Вступительное слово | Русин. 2005. № 2 (2).

Вступительное слово

Вступительное слово.pdf ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!Конференция «Князь Даниил Галицкий и судьбы За падной Руси» - первая в истории Молдавии научная конференция, посвя- щенная истории русинов - коренного населения Карпато-Днестровских земель. Десятилетия умышленного замалчивания не только вклада русинов в создание ряда государств, но и самого существования этого этноса привели к искаженной трактовке исторических событий. В результате этого целый народ оказался вычеркнутым не только из общерусской истории, но и из истории стран своего нынешнего проживания.В современных учебниках истории можно встретить лишь фрагментарные упоминания о русинах, без расшифровки самого этно- нима, без объяснения причин его последующего «исчезновения». Складывается впечатление, что большинство современных иссле- дователей не только не владеет русинской проблематикой, но и слабо знакомо с историей своего народа и своего государства.К примеру, «История России» (Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII века. Москва, 2005. С. 48-49), изданная сотрудника- ми Института Российской истории под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова, так сообщает о «русинах»: «Надо вспомнить, что славянские племена овладели в I тысячелетии н.э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием «русины», т.е. русые люди, в отличие от блондинов - германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих «русинов» передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо- восточном районе Европы. Летопись точно указывает «адрес» этих русов-варягов - южные берега Балтики».Авторы вышеуказанного научного труда запамятовали, что сло- во «русин» применительно к русским упоминается в летописях X- XII вв. Употребляется оно и в своде древнерусского феодального права «Русской Правде». Этот этноним, несмотря на его запрет в тоталитарные времена, до сих пор жив во многих странах, где проживают русины и их потомки. Долгое время данный этноним сохранялся и в Великороссии, о чем свидетельствуют многочислен-ные литературные памятники. Логика исторического познания сегодн я требует осмысления в клада русин ов в формир ование польского, словацкого, венгерского, румынского, молдавского, ук- раинского, русского народов, в развитие их государственности и культуры в средние века, а также в новое и новейшее время.Для Молдавии вышесказанное имеет особое значение. Со времени обретения нашей республикой суверенитета произошла па- радоксальная, не имеющая аналогов в истории вещь: представители малочисленного национального меньшинства - румыны, со- ставляющие, как показала перепись 2004 г., всего 2,1% жителей страны, все эти годы пытаются навязать свои национальные и культурные ценности всему населению Молдавии. Целенаправленно ведется работа по денационализации проживающих в республике молдаван, русских, украинцев, болгар и других нацио- нальных сообществ. Особенно сильно эти процессы коснулись потомков русинов. Подвергшиеся этнокультурному «слому» в годы румынской оккупации (1918-1940), а позднее лишенные права на самоидентификацию и самоназвание, они оказались в наиболее сложном положении. История и культура местного русинского населения, едва упоминавшаяся в учебниках истории Молдавской ССР, ныне оказалась под запретом.15 лет преподавания в наших учебных заведениях антигосударственного, антиславянского и русофобского курса «История ру- мын» формируют в подрастающем поколении чувство национально-культурной неполноценности, разрыв в культурной традиции, ведут к забвению подлинной истории Молдавии.В том, что произошло, есть доля вины и русской общественности. Предварительные результаты переписи 2004 г., показавшие уменьшение численности русского населения в общем составе населения Республики Молдова на 4%, означают, по сути дела, не- удовлетворительную оценку деятельности всех русских этнокультурных организаций, интеллигенции, научных работников. В аналогичной ситуации оказались и местные украинцы, в состав которых после войны вошли малороссы и значительное количество русинов. Их доля уменьшилась на 2,9%. Наверное, пришло время славянским этнокультурным организациям активизировать сотрудничество, особенно в сферах науки и культуры.Русский язык и русская культура имеют в нашей стране глубокие исторические корни. Молдавское княжество возникло на зем- лях Галицкой Руси, с момента основания Молдавии русские (русины) составляли 40% населения страны, первые воеводы Молдавии - Богдан I и Лацко были русинами по происхождению, рус-ский (русинский) язык до начала XVIII в. был официальным языком княжества. В начале XX века русины составляли более 1/8 жи- телей Бессарабской губернии Российской империи (не менее 250 тыс. чел.). Поэтому сегодня остро стоит вопрос обновления нашей исторической памяти.В ходе конференции мы попытались решить ряд научных вопросов, в том числе проблему культурного и духовного единства русского народа от времен агрессии католицизма до современной эпохи глобализации. Проживающие в Молдавии русины и их потомки хранят память о своих предках, гордятся их деяниями, берегут свои традиции, язык и культуру.Русины (руснаки) - прямые потомки древнерусской народности. Впоследствии из нее выделились три братских восточнославянс- ких народа: русские, украинцы и белорусы. Предки же современ- ных русинов проживали в условиях гористой местности, в окружении иноязычного и, зачастую, иноконфессионального населения. Благодаря такой изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык, сохраниться как этнос. Многовековое проживание в составе различных государств привело к возникновению у неко- торых территориальных групп русинов небольших этнокультурных отличий. Несмотря на это, русины и их потомки в большинстве своем сохранили русинское самосознание, историческую память и понимание единства всех русинов. Современные русины - это та ниточка, которая продолжает связывать современных рус- ских, украинцев и белорусов с Древней Русью.Одной из важных целей, стоящих перед всеми русинами и их потомками, проживающими в различных странах мира, является создание обобщающего труда «История русинов». Его написанию должно предшествовать проведение региональных исследований по истории, культуре и этнографии русинов. Традиционной формой накопления научных знаний является проведение подобных конференций. О том, насколько это удалось, судить читателю.Хотя у представителей научной общественности, интеллигенции и лидеров русинских организаций может быть различное ви- дение путей сохранения этноса, надо помнить, что главная цель у нас все же одна - его сохранение и возрождение.Для достижения этой цели мы можем и должны объединиться.С уважением, Сергей СУЛЯК, главный редактор.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 Вступительное слово | Русин. 2005. № 2 (2).

Вступительное слово | Русин. 2005. № 2 (2).