Галицко-волошские связи в XIII-XIV веках.pdf Галицко-волошские связи в XIII-XIVПожалуй, в молдавской советской историографии не существу- ет более исследуемой темы, чем славяно-волошские связи. Эта тема всегда была модной. В 70-80-х гг. существовал даже специальный научный совет под названием «Славяно-волошские связи и про- исхождение молдавской народности» (Мохов Н.А., Зеленчук В.С., Советов П.В., с. 3-18). Такое название не случайно, так как эти два исторических феномена неразрывно связаны между собой. Одна- ко изначально в решении этого вопроса присутствует политичес- кий заказ.Флиртовали с проблемой славяно-волошских связей как сторон- ники теории миграционизма, так и приверженцы континуитета. Ист ор и ог р а ф и я от да л а св ой дол г сп ол н а р а н н и м п ер и ода м (V-X вв.) славяно-волошских связей. Однако по поводу связей сла- вян с восточнороманским населением в «темные века» (XIII-XIV вв.) написано довольно мало, а исследовано еще меньше. Советс- кая историография, равно как и румынская, в период до 90-х го- дов на данную тематику (славяно-волошские связи в XIII-XIV вв.) следовали стремлению придерживаться своеобразного статус-кво- обета молчания. Хотя средневековый Галич исчез почти в тот же год, когда появилась венгерская марка Молдова под предво- дительством Драгоша (1349 год) (Gorovei, p.109), никогда советс- кая историография не переходила в определении границ Галиц- кого княжества государственную границу Социалистической Рес- публики Румынии. Со своей стороны, румынская историография также в определении границ Галицкого княжества редко когда пе- реступала через границы СССР. В какой-то мере даже историки начали верить в то, что южные границы средневекового Галицко- Волынского княжества полностью совпадали с границами между Украинской ССР, с одной стороны, и Молдавской ССР и Румы- нией, с другой. Безусловно, что в историографии какие-то коле-бания насчет границ существовали: 20-30 км в одну или другую сторону. Однако эти колебания были незначительными. В основ- ном все историки определили границу княжества по линии, кото- рая сейчас проходит между двумя восточнороманскими государ- ствами и Украиной.Разумеется, для XIII в. географические реалии были несколько другими. Однако из-за отсутствия таких данных в письменных ис- точниках нам придется пользоваться дедуктивно-ретроспективным методом. До сих пор не известен ни один бесспорный документ, который бы упоминал о проживании волохов в междуречье Си- рет-Днестр в XIII - первой половине XIV в., хотя среди исследо- вателей любых школ и направлений не существуют сомнения, что в данное время они обитали на этих территориях. Осуществлены несколько попыток выявления доказательств данной историчес- кой реалии. Однако в большинстве случаев в логичности систем доказательств не уверены до конца даже их авторы, ибо до сих пор археологи не владеют данными хотя бы об одном жилище, которое смогло бы четко датироваться XIII в. Все датируется либо концом XII - началом XIII в., либо второй половиной XIII - на- чалом XIV в. Но не известен ни один комплекс на данной терри- тории, время существования которого могло определяться XIII в. Если учесть то обстоятельство, что этот вывод сделан после более чем полувековых поисков историков и археологов, мы можем ска- зать с уверенностью, что их или не там искали, где следовало, либо их (волошских комплексов XIII в.) просто не существовало. Для этого необходимо понять, что собой представлял XIII в. для дан- ных территорий.Вряд ли возможно понимание этнической истории в исследуе- мом временном отрезке без понимания политической конъюнкту- ры того периода, потому мы изначально предупреждаем, что для трактовки культурно-этнического контекста будем пользоваться исследованием политических реалий, которым уделим больше, чем обычно принято, внимания.В начале XIII в. (1206) венгерский король Андрей получает ти- тул короля Галича и Владимира. В обширном списке его титулов ближайшие к нашей зоне территории упомянуты следующим об- разом: король «…Галиции, Владимира, Кумании и Болгарии». Трудно представить, что между Галичем и Владимиром, с одной стороны, Куманией и Болгарией, с другой, существовало какое- либо другое государственное образование, ибо оно тогда обяза- тельно появилось бы в титуле венгерского короля. Нужно пола- гать, что территория будущего Молдавского княжества входилачастично в состав Галича и Кумании. Граница между данными государственными формированиями вряд ли имела постоянный характер. Она менялась в зависимости от военных успехов галиц- ких или куманских князей. Вероятно, при Романе I Галицкое кня- жество доходило до Дуная. Однако сразу после его смерти в ре- зультате нестабильной внутренней ситуации (боярские смуты) тер- ритория княжества значительно сузилась (Пашуто, с.134-289).Судя по тому, что упоминания о волохах в данной зоне доволь- но редки, можно сделать вывод о том, что они еще не были орга- низованы в сильное государственное образование. Однако можно смело утверждать, что населенные ими территории входили в со- став Галицкого княжества и занимали его южную часть. Это об- стоятельство подтверждается и более поздним пассажем из книги Марко Поло, где рассказывается о миссии францисканца Плано Карпини ко двору золотоордынского хана: «У выхода из Кума- нии встретил князя («ducem») Романа, который направлялся к та- тарам, и князя Олаха, который возвращался оттуда со своей сви- той… и эти все являются князьями Рутении" (Brătianu, 1980, p. 162). Безусловно, что Олах означает "валах" и является восточнороман- ским именем. Г. И. Брэтиану считает, что эти двое князей являют- ся эпическими персонажами из славяно-молдавских летописей, ко- торые, по преданию, пришли из Италии и заселили территорию Молдовы (Brătianu, p.164): "От града Виницеи приидоша два бра- та: Роман да Влахата, во християнстей вере сущи, избегоша от го- нения еретик на християне…" (Королюк, с.10).Наверняка во второй половине XIII века волошское население Галицкого княжества было организовано в своеобразное полити- ческое предгосударственное формирование, как предполагает Брэ- тиану (Brătianu, p.179-185). Однако документы, которыми мы в настоящее время располагаем, не фиксируют данный факт, оче- видно, оно входило в более сильное государство. Первым извест- ным нам предгосударственным образованием на территории Мол- давского средневекового княжества является так называемая "мар- ка Драгоша", которая, по всей вероятности, появилась в 1345-1349 годах и которая при Богдане Первом становится Молдавским го- сударством (Gorovei, p.109). Если вернуться к Галицкой летопис- ной традиции, то мы видим, что ниже Галича на Днестре суще- ствовала область, названная Понизией (Пашуто, с. 327). Учиты- вая, что северная граница Молдавского княжества в средних ве- ках находилась в непосредственной близости от города Галича, можно предположить, что территория Понизии в какой-то мере совпадала с северной территорией Молдавского княжества. На этоуказывают, во-первых, славянская топонимика, а также факт по- вторения топонимов, таких как Сирет (в румынской Молдове и на Украине), Ушица (в уезде Ботошань и в Черновицкой облас- ти), Бакота (в той же области) и Бохотин (в уезде Яссы), Теребне - Теребовль и др.Нижняя часть Карпато-Днестровских земель и Мунтения, оче- видно, входили в состав Кумании. На данный факт также указы- вают данные топонимики, например, производные от имени ку- ман антропонимы - Коман, Комана, Комэнэуць, Комэнеса, Комэ- нешть, Токсэвень, Талабэ, Вадул Куманилор и др., а также боль- шое число гидронимов куманского происхождения - Бахлуй, Бэл- дэлуй, Бэрлуй, Бэнэгуй, Кэлмэцуй, Кэлуй, Ковурлуй, Дерлуй, Су- хулуй, Теслуй, Турлуй, Урлуй, Васлуй и др. (Spinei, 1999, p.313). С другой стороны сохранились такие названия, как Бык, Быковэц, Садова, Лозова, Детлово, Городиште и др., которые, очевидно, фиксируют наиболее стабильную южную границу между Галичем и куманами. Граница между собственно Галичем и Понизией, на- верно, проходила по линии Мерешовка-Рэдэуць. Представляется, что Понизия в какой-то мере является областью Галича, где про- живало и восточнороманское население.Тот факт, что венгерский король в 1360 году называет Молдову«страной нашей молдавской» (при этом в его титуле не добавля- ется данный топоним, однако сохраняется "rex Halici", хотя кня- жество не существовало как политическое образование уже 10 лет), говорит о том, что под «Галичем» подразумевается северо-запад- ная часть Карпато-Днестровских земель, составлявшая первона- чальное ядро Молдавского государства.Сосуществование восточнороманского и галицкого населения указано в более поздних документах. К примеру, легенда о фор- мировании Молдавского государства, где Драгош, приходя на территорию Молдовы, встречает рутянина по имени Ецко. Соглас- но сообщениям Симиона Даскэла, «страна (Молдова) была сде- лана из двух языков, из румын и из русских», что, «известно и до сих пор - половина страны русские, половина - румыны» (Ureche,1955, p.107). Это подтверждается и в трудах Мирона Костина, где читаем, что Ецко пошел в Ляшскую страну, то есть в Галицкую землю, и привел оттуда своих соплеменников (Costin M., 1958, p.232). Конечно, можно поставить под сомнение процентное соот- ношение славянского и романского населения или отнести появ- ление в зоне славян к периоду австро-венгерской оккупации (Spinei,1997, p. 158). Не отрицая ощутимый рост рутенского населения на данных территориях в XVII в., можно с уверенностью утверждать,что в XIII-XIV вв. славянское и романское население сосущество- вали. Свидетельство тому- сохранившиеся, по крайней мере, две этнические группы, история которых восходит ко времени, пред- шествовавшему австро-венгерской оккупации. Это жители горных местностей - гуцулы и жители Буковины и Закарпатья - русины, или рутяне, которым свойственен архаичный говор, соответству- ющий больше древнерусскому или даже церковнославянскому, чем современному украинскому языку. В то же время тот факт, что языком канцелярии Молдовы становится славянский язык, пред- полагает, что хотя бы высшие слои общества владели им. Форму- ла «кто увидит или услышит этот документ» указывает на данную реалию. Невзирая на то, что в историографии превалирует мне- ние, что канцелярский язык в Молдавском княжестве южносла- вянского (сербского) происхождения, внимательное сравнение юж- норусских грамот XIV века (к примеру, грамота Александра Ко- риятовича 1375 года) (ЮРГ, № 10) с первыми грамотами Молдав- ского государства позволяет предположить восточнославянское влияние на язык канцелярии Молдавского государства.На всем протяжении XIII-XIV вв. территория Галича и верхней части Пруто-Днестровского междуречья входила в зону влияния православной церкви, хотя в некоторые тяжелые времена были попытки обращения населения данных территорий в католичес- кую веру. Так, после нашествия татар в 1241 году Даниил Галиц- кий обратился к папе с намерением вступить в католический союз. Папа с радостью одобрил данное сообщение и поспешил вручить Даниилу корону, скипетр и венец (Пашуто, с. 220). В более по- зднее время, после возникновения Молдавского государства, с та- кой же просьбой обратился к папе государь Лацко (примерно в1370 году) (Spinei, 1994, p.379). Кажется, в первые годы правления католиком был и его преемник, Петр I Мушат. Но борьба за неза- висимую молдавскую церковь, которая велась в последнем деся- тилетии XIV века, прошла под флагом православия. По свидетель- ству грамот XV в. можно сделать вывод о том, что молдавская церковь стала преемницей галицких традиций, ибо вся террито- рия Молдовы, вплоть до Белгорода-Днестровского, подчинялась Галицкой митрополии (Fontes, IV, p.272).Археологические данные довольно скудны. Однако попытаем- ся выделить основной археологический материал, благодаря ко- торому можем говорить о взаимодействии славян с восточными романцами на данных территориях в XIII-XIV вв. К нему отно- сятся предметы культа, происходящие из разных поселений севе- ра Молдовы. В основном это нательные кресты из района Сиретаи Северной Буковины (Spinei, 1997, p.148-151). С другой стороны, это различные украшения, в основном для женщин, которые име- ют восточнославянское происхождение - находки в Северной и Центральной Молдове.Несмотря на то, что, как мы уже отметили выше, известно о довольно ограниченном числе комплексов, которые бы четко да- тировались XIII - первой половиной XIV века, можно выделить некоторые поселения, существовавшие на всем протяжении этого периода. Это, во-первых, поселение Яссы-Николина, которое, судя по керамическому комплексу, является типичным для XIII века. Отметим также городище Мерешовка, которое считалось поселе- нием первой половины XIII века, но предпринятые нами разведки в последние годы позволили обнаружить слабый культурный слой второй половины XIII - XIV века. На севере средневековой Мол- довы можно отметить слои XIII - XIV вв. и на других поселениях: Васильев, Заставна, Рэдэуць и др. В центральных районах отмеча- ем поселения Брэнешть 3, где, по мнению автора раскопок, найде- ны следы обитания галицких выгонцев второй половины XIII - XIV века, а также аналогичный и более ранний (первой половины XIII в.) слой с городища Старый Орхей (Gorodenco, 2000, p.102).Наибольший интерес представляет памятник Старый Орхей. Здесь органически переплетаются четыре традиции изготовления керамики второй половины XIII - первой половины XIV века. Первые три из них определены по форме сосудов. Первый тип до- вольно оригинален и не имеет аналогий на других поселениях, поэтому мы так и назвали его - керамикой типа «Старый Орхей». Другой тип связан с предгорной частью Молдовы: Баей, Сучавой, Пятра Нямц. Следующая, третья традиция имеет аналогии толь- ко на территории Галича. Она отмечается особым составом теста, в котором присутствует слюда. Данная керамика имеет истоки на территории Валахии и Трансильвании и, наряду со второй тради- цией (согласно форме), является восточнороманской по происхож- дению. Керамика, имеющая аналогии на территории Галицкого княжества, очевидно, иллюстрирует пребывание в данной зоне древнерусского населения. Пока затрудняемся отнести к какому- либо культурному образованию керамику типа «Старый Орхей». Все же не исключаем возможность, что она иллюстрирует остатки куманских племен в данных территориях (Gorodenco, 2000, p.95).Учитывая более поздние названия «Цара де сус» и «Цара де жос», предполагаем, что они располагали географической основой. Цара де сус была местом проживания оседлого населения, обитавшего в предгорных и лесостепных зонах, в этническом плане представ-ленного волохами и русинами. Население Цара де жос - террито- рии лесостепи - представлено также волохами и русинами, а степ- ная зона населена в большей мере кочевниками. В XIII-XIV веках вряд ли волошское, равно как и славянское население могло со- ставить более или менее весомую этническую группу на юге Мол- довы в Буджакских степях (в Цара де жос). Данное обстоятель- ство хорошо иллюстрируется документами XV в., когда на терри- тории буджакских степей населенные пункты практически отсут- ствуют, а на территории всей Цара де сус их в десять раз больше, чем на всей территории Цара де жос.БИБЛИОГРАФИЯКоролюк В. Д. «Волошская земля» в раннесредневековых пись- менных источниках // Этническая история восточных романцев. Древность и средние века, Москва, 1979, с. 5-17.Мохов Н. А., Зеленчук В. С., Советов П. В., Итоги и перспекти- вы работы научного совета по проблеме «Славяно-волошские свя-зи и происхождение молдавской народности» // Славяно-волошс-кие связи, Кишинев, 1978, с. 3-18.Пашуто В. П., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси,Москва, 1950.ЮРГ - Южнорусские грамоты, Киев, 1915.Brătianu Gh. I., Tradiţia istorică despre întemeerea statelor româneşti, Ediţie îngrijită de V. Râpeanu, Bucureşti, 1980.Choniates Nicetas, Istoria // Fontes historiae Daco-Romanae (Izvoarele istoriei României), vol. III, Bucureşti, 1982.Costin Miron, Istorie în versuri polone despre Moldova şi Ţara Romînească[Poema polonă] // Ibidem, Opere, ed. P. P. Panaitescu, Bucureşti, 1958.Fontes - Fontes historiae Daco-Romanae (Izvoarele istoriei României), vol. IV, Bucureşti, 1982.Gorodenco A., Ceramica locală de la Orheiul Vechi în secolele XIV- XVI, Brăila, 2000.Gorovei Şt., Întemeierea Moldovei. Probleme, controverse, Iaşi, 1997. Spinei V., Moldova în secolele XI-XIV, Chişinău, 1994.Spinei V., Bucovina în mileniul întunecat // Spaţiul Nord-Est carpatic lîn mileniul întunecat, Iaşi, 1997, p.131-188.Spinei V., Marile migratii din estul si sud-estul Europei in secolele IX- XIII, Institutul european, Iaşi, 1999.Ureche Grigore, Letopiseţul Ţarii Moldovei, ed. P. P. Panaitescu, Bucureşti, 1955
Королюк В. Д. «Волошская земля» в раннесредневековых письменных источниках // Этническая история восточных романцев. Древность и средние века, Москва, 1979, с. 5-17.
Мохов Н. А., Зеленчук В. С., Советов П. В., Итоги и перспективы работы научного совета по проблеме «Славяно-волошские связи и происхождение молдавской народности» // Славяно-волошские связи, Кишинев, 1978, с. 3-18.
Пашуто В. П., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, Москва, 1950.
ЮРГ - Южнорусские грамоты, Киев, 1915.
Brătianu Gh. I., Tradiţia istorică despre întemeerea statelor româneşti, Ediţie îngrijită de V. Râpeanu, Bucureşti, 1980.
Choniates Nicetas, Istoria // Fontes historiae Daco-Romanae (Izvoarele istoriei României), vol. III, Bucureşti, 1982.
Costin Miron, Istorie în versuri polone despre Moldova şi Ţara Romînească [Poema polonă] // Ibidem, Opere, ed. P. P. Panaitescu, Bucureşti, 1958.
Fontes - Fontes historiae Daco-Romanae (Izvoarele istoriei României), vol. IV, Bucureşti, 1982.
Gorodenco A., Ceramica locală de la Orheiul Vechi în secolele XIV- XVI, Brăila, 2000.
Gorovei Şt., Întemeierea Moldovei. Probleme, controverse, Iaşi, 1997. Spinei V., Moldova în secolele XI-XIV, Chişinău, 1994.
Spinei V., Bucovina în mileniul întunecat // Spaţiul Nord-Est carpatic lîn mileniul întunecat, Iaşi, 1997, p.131-188.
Spinei V., Marile migratii din estul si sud-estul Europei in secolele IX- XIII, Institutul european, Iaşi, 1999.
Ureche Grigore, Letopiseţul Ţarii Moldovei, ed. P. P. Panaitescu, Bucureşti, 1955.