Трансформации в жизни православной церкви на Закарпатье в 1939-1945 гг.
В статье рассматривается процесс развития православной церкви на Закарпатье в годы Второй мировой войны. Обращается внимание на деятельность епископа Владимира, борьбу между двумя направлениями среди православных, стремление венгерских властей создать автокефальную церковь в своих границах. Со стороны власти совершалось целенаправленное давление на представителей сербского патриархата, вплоть до депортации архиерея. После освобождения Закарпатья начался процесс вхождения епархии в состав Русской православной церкви.
Transformation in the life of Orthodox Church in the Carpathian region in the years 1939-1945.pdf Население Закарпатья в первой половине ХХ в. пережило смену восьми политических режимов. До 1918 г. Угорская Русь находилась в составе Австро-Венгрии, а после ее распада - в составе буржуазной Венгрии (1918). В то же время восточную часть края захватили войска боярской Румынии. Вскоре венгерское правительство графа Кароли было повержено коммунистами во главе с Белой Куном. Новый режим продержался недолго, в сентябре 1919 г. земли русинов за Карпатами вошли в состав Чехословакии (далее ЧСР) под названием Подкарпат-ская Русь. Согласно Сен-Жерменскому договору чехи обещали создать в крае парламент и автономное правительство. Однако эти обещания были исполнены только в 1938 г., когда ЧСР подверглась агрессии со стороны Германии. В соответствии с Венским арбитражем западная часть Закарпатья с городами Ужгород, Мукачево, Берегово и частью округов вошли в состав Венгрии. В начале марта 1939 г. в г. Хуст было провозглашено независимое государство Карпатская Украина. После кровопролитных боев, продолжавшихся несколько дней, всю территорию края захватили венгры. С освобождением Закарпатья в октябре 1944 г. было создано квазисамостоятельное государство Закарпатская Украина. В 1946 г. Закарпатье было воссоединено с УССР и превратилось в Закарпатскую область. В условиях постоянной смены политических режимов православная церковь переживала тяжелое время. Историография православной церкви на Закарпатье в первой половине ХХ в. небогатая. В 1999 г. игумен Гавриил (Кризина) издал небольшую книгу по истории православия, которая являлась его кандидатской диссертацией на соискание степени кандидата богословия (Гавриил 1999). На основании документов чешских, украинских и французских архивов написана монография Павела Марека и Владимира Буреги (Marek, Bureha 2008). Они воссоздали целостную картину развития православия в Закарпатье в 1918-1953 гг., показали государственно-церковную политику Венгрии и Чехословакии по отношению к православной церкви. Материалы закарпатских и львовских архивов легли в основание книги автора этих строк (Данилець 2009). Своим научным походом привлекают внимание работы Осипа Данка (Данко 1994), Ивана Коломийца (Коломиец 1962), Валентины Марьиной (Марьина 2003), Николая Палинчака (Палшчак 1996), Вадима Якунина (Якунин 1-3). После возрождения православия среди русинов в Австро-Венгрии пастырскую работу с 1921 г. начала вести Сербская православная церковь (далее СПЦ). Под предводительством сербских епископов-делегатов была создана Карпаторусская автономная православная церковь, которая в 1931 г. легла в основание Мукачевско-Пряшевской православной епархии. Первым постоянным епископом новой епархии был Дамаскин (Грданичка). До 1938 г., когда владыку перевели на пастырское служение в Канаду, он создал прочную епархиальную структуру, в составе которой находились около 150 тыс. верующих. 23 июня 1938 г. на вакантную должность мукачевско-пряшевско-го епископа был избран Владимир (Раич) (Шестаков 2004: 658). 30 октября 1938 г. состоялась хиротония в Белграде. Информацию о посвящении находим на станицах газеты «Православная Русь»: «В воскресение 30 октября в Белграде в чрезвычайно праздничной обстановке в Патриаршем Соборе состоялась хиротония в епископы архимандрита Владимира. Литургию и хиротонию отправлял Его Святейшество Патриарх Сербский Гавриил, в сослужении митрополитов Анастасия и Досифея и Епископов Иринея Бачского и Симеона Шабачского, при русском протодьяконе о. Алексее Годяеве. В алтаре находились митрополит Иосиф и Епископы Серафим, Емилиан, Нектарий и Дионисий. Присутствовали также представители чехословацкого посольства» (Хиротония 1938: 1). Присутствие представителей правительства ЧСР свидетельствует о принципиальном согласии Праги на назначение епископа Владимира. Епископ Владимир (Любомир Раич) родился 11 января 1882 г. в г. Ужицу (Сербия). В родном городе Любомир окончил основную школу и два класса реальной гимназии. После чего уехал в Россию, где в 1903 г. закончил Вифанскую духовную семинарию. В 1907 г. получил диплом кандидата богословия Московской духовной академии (Дани-лец 2010: 22). Затем вернулся в Сербию, где работал преподавателем в разных научных учреждениях в Ужицу, Скопье, Шапцу, Кругевице, Раковице. С 1922 по 1938 г. - профессор гимназии в Белграде. После смерти супруги 7 мая 1937 г. в монастыре Раваница принял монашество. Постриг совершил Патриарх Сербский Варнава. В сан иеродиакона рукоположен 10 мая, а в сан иеромонаха - 13 мая 1937 г. (Наш Преосвященный 1939: 4). В 1938-1945 гг. - епископ Мукачевско-Пряшев-ский, в 1945-1947 гг. - администратор Рашко-Призренской епархии, а с 1946 по 1947 г. также администратор Черногорско-Приморской епархии. 20 мая 1947 г. назначен епископом Рашко-Призренским. Умер 14 февраля 1956 г. (Сава 1996: 91). 16 ноября 1938 г. епископ Владимир приехал в Мукачево, где 20 ноября состоялась его интронизация. В торжествах принял участие представитель Священного архиерейского Синода СПЦ епископ Серафим (ГАЗО: 41). Под руководством епископа Владимира оказались 130 приходов, в том числе 12 на Пряшевщине, расположенных в 6 благочиниях, 5 монастырей и 13 скитов с 417 насельниками. В связи с тем, что 2 ноября 1938 г., согласно упомянутому выше Венским арбитражем, венгры захватили Мукачево, епископ Владимир 26 ноября переехал в г. Хуст. Автономное правительство Подкарпатской Руси / Карпатской Украины именно этот город избрало своей столицей. В Мукачеве епископ Владимир оставил своего администратора - игумена Авер-кия (Таушева), под руководством которого оказались архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и монастыри на территории, которые отошли к Венгрии (Свято-Троицкий монастырь 2005: 50). Для эффективного управления епархией в новых условиях епископ Владимир реорганизовал Духовную консисторию. Этот орган состоял из духовного суда, школьного, монастырского и епархиального управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе лиц из местного духовенства. 29 ноября 1938 г. епархиальное управление просило Земское правительство в Хусте выплатить епископу дотацию, начиная с сентября 1938 г. (ГАЗО: 39). 22 декабря 1938 г. епископ Владимир обратился с письмом к Министерству школ и народного просвещения в Праге, в котором просил выделить субвенцию в размере 800 тыс. крон для постройки архиерейской резиденции, епархиального управления и духовной семинарии в Хусте. Министерство оставило письмо епископа без внимания. В связи с тем, что главой автономного правительства был униатский священник Августин Волошин, в церковных кругах было опасение, что новая власть будет враждебно относиться к правам православных. Но это опасение не оправдалось. 28 ноября 1938 г. епископ Владимир лично посетил главу правительства А. Волошина. По сообщению газеты «Новая Свобода», православный епископ «сложил премьеру заявление о лояльности к Карпатоукраинскому государству и его правительству» (Нова Свобода 1). Через месяц, 21 декабря 1938 г., А. Волошина посетила православная делегация в составе сербского митрополита Иосифа (Цвиевича), епископа Владимира (Раича), архимандрита Алексия (Кабалюка). Глава делегации митрополит Иосиф передал премьеру поздравления от Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). От имени Священного Синода СПЦ он заверил премьера в том, что православная церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины и не будет вмешиваться во внутренние национальные дела автономного правительства (Нова Свобода 2). В интервью белградской газете «Политика» митрополит Иосиф заявил, что православные имеют в Карпатской Украине равноправие с греко-католиками, а «премьер Волошин относится с политической толерантностью к православной церкви» (PoLitika 1939: 4). После захвата Карпатской Украины венгерской армией ситуация в православной церкви начала стремительно изменятся. Еще в начале 1939 г. в Будапеште возникла идея создать в Венгрии автокефальную православную церковь. Поэтому на Закарпатье начинается скрытая поддержка небольшой группы духовенства, которая с 1923 г. подчинялась пражскому архиепископу Савватию (Врабецу). Последний получил хиротонию в Константинополе, но не был признан правительством ЧСР. Его сторонники даже работали в епархиальном управлении в Хусте, где проводили антисербскую агитацию. В начале 1939 г. из Хуста за подписью Евгения Якуба, члена епархиального управления, было отправлено письмо декану Мигалю Дорослаи в Сигот, а через его посредничество - в Министерство внутренних дел в Будапеште. Автор обращения просит, «чтобы они сделали нужные шаги для того, чтобы освободить нас от сербских бандитов». Имея в виду, в первую очередь, епископа Владимира. «Сербская юрисдикция нужна только Гомичкову, Кабалюку, монахам Матфею и Амфилохию» (Данко 1994: 358). Подпольная деятельность против сербской юрисдикции со стороны некоторых священников во главе с Михаилом Поповым, которого венгерское правительство рассматривало как кандидата на епископскую должность новой церкви, была известна епископу Владимиру. В первом номере журнала «Православный вестник» за 1939 г. была помещена информация, в которой указывалось, что в селах епархии распространяются слухи о том, что венгерская власть против православия и будто бы хочет уничтожить православную церковь. Далее указывалось, что руководство епархии по этому поводу обратилось к местным административным властям и отправило делегацию в Будапешт. «Венгерская власть резко выступила против таких слухов и заявила о равноправности православия со всеми конфессиями в государстве» (Церковная хроника 1939: 14). В начале 1940 г. епархиальное управление начало получать донесения священников, в которых указывалось на незаконные действия венгерских чиновников и некоторых греко-католических священников. Например, 1 января 1940 г. иеромонах Макарий (Вадюн) писал: «В нашем селе Данилово учителя заставляют православных детей посещать униатскую церковь под угрозой физической расправы» (АМПЕ 1: 1). В связи с тем, что подобных писем епископ получал довольно много, 4 января 1940 г. он обратился с письмом к регентскому комиссару Подкарпатского края Сигизмунду Перени. В своем обращении владыка писал: «Имею честь просить от Вас защиты православного населения» (АМПЕ 2: 1). 15 марта 1940 г. епископ Владимир пишет жалобу на имя министерского советника в Ужгороде каноника Юлия Марины по вопросу неправомочных действий венгерских учителей в Данилово (АМПЕ 5: 1). 25 января 1940 г. С. Перени отсылается вторая жалоба, в которой епископ сообщал, что, несмотря на решение правительства о повышении заработной платы священникам, оно не воплощено в жизнь (АМПЕ 6: 1). Эти документы показывают, что венгерская власть нарушала права православных. 10 июня 1940 г. венгерские жандармы и солдаты закрыли православный монастырь в Теребле, а монахов арестовали. В письме в епархиальное управление игумен Вениамин (Керечанин) - настоятель монастыря, писал: «Нас согнали в село в церковный дом. Я был три раза у начальника жандармерии, он пугает тюрьмой. Прошу Вас обратиться с жалобой к правительству в Ужгороде и Хусте или сразу же в Будапешт» (АМПЕ 4: 1). Епископ Владимир (Раич) писал С. Перени: «Считаю, что этот проступок является неправильным, просим взять под свою защиту монастырь и принять меры, чтобы монахи вернулись в обитель» (АМПЕ 3: 1). Через некоторое время деятельность монастыря была возобновлена. Епископ Владимир был хорошо осведомлен о том, что против него ведется подпольная работа со стороны «савватиевцев». 7 октября 1940 г. он издал пастырское послание «всем о.о. благочинным и настоятелям приходов». В документе он четко характеризирует персоны агитаторов и ситуацию в церковном вопросе вообще. «До нашего сведения дошло, что нашу епархию часто посещают какой-то Дорослай и какой-то Михаил Попов, именующие себя православными священниками. Как мне известно, они устраивают с нашими священниками встречи и собрания и ведут между ними агитацию против законной юрисдикции Сербской Церкви и против нас как законного архиерея. К сожалению, некоторые соблазнились и отошли от нас» (АУСБУ: 358). Далее епископ дает оценку Дорослаю и Попову. «Дорослай постановлениями Священного Синода Сербской Церкви лишен сана, г. Попов решением Высокопреосвященнейшего митрополита Евло-гия, управляющего Русской Церковью в Западной Европе, лишен прихода; позднее он примкнул к юрисдикции Высокопреосвящен-нейшего митрополита Анастасия, управляющего Русской Церковью за границей, но вскоре же был запрещен в богослужении, которое до сих пор с него не снято. Поэтому каноны Церкви запрещают им и с ними какое бы то ни было общение, не только молитвенное, но даже и всякое другое, во избежание соблазнов. Оба они, выражаюсь словами священного Писания, насильники, которые не радят об своих овцах, ибо их оставили и ходят к чужим - к вам, не дверью, а через ограду. Своей пагубной агитацией они смущают и сеют смуту опасную для Православной Церкви и для нашей епархии, своими ложными обещаниями они соблазняют малодушных и слабых в вере, прельщая их материальными благами и земными почестями и высокими званиями. В интересах порядка и дисциплины в епархии я запрещаю сообщаться с ними и принимать их в свои дома и устраивать с ними свидания и собрания, какие, к сожалению, имели место в Хусте в церковном доме» (АУСБУ: 358). В послании епископ также обратил внимание на свой возможный отъезд из Закарпатья. «Ввиду известных вам обстоятельств, я буду принужден просить перемещения или освобождения от Мукачевской епархии, но сам, своевольно, я вас не покину и не оставлю и буду делить с вами и дальше ваше горе и вашу печаль» (АУСБУ: 358). В документе также находим заверения епископа в том, что венгерская власть не выступает против православия. «При сем хочу сообщить вам, что я посетил нового регентского комиссара, его Высокопревосходительство г. Николая Козму, который заявил, что в религиозных вопросах он будет вполне объективным и что можем рассчитывать на его поддержку в наших законных требованиях. Между прочим, он сам подчеркнул, что на Карпатской территории не приведены в порядок метрики, и он постарается в первой очереди решить этот вопрос, по поводу которого предпринял меры уже и в министерстве» (АУСБУ: 358). Несмотря на тяжелое положение епархии с связи с венгерской оккупацией, епископ активно выполнял свои функции. Он посещал приходы, рукополагал и возводил в сан духовенство, освещал храмы. По его указанию в 1939 г. вновь стал действовать интернат для православных учеников гимназии в Хусте, основанный еще в середине 1920-х гг. архимандритом Алексием (Кабалюк) (Православный вестник 1939: 14). Много пастырских посещений было совершено в августе 1939 г. Например, 2 августа 1939 г. епископ Владимир возглавил литургию в честь пророка Илии в женском монастыре в с. Липча Хустского округа. Во время литургии он возвел в сан игумена духовника обители иеромонаха Пантелеймона (Кундря) (Церковная хроника 1939: 15). 14 августа 1939 г. епископ возглавил богослужение на монастырском празднике в Преображенской обители в с. Теребля. Во время службы он рукоположил в сан дьякона выпускника Битольской духовной семинарии Иосифа Илюка (Церковная хроника 1939: 15). На следующий день владыка Владимир посетил православный приход в Сваляве (Церковная хроника 1939: 15). 20 августа 1939 г. его пригласили прибыть с архипастырским визитом в с. Калины Тячевского округа. Во время литургии он рукоположил в сан священника дьякона Иосифа Илюка и возвел в сан протоиерея сельского священника Георгия Пли-ску (Церковная хроника 1939: 15). На праздник Успения Богородицы 1939 г. епископ возглавил торжественную литургию при архиерейской резиденции в Мукачеве (Отпуст в Мукачеве 1939: 13-14). Очень сложной оставалась ситуация в Пряшевской части епархии. После провозглашения независимого Словацкого государства (14 марта 1939 г.) и полной оккупации Подкарпатской Руси епископ Владимир не мог в полной мере окормлять приходы в Восточной Словакии. На территории Словакии действовало в то время 12 приходов епархии, монастырь прп. Иова во Владимировой (24 февраля 1939 г. епископ официально признал типографское братство прп. Иова Почаевского обителью в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ) и две церковные общины в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского) (Шкаровский). В июле 1939 г. епископ Владимир посетил монастырь во Владимировой, откуда вместе с благочинным приходов прот. Василием Соловьевым провел пастырские визиты в православные села Пря-шевщины (Церковная хроника 1939: 14). 25 июля 1939 г. настоятель монастыря прп. Иова игумен Серафим (Иванов) подал Архиерейскому Синоду РПЦЗ донесение, в котором указывал на необходимость передачи православных приходов в Словакии из юрисдикции СПЦ под управление епископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде). К донесению была также приложена копия докладной записки протоиерея Василия Соловьева епископу Владимиру с аналогичными предложениями (Шкаровский). Записка была подана епископу, наверное, во время его пребывания в Словакии. Руководители РПЦЗ поддержали полученное донесение, но указали, что эта передача должна быть осуществлена только с согласия СПЦ. Сербы были не готовы к такому ходу действий. 14 июля 1940 г. епископ Владимир прибыл в монастырь во Владимировой. В обители владыка прожил четыре дня, занимаясь срочными церковными делами. Он почтил память русских воинов Первой мировой войны, отслужив на их могилах панихиду. За эти дни было совершено несколько рукоположений. В сан игумена был возведен иеромонах Игнатий, в сан иеромонаха рукоположен иеродьякон Григорий, в сан иеродьякона - монах Виталий, в сан иподиякона - монах Сергий, в сан протоиерея - настоятель прихода с. Бехерево Алексей Омелья-нович. В монастыре епископ также отправил заупокойный молебен в память о русском государе Николае II и его семье (Церковное торжество 1940: 5). 14 июля 1940 г. епископ Владимир освятил также иконостас в храме с. Вилаги. Во время литургии он наградил камилавками священника из Межилаборцев Иоанна Иванова и местного настоятеля Василия Птащука (Богослужеые 1940: 5). Епископ Владимир понимал, что ему трудно руководить приходами в другом государстве, и этот факт будет использован представителями РПЦЗ для перевода парафий под свою юрисдикцию. Об этом свидетельствует донесение от 25 июня 1939 г., упоминаемое нами ранее. 15 июля 1940 г. «Православная Русь» разместила на своих страницах небольшую заметку под названием «Перемены в каноническом устройстве Православной Церкви на Пряшевщине». В статье неизвестный автор указывал, что в связи с политическим отделением Пряшевской Руси от Подкарпатской Руси Священный Синод СПЦ решил передать православные приходы Пряшевщины из ведения епископа Владимира (Раича) в непосредственное подчинение Сербскому Патриарху Гавриилу (Дожичу). В новых условиях патриаршим наместником-администратором был назначен протоиерей Василий Соловьев с правом ношения палицы (Перемены 1940: 5). Таким образом, юрисдикция СПЦ над православными приходами Восточной Словакии была сохранена. После нападения Германии на Югославию ситуация в корне изменилась. Епископу Владимиру было предложено принять венгерское гражданство вместе со всеми священниками епархии. Но архиерей категорически отказался (Данилець 2009: 177). После этого 8 апреля 1941 г. на железнодорожном вокзале Мукачева епископ был арестован. Газета «Православная Русь» 1 мая 1941 г. поместила две небольшие заметки. В первой указывалось, что «правящий епископ Мукачевский в настоящее время отстранен от управления епархией мадьярскими властями и временно поселился на покой вблизи Будапешта» (Отстранение 1941: 8). А во второй читателям сообщалось, что в Острожском монастыре, возле Цетинье, германскими властями арестован сербский патриарх Гавриил (Арест Патрiарха 1941: 8). Патриарх был отправлен в концлагерь, а епископа Владимира венгры интернировали в загородном доме римо-католического епископа в г. Вац. Весьма возможно, что епископ Владимир, находясь в заточении, счел возможным наладить связь с архиепископом Серафимом (Ляде) и попросить его о принятии в свое управление приходов Восточной Словакии. Кроме того, патриарх Гавриил, которому непосредственно подчинялись эти приходы, находился в концлагере Дахау. Эти предположения основываются на архивных документах, которые будут проанализированы позже. Архиепископ Серафим (Ляде) 16 сентября 1941 г. известил настоятеля монастыря во Владимировой игумена Серафима (Иванова), что он берет под свое окормление монастырь и все православные приходы в Словакии (Шкаровский). В середине октября 1941 г. епископ Владимир (Раич) был выслан в Югославию. В то же время 22 октября 1941 г. архиепископ Серафим (Ляде) посетил столицу Словакии Братиславу. Во время визита он встретился с представителем монастыря прп. Иова архимандритом Нафанаилом и протоиереем В. Соловьевым. На совещании владыка принял от протоиерея В. Соловьева православные приходы Восточной Словакии и назначил его же на должность администратора этих приходов (Архieпископ Серафим 1941: 8). 26 мая 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о преобразовании Германской епархии в Средне-Европейский митрополичий округ во главе с возведенным в сан митрополита Серафимом (Ляде). В состав этого округа вошли и все православные общины в Австрии, Словакии, Протектората Чехии и Моравии, значительная часть которых формально оставалась в сербской юрисдикции (Шка-ровский ). Несмотря на то что епископ Владимир (Раич) был выслан в Сербию и не мог управлять приходами Мукачевско-Пряшевской епархии, сербы упорно продолжали отстаивать свое право на каноническую территорию и духовенство. По словам М. Шкаровского, 3 июля 1941 г. председатель Синода СПЦ митрополит Иосиф (Цвиевич) обратился к председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) с просьбой иметь в виду права сербской церкви на ее приходы в связи с образованием округа. В ответе владыки Анастасия от 11 июля говорилось, что сербские общины не рассматривались как составные части Средне-Европейского округа (в юрисдикцион-ном плане) (Шкаровский). В своих письмах к митрополиту Серафиму (Ляде) глава РПЦЗ напоминал, что сербы обеспокоены ситуацией с православными приходами в Словакии и боятся, что они будут присоединены окончательно к РПЦЗ. Ответ митрополита Серафима митрополиту Анастасию интересен. Считаем, что он частично поставил точку в напряженных отношениях между СПЦ и РПЦЗ. По словам М. Шкаровского, митрополит Серафим (Ляде) в своем письме выразил недоумение тем, что Синод СПЦ выражает недовольство его действиями. «Я прекрасно понимаю, что захват мною сербских приходов только еще более осложнил бы положение нашего Архиерейского Синода». В то же время он указал, что принятие православных приходов Восточной Словакии в его юрисдикцию состоялось по просьбе епископа Владимира: «Преосвященный Владимир, епископ Мукачевский, настоятельно просил меня взять эти приходы в свое управление, так как он лишен возможности управлять этими приходами». Подытоживая письмо, митрополит Серафим писал: «Мне кажется, что Сербский Синод должен был бы благодарить меня, а не протестовать против этой моей помощи, совершенно бескорыстной. Неужели интересы Сербской Православной Церкви пострадают вследствие того, что я временно принимаю на себя заботы о приходах, находящихся в настоящее время вне сферы влияния Сербского Архиерейского Синода и Преосвященного епископа Владимира? Ведь моя помощь только временная мера в пользу Сербской Православной Церкви... Я полагал, да и ныне полагаю, что мой долг - делать все от меня зависящее ради спасения Православия. Неужели это преступление?» (Шкаровский). На заседании Синода СПЦ от 26 сентября 1942 г. была заслушана информация о положении православных приходов в Словакии. Было подчеркнуто, что епископ Владимир (Раич) просил митрополита Серафима взять словацкие общины под свою защиту и оказать им духовную поддержку. Синод постановил, что в настоящее время такая ситуация допустима, поскольку митрополит Серафим действовал не самовольно, а по просьбе епархиального архиерея. Было также решено просить епископа Владимира попытаться найти возможность возвратиться в епархию. В случае невозможности осуществления этого пожелания, Синод решил просить главу правительства Сербии Недича дипломатическим путем добиться передачи управления словацкими приходами служившему в Венгрии сербскому епископу Будимскому Георгию (Шкаровский). После ареста епископа Владимира на Закарпатье православными приходами начал управлять администратор игумен Феофан (Сабов). Однако 12 апреля 1941 г. регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» упоминаемого нами выше Михаила Попова (Budapesti KozLony 1941: 1). Все эти действия Попов согласовывал с архиепископом Савватием, который еще 26 сентября 1940 г. издал указ о назначении его своим администратором в Венгрии (АУСБУ : 370). Когда попытка создания автокефальной церкви в Венгрии провалилась, и этому помешала в первую очередь Германия, Попов начал думать о смене юрисдикции. Кроме того, 30 мая 1942 г. гестапо арестовало архиепископа Савватия (Врабеца), и Попов остался без церковного патрона. Известно, что 11 и 20 января 1943 г. он встречался с митрополитом Серафимом (Ляде), с которым обговаривал положение православной церкви в Венгрии (АУСБУ: 34). В июне 1943 г. М. Попов был отправлен в отставку. На должности администратора был восстановлен игумен Феофан (Сабов), сторонник сербской юрисдикции (Данилець 2009: 188). Он начал готовить почву для возвращения епископа Владимира из Сербии. В октябре 1944 г. Закарпатье было освобождено Советской армией. 1944 г. стал переломным в истории Закарпатья. Изменения коснулись почти всех сфер общественно-политической, социально-экономической, культурной и религиозной жизни. Новый этап наступил и в жизни православной церкви. И хотя православное духовенство, в отличие от греко-католического, выражало свое лояльное отношение к новой власти, принимало активное участие в воссоединительном движении и работе народных комитетов, ему не удалось избежать давления. Сразу же после освобождения края от венгерских войск, еще до формирования органов государственной власти Закарпатской Украины (26 ноября 1944 г.), начался процесс вхождения православной церкви под юрисдикцию РПЦ. 18 ноября 1944 г. в Хусте состоялось собрание православного духовенства, на котором решили обратиться к СПЦ с просьбой дать согласие на переход Мукачево-Пряшевской епархии в состав РПЦ (Данилець 2009: 191). Приняли также решение направить в Москву делегацию для решения этих вопросов. С 7 по 13 декабря 1944 г. представители закарпатского духовенства находились в Москве. Переговоры велись в двух направлениях. С одной стороны, надо было добиться благосклонности митрополита Алексия I (Симанского). Суть просьбы закарпатцев сводилась к следующим пунктам: «1. Поддержать перед Синодом СПЦ их ходатайство о передаче Мукачево-Пряшевской епархии в каноническое ведение Московской Патриархии; 2) Способствовать через гражданские и военные власти в перераспределении церковного имущества между православными и униатскими приходами; 3) Предоставить возможность подготовки в Московских духовных заведениях своих кандидатов в священники и наладить поставки со стороны Московской Патриархии богословских книг; 4) Чтобы Московская Патриархия оказала материальную поддержку Мукачево-Пряшевской епархии» (Данилець 2009: 193-194). 11 декабря 1944 г. делегация была принята председателем Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Георгием Карповым. 17 марта 1945 г. И. Сталин подписал «Инструкцию № 54», в которой, в частности, предполагалось «оформить присоединение к Московской патриархии Мукачево-Пряшевской православной епархии (Закарпатская Украина), согласно выявленным с их стороны желанием и согласием Синода СПЦ (в юрисдикции которой до сих пор находится Мукачево-Пряшевская епархия)» (Данилець 2009: 195). В апреле 1945 г. Московская патриархия направила церковную делегацию во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) в Югославию. Делегацию принял митрополит Скоплянский Иосиф (Цвиевич), потому что Патриарх Гавриил находился тогда еще в концлагере. В то время во всей Югославии находились девять епископов, а заседание Священного Синода составляли пять архиереев. Между ними был и епископ Владимир (Раич), который согласился на передачу ведомой ним епархии в юрисдикцию РПЦ. Особенно активизировались отношения между СПЦ и РПЦ по вопросу передачи Мукачево-Пряшевской епархии после 29 июня 1945 г., когда между правительствами ЧСР и СССР был подписан договор о Закарпатской Украине, который предусматривал включение Закарпатья в состав УССР. 6-8 сентября 1945 г. на заседании Священного Синода СПЦ было принято решении о каноническом переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. 20 октября 1945 г. Священный Синод СПЦ отправил епископа Владимира (Раича) в Москву для официальной передачи Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Епископа сопровождал в этой поездке иеродьякон Прохор Якшич. В Москве они встретились с Патриархом Алексием I, а 22 октября 1945 г. состоялось заседание Священного Синода РПЦ (Скурат 1994: 234). На этом заседании епископ Владимир (Раич) зачитал письмо главы Священного Синода СПЦ митрополита Иосифа (Цвиевича), в котором последний сообщал решение Синода о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в ведение РПЦ. После оглашения письма епископ Владимир (Раич) согласно 67-му правилу Карфагенского собора выразил от себя согласие на передачу епархии в состав Русской церкви (Пребывание в Москве 1945: 20). 24 ноября 1945 г. патриарх Московский хиротонизировал Георгия Сидорука в епископа Уманского, викария Киевской митрополии, под именем Нестора, одновременно назначив его администратором православной Мукачевско-Пряшевской епархии (Боцюрмв 2005: 191). 6 ноября 1945 г. епископ Владимир вместе с епископом Нестором прибыли в Мукачево. 9 ноября новый епископ принял от предшественника епархиальный архив, а 11 ноября в кафедральном храме Мукачева состоялась его интронизация (Одинцов 2003). Главной причиной ухудшения положения православной церкви накануне и в годы Второй мировой войны стала политика венгерских властей. Венгры желали видеть в стране независимую православную церковь. Поэтому главным заданием для них были устранение из Закарпатья епископа Владимира (Раича) и сербской юрисдикции и замена его М. Поповым и константинопольской юрисдикцией. Арест епископа и его депортация в Сербию ослабили позиции СПЦ на Закарпатье. Как архиерей епископ Владимир (Раич) много делал для укрепления епархии. Он реорганизовал управленческие органы, наладил прочные связи с местным руководством, последовательно отстаивал права православного духовенства. Епископ постоянно посещал приходы епархии, противостоял конкурентам-савватиевцам, пастырскими методами распространял православие среди населения Закарпатья.
Ключевые слова
Patriarch,
Orthodox synod,
Bishop,
Orthodox Church,
Синод,
православные,
патриарх,
православная церковь,
епископАвторы
Данилец Юрий Васильевич | Ужгородский национальный университет (Украина) | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины | jurijdanilec@rambler.ru |
Всего: 1
Ссылки
Якунин В. Внешние связи Московской Патриархии и расширение её юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2002. 200 с.
Якунин В. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: историография и источниковедение проблемы. Самара, 2002. 167 с.
Церковное торжество в обители преп. !ова // Православная Русь. 1940. 15 июля. С. 5.
Шестаков А. Владимир (Раич) // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. 8. С. 658-659.
Скурат К. История Православных Поместных Церквей: Учебное пособие: В 2 т. М., 1994. Т. 2. 320 с.
Якунин В. Положение и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. 400 с.
Шкаровский М. Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии. URL: http://www.krotov.info/history/20/1930/sLovakia.htm (дата обращения: 18 апреля 2015).
Церковная хроника // Православный вестник. 1939. С. 14.
Хиротония епископа Владимира // Православная Русь. 1938. С. 1.
Пребывание в Москве делегации Православной Церкви Закарпатской Украины // ЖМП. 1945. № 11. С. 20.
Свято-Троицкий монастырь 2005 - Свято-Троицкий монастырь. Памятка к 75-летию. Джорданвилль, 2005. 208 с.
Сава, епископ Шумадиjcки. Српски jepapcи. Белград, 1996. 538 с.
Перемены в каноническом устройстве Православной Церкви на Пряшевщине // Православная Русь. 1940. 15 июля. С. 5.
Politika. 1939. 8 februara.
Нова Свобода. 1938. 23 грудня.
Одинцов М. Вероисповедная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003. URL: http://www. rusoir.ru/print/02/108/index. htmL (дата обращения: 17 апреля 2015).
Отпуст в Мукачеве // Православный вестник. 1939. С. 13-14.
Отстранение Преосвященнаго Епископа Владимiра // Православная Русь. 1941. 1 мая. С. 8.
Палінчак М. Державно-церковні відносини на Закарпатті та в Східній Словаччині в 20-середині 30-х років ХХ століття. Ужгород, 1996. 92 с.
Марьина В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина. 1939-1945 гг. Документальный очерк. М.: Новый хронограф, 2003. 303 с.
Наш Преосвященный владыка // Православный вестник. 1939. № 1. С. 4.
Нова Свобода. 1938. 30 листопада.
Данилець Ю. Православна церква на Закарпатті у першій половині ХХ ст. / Передмова В. Фенича. Ужгород: Карпати, 2009. 376 с.
Marek P., Bureha V. Pravoslavní v Československu v letech 1918-1953: Příspěvek k dějinám Pravoslavné církve v českých zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi. Brno, Centrum pro studium demokracie a kultury, 2008. 532 s.
Коломиец И. Социально-экономические отношения и общественное движение а Закарпатье во второй половине Х1Х столетия. Томск, 1962. 678 с.
Данилец Ю. Пастырская деятельность епископа Владимира (Раича) в Закарпатье накануне и в годы Второй мировой войны // Вестник Пермского университета. История. 2010. Вып. 1 (13). Война и российское общество. С. 21-29.
Богослуженіе в с. Вилаги // Православная Русь. 1940.15 июля. С. 5.
Боцюрків Б. Українська Греко-Католицька Церква і Радянська держава (1939-1950) / переклад з англійської Наталії Кочан, за редакцією Олега Турія. Львів: Видавництво Українського Католицького Університету, 2005. 268 с.
в 1939-1944 рр. // Культура Українських Карпат: традиції і сучасність: Матеріали міжн. наук. конф. Ужгород, 1994. С. 349-364.
Данко О. Угорська політика відносно православної церкви
Budapesti Közlöny. 1941. 13 aprills. S. 1.
Гавриил (Кризина), игумен. Православная Церковь на Закарпатье (век ХХ). Киев, 1999. 200 с.
Государственный архив Закарпатской области. Ф. 109. Оп. 1. Д. 461. На 46 л.
Архив Управления СБУ в Закарпатской области. Арх. крим. дело 1411-С. (Попов М.М.) (7.04.1947-16.08.1947 рр.). На 474 л.
Архієпископ Серафим в Словакіи // Православная Русь. 1941. 30 октября. С. 8.
Арест Патріарха Гавріила // Православная Русь.1941. 1 мая. С. 8.
Вениамин (Керечанин), игумен. Письмо в Лист епархиальное управление в Мукачеве от 10.06.1940. Л. 1.
Владимир (Раич), епископ. Жалоба министерскому советнику при регентском комиссаре в Ужгороде Ю. Марине за № 58/40 от 15.01.1940. Л. 1.
Владимир (Раич), епископ. Жалоба регентскому комиссару С. Перени в Ужгород за № 25/40 от 24.01.1940. Л. 1.
Архив Мукачевской православной епархии. Макарий (Вадюн), иеромонах. Донесение епархиальному управлению в Мукачеве за № 1/40 от 2.01.1940. Данилово. Л. 1.
Владимир (Раич), епископ. Жалоба регентскому комиссару С. Перени в Ужгород за № 741/40 от 10.06.1940. Л. 1.
Владимир (Раич), епископ. Жалоба регентскому комиссару С. Перени в Ужгород за № 20/40 от 4.01.1940. Л. 1.