Образ и образы кириллицы в русской поэзии | Русин. 2005. № 2 (2).

Образ и образы кириллицы в русской поэзии

Образ и образы кириллицы в русской поэзии.pdf Образ и образы кириллицы в русской поэзииУ Андрея Вознесенского есть стихотворение, которое называется «Мелодия Кирилла и Мефодия». Первая строка в нем: «Есть лирика великая - кириллица!» И есть многое в славянской азбуке, явленной миру «первоучителями», что служит источником вдох- новения для стихотворцев. В русской поэзии существует особая тематическая область, которую можно назвать, перефразируя Воз- несенского, «лирикой о кириллице».Не претендуя на серьезную теоретическую значимость предлагаемых наблюдений, сделаем попытку изложить на письме праздничное выступление по поводу Дней славянской письменности и культуры, содержащее, тем не менее, элементы научного анализа. Стихотворный материал достаточно отчетливо структурируется, а если материал поддается систематизации, значит, достоин науч- ного исследования.По характеру использования фактического материала в поэзии о кириллице (несколько шире - в поэзии, каким-либо образом связанной со славянской азбукой) выделяется несколько типов.1. Философская лирика, в которой осмысливается роль письменности в истории человечества, в частности, роль кириллицы в истории славян. Безупречно, с точки зрения филологической на- уки, говорит о цивилизационном значении письма Анатолий Греб- нев в стихотворении «Слово», которое здесь приводится в сокра- щении.Во тьме немотою томиласьВселенная тысячи лет.И Слово явилось, как милостьДуше, обретающей свет.… Но в сумерках древних исходовТерялась изустная быль,И судьбы безвестных народовВ веках отклубились, как пыль. Как лист над землею - до срока - Беспамятно Слово несло,Покуда нетленные строкиЧертить не умело стило.Покуда на свет не пробились, Минувшего мудрость храня, Пергамент, береста, папирус - Для разума сущего дня.Отныне в бессмертье уходит Всеведенье литер простых. Недаром Кирилл и Мефодий Причислены к лику святых.. . .Достойно цитирования в хрестоматиях по общему языкознанию или истории русского языка стихотворение Валентина Сидорова«Кириллица» (написанное, видимо, в связи с посещением Киева).Так вот они - наши истоки Плывут, в полумраке светясь, Торжественно - строгие строки, Литая славянская вязь.Так вот где, так вот где впервыеОбрел у подножия горПод огненным знаком Софии Алмазную твердость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь.И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам,«Я есмь!» - заявила вселенной,«Я есмь!» - заявила векам.На фоне пейзажа, напоминающего нестеровские, творец славянской азбуки у Бориса Сиротина воспринимается как русский старец-философ (стихотворение «Святой Кирилл»).Леса, бесконечные дали, Немолкнущий звездный хорал - К нам буковки с неба упали, Кирилл их в лукошко собрал.И вот в теремах и хоромах, В узорочье дивном вокруг,В сплетении веток, в изломах -ßçûêîçíàíèåВся азбука вспыхнула вдруг. И он, озирая с отрадой Деревни, покосы, леса, Увидел, как линая лада Мерцала и шла в небеса.На камень седой придорожныйВ раздумии светлом присев,Он мыслил, что буквы, возможно, Суть в космос обратный посев.2. «Азбучная поэзия». Назовем так стихотворения, в которых сама азбука становится основным стихообразующим средством. Именно азбука, в словарной формулировке - «совокупность букв какой-нибудь письменности, расположенных в определенном по- рядке, алфавит». Азбучная упорядоченность букв - мнемоничес- кий феномен, почитаемый более, чем таблица умножения. Каза- лось бы, трудно себе представить что-то менее поэтичное, чем упо- рядоченная совокупность букв. Однако «азбучные стихотворения» многочисленны и многообразны. Похоже, что незыблемость об- щеизвестного порядка, отрицающая и исключающая творчество, стимулирует поэтов к тому, чтобы извлечь из банального нечто исключительное и индивидуальное.Как правило, такие стихотворения нарочиты, несколько искус- ственны по форме. Необходимость следовать азбучному порядку, с одной стороны, требует от авторов отточенной стихотворчес- кой техники. Но, с другой стороны, - и это очень важное обстоя- тельство - такие стихотворные произведения демонстрируют бо- гатство русского языка, который способен обеспечить материа- лом и философа, и виртуоза-каламбуриста, и настроенного на лин- гвистический эксперимент версификатора.В стихотворении Валерия Брюсова «Июльская ночь» слова сле- дуют в азбучном порядке начальных букв, и только если буква не может начинать слово, она находится внутри него. Обратим вни- мание: служебные, незнаменательные слова не нарушают этого строгого порядка; соседство И восьмиричного с i десятиричным просто умиляет. Кажется, не будь нужные буквы выделены, наро- читость подбора слов могла бы остаться незамеченной.Алый Бархат Вечереет, Горделиво Дремлют Ели, Жаждет Зелень - И iюль Колыбельной Лаской Млеет… Нежно Отзвуки Пропели…Разостлался Синий Тюль. Улетели Феи Холить Царство Чары Шаловливой, Щебет Ђдких Эпиграмм… Начинает снЫ неволитЬ, мVро льет нетерпеливый - Юга Ясный Qимиам.«Азбучные» стихотворения по преимуществу имеют, конечно, игровой, шуточный характер. Однако игры эти - совершенно раз- ные. «Советская азбука» Владимира Маяковского сделана вроде бы по очевидному образцу: уже в самых первых букварях каждая буква была представлена словами, которые с этой буквы начина- ются.«Советская азбука» - это узнаваемо «маяковский» стих - афори- стичный, злободневный, публицистически острый, с неожиданны- ми образными решениями, множеством окказионализмов. Не- сколько букв из этой азбуки.ДДеникин было взял Воронеж. Дяденька, брось, а то уронишь.ИИнтеллигент не любит риска. И красен в меру, как редиска.ЧЧалдон на нас шел силой ратной. Чи не пойдете ли обратно?!З ам ечат ел ьн о сти хотв ор ен ие «кор ол я ка ла м бура » Дм ит ри я Минаева. Здесь пародируется обычай называть реальных лиц пер- выми буквами их фамилий. Хороша Россия, от А до Я! Названия букв поддерживаются внутренней (в середине строки) рифмой.Прошла молва, что в граде А Сгорел в избе крестьянин Б, Дал яд вдове наш медик В, Сбил нос слуге помещик Г, Был пьян в суде защитник Д; Сорвал колье с девицы Е,Был в кураже, исправник Ж.«Иск о козе» затеял З, Из-за пари, с соседом И;Пьет бочкой эль художник Л, Бьет окна всем чиновник М; Как Диоген, неряшлив Н,Пуст, как дупло, аптекарь О. На трех повес П, Р и С.Есть гнев у дев Т, У и Ф. Зла, как блоха, майорша Х: Раз на крыльце прибила Ц, Ругнув с плеча Ч, Ш и Щ.Из высших сфер с княгиней Ъ Шуры-муры корнет ЫЗавел теперь в салоне Ь,В чем поощрять их стала Ђ, А князь в Москве в отделе Э Жену свою забыл для Ю…Так пишут нам про те местаУчитель Я с дьячком Q3. Особый вид «лирики о кириллице» составляют стихотворе-ния, в которых источником образности становится графика - форма кириллических букв, их очертания. Этот источник метафорических наименований отразился в пословицах и поговорках рус- ского народа: «стоять фертом», «прописать ижицу». В.И. Даль приводит пословицу: «Брюшко оником, ножки хером» (оник - название буквы О). Так что графические фантазии русских поэтов имеют древние корни в народном творчестве.В стихотворении Льва Лосева с таинственным названием «Три- надцать русских» речь идет о тринадцати буквах, созданных для того, чтобы отражать на письме звуки нашей речи, отсутствую- щие у других народов.Стоит позволить ресницам закрыться, и поползут из-под сна-кожухакривые карлицы нашей кириллицы жуковатые буквы Ж, Х.Воздуху! Как объяснить им попроще, нечисть счищая с плеча и хлеща веткой себя, - и вот уже в роще,в жуткой чащобе Ц, Ч, Ш, Щ. Встретишь в берлоге единоверца, не разберешь - человек или зверь.«Е - Ю - Я», - изъясняется сердце, а вырывается: «Ъ, Ы, Ь».Видно, монахи не так разрезали азбуку: за буквами тянется тень. И отражается в озере - езере, осенью - есенью, олень - елень.Некоторые буквенные метафоры здесь очевидны, для восприя- тия иных необходимо воображение: «тень» йота сопровождает буквы Е, Ю, Я.Буквенные метафоры современных поэтов ассоциативно насы- щены, их осознание, «расшифровка» выводят читателя в различные интеллектуальные сферы, в духовный мир авторов.Буквы, буквицы играют особую роль в поэзии и поэтике Анд- рея Вознесенского. Упомянутое в начале статьи его стихотворе- ние «Мелодия Кирилла и Мефодия» - это лишь отголосок мыс- лей, чувств, замыслов и дел поэта, для которого кириллица явля- ется воплощением родного языка, русской речи.Есть лирика великая - кириллица!Как крик у Шостаковича - «три лилии!»Белеет «Ш» в клавиатуре Гилельса - кириллица! И фырчет «Ф», похожее на филина.Забьет крылами «У» горизонтальное -и утки унесутся за Онтарио.В латынь - латунь органная откликнулась, а хоровые клиросы -в кириллицу!«Б» вдаль из-под ладони загляделося -как Богоматерь, ждущая младенца.У Вознесенского есть прозаическое философское произведение, которое называется коротко - «О». Читатель волен понимать и комментировать это название в меру своего разумения: «О» - это буква, «О» - это предлог, так как Вознесенский здесь размышляет О многом. Буквенное содержание названия безусловно. Буквой«О», вернее, словами с такой первой буквой, начинаются все гла- вы и главки. Эта буква получает у Вознесенского различные образные метафорические воплощения. Вот одно из них. [2, с.238]«Овалами антоновки тяжелела яблоня. Ее прогибающиеся ветви дедушка подпирал рогатинами.Она стояла за домом, против рассвета. Каждое утро из-за спи- ны силуэт ее омывался сиянием. Сквозили лучи в косую линейку. Силуэты яблок были обведены сияющими ободками, как прописные бук- вы «О» с нежным нажимом, будто утро учило чистописанию.О моя первая учительница письма! Тысячи лет назад в ином саду другая первая учительница, робея, протянула сияющую овальную букву, с которой начался род человеческий».Удивительным, сказочно прекрасным древом видится поэту язык.3«Наливалось дерево языка. Вначале было слово, не имеющее фор- мы. Человек свято и греховно сотворил форму для слова, создав ки- риллицу, рисунок, скульптуру.Мне снится, как мне снится золотое дерево языка! Оно растет сквозь мою жизнь, шумит кроной надо мной».Цветы, плоды и обитатели этого дерева - буквы кириллицы. Поэт (напомним, что А. Вознесенский - архитектор по образова- нию) замысливает грандиозную скульптуру, символизирующую язык.«Крона языка - моя навязчивая идея. Мне хочется на какой-ни- будь площади поставить монумент языку. Это будет памятником ушедшим великим словам - «не лепо ли ны бяшет, братие», - это будет вечный огонь живого слова. Там сольются поэзия и архитек- тура. Как колокола, будут раскачиваться золотые «А», сережка- ми будут звенеть «С», фыркнет филином «Ф», будут наливаться винные гроздья «О» - крона должно быть золотой, слегка качаться от нагреваемого воздуха, от света, человеческого дыхания».Этот фантастический монумент языку грандиозен. Крона дере- ва - в заоблачной выси, а «буквицы везли через всю страну по одной-две в пятитонных «МАЗах». У них расходились швы на уха- бах. Они были закинуты навзничь, как азбука для слепых. Вели- кое небо, подобно слепцу, ощупывало их дождями, зноем, утрен- ними лучами и сумерками» [2, с. 239] (сравним приведенное выше:«буквы - суть в небо обратный посев»).Величественность монумента под стать тому значению, какое имеет язык для человечества и кириллица для значительной его части. Неслучайно исполнителем своего проекта Вознесенский называет Зураба Церетели!Философское осмысление роли письма и метафоризация буквенной графики характеризуют поэзию Иосифа Бродского. Это одна из сквозных и, без преувеличения, программных тем его твор- чества.«Все мои стихи, более-менее, об одной и той же вещи: о времени», - сказал Бродский в одном из интервью [1, т. I, с.11]. О времени, о человеке во времени и стихотворение «… и при слове «гряду- щее» из русского языка…»:От всего человека вам остается часть речи. Часть речи вообще. Часть речи.Развитие этой мысли видится в высказываниях поэта о том, что достоянием будущего становится речь записанная:Человек превращается в шорох пера по бумаге, в кольца, петли, клинышки букв и, потому что скользко,в запятые и точки.(«Декабрь во Флоренции») Значимыми для Бродского являются все составляющие поня- тия «буква». Конечно, прежде всего, это знак, связывающий чело- века с человечеством, позволяющий поэту оставить себя, свою речь потомкам. Однако здесь остановимся на обозначенной теме мета-форизации графики.Бродского привлекает форма букв, подсказывающая зрительные образы, часто неожиданные:…Только подумать, сколькораз, обнаружив «м» в заурядном слове, перо спотыкалось и выводило брови.Форма букв у Бродского служит основанием для создания оли- цетворенных, персонифицированных образов. Например, в сти- хотворении «Строфы»:Буквенный строй завершив деловито, Невинно стоит в конце алфавита Простая и скромная буква «я».Буква как буква. Сойдется с другими, Кивнет им головкой и лапку подаст…И далее: «Как тридцать третья буква, Я пячусь всю жизнь впе- ред».Персонификация букв, опирающаяся на их форму, приобретает в этом стихотворении глобальный характер: буквы - это люди (или люди - это буквы?):Дорогая, несчастныхнет, нет мертвых, живых. Все - только пир согласных на их ножках кривых.Кириллические метафоры Бродского имеют и отвлеченно-фи- лософское, и конкретно-личностное содержание. Как Вознесенский, расположив «У» горизонтально, увидел летящую утку, так Бродский, повернув на девяносто градусов букву «в», показывает зашифрованный в этом знаке смысл:В облике буквы «в» При расшифровке вода, явно дает гастроль обнажив свою суть, восьмерка - родная дочь даст в профиль или в анфас бесконечности, столь «бесконечность - о - да»… свойственной синеве,склянке чернил и проч.На фоне такого неожиданного и философски глубокого воспри- ятия буквенной формы следующий образ может показаться поверхностным и даже по-житейски банальным. Вспомним, как ли- рически представлена у Вознесенского буква «Б»: она «вдаль из- под ладони загляделася, как Богоматерь, ждущая младенца». У Бродского в стихотворении «Новая жизнь»:Люди выходят из комнат, где стулья как буква «Б» Или как мягкий знак, спасают от головокруженья.Однако обращение к буквам как источнику образности у Брод- ского тем и своеобразно, что буквенные образы его не изолирова- ны: они являются органичным элементом поэтики. Одна из кон- стант поэзии Бродского - замкнутое пространство комнаты, при- вычная мебель (в частности, стул). Это мир гонимого поэта, его пристанище, в котором защищает постоянство вещей и букв, то есть возможность писать, творить (стул, понятно, в этом процессе играет не последнюю роль).Уже из другого стихотворения:Не выходи из комнаты: считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула?. . .Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся Шкафом от хроноса, космоса, ароса, расы, вируса.(«Не выходи из комнаты…») Самой привлекательной, самой содержательно многоплановой, неожиданной по интерпретации является для Бродского буква«Ж». Графическая основа ее образности, очевидная для каждого, нашла отражение и в поэзии («жуковатая буква» в приведенном выше стихотворения Льва Лосева). «Ж» действительно напоми- нает насекомое, но у Бродского это не вызывает отрицательных реакций.Говоришь, тебе нравится буква «Ж»?Что ж, это красивая буква нашего языка. Она издали смахивает на жукаИ гипнотизирует мужика.(«Театральное. С. Юрскому») Эту «красивую букву» Бродский узнает в самых неожиданныхпредметах.…Сад густ, как тесно набранное «Ж».(«Мексиканский дивертисмент. Гуернавака»)…Полицейский на перекресткемашет руками, как буква «ж», ни вниз, ни вверх…(«Декабрь во Флоренции») О мухе Бродский пишет, как «о букве шестирукой, … расхристанной на месте плоском кириллицыным отголоском…».Однако ассоциативные «выходы» буквы «Ж» у Бродского тре- буют особого комментария. О том, как связаны в его поэзии эта буква, муха и… муза, можно прочитать в нашей статье «"Милая кириллица" И. Бродского» [3, c. 56-65].Вообще, чтобы воспеть кириллицу, можно ограничиться цита- тами из Бродского. Ибо «черные знаки на белом», с помощью ко- торых поэт оставил нам свою «часть речи», - это не буквы вообще. Это буквы славянские, кириллические. Слово «кириллица» явля- ется одним из ключевых в творчестве поэта, который в нобелевс- кой речи назвал себя «всего лишь орудием родного языка». О сво- ей поэзии он написал однажды, что это «сильных чувств динозав- ра и кириллицы смесь» («Строфы»).Бродский ни разу в жизни не усомнился в том, что его стихи могут быть и должны быть написаны только на русском языке.… если вдруг начнет хромать кириллица от сильного избытка вещи фирменной, приникни, серафим, к устам и вырви мой язык.(«Песня о красном свитере»)ЛИТЕРАТУРА1. Бродский Иосиф. Форма времени. Стихотворения, эссе, пье- сы. Вступительная статья В.Уфлянда. В 2-х т. Минск, «Эридан», 1992.2. Вознесенский Андрей. Прорабы духа. Москва, «Советский писатель», 1984.3. Ионова И.А. Милая кириллица И.Бродского // Педагогичес- кий вестник. 2003. № 1-2 (13-14).

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Бродский Иосиф. Форма времени. Стихотворения, эссе, пье- сы. Вступительная статья В.Уфлянда. В 2-х т. Минск, «Эридан», 1992.
Вознесенский Андрей. Прорабы духа. Москва, «Советский писатель», 1984.
Ионова И.А. Милая кириллица И.Бродского // Педагогический вестник. 2003. № 1-2 (13-14).
 Образ и образы кириллицы в русской поэзии | Русин. 2005. № 2 (2).

Образ и образы кириллицы в русской поэзии | Русин. 2005. № 2 (2).