Притисянская (Подкарпатская) Русь - чудом уцелевший осколок Святой ПраРуси
Притисянская (Подкарпатская) Русь - чудом уцелевший осколок Святой ПраРуси.pdf Притисянская (Подкарпатская) Русь - чудом уцелевший осколок Святой РусиРусинам особенно важно, что, кроме прочих народов, история русинов непрерывно ведет свою линию с историей молдаван и румын. Казалось бы эти народы могли бы сохранить твердую па- мять о русинах, но народ в центре Европы выпал из поля зрения не только у румынских, молдавских, но и у историков других стран. Парадокс? Да. Но, не случайный!История Римской империи сохранила также парадоксальные вещи: римляне оккупировали землю греков территориально и по- литически, игнорируя их имя. Однако, греки победили римлян культурой, философией и идеологией. Иметь римское граждан- ство было великим достоинством и славой, а знание и употребле- ние греческого языка было признаком учености.Следующий парадокс. После 960 г. мадьяры перешли русинский карпатский Верецкой перевал и стали занимать русинские зем- ли за Карпатами и притисянские территории до Балкан, сами же принимали русинскую веру, культуру и письменность.И вот местный народ - прарусины перестали «замечаться» историками. До прихода мадьяр под Карпатами жили хорваты, которые упоминаются в X веке Константином Багрянородным1 . Мадьяры, перейдя горы, нашли там белых хорватов с князьями и укрепленными городами. Если мадьяры прошли мимо Киева как сила, с которой Киев не решался воевать, то русины Закарпатья, которых вроде бы не было, такой бой мадьярам дали под Ужго- родом в конце IX в. Хотя силы были неравные и русины потерпе- ли поражение, в котором и князь Лаборец погиб, однако масса мадьяр была избита. Погиб и их главный предводитель2.Русины и мадьяры оказались обезглавленными - остались без правящих князей. Возможно, это сыграло решающую роль в том, что мадьяры уже не решались вступать в дальнейшую войну с ме стными русинами, а прошли их земли и поселились на западе Паннонии. Только через 300 лет мадьяры снова вернутся на Подкар- патскую Русь, оттесняя русинов в предгорье, сами занимая рав- нинные плодородные земли и виноградники3. Само упоминание о русинах становится эпизодическим.За эти 300-400 лет русины ушли из поля зрения историков: с Запада они были прикрыты мадьярами, а с востока - Карпатскими хребтами. До прихода мадьяр подкарпатских русинов нередко на- зывали болгарами, как подданных болгарских царей, поскольку некоторое время Мараморош входил в состав Болгарского цар- ства, запад (Пряшевская Русь), по всей вероятности, был в составе Великой Моравии4.И снова нет народа - нет русинов: просто болгары и мораване. Эти болгаро-русины-мораване и были приглашены на остальную Русь крестить и проповедывать. Вот вам и терра инкогнита: «не- ведомый» народ русинов, крещенный раньше на 100 лет, несет свет Евангелия на Киевскую Русь.Историки в это время знают просто Венгрию, не уточняя этнический состав этой державы. Да и сами русины получают от киев- лян имя «угрины». Отсюда русин Мойсей и его брат становятся Мойсеем и Георгием Угринами. Мадьяры оказались проворными ассимиляторами русинов, словаков, волохов и других народов, но и сами оказались размытыми в культуре и вере этих народов, в том числе и русинов. Так, первая вера мадьяр - православие. Пер- вый язык письменный - славяно-русинский. Первооснователь Ма- дьярщины король Стефан І был первоначально крещен по право- славному обряду5 и в 2000 г. канонизирован Константинопольс- кой церковью как святой Православной церкви.Тот же парадокс и дальше. Когда стали формироваться румынский и молдавский народы, их соседями были русины, русины дали очень много соседям. Даже молдавский воевода Драгош родом из русинского Марамороша, вероятно, русин.Позже румыны и молдаване стали сами ассимилировать своих соседей - русинов. Но вплоть до начала XVIII века вынуждены были оставлять русинов из-за того, что именно русины легко вла- дели церковнославянским-русинским языком, который оставался официальным языком этих народов. И в наши дни тоже часто весь- ма трудно иногда определить, где русин, говорящий по-румынски или по-молдавски, а где румын или молдаванин, говорящий по- русински.Многовековое соседство породило между румынами и молда- ванами (в основном, православными) и русинами (православны- ми) уникальные отоношения взаимосвязей, взаимопроникновений, взаимозаимствований, взаимосодействующих культур, верований и традиций и т.д. Не поэтому ли 40000 румын живут в Закарпатье и владеют русинским языком, будучи уже нашими закарпатскими соотечественниками, румынами по языку и русинами по духу! Точ- но так сотни тысяч русинов Молдавии стали молдаванами по язы- ку, но сохранили душу, менталитет, обычаи и веру своих предков русинов.Всем известно, что церковнославянский язык (фактически - язык русинов) был рабочим, церковным и долгое время государствен- ным в валашских и молдавских землях. И если Драгош родом из русинского Марамороша, этой исконно русинской земли, часть которой была включена в состав Румынии только с 1918 года (ког- да румынские войска просто оккупировали русинский Сигет и его окрестности на севере Марамороша), то можем говорить об этни- ческой близости бессарабских и карпатских русинов и молдаван.Быть может, и гуцулы - это остатки русинизованных молдаван или, наоборот, молдавизированных русинов?Пока существовали две империи, Российская и Австро-Венгерская, то география русинов была понятна и не ограничена искус- ственными кордонами. Подкарпатская Русь, Галиция, Буковина, Бессарабия находились на стыке этих империй и были жертвами их этнополитических экспериментов. Свои эксперименты с Гали- цией 600 лет проводила Польша, сменив веру галичан, и 200 лет - Австрия, которая сменила этническое лицо Галиции. Потомки русинов, живущие в древней части русской земли - Галиции, на- прочь не хотят признать, что их предки были русскими. Такая проблема есть и у малороссов, забывающих свои корни: они се- годня уже не русские, убеждает их официальная пропаганда, а потомки полумифической трипольской культуры.Не случайна принципиальная смена названия малоросс, что значит главный, древний росс, на этноним украинец, хотя до сих пор так и не выяснено, что это обозначает! Русины Закарпатья знают, что слово Украина (Рязанская, Киевская, Мукачевская) в прошлом означало край русской земли и никогда не являлось названием отдельной страны или народа.Русины в 1849 году при встрече со стотысячной русской армией, которая шла на помощь австрийской монархии, заметили ве- ликое взаимное родство с русскими. То же почувствовали и рус- ские воины6. Но русскость русинов Закарпатья оказалась бельмомна глазу в киевских псевдонаучных кругах, усмотревших в русинах чуть ли не пятую колонну России, а не уникально сохранив- шийся этнос в центре Европы. И сохранивший именно то, что со- временные украинцы почти безвозвратно потеряли при помощи унии и экспериментов австрийской этнолаборатории на Галичи- не, где удалось создать новый этнос-гибрид, ненавидящий все рус- ское. Подкарпатские русины русскость сохранили. Сегодня беда выживших за тысячу лет русинов в том, что они вообще существу- ют. Своим существованием они разбивают в пух и прах фантасти- ческую псевдоисторию Украины.Мы имеем проблему c самим существованием этноса в в центре Европы, который никогда не был украинским. Это «вождь всех народов» Иосиф Сталин «приклеил» нас к большевистской Укра- ине в 1944-1945 гг. Главная беда не в том, что большевики аннек- сировали государственное образование Подкарпатская Русь, ко- торое существовало в качестве автономии в составе Чехословац- кой республики с 1919 по 1939 гг.7, и превратили его в рядовую бесправную область Украины, а в том, что народ, хозяин той зем- ли - русины - был лишен собственного этнического имени.Крымских татар депортировали в Казахстан, но название наро- ду не сменили: они вернулись в Крым татарами. А вот русинов Сталин лишил имени, и до сегодняшнего дня нам имя почему-то не возвращают. Хотя сталинизм подвергся разоблачительной кри- тике всеми советскими политиками и последующими украински- ми властями, однако сие деяние Сталина четко оберегается, и его, сталинских, аннексий они не отменили. Выходит так, что нет для подкарпатских русинов большой разницы между Гитлером и фа- шизмом, который разрушил Чехословакию, а Подкарпатскую Русь приказал превратить в Карпатскую Украину, и большевизмом. Ибо большевики после 1945 года сделали с русинами то, что не успел сделать Гитлер, - забрали у них даже имя.В 1991 году распался Советский Союз. Точнее, его развалили. Русины вместе с украинцами создали новое демократическое го- сударство. Таким образом, русины - равноправный с украинцами державообразующий народ независимой Украины. Но все эти годы и новая украинская власть Кравчука-Кучмы продолжала этноцид русинов тайными и явными «мероприятиями» вроде киевских«Планов-мероприятий по этноликвидации русинов Закарпатья». Что скажет новая власть Ющенко? Посмотрим. Пока власть пред- почитает отмалчиваться.Только в церкви православной русины со времен Кирилла и Мефодия всегда чувствовали себя признанным народом. Ведь русины за 1000 лет, прошедших от крещения Кириллом и Мефоди- ем, сохранили православие, то подкрепляя соседей румын, молда- ван, то прося церковной помощи у них. Здесь, в церкви, русины почувствовали себя изюминкой русскости и православия, в отли- чие от галичан, где перед заменой национальности с руськой на украинскую им сперва заменили веру на униатскую - уникальную помощницу в ассимиляции русских.В Закарпатье правит бал православие. Православные русины - это дети православной Сербской церкви, которая доверила нас Русской Церкви в 1947 году. Всего- навсего доверила! Причем здесь украинские автокефалии, к православным русинам Закарпатья? Мы - русины сербско-русского православия, и для нас Русская цер- ковь с 1947 года стала Духовной Матерью, последним прибежи- щем в час гонений и непризнаний. Православие и восточный об- ряд - это основа жизненной стойкости русинов. А ведь именно по православию наносятся удары.Если внимательно присмотреться, то увидим, что любая рево- люция не обходилась без «галичан» и «Галиции». Но у русинов иначе. Мы сделали зрелый независимый выбор - союз с восточны- ми русскими братьями. Потому, что у нас есть своя русинская зем- ля, своя история, своя русинская национальность, свой уникаль- ный древний язык с официальной грамматикой, с переводом Еван- гелия на русинский язык, свое отдельное церковно-богослужеб- ное пение, уникальные традиции, свой образ в мире, своя интел- лигенция (хотя и малочисленная), опыт мирного проживания в центре Европы. Мы такие же соседи полякам, как и галичане, но русины никогда не уничтожали поляков, так же как никогда не вырезали и мадьяров, не воевали насмерть с румынами и молдава- нами! Мы жили мирно, мы живем сегодня мирно, мы знаем, как жить мирно, мы способны жить мирно. Мы, русины, - это реаль- ность в Европе и… выходит, нас, русинов, нет! Так утверждает официальный Киев и сегодня! В 2002 году Украина ратифициро- вала повторно Европейскую Хартию региональных языков и язы- ков национальных меньшинств, обрезав из нее почти все в ней жи- вое и нужное. Но так и не послала Украина документы ратифика- ции в Европу. Какой позор! И делают вид, что хотят в Европу.Против такого бесчинства чиновников нужна консолидация всех русинов мира. Вот почему нужно нам действовать сообща, ибо просто так сегодняшние власти права русинам не обеспечат.В 1946 г. Польша депортировала русинов-лемков и до сего дня не извинилась за депортацию. А Украина, угождая Польше, тоже не упоминает о лемках Польши.Новая депортация русинов уже началась. Я не оговорился. Толь- ко депортируют русинов не в Западную Силезию, а в Испанию и Португалию. 350 тыс. русинов Закарпатья (60% трудоспособного населения) вынуждены искать работу за границей, оставив свои дома, свою землю. Вот она, хитрейшая депортация XXI века.Русины любят Украину как государство, свою политическую Ро- дину, ибо сами ее строили. Но сегодня мы понимаем: нужен Укра- ине срочный правовой евроремонт. И, без сомнения, русины по- могут в этом Украине. Все русины мира, в том числе и молдавские русины. Но пока Украина - больное в правовом отношении госу- дарство. Новая власть на Украине продолжает отказывать руси- нам в официальном признании. Двойные стандарты крепко при- жились на Украине. Но это не может остановить процесс призна- ния подкарпатских русинов, которые имели свое государство, гимн, флаг, историю, язык, самобытную культуру и т.д. Есть ли на Украине свобода и права человека? Спросите у русинов. Мы знаем ответ. Пока нет. Но мы рады, что хотя бы Молдавия в этом вопросе более демократична.ЛИТЕРАТУРА1. Константин Багрянородный. Об управлении государством // Известия Академии истории материальной культуры. Вып. 91. Москва-Ленинград, 1934. С. 11.2. Данилюк Д. Iсторiя Закарпаття в бiографiях i портретах (з давнiх часiв до початку XX ст.). Ужгород, 1997. С. 19.3. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 26.4. Там же: С. 24.5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.Т. VA. Санкт-Петербург, 1892. С. 889.6. Ульянов Н. Украинский сепаратизм. Москва, 2004. С. 320.7. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. С. 40-43.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 331
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ссылки
Константин Багрянородный. Об управлении государством // Известия Академии истории материальной культуры. Вып. 91. Москва-Ленинград, 1934. С. 11.
Данилюк Д. Iсторiя Закарпаття в бiографiях i портретах (з давнiх часiв до початку XX ст.). Ужгород, 1997. С. 19.
Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2001. С. 26.
Там же: С. 24.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. VA. Санкт-Петербург, 1892. С. 889.
Ульянов Н. Украинский сепаратизм. Москва, 2004. С. 320.
Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. С. 40-43.

Притисянская (Подкарпатская) Русь - чудом уцелевший осколок Святой ПраРуси | Русин. 2005. № 2 (2).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3205