ч.1. Санкт-Петербург, 1768. С. 16.
Henninges M.H. Theatrum genealogicum. - Magdeburg, 1598. T. 4. S. 957.
Абд ар-Рашшид ал-Бакуви. Китаб тахлис ал-асар ва'аджа- 'иб ал-малик ал-каххар. Москва, 1971. С.108.
Костомаров Н. Русская республика. Москва, 1994. С. 19-20.
Меховский Матвей. Т рактат о двух Сарматиях. Москва- Ленинград, 1936. С. 95.
Там же. С. 75.
Там же. С. 78.