Процесс изучения этнической самоидентификации русинов с конца XX в. переживает период укрепления. Одновременно с изучением истории возникновения этноса, его языковых и культурных особенностей активизируется интерес и к процессам миграции русинского населения Карпатской Руси. В статье рассматривается процесс становления первых «обществ взаимопомощи» русинов на территории США - Русского православного кафолического общества взаимопомощи, Общества русских братств в Соединенных Штатах Америки, Русского объединенного общества взаимопомощи в Америке. Особое внимание уделяется целям и задачам, которые ставили перед собой данные общества, их роли в укреплении православия, а также сохранении русинской культуры как в Соединенных Штатах Америки, так и в мире.
First social organizations of Rusins in the United States of America.pdf Карпато-русины начали иммигрировать в Северную Америку в начале 1870-х гг. из региона Карпатских гор (SLavs 1918). В начале 1880-х гг. многие русины-мигранты, которые приезжали в США из Австро-Венгрии в поисках работы на угольных шахтах, обосновались в антрацитовом регионе штата Пенсильвания (Миронов 2014). Первым официальным объединением карпато-русинов на территории Соединенных Штатов Америки стало Русское православное кафолическое общество взаимопомощи (РПКОВ, Russian Orthodox CathoLic MutuaL Aid Society, ROCMAS), которое было основано 10 апреля 1895 г. в городе Уилкс-Барр, штат Пенсильвания (Dyrud 1992: 59-60). Местные отделения этого общества были образованы также в Минеаполисе, Чикаго, Питсбурге и Осеола Милс. Формально общество было зарегистрировано в 1912 г. согласно законам штата Пенсильвания. Документ, разрешавший создание общества, закреплял за ним функции страхового общества, целью которого провозглашалась помощь его членам, оказавшимся в беде, заболевшим, получившим физические увечья или инвалидность. В случае смерти общество страхования выплачивало пособие на членов семьи. Преимущества страхования жизни были особенно полезны для вдов, часто остававшихся без кормильца в больших семьях, поскольку в то время не было другого вида финансовой помощи от промышленных предприятий или из правительственных источников. Таким образом, общество взаимопомощи явилось для многих из них спасением. Согласно уставу 1913 г. (By-Laws 1913), утвержденному архиепископом Алеутским и Североамериканским Платоном (Holly Synod 1914), Русское православное кафолическое общество взаимопомощи вверялось «молитвенному ходатайству и попечению святителя и чудотворца Николая» (п. 2 Устава), а постоянным почетным председателем был утвержден архиепископ Алеутский и Североамериканский (п. 119 Устава). Хотя формально Русское православное кафолическое общество взаимопомощи было обществом взаимопомощи (страховым обществом), его задачи и деятельность были значительно шире (Русское православное 2014). Его члены участвовали в строительстве храмов и открытии новых приходов, помогали не только иммигрантам в США, но также русинам в Австро-Венгрии, македонским славянам, в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. - русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях, в период гражданской войны в России - войскам А.В. Колчака и А.И. Деникина (Little Russian 1920). Среди множества задач общества одной из наиболее значимых было создание русских православных приходов в Соединенных Штатах Америки (Dyrud 1992: 74). Основным печатным органом общества была газета «Свет» (русин. «СвЪтъ»), которая на протяжении первых лет существования общества являлась важнейшим информационным печатным органом североамериканской православной миссии (Дымова 2013: 15-16, Да-нилец 2014: 11). Итогом работы Русского православного кафолического общества в течение десятилетия стала помощь в открытии приходов в штатах Пенсильвания, Нью-Йорк, Коннектикут, Оклахома, Нью-Джерси, Миннесота, Иллинойс, Колорадо, Массачусетс, Калифорния, Алабама, Миссури, Висконсин, Индиана, Мичиган, Вашингтон, Род-Айленд, Мэриленд, а также на территории Канады и Европы (The Russian Orthodox 2015). Русскому православному кафолическому обществу взаимопомощи принадлежит ключевая роль в организации и проведении Первого Всеамериканского собора 5-7 марта 1907 г. в Мейфилде, штат Пенсильвания (Liberovsky 2007). Он проводился параллельно с Седьмым съездом общества и положил начало соборному устроению православной церкви в Америке. Именно на этом соборе было принято новое название Алеутской и Североамериканской епархии (до 1900 - Алеутская и Аляскинская): Русская православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Российской церкви (Хайруллина 2004: 3, 20-21). Общество принимало участие в организации и последующих Всеамериканских соборов (Русское православное 2014). Одним из наиболее крупных обществ русинов (продолжающее существовать и сегодня) стало Общество русских братств в Соединенных Штатах Америки (ОРБ, Russian Brotherhood Organization of the United States of America, RBO). Это некоммерческое общество взаимопомощи и взаимного страхования было основано 1 июля 1900 г. в Маханой-Сити, штат Пенсильвания, группой галицийских и карпато-русинских горняков и рабочих (Dyrud 1992: 60). Миссией данного общества являлось обеспечение взаимопомощи при возникновении трудностей у иммигрантов из Галиции и Карпат, а также помощь последующим поколениям иммигрантов (Dyrud 1992: 105). ОРБ предоставляло страховые льготы, поддерживало детские дома, содержало собственный стипендиальный фонд. Организация также вносила свой посильный вклад в развитие общеобразовательных и церковно-приходских школ на «старой родине» и в США, помогала гражданским и благотворительным организациям. Кроме этого, ОРБ издавало учебную и художественную литературу, а также способствовало сохранению национальной культуры и наследия. В феврале 1902 г. Виктор Гладык, один из основателей ОРБ, и несколько русинских активистов, встретившись в Нью-Йорке, решили издавать «настоящую русинскую газету». В конце марта 1902 г. вышел первый выпуск газеты «Правда» (Dyrud 1992: 43-44), владельцем и главным редактором которой стал В. Гладык. Ничего общего с «Правдой», издававшейся в 1908-1912 гг. в Вене под редакцией Л.Д. Троцкого, она не имела. Однако «Правде» Гладыка было очень сложно конкурировать со «Светом» Русского православного кафолического общества взаимопомощи и другими русиноязычными газетами, поэтому газету пришлось продать ОРБ за 400 долларов. До начала 1930-х гг. «Правда» состояла из 4 полос и выходила дважды в неделю, по вторникам и пятницам, и стоила 3 цента. Так как большинство карпато-русинских иммигрантов не обладали знанием английского языка на достаточном для комфортной жизни уровне, в газете часто использовались английские слова, но написанные в кириллической транскрипции. На первой полосе газеты помещались самые важные новости, касающиеся Карпатской Руси и всего славянского мира. Кроме местных новостей, газета также перепечатывала в переводе международные новости, так как большинство читателей не знали английского языка и не имели возможности читать американские газеты. На второй полосе, как правило, публиковались две или три редакторских статьи о православной церкви, социальной и политической жизни Америки или Европы. Третья полоса газеты отводилась для финансовых отчетов и прочих организационных вопросов Общества русских братств в Соединенных Штатах Америки. В годы Второй мировой войны на страницах газеты публиковались детальные сводки с фронта. Газета прекратила свое существование в 1975 г. Общество русских братств в Соединенных Штатах Америки также занималось с 1909 г. изданием ежегодного иллюстрированного русско-американского альманаха, более известного как «Альманах», «Американо-русский календарь на год» или «Русский календарь на год». Альманах освещал активность общества, а также на его страницах выходили литературные и исторические статьи (Гулевич 2013). Всего же в США в начале XX в. русинами издавалось порядка 40 различных газет и журналов (Миронов 2014). Основание общества взаимопомощи для иммигрантов стало закономерным, так как в то время в угольной и горнодобывающей промышленности не было предусмотрено компенсаций по потере трудоспособности или кормильца. Заявленными целями ОРБ были: предоставление материальной, моральной и культурной помощи его членам; обеспечение выплат пособий в случае болезни, инвалидности или смерти, а также предоставление займов; поддержание русских культурных традиций, укрепление домашних и социальных связей членов общества (Custer 2008). Местные отделения ОРБ назывались «братства». После вступления в братство его члены получали детально разработанный «сертификат членства» или «договор», описывавший условия страхования, а также атласную церемониальную ленту и медаль или булавку для лацкана. Каждое братство имело святого-покровителя, и в день, посвященный этому святому, в церкви проводилась особая служба. С самого своего основания Общество русских братств неизменно способствовало улучшению благосостояния семей тех иммигрантов, которые прибывали из Восточной Европы в Соединенные Штаты Америки в поисках лучшей жизни. Хотя существовали определенные ограничения по возрасту для вступления в общество, все его члены платили одинаковый взнос. В начале 1930-х гг. были введены повышенные страховые выплаты, зависившие от времени пребывания члена в обществе. В годы Великой депрессии 1930-х гг. для того, чтобы не растерять всех своих членов, общество давало беспроцентные ссуды безработным для внесения членских взносов. В годы Второй мировой войны ОРБ и его члены пристально следили за политическими событиями на родине. В 1942 г. ОРБ выступило организатором Лиги освобождения Галиции и Карпатской Руси - политической организации Филадельфии, целью которой было «всеми возможными методами способствовать воссоединению всех западнорусских земель с Союзом Советских Социалистических Республик» (Миронов 2014). ОРБ также участвовало в создании Лем-ковского комитета взаимопомощи, который занимался социальным обеспечением иммигрировавших русинов-лемков (Миронов 2014). ОРБ принимало участие в местных общественных кампаниях по сбору помощи для американского Красного Креста, а также в сборе средств для других прорусских организаций. Во время Второй мировой войны ОРБ предоставляло своим членам полный пакет страховых услуг. Пятьдесят два члена ОРБ погибли на службе во время войны, а общество в полном объеме выплатило пособия членам семьи. Обществом помощи России в войне также был снят документальный фильм «Наш Русский фронт», вышедший на экраны 11 февраля 1942 г. После Второй мировой войны финансовое положение общества оставалось хорошим. В 1954-1955 гг. был взят курс на расширение сферы помощи на немедицинские услуги. В настоящее время общество предлагает своим членам полную линейку современных полисов страхования жизни. Кроме того, в членские взносы включается страхование жизни новорожденного ребенка. Пособия для детей, больных раком, предоставляет семье безвозмездное пособие в 500 долларов на ребенка (до 18 лет), у которого обнаружено онкологическое заболевание. Программа дома престарелых включает в себя содержание члена общества в доме для престарелых при необходимости на постоянной основе. ОРБ также предлагает для своих членов ряд других услуг: стипендии, потребительские кредиты и ипотечное кредитование (Миронов 2014). Общество всегда было заинтересовано в сохранении русской культуры и наследия. Многие отделения общества тесно связаны с местными приходами. ОРБ активно поддерживает православные церкви как в Соединенных Штатах Америки, так и за рубежом, а также выделяет гранты приходским школам. Общество внесло свой вклад в развитие школьного и приходского образования в Галиции. ОРБ также поддерживает русское искусство, музыку, театральные постановки и балет. Местные отделения во многих городах США организовывают хоровые группы, балалаечные музыкальные ансамбли и коллективы народного танца с целью пропаганды и сохранения народного музыкального творчества. Другим русинским обществом, которое впоследствии вошло в состав ОРБ, стало Русское объединенное общество взаимопомощи в Америке (РООВА, Russian Consolidated Mutual Aid Society of America, RCMASA), основанное в 1926 г. РООВА было создано, чтобы действовать в интересах своих членов в качестве финансовой и социальной организации. Общество состояло из местных филиалов, открытых преимущественно в Нью-Йорке и Филадельфии. Оно предлагало страховые полисы, финансовую поддержку для инвалидов, дешевые ипотечные кредиты, приюты для бездомных и престарелых. Оно также организовывало много общественных и спортивных мероприятий в течение года. С 1936 г. РООВА выпускало ежемесячный (за исключением номеров, выходящих раз в два месяца - февраль-март и октябрь-ноябрь) журнал «Русский вестник». После слияния с ОРБ в 1965 г. выпуск «Русского вестника» был прекращен. В годы Второй мировой войны Русское объединенное общество взаимопомощи основало и поддерживало работу Русско-американского центрального комитета для помощи русским. Через данный комитет за годы войны было собрано медицинской помощи на сумму более 5 тыс. долларов. В 1934 г. с целью сблизить отделения Нью-Йорка и Филадельфии Русское объединенное общество взаимопомощи в Америке основало компанию «РОВА Фармс» на 1 400 акрах земли в Кэшвилле, штат Нью-Джерси. «РОВА Фармс» - коммерческая, культурная и полублаготворительная организация, которая основала и управляла базами отдыха, детскими лагерями, библиотекой, парком, домом престарелых, а также обрабатывала землю, выращивала овощи, разводила домашний скот на своей земле. На «РОВА Фармс» в Русском мемориальном парке была построена библиотека, посвященная истории и архивам русской иммиграции в Америку. В этом же месте был возведен памятник русскому национальному гению и создателю русского литературного языка А.С. Пушкину. Также был построен монумент в память о погибших на полях сражений Второй мировой войны. После Второй мировой войны на землях «РОВА Фармс» был возведен приход Святой Марии. В 1956 г. был построен русский православный храм Святого Владимира в память о князе Владимире Святославиче, при котором состоялось крещение Руси в 988 г. (согласно «Повести временных лет»). Общество русских братств в Соединенных Штатах Америки, Русское православное кафолическое общество взаимопомощи и Русское объединенное общество взаимопомощи в Америке сыграли значительную роль в сохранении и приумножении культурного наследия русинов в иммиграции, а также в поддержании связей «американских» карпато-русинов с «европейскими». Действующие уже более 100 лет Общество русских братств и Русское православное кафолическое общество взаимопомощи имели немаловажное значение в улучшении жизни славянских мигрантов, прибывавших в Соединенные Штаты Америки из Европы, а также укреплении православия на всем североамериканском континенте.
By-Laws 1913 - By-Laws of Russian Orthodox CathoLic MutuaL Aid Society in U.S.A. 1913. URL: http://roLandanderson.se/rocmabyLaws.php (дата обращения: 11.09.2015).
Custer 2008 - CusterR.D. Carpatho-Rusyns in Nothern PennsyLvania. MunhaLL: Carpatho-Rusyn Society, 2008. 2 p.
Dyrud 1992 - Dyrud Keith P. The quest for the Rusyn souL: the poLitics of reLigion and cuLture in Eastern Europe and in America, 1890-WorLd War I. PhiLadeLphia: BaLch Institute Press, 1992. 157 p.
HoLLy Synod 1914 - HoLLy Synod caLLs Archbishop PLaton // The New York Times. 1914. 31 May.
Liberovsky 2007 - Liberovsky A. The 1907 MayfieLd Church CounciL. URL: http://oca.org/PDF/NEWS/2007/2007-1028-mayfieLd/mayfieLd_sobor_an-niv_10282007.pdf (дата обращения: 10.09.2015).
LittLe Russian 1920 - LittLe Russian movement // The New York Times. 1920. 4 January.
SLavs 1918 - SLavs as our ALLies [map] // The New York Times. 1918. 16 June.
The Russian Orthodox 2015 - The Russian Orthodox CathoLic MutuaL Aid Society and its roLe in the growth of The Orthodox Church in America. URL: http://web.archive.org/web/ 20070812200226/www. rocmas.org/roLe.htmL (дата обращения: 24.09.2015).
Гулевич 2013 - Гулевич В. Русская Правда Америки. URL: http://www.se-godnia.ru/ content/125730 (дата обращения: 10.09.2015).
Данилец 2014 - Данилец Ю.В. К истории православия в Угорской Руси накануне Первой мировой войны (по материалам американской газеты «Свьть») // Русин. 2014. № 3 (37). С. 9-21.
Дымова 2013 - Дымова М.Г. Издательская деятельность Русской православной миссии в США и Канаде: история и современность (1896-2006 гг.): автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 2013. 25 с.
Миронов 2014 - Миронов Г. Русинская Американская Русь. URL: http:// rusk.ru/st.php?idar=68584 (дата обращения: 11.09.2015).
Русское православное 2014 - Русское православное кафолическое общество взаимопомощи. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_ православное_кафолическое_обще-ство_взаимопомощи (дата обращения: 10.09.2015).
Хайруллина 2004 - Хайруллина П.А. Русская Православная Церковь в США: поиск путей модернизации и деятельность святителя Тихона (Белла-вина) (последняя треть XIX - начало XX в.): автореф. дис.. канд. ист. наук. Челябинск, 2004. 32 с.